Развитие личности ребенка средствами хореографии театр танца

Алина Скороходова
Развитие творческих способностей детей средствами современной хореографии на основе классического танца

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская хореографическая школа «Спектр» г. Юрги»

Методическая рекомендация для педагогов

«Развитие творческих способностей детей средствами современной хореографии на основе классического танца»

Выполнил

Скороходова А. О. ,

преподаватель

Юрга 2018

В силу своей смысловой содержательности и универсальности, танец является одним из жизненных проявлений человека и обладает немалым значением в культурном пространстве. Универсальность танца заключается в его многочисленных функциях: нравственной, психологической, развивающей, обучающей, воспитательной и т. д. Каждая из этих функция содержит в себе определенный смысл и зарождает определенный тип «танцевальной экспрессии» или метод хореографического мышления. На современном этапе стало уникальным рассмотрение смыслового значения танца, через индивидуальность и выразительность движений тела танцора. Мне бы хотелось попробовать рассмотреть индивидуальный подход в работе педагога классического танца в развитие творческих способностей у детей средствами современной хореографии.

Человек – творец своей судьбы. Преданность своему делу, талант, формирование личных качеств, самодисциплина и открытое желание достигнуть успеха, являются важнейшими качествами, позволяющими строить свою судьбу.

Есть сферы деятельности, где стать настоящим профессионалом без наставничества, практически невозможно.

За каждым шагом воспитанника крайне необходим педагогический контроль, особенно на самых первых этапах обучения хореографии, когда закладывается фундамент, раскрываются особенности, индивидуальные качества и таланты воспитанника. Поэтому, на этом этапе образ педагога определенно играет главную роль.

Профессиональное владение педагогической методикой – всего только «инструмент», с помощью которого шлифуется природный дар ученика. Педагог обучает ребенка не только навыкам исполнения тех или иных «па», танцевальных «фраз» и «предложений», но и самых первых уроков привносит в процесс воспитания свое мироощущение, свое осмысление искусства хореографии. [1]

Физическое воспитание ученика, за которое мы в ответе, содержит нравственные, духовные и художественные компоненты. Для этого, полезным для ученика, в первую очередь, будет беседа с ним, его родителями и друзьями.

Каждый воспитанник, развитием которого мы хотим заниматься – будь то в балетной школе, будь то в хореографическом коллективе, в школе искусств, при работе над образом, — уже в определенной степени сформирован, имеет свои задатки и вырос под влиянием окружающего мира. Эти задатки не поддаются изменениям – или только с трудом и окольными путями. Однако другие стороны личности мы можем повлиять и изменить их в необходимом нам направлении, работая с окружающим миром танцовщика. [2]

Современная хореография берет свои истоки из классического балета. Вследствие бурной реакции общества на некий уровень строгих, категорических и формальных рамок классического балета, начинает свое существование современная хореография.

Время совершенствования и динамического развития танцевальной культуры считается середина двадцатого века. В это время современная хореография почти полностью отошла от строгих рамок балета и превратилась в самодостаточное полноценное искусство, но в ее основе оставались движения, взятые из классического танца, умело замаскированные под новый лад.

Цель любой образовательной системы заключается в обучении, воспитании и развитии личности воспитанника. В обучении классическому танцу, передача опыта идет преимущественно путем непосредственного наставничества: артист балета не продукт массового производства, и его невозможно обучить в отрыве от прямого контакта с мастером. А. В. Фомкин подчеркивает, что артист балета специалист, чья деятельность ограничивается не только исполнительскими навыками. Он также должен быть личностью, обладающей способностью к творческой деятельности. Обучение профессиональной технике классического танца и воспитание творческой личности в единой системе учебно-воспитательного процесса, организуемого преподавателем, личность которого значительно влияет на становление индивидуальных личностных качеств обучающегося. [3] В связи с этим, особое значение приобретает вопрос подхода педагога классического танца к воспитаннику, как профессионалу и творческой личности.

Классический танец может и должен совершенствоваться по линии искусства балетмейстера, исполнительского мастерства, методики преподавания и теории, однако хореографическая основа, то есть школа, должна оставаться такой же неизменной, как музыкальный звукоряд. [4]

Индивидуальная работа с танцорами позволяет хореографу почувствовать их настроение, созвучие композиции, которую он придумал, с внутренним состоянием танцоров. Только так композиция «попадает в десятку» и оставит в памяти зрителей неизгладимое впечатление. [5]

Читайте также:  Мип центр развития талантов ребенка сургут

Можно утверждать, что задача каждого педагога – это стремиться стать учителем с большой буквы, идеалом, с полным правом, формирующим личности своих воспитанников. А образ идеального педагога, как показывают исследования, меняется в зависимости от социального состояния общества.

Индивидуальный подход в работе педагога классического танца условно разделили на личностные и профессиональные отношения. Профессиональные отношения – это те отношения, которые организуются педагогом и направлены на достижение учебно-воспитательной цели.

Индивидуальный подход в работе педагога является своеобразным и уникальным почерком профессиональной деятельности, определяет манеру педагогических действий, присущую каждому учителю.

И на современном этапе профессиональный уровень преподавателя классического танца должен рассматриваться многопланово. Требуется не только владение практикой и методикой преподавания классического танца: культура, кругозор, образованность в целом, обширные знания, способность к анализу своей деятельности, личностный потенциал необходимы преподавателю так же, как его профессиональные знания, умения и опыт.

Из выше сказанного, можно сделать вывод, что будь это современная хореография, народный танец и др. без основ классической школы, танцор не сможет достичь высоких результатов в хореографии. Мы можем смело говорить, что классический танец – это основа хореографии. На уроках постигаются все тонкости и изящества балетного искусства.

Педагог, который хочет воспитать достойных учеников, должен сам совершенствоваться, повышать свою квалификацию с помощью различных мастер-классов и открытых уроков.

Список литературы

1. Леонова М. К. «Из истории Московской балетной школы» (1945-1970) – М.: МГАХ, 2008. – 768с.

2. Зайфферт Д. «Педагогика и психология танца. Заметки хореографа» Издательство «Планета музыки», 2012. – 128 с.

3. Фомкин А. В. «Проблема изменения требований к преподавателю балета в связи с предстоящим введением образовательных стандартов третьего поколения в системе подготовки артистов балета».

4. М. Е. Валукин «Эволюция движений в мужском классическом танце» // «ГИТИС» Москва — 2007, с. 27-33.

5. https://www.elementdance.ru/headings/choreography_the_individual_approach

Источник

Елена Болдырева
Воспитание детей дошкольного возраста искусством хореографии

Болдырева Елена Юрьевна,

Воспитатель

МАДОУ детский сад №7

г. Лебедянь

Воспитание детей дошкольного возраста искусством хореографии

Отправная точка в работе педагога дошкольного учреждения — развитие двигательной активности воспитанников, в которой дети творчески познают возможности своего тела, учатся ориентироваться в пространстве, знакомятся с основами актерского мастерства.

Одним из направлений эстетического воспитания является развитие музыкального вкуса и кругозора, привитие ребенку чувства любви к своему телу, формирование навыков музыкального восприятия, грациозности, изящества движений. Все эти навыки можно развить в ребенке на занятиях хореографии. В танце ребенок проявляет свои способности, свою творческую активность, развивается его фантазия, занятия хореографией помогают детям снять психологические и мышечные зажимы, выработать чувства ритма, уверенность в себе, развить выразительность. Танец помогает ребенку научиться двигаться в соответствии с музыкальными образами, а также воспитывается выносливость. Корректируется осанка, координация, постановка корпуса, что необходимо не только для занятия танцем, но и для здоровья в целом.

Эстетическое воспитание будит и развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек, чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты. Эстетическое воспитание неразрывно связано с воспитанием духовно-нравственным, умственным, трудовым и физическим.

В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству, в частности хореографическому.

Детство особенно восприимчиво к музыке, танцу, и именно поэтому мы смотрим на хореографическое воспитание наших детей как на важный и нужный процесс.

С большим желанием дети занимаются в хореографическом коллективе «Веснушки», под моим руководством, в своем детском хореографическом коллективе нахожу подход к каждому воспитаннику, ведь нужно заинтересовать и увлечь каждого ребенка. Обучение хореографии – это всегда диалог, даже когда обучаемый еще совсем маленький человек, но все зависит от его настойчивости, целеустремленности в желании постигать тайны искусства танца. В каждом из них заложены огромные возможности, которым необходимо помочь развиться. Мои дети с удовольствием танцуют не только на утренниках, но и являются участниками буквально всех мероприятий детского сада, с энтузиазмом выступают на праздниках города и района. Несмотря на свой юный возраст, а танцорам всего- то пять – шесть лет, коллектив имеет достижения на районных, областных, межрегиональных, Всероссийских и Международных конкурсах.

Читайте также:  Основную ответственность за воспитание и развитие ребенка согласно конвенции о правах ребенка несут

Танец — это творческий процесс. Использование творческого воображения детей и умение придумывать и выполнять что-то оригинальное позволяет превратить танцы в самую приятную физическую активность. Когда способность ребенка к творческому мышлению и действию оценивают не только преподаватели и родители, но и ровесники, это может привести к росту уверенности в себе и повышению самооценки.

Похвала и признание успеха и хорошей работы играют важную роль в процессе преподавания, особенно когда они выражены с энтузиазмом. Слова одобрения должны быть особенными, поскольку их слышат все, и они должны напоминать детям об основных моментах, на которые следует обратить внимание.

Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного, духовного и физического развития.

Хореография в процессе воспитания ребенка затрагивает эмоциональную и духовно – нравственную сферу через показ, имитацию человеческих характеров, способствует формированию моральных качеств. Результатом этого становится то, что ребенок начинает различать плохое и хорошее, чувствовать прекрасное начало, приобщаться к миру духовности и красоты.

Цель хореографии для воспитания ребенка:

Полноценно совершенствовать эстетические возможности ребенка.

Задачи:

-развивать творческие способности

-развивать физическую активность

-сделать физическую нагрузку оптимальной

-формировать эстетические впечатления

-развивать чувства ритма;

-научит слышать и понимать музыку;

-согласовывать движения с музыкой;

-развивать и тренировать мышечную силу корпуса ног, пластику рук, грацию;

-развивать выразительность и изобразительность;

-формировать правильную осанку;

-прививать основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе;

-прививать представление об актерском мастерстве.

Танец в отличие от других предметов, снимает перегрузку. Улучшает физическое и душевное состояние детей.

Танец — это средство для дружелюбного общения и совместной деятельности и цель педагога предоставлять возможность работать индивидуально, с партнерами и в группах, исполняя различные роли.

Искусство танца — великолепное средство воспитания и развития маленького человека Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личности.

Органическое соединение движения, музыки и игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным. Все это непременно сделает его более глубокой личностью и научит лучше понимать себя и других. Кроме того, он научится чувствовать ритм, понимать характер мелодии, у него разовьётся художественный вкус, творческая фантазия.

Танец — это жизнь в гармонии с миром и с самим собой.

Занятия, проводимые мною, сплачивают детей. Развивают чувство требовательности. Принципиальности, ответственности, в танце проявляется характер и духовные качества личности.

Занимаюсь с многодетной приемной семьей, с которой выезжаем на конкурсы районного, Международного уровня;

— районный конкурс «Яблочный край, ягодный рай»

— районный конкурс «Бал в нашем городе»

— районный конкурс «Дорогою добра»

— районный конкурс «Звездочки Лебедяни»

-Международный конкурс «Мир волшебного искусства» г. Липецк

— Международный конкурс «Звездный шанс»» г. Липецк

— Международный конкурс «Звездный путь» г. Липецк

— Международный конкурс «Звездный мир творчества» г. Липецк

Уроки классического танца вырабатывают организованность, самокритичность и самоконтроль, уверенность в себе, эмоциональную выразительность и отзывчивость, устойчивость к стрессовым ситуациям, художественный вкус и чувство меры.

На уроках народно-сценического знакомясь через танец с темпераментом и характером различных народов, их ощущением красоты жизни воспитанники проникаются уважением к народным традициям.

Репертуар моего детского коллектива украшают постановки;

«Родина любимая моя»

«Черноморочка»

-Хороводы с платочками;

«Ангел летит»

«Танец овечек»

«Мир, в котором я живу»

«Васильковые поля»

«Ангелы добра»

«Варенька»

«Подари колечко»

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка курсовая работа

— танцы на основе русских народных сказок;

«Муха цокотуха»

«Бегемотик»

«Стрекоза и муравей»

«Цветик — семицветик»

«Цветочная мелодия»

«Детская полька»

«А енот в коробке живет»

Народно-сценический танец дает положительные эмоции и решает задачу национального, интернационального и патриотического воспитания. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит — и сохранение ее в наших детях. Народный танец учит уважительно относиться к своим корням, чтить и уважать память предков, он систематически и целенаправленно приобщает детей к истокам народной культуры. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в жизнедеятельности танцевального коллектива.

В детском коллективе утверждаются отношения доброжелательности, взаимной заботы, ответственности друг за друга, коллективного долга. Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищённости стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создаёт благоприятную атмосферу для развития творческих задатков ребят, ответственности, умения сочетать общественные и личные интересы, испытывать радость коллективного труда.

Сказка является той самой щедрой почвой для взращивания представлений о добре, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославление труда, в защите слабых и обиженных.

Так, дети с удовольствием танцевали хореографическую постановку «Муха – цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Цветик – семицветик», «Бегемотик», «А енот в коробке живет»

Сказка служит для ребёнка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает его к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. Это как бы мостик из прошлого в настоящее. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребёнком моментов. Дети становятся главными действующими лицами и, оказавшись в центре развития этого сюжета, радуются, сопереживают, активно «борются» со злом, добиваясь победы добра, получая, таким образом, не только положительные эмоциональный, но и нравственный заряд.

Сцена, танец — это удивительное пространство, где одновременно уживаются тысячи разных миров, жизней и судеб. Но в отличие от настоящей жизни побеждает всё же, добро. И здесь юное дарование учится понимать, что же такое «чёрное» и «белое», различать добро и зло. Это главное, определяющее нравственности. Нравственность — внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения. Нравственное отношение к себе и к окружающему миру являются одним из показателей социального здоровья человека. Социально здоровые люди, чье поведение соответствует универсальным нравственным нормам, являются условием социального здоровья общества, которое позволяет судить о развитии общества. Но самый главный учитель нравственности — это его величество ТАНЕЦ! Как сказал Игорь Моисеев: «Танец — мать всех языков», а значит, посредством танца мы можем донести духовные ценности до зрителя, а так же воспитать и юное поколение маленьких танцоров. Танец нельзя свести просто к ритмичным движениям под музыку или без неё, это проявление индивидуальности и неповторимости каждого ребёнка. Неся со сцены красоту и доброту, человек не может быть безнравственным.

Результатом моей работы являются выступления на конкурсах районного, областного, межрегионального, Всероссийского. Международного уровня.

Таким образом, танцевальное искусство несёт в себе, помимо красоты и здоровья, и психотерапевтический эффект: выражая, себя открыто и ярко, не боясь, внутренних противоречий и страстей, мы тем самым освобождаем детей от зажимов и комплексов, которые уже успели пустить корни в хрупкой детской душе. Огромную радость и восторг вызывают танцующие дети. Но моя задача – это привитие дошкольникам интереса к хореографии, содействие всестороннему развитию ребенку, посредством танца пробуждать у ребенка светлые и радостные чувства.

Источник