Развитие личности ребенка с ринолалией
1.
дефицита внимания. нередко ЗПР носит
временный характер и успешно устраняется
в адекватных дефекту условиях обучения
и воспитания.
2.
Своеобразие становления личности.
Причины:
неблагоприятные условия жизни в
коллективе, нарушение речи как средства
коммуникации, односторонне общение с
коллективом.
Результат:
развитие замкнутости, застенчивости,
раздражительности. Постепенно падает
мотивация общения. Может быть отмечена
повышенная агрессивность. В некоторых
случаях требуется помощь психоневролога
и невропатолога.
Негативные
последствия длительной госпитализации
детей с врожденной небной патологией:
усугубление особенностей поведения
детей при неправильном семейном
воспитании. Необходимо проведение
психотерапевтических мероприятий с
членами семьи ребенка и с ним самим с
целью предупреждения трудностей
поведения и коррекции личности ребенка
с небной патологией. Отклонения
психического развития у данной категории
детей встречаются в 20 раз чаще, чем у
детей с нормальным развитием
челюстно-лицевого аппарата.
Степень
нарушения психических процессов зависит
от:
А)
степени развития
Б)
наличие синдромальных нарушений по
типу олигофрении.
Отмечено,
что у детей с незначительным дефектом
речи, вторичные невротические психические
процессы относительно сохранны и не
нарушают адаптацию детей в семье, а
также в дошкольном и школьном коллективах.
При выраженной степени дефектов речи
отмечается серьезное нарушение
психических процессов. В результате
длительной и хронической астенизации
у детей с открытой ринолалией наблюдается
неустойчивое и рассеянное внимание.
Из-за этого страдает познавательная
деятельность. Также снижается объем
вербальной памяти. Медленнее протекает
процесс запоминания, долговременная
память непрочная. Зрительная память
обычно не нарушается. Из-за речевого
недоразвития наблюдается недостаточность
словесно-логического мышления.
Затрудняется восприятие учебного
материала. Выражено нарушение эмоционально
— волевой сферы.
При
выраженном нарушении внятности речи
нарушается ее коммуникативная функция
и ограничиваются социальные контакты,
из-за чего снижается речевая практика
детей.
В
результате всех выше перечисленных
нарушений происходит формирование
особого коммуникативного поведения,
при котором наблюдается часто замкнутость,
застенчивость, раздражительность,
нежелание вступать в активный контакт
со взрослыми и сверстниками, пониженная
самооценка и уровень личностных
притязаний, неадекватные агрессивные
реакции на различные ситуации, которые
усиливаются при госпитализации ребенка,
начале посещения дошкольного учреждения
и т.д.
Дальнейшая
социальная адаптация ринолалика во
многом зависит не только от качественного
хирургического лечения и адекватной
логопедической помощи, но и от характера
семейного окружения и установок семьи
на исправление дефекта.
24. Ринофония, определение, причины, виды.
Ринофония
– гнусавый оттенок голоса, возникающий
из-за неправильного направления
выдыхаемой струи вследствие либо
механических дефектов носоглотки, либо
расстройств функции мг и ТВ неба.
Существует
два вида ринофонии: открытая и закрытая.
Первая
может быть врожденной, если малыш
появился на свет с укороченным мягким
нёбом. Однако иногда проблема связана
с инфекционным заболеванием типа
дифтерии или гриппа, осложненным
параличом или парезом нёба. Приобретенная
ринофония может появиться и после того,
как малышу удалят глоточные миндалины:
послеоперационные рубцы стягивают нёбо
и ограничивают подвижность.
ринофония
открытая – при которой имеет место
патологическая назализация всех ротовых
звуков, слабый и сдавленный голос.
Ринофония
закрытая – при ней носовые согласные
приобретают резонирование, гласные
теряют звучность, тембр становится
неестественным.
Оргническая
врожденная открытая ринофониявозникаеи
при укорочении мг неба при этом соотношении
ТВ и мг неба (3:1 или 4:1) норма – 2:1. Это
следствие открытой ринолалии, проявляющееся
нарушением тембра голоса без фонетических
дефектов.
Приобретенная
органическая открытая ринофония
возникает при прибретенных парезах,
параличах мг неба, миостении, перфорациях,
свещах неба из-за ранений, туберкулеза,
сифилиса. Часто открытая ринофония
отмечается при периферических и
центральных парезах, параличах мг неба
после дифтерии, гриппа, при поражении
ветвей языкоглоточного и блуждающего
нервов, при ранении или давлении опухоли.
Причины
возникновения ринофонии различны. Одной
из причин можно назвать психические
травмы, испуг, страх. При этом ринофания
носит преходящий характер. Другой
причиной является вялая артикуляция у
ослабленных детей, у которых мягкое
нёбо не дотягивается до задней стенки
глотки.
часто
причина ринофонии являются последствия
перенесенных заболеваний: постдифтеринный
паралич нёба, удаление аденоидов,
опухолей носоглотки и т.д. Снижение
слуха (неточная артикуляция) также может
послужить причиной возникновения
ринофонии. Причины органической закрытой
ринофонии — различные болезненные
процессы в носоглотке — аденоиды, полипы,
фибромы, искривления носовой перегородки,
быстрый воспалительный отек слизистой
носа во время насморка, атрезия хоан и
др.
В
речевом акте можно рассматривать 3
связанные друг с другом функции:
1)образование
воздушной струи;
2)голосообразование
(фонация);
3)образование
звуков речи (артикуляция).
Воздушная
струя, необходимая для образования
голоса и звуков речи, возникает в процессе
дыхательного акта, именно в фазе вдоха.
В связи с этим описание деятельности
речевых органов целесообразно начинать
с процесса дыхания.
При
вдохе происходит расширение грудной
клетки вперед, в стороны, вверх и вниз.
Это расширение осуществляется благодаря
действию вдыхательных мышц, главным
образом наружных межреберных мышц и
диафрагмы.
При
расширении грудной клетки происходит
также увеличение объема легких, т.к. в
силу наличия отрицательного давления
в плевральной полости легкие пассивно
следуют за стенками грудной клетки. При
этом легочные альвеолы наполняются
воздухом, поступающим из атмосферы
через дыхательные пути.
Для
осуществления спокойного вдоха достаточно
одного лишь расслабления вдыхательных
мышц. Стенки грудной клетки при этом
спадаются, диафрагма поднимается, а
легкие в силу эластичности стенок
альвеол уменьшаются в объеме и выталкивают
содержащийся в них воздух через
дыхательные пути наружу. Форсированный
(усиленный) выдох происходит при участии
выдыхательных мышц, т.е. мышц брюшной
стенки и внутренних межреберных мышц.
При
обычном спокойном дыхании вдох и выдох
производятся через нос. Приходя через
полость носа, вдыхаемый воздух, благодаря
извилистости носовых ходов и наличии
ворсинок в мерцательном эпителии
слизистой оболочки носовой полости,
очищается от пыли и микробов, увлажняется
и согревается.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Автор: Любаева Мария Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ п. Просвет с/п «Детский сад «Росинка»
Населённый пункт: п. Рощинский
Наименование материала: статья
Тема: Характеристика детей с открытой формой ринолалии
Дата публикации: 19.05.2019
Раздел: дошкольное образование
Характеристика детей с открытой формой ринолалии:
Параметры
Содержание
1.Анатомическое
строение
артикуляционного
аппарата
Различные варианты аномалии строения
артикуляционного аппарата:
1) врожденные расщелины неба и губы;
2) подслизистые расщелины;
3) врожденные недоразвития неба;
4) врожденная ассиметрия лица при деформации
неба.
Каждая расщелина, даже субмукозная, приводит к
укорочению заднего края скелета твердого неба,
вследствие чего все мягкое небо перемещается
вперед. Оно укорачивается, поперечное
расстояние между мягким небом и задней стенкой
глотки увеличивается.
Движения мышц верхней губы отсутствуют или
значительно осложнены. В результате обедняется
мимика ребенка, и мышцы лица включаются в
артикуляцию.
Ребенок чисто рефлекторно сдвигает тело языка
назад, благодаря чему продольная мышца языка
сокращается и образует высокий подъем корневой
части языка.
При стабильном положении корня языка кончик
его оттягивается в середину ротовой полости.
Движение всего языка затормаживается,
относительно подвижным остается лишь его
кончик.
Дефекты небного свода при ринолалии
обусловливают неправильную мышечную
взаимосвязанность мышц всего артикуляционного
аппарата. Даже если мышцы речевого аппарата
анатомически сохранны и все движения их
возможны, они отличаются некоторой вялостью,
заторможенностью, неловкостью.
2.Фонетическая
сторона речи
Ротовые звуки приобретают назальность.
1.Наиболее заметно изменяется тембр гласных И и
У при артикуляции которых ротовая полость
больше всего сужена. Наименьший назальный
оттенок имеет гласный А, так как при его
произнесении ротовая полость широко раскрыта.
2.Значительно нарушается тембр при
произнесении согласных.
3. При произнесении шипящих и фрикативных
прибавляется хриплый звук, возникающий в
носовой полости.
4. Взрывные п, б, д, т, к и г звучат неясно, так как в
ротовой полости не образуется необходимое
воздушное давление вследствие неполного
перекрытия носовой полости.
5. Ринофонически звучат л и р. Воздушная струя в
ротовой полости настолько слаба, что
недостаточна для колебания кончика языка,
необходимого для образования звука р.
Вследствие дефектного положения языка в
полости рта согласные звуки образуются главным
образом за счет изменений положения кончика
языка (при незначительном участии корня языка в
артикуляции) и при излишней активизации
лицевых мышц. Эти изменения положения кончика
языка относительно постоянны и соотносятся с
артикуляцией определенных звуков.
Произношение некоторых согласных звуков
представляет для больных особую трудность. Так,
они не могут осуществить необходимой преграды
у верхних зубов и альвеол для произнесения звуков
верхней позиции: л, т, д, ч, ш, щ, ж, р; у нижних
резцов для произнесения звуков с, з, ц с
одновременным ротовым выдохом; поэтому
свистящие и шипящие звуки у ринолаликов
приобретают своеобразное звучание. Звуки к, г
либо отсутствуют, либо замещаются характерным
взрывом, производимым при соединении
несращенных частиц увули или стенок глотки.
Гласные звуки произносятся при оттянутом кзади
языке с выдохом воздуха через нос и
характеризуются вялой губной артикуляцией.
Таким образом, гласные и согласные звуки
формируются с сильным носовым оттенком.
Артикуляция их зачастую значительно изменена, и
звуки между собой нечетко дифференцированы.
Для самого больного такие артикулемы служат
кинемой, т. е. двигательной характеристикой
определенного звука, и в его речи выполняют
смыслоразличительную функцию, что и позволяет
использовать их для речевого общения.
3.Состояние
фонематических
процессов
Нарушение фонематического слуха разной
степени, от легких до грубых случаев.
Нарушение слоговой структуры слова.
Сокращение групп согласных звуков.
Прекращение звучания согласного звука в конце и
опускание в начале слова. Добавление лишнего
согласного. Сокращение числа слогов. Дистантная
ассимиляция( уподобление слогов друг другу).
4.Общее речевое
развитие
При ринолалии речь развивается с опозданием
(первые слова появляются к двум годам и
значительно позже) и имеет качественные
особенности. Импрессивная речь развивается
относительно нормально, а экспрессивная
претерпевает некоторые качественные изменения.
В первую очередь следует отметить крайнюю
невнятность речи больных. Появляющиеся у них
слова и фразы малопонятны для окружающих, так
как формирующиеся звуки своеобразны по
артикуляции и звучанию. Среди детей с открытой
формой ринолалии можно выделить группу с
ФФНР ( фонетико-фонематическим
недоразвитием) и ОНР (нарушением всех речевых
компонентов).
5.Нарушения
письменной речи
При ФФНР и ОНР на письме проявляются
специфические ошибки, отражающие дефекты
звукопроизношения( замена и пропуски букв) ,
нарушения фонематического слуха(замены
переднеязычных на заднеязычные, ротовые на
носовые), слоговой структуры слова( замены,
опускание, перестановки и сокращения числа
слогов), несформированность лексико-
грамматического строя речи (замена слов, слитное
написание с предлогами).
6. Состояние
психической сферы и
особенности
поведения
Степень вторичных нарушений психических
процессов напрямую зависит от степени
недоразвития речи. Дети с ринолалией
полиморфны по уровню психического развития.
Часто встречается наличие дефицита внимания.
1)
Внимание – неустойчивое и рассеянное,
более низкий уровень произвольного
внимания, слложности в планировании своих
действий, вследствие чего затруднен процесс
познавательной деятельности.
2)
Память. Снижен объем вербальной памяти,
затруднен процесс запоминания.
Долговременная память непрочная,
непродуктивная. Зрительная память не
нарушена, за исключением запоминания
геометрических фигур. Низкий уровень
произвольности и контроля слуховой памяти,
нарушения узнавания слов и тд.
3)
Воображение. Развитие воображения
происходит по тем же психическим законам,
что и у детей с нормой.
4)
Игровая деятельность. Преобладает сюжет
лечения. Предпочитают пассивную роль в
игре, часто просто наблюдают за действиями
других детей со стороны.
5)
Эмоционально – волевая сфера.
Неполноценность речи сказывается на
становлении личности. Часто возникают
различные отклонения в поведении:
замкнутость, застенчивость,
раздражительность, отсутствие веры в успех,
нежелание вступать в контакт со взрослыми
и сверстниками. Могут возникать
неадекватные агрессивные реакции на
различные ситуации.
Источник
В структуре дефекта при открытой ринолалии выделяются речевые нарушения, непосредственно связанные с первичным дефектом и вторичное нарушение психических процессов.
Степень нарушения психических процессов зависит от:
А) степени развития
Б) наличие синдромальных нарушений по типу олигофрении.
Отмечено, что у детей с незначительным дефектом речи, вторичные невротические психические процессы относительно сохранны и не нарушают адаптацию детей в семье, а также в дошкольном и школьном коллективах. При выраженной степени дефектов речи отмечается серьезное нарушение психических процессов. В результате длительной и хронической астенизации у детей с открытой ринолалией наблюдается неустойчивое и рассеянное внимание. Из-за этого страдает познавательная деятельность. Также снижается объем вербальной памяти. Медленнее протекает процесс запоминания, долговременная память непрочная. Зрительная память обычно не нарушается. Из-за речевого недоразвития наблюдается недостаточность словесно-логического мышления. Затрудняется восприятие учебного материала. Выражено нарушение эмоционально — волевой сферы.
При выраженном нарушении внятности речи нарушается ее коммуникативная функция и ограничиваются социальные контакты, из-за чего снижается речевая практика детей.
В результате всех выше перечисленных нарушений происходит формирование особого коммуникативного поведения, при котором наблюдается часто замкнутость, застенчивость, раздражительность, нежелание вступать в активный контакт со взрослыми и сверстниками, пониженная самооценка и уровень личностных притязаний, неадекватные агрессивные реакции на различные ситуации, которые усиливаются при госпитализации ребенка, начале посещения дошкольного учреждения и т.д.
Дальнейшая социальная адаптация ринолалика во многом зависит не только от качественного хирургического лечения и адекватной логопедической помощи, но и от характера семейного окружения и установок семьи на исправление дефекта.
В устной речи отмечаются обыденность и аномальные условия протекания доречевого развития детей с ринолалией. В связи с нарушением речедвигательной периферии ребенок лишается интенсивного лепета, артикуляционной «игры», тем самым обедняется этап подготовительной настройки речевого аппарата. Наиболее типичные лепетные звуки п, б, т, д артикулируются ребенком беззвучно или очень тихо в связи с утечкой воздуха через носовые ходы и тем самым не получают слухового подкрепления у детей. Активность лепета постепенно уменьшается.
Страдает не только артикуляция звуков, но и развитие просодических элементов речи.
Отмечается позднее начало речи, значительный временной интервал между появлением первых слогов, слов и фраз уже в ранний период, являющийся сенситивным для формирования не только звукового, но и смыслового ее содержания, т. е. начинается искаженный путь развития речи в целом. В наибольшей степени дефект проявляется в нарушении фонетической ее стороны.
В результате периферической недостаточности артикуляционного аппарата формируются приспособительные (компенсаторные) изменения уклада органов артикуляции при производстве звуков: высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю зону ротовой полости; недостаточное участие губ при произнесении лабиализованных гласных, губно-губных и губно-зубных согласных; чрезмерное участие корня языка и гортани; напряжение мимической мускулатуры.
Наиболее существенными проявлениями дефектности фонетического оформления устной речи являются нарушения всех оральных звуков речи за счет подключения носового резонатора и изменения аэродинамических условий фонации. Звуки становятся назальными, т. е. изменяется характерный тон согласных.
Помимо этого выявляется специфическая окраска некоторых согласных звуков (чаще задненёбных) за счет подключения глоточного резонатора. Фарингализация, т. е. дополнительная артикуляция за счет напряжения стенок глотки, возникает как компенсаторное средство.
Встречаются также и явления дополнительной артикуляции в полости гортани (глоттализация), что придает речи своеобразный «щелкающий» призвук.
Выявляется множество и других более частных дефектов.
Например: опускание начального согласного («оманые» — ломаные, «ак ам» — так там); нейтрализация зубных звуков по способу образования; замена взрывных звуков фрикативными; резкое превращение звучания звука х (фрикативного) в конце слова; свистящий фон при произношении шипящих звуков или наоборот (с или ш); оглушение сонорных звуков в конце слова; отсутствие вибранта р или замена звуком ы при сильном выдохе; наложение дополнительного шума на назализованные звуки (шипение, свист, придыхание, храп, гортанность и т. п.); перемещение артикуляции в более задние зоны (влияние высокого положения корня языка и малого участия губ при артикуляции).
В некоторых случаях отмечаются явления гиперкоррекции, т. е. перемещение артикуляции в передние зоны. Например, звук в заменяется звуком ф без изменения способа артикуляции. Характерно понижение разборчивости звуков в стечении согласных в конечной позиции.
Взаимосвязь назализации речи и искажении в артикуляции отдельных звуков весьма разнообразна.
Нельзя установить прямого соответствия между величиной нёбного дефекта и степенью искажения речи. Слишком разнообразны компенсаторные приемы, которыми пользуются дети для производства звуков. Многое зависит также от соотношения резонирующих полостей и от многообразия индивидуальных особенностей конфигурации ротовой и носовой полости. Имеются факторы, менее специфические, но также влияющие на степень внятности звукопроизношения (возрастные, индивидуально-психологические свойства, социально-психологические и др.)
Речь ребенка с ринолалией в целом мало разборчива.
М. Момеску и Э. Алекс показали, что разговорная речь детей с расщелиной нёба содержит только 50% информации по сравнению с нормой, возможность передачи речевого сообщения ребенком уменьшена вдвое. Это является причиной серьезных коммуникативных затруднений. Таким образом, механизм нарушения при открытой ринолалии определяется следующим:
— отсутствием нёбно-глоточного затвора и вследствие этого нарушением противопоставлений звуков по признаку ротовой-носовой; изменением места и способа артикуляции большинства звуков по причине дефектов твердого и мягкого нёба, вялостью кончика языка, губ, отодвиганием языка в глубь ротовой полости, высоким положением корня языка, участием в артикуляции мышц глотки и гортани.
Особенности устной речи детей с ринолалией во многих случаях являются причиной отклонений в формировании других речевых процессов.
Особенности письма. Особенности произношения детей с ринолалией ведут к искажению и несформированности фонематической системы языка. Поэтому звуковые образы, накопленные в их речевом сознании, неполноценны и не расчленены для формирования полноценного письма.
Вторично обусловленные особенности восприятия речевых звуков являются основным препятствием к овладению правильным письмом.
Связь отклонений письма с дефектами артикуляционного аппарата имеет разнообразные проявления. Если к моменту обучения ребенок с ринолалией овладел внятной речью, умеет четко произносить большинство звуков родного языка и в его речи остается лишь незначительный назальный оттенок, то развитие звукового анализа, необходимого для обучения грамоте, протекает успешно. Однако как только возникают у ребенка с ринолалией дополнительные препятствия для нормального речевого развития, ярко проявляются специфические нарушения письма. Позднее начало речи, длительное отсутствие логопедической помощи, без которой ребенок продолжает произносить малопонятные искаженные слова, отсутствие должной речевой практики, в ряде случаев сниженная психическая активность влияют на всю его речевую деятельность.
Дисграфические ошибки, которые наблюдаются в письменных работах детей с расщелинами нёба, весьма разнообразны.
Специфическими для ринолалии являются замены п, б на м, т, д на н и обратные замены м — д, м — б,п, обусловленные отсутствием фонологического противопоставления соответствующих звуков в устной речи. Например: придет — «принем», дал — «нал», ландыш — «ланныш», «ладныш», огненные — «огнедные» и т. д.
Выявляются пропуски, замены, употребление лишних гласных: «в сенем» — в синем, «крельца» — крыльца, «грибими» — грибами, «гулубятня» — голубятня, «пршел» — пришел.
Распространены замены и смешения шипящих-свистящих: «зелезо» — железо, «закрузились» — закружились.
Отмечаются трудности употребления аффрикат. Звук ч на письме заменяется ш, сили ж; щ на ч: «прящутся» — прячутся, «щулан» — чулан, «шитала» — читала, «гсёрез» — через. Звукц заменяется на с: «скворес» — скворец. Характерны смешения звонких и глухих согласных: «изправь» — исправь, «в портвеле» — в портфеле.
Нередки ошибки на пропуск одной буквы из стечения: «расвел» — расцвел, «конату» — комнату.
Звук л заменяется р, реже р на л: «проварился» — провалился, «подпрыла» — подплыла.
Степень нарушения письма зависит от ряда факторов: глубины дефекта артикуляционного аппарата, особенностей личности и компенсаторных возможностей ребенка, характера и сроков логопедического воздействия, влияния речевой среды.
Необходимо проводить специальную работу, включающую развитие фонематического восприятия с одновременным воздействием на произносительную сторону речи.
Коррекция нарушений речи у детей с ринолалией осуществляется дифференцированно в зависимости от возраста, состояния периферического отдела артикуляционного аппарата и от особенностей речевого развития в целом.
Основным дифференцирующим признаком для определения детей в логопедические учреждения является развитие речевых процессов. Детям дошкольного возраста с нарушением фонетической стороны речи оказывается логопедическая помощь амбулаторно в детской поликлинике или в стационаре (в послеоперационный период), имеющие недоразвитие других речевых процессов зачисляются в специальные детские сады в группы для детей с фонетико-фонематическим или общим речевым недоразвитием.
Дети школьного возраста, имеющие выраженные нарушения фонематического восприятия, получают помощь на логопедических пунктах при общеобразовательных школах.
Однако они составляют специфическую группу из-за выраженности и стойкости первичного дефекта и массивности нарушения письма. Поэтому часто коррекционное воздействие в условиях специальных школ оказывается для них более эффективным.
Для детей школьного возраста с ринолалией, имеющих общее недоразвитие речи, характерна недостаточность в развитии лексики и грамматического строя.
Обусловленность ее различна: сужение социальных и речевых контактов детей из-за грубого дефекта звуковой речи, позднее ее начало, осложненность основного дефекта проявлениями дизартрии или алалии.
Речевые ошибки отражают низкий уровень усвоения языковых закономерностей, нарушение лексической и синтаксической сочетаемости, нарушение норм литературного языка. Они обусловлены прежде всего малым объемом речевой практики. Словарь детей недостаточно точный по употреблению, с ограниченным количеством слов, обозначающих отвлеченные и обобщенные понятия. Этим объясняется стереотипность их речи, замены близких по значению слов.
В письменной речи типичными являются случаи неправильного употребления предлогов, союзов, частиц, ошибки в падежных окончаниях, т. е. проявления аграмматизма в письме. Распространенными оказываются замены и пропуски предлогов, слияние предлогов с существительными и местоимениями, неправильное членение предложений. Это можно объяснить неусвоением детьми правил правописания.
Чтение также отражает несформированность устной речи. Выявляется смешение элементов слов, недостаточное различение форм слова, медленный темп чтения. В разной степени страдает и понимание прочитанного на уровне недостаточного понимания значения отдельных слов; выявляются нарушения связи слов между фразами, между частями текста, нарушения понимания переносного смысла.
Источник