Развитие личности ребенка в детских коллективах и группах
Значимость коллективной деятельности была признана задолго до К. Д. Ушинского и А.С Макаренко. Педагоги прошлого старались привить воспитанникам дух товарищества, взаимопомощи. На уровне детского коллектива дети осознают собственное «я», совместная деятельность группы детей становится источником новых взаимоотношений, влияет на развитие и воспитание самого коллектива и личности.
Главными направлениями воспитателя детского коллектива становятся:
- Забота о личностном самоутверждении воспитанников в процессе их коллективной деятельности.
- Формирование у детей взрослых моделей общения и деятельности.
- Помощь в осознании себя самостоятельным индивидуумом.
Значение коллектива в воспитательном процессе
Среди современных теоретиков педагогики, психологии встречаются специалисты, критикующие роль коллектива в развитии и воспитании цельной личности. Якобы, под давлением коллектива ребенок утрачивает свою индивидуальность, своеобразие. Такой тезис подкрепляется примерами негативного воздействия политизированного тоталитарного общества на человека в недавнем прошлом, когда жизнь социума для любого «винтика» становилась намного более значимой, чем личные интересы.
Нельзя отрицать тот факт, что человечество с самого начала своего существования основывалось на коллективных формах взаимодействия и организации, таких как род, племя, семья. Изоляция от общества становилось причиной уродливого развития субъекта, была, скорее, наказанием, чем благом.
Воспитание личности с раннего возраста происходит в коллективе, это основная база, где дети приобретают позитивный социальный опыт. Становясь школьником, ребенок одновременно выступает членом нескольких коллективов, некоторые из которых (кружок или секцию) он выбирает единолично. Желая стать членом той или иной группы, школьник вынужден подчиняться тем правилам, которые ей свойственны. Но это вовсе не означает пассивного следования местным установкам.
Основным принципом воспитания полноценной личности в коллективе является принятие активной жизненной позиции, умение отстаивать свою точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства. Коллектив дает возможность ученику приобрести навыки общественного поведения, находясь в позиции подчинения, противопоставления и руководства. Такое взаимодействия с товарищами и воспитателями приводит к формированию гражданственности, гуманизма и инициативности. Диалектика коллективного и индивидуального взаимообусловлены в педагогическом процессе воспитания личности.
Человек существует и растет в системе отношений с природой, другими людьми. Богатство связей определяет его духовное богатство, степень значимости.
Воспитательные задачи педагога
Каждый этап развития молодого человека среди членов коллектива имеет важные последствия для дальнейшего становления, способностей к самореализации. Невозможность адаптироваться в небольшой группе приводит к неуверенности, сомнениям в своих силах, обидчивости, конфликтности. Неспособность реализовать индивидуальность становится причиной негативизма, озлобленности, других личностных деформаций.
Основная задача воспитателя детского коллектива – создание благоприятных условий для адаптации личности, одновременного проявления индивидуальности и интеграции в общество.
Самоутверждение и коллективная деятельность
Один из мотивов поведения подростков – завоевание признания товарищей. Когда для ребенка общение со сверстниками не приносит понимания, положительной оценки, это приводит к комплексу проблем.
Педагог помогает каждому воспитаннику отыскать свое место в коллективе, завоевать его уважение. Нередко положение школьника в группе напрямую связано с тем, как организована система взаимоотношений учитель-воспитанник. Статус ученика, особенно младших классов, зависит от того, какую значимость придает ему учитель. Он может привлечь внимание других к «отверженному», доверив ему ответственное поручение, включая его в мероприятия. Педагогическая задача учителя в:
- демонстрации сокрытых от других положительных качеств каждого члена детского коллектива;
- эмоциональной поддержке, внушении ребенку веры в себя;
- вовлечении «непринятых» ребят в общие мероприятия с теми, кто имеет более высокий общественный статус.
Нередко формальные лидеры приобретают такое положение не за счет высоких моральных качеств, а благодаря высокой активности, стремлению подавлять, командовать. Воспитателю важно выявить истинные мотивы поступков неформального лидера, препятствовать утверждению за чужой счет, дать проявить скрытые таланты остальным воспитанникам.
Формирование взрослых моделей общения и деятельности
Любая сфера человеческой деятельности на всех исторических этапах требовала умения работать командой, готовности к сотрудничеству. От таких качеств зависят не только спортивные, производственные успехи, но порой сама жизнь. Важно научить детей находить баланс между личными нуждами и интересами общества, не потерять в отстаивании своего «я» связей с другими людьми, способности чем-то поступиться, прийти на выручку.
Взрослые часто не одобряют узкие компании из 2-3 человек, которые разобщают большой коллектив. Но именно в такой небольшой группе друзей подросток испытывает эмоциональный комфорт, защищенность, общность интересов, собственную значимость. Подобные отношения между детьми зачастую возникают стихийно или даже вопреки рекомендациям родителей. В школьные годы для ребят наиболее важны не оценки по предметам, а наличие друзей.
Будущим участникам корпоративных отношений пригодятся воспитанные детской дружбой качества: стремление к совместному успеху, умение самоорганизовываться, взаимная ответственность. Условия школьных взаимоотношений, определенные роли в играх потом воспроизводятся во взаимодействии между партнерами в профессиональной деятельности.
Осознание себя самостоятельным индивидуумом
Один из принципов воспитания личности – развитие субъекта в коллективе и через коллектив. Знакомство с самим собой у подростка происходит в реальных ситуациях, которые возникают при совместной деятельности. Взрослеющий человек сможет оценить многообразие окружающих предметов и субъектов только в процессе общения и сравнения.
Взаимодействуя с товарищами, учителями ребенок определяет правильные и неправильные модели общения, учится контролировать реакции, преодолевать страх, зависть, приобретает навыки здоровой конкуренции.
Индивидуальные особенности характера, способности личности неповторимы. Но психологические, творческие черты каждого оцениваются в зависимости от полезности для коллектива. Воспитатель заботится о реализации себя каждым из воспитанников в коллективной жизни. Для этого необходимо:
- изучение личности каждого, привлечение внимания к его достоинствам и достижениям;
- помощь в установлении между детьми доверительных, доброжелательных отношений;
- организация коллективных мероприятий, способствующих раскрытию лучших черт воспитанников;
- перевод личностных конфликтов в «мирное русло»: творческие конкурсы, дискуссии, работу над инновационными проектами;
- содействие в преодолении негативных привычек, стремлении к самосовершенствованию, положительным изменениям;
- поддержка у ребят желания сохранить достоинство и самобытность, быть самими собой.
Заключение
Влияние развитого детского коллектива на ребенка реализуется посредством активного участия каждого в самоуправлении, разноплановой общественной жизни. Педагоги призваны создавать подходящие возможности для формирования общественно значимой личности, максимального проявления ее индивидуальных особенностей.
Источник
Теперь мы подошли, пожалуй, к самым сложным и ответственным вопросам: о развитии детей в группах и коллективах и о разумном педагогическом руководстве этим процессом. Сложность поставленных вопросов состоит в том, что группа или коллектив могут оказывать двойственное, как положительное, так и отрицательное влияние на личность, и важно усилить первое, сведя к минимуму второе.
Вне общения со взрослыми людьми и другими детьми ребенок вряд ли приобретет нужные ему человеческие качества. Следовательно, коллектив ему необходим. Но коллектив, как мы выяснили ранее, при наделении его слишком большими полномочиями и властью над личностью, а также при недостаточно высокое уровне собственного развития ребенка может препятствовать его дальнейшему росту. Педагог на практике сталкивается, таким образом, со сложной задачей: как, управляя развитием самого коллектива, усиливать его положительное и уменьшать возможное отрицательное воздействие на личность ребенка.
Для того чтобы положительно и разносторонне влиять на личность ребенка, детский коллектив должен жить достаточно разнообразной жизнью, включающей виды деятельности, способствующие развитию личности. На практике большинство детских коллективов чаще всего заняты одним, реже двумя и очень редко тремя разными видами деятельности. В них ребенок не в состоянии получить возможность для разностороннего личностного развития. Тогда остается один выход: сделать ребенка активным участником сразу нескольких детских коллективов, занятых различными видами деятельности и в совокупности обеспечивающих ребенку нужное разнообразие личностного роста.
Это не есть единственно возможное и оптимальное решение проблемы, так как в пределах доступного для ребенка социального окружения не всегда находится нужное количество разнообразных по содержанию деятельности детских объединений. Тогда можно сделать так, чтобы ребенок непосредственно участвовал в работе двух, максимум — трех детских коллективов, каждый из которых, в свою очередь, занимался бы двумя-тремя различными видами деятельности, взаимодополняющими друг друга в их влиянии на личностное развитие ребенка. Участвуя в деятельности каждого из них, ребенок будет иметь возможность приобретать достаточное количество различных полезных личностных свойств, причем в зависимости от его собственных способностей и склонностей. Разумно, чтобы каждым детским коллективом в этом случае руководили два-три педагога — специалисты в различных областях человеческой деятельности.
Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
Тема I. Обучение детей умениям и навыкам общения
1. Основные психолого-педагогические задачи работы с детскими группами и коллективами.
2. Цели педагогического руководства коллективами.
3. Обучение распределению обязанностей, ролевым формам поведения и деловому общению.
4. Развитие организаторских и исполнительских умений.
5. Научение эмоционально благоприятному межличностному общению, умению вести дискуссии, предупреждению и разрешению конфликтов.
6.Обучение независимому внутригрупповому поведению, учету мнений и интересов других людей.
Т е м а 2. Управление межличностнымн отношениями в детских группах
1. Значение деловых и личных взаимоотношений для развития личности ребенка в детских группах и коллективах.
2. Основные направления формирования и развития деловых отношений детей.
3. Возрастные особенности управления деловыми взаимоотношениями.
4. Приоритет нравственных взаимоотношений над деловыми.
5. Возрастные возможности укрепления моральной основы детских групповых взаимоотношений.
Тема 3. Организация деятельности детских групп и коллективов
1. Условия оптимальной организации совместной деятельности детей в группах и коллективах.
2. Социально-психологические основы организации групповой деятельности детей.
3. Оптимальная величина и состав детских групп, их возрастная изменчивость.
4. Требование равноправия личности ребенка и детского коллектива.
5. Приближение содержания и задач совместной деятельности детей к проблемам жизни взрослых людей.
Тема 4. Развитие личности в детских группах и коллективах
1.Двойственность влияния детских групп и коллективов на развитие личности ребенка.
2.Практические пути решения проблемы разностороннего развития личности ребенка в группах и коллективах.
Темы для рефератов
1.Психолого-педагогические основы работы с детьми в первых классах школы по развитию у них умений и навыков общения.
2.Ускоренное развитие нравственной основы личных взаимоотношений у детей дошкольного возраста.
3. Пути повышения эффективности деятельности детских групп и коллективов.
4. Практические средства усиления положительных и уменьшения отрицательных влияний коллектива на развитие личности ребенка.
Источник
Детский коллектив, его специфики, этапов становления и развития.
Проблема развития детского коллектива и личности изучается педагогами на протяжении длительного времени. В различных источниках даётся различные определения детского коллектива, но мы рассмотрим следующее понятие.
Детский коллектив – это группа детей, в которой создаётся система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого её члена.
При изучении понятия «коллектив» нельзя обойтись без описания понятия личности, данного в педагогическом словаре Коджаспирова Т.М.
Личность – 1) индивид, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определённое системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
В педагогике выделяют следующие признаки коллектива:
1) сознательный характер объединения людей;
2) единство общих и личных целей членов коллектива;
3) относительная устойчивость и длительность функционирования;
4) чётко организационная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений;
5) наличие органов самоуправления
6) общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориентации;
7) благоприятный климат в коллективе;
8) сплочённость;
9) коллективная деятельность, единый результат, достижение усилиями каждого члена коллектива;
Исходя из вышеперечисленных признаков, можно сформулировать функции коллектива:
- регулятивная – заключается в пропаганде определённых нравственных и социальных установок.
- организационная – коллектив – это основная форма организации детской жизнедеятельности.
- консолидационная (объединяющая) – данная форма организации служит для сплочения, объединения детей.
- стимулирующая — побуждение личности к нравственно-ценной деятельности и торможению негативных намерений и поступков.
- воспитательная – целенаправленное воздействие на каждую личность членами коллектива и воспитателем, формирующее взаимодействие.
Специфика детского коллектива состоит в том, что коллективные взаимоотношения между детьми носят неустойчивый характер. У детей дошкольного возраста стремление к совместной деятельности с другими детьми складывается постепенно. Если в младшем школьном возрасте ребёнок чаще предпочитает индивидуальные игры, то в среднем дошкольном возрасте (на пятом году жизни) преобладающей является игра «рядом» или «механическое взаимодействие». И только в старшем дошкольном возрасте преобладающим мотивом для объединения в игре становится мотив интереса к партнёру по игре или личным качествам другого ребёнка. По мнению многих исследователей, коллективное взаимодействие формируется в игре, а не только в совместной деятельности. Коллективные взаимодействия представляют собой комплекс различных взаимоотношений: межличностных, деловых, ролевых.
В исследованиях Усовой выделены 4 этапа становления детского сообщества.
Этапы развития детского сообщества:
- На этом этапе возникают первые, легко распадающиеся объединения детей. Объединяющим началом является воспитатель. Тяготение к сверстникам возникает на основе симпатии к ним.
- – более устойчивое объединение на основе совпадения интересов (вид игры, деятельности); впервые появляются дети-организаторы.
- появляется интерес друг к другу и первые избирательные дружеские связи. Важным мотивом для объединения может быть деловой мотив или личностный.
- Создание внутри детского сообщества таких отношений, когда каждый чувствует себя участником общего дела. В этом возрасте появляется самоконтроль, способность к саморегуляции.
Т.А. Потапенко в 90 гг. рассмотрел появление у ребёнка коллективистической направленности личности, которая отражает способность к саморегуляции поведения, сориентирована на окружающих детей, учёт их желаний, интересов и одновременное удовлетворение собственных интересов.
О влиянии коллектива на формирование личности и о влиянии личности на коллектив учёные спорят давно, но однозначного мнения на этот вопрос нет. Рассмотрим общие положительные и отрицательные стороны влияния коллектива на личность.
Положительные стороны:
А) ребёнок учится жить, общаться в социуме.
Б) способствует формированию взглядов и убеждений.
В) способствует проявлению и развитию различного рода способностей.
Отрицательные стороны:
- ограничивается возможность индивидуального развития ребёнка.
- Чаще всего коллектив «навязывает» мнения, убеждения по каким-либо вопросам.
Таким образом, влияние личности на развитие коллектива состоит в том, что каждая личность привносит в коллектив что-то новое: мнения, правила, суждения, которые способствуют изменению и развитию коллектива в целом.
Источник
Теперь мы подошли, пожалуй, к самым
сложным и ответственным вопросам: о
развитии детей в группах и коллективах
и о разумном педагогическом руководстве
этим процессом. Сложность поставленных
вопросов состоит в том, что группа или
коллектив Могут оказывать двойственное,
как положительное, так и отрицательное
влияние на личность, и важно усилить
первое, сведя к минимуму второе.
Вне общения со взрослыми людьми и другими
детьми ребенок вряд ли приобретет
нужные ему человеческие качества.
Следовательно, коллектив ему необходим.
Но коллектив, как мы выяснили ранее, при
наделении его слишком большими
полномочиями и властью над личностью,
а также при недостаточно высоком
уровне собственного развития ребенка
может препятствовать его дальнейшему
росту. Педагог на практике сталкивается,
таким образом, со сложной задачей: как,
управляя развитием самого коллектива,
усиливать его положительное и уменьшать
возможное отрицательное воздействие
на личность ребенка.
Для того чтобы положительно
и разносторонне влиять на личность
ребенка, детский коллектив должен жить
достаточно разнообразной жизнью,
включающей виды деятельности,
способствующие развитию личности.
На практике большинство детских
коллективов чаще всего заняты одним,
реже двумя и очень редко тремя разными
видами деятельности. В них ребенок
не в состоянии получить возможность
для разностороннего личностного
развития. Тогда остается один выход:
сделать ребенка
активным участником сразу нескольких
детских коллективов, занятых различными
видами деятельности и в совокупности
обеспечивающих ребенку нужное разнообразие
личностного роста.
Это не есть единственно возможное и
оптимальное решение проблемы, так как
в пределах доступного для ребенка
социального окружения не всегда
находится нужное количество разнообразных
по содержанию деятельности детских
объединений. Тогда можно сделать так,
чтобы ребенок непосредственно участвовал
в работе двух, максимум — трех детских
коллективов, каждый из которых, в свою
очередь, занимался бы двумя-тремя
различными видами деятельности,
взаимодополняющими друг друга в их
влиянии на личностное развитие ребенка.
Участвуя в деятельности каждого из них,
ребенок будет иметь возможность
приобретать достаточное количество
различных полезных личностных
свойств, причем в зависимости от его
собственных способностей и склонностей.
Разумно, чтобы каждым детским коллективом
в этом случае руководили два-три педагога
— специалисты в различных областях
человеческой деятельности.
Тема: Психология воспитания.
План:
Цели, средства и методы воспитания.
Институты воспитания.
Роль воспитания «Я» в моральном развитии
личности.Принуждение и наказание – самые тонкие
и сложные средства воспитания.Роль детского коллектива в воспитании
личности.
Литература:
Клюева п. В. Педагогическая психология. — м., 2004, — с. 281-285 Роль воспитания в моральном развитии личности
Моральное развитие является одной из
важных сторон становления личности.
Изучение морального развития невозможно
без воспроизведения феноменов морального
поведения в контролируемых условиях.
Специально создаются ситуации, в которых
дети могут поступать честно или нечестно
(подделать результат или оставить его
неизменным; сказать правду или солгать;
присвоить чужие вещи или отдать их по
назначению и т.п.). Каждый из альтернативных
поступков побуждается определенной
системой мотивов. Поступок, противоречащий
непосредственным интересам ребенка,
побуждается одним или несколькими
мотивами, которые делают его выгодным,
приятным или удобным и которые иногда
называют эгоистическими. Соблюдение
нормы в этих условиях побуждается
другими мотивами (моральными).
Для практики воспитания необходимо
ответить на вопрос, почему у детей
преобладает тот или иной тип мотивации.
Зависимость между мотивацией и
уровнем интеллекта, условиями семейного
воспитания, эмоциональной устойчивостью,
социально-экономическим статусом,
участием в детских организациях и
другими характеристиками играет большую
роль в воспитании личности. Среди
факторов, влияющих на моральную мотивацию,
можно назвать убеждение в правильности
норм и в необходимости следовать им.
Соблюдение норм связывается с неприятными
переживаниями, вызванными наказанием
за противоморальный поступок и
сопутствующими обстоятельствами. Однако
наказания за нарушение норм могут
порождать агрессию и негативное
отношение к последним. «Тактика
лишения любви», выражающаяся в
подчеркнутом игнорировании ребенка
после проступка, отказе от общения с
ним, заявлениях типа «мама не любит
такого лживого ребенка» не приводит к
выбору морального поведения. Не
подтвердилась и возможность формирования
морального поведения через наблюдение
ребенком поведения других. Из трех
демонстрировавшихся детям типов
поведения — соблюдение нормы, ее
нарушение с последующим наказанием,
безнаказанное нарушение — только
последний тип повлиял на их собственные
действия. Он привел их к росту нарушений
поведения.
Выражение родительского неудовольствия
по поводу нарушения норм принципиально
отличается от разных форм наказания
(лишения развлечений и сладостей,
физического наказания, прекращения
общения и т.п.). При наказании внимание
ребенка сосредоточивается на отрицательных
последствиях поступка для него самого.
Если же взрослые, выразив свое
неудовольствие и обратив внимание
ребенка на проступок, указывают на
последствия для других, они вызывают у
ребенка сопереживание этим людям и
показывают, что причиной зла были его
действия. Тем самым ребенку открываются
отрицательные последствия поступка
для других. В основе переживаний
лежит осознание чувства вины, которое
актуализируется в аналогичной ситуации
и является основой формирования моральных
суждений.
Факторы, формирующие моральные суждения
(суждения о происхождении правил, о
санкциях за нарушения норм и суждения
о справедливости поступков и ответственности
за них), включают в себя два типа отношений
взрослого и ребенка. Первый тип —
принуждение, при котором взрослый в
одностороннем порядке предписывает
ребенку правила поведения, следит
за их выполнением и налагает санкции
за нарушения. Ребенок должен строить
свое поведение в соответствии с
предъявляемыми требованиями и занимает
пассивную роль. Второй тип отношений —
кооперация, характеризуется активностью
ребенка, который сам предъявляет
требования к себе и другим, участвует
в созданий правил и в контроле за их
выполнением.
Эволюция морального сознания ребенка
зависит от когнитивного развития,
так как ребенок проходит путь от
эгоцентрического отношения к
окружающим до выработки гибкой позиции,
когда в своих суждениях он начинает
опираться на свои критерии. Выделяются
три уровня нравственного развития,
каждый из которых имеет несколько стадий
(Л. Колберг):
1. Преднравственный уровень. Поведение
определяется внешними обстоятельствами,
а точка зрения других людей в расчет не
принимается. Ребенок слушается, чтобы
избежать наказания.
Первая стадия: суждение выносится от
того вознаграждения или наказания,
которое может получить ребенок за данный
поступок («Я должен сделать то, что
обещал, иначе накажут»).
Вторая стадия: суждение о поступке
выносится в соответствии с выгодой,
которую можно извлечь («Если ты мне
сделал плохо, то и я тебе сделаю плохо»).
2. Конвенциональный
уровень. Поведение
строится с ориентацией на принципы
других людей.
Третья стадия: суждение основывается
на том, получит ли поступок одобрение
других людей или нет («Я делаю то, что
приятно и одобряется окружающими»).
Четвертая стадия: суждение формируется
в соответствии с установленным
порядком, уважением к власти и предписанным
ею законами («Я обязан соблюдать закон»).
3. Постконвенциональный
уровень. Истинная
нравственность достигается только
на этом уровне. Человек судит о поведении,
исходя из своих собственных критериев,
что связано с высоким интеллектуальным
развитием.
Пятая стадия: суждение о поступке
основывается на уважении демократически
принятого решения или на принципиальном
уважении прав человека («Я должен
исполнять эти законы, так как они
установлены обществом»).
Шестая стадия: поступок классифицируется
как правильный, если он продиктован
совестью, независимо от его законности
или мнения других людей («Поступай с
другими так, как ты бы хотел, чтобы
поступали с тобой»).
В рамках данного подхода, автором
которого является Л. Колберг, описано
три типа переживаний, которые испытывает
человек при нарушении моральных норм:
1) страх по поводу возможных последствий
и ожидание наказания; 2) желание
возместить нанесенный ущерб и восстановить
исходное положение; 3) осуждение себя и
переживание своей вины. По мнению Л.
Колберга, только переживания третьего
типа свидетельствуют о собственно
моральном развитии.
Л. Колберг и его последователи организовали
экспериментальные занятия по
нравственному воспитанию детей и
подростков. Занятия были построены
вокруг обсуждения гипотетических
моральных дилемм. Результаты эксперимента
показали, что моральным суждениям можно
научить даже малолетних преступников.
Ребенок, имеющий возможность рассматривать
в безопасных условиях различные варианты
решения ситуаций морального выбора,
переходит на более высокий уровень
морального развития.
В отечественной психологии моральное
развитие как самостоятельная
психологическая проблема начало
привлекать внимание ученых не так давно.
Изучение этого вопроса велось в контексте
таких проблем, как становление качеств
личности, усвоение правил поведения,
проблема идеалов и их роли в воспитании
(С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б.
Эльконин).
Человека необходимо рассматривать как
субъекта в связи с его деятельностью.
Его онтогенетическое развитие психики
тесно связано с овладением кристаллизованной
в предметах человеческой культуры
деятельностью. Возникновение первичных
этических представлений есть процесс
усвоения образцов поведения, связанных
с их оценкой со стороны взрослых. В
качестве образца могут выступать
сверстники, дети более старшего возраста
или знакомые взрослые, собирательные
образы людей с определенными нравственными
качествами. Следование образцам
является одним из механизмов интериоризации
внешних социальных требований, в том
числе требований морали.
Важно понимание того, кто выступает в
качестве образца на разных возрастных
этапах. С возрастом значительно
увеличивается роль сверстника как
пример для подражания. Это объясняется
легкостью сопоставления себя со
сверстниками, пониманием того, что
достижения сверстников доступны и
самому субъекту, возможность получения
от товарища конкретных советов,
помощи и даже выполнение совместных
действий в достижении намеченных целей
по самовоспитанию. На этой идее построено
волонтерское движение, в котором в
случае затруднений дети обращаются
за помощью не к взрослым, а к своим
сверстникам.
Л.И. Божович [2] выявила возрастную
динамику изменения образцов поведения
детей и особенности овладения ими этими
образцами. Среди них обязательная
реальная практика следования образцам,
знакомство с моральными нормами лишь
с опорой на уже сложившиеся у ребенка
нравственные чувства и привычки.
В качестве показателя уровня морального
развития выступает поведение ребенка
в альтернативной этической ситуации.
Противоречивость психического развития
выражается в стремлении заслужить
признание взрослого, являющееся мощным
стимулом формирования многих положительных
качеств, а при определенных условиях
может спровоцировать детскую ложь.
Подведя итог рассмотрению вопроса о
моральном развитии ребенка, назовем
механизмы, благодаря которым происходит
интериоризация норм и правил поведения.
Имитация — осознанное стремление
ребенка копировать определенную модель
поведения (будь то значимый взрослый
или сверстник, учитель или герой
художественного фильма). Важно то, что
между ними возникли эмоционально
значимые отношения.
Идентификация — усвоение чужих
моделей поведения, установок, ценностей
как своих собственных.
Чувство стыда — механизм запрета
определенного поведения. Возникает
при осознании того, что могут быть
санкции, наказания за нарушения
общепринятых норм поведения.
Чувство вины — механизм, лежащий в
основе глубокого внутреннего переживания
несоответствия поведения собственным
представлениям о должном, правильном,
принимаемом самой личностью.
Важным является также накопление
собственного опыта, критическая
переработка содержания культуры. М.Г.
Битянова называет следующие механизмы
перехода внешнего мира во внутренний:
интериоризация целей и ценностей в
процессе самостоятельной деятельности;
испытание, связанное с риском; катарсическое
переживание.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник