Развитие личности ребенка от 5 до 7 лет содержание

Развитие личности ребенка от 5 до 7 лет содержание thumbnail

Старший дошкольный возраст – это возраст психологического взросления. У ребенка изменяется социальный статус. Он начинает понимать, что скоро произойдет много изменений в его жизни: он пойдет в школу и станет на шаг ближе к привлекательному миру взрослых.

Это период формирования психологической готовности к школе. В большинстве своем дети с удовольствие рассуждают на школьную тематику, их привлекает статус школьника, новая обстановка, аксессуары (новый портфель, форма и др.). Главное в этот момент поддержать это стремление к школьной жизни и положительный настрой на обучение.

С возникновением стремления к школе, изменяется и все поведение ребенка. Утрачивается былая непосредственность. Можно заметить, что его чаще стали привлекать задания учебного плана, появились желания заняться «серьезным» делом, выполнить ответственные поручения. Но по-прежнему ведущей деятельностью у старших дошкольников является игра.

Личностное развитие

К 6 годам наблюдаются следующие изменения в структуре самосознания ребёнка:

  •  происходит осознание своего социального «Я»: осознает свое место в окружении;
  •  формируется внутренняя позиция: понимает свои переживания;
  •  складывается устойчивая самооценка.

Дошкольник начинает интересоваться, как к нему относятся люди из близкого окружения, как они его оценивают. Эмоциональное благополучие ребёнка зависит от того, совпадают ли его реальные качества и возможности («Я-реальное») с тем, каким он себя представляет в идеале, каким бы он хотел быть («Я-идеальное»). В этом важная роль принадлежит и взрослым. Родители, воспитатели порой предъявляют к ребенку завышенные требования, которые могут не соответствовать его возрастным особенностям или не учитывать его индивидуальных способностей. В итоге у ребенка создается образ, который не соответствует его реальному «Я». Из-за расхождения этих представлений может произойти потеря самоуважения, самоценности, уверенности в себе.

В этом возрасте взрослый для ребенка выступает как непререкаемый авторитет, которому он полностью доверяет и принимает его точку зрения. Дети перенимают у своих родителей систему оценок, идеалы и эталоны, на которые следует ровняться. Поэтому необходимо, чтобы они росли в любви, уважении и в условиях бережного отношения к их индивидуальным особенностям. Родители должны проявлять заинтересованность делами и успехами своего чада, разумную требовательность и последовательность в воспитании.

Для развития самосознания крайне важна активность самого ребенка. Не следует ограничивать его действия. В деятельности – в спорте, рисовании, экспериментировании – он познает себя. Родителям следует обращать внимание ребенка на результаты его деятельности, совместно анализировать их, а затем создать ситуацию успеха, чтобы сформировать уверенность в том, что он справится с трудностями.

Общение со сверстниками также вносит свою лепту в развитие самосознания. Сравнивая себя со сверстниками, ребенок познаёт свои индивидуальные особенности, дифференцирует личностные качества других и самого себя и может дать им оценку.

С самосознанием неразрывно связана самооценка. Как правило, детям этого возраста свойственна высокая самооценка, которая проявляется в уверенности в себе, настойчивости в достижении цели, стремлении к успеху, дружелюбию и общительности.

Мотивы и потребности

Продолжают развиваются познавательные мотивы, мотивы стремления к самоутверждению, быть похожим на взрослого, желания сохранить хорошие взаимоотношения со сверстниками, улучшить свое положение среди них.

Главное новообразование личностного развития периода дошкольного детства – соподчинение мотивов. Благодаря этому ребенок может отказаться от увлекательного занятия в пользу более важного, хотя и менее интересного дела. Это является предпосылкой развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте ведущей является потребность в общении. От ее удовлетворения зависит эмоциональное благополучие ребенка. Общение важно как с взрослыми, так и со сверстниками. Если ребенок оказывается непринятым в группе сверстников, возникает дискомфорт, неуверенность в себе.

Появляется внеситуативно-личностное общение. В его основе лежит потребность ребенка во взаимопомощи и сопереживании. Соответственно, если дошкольнику не хватает общения, остаются без внимания и другие потребности.

Эмоционально-волевая сфера

У психологически здорового ребенка преобладает внутренняя душевная уравновешенность, адекватность в поведении, преобладают позитивные отношения с людьми, проявляется чувство юмора, позитивное мироощущение. Ребенок проявляет доброжелательность к окружающим людям, эмоциональную отзывчивость. Развивается эмпатия – способность сопереживать.

Дети этого возраста способны к рефлексии. Они предчувствуют реакцию окружающих на свое поведение или определенный поступок и поэтому со взрослыми могут вести себя по- разному.

В 6-7 лет также могут наблюдаться демонстративное поведение ребенка, паясничание, капризность. Это симптомы кризиса семи лет. Для этого возраста характерна эмоциональная неустойчивость и быстрая смена настроения, повышенная чувствительность. Однако родителям пугаться этого не стоит. Такие особенности эмоциональной сферы связаны с активизацией работы щитовидной железы.

Развивается и волевая сфера. Утрачивается непосредственность в поведении. Возрастает способность сдерживать свои эмоциональные реакции. Во всем начинает проявляться произвольность: в поведении, в движениях, в умении подчиняться правилам, во всех формах психической деятельности. Наиболее высоких показателей волевое действие достигает при положительной оценке деятельности ребенка взрослыми и сверстниками. К семи годам ребенок уже самостоятельно может поставить цель, составить план действий по ее достижению, принять решение, преодолеть трудности на пути достижения цели.

Читайте также:  Индивидуальное психологическое сопровождение развития ребенка

Интеллектуальное развитие

В старшем дошкольном возрасте продолжает активно развиваться познавательная сфера. Все чаще ребенок включается в экспериментирование, чтобы найти ответы на волнующие его вопросы. Порой он поражает своими выдумками, открытиями и вопросами. Особенностью развития детей этого возраста является появление предпосылок учебной деятельности. Этому способствует проявление произвольности всех психических процессов. Однако учебная деятельность школьного типа еще не сформирована.

Предпосылки учебной деятельности:

  •  проявление интереса к познанию окружающего мира;
  •  положительное отношение к учебно-игровой деятельности;
  •  сформированы отдельные учебные умения, связанные с овладением математикой, чтением, письмом;
  •  знает гласные буквы и часть согласных;
  •  умеет проводит звуковой анализ слова;
  •  может читать отдельные слоги или слова;
  • проявляет желание учится и идти в школу.

Мышление

Для старших дошкольников характерно развитое наглядно-образное мышление. Но постепенно формируется и следующая ступень его развития – словесно-логическое. В основном оно наблюдается при решении задач, связанных с уже имеющимся опытом. Продолжают совершенствоваться мыслительные операции обобщения, сравнения по признакам, анализ, классификация. Ребенок уже способен сгруппировать предметы по двум признакам одновременно, например, по цвету и форме.

Важным достижением в интеллектуальном развитии является высокий уровень образных форм психической деятельности, в том числе образного мышления. Благодаря этому появляется способность выделять свойства и отношения между предметами окружающего мира, моделировать их, понимать и успешно использовать схематические изображения.

В 6 лет ребенок способен символически рассуждать, делать выводы. Он улавливает противоречия, может устанавливать причинно-следственные связи, дать характеристику предметам и объектам, применять свой опыт при выполнении различных заданий.

У старших дошкольников имеется довольно обширный запас представлений об окружающем мире – о природе, человеке, его профессиях, быте, транспорте. Ребенок освоил систему чисел (считает до 10 и дальше, называет числа от 0 до 9).

Общение и речь

В старшем дошкольном возрасте ребенок активно включается во внеситуативно- познавательное общение. Появляется и новый вид общения – внеситуативно-личностное, который предполагает разговоры о самих себе, других людях, человеческих отношениях, героях книг. Оно способствует расширению кругозора и подготавливает ребенка к общению с учителем. Старший дошкольник может поддержать беседу на познавательную и личностную темы. Он начинает овладевать основами культуры общения, проявлять интерес к высказываниям собеседника, использует в своей речи вербальные и невербальные средства общения.

Важным для развития ребенка является общение со сверстниками. В беседах с детьми ребенок учится согласовывать свои желания с интересами других людей, а также отстаивать собственное мнение.

В этом возрасте речь выполняет не только функцию общения, но и планирования: возникает так называемая «внутренняя речь», которая помогает ребенку построить своё высказывание, помогает обдумать план действий.

К 6-7 годам словарный запас составляет около 3 000 слов. Развивается связная речь. Ребенок может составить сюжетный рассказ по картинке, пересказать сказку, используя выразительные средства, включая простые и сложные предложения. Речь достаточно богата в лексическом отношении: употребляются синонимы, антонимы, эпитеты, многозначные слова, загадки, пословицы и поговорки. Старший дошкольник умеет различать звуки на слух в произношении. Может сделать звуковой анализ слова. В норме к 6 годам отсутствуют недостатки произношения звуков и слов. Совершенствуется грамматика: ребенок активно использует все части речи, занимается словотворчеством.

Воображение

Старший дошкольный возраст часто называют расцветом воображения. Оно лежит в основе творчества, создании нового, необычного. Часто именно воображение называется психологами как основное новообразование дошкольного детства. С ним в значительной степени связана и успешность обучения в школе на первых порах. В 5-6 лет способность к фантазированию находится в тесной связи с интеллектом, который ее контролирует. Воображение выполняет познавательную функцию, заполняет пробелы в знаниях, объединяет различные отдельные впечатления в общую картину мира.

К концу дошкольного детства у ребенка сформировано воссоздающее воображение, которое помогает составить образ мысленно, по описанию. Также характерно и творческое воображение: дети с удовольствием включаются в творческую деятельность, создают что-то свое, оригинальное.

Старшие дошкольники уже умеют фантазировать произвольно, заранее создавая замысел. Они способны к пошаговому, а также целостному планированию предстоящей деятельности. Произвольное воображение хорошо тренируется в процессе сюжетно-ролевой игры, когда ребенку необходимо определить свое поведение в соответствии с ролью.

Читайте также:  Социальные проблемы развития личности ребенка

Для того, чтобы воображение заработало в полную силу, необходима его стимуляция в различных видах деятельности. Иначе оно может не проявить всю свою полезность для развития ребёнка.

Внимание

Как и всем психическим процессам в этом возрасте, для внимания характерна произвольность. Продолжают развиваться такие его свойства, как устойчивость, распределение, переключаемость. Все это позволяет ребенку более сосредоточенно и длительно заниматься разными видами деятельности. С пяти лет дети могут заниматься в среднем 20-25 минут. С ребенком 7 года жизни можно заниматься дольше. Но большей продуктивности лучше разбивать занятия на несколько частей и распределить их в течение дня. Тогда общая продолжительность занятий может составить примерно полтора часа.

Память

В этом возрасте активно работает как непроизвольная, так и произвольная память. К 6 годам дошкольник уже может целенаправленно запомнить или припомнить что-либо. Хорошо развито механическое запоминание. Но также уже используются некоторые приемы логического запоминания, но только в том случае, если ребенку понятен смысл материала.

Легче всего дети запоминают информацию, которая вызвала у них интерес, привлекла яркостью, необычностью. Также хорошо и надолго запоминается то, с чем он взаимодействовал физически. А если при этом сопровождать действия ребенка вербально, то эффективность запоминания значительно возрастет.

Восприятие

Восприятие становится управляемым, осмысленным, интеллектуальным процессом. Ребенок обследует объекты окружающего мира с помощью зрительных, слуховых, тактильных и других видов чувствительности. В этом возрасте дети владеют сенсорными эталонами. Ребенок знает основные цвета и их оттенки, различает предметы по форме, сопоставляет их по величине.

Совершенствуется восприятие пространства и времени. Дети ориентируются в понятиях «слева», «справа», «впереди», «позади», знают части суток, дни недели, оперирует понятиями «вчера», «сегодня», «завтра», различает времена года.

Новообразование возраста

В старшем дошкольном возрасте утрачивается непосредственность и ситуативность поведения, формируется его регуляция, ориентация на социальные нормы и требования. Все это происходит благодаря принятию новой внутренней позиции школьника. К этому возрасту у каждого ребенка уже есть пусть и небольшой, но свой жизненный опыт, у каждого сложилось свое представление об окружающем мире и своем месте в нем, у каждого свои интересы, способности и темперамент. С этим багажом он пойдет в школу. Задача взрослого сделать так, чтобы у ребенка своевременно сформировались новообразования, которые позволят ему
уверенно подняться на новую ступень своего развития.

Центральным новообразованием периода дошкольного детства является готовность к школе. Это понятие обширное и включает в себя целый комплекс отдельных готовностей: коммуникативную, когнитивную, эмоциональную, личностную и технологическую. Другими словами, чтобы поступить в школу недостаточно только умственной готовности (знания цифр, букв, владения основами письма и др.). Ребенок должен быть готов и психологически. И это важнейшее условие. От того, каким будет начало школьной жизни, зависит и дальнейший успех обучении. Поэтому взрослым необходимо постараться сформировать позитивные представления ребенка о школе, заранее познакомить его со всеми особенностями школьной жизни, чтобы не было страха неизвестности и неопределенности будущего.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

Коллектив авторов

Развитие личности ребенка от пяти до семи

© ООО «Рама Паблишинг», 2010

* * *

Авторский коллектив

СМИРНОВА Елена Олеговна (Москва), доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психического развития дошкольников Психологического института РАО.

СЛОБОДЧИКОВ Илья Михайлович (Москва), доктор психологических наук, профессор Московского государственного городского психолого-педагогического университета.

БЕЛОШИСТАЯ Анна Витальевна (Мурманск), доктор педагогических наук, профессор Мурманского государственного педагогического университета.

МИНЮРОВА Светлана Алигарьевна (Екатеринбург), доктор психологических наук, декан факультета психологии Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ).

ЗИНЬКОВСКАЯ Светлана Михайловна (Екатеринбург), доктор психологических наук, заведующая кафедрой общей психологии УрГПУ.

КУСОВА Маргарита Львовна (Екатеринбург), доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языка и методики его преподавания в начальных классах Департамента педагогики и психологии детства УрГПУ.

КУПРИНА Надежда Григорьевна (Екатеринбург), доктор педагогических наук, доцент кафедры эстетического воспитания УрГПУ.

ЛЮТОВА-РОБЕРТС Елена Константиновна (Лондон), кандидат психологических наук, детский практический психолог, педагог-психолог школы русского языка (Лондон).

МОНИНА Галина Борисовна (Санкт-Петербург), кандидат педагогических наук, детский практический психолог, доцент кафедры «Психология» Санкт-Петербургской академии управления и экономики, ведущий специалист Санкт-Петербургского благотворительного фонда «Дети города».

АРХИПОВА Ирина Анатольевна (Санкт-Петербург), кандидат психологических наук, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Институт детства.

ВАСИЛЕНКО Виктория Евгеньевна (Санкт-Петербург), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

ЕРМОЛОВА Татьяна Викторовна (Москва), кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Психологического института РАО.

ЕМЕЛЬЯНОВА Марина Николаевна (Екатеринбург), кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Департамента педагогики и психологии детства УрГПУ.

Читайте также:  Значение детской площадки в развитии ребенка

КРИВОЩЕКОВА Марина Сергеевна (Екатеринбург), кандидат педагогических наук, старший преподаватель УрГПУ.

САПОЖНИКОВА Светлана Евгеньевна (Екатеринбург), кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка Уральского государственного технического университета – УПИ, главный редактор издательства «Рама Паблишинг».

ПАНАСЮК Елена Владимировна (Санкт-Петербург), практический психолог, тренер образовательной программы «Сообщество».

СМИРНОВА Александра Владимировна (Санкт-Петербург), педагог, специалист по адаптивной физической культуре Санкт-Петербургского государственного учреждения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей инвалидов Калининского района».

ПЕЧЕРНИКОВСКИЙ Виктор Евгеньевич (Москва), художник-педагог Детской школы искусств № 1 им. Н. А. Римского-Корсакова.

ИЛЬИНА Валентина Николаевна (Екатеринбург), практический психолог.

ВОРОБЬЕВА Ульяна Трофимовна (Екатеринбург), педагог-психолог высшей категории, специалист муниципального учреждения «Центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних», гештальт-терапевт.

ЯКОВЛЕВА Юлия Анатольевна (Екатеринбург), медицинский психолог, юрист.

ЖУРБЕНКО Ольга Юрьевна (Екатеринбург), педагог, физиолог, заместитель директора Муниципального учреждения «Информационно-методический центр» Октябрьского района.

ПРИХОДЬКО Екатерина Николаевна (Екатеринбург), логопед, учитель-дефектолог Центра психолого-медико-социального сопровождения «Эхо».

Благодарность читателям

ЗА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ жизни серия «Развитие личности ребенка» обрела почитателей в лице десятков тысяч взрослых – родителей, бабушек и дедушек, специалистов из разных городов России и из-за рубежа, в том числе из Германии, Израиля, Великобритании, США.

Письма, в которых читатели делились своими впечатлениями о содержании книг, убедили творческий коллектив в следующем:

1. Книги «Развитие личности ребенка» читает вся семья – большинство писем-откликов приходило от супружеских пар. Особенно приятно, что издания пользуются авторитетом и популярностью у пап – они высоко оценили основательность и энциклопедичность изданий, серьезный научный фундамент.

2. В письмах издателям, в высказываниях на форуме читатели подчеркивали, что книгам «Развитие личности ребенка» можно доверять, ведь они созданы авторитетными специалистами – психологами, педагогами, педиатрами.

3. Книги серии рекомендуют знакомым, родственникам – всем, у кого в семье растет человек.

4. Книги остаются в семье, ведь с таким надежным источником информации не страшно пройти путь молодых родителей еще раз. А потом, когда дети вырастут, подарить книги им.

5. Книги повышают психологическую грамотность родителей, отвечая на многие вопросы, связанные с развитием ребенка и взаимоотношениями с ним.

Благодарим вас, наши дорогие читатели, за то, что уверили нас в необходимости и важности выпуска книг серии «Развитие личности ребенка», и желаем дальнейших успехов в воспитании растущего человека!

Предисловие редактора

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!

Наша четвертая книга из серии «Развитие личности ребенка» – о детях, которые вот-вот пойдут в школу. Однако это уже не просто дошколята, а старшие дошкольники. Чем же они отличаются от тех, кто немного младше, и тех, кто уже гордо именуется первоклассниками? И насколько готовы мы, мамы и папы, а также воспитатели к изменениям в личности ребенка?

А изменения действительно существенные. Ребенок выходит на качественно иной уровень развития. Опыт, который он приобрел в более ранний период, теперь важен не сам по себе, а как волшебный сундук, из которого наш вчерашний малыш по своему усмотрению достает те или иные знания. Но то, что уже есть, его не удовлетворяет – ему интересно новое, неизведанное. В то же время очень важно проверить: правильно ли то, до чего он сам додумался, что сам создал? Ребенок ждет оценки своих действий, втайне надеясь, что он совершил открытие, которое приведет в восторг взрослых. Свои умозаключения, творения, замыслы малыш отдает на самый праведный, с его точки зрения, суд – нас, взрослых. Волнуясь в ожидании оценки, он жаждет одобрения. А мы…

Далеко не всегда нам удается оправдать ожидания наших детей. Они изо всех сил стараются быть взрослыми, и мы с радостью поддерживаем их, но весьма своеобразно. Вместо того чтобы помочь им укрепить свои позиции в новом для них статусе, мы взваливаем на плечи наших дошколят груз ответственности и предъявляем порой непомерные требования. Поэтому и оценки наши больно ранят детей: мы критикуем их, закладывая кирпичики в стену непонимания, о которую сами же и споткнемся… в подростковом возрасте.

А может, критиковать вовсе не надо? Надо, но грамотно. Ведь на пороге такого ответственного периода, как школьная жизнь, ребенок должен обрести границы своей многогранной деятельности: познавательной и творческой, интеллектуальной и физической. Границы – это понимание «можно», «нужно», «должно» и «нельзя», «недопустимо». Ощущая границы, ребенок чувствует себя свободным и, разумно направляемый авторитетными взрослыми, добивается весьма существенных результатов, а значит, испытывает гордость за свои достижения, осознает свою успешность.

Критика, опережающая одобрение, искажает границы своим негативным содержанием, особенно если направлена на личность ребенка (а не на оценку, скажем, его проступков). Если же критика следует вслед за одобрением, ребенок понимает, что его достижения существенны, но это далеко не предел, а значит, интересные открытия еще впереди.

В период от пяти до семи лет ребенок открывает удивительный многообразный мир человеческих отношений. Он обнаруживает в себе способность испытывать чувства к другим людям и чутко улавливает нюансы отношений других к себе. И это для него важно. Важно также знать, что он уважаем взрослыми и сверстниками, что его есть за что любить, что с ним хотят дружить. От воплощения его потребности быть значимым в глазах сверстников и взрослых зависит его самооценка – залог будущих успехов или неудач во взаимоотношениях с самыми разными людьми, а также умение находить выход из проблемных ситуаций.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник