Развитие личности ребенка от рождения до года рама паблишинг

Развитие личности ребенка от рождения до года рама паблишинг thumbnail

Коллектив авторов

Развитие личности ребенка от рождения до года Издание второе

© ООО «Рама Паблишинг», 2010

* * *

Авторский коллектив

АВЕРИН Вячеслав Афанасьевич (Санкт-Петербург), доктор психологических наук, профессор, декан факультета клинической психологии, заведующий кафедрой общей и клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической академии.

ДОБРЯКОВ Игорь Валериевич (Санкт-Петербург), кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии с курсом детско-подростковой терапии Санкт-Петербургской академии последипломного образования, председатель секции пренатальной психологии, психопатологии и психотерапии Санкт-Петербургского общества психологов, психиатр высшей категории.

ОСОРИНА Мария Владимировна (Санкт-Петербург), кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Санкт-Петербургскoro государственного университета, вице-президент Петербургского психологического общества.

СЛОБОДЧИКОВ Илья Михайлович (Москва), доктор психологических наук, профессор Московского городского психолого-педагогического института, психолог высшей категории.

ПАТРАКОВ Эдуард Викторович (Екатеринбург), кандидат педагогических наук, заместитель директора по инновационному развитию Свердловского областного базового медицинского колледжа.

ЛЕБЕДЕВА Ирина Борисовна (Екатеринбург), кандидат медицинских наук, заведующая отделением повышенного уровня образования Свердловского областного базового медицинского колледжа.

МЕЛАМЕД Геннадий Моисеевич (Измаил), педиатр высшей категории, семейный врач.

НИФОНТОВ Сергей Анатольевич (Екатеринбург), старший преподаватель кафедры организации работы с молодежью Уральского государственного технического университета – УПИ, заместитель директора по научно-методической работе Государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Дом молодежи».

ЯКОВЛЕВА Юлия Анатольевна (Екатеринбург), медицинский психолог, юрист.

КОЧЕВА Елена Владимировна (Екатеринбург), психолог.

ИЛЬИНА Валентина Николаевна (Екатеринбург), практический психолог.

Благодарность читателям

ЗА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ жизни серия «Развитие личности ребенка» обрела почитателей в лице десятков тысяч взрослых – родителей, бабушек и дедушек, специалистов из разных городов России и из-за рубежа, в том числе из Германии, Израиля, Великобритании, США.

Письма, в которых читатели делились своими впечатлениями о содержании книг, убедили творческий коллектив в следующем:

1. Книги «Развитие личности ребенка» читает вся семья – большинство писем-откликов приходило от супружеских пар. Особенно приятно, что издания пользуются авторитетом и популярностью у пап – они высоко оценили основательность и энциклопедичность изданий, серьезный научный фундамент.

2. В письмах издателям, в высказываниях на форуме читатели подчеркивали, что книгам «Развитие личности ребенка» можно доверять, ведь они созданы авторитетными специалистами – психологами, педагогами, педиатрами.

3. Книги серии рекомендуют знакомым, родственникам – всем, у кого в семье растет человек.

4. Книги остаются в семье, ведь с таким надежным источником информации не страшно пройти путь молодых родителей еще раз. А потом, когда дети вырастут, подарить книги им.

5. Книги повышают психологическую грамотность родителей, отвечая на многие вопросы, связанные с развитием ребенка и взаимоотношениями с ним.

Благодарим вас, наши дорогие читатели, за то, что уверили нас в необходимости и важности выпуска книг серии «Развитие личности ребенка», и желаем дальнейших успехов в воспитании растущего человека!

Предисловие редактора

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! Если вы взяли в руки эту книгу, значит, вам по какой-то причине близка тема, связанная с развитием самых маленьких детей – от рождения до года. Возможно, вы родители, а может – бабушки или дедушки, близкие родственники или друзья молодой семьи. Главное, вас очень интересует, все ли в порядке с малышом, правильно ли он растет и развивается. Ведь вам вовсе не безразлично, каким он станет через год, два, три…

Наша книга поможет решить многие вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей в первый и самый ответственный год жизни, когда закладывается потенциал ребенка – личностный, интеллектуальный, творческий и физический. И от того, насколько правильно взрослые оценивают значимость этого периода, зависит здоровье и в конечном итоге счастье малыша.

Конечно, такую ответственную тему можно доверить только профессионалам. Поэтому для вас трудились педиатры, психологи, педагоги, а также другие специалисты. Целью каждого из них было помочь родителям ответить на вопросы, встающие в период ожидания малыша и в первый год его жизни: дать сведения о психическом и физическом развитии, о режиме, кормлении и питании, о том, как ухаживать за ребенком, как определить, здоров ли он, как с ним играть, общаться, как научиться понимать этого маленького, но уже совершенно неповторимого человека, как радоваться с ним и вместе познавать мир.

В книге пять частей. Первая посвящена взаимоотношениям двух любящих людей, тому, насколько он и она готовы стать родителями, понимают всю ответственность, с которой должны подготовиться к встрече с малышом. Вторая часть рассказывает о сложном и интересном периоде, когда в жизни двоих появляется третий, со своим темпераментом и настроением, способный чувствовать отношение к себе и «рассказывать» об этом. Очень небольшой, но по значимости важнейший период новорожденности – от момента, когда малыш громким криком заявляет о своем приходе в мир, до полутора месяцев – описан в третьей части. Здесь же вы узнаете о психическом развитии ребенка от полутора месяцев до года. Родителям тех детей, которые испытывают проблемы со здоровьем, будет полезно прочитать четвертую часть. Завершает книгу пятая часть, в ней речь идет о том, насколько важна для любознательного малыша атмосфера его дома, с которого начинается познание мира и ощущение своей значимости в нем.

Многих родителей интересует вопрос: как создать такую атмосферу в семье, чтобы малыш чувствовал себя уютно и уверенно? Ответить на него вам помогут советы, помещенные в рубрике «На приеме у психолога», где также объясняется, почему взрослым необходимо научиться уважать и понимать друг друга, не бояться откровенно делиться своими страхами и сомнениями. Другие рубрики: «Азбука для пап и мам», «Секреты психологии», «Полезные советы», «Поиграйте с малышом» – предназначены для того, чтобы взрослые могли лучше понять мир ребенка и те процессы, которые он переживает в своем развитии.

«Развитие личности ребенка от рождения до года» является первой в настоящей серии. В последующих книгах мы расскажем о том, как развиваются все жизненно важные системы ребенка в периоды от года до трех, от трех до пяти лет, от пяти до семи, от семи до одиннадцати и от одиннадцати до шестнадцати. Чем обусловлено такое деление по возрастам?

Читайте также:  Родительское собрание учебные способности ребенка пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности

Каждый человек в течение своей жизни переживает кризисные периоды, предшествующие наступлению новых этапов в его развитии (физическом, эмоциональном и т. д.). Такие кризисы, отделяющие один этап от другого, начинаются еще в детстве, причем каждый из них связан с подготовкой ребенка к определенным видам деятельности, получившим в психологии название ведущих.

Так, ведущим видом деятельности первого года жизни является непосредственно-эмоциональное общение. В период от года до трех на первый план выходит предметно-манипулятивая деятельность. В следующий период актуальной становится сюжетно-ролевая игра, которая постепенно уступает место учебной деятельности. Учебная деятельность в свою очередь сменяется интимно-личностным общением. А далее наступает период зрелости.

Каждая книга отражает сущность рассмотренного в нем возрастного периода, основные психические новообразования и проблемы этого возраста, включая медицинские и педагогические аспекты. При этом все они взаимосвязаны, линия одной темы находит логическое продолжение в следующем томе, и наоборот, более старший возраст требует обращения к более раннему периоду.

Непосредственно-эмоциональное общение, свойственное возрасту, о котором идет речь в этой книге, характеризуется особой, никогда более не повторяющейся атмосферой эмоционального контакта матери, а также других близких взрослых и ребенка. От того, каким будет это общение, во многом зависит дальнейшее развитие малыша и его становление как личности. Поэтому весь том построен на принципах взаимосвязи «ребенок – семья».

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник

Про эту серию я узнала, когда малышу было чуть больше больше года, поэтому я купила книгу «Развитие личности ребенка от 1 до 3». Книга привела меня в восторг, и я решила купить книгу «до года», чтобы узнать, не пропустила ли я что-либо важное.
Книга написана коллективом авторов, поэтому рассматривать ее можно только по разделам:
1.» Семья, где двое — ты и я». В этом разделе полезной оказалась информация про этапы развития семьи. И что меняется в семье при появлении ребенка на каждом из этапов. После прочтения захотелось узнать больше про циклы развития семейных отношений.
Раздел написан в «нравоучительном» тоне, который не терпит возражений. «Будущие родители должны», «обязательно нужно». Иногда читателю и вовсе не оставляют выбора: «Если отношения супругов формальны и потеряли прежнюю теплоту, то понимание того, что партнер нуждается в сильных чувствах, порой наступает слишком поздно…Рождение ребенка в подобной семейной ситуации неблагоприятно сказывается на его развитии, как правило, приводит к возникновению у него невротических реакций.»
Есть выноски «на приеме у психолога» про нерадивых родителей, которые пришли к психологу и потом у них все было хорошо.
2. «Жизнь до рождения «. Эта глава посвящена здоровью пары, готовящейся стать родителями, здоровью и психическому состоянию беременной. В целом очевидные вещи — поменьше стрессов при беременности, легкие физические упражнения полезны, с малышом полезно говорить вслух и радоваться его появлению в животе.
3. «Самый важный — первый год». Это раздел про психологию младенцев. Прочитав эту главу, я посмотрела на первый год жизни своего малыша другими глазами. Начинается она с описания возможностей новорожденного — рефлексов, его различных состояний сна и бодрствования (их шесть). Затем нам рассказывается о эмоциональном развитии ребенка в первый год, также о формировании привязанности ребенка к родителям. Есть много информации про развитие восприятия, про развитие речи — от крика до первых слов. Этапами выделено умственное развите. Отдельно хочу отметить информацию про психологические потребности и мотивы младенца, информации подобного рода мало в другой литературе про детей до года.
В первый год жизни ребенок начинает понимать, что он — отдельный человек. Как происходит становление «Я» ребенка, основные параметры «Я-концепции» тоже приведены в этой главе.
4. «Здоровье до рождения и в первый год жизни». В этой главе кратко изложены основы ухода за малышом, затрагиваются темы кормления (гв и прикорм), физического развития (закаливание и массаж), болезней, прогулок, сна и микроклимата детской комнаты, поднимается вопрос про памперсы. Информация приведена новая и современная.
5.»Малыш и цивилизация». В этой главе рассказано про развитие малыша. Причем современные методики «обучения» вроде Домана не называются вообще. В этой главе подробно рассказывается, как русский фольклор помогает маленькому человеку обрести свое собственное «я», получить понятную ему картину мира, выучить допустимые границы, так важные для психологического комфорта. И хотя примеров в книге мало, их придется брать из других источников, мне эта глава очень понравилась. Я даже не подозревала, насколько мощный инструмент для развития ребенка есть у каждой мамы — народные колыбельные, потешки и песенки. Эту главу читать всем, кого смущает «примитивизм» простых народных прибауток.
На протяжении всей книги есть вставки «поиграем с малышом». В них описаны простейшие, но эффективные игры типа «ку-ку», приведен оптимальный возраст, в котором малышу будет интересно играть в такую игру. Отличный вариант — научить этим играм папу, чтобы он развлекал малыша, пока мама отдыхает.
Чтобы подвести итог, я отвечу на вопрос — а нужно ли книга про психологию младенцев. Я думаю, опытные мамы (уже имеющие опыт воспитания старших детей) вряд ли найдут много нового в этой книге. Такие мамы уже на бытовом уровне познали всю психологию малышей и знают этапы развития. Молодым мамам (ожидающим первенца) будет полезно почитать про эмоционально-непосредственное общение, про социализацию маленького человека и становление его «я».
Папам читать обязательно — в этой книге инормация по всем основным моментам изложена кратко и емко (папы не любят читать по пять разных книг, им подавай одну самую-самую). Кроме того, в ней есть советы для будущих пап (как помочь беременной жене), и для пап младенцев (как помочь маме с малышом).
Бабушкам и дедушкам книга будет тоже очень полезна, так как у них опыт выращивания малышей уже 20-30 летней давности, с тех пор многое поменялось. А в этой книге информация новая и современная — есть и про слинги, и ссылки на рекомендации ВОЗ, и тепловой режим помещений почти как у Комаровского.
Словом, если ждете первого малыша — покупайте и читайте всей семьей, книга отличная!

Читайте также:  По узи ребенок отстает в развитии

Источник

Обзор книги

Про эту серию я узнала, когда малышу было чуть больше больше года, поэтому я купила книгу «Развитие личности ребенка от 1 до 3». Книга привела меня в восторг, и я решила купить книгу «до года», чтобы узнать, не пропустила ли я что-либо важное.

Книга написана коллективом авторов, поэтому рассматривать ее можно только по разделам:

1.» Семья, где двое – ты и я». В этом разделе полезной оказалась информация про этапы развития семьи. И что меняется в семье при появлении ребенка на каждом из этапов. После прочтения захотелось узнать больше про циклы развития семейных отношений.

2. «Жизнь до рождения «. Эта глава посвящена здоровью пары, готовящейся стать родителями, здоровью и психическому состоянию беременной. В целом очевидные вещи – поменьше стрессов при беременности, легкие физические упражнения полезны, с малышом полезно говорить вслух и радоваться его появлению в животе.

3. «Самый важный – первый год». Это раздел про психологию младенцев. Прочитав эту главу, я посмотрела на первый год жизни своего малыша другими глазами. Начинается она с описания возможностей новорожденного – рефлексов, его различных состояний сна и бодрствования (их шесть). Затем нам рассказывается о эмоциональном развитии ребенка в первый год, также о формировании привязанности ребенка к родителям. Есть много информации про развитие восприятия, про развитие речи – от крика до первых слов. Этапами выделено умственное развитие. Отдельно хочу отметить информацию про психологические потребности и мотивы младенца, информации подобного рода мало в другой литературе про детей до года.

В первый год жизни ребенок начинает понимать, что он – отдельный человек. Как происходит становление «Я» ребенка, основные параметры «Я-концепции» тоже приведены в этой главе.

4. «Здоровье до рождения и в первый год жизни». В этой главе кратко изложены основы ухода за малышом, затрагиваются темы кормления (гв и прикорм), физического развития (закаливание и массаж), болезней, прогулок, сна и микроклимата детской комнаты, поднимается вопрос про памперсы. Информация приведена новая и современная.

5.»Малыш и цивилизация». В этой главе рассказано про развитие малыша. Причем современные методики «обучения» вроде Домана не называются вообще. В этой главе подробно рассказывается, как русский фольклор помогает маленькому человеку обрести свое собственное «я», получить понятную ему картину мира, выучить допустимые границы, так важные для психологического комфорта. И хотя примеров в книге мало, их придется брать из других источников, мне эта глава очень понравилась. Я даже не подозревала, насколько мощный инструмент для развития ребенка есть у каждой мамы – народные колыбельные, потешки и песенки. Эту главу читать всем, кого смущает «примитивизм» простых народных прибауток.

На протяжении всей книги есть вставки «поиграем с малышом». В них описаны простейшие, но эффективные игры типа «ку-ку», приведен оптимальный возраст, в котором малышу будет интересно играть в такую игру. Отличный вариант – научить этим играм папу, чтобы он развлекал малыша, пока мама отдыхает.

Чтобы подвести итог, я отвечу на вопрос – а нужно ли книга про психологию младенцев. Я думаю, опытные мамы (уже имеющие опыт воспитания старших детей) вряд ли найдут много нового в этой книге. Такие мамы уже на бытовом уровне познали всю психологию малышей и знают этапы развития. Молодым мамам (ожидающим первенца) будет полезно почитать про эмоционально-непосредственное общение, про социализацию маленького человека и становление его «я».

Читайте также:  Государственный дошкольный центр развития ребенка 2 витебск

Папам читать обязательно – в этой книге информация по всем основным моментам изложена кратко и емко (папы не любят читать по пять разных книг, им подавай одну самую-самую). Кроме того, в ней есть советы для будущих пап (как помочь беременной жене), и для пап младенцев (как помочь маме с малышом).

Бабушкам и дедушкам книга будет тоже очень полезна, так как у них опыт выращивания малышей уже 20-30 летней давности, с тех пор многое поменялось. А в этой книге информация новая и современная – есть и про слинги, и ссылки на рекомендации ВОЗ, и тепловой режим помещений почти как у Комаровского.

Словом, если ждете первого малыша – покупайте и читайте всей семьей, книга отличная!

Источник

Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати

Издательство
Рама Паблишинг
 

Год издания
2010

Книга рассказывает об изменениях, которые происходят в жизни ребенка, когда он становится учеником. Читатель узнает, как помочь ребенку адаптироваться к школе, от чего зависит школьная успешность, что нужно знать об освоении математики, письма и чтения.

Книга рассказывает об изменениях, которые происходят в жизни ребенка, когда он становится учеником. Читатель узнает, как помочь ребенку адаптироваться к школе, от чего зависит школьная успешность, что нужно знать об освоении математики, письма и чтения.

Развитие личности ребенка от пяти до семи

Издательство
Рама Паблишинг
 

Год издания
2010

Как только ребенку исполняется 5 лет, родители всерьез задумываются о его будущей школьной жизни. Все ли он умеет и знает из того, что положено первокласснику? Что делать, если он еще недостаточно хорошо читает, пишет и считает? Как он будет чувствовать себя в…

Как только ребенку исполняется 5 лет, родители всерьез задумываются о его будущей школьной жизни. Все ли он умеет и знает из того, что положено первокласснику? Что делать, если он еще недостаточно хорошо читает, пишет и считает? Как он будет чувствовать себя в новом коллективе? Книга отвечает на эти и многие другие вопросы.

Скрыть
Показать весь текст

Развитие личности ребенка от трех до пяти

Головей Л. (науч. ред.)

Издательство
Рама Паблишинг
 

Год издания
2014

Издание рассказывает о том, как развивается интеллект, речь ребенка, как он осваивает правила, благодаря которым становится успешным в обществе, каков его эмоциональный мир и как совершенствовать его коммуникативные навыки.

Издание рассказывает о том, как развивается интеллект, речь ребенка, как он осваивает правила, благодаря которым становится успешным в обществе, каков его эмоциональный мир и как совершенствовать его коммуникативные навыки.

Развитие личности ребенка от года до трех

Издательство
Рама Паблишинг
 

Год издания
2018

Книга предлагает ответы на самые важные вопросы о развитии ребенка от года до трех лет. Вы узнаете, как развиваются интеллект и память, внимание и речь, познавательные и творческие способности малыша, как он осваивает первые в своей жизни правила и делает…

Книга предлагает ответы на самые важные вопросы о развитии ребенка от года до трех лет. Вы узнаете, как развиваются интеллект и память, внимание и речь, познавательные и творческие способности малыша, как он осваивает первые в своей жизни правила и делает попытки быть самостоятельным. Вы научитесь понимать его непростой внутренний мир и поможете справиться с кризисами одного года и трех лет.

Скрыть
Показать весь текст

Развитие личности ребенка от рождения до года

Издательство
Рама Паблишинг
 

Год издания
2018

Эта книга о том, как растет и развивается ваш ребенок до появления на свет и в первый год после рождения. Вы поймете, почему важно принимать малыша таким, какой он есть. Вы узнаете, как ребенок открывает для себя мир, учится произносить свои первые слоги и…

Эта книга о том, как растет и развивается ваш ребенок до появления на свет и в первый год после рождения. Вы поймете, почему важно принимать малыша таким, какой он есть. Вы узнаете, как ребенок открывает для себя мир, учится произносить свои первые слоги и делать первые шаги. С помощью этой книги вы поможете вашему ребенку ощутить себя здоровым и счастливым.
.
.

Скрыть
Показать весь текст

Источник