Развитие личности ребенка с учетом фгос

Развитие личности ребенка с учетом фгос thumbnail

Галина Шелудякова
Становление и развитие личности ребёнка в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Слайд 1

В стране сложилось такое неточное восприятие, будто настоящую жизнь живут только взрослые. А все остальные к чему-то лишь готовятся. Младенцы — к детскому саду. Малыши — к школе. Школьники — к поступлению в вузы. И лишь студентам дано право готовиться к настоящей жизни. Это неправильно, такой подход приводит только к психологическим проблемам. Та самая настоящая жизнь начинается с первого же дня. Каждый возраст надо полноценно прожить. То, чего ребенок будет лишен в детстве ради какой-то будущей цели, он уже никогда полностью не наверстает.

Слайд 2

Сегодня на дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребенком, с человеком на всю жизнь.

Сегодня главная ценность в образовании – ребенок. Вся система образования должна быть построена на идее, что ребенок есть саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующееся существо.

Слайд 3

Дошкольное детство должно быть разнообразным. В этом и суть всего ФГОС. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. Это не утопия. По-другому просто невозможно. Наши дети невероятно разные. Они всё более и более отличаются от нас, и становится все труднее вести диалог между ребенком и родителем, ребенком и педагогом, ребенком и обществом в целом.

Раньше мы считали, что дети должны вырасти, как солдаты Урфина Джюса, — один похожий на другого. Нет! Наш стандарт говорит: у каждого ребенка свой путь развития. И его надо поддержать. Это другая ценностная ориентация.

Слайд 4

Александр Асмолов – руководитель рабочей группы по созданию Стандарта дошкольного образования, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени Ломоносова на Всероссийском съезде акцентировал внимание на основной миссии ФГОС дошкольного образования: становление и развитие личности ребенка в её индивидуальности, уникальности, неповторимости. В качестве приоритетной задачи стандарт ставит следующую: «Не столько научить ребенка читать и писать, сколько «приохотить» его к учебе на протяжении всей жизни. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно- дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста».

Слайд 5

Это стандарт поддержки разнообразия детства, стандарт развития личности ребенка.Раньше говорили: ребенок должен готовиться к школе.Теперь говорим: школа должна готовиться к ребенку. И эта стратегия государственной политики воплощена в стандарте, который станет для родителей навигатором в мире детства, ориентируясь на который, родители и воспитатели помогут каждому ребенку приобщиться к культуре.

Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через игру.

Слайд 6

Для ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения, счета и письма войдут в мир познания ребенка через ворота детской игры и другие соответствующие возрасту ребенка виды деятельности. Через игру, сотрудничество, диалог дети знакомятся с окружающим их миром. Цель стандарта — исключить риск сделать дошкольное образование по образу и подобию школьного. Нельзя надвинуть формы школьной жизни на дошкольное детство.

Слайд 7

Учитель начальных классов должен отчетливо понимать, что к нему придет ребенок, почемучка, который должен остаться почемучкой. Тогда мы избежим ситуации, когда ребенку уже в первом классе дают готовые ответы на вопросы, которые он не задавал. Стандарт начальной школы уже изменен на стандарт развития, в котором ребенок проходит разные формы проектной деятельности, оставаясь исследователем. Сегодня сознание учителя начальной школы меняется. Он становится также профессионалом по развитию детства.

Детей должен учить учитель начальных классов. Для педагога на самом деле не слишком важно, чтобы ученики уже знали печатные буквы, немного считали. Важнее, чтобы они могли фиксировать внимание, у них была развита правильная речь, произвольное поведение, сформированы нравственные критерии, они были любознательны и открыты миру, чувствовали себя защищенными, не боялись нового.

Слайд 8

Если школьный стандарт предполагает три направления развития ребенка – личностное развитие, предметное развитие и мета предметное развитие, — то в дошкольном стандарте оставили только одно – личностное. Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. В детских садах ребенок впервые сталкивается с так называемым «общественным» взрослым (воспитателем, с которым ему нужно выстраивать отношения.

Слайд 9

Главными критериями нового стандарта дошкольного образования названы социализация и индивидуальное развитие детей, а не подготовка к школе.

Наложено табу на любые формы и методы школьной модели обучения, т. е. та, классно — урочная модель образования, которая присутствовала в детских садах и была привнесена из школы, будет утрачена. Хотя, автор проекта Александр Асмолов подчеркивает, что многим родителям сложно расстаться с прежними установками: что дети должны быть «выдрессированы» перед школой. Схожи в своих требованиях к будущим первоклассникам и педагоги. По их мнению, все первоклассники в начале учебного года должны уметь писать и считать, а учить этим предметам следует с детского сада.

Слайд 10

ФГОС дошкольного образования – это стандарт условий, а не стандарт результата. Почему стандарт условий? Потому что мы имеем дело с детьми дошкольного возраста, которые развиваются неравномерно, у каждого ребёнка свой темп развития, он может быть медленнее или быстрее в разные периоды, и это норма. Новый стандарт описывает не то, что должен усвоить ребенок, а условия, которые ему должны создать взрослые. Требований к самим малышам напрямую никто не предъявляет. Так что этот документ в большей степени для воспитателей. Это они должны теперь планировать свою работу и проводить занятия, ориентируясь на него. Предполагается, что если педагоги будут соблюдать прописанные в нем положения, то у малышей разовьются все свойства и качества, предусмотренные авторами.

Слайд 11

— Никакой школяризации дошкольного образования не будет. Все нужные знания дети получат в школе. Если маленький мальчик не наигрался в машинки, пока ходил в садик, он уже никогда не сможет этого наверстать. Одна из задач стандарта — защитить детство от ранней «взрослости». Итоговую и промежуточную аттестацию в дошкольном образовании запрещает не только стандарт, но и Федеральный закон «Об образовании в РФ» – об этом чётко сказано в 64й статье. И мы теперь не сводим дошкольное образование к тому, чтобы дать детям знания–умения–навыки, – на смену «зуновской» парадигме пришла личностноразвивающая, гуманитарная. В стандарте речь идёт не о натаскивании, а о развитии личности ребёнка дошкольного возраста в пяти образовательных областях.

Слайд 12

Введение ФГОС дошкольного образования отразится на всей системе — на педагогах, на детях, на семье. В частности, семья становится реальным участником образовательного процесса. Новый стандарт направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького ребенка. И основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования.

Слайд 13

Спасибо за внимание!

Источник

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

В каждом обществе явно или неявно всегда присутствуют представления об идеальном типе личности, отражающим набор личностных нормативных характеристик. Такой набор характеристик для ребенка всегда рассматривался и в контексте дошкольного образования. Однако акценты в нем расставлялись в зависимости от приоритетов общества в конкретный исторический момент, в зависимости от экономических, социальных и других условий, в которых живет общество. Приоритет школьного образования, главенствующий достаточно долгое время в системе образования, определял применение в дошкольных учреждениях тактик форсирования или ускорения темпов развития детей и прямую подгонку социально-педагогических приоритетов дошкольного образования к требованиям школы. Выход ФГОСов определил революционный поход к статусу, роли и задачам дошкольного образования. Оно становится важнейшим этапом государственного образования, не менее, а может и более значимым, чем школьный этап. Отрадно, что сегодня от формальных слов «дети — наше будущее» государство переходит к тому, чтобы детство стало самостоятельным этапом развития, за который оно несет ответственность. ФГОС дошкольного образования – это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства, а не с его унификацией. Он декларирует самоценность «проживания» детьми эпохи детства, его уникальность, важность создания благоприятной социальной ситуации развития для каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Эти приоритеты и определяют выдвижение на первый план задачи, связанные, прежде всего, не с приобретением детьми школьных умений читать, считать и писать, а с формированием психологической стабильности, высокой самооценки, веры в свои силы и развитием социальных способностей. Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе. Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образования. В этом смысле ФГОСы – это стандарт развития личности, его социализации, включающий в себя процесс вхождения ребенка в мир социальных отношений с другими детьми и взрослыми, познания норм и правил социального взаимодействия, осознания себя в мире людей и окружающих предметов. Академик А.Г.Асмолов определил детство как самый стремительный период очеловечивания человека. Ведь именно на данном этапе происходит вхождение детей в мир людей и предметов через понимание и постижение ими непреходящих человеческих ценностей, которые важны и ценятся всем обществом, а не некоторым кругом людей. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В основе формирования личности детей на протяжении всего дошкольного детства должна стоять идея обогащения их духовного мира, насыщение их жизни яркими, необычными, интересными событиями: делами, встречами, играми, приключениями. Детский сад должен стать особым пространством для детей, особым микромиром, в котором создается «счастливая культурная социоситуация для детей» (А.Г.Асмолов). Их жизнь должна быть насыщена миром искусства, во всем его многообразии и богатстве. Оно духовно обогащает, развивает способность к эмпатии и децентрации, значение которых невозможно переоценить в рамках становления эмоциональной сферы, формирования нравственно-этических норм. ФГОСы решают задачу перенастройки системы образования в дошкольных учреждениях на «подстраивание» ее под ребенка, под особенности его личностного развития на конкретном этапе детства и расставляют приоритеты в эмоциональном, психическом и физическом развитии ребенка. Главная цель, которую ставят стандарты – это сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способность и желание учиться. Стратегическая направленность стандартов на формирование личностных качеств тесно связана с установкой на индивидуализацию образования. И если ранее под ней понималось использование особого подхода к достижению детьми нормы развития, т.е. установленного оптимального уровня для конкретного возраста, то в рамках стандарта под индивидуализацией понимается наличие у каждого ребенка своего пути развития и следования ему на протяжении всего дошкольного детства. Это другая ценностная ориентация, которая и предполагает поддержку разнообразия детства, наличия множества программ, поддерживающих развитие ребенка в соответствии с его особенностями. Наверное, имеет место обсуждение возможности создания определенного маршрута развития для каждого ребенка, который будет учитывать особенности его нервно- психического, эмоционально-волевого, физического и интеллектуального развития и в соответствии с этим определять вектор и траекторию движения ребенка вперед. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки — поликуртурность, уважение к другим, развиваются эмоциональные и волевые реакции, воображение. Но говоря об этих важнейших характеристиках личности дошкольника необходимо отметить, что формирование их происходит, прежде всего, посредством игровой деятельности. Однако, говоря именно об этом виде деятельности, мы можем отметить снижение игровых умений у современных детей, которое, к сожалению, констатируют психологи и педагоги-практики: 60% современных дошкольников имеют низкий уровень игровых умений, 35% — средний и лишь 5% дошкольников показывают высокий уровень игровых умений. Наряду с маркетизацией Детства, установкой на выполнение запросов родителей по прямой подготовке к школе в виде «натаскивания» детей в учебных навыках, одним из важнейших факторов, влияющих на уход игры из детской практики является отсутствие игровой компетентности у воспитателя. «Школяризация» дошкольного образования почти полностью вытеснила игровую деятельность. Насыщенность дня мероприятиями учебного характера, искусственное уменьшение времени детей на самые элементарные нужды ограничивают детей в игровой деятельности. В связи с этим перед системой дошкольного образования становится проблема подготовки и переподготовки педагогических кадров, понимающих важность и ценность приоритетов дошкольного образования – социализации, развития личностных качеств в видах деятельности, адекватных возрасту детей. Воспитатели должны овладеть искусством игры и в буквальном смысле слова проходить чуть ли не актерскую подготовку при работе с дошкольниками. Еще одна важная проблема игры – информационная акселерация современных дошкольников. Они живут в информационном мире, им дышат, им рождаются. Отсюда вытекают несколько проблем. Первая связана с риском возникновения дисбаланса между интеллектуальным и личностным развитием ребенка, который овладел информационными технологиями, но еще не достиг личностной зрелости. В результате технологии поглощают ребенка и уводят от реальности. Чем он взрослее, тем более сложными становятся игры и более серьезные последствия. Обычно такие ситуации можно наблюдать в семьях, где ребенок предоставлен сам себе, с ним мало общаются, ему недостаточно уделяют внимания. Поэтому одна из важнейших проблем личностного развития ребенка – формирование социальных навыков взаимодействия, которые заполнят пустоту общения и наряду с пользованием информационными технологиями не позволят ребенку оторваться от мира людей. И конечно тон в этой работе должны задавать педагоги образовательной системы. Они должны стать мастерами общения, психологами детской души. Другая проблема – это отставание воспитателей от информационной зрелости дошкольников, которое определяет непонимание педагогами современных детей. Программы подготовки и переподготовки будущих воспитателей должны учитывать и этот аспект. Развитие личности ребенка напрямую связано с тем, каким личностным ценностно-смысловым наполнением обладает сам педагог. Только педагог, обладающий профессиональной и личностной компетентностью воспитателя-профессионала, находясь в прямом контакте с ребенком способен выстроить согласно ситуации адекватную педагогическую позицию, организовать деятельность, которая направлена на моделирование и созидание нового. Поэтому стандарт определяет деятельность педагога как бесконечное профессиональное варьирование приемами, методами и технологиями для достижения персонализации образовательного процесса. Задача развития нового поколения воспитателей – это приоритет ФГОСов, напрямую связанный с развитием и формированием личности ребенка. ФГОС дошкольного образования – стандарты, которые определяют новый подход к пониманию Детства, как отрезка времени ценного для детей не подготовкой к школьной жизни, а тем, что они в нем живут. Они направляют всех нас на понимание самоценности Детства в координатах достоинства, а не в координатах получения. Академик А.Г.Асмолов по этому поводу сказал: «Самоценность периода Детства определяется постулатом – быть многим, а не обладать многим». Стать детям этим многим в рамках своего пути развития и помогают стандарты.

Источник

Библиографическое описание:

Рощина, Е. В. Развитие личностных качеств ребенка в соответствии с ФГОС ДО / Е. В. Рощина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 120-121. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9574/ (дата обращения: 07.05.2020).

Детские годы — самые важные в жизни человека, а как они пройдут, зависит от взрослых — родителей и педагогов.

Исследования показали, что большинство родителей считают главными задачами дошкольного образования, это умение ребенка читать, писать, считать. Но на самом деле это не так. Основной результат дошкольного образования — это гармоничное всестороннее развитие личности ребенка, а не знания, умения, навыки.

Какими же качествами должен обладать ребенок, выпускаясь из детского сада, в соответствии с ФГОС ДО?

Ведущей целью должно быть формирование у дошкольника таких качеств, которые необходимы для овладения учебной деятельностью:

                   инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании;

                   уверенность дошкольника в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, обладание чувством собственного достоинства;

                   умение ребенка активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;

                   способность договариваться, учитывать интересы и чувства своих сверстников, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

                   стараться разрешать конфликты, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;

                   развитие крупной и мелкой моторики рук;

                   способность к волевым усилиям в разных сферах деятельности.

Именно эти все вышеперечисленные характеристики и являются основой для успешного перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе.

Какие родители не хотят, чтобы их ребенок обладал всеми этими качествами?

Для того, чтобы достичь этих целей, необходима помощь родителей. Поскольку семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Конечно же, развитие всех этих важных и главных качеств личности — это не какое-то одно действие, или одно занятие, или одна беседа. Это, целостный, достаточно длительный процесс тесного взаимодействия, сотрудничества детей, родителей и педагогов. Именно родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

Каким же образом необходимо воспитывать в детях важные качества личности?

Огромную роль в развитии важнейших качеств личности детские психологи и педагоги отводят игре. Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. В игре ребенок знакомится с разнообразными чувствами, овладевает и своими эмоциями, учится ими управлять. В игре развиваются такие психические процессы, как память, мышление, внимание, воображение, речь, формируются реальные отношения детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации.

Но игра вдвойне интересней ребенку, когда он чувствует заинтересованность самых близких и любимых людей — родителей.

Большое значение для гармоничного развития ребенка, имеет совместное чтение книг. Среди книг, адресованных детям, особое место занимают сказки. Ведь очень важно помочь ребенку принять и преодолеть какие-то трудности в жизни, а не убегать от них. Именно об этом говорят многие сказки: трудности в жизни неизбежны, но если герой не струсит, то он преодолеет все преграды и станет победителем.

Сказка близка ребенку и потому, что она не учит и не поучает его. Он сам, сопереживая герою, проживает все его страдания и трудности и таким образом приходит к пониманию того, что действительно ценно.

Сказка позволяет ребенку осмыслить такие приоритеты, как дело и отдых. При этом решение этой непростой задачи происходит ненавязчиво, в привлекательной, захватывающей форме.

Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребенка это —переживание успеха.

Взрослым нужно создать ребенку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Когда ребенок чего-то достиг, каких-то определенных результатов, его надо обязательно поощрить, похвалить, оценить, тогда у него будет стимул в дальнейшем снова чего-то достичь.

Ситуации успеха можно создавать везде, во всех видах деятельности ребенка. И в театральной деятельности, драматизациях, игровых ситуациях, и в продуктивных видах деятельности, таких как рисование, аппликация, лепка. Здесь, задача родителей и педагогов стремиться довести до сознания каждого ребенка, что он личность, не похожая на других! Он может многое сделать, многое узнать. Так, у детей формируется уверенность и вера в себя, в свои силы.

Таким образом, ребенок всегда должен чувствовать поддержку взрослых, то крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. И тогда, в будущем, он вырастет в такую личность, в такого человека, которым безусловно можно гордиться.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, игра, умение ребенка, качество личности, жизнь человека, дошкольное образование.

Источник