Развитие личности ребенка с зпр самооценка
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В современном обществе проблема детей с ограниченными возможностями здоровья, а в частности детей с задержкой психического развития, остается одной из основных, так как число таких детей не уменьшается, а наоборот растет. Это связано не только с неблагоприятными условиями среды, но и с социальными факторами. Когда речь идет о детях с нарушениями в развитии особую важность приобретает проблема формирования правильной самооценки: понимание себя как личности, своих качеств, отношения к себе окружающих и причин такого отношения. Для таких детей самооценка определяет успешность их социальной интеграции. Неправильная самооценка может привести к большим личностным и коммуникационным проблемам.
Изучением самооценки детей с задержкой психического развития занимались такие научные деятели, как Л.С .Выготский, Д.В. Лубовский, М.С. Певзнер, а также А.И. Липкина,М.И. Лисина, Е.И. Савонько, В.М. Синельников и многие другие ученые и педагоги.
Проблеме самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посвящено множество трудов, но возрастные категории раннего и дошкольного возраста изучены в гораздо меньшей степени, поэтому рассмотрим именно этот аспект проблемы.
Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы – органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств [1].
Самооценка – элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и развитие его личности [2].
По теории Л.С. Выготского [3] о сложной структуре дефекта, наличие какого-либо нарушения, введет к целому ряду вторичных отклонений в развитии. Нарушение психического развития негативно сказывается на формировании самосознания и такого его компонента, как самооценка.
В своем исследование Н.А.Жулидова [4] приходит к выводу, что чем сильнее выражена задержка психического развития, тем в большей степени они завышают свои возможности, тем менее критичны они к себе.
В работах Г.В. Грибановой [5] говорится о неустойчивости, незрелости, некритичности самооценки дошкольников с задержкой психического развития, недостаточном уровне осознания своего «Я», что в свою очередь приводит к повышенной внушаемости, несамостоятельности, неустойчивости поведения таких детей.
Самооценка старших дошкольников с ЗПР может характеризоваться как неадекватно завышенная вследствие менее развитых компенсаторных и психозащитных возможностей по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, к такому выводу пришел Р.Д. Тригер [6]. Также он утверждал,что ребенок с задержкой психического развития не сравнивает себя с другими детьми, не видит, чем он лучше сверстника, в чем равен ему, в чем отстает.
Следует отметить и такую особенность самооценки дошкольников с ЗПР, как ее значительную зависимость от мнения значимых лиц (воспитателя, сверстников, более старших детей). Очень часто дети с ЗПР не решаются дать оценку своей деятельности, не получив оценки со стороны взрослого, либо могут изменить собственное мнение под влиянием значимых для них окружающих.
Отставание ребёнка в психическом развитии может обуславливаться не только органическими нарушениями, но и условиями в которых живут дети, например, чрезмерная опека ребенка родителями или же наоборот безразличие с их стороны.
В условиях чрезмерной опеки со стороны взрослых, чаще всего, самооценка дошкольников с задержкой психического развития неадекватна и завышена. Такие дети переоценивают себя, свои качества и возможности, у них не развита самокритика. На основе этого можно сказать, что любая неудача снижает уже сложившуюся самооценку. Это связано с тем, что уровень притязания таких детей превышает уровень возможностей.
Если же ребенок находится в условиях безразличия со стороны родителей и предоставлен сам себе, то его самооценка занижена. У таких детей формируется замкнутость, они стараются избегать широкого круга общения, опасаясь насмешек со стороны сверстников. Наблюдается сниженный фон настроения, негативная оценка себя, собственных перспектив и других людей, скованность и пассивность. Зачастую у таких детей формируется комплекс неполноценности.
Формирование самооценки в учебной познавательной деятельности в специализированных дошкольных учреждениях не всегда осуществляется в полной мере. Особенно это затруднительно, если ребенок посещает дошкольное учреждение, где нет специалиста дефектолога, а так же воспитателей, которые были бы знакомы с особенностями таких детей.
Определение уровня сформированности самооценки у дошкольника с ЗПР является одним из направлений в деятельности учителя-дефектолога. Задача такого рода часто возникает в процессе воспитания и обучения детей.
Необходимость достижения поставленной цели обусловила соответствующую организацию педагогического эксперимента. Эксперимент включал в себя констатирующий этап. Целью нашего исследования является определение уровня сформированности самооценки у детей с ЗПР.
Эксперимент проводился на базе следующих учреждений: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок» г. Тамбова. В эксперименте принимали участие 13 человек: 6 дошкольников; 1 дефектолога; 1 психолог; 5 родителей участвующих в эксперименте.
Для определения сформированности самооценки у дошкольников с ЗПРбыла использована методика «Лесенка».
Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
По результатам диагностики можно сделать вывод (рисунок 1):
70% испытуемых с неадекватно завышенной самооценкой;
20% испытуемых с нормальной самооценкой;
10% испытуемых с низкой самооценкой.
Рисунок 1. Уровень адекватности самооценки у старших дошкольников с ЗПР по методике «Лесенка»
Исследования показали, что у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста самооценка завышена и неадекватна, уровень притязаний не соответствует реальному представлению о своих возможностях, «Я- концепция» не развита, а ситуативная и личностная тревожность ниже, чем у детей с нормальным развитием. Сведения, полученные при изучении специальной литературы, и проведенное исследование подтвердило, что у детей с ЗПР отсутствует развитая самооценка, устойчивость и критичность, которые возникают у нормально развивающихся детей в данный возрастной период.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что самооценка у детей с задержкой психического развития своеобразна, что обусловлено, спецификой психического дефекта и негативным влиянием микросоциальных факторов.
Для коррекционной работы по нормализации самооценки можно использовать такие методика, как ролевая игра и театрализованные постановки.
Основная задача таких методик, заключается в помощи детям адекватно оценивать себя, свое поведение и принимать отношение других людей к себе.
Тематика этих методик может быть разнообразной, но для наиболее эффективной педагогической работы лучше использовать темы, которые приурочены к праздникам или подготовки детей к школе.
Если у ребенка с ЗПР заниженная самооценка рекомендуется использовать комплекс таких упражнений, как «Ваши ценные качества», «Самовосприятие», «Ваша осанка».
В качестве приема нормализации самооценки можно использовать арттерапию (терапию искусством). Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. К ней можно отнести: изотеропию, музыкотеропию, кинезиотеропию, вокалотерапию, вокалотеропию.
Литература
Борякова Н.Ю. Ступенька развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей Учеб.-метод. пособие. М.: Гном-Пресс, 2002.
Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. 2 том. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999.
Выготский Л.С. Детская психология. Собрание сочинений: в 6т: Т.4. М.,1984.
Жулидова Н.А. Некоторые особенности прогностической самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития //Дефектология, 1981.№ 4. с.17-24.
Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростка с задержкой психического развития // Дефектология.1986.№3.с.13-20.
Источник
Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов. Первопроходцем в области изучения самооценки можно назвать У. Джемса, который начал изучать этот феномен еще в 1892 году в рамках изучения самосознания. Он вывел формулу, по которой самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид намеревался достичь.
Впервые данная проблема в начале ХХ века была выявлена у умственно отсталых детей, когда французский исследователь де Греефе открыл у них «симптом», который в последствие получил его имя. «Симптом де Греефе» заключался в том, что умственно отсталые дети считали себя умнее взрослых — учителей, родителей и т.д. [15, С.12]
В дальнейших исследованиях было показано, что у детей с интеллектуальной недостаточностью самооценка качественно своеобразная, что проявляется в отставании её формирования от нормы, завышении по критерию адекватности, она отличается своей упрощённостью, нерасчленённостью, неустойчивостью, противоречивостью самооценочных суждений.
В дальнейшем, в рамках психологии проблема самооценки изучалась в следующих направлениях [5, С.76-85]:
— проблема формирования самосознания и самооценки в связи с социально-психологическим аспектом деятельности личности;
— генезис самооценки и ее особенности на разных возрастных;
— формы самооценки, степень их устойчивости;
— самооценка и нарушение поведения у подростков;
— взаимосвязь самооценки и самоконтроля при решении различного рода задач;
— самооценка, как компонент структуры личности в контексте сознания субъектом моральных качеств личности;
— изменение самооценки при психических заболеваниях.
Изучение самооценки проводились также в специальной психологии и педагогике. Особенности самооценки изучались у детей:
— с отклонением в умственном развитии;
— с задержкой психического развития;
— с нарушением опорно-двигательного аппарата;
— глухих и слабослышащих школьников;
— с тяжелыми нарушениями речи;
В ходе этих исследований было показано, что дети, имеющие аномалии в развитии, обнаруживают особенности самооценки в структуре личности, обусловленные спецификой психического развития этих детей, общением с окружающими, социальной средой развития.
В настоящее время в специальной психологии наблюдается усиление внимания исследователей к изучению особенностей личностного развития детей с ЗПР. Анализ существующих исследований показывает, что в качестве значимого условия развития личности в целом выступает самооценка, которая в свою очередь влияет на поведение и деятельность ребенка и на его взаимоотношения с другими людьми.
Известно, что самооценка занимает центральное место в процессе развития самосознания, обеспечивает единство, стабилизацию и целостность личности. При этом она включена во множество связей и отношений с другими психологическими образованиями, каждый из которых вносит свой вклад в её формирование и вместе с тем направляется её непосредственным воздействием.
Анализ научных источников показывает широкую изученность проблемы самооценки с общепсихологических позиций в контексте специальной психологии. Очевидно, что формирование самооценки происходит неавтономно, а под влиянием ряда факторов.
Большинство исследователей считают, что основной фактор развития самооценки является сравнение, сопоставление себя с другими (Л.И. Божович, Л.С. Выготский и др.), так как в ходе сравнения происходит своеобразный перенос разных свойств личности, подмеченных у других, на себя [4, С.54].
В младшем школьном возрасте самооценка характеризуется неустойчивостью и, одновременно, пластичностью, точностью и полнотой представления о своих физических, интеллектуальных и личностных качествах. Поэтому основным достижением младшего школьного возраста в области развития образа «Я» является дифференциация и интеграция представлений ребёнка о себе. Постепенно самооценка приобретает такие качества, как рефлексивность, дифференцированность, устойчивость, адекватность [5, С.120]. Но эти качества самооценки не смогут сформироваться у детей с ЗПР в этом возрасте, в силу наложения отпечатка первичного дефекта на развитие личности.
Неадекватная самооценка характерна для многих детей с ЗПР младшего школьного возраста. Сам возрастной период накладывает своеобразный отпечаток, так как в этом возрасте начинается процесс обучения, оказывающий влияние на эмоциональный фон ребенка. Школьная успеваемость и оценки учителя является одним из основных факторов, оказывающих влияние на самооценку ребёнка в этот период, поэтому дети с ЗПР, имеющие трудности в усвоении школьной программы, попадают в группу риска.
Исследования А.И. Липкиной [21, С.64], Е.И. Савонько, В.М. Синельникова, посвящённые изучению самооценки младших школьников с ЗПР, показали, что для школьников, обучающихся какое-то время до специальной школы в общеобразовательной, характерна низкая самооценка, неуверенность в себе. Заниженная самооценка объяснялась авторами тем, что в результате несоответствия требований таких школ и возможностей учащихся с ЗПР, длительные учебные неудачи, усугубляют и так неустойчивую психику ребенка, вызывая неуверенность в себе, что в свою очередь приводят к снижению самооценки, уровня притязаний, социального статуса, повышению уровня тревожности (И.В. Сычевич, И.И Мамайчук и др.).
У детей с ЗПР под влиянием неудач в учёбе теряется вера в себя, они становятся пассивными, равнодушными, с ярко выраженной мотивацией избегания наказания и заниженной самооценкой (Н.Л. Белопольская). В то же время авторами отмечается снижение критичности у младших школьников с ЗПР к себе, появление неадекватных, чаще завышенных самооценок (Н.А. Жулидова, И.В. Коротенко, О.В. Защиринская и др.).
При этом, экспериментальными исследованиями под руководством Т.А. Власовой, было доказано, что обучаясь в специальных классах под влиянием успехов в учёбе, доброжелательного отношения со стороны учителя, учащиеся обретают уверенность, чувство собственного достоинства, самооценка приближается к адекватной.
Известный ученый А.Д. Виноградова, изучая самооценку таких школьников, отмечала, что «в младшем возрасте отмечаются заниженная и завышенная самооценки». Автор объясняет неадекватную самооценку в младшем школьном возрасте «незрелостью личности, непониманием выдвигаемых целей деятельности, неумением анализировать и соотносить достигнутые в ходе деятельности результаты с исходными данными и др.» [34, С.144].
У младших школьников с ЗПР, как правило, отношение к себе некритичное, обобщенное, они не умеют адекватно оценить свою деятельность, проанализировать ее. Учащиеся начальных классов стремятся угадать отношение к себе других людей, они ждут только положительных оценок своих действий. Во многом это связано с упрощенностью, недифференцированностью эмоциональных переживаний.
Л.С. Выготский подчеркивал, что повышенная самооценка, часто встречающаяся у дебилов и имбецилов, является «проявлением общей эмоциональной окрашенности оценок и самооценок маленького ребенка, общей незрелости личности» [8, С. 257]. Ребенок обычно высоко оценивает только то, что ему приятнее и ближе по его переживаниям, ответные чувства на воздействия окружающего мира у него бывают часто неадекватны
По исследованиям Дудковской О.А., Шельшаковой Н.Н. большинству учащихся сложно оценить себя реально, они дают только положительные суждения о себе. Самооценка у младших школьников неустойчивая, может меняться на полярно противоположную, не мотивирована. Она опирается на «оценки взрослых или на общее представление о себе». Многие дети «находятся под властью своих впечатлений, стремятся не принимать никакой критики, заглушить ее, ощущают внутреннюю слабость, зависимость» [11, С. 124].
И.В. Коротенко констатирует, что у младших школьников с ЗПР, получающих «положительные оценки в свой адрес» обнаруживается явное стремление несколько переоценивать себя. Это положение объясняется тем, что собственная малоценность ребёнка с ЗПР компенсируется «искусственной» переоценкой своей личности, скорее всего неосознаваемой ребёнком. Такие психозащитные тенденции у младших школьников с ЗПР обусловлены, по мнению И.В. Коротенко, в определённой степени прессингом детей со стороны значимых взрослых, а также особенностями их личностного развития. Таким образом, по мнению автора у детей младшего школьного возраста с ЗПР, проявляется неадекватная, чаще завышенная самооценка [15, С. 12].
Н.А. Жулидова [12, С. 17] в своём исследовании приходит к выводу, что чем сильнее выражена задержка психического развития у младших школьников, тем в большей степени школьники завышают свои возможности, тем менее критичны они к себе.
Г.В. Грибанова [9, С.13], исследуя личностные особенности детей с ЗПР, обращает внимание на неустойчивую, незрелую, некритичную самооценку и недостаточный уровень осознания ими своего «Я», что в свою очередь приводит к повышенной внушаемости, несамостоятельности, неустойчивости поведения этих детей.
В настоящее время существуют исследования, которые показывают также связь между оценками педагогов, самооценками младших школьников и межличностными отношениями детей. Б.Г. Ананьев отмечал, что межличностные отношения являются сильнейшим средством формирования отношения к самому себе, это источник развития самооценки. В процессе межличностного взаимодействия ребёнок не только познаёт другого человека, но и познаёт самого себя, создаёт свой собственный образ как отражение, преобразование образа другого человека.
Таким образом, существующие исследования самооценки у детей с ЗПР показывают её определённое своеобразие, что обусловлено, по мнению многих исследователей, спецификой психического дефекта, а также негативным влиянием микросоциальных факторов. Чаще всего она неадекватна, в сторону завышения, и полностью зависит от внешних оценок, у них не сформированы правильные представления о своих личных и физических качествах, возможностях и способностях.
При этом А.Д. Виноградова, изучая самооценку у школьников с ЗПР, констатирует следующую динамику её развития: в младшем школьном возрасте — завышенная и заниженная, в среднем — наиболее адекватная, в старшем — преимущественно завышенная. Автор объясняет завышенную самооценку в младшем школьном возрасте незрелостью личности, неумением анализировать достигнутые в ходе деятельности результаты с исходными данными, а завышенную самооценку в старшем школьном возрасте тем, что происходит осознание своего умственного дефекта и возникает псевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих.
Таким образом, рассмотренные направления изучения психических процессов у младших школьников с ЗПР исследуют проблему с различных точек зрения.
В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, результаты которых показывают, что дети с ЗПР имеют характерные психологические особенности и отличаются от нормально развивающихся детей. При этом различия касаются практически всех психических проявлений.
Так, отмечается недостаточная сформированность произвольного внимания детей с ЗПР, дефицитарность основных свойств внимания.
Память детей с ЗПР характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений внимания и восприятия.
Яркое отставание детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников авторы отмечают при анализе их мыслительных процессов. Отставание характеризуется недостаточно высоким уровнем сформированности всех основных мыслительных операций.
При этом, имеющиеся данные в области специальной психологии, характеризующие детей с ЗПР, говорят о том, что дефект неизбежно накладывает существенные ограничения на процессы понимания ими самих себя, а, следовательно, и самооценки.
Проведенный теоретический анализ показал, что самооценка как одно из ведущих личностных образований, лежащих в основе механизма внутренней регуляции поведения и деятельности человека, в процессе своего формирования в детском возрасте испытывает влияние многих социально-психологических факторов.
Актуальность проблемы самооценки детей с ЗПР сегодня обусловлена запросами психолого-педагогической практики и трансформацией представлений о психогенетической сущности ЗПР, критериях диагностики, принципах организации, характере и объеме специализированной помощи.
Анализируя научные источники можно утверждать, что дети имеющие данные аномалии в развитии, обнаруживают особенности самооценки, обусловленные спецификой психического развития, что развитие самооценки у детей с ЗПР происходит с задержкой и отклонениями.
Общими проявлениями несформированности самооценки у младших школьников с ЗПР являются: низкая частично дифференцированная самооценка, что в основном отражает оценивание школьников взрослыми, сформирован низкий уровень притязаний, характерны неуверенность в себе, завышение своих возможностей, низкая критичность, стереотипность ответов.
Эта проблема усугубляется тем, что личностное развитие младших школьников с ЗПР, в силу своей специфики крайне уязвимо, неустойчиво, подвержено влиянию.
Признавая важность выше изложенных данных, в следующей главе проведем исследование особенностей самооценки детей младшего школьного возраста с ЗПР. Понимание особенностей самооценки у детей с ЗПР позволит определить необходимые способы психологической помощи в развитии и коррекции этого важнейшего психического свойства.
Источник