Развитие личности ребенка на уроках русского языка

Развитие личности ребенка на уроках русского языка thumbnail

«Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС»

Учитель русского языка и литературы

МБОУ ЦО № 4

Шарыпина Мария Игоревна

В современном мире человеку необходимо творчески мыслить, подходить к своим решениям и действиям нестандартно, — именно это является главной целью и задачей современного образования.

Ведь творчество – это постоянные удивительные открытия, и в современном процессе образования учащихся занимает огромное место. Многие ученые, психологи и педагоги считают, что важно способствовать и создавать условия развитию творческого потенциала личности ученика. Проблема творческого мышления рассматривается в контексте проблемы личностного развития. Вследствие этого колоссальное значение имеет внутренняя мотивация к деятельности учащегося. Внутренняя мотивация – это осознание ребенка того, что он развивается, узнает на уроке новое и пополняет свой словарный запас. Конечно же, у него вырабатывается свой взгляд на определенные вещи, явления, мнения, соответственно, он формирует себя как личность.

Определенно, развитие личности совершенно невозможно, на мой взгляд, без развития его творческих способностей. Важно и нужно в процессе обучения дать ребенку возможность овладеть определенной базой знаний, но не менее важно предоставить ребенку возможность выразить свои способности, таланты в процессе обучения.

Я считаю, что на уроках русского языка и литературы важно не только знакомить учащихся с новыми словами, правилами, но и учить их применять все это на практике: сделать речь красноречивой и грамотной. Также ученик должен чувствовать себя открывателем, которому «все по плечу», ясно выражать свои мысли, чувства, не бояться высказывать свое мнение. Творческая способность развивает понимания необходимости создания чего-то нового, способность выдвигать гипотезы, искать решения проблем, нестандартно подходить к решению проблемы. Все это создает новый оригинальный продукт: произведение, стихотворение, исследовательская работа и тому подобное.

Существует множество заданий, которые носят творческий характер. Их, конечно же, можно использовать на уроках и внеурочной деятельности. Для развития творческих способностей важен уровень развития памяти, воображения, внимания и развития речи. Нужно предлагать ученикам такие задания, которые будут направлены на эти три аспекта:

  1. Кроссворды;

  2. Исправление текста с ошибками;

  3. «Узнай слово»;

  4. Составление своего задания, памятки;

  5. Написание сочинений, эссе на нестандартные темы;

  6. Составление схем, таблиц на основе правил и орфограмм.

Все эти вышеперечисленные задания относятся к урокам русского языка. При проведении урока учитель должен давать детям такую работу, где ученик сам должен догадаться, как сделать данное задание и получить положительный результат. Важны такие работы, которые развивают творческие способности учащихся. Можно предложить им самим вывести и сформулировать правило правописания, опираясь на схему или пример. Вследствие этого ученики сами выводят правило и могут найти в списке слов такие слова, которые пишутся иначе, чем сказано в правиле, — тем самым так выявляют исключения.

Не только в русском языке можно развивать творческий потенциал ребенка, но и на уроках литературы. Многие психологи и ученые считают, что в преподавании литературы важным аспектом является диалог «учитель-ученик». Общение с учеником предполагает их выражение личных переживаний и творческой активности.

Типами таких творческих заданий будут являться:

  1. Иллюстрации с литературной защитой;

  2. Путешествие по местам писателей и поэтов;

  3. «Укрась слово» (придумать эпитеты, метафоры, сравнения и прочие средства выразительности к определенному слову);

  4. Сопоставление героев, ситуаций и различных образов в разных произведениях.

На уроках литературы, я считаю, нужно задавать ученикам такие вопросы, которые дают возможность поговорить о том, что чувствует ребенок во время чтения, уметь оценивать объективно поступки героев произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям. Конечно же, ученик должен грамотно аргументировать свои ответы.

Работая с учащимися, важно учитывать их интересы для определения эмоциональной сферы личности и ее развития, также развития творческих способностей, положительных качеств личности и одним из главных составляющих – воспитания человека высокой гуманитарной культуры.

Подводя итог выше сказанного, можно с уверенностью сказать, что развитие познавательных и творческих способностей ученика не может быть полностью достигнута на уроках. Для их реализации необходимы формы внеурочной деятельности, работы, такие как: спецкурсы, факультативы, викторины, олимпиады, исследовательские проекты.

Развитие творческих способностей учащихся нужно рассматривать как развитие его потенциала и воображения, способности быть автором, творцом, уметь ставить цель, искать способы достижения цели.

Источник

Выступление на заседании районного методического объединения учителей гуманитарного цикла Родионово-Несветайского района

Читайте также:  Игрушка как средство развития ребенка

Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы

и во внеурочной деятельности.

(Из опыта работы Кияновой Л.А.,

учителя русского языка и литературы

МБОУ Родионово-Несветайского р-на «Выделянская СОШ»)

Одной из главных целей современного образования , я считаю, является создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – это упорный и напряженный труд, который требует активности мысли, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности. Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.

Задача воспитания людей с творческим складом ума давно превратилась в назревшую социальную необходимость. Ситуацию, сложившуюся в обществе, можно назвать критической: снизился творческий потенциал, оставляет желать лучшего восприимчивость всей социальной структуры к новаторству, нестандартным решениям, всем проявлениям творческой активности личности. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке. Но сами дети не ощущают в себе её присутствия. Поэтому, на мой взгляд, основная задача учителя – раскрыть творческие возможности ребенка, суметь сохранить и приумножить их.

Одной из главных своих задач на уроках русского языка и литературы считаю развитие творческого потенциала ребенка. Это возможно на основе системы заданий, требующих от ученика творческого подхода. Задания должны быть посильны для основной массы учащихся, чтобы воспитывать у них уверенность в своих возможностях. Умелое и грамотное развитие учителем творческих способностей учащихся помогает не только увлечь ученика изучением русского языка и литературы, но и способствует тому, что учащиеся приобретают осознанные и прочные знания, развивают свои способности. Систематическая работа по развитию творческих способностей, проводимая из урока в урок, позволяет мне преодолеть многие затруднения в преподавании русского языка и литературы, повысить мотивацию обучения.

Творческая работа на уроках в сочетании с другими формами и методами организации учебного процесса позволяет в полной мере осуществлять принципы педагогики сотрудничества и доверия, соответствующие модели: “учитель — ученик”, ведет к повышению активности учащихся и более прочному усвоению учебного материала.

На уроках русского языка и литературы я использую задания, которые направлены на развитие воображения учеников. Так, например, при изучении темы «Устное народное творчество» в 6 классе, знакомясь с особенностями жанра сказки, хорошо известного нашим детям, мои ученики не просто с удовольствием читают как русские народные сказки, так и сказки других народов, но и сами их пишут. Занятие это увлекательное, и в основном все дети выполняют его с большим интересом. Сочиняя сказку, учащиеся развивают в себе такой неотъемлемый компонент интеллекта, как воображение. Кроме того, ребята постигают законы построения произведения этого жанра, создают иллюстрации к своим текстам, учатся правильно оформлять свою работу и представлять её на суд слушателей. Защита творческих проектов также вызывает огромный интерес у детей: они внимательно слушают выступления товарищей, обсуждают достоинства и недостатки представленных работ, вспоминают сказки с похожими сюжетами.

Обогащению словарного запаса, а также развитию образного мышления способствует изучение тем “Пословицы и поговорки”. Цель этих уроков – научить учащихся понимать значение, образность пословиц и поговорок, использовать их в своей речи. Чтобы добиться этого, предлагаю такие задания: раздаю ребятам карточки с пословицами, даю задания определить тему каждой пословицы, а к отдельным (по выбору ученика) -придумать случай, который бы позволил употребить данную пословицу в речи. Предлагаю также проиллюстрировать несколько пословиц, а дома попробовать самим сочинить пословицы о труде, пользе учения, добре и зле и т.п. Использую и такие игровые формы заданий : “Подскажи словечко”, “Закончи пословицу”, “Отгадай пословицу по данным словам”.

На уроках русского языка стало уже правилом, что при изучении частей речи мы с детьми пишем лингвистические сказки и затем на уроке зачитываем их вслух. Каждому ребенку хочется, чтобы его сказка была лучшей. Польза от такой работы огромна: во-первых, дети, сочиняя сказку, развивают воображение, мышление, речь; во-вторых, они не любят учить правила, а с помощью сказки запомнить, почему, например, частицу НЕ с глаголами нужно писать раздельно, гораздо проще. Использую данный вид работы, как при изучении нового материала, так и при закреплении изученного.

Читайте также:  Для успешного развития ребенка 5 7 лет

Детские письменные творческие работы – замечательный материал для многосторонней аналитической работы учителя: можно наблюдать за подвижностью словарного запаса учащихся, уровнем мыслительных процессов, следить, как изменяется подход к отбору лексических и грамматических средств. Интересно наблюдать, как текст, благодаря интонации и эмоциональной насыщенности, приобретает индивидуальность и неповторимость. Конечно, не у каждого ребёнка всё может получиться с первого раза, но не надо огорчаться: важно помочь любому ребёнку открыть в себе способности, о которых он ранее и не подозревал, и сделать всё возможное для того, чтобы эти способности нашли своё дальнейшее развитие, зажечь в ребёнке искру надежды на дальнейшие успехи.

Для того чтобы ребенок на уроке максимально проявил свои творческие способности, его необходимо заинтересовать, вовлечь в работу. Мне добиться этого помогает использование на уроках игровых моментов (а иногда игре можно посвятить и целый урок). Особенно нравятся школьникам ролевые игры, так как они дают учащимся возможность проявить творчество, самостоятельность и эрудицию. Ролевая игра, на мой взгляд, позволяет вовлечь всех учащихся в творческий поиск, дает возможность шире использовать межпредметные связи. Урок такого типа был проведен мною в 8 классе при подготовке учащихся к сочинению «Россия- родина моя». Класс был разделен на три команды, каждой было дано задание. Учащиеся первой группы готовили иллюстрации к данной теме. Вторая группа ребят подбирала стихотворения, рисующие разнные времена года. Задача третьей группы — подобрать небольшие зарисовки из прозаических произведений, в которых описывается красота родной природы. На уроке каждая группа представила собранный материал. Дети подобрали эпиграфы к сочинению, отобрали необходимые цитаты, выбрали иллюстрации, составили план, некоторые успели написать на черновиках. Написать сочинение было предложено дома. Таким образом, творчеством ребят стало не только само сочинение, но и подготовка к нему.

Еще один вид учебной деятельности, который активизирует учащихся, побуждает их к самостоятельной работе, пробуждает творческую мысль и в то же время воспитывает — это литературная игра. Считаю, что игра- это не только деятельность младших школьников, но и необходимый вид деятельности для подростков и старшеклассников. Все они хотят играть! Важно только, исходя из возрастных особенностей, выбрать форму игры и органично включить ее в урок. Чаще позволяют обращаться к литературным играм уроки внеклассного чтения. На таких уроках провожу литературные викторины, конкурсы, турниры знатоков, воображаемые путешествия, конкурсы проектов. Задача таких уроков — побудить к чтению, помочь открыть новые книги.

Развивая творчество детей, необходимо помнить и об особенностях каждого произведения. Поэтому работу над текстом, в котором встречается много новых для учащихся слов, начинаю словарной игрой, игрой – конкурсом на лучшего толкователя слов. Победителем становится тот, кто сумеет точнее и интереснее объяснить слова.

Работу над новыми словарными словами стараюсь проводить так, чтобы это было не простое запоминание слов, а увлекательное исследование. Такая организация словарной работы, по моим наблюдениям, развивает интеллектуальные качества школьника, делает интенсивнее речемыслительные процессы и значительно увеличивает роль школьника в организации учебного процесса в качестве заинтересованного субъекта, а не только объекта обучения.

В старших классах для развития творческих способностей учащихся считаю целесообразным выбирать такие формы работы, которые бы в большей степени обеспечивали активное участие в уроке, прежде всего, самого ученика, повышали авторитет знаний, создавали атмосферу сотрудничества.

В своей практике хотела бы выделить уроки-семинары, которые провожу в 10-11 классах. В рамках семинарского занятия организую обсуждение творческих работ, сочинений учащихся. Семинар приобретает творческий характер, когда для более глубокого рассмотрения проблемы ребята подбирают дополнительный материал, обращаясь к словарям, справочникам, научным журналам, интернету. Подготовку к семинару организую таким образом, чтобы в ней приняли участие все учащиеся, использую также и групповую работу.

Ценность семинарского занятия, на мой взгляд, в том, что оно способствует прочному усвоению знаний, поскольку требует от учащихся большой предварительной работы, самостоятельности, мыслительной активности в ходе обсуждения и умения отстаивать свои взгляды и убеждения.

На уроках русского языка нередко обращаюсь к произведениям, изучаемым по литературе. Это позволяет ребятам одновременно совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки, а также глубже анализировать, понимать текст. Такие уроки — тоже своеобразный путь к творчеству.

Таким образом, уроки русского языка, основная задача которых прочное усвоение знаний, овладение языковыми нормами, должны быть еще и средством развития познавательных и творческих способностей ученика, развивать его личность в целом.

Читайте также:  Диплом по развитию двигательной активности ребенка

В связи с этим одной из основных задач считаю создание на своих уроках таких проблемных ситуаций, в которых учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности.

Весь процесс учения стараюсь ориентировать на реализацию принципов сотрудничества, взаимоуважения и соучастия, обеспечивающих атмосферу успеха, благоприятный эмоциональный фон и психологический комфорт для каждого ученика.

На своих уроках стараюсь подчеркивать связь литературы с другими видами искусства: музыкой, живописью. При изучении стихотворений А.А. Фета “Весенний дождь” и Ф.И. Тютчева “Весенняя гроза” предлагаю учащимся соотнести настроение стихотворений с настроением музыки, написанной на ту же тему: “Весенняя гроза” А. Вивальди. Звучащая музыка, по моим наблюдениям, порождает эмоциональную реакцию у детей, освобождает их воображение от стереотипов восприятия лирических стихотворений, музыка становится звучащей установкой на чтение лирики.

Развитию творчества учащихся способствуют и такие фрагменты урока, как чтение по ролям, конкурс костюмеров, декораторов, конкурсы выразительного чтения. Часто перед тем, как на уроке прозвучит выразительное чтение, даю задания, требующие творчества от учащихся. Например, после того, как закончен разбор пролога к поэме А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”, прошу ребят рассказать обо всех сказочных героях, вызвавших у них различные эмоции. После этого предлагаю им сыграть в “сказочника” и прочитать стихотворение так, чтобы заинтересовать слушателей необыкновенной сказочной страной Лукоморье, прочитать так, чтобы слушатели представили себе всех тех героев, о которых рассказал автор. Как показал опыт, это не только помогает заинтересовать ребят, сделать урок интересным, но и способствует более глубокому пониманию, осмыслению прочитанного, эмоциональному отклику.

Уроки литературы в старших классах, развивающие творческие способности учащихся, прежде всего, должны учитывать то, что у школьников расширяется горизонт видения жизни, не только нравственные, но и социальные, эстетические проблемы занимают их, все четче звучит собственная точка зрения, желание отстаивать ее. Целесообразно, на мой взгляд, проводить в старших классах уроки-конференции .Они требуют от учащихся самостоятельной работы , а также учат рецензировать, оценивать работу участников конференции, дискутировать, отстаивать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме.

И все-таки основной творческой деятельностью учащихся справедливо считаются сочинения, которые являются своеобразной формой самовыражения ребенка, возможностью поделиться своими впечатлениями и переживаниями от прочитанного. Для того чтобы работа над сочинением была интересна детям, стараюсь разнообразить темы, в которых в большей степени проявилась бы личностная оценка прочитанного. Для достижения этого в старших классах использую темы, требующие максимального творчества учащихся. Не ограничиваются ребята и в выборе жанра: заочная экскурсия, письмо, интервью, размышление, очерк и т. д. Большое внимание уделяю на уроках такому письменному заданию, как сочинение – миниатюра, которое позволяет ученикам представить свою точку зрения на предложенную проблему. Коллективное обсуждение работ, рецензирование, обмен мнениями также выявляет творческие способности и делает уроки интересными для учащихся.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы, безусловно, необходимый процесс. Оно способствует развитию художественного мышления и речи, формированию творческой личности, задает направленность мыслительной деятельности. Все эти качества необходимы человеку в современном обществе.

Познавательная активность школьников выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности. Задача каждого моего урока – повысить эту активность. Решению данной задачи во многом помогает то, что в каждом ребёнке я прежде всего вижу творческую личность, способствую её развитию.

Динамика качества знаний учащихся наглядно показывает, что те формы и методы обучения, которые выбраны мною, дают достаточно высокие и стабильные результаты в обучении детей. Успеваемость во всех классах довольно высокая.

За последние пять лет я выпустила четыре 9-х и пять 11-х классов. Главным испытанием и для меня, и для моих учащихся стала, конечно же, государственная итоговая аттестация по русскому языку и литературе.

Все мои ученики достойно сдали экзамены. Результаты ЕГЭ и ОГЭ для меня стали главным показателем эффективности моей педагогической деятельности.

А также многие из моих учеников принимали активное участие в различных творческих конкурсах, которые помогли им раскрыть свои таланты. Их победы очень важны для меня, потому что это оценка и моего труда.

Источник