Развитие личности ребенка семи до одиннадцати

Развитие личности ребенка семи до одиннадцати thumbnail

Коллектив авторов

Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати

© ООО «Рама Паблишинг», 2010

* * *

Авторский коллектив

АВЕРИН Вячеслав Афанасьевич (Санкт-Петербург), доктор психологических наук, профессор, декан факультета клинической психологии, заведующий кафедрой общей и клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической академии.

БЕЗРУКИХ Марьяна Михайловна (Москва), доктор биологических наук, профессор, академик Российской академии образования (РАО), директор Института возрастной физиологии РАО.

СЛОБОДЧИКОВ Илья Михайлович (Москва), доктор психологических наук, профессор Московского городского психолого-педагогического института.

БЕЛОШИСТАЯ Анна Витальевна (Мурманск) доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольного и начального образования Мурманского института повышения квалификации работников образования.

КУСОВА Маргарита Львовна (Екатеринбург), доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языка и методики его преподавания в начальных классах Института педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ).

МИНЮРОВА Светлана Алигарьевна (Екатеринбург), доктор психологических наук, декан факультета психологии УрГПУ.

ВАСИЛЕНКО Виктория Евгеньевна (Санкт-Петербург), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ).

ОСОРИНА Мария Владимировна (Санкт-Петербург), кандидат психологических наук, доцент факультета психологии СПбГУ, вице-президент Петербургского психологического общества.

ДОБРЯКОВ Игорь Валериевич (Санкт-Петербург), кандидат медицинских наук, детский и семейный психолог, председатель Всероссийского комитета по перинатальной психологии.

МОНИНА Галина Борисовна (Санкт-Петербург), кандидат педагогических наук, детский практический психолог, доцент кафедры «Психология» Санкт-Петербургской академии управления и экономики, ведущий специалист Санкт-Петербургского благотворительного фонда «Дети города».

ЕВДОКИМОВА Людмила Михайловна (Екатеринбург), кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, Заслуженный работник науки и образования, профессор Российской академии естествознания (Москва).

ЕМЕЛЬЯНОВА Марина Николаевна (Екатеринбург), кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Института педагогики и психологии детства УрГПУ.

КОРОТАЕВА Галина Степановна (Екатеринбург), кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Института педагогики и психологии детства УрГПУ, член-корреспондент АПСН.

КРИВОЩЕКОВА Марина Сергеевна (Екатеринбург), кандидат педагогических наук, старший преподаватель УрГПУ.

САПОЖНИКОВА Светлана Евгеньевна (Екатеринбург), кандидат психологических наук, преподаватель кафедры русского языка Уральского федерального университета, главный редактор издательства «Рама Паблишинг».

ПАНАСЮК Елена Владимировна (Санкт-Петербург), практический психолог, тренер образовательной программы «Сообщество».

СМИРНОВА Александра Владимировна (Санкт-Петербург), педагог, специалист по адаптивной физической культуре Санкт-Петербургского государственного учреждения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Калининского района».

АНУФРИЕВА Оксана Владимировна (Екатеринбург), психолог-аналитик.

ВОРОБЬЕВА Ульяна Трофимовна (Екатеринбург), педагог-психолог высшей категории, специалист «Центра психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних», гештальт-терапевт.

ЖУРБЕНКО Ольга Юрьевна (Екатеринбург), педагог, физиолог, заместитель директора Муниципального учреждения «Информационно-методический центр» Октябрьского района.

ИЛЬИНА Валентина Николаевна (Екатеринбург), практический психолог.

ШЕПТИХИНА Галина Васильевна (Екатеринбург), психоаналитик, специалист по детскому психоанализу Региональной общественной организации «Уральское психоаналитическое общество».

ШУМАНСКАЯ Татьяна Захаровна (Екатеринбург), педагог-психолог высшей категории, ведущий специалист «Центра психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних».

ЯКОВЛЕВА Юлия Анатольевна (Екатеринбург), медицинский психолог, юрист.

Благодарность читателям

ЗА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ жизни серия «Развитие личности ребенка» обрела почитателей в лице десятков тысяч взрослых – родителей, бабушек и дедушек, специалистов из разных городов России и из-за рубежа, в том числе из Германии, Израиля, Великобритании, США.

Письма, в которых читатели делились своими впечатлениями о содержании книг, убедили творческий коллектив в следующем:

1. Книги «Развитие личности ребенка» читает вся семья – большинство писем-откликов приходило от супружеских пар. Особенно приятно, что издания пользуются авторитетом и популярностью у пап – они высоко оценили основательность и энциклопедичность изданий, серьезный научный фундамент.

2. В письмах издателям, в высказываниях на форуме читатели подчеркивали, что книгам «Развитие личности ребенка» можно доверять, ведь они созданы авторитетными специалистами – психологами, педагогами, педиатрами.

3. Книги серии рекомендуют знакомым, родственникам – всем, у кого в семье растет человек.

4. Книги остаются в семье, ведь с таким надежным источником информации не страшно пройти путь молодых родителей еще раз. А потом, когда дети вырастут, подарить книги им.

5. Книги повышают психологическую грамотность родителей, отвечая на многие вопросы, связанные с развитием ребенка и взаимоотношениями с ним.

Благодарим вас, наши дорогие читатели, за то, что уверили нас в необходимости и важности выпуска книг серии «Развитие личности ребенка», и желаем дальнейших успехов в воспитании растущего человека!

Предисловие редактора

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!

Пора, когда начинается школьное детство, многими воспринимается словно с двух разных позиций: одна основана на множестве предшествовавших забот и проблем (выбор школы и учителя, подготовительные курсы, покупка ранца, тетрадей, школьной формы и т. д.), другая не только берет начало в прошлом, но и устремлена в будущее («Вчера только родился, казалось бы, только что сделал первые шаги, сказал первое слово… И вот уже школьник! Как быстро время летит – не успеешь оглянуться, уже и в университет пора… Глядишь, а там и внуки появятся…»).

Эта двойственность переносится и на отношение к ребенку, хотим мы того или нет: как к ученику, школьнику, у которого теперь множество обязанностей (учеба, умение быть дисциплинированным, послушным школьным и внешкольным требованиям, собирать ранец, обслуживать себя самостоятельно и т. д.), и как к личности, достигшей важнейшего этапа – возраста, с которого начинается серьезный старт во взрослую жизнь, а потому имеющей право на уважение, поддержку, бережное отношение, участие, понимание и безусловную любовь. Но мы, взрослые, погруженные в учебные будни своего маленького школьника, да и в свои дела-заботы, очень быстро – на безусловную «пятерку» – усваиваем первый способ отношения к ребенку (как к ученику) и становимся хронически неуспевающими по второму способу отношения (как к личности).

Читайте также:  Теории психического развития ребенка курсовая

Почему же нам, имеющим немалый жизненный опыт, так трудно держать золотую середину в отношении к ребенку? Почему мы, ежедневно давая себе зароки «не кричать», «говорить спокойно», «не раздражаться» и многие другие, срываемся, а потом вновь мысленно запрещаем себе быть вспыльчивыми? Почему мы, будучи успешными стратегами в своей профессиональной деятельности, не можем просчитать последствий нашего отношения к ребенку, особенно это касается «прогнозов» относительно его взрослой жизни, которые произносятся нами «в воспитательных целях» и, как правило, бывают неутешительными (характерное «будешь так учиться – станешь…»)?

Наша пятая книга из серии «Развитие личности ребенка» позволяет папам и мамам, а также бабушкам и дедушкам шаг за шагом освоить тот пласт знаний, который станет крепкой опорой в деле помощи растущей личности, проходящей через этап младшего школьного детства. Применяя свои знания на практике, вы поймете, что воспитывать растущую личность значительно интереснее и плодотворнее (и для ребенка, и для вас), чем просто школьника (тем более что это всего лишь социальная роль!). Вы научитесь прогнозировать последствия своих действий (и хорошие, и не очень) на остальные периоды школьной жизни ребенка, а пока не будете забывать, что текущий период все-таки является «младшим». А еще вам удастся продлить своему ребенку тот этап человеческой жизни, который называется «детство», и сделать его по возможности счастливым, воспринимая все неизбежные трудности как преодолимые и временные.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник

Как помочь ребенку стать уверенным в себе

Как отмечалось выше, успешное личностное развитие ребенка в младшем школьном возрасте способствует развитию у него уверенности в себе, в своих силах, возможностях и способностях. И каждый ответственный родитель, конечно же, хочет видеть своего ребенка успешным, потому что и по собственному опыту знает цену этому качеству личности. Но далеко не все знают, как помочь своему ребенку стать таким. Именно поэтому следует рассмотреть некоторые психологические механизмы, без которых уверенность в себе не может быть сформирована.

Но сначала постараемся определить уверенность в себе как личностное качество.

В психологическом словаре «уверенность в себе» трактуется как переживание человеком своих возможностей, адекватных как тем задачам, которые стоят перед ним в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам. Уверенность в себе имеет место в тех случаях, когда самооценка человека при этом соответствует его реальным возможностям. Если самооценка выше или ниже реальных возможностей, имеет место соответственно самоуверенность или неуверенность в себе. Уверенность в себе, равно как и неуверенность или самоуверенность, может проявляться в отдельных видах деятельности, но может стать устойчивым качеством личности, распространяясь на те виды деятельности, в которых у человека еще нет опыта. Воспитание уверенности в себе заключается в формировании у человека адекватных, соответствующих его возможностям притязаний и самооценок. Это имеет большое значение для развития способностей, а также для формирования личности человека, и прежде всего его эмоциональной сферы. Неуверенность в себе и самоуверенность часто связаны с отрицательными эмоциональными переживаниями, тормозящими и искажающими нормальный ход психического развития человека.

Из приведенного определения вытекает, что важнейшими предпосылками формирования уверенности являются: а) знание ребенком своих возможностей, б) собственная оценка этих возможностей и в) уровень притязаний. Действительно, если ребенок хорошо знает свои возможности, умеет их верно оценивать, а также ставить перед собой цели, адекватные имеющимся возможностям, только в этом случае он имеет шансы стать уверенным в себе.

В целом можно сказать, что уверенный в себе человек – это, во-первых, человек, хорошо знающий себя, что свидетельствует о развитой Я-концепции. Во-вторых, принимающий и уважающий себя, то есть с высокой и адекватной самооценкой. В-третьих, он ставит перед собой согласованные с его собственными возможностями и способностями цели и задачи деятельности, что отражает реалистичный уровень его притязаний. Наконец, это человек, постоянно стремящийся к достижению этих целей, что характеризует его высокую степень мотивации достижения.

Для того чтобы помочь ребенку достичь гармонии всех составляющих Я-концепции, давайте рассмотрим их более подробно.

Уверенность в себе и Я-концепция

Знать свои возможности – это значит знать самого себя. Таким образом, речь идет о так называемой Я-концепции – совокупности всех имеющихся у человека представлений о самом себе.

Трудно переоценить роль и значение Я-концепции и самооценки для развития личности человека. Вслед за известным английским психологом Робертом Бернсом напомним читателю ее наиболее значимые черты.

Во-первых, Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности или, как еще говорят, «душевного комфорта». Каждый из нас всегда стремится защитить собственное Я, свое представление о самом себе. Поэтому все мы остро переживаем критику в свой адрес и негативные оценки, поскольку они являются мощнейшим источником разрушительного стресса, от которого мы стремимся избавиться. Мы не можем примириться с психологическим дискомфортом, возникающем вследствие одновременного переживания нами противоречивых представлений, чувств или мыслей об одном и том же явлении, событии или предмете. Чтобы его преодолеть, мы либо отказываемся видеть эти события или предметы такими, какие они есть, и при этом верить другим, либо пытаемся изменить себя или сами эти предметы, события или явления. Таким образом, содержание Я-концепции влияет на все наше поведение.

Поскольку в детском возрасте Я-концепция развита еще недостаточно, она оказывается глубоко зависимой от мнения и оценочных суждений о ребенке родителей и других значимых для него лиц. Поэтому родители должны отдавать себе отчет в своих словах и действиях, когда пытаются хвалить, ругать ребенка либо ставить кого-то ему в пример.

Во-вторых, Я-концепция помогает нам интерпретировать опыт. Человек, как правило, объясняет окружающий мир на основании представлений о себе. Иными словами, Я-концепция, по образному выражению Р. Бернса, представляет собой внутренний фильтр, через который ребенок (да и мы, взрослые) воспринимает окружающий мир. Поэтому так трудно повысить самооценку ребенку, пришедшему в школу с устойчивым негативным представлением о себе и низкой самооценкой, поскольку на все попытки учителей он, скорее всего, будет реагировать отрицательно. Вот почему важно уже с раннего детства формировать у ребенка положительное представление о себе.

Читайте также:  Е играть с ребенком игры на развитие

В-третьих, Я-концепция является источником наших ожиданий. Если пришедший в школу ребенок не уверен в себе и в своих способностях, скорее всего, он всегда будет тревожиться относительно своей успеваемости. Ребенок, считающий себя некрасивым или неинтересным, наверняка будет избегать контактов со сверстниками, поскольку его ожидания связаны с вероятностью отвержения нежели принятия. Уверенный в себе, в собственной значимости ребенок рассчитывает, что и другие люди будут относиться к нему таким же образом.

Уверенность в себе и самооценка

Любое знание о самом себе всегда сопровождается собственным оцениванием, в котором отражается степень самоуважения и самопринятия. Речь идет о самооценке, которую можно определить как субъективное личностное суждение о собственной ценности. Самооценка ребенка может быть низкой, когда он негативно относится к себе, не принимает и не верит в свои силы. Она может быть высокой, когда ребенок позитивно относится к себе, ощущая собственную ценность, и испытывает при этом самоуважение.

Еще в конце XIX века выдающийся американский психолог Уильям Джемс определил оригинальную формулу самооценки и тем самым показал способы ее повышения либо понижения:

Успех = Самооценка / Уровень притязаний

Повысить собственную самооценку можно либо за счет достижения систематического успеха в исполняемой деятельности, либо за счет снижения уровня своих притязаний. Что же касается низкой самооценки, то она есть следствие либо постоянных неудач в деятельности, либо явно завышенного, не соответствующего реальным возможностям человека уровня его притязаний. Таким образом, только хорошо зная себя и свои реальные возможности (Я-концепция), можно сформулировать реально достижимые цели и тем самым рассчитывать на успех. Переживание успеха решенной задачи укрепляет у ребенка уверенность в себе, своих возможностях и способствует росту самооценки. Плохо знающий себя ребенок или взрослый не способны сформулировать адекватную своим возможностям цель или задачу и потому обречены на неудачу, систематическое переживание которой снижает и уверенность в себе, и собственную самооценку.

Очень важно отметить, что в целом для младшего школьного возраста характерна завышенная самооценка. Это помогает ребенку оптимально к себе относиться, верить в свои возможности, в то, что его любят и принимают значимые для него взрослые – родители и учитель. Если же у ребенка самооценка занижена, это характеризует его как неуверенного в себе, в своих способностях. Такой ребенок боится быть отверженным, нелюбимым близкими, и это выступает как существенное препятствие для развития личности. Поэтому важнейшая задача взрослых – поддерживать у ребенка высокую самооценку и уверенность в себе.

Внимательный читатель уже сам может сделать для себя некоторые рекомендации по повышению самооценки ребенка.

Структура самооценки. Родители, заботящиеся о развитии личности ребенка, прочитав предыдущий текст, скорее всего, зададут вопрос о том, что же является предметом самооценки ребенка.

В сознании любого взрослого самооценка выступает в виде некоторой обобщенной оценки себя, своего Я, основанной на его знании собственных достоинств и недостатков в самых разных областях жизнедеятельности, начиная от оценки своего тела и пола, уровня профессиональной и общей компетентности и кончая оценкой своих интеллектуальных, социально-психологических и личностных свойств. Очевидно, что перечень оцениваемых нами собственных качеств напрямую связан с процессом открывания собственного Я самим себе.

На разных этапах жизненного пути, постепенно открывая для себя собственное Я, мы все более и более расширяем спектр оцениваемых в себе качеств и свойств. Это вовсе не значит, что представления о себе в ходе жизненного пути механически накапливаются путем простого суммирования способностей, качеств и свойств. Становления Я – это процесс как количественных, так и качественных изменений в представлениях человека о себе. При этом какие-то более ранние оценки остаются и на поздних стадиях открытия Я, а какие-то из них отбрасываются из-за своей ненужности. В этой связи возникает вопрос, что является предметом самооценивания в младшем школьном возрасте и какие произошли изменения в сравнении с дошкольным детством?

Прежде чем обсуждать этот вопрос, подчеркнем роль уровня интеллектуального развития детей и его влияние на содержание их рассказов о себе. Чем ниже уровень умственного развития, тем более поверхностными, конкретными и менее продуманными выглядят их самоописания. Вот несколько примеров.

Самоописание мальчика семи лет:

«Мне семь лет, у меня каштановые волосы, я коллекционирую марки. Я хорошо играю в футбол и хорошо решаю задачи по математике, моя любимая игра – это футбол, и я люблю ходить в школу и люблю читать книжки, а из машин мне больше всего нравится джип».

Самоописание мальчика девяти лет.

«Меня зовут Данил. У меня карие глаза и черные волосы. Я люблю спорт. В моей семье пять человек. У меня очень большие глаза. У меня много друзей. Я живу в Москве. У меня есть дядя ростом больше двух метров! Моего учителя зовут Марина Николаевна. Я играю в хоккей. Я один из самых ловких в классе. Люблю всякую вкуснятину и ходить в школу».

Два разных ребенка, один из них старше другого на два года, но оба принадлежат к одному возрастному периоду, то есть примерно одному уровню социальной зрелости. И именно это обстоятельство делает такими похожими и по структуре и по содержанию их самоописания. В приведенных примерах акцент сделан на внешних характеристиках, физических способностях и интеллектуальных умениях, на том, что им нравится, что в свою очередь указывает на значимость эмоциональных аспектов в самоописаниях детей.

В исследованиях отечественных психологов, изучавших представления о себе младших школьников, было установлено, что в целом для них характерно равновесие позитивных и негативных суждений о себе: 94 процента третьеклассников, описывая себя, называют позитивные формы поведения, а 95 процентов называют негативные формы поведения. В самоописаниях третьеклассников на первый план выступают конкретные формы поведения, связанные с учебной деятельностью (успех либо неудачи в учебе, поведение на уроке, то, как он выполняет домашние задания, и некоторые личностные черты, связанные с этим). Во вторую очередь дети называют различные умения и формы поведения, в которых проявляются физическая сила, сноровка и качества мужественности, что особенно характерно для мальчиков. В самоописаниях девочек такие суждения встречаются гораздо реже, но зато в них чаще используются личностные качества, характеризующие их отношения к людям.

Самоописание девочки одиннадцати с половиной лет:

«Меня зовут А. Я правдива. Не очень симпатичная. Учусь кое-как. Я очень хорошо играю на скрипке. Я немного высоковата для своего возраста. Мне нравятся некоторые мальчики… Я не модная… Хорошо плаваю. Стараюсь быть полезной… В основном я хорошая, но иногда бываю вредной. Некоторые мальчики и девочки не очень меня любят. Не знаю, нравлюсь ли я мальчикам».

Самоописание девочки тринадцатилетнего возраста:

«Я ужасно вспыльчивая, легко завожусь. Я могу быть приветливой с людьми, которые мне нравятся, но если человек мне не нравится, я могу сорваться и проявить свой характер. Я не очень правдива, могу и соврать, если потребуется, но, если выясняется, что я соврала напрасно, я изо всех сил стараюсь как-то это исправить».

Как и в предыдущем примере, очевидно содержательное и структурное сходство этих самоописаний, несмотря на незначительную разницу в возрасте мальчиков и девочек. Эти самоописания в сравнении с предыдущими выглядят более продуманными и внутренне более взаимосвязанными, в них присутствуют категории, характеризующие как личностные качества, так и качества, отражающие характер взаимоотношений этих девочек с другими людьми. В данных самоописаниях проявляется понимание девочками собственных мотивов и побуждений.

Читайте также:  Диагностика интеллектуального развития ребенка 6 лет

В самоописаниях детей дошкольного возраста ведущая роль принадлежит образу собственного тела. Наряду с этим дети описывают себя путем перечисления переживаемых ими эмоциональных состояний, а также перечисляя роли, которые они исполняют в игре, любимые ими вещи. Их самоописания просты и незатейливы, а оценки абсолютно однозначны (Я – хороший).

В самоописаниях детей от семи до четырнадцати лет количество категорий, описывающих внешность, принадлежность к полу, друзей и приятелей, родственников и вещей, принадлежащих ребенку, уменьшается. Вместе с тем по мере взросления возрастает число категорий, относящихся к обобщенным личностным качествам, направленности личности, интересам и увлечениям, убеждениям и ценностным ориентациям, устойчивым особенностям поведения, отношениям к лицам противоположного пола.

Таким образом, в течение младшего школьного возраста – от семи до одиннадцати лет – ребенок совершает значительный шаг в понимании себя, своих мотивов, ценностей и интересов.

И несколько слов еще об одном важном аспекте Я-концепции.

У каждого из нас, наряду с имеющимся представлением о своем реальном Я, существует представление об идеальном Я, о том, каким бы мне хотелось быть, которое во многом определяет развитие моего настоящего, реального Я. А существует ли такое идеальное Я у ребенка? Если да, то существует ли оно с момента рождения или возникает в более позднем возрасте? Или, быть может, идеальное Я – это роскошь, формирующаяся только у взрослых людей? Эти вопросы имеют самое непосредственное отношение к тому, каким станет ребенок во взрослой жизни, во что он будет верить, что для него станет значимым, ценным, а что – пустяками, не заслуживающими внимания!

Исследованиями установлено, что первые представления детей о том, какими они хотели бы быть – то есть образ идеального Я – возникают только к концу начальной школы. В этом образе идеального Я положительные качества доминируют над отрицательными, что, по-видимому, помогает ребенку контролировать свои спонтанные импульсы. Замечено, что поведение детей, у которых не сформирован образ идеального Я, носит более импульсивный и спонтанный характер, так как у них скрытый в идеальном Я механизм контроля отсутствует.

Идеальное Я в детском возрасте строится на базе реальных персонажей, которым ребенок стремится подражать. В раннем детстве и младшем дошкольном возрасте такими персонажами, с которыми связываются параметры идеального Я, являются родители. В более позднем младшем и среднем школьном возрасте ими становятся некие романтические герои. Именно потому родителям следует обращать внимание на расхождения между идеальным и реальным Я. Идеальное Я выполняет функцию регулятора поведения и развития личности ребенка только в случае незначительного его доминирования над содержанием образа реального Я, так как при незначительном расхождении ему легче достичь цели. Значительное расхождение между этими двумя образами Я может привести к нарушениям в психике и неадаптивному поведению ребенка.

Условия формирования высокой самооценки. Начиная с момента рождения и на протяжении последующих лет жизни родители принимают ребенка таким, какой он есть, независимо от его индивидуальных особенностей. При этом доминирует благожелательное, но отнюдь не снисходительное и попустительское отношение к ребенку. Абсолютное большинство матерей (более 93 процентов) удовлетворены участием мужа в воспитании ребенка. Для самих детей отец – это главный поверенный во всех их делах. Между родителями четко и ясно распределены полномочия в принимаемых ими решениях, при этом один из них берет на себя ответственность по поводу основных решений, с которыми соглашается вся семья. Требования, предъявляемые ребенку, разумны и ясны. Семью отличают сплоченность и солидарность, в ней царит атмосфера взаимного доверия. Матери в таких семьях позитивно относятся к себе и мужу. В дальнейшем они постоянно подчеркивают необходимость стремления ребенка стать более совершенным. Поэтому ребенок легко следует задаваемым образцам поведения, он менее подвержен стрессу и тревожности, реалистично и доброжелательно воспринимает окружающий его мир, настойчиво и успешно решает поставленные перед ним задачи.

Условия формирования средней самооценки.

Развитие личности ребенка семи до одиннадцати

Развитие личности ребенка семи до одиннадцати

Источник