Развитие личности ребенка фонарев 1987

Развитие личности ребенка фонарев 1987 thumbnail

Режим работы
пон. — пят. с 7.00 до 19.00

тел: 79-17-15
79-17-14

Рекомендуемая литература

1. Авдеева Н.Н., Мещерякова Н.Ю., Ражников В.Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. М.: Изд-во АСТ, 1996.
2. Баженова О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.
3. Батуев А.С. Физиология плода и детей. М.: Просвещение, 1998.
4. Бертин А. Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях. СПб.: МНПО «Жизнь», 1992.
5. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., Межд.пед.акад., 1995.
7. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. М.: Знание, 1991.
8. Валлон Ф. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.
9. Винникотт Д.В. Разговор с родителями. М.: «Класс», 1994.
10. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: «Класс», 1998.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.4, М.: Педагогика, 1984.
12. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
13. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.
14. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1989.
15. Мозг и поведение младенца. М.: Ин-т Психологии РАН, 1993.
16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Роспедагентство, 1996.
17. Развитие личности ребенка/ Под общей ред. А.М.Фонарева. М.: 18. Прогресс, 1987.
19. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. Дисс.докт.психол.наук: М., 1997.
20. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М.: Центр общечел.цен., 1993.
21. Фонарев А.М. Внутриутробное развитие ребенка. М.: Минздрав СССР. Центр Ин-тусоверш. врачей, 1968.
22. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1989.
23. Эмоциональное развитие дошкольника / Кошелева А.Д. М.: Просвещение, 1985.
24. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато АСТ, 1996.
25. Абрамова Г.С. Практическая психология. Екатеринбург: «Деловая книга», 1998.
26. Авдеева Н.Н. Развитие образа самого себя у младенца. Дисс. канд. психол. наук. М., 1982.
27. Азбука любви. Книга для родителей / Кошелева А.Д. М., Просвещение, 1996.
28. Алешина Ю.Б. Индивидуальное и семейное консультирование. М., 1994.
29. Арнаутова Е.П. Педагогическая коррекция детско-родительских отношений в условиях повторного брака матери. Дисс. канд.пед.наук., М., 1996.
30. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс 1993, № 4.
31. Баз Л.Л., Скобло Г.В. Особенности общения со взрослыми младенцев от матерей с послеродовыми депрессиями // Психология сегодня. Ежегодник Рос.психол.об-ва, т.2, вып.З, М.,1996, с. 133- 134.
32. Баскина Ю.В. Методика диагностики родительских отношений (методика включенного конфликта). Дисс. канд.психол.наук. М., 1992.
33. Бобошко И.Е., Рябчикова Т.В., Жданова Л.А. Опыт использования психотерапевтических методов профилактики задержки внутриутробного развития плода у женщин с патологически протекающей беременностью // Охрана здоровья семьи. Иван..НИИ материнства и детства. Иванове, 1996, с. 156-162.
34. .Брусиловский А.И., Георгиевская Л.С. История развития эмбриологии человека. Симферополь Крымск. мед.ин-т, 1990.
35. Варга Ф.Я. Структура и типы родительского отношения. Дисс. канд. психол. наук. М.,1987.

36. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
37. Волков В.Г., Садкова Ю.С., Шебалина Н.В. Индивидуально-психологические особенности беременных с угрозой выкидыша // Акт.вопр.транс-фуз. и клин.мед.: матер, науч.-практ. конф. Киров: НИИ гематол. и перелив, крови по итогам работы в 1994 г., Киров., 1995, с.74-75.
39. Гарбузов В.И. Неврозы детского возраста и их профилактика. Л.: Знание, 1982.
40. Гроф С., Гроф К. Сияющие города и адские муки // Жизнь после смерти. М.: Прогресс, 1991.
42. Завялова Ж. В. Психологическая составляющая периода беременности и процесса родов. МГУ. 1995, 8 с. , библ. 8 назв. Рукоп.,деп. в ВИНИТИ 09.06.95. № 171 ЗВ95.
43. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986, 182с.
44. Изард К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980, 440 с.
45. Ильина И.Ю. Аффективное поведение и его коррекция в младшем дошкольном возрасте. Дисс. канд. психол. наук., М., 1996.
46. Коваленко Н.П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов. Дисс. канд. психол. наук. СПб., 1998.
48. Лебойе Ф. За рождение без насилия. Пер. сфр. Репрод. изд. М., 1988.
49. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. Т.2, М.: Педагогика, 1983.
50. Марконе М. Девятимесячный сон. М., 1993.
53. Перинатальная психология в родовспоможении. Сб. материалов конференции. СПб., 1997.
56. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собрано М. Забылицыным. М.: Изд. М. Березина, 1880.
58. Рыжков В.Д. Психопрофилактика и психотерапия функциональных расстройств нервной системы у беременных женщин// Мед.помощь, 1996, №3, с. 33 — 36.
59. Свердлова Г.А. Роль взаимоотношений матери и ребенка в коррекции сниженной познавательной мотивации ребенка. Дисс. канд. психол.наук. М.,199
61. Скобло Г.В., Дубовик О.Ю. Система «мать — дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики // Социальная и клиническая психиатрия, 1992, №2, с. 75-78.
63. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопр.психол., 1994, № 6, с.5 — 15.
64. Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии, 1995, № 3, с. 139 — 151.
69. Фанти С. Микропсихоанализ. М.: «ЦПП», 1997.
70. Филиппова Г.Г. Образ мира и мотивационные основы материнства.// Проблемы изучения и развития личности дошкольника, Пермь, 1995, с.31-36.
71. Филиппова Г.Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе // Психология сегодня. Ежегодник Рос.психол.об-ва. Т.2, вып.З, М.,1996, с.133.
72. Филиппова Г. Г. Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Мат. Росс. науч. практ. конф., 26 — 28 нояб. 1996.
73. Филиппова Г.Г.Психология материнства и ранний онтогенез М..Жизнь и мысль, 1999.с; 42-56.
74. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т.1, М.: Педагогика, 1986.
77. Шмуклер А.Б. Психозы беременности /Проблемы репродукции, 1995, №2, с. 19
78. Шмурак Ю.И. Пренатальная общность// Человек, 1993, № 6, с.24 — 37.,10

Список рекомендуемых книг по пренатальному развитию

  • Андрэ Бертин А. «Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях»
  • Омраам Микаэль Айванхов. «Воспитание, начинающееся до рождения»
  • Томас Верни «Тайная жизнь ребенка до рождения»
  • Дэвид Чемберлен «Разум вашего новорожденного ребенка»
  • Наталья Волкова «Уникальная методика дородового воспитания»
  • М.Л. Лазарев «Мамалыш. Рождение до рождения»
  • Вера Павловская «Важность пренатального и перинатального периода в развитии полноценной, гармоничной личности»
  • Ж. В. Цареградская «Ребенок от зачатия до года»
  • Ольга Будина «Дневник Ольги Будиной. Говорящая беременность»
  • Катрин Гурла — «Как родить здорового и счастливого малыша» и Уильям и Марта Сирс — «В ожидании малыша». После собираюсь прочесть Уильям и Марта Сирс — «Готовимся к родам».
Читайте также:  Упражнения при задержка речевого развития у ребенка 2 года

Список литературы по православной педагогике и психологии (здесь)

Список книг Татьяны Рик (здесь)

ПтичкаСнег

Все материалы размещенные на сайте защищены авторскими правами владельца сайта — МАДОУ д/с №56

Источник

1.Сопоставьте границы периодов, выделенные различными теориями. В выделении границ каких возрастных стадий мнения различных теорий совпадают, а в выделении каких различаются? Подумайте, с чем эти сходства и различия связаны?

2.Найдите в тексте и сравните описания младенца З.Фрейдом, Э.Эриксоном, Ж.Пиаже и Л.С. Выготским. Найдите сходства и различия, подумайте с чем они связаны?

3.В возрасте 8-9 месяцев большинство детей начинает испытывать страх разлуки с матерью: плачут, когда она уходит, стараются не отпускать от себя и т.д. Найдите объяснение данному явлению с точки зрения различных подходов. Выберите из них то, которое Вам самим кажется наиболее убедительным. Обоснуйте свой выбор.

4.В прошлом XIX веке младенца состоятельных родителей обычно вскармливала нанятая кормилица и его туго пеленали, в 10-20 годах XX века мать стремилась сама кормить своего младенца грудью и постепенно на Западе отказались от пеленания младенцев. Как Вы думаете, с чем это связано?

5.Джульетте в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» 14 лет. Но отец уже собирается выдать ее замуж, и она психологически готова к этому. Сравните ее поведение с Вашим поведением в данном возрасте. Чем можно объяснить различия?

Литература

1.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. — М.,1980. — Т.1.

2.Балтес П. Всевозрастной подход в психологии развития //

Психол. журн., Т.15.- 1994.- №1.

3.Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. — М.:

Просв.,1968.

4. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В.Петровского.-М.: Просв., 1977.

5.Выготский Л.С. Собр. соч. В 6-ти т. — М.: Педагогика, 1982.- Т.4

6.Годфруа Ж. Что такое психология? В 2-х т. — М.: Мир, 1992.- Т.2

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986.

7.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Мысль, 1972.

8.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986

72

9.Моргун В.Ф.,Ткачева Н.Ю. Проблемы периодизации развития личности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

10.Немов Р.С. Психология в 2-х кн. — кн.2.- М.: Просв. Владос,1994.

11.Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития //

Вопр. психол.- 1996.-N5.

12.Обухова Л.Ф. Детская психология. — М.:Тривола,1995.

13.Развитие личности ребенка // Под ред. А.М. Фонарева. — М.: Прогресс, 1987.

14.Флейк-Хобсон Д. и др. Мир входящему. — М.: ЦОЧ,1995. 15.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М.:

Педагогика,1989.

16.Эриксон Э. Детство и общество. — М.Прогресс, 1997.

73

Развитие личности ребенка фонарев 1987

2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ

ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ

2.1. Младенческий возраст

Младенческий возраст условно подразделяется на два периода: новорожденность и младенчество.

2.1.1. Новорожденность

Новорожденность ( 0 — 2,5 месяца ) — первый, кризисный период в жизни ребенка. Это переход от существования во внутриутробной гомогенной среде, где все воздействия сглажены, мягки, к среде воздушной, дискретной. На ребенка обрушиваются ощущения, значительно более разнообразные и интенсивные, чем прежде. Объективными показателями переживаемого кризиса является временная потеря веса.

Основным новообразованием этого периода является своеобразная индивидуальная психическая жизнь новорожденного.

От рождения ребенок располагает целой системой рефлексов: а) рефлексы самосохранения: дыхательные,

кровообращение, пищеварение и т.п.; б) защитные рефлексы: зажмуривание век, сужение зрачка и т.п.; в) ориентировочные рефлексы: поворачивает голову в сторону источника света, звука; следит за медленно перемещающимся источником света; прикосновение к щеке вызывает поворот головы в сторону

74

источника воздействия, ребенок открывает рот; г) рудиментарные — плавательный: от рождения ребенок способен совершать плавательные движения, находясь в воде; хватательный: если вложить большой палец или стержень в ладонь новорожденного, он крепко схватывает его; ползательный: прикосновение к ступням ног лежащего на животе ребенка вызывает попытку оттолкнуться и совершить ползательное движение. Рудиментарные рефлексы не имеют приспособительного значения и исчезают в течение первого года жизни.

Уже в период новорожденности появляются индивидуальнопсихологические различия:

а) по уровню двигательной активности выделяются вялые и пассивные дети, которые, лежа на животе или спине, остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не переложат; и активные, которые сразу же переворачиваются;

б) по уровню мышечного тонуса — одни дети очень напряжены, их колени постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки; другие более расслаблены;

в) по уровню функционирования сенсорно — двигательного аппарата. Одни при самом незначительном шуме вздрагивают, руки и ноги начинают беспорядочно двигаться; движения других более упорядочены и ритмичны. (М.Сигал, 1996).

Лонгитюдные исследования С.Чесс и А.Томаса (Р.Кемпбелл, 1990) показали, что уже в первые дни после рождения дети различаются по такому показателю, как стрессоустойчивость, причем показатели стрессоустойчивости имеют тенденцию сохраняться в дальнейшем. Наиболее подверженными стрессам являются дети с высокой степенью реактивности («спичка»), склонные замыкаться при изменении ситуации («улитка»), с трудом приспосабливающиеся к новым ситуациям («черепаха»), у которых обычно плохое настроение («нытик»). Эти дети потенциально «трудные» и требуют к себе особой заботы и любви со стороны прежде всего родителей. Родители должны открыть в период новорожденности особенности индивидуальности ребенка, принять их такими, какие они есть, приспособиться к ребенку, дать почувствовать, что он любим, помочь в формировании доверия к миру.

75

Основными потребностями этого возраста являются потребность в новых впечатлениях, потребность в движениях, потребность в общении со взрослыми.

Наличие потребности в новых впечатлениях неоднократно доказывалось результатами экспериментов и фактами наблюдений.

Например, новорожденный поворачивает голову в ту сторону, откуда доносится незнакомый звук и отворачивается от повторяющихся звуков.

Если в поле зрения ребенка в возрасте 1 месяца на близком расстоянии перемещать незнакомый объект, он следит за ним взглядом, однако через несколько минут отводит взгляд. Если поменять предмет — ребенок повторяет свои действия.

Читайте также:  Как определить развитие ребенка 5 лет

Развитие познавательной сферы. Зрение. Новорожденный щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-либо предмет приближается к его лицу. На протяжении всего периода новорожденности зрительная система напоминает фотоаппарат с фиксированным фокусом. Вследствие этого ребенок прослеживает взглядом движущиеся объекты на расстоянии 2030 см. Младенцев привлекают прежде всего черно-белые объекты с выраженной точкой. Возможно, в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.

Слух. Малыш слышит не только сразу после рождения, но и находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает голову в ту сторону, откуда доносится звук; он в состоянии отличать человеческий голос от любого другого.

От рождения у младенца функционируют вкус, обоняние и тактильная чувствительность. Дети любят сладкое,

отказываются от соленой, кислой, горькой пищи, отворачиваются от неприятных, сильных, резких запахов. Ребенок начинает активнее сосать, если рука его лежит на груди матери.

Развитие двигательной активности. На первом месяце движения являются импульсивными: размахивание руками, хватание. На втором месяце ребенок начинает управлять своим телом, появляется способность двигать головой, осуществлять первые произвольные движения. На втором месяце появляются первые активные произвольные движения.

76

Источник

Текст из документа «19889-1»

Положительноевлияниераннегоизученияиностранногоязыканаразвитиеличностиребенка

Пермский Государственный Педагогическийм Университет

2003

Образование, вероятно, важно, поскольку оно расширяет кругозор человека и дает возможность мыслить более общими категориями.

В современном мире в связи с глобальными геополитическими, экономическими и социокультурными изменениями к человеку предъявляются все новые и новые требования. Так, возрастает потребность свободно общаться на иностранном языке, а иногда даже на нескольких. Изменилась жизнь, изменился способ восприятия информации и изменился ее объем, отсюда и подходы к обучению должны измениться. Так теперь уже практически ни кто не сомневается в целесообразности раннего обучения детей иностранным языкам. Уже доказано, что это не только ускоряет процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции, но и в свою очередь положительно влияет на общее развитие ребенка, кроме того, это более естественно и целесообразно.

Прежде всего, сразу оговоримся, что мы имеем ввиду под ранним обучением. Под «ранним обучением иностранного языка» мы понимаем такое обучение, которое осуществляется на основе интуитивно-практического подхода в период с момента рождения ребенка до его поступления в школу.1

Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения. Т.о. развивать ребенка необходимо начинать с первых дней жизни и развитие это может иметь самые разные направления.

В институте в Филадельфии (США) под руководством известного в Штатах врача Гленна Домана доказали, что самое эффективное обучение происходит в период роста мозга. Так научить чему-либо двух- и трехлетнего ребенка гораздо легче. А что касается языка, способность заговорить, овладеть речью наследуется ребенком от рождения. Эта способность проявляется уже на первом году жизни, а двухлетний ребенок начинает общаться с окружающими посредством речи. Он мог бы заговорить сразу на двух-трех языках, если бы люди, заботящиеся о нем и воспитывающие его, образовали для него (искусственно или естественно) разные языковые среды. И при обучении он так же легко и естественно овладеет любым иностранным языком. Потом детям старше 8-11 лет становится труднее овладеть вторым языком (иностранным). Дело в том, что к 6–8 годам ребёнок свободно владеет речью на родном языке, беспрепятственно общается с окружающими его людьми, а уникальные свойства, присущие механизму способности заговорить, застывают, так как они уже обеспечили жизнеспособность организма в среде и их назначение для организма исчерпано. И усвоение второго языка происходит в процессе целеустремлённого обучения больше на основе действия таких функций как память, мышление, воля.

Нативисты так же придерживаются точки зрения, что в соответствии мозга человека наиболее эффективным сензитивным периодом для усвоения языка является возраст с полутора лет до половой зрелости. В течение этого периода усвоение языка протекает без осложнений, а в не его усвоить язык сложнее и с приложением больших усилий. Эта точка зрения подтверждается тем, что взрослые эмигранты овладевают новым языком и говорят на нем, как правило, с акцентом. В то время как их дети новый язык выучивают быстро, ошибок делают мало и говорят без акцента.

Кроме того, замечено что, дети, которые рано научились какой-либо деятельности (в том числе и рано начали изучать иностранный язык), если продолжают эти занятия, любят учиться, легко занимаются сами и никогда не мучаются от безделья и скуки. Так у детей формируется положительная учебная мотивация.

На международном совещании экспертов ЮНЕСКО – МАПРЯЛ (Москва, 1985) было отмечено, что изучение языков положительно влияет на развитие языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка, позволяет расширить его кругозор, познавать через язык страну, ее народ и культуру. Таким образом важность и полезность раннего обучения иностранного языка проявляется и в отношении личности ребенка и эта польза многократно доказана практическим опытом. Оно является важным для реализации перспективных задач развития личности, таких, например, как рост среднего уровня образованности, повышение требований к общей культуре, формирование готовности к межнациональному и межкультурному сотрудничеству. Отметим так же что изучение иностранного языка полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей (единственное – у ребенка не должно быть проблем с родным языком), поскольку оно оказывает:

бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, воображения и др.;

стимулирующее внимание на общее речевые способности ребенка.

Раннее обучение иностранному языку дает большой практический эффект в плане повышения качества владения первым иностранным языком, создает базу для продолжения его изучения в школе, а также открывает возможности для обучения второму, третьему иностранным языкам, необходимость владения которыми становится все более очевидной.

Неоспорима воспитательная и информационная ценность раннего обучения иностранному языку, которая проявляется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке. А некоторые забывают, что изучение иностранного языка не мыслимо вне ознакомления с культурой страны, в которой на этом языке говорят, поэтому необходимо знакомить детей с доступным их пониманию страноведческим материалом, а это естественным образом расширяет культурный кругозор ребенка. При этом постоянное обращение к опыту ребенка, учет его менталитета, восприятия им действительности позволяет детям лучше осознать явления собственной национальной культуры в сравнении с культурой стран изучаемого языка.

Читайте также:  Для развития ребенка от года до полутора

Таким образом, занятия иностранным языком способствуют полноценному развитию личности ребёнка. Но также следует помнить, что личность – это своеобразный «механизм», все звенья которого тесно взаимосвязаны и – в свою очередь – влияют на процесс овладения иностранным языком. В основе этого «механизма» лежат представления человека (ребенка) о себе, что, прежде всего, проявляется в постижении ребенком так называемых личностно значимых конструкций. Так если он высоко оценивает себя и собственные достижения и не ощущает разлада с самим собой, то быстро и прочно овладевает высказываниями типа I can run, I’m kind. Лучше всего дети запоминают слова, называющие то, что им интересно и имеет для них эмоциональную значимость.

Эмоциональный фактор вообще имеет большое значение при обучении иностранному языку. Так говоря, коммуникативная значимость мы подразумеваем, в том числе и эмоциональную значимость. Сфера эмоционального не может занимать периферические положение и быть изолирована от остальных. Эмоциональная сфера совместно с когнитивной и психомоторной обеспечивает успешность процесса усвоения иностранного языка, т.е. равноправие эмоционального фактора в преподавании иностранного языка обусловлено целостностью процесса усвоения, что в полной мере отражено в современных концепциях целостного обучения иностранным языкам. Согласно этим концепциям целостность обучения обусловлена целостным характером языка как явления, целостностью существа обучающегося и обучающего и, как следствие, целостностью процесса усвоения.

Эмоциональность легко соединяется с художественностью. На уроках иностранного языка в детском саду так же часто и успешно создают художественную среду. Театральная, музыкальная, литературная, др. деятельность детей на занятиях иностранного языка не только вызывает их не поддельный интерес и желание к занятиям, но и соответственно оказывает положительное воздействие на развитие их личностных особенностей, у каждого ребенка своих, т.о. каждый чувствует себя успешным если не в одном то в другом. А, объединяя на уроке мыслительные, эмоциональные и двигательные сферы мы направляем усилия на воспитание целостной личности в единстве ее природных задатков и социального опыта.

Наблюдения показывают: укрепляя уверенность ребенка в себе, а так же повышая его самооценку, педагог создает условия для его успехов и достижений в изучении иностранного языка. Важным фактором, влияющим на возможные результаты занятий, является реакция детей на новизну заданий. Так дети с хорошей, высокой самооценкой всегда положительно реагирует на появление новых заданий, дети со средней – рассчитывают на помощь учителя, а вот детей с низкой самооценкой бывает очень сложно привлечь к выполнению новых заданий. Таким образом, педагог может выбирать различные подходы к разным детям и даже корректировать и в данном случае повышать самооценку у тех детей, у которых это требуется. Так как положительные представления о себе усиливают стремление детей к общению, в том числе и на иностранном языке, что реализуется детьми в процессе значимых для них коммуникативных ситуаций. Это придает иностранному языку статус средства для реального общения и выражения своих мыслей.

Таким образом, использование разнообразных педагогических приемов и знаний особенностей направленности личности воспитанников позволяют педагогу сделать процесс обучения иностранному языку более эффективным.

Все выше изложенное уже не одиножды были подтверждено практической деятельностью, которая на деле подтвердила положительное влияние изучения иностранного языка на развитие личности ребенка. Так для примера приведем результаты проведенного в детском саду с обучением английского языка наблюдения за психическим развитием детей, их здоровьем. Это наблюдение за детьми, изучавшими иностранный язык, выявило следующее:

обучение иностранному языку благотворно повлияло на развитие речи ребенка и на родной язык;

более половины детей, занимающихся иностранным языком, обладают высоким уровнем памяти;

у них значительно повысилась устойчивость внимания;

эти дети были более развиты, раскованы по сравнению с другими сверстниками.

Это лишь один из примеров и далеко не полный список положительных результатов от раннего изучения иностранного языка. Только всегда следует помнить, что главным принципом в любом обучении является его гуманистическая направленность.

Сейчас уже понятно, что раннее изучение иностранного языка отнюдь не мода, а жизненная необходимость. И цель педагога в этой ситуации сделать процесс более приемлемым для ребенка. Целесообразность раннего обучения мы доказали, следовательно, просто необходимо использовать этот факт в интересах самого ребенка. Кроме того, обучая ребенка иностранному языку, мы в то же время развиваем его личность. Доводов в пользу раннего обучения иностранному языку вполне достаточно, дело только за инициативными, компетентными и увлеченными своей работой педагогами, родителями, осознающими всю важность образования и развития своих детей, и, конечно, государством, которое должно осуществлять политику в пользу своих юных граждан, а значит своего будущего.

Список литературы

Развитие личности ребенка, общ. ред. А.М. Фонарева, М., Прогресс, 1987.

О.Б. Уланова Английский для дошкольников: играем и учим, М., издательский центр «Академия», 1998.

Ш.А. Амонашвили Психологические особенности усвоения второго языка младшими школьниками // Иностранный язык в школе, 1986, № 2.

Е.В. Лазарева Раннее обучение английскому языку средствами искусства: воспитание человеческой природы // Иностранный язык в школе, 1996, № 2.

Н. А. Горлова Состояние методики раннего обучения иностранным языкам на пороге третьего тысячелетия // Иностранный язык в школе, 19, № .

А.Б. Витоль Нужен ли дошкольникам иностранный язык? // Иностранный язык в школе, 2000, № 6.

Э.П. Комарова, Е.Н. Трегубова Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку // Иностранный язык в школе, 2000, № 6.

А.В. Баранников О введении иностранного языка во 2 классах начальной школы в условиях эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования в 2002/2003 учебном году // Иностранный язык в школе, 2002, № 2.

1 Н. А. Горлова «Состояние методики раннего обучения иностранным языкам на пороге третьего тысячелетия» // Иностранный язык в школе, стр. 11.

Источник