Развитие личности ребенка через творческое самовыражение

Развитие личности ребенка через творческое самовыражение thumbnail

«Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».

Л. С. Выготский

Творчество, это, несомненно, что-то естественное и необходимое для детей, как свежий воздух и солнечный свет. Творчество это свободная форма самовыражения. Нет ничего лучше для детей, чем иметь возможность выражать свои способности открыто, без осуждения со стороны. Мотивируя детей к творчеству, мы даем им возможность богатого и запоминающегося детства, во время, закладывая основу для творческого самовыражения — все это способствует развитию воображения и творческого потенциала, что играет большую роль в развитии ребенка.

Что такое творчество?
Творчество фокусируется на процессе формирования оригинальных идей путем исследований и открытий. У детей, творчество развивается из своего опыта в процессе, изначально не заботясь о готовом результате. Творчество не следует путать с талантом, мастерством, или интеллектом. Творчество проявляется не в том, что бы сделать что — то лучше, чем другие. Творчество рождается из воображения, исследований и открытий чего-то нового. Творчество окружает нас везде, ведь мы приводим в качестве примеров для творческих идей  искусство, музыку, танцы и театр, но творческая мысль содержится во всех аспектах жизни ребенка и её можно извлекать ежедневно. 

Важность творческого процесса.

У всех детей должна быть творческая свобода. В любой творческой деятельности важен процесс самовыражения. Творческий опыт может помочь детям выразить свои чувства. Творческая активность ребенка может помочь педагогам узнать больше о том, что ребенок думает или чувствует. Творчество также способствует умственному развитию детей, предоставляя им возможность испробовать новые идеи, новые способы мышления и решения проблем. Творческие занятия помогают узнать и отметить детскую уникальность и разносторонность, а также дают отличную возможность сосредоточиться на каждом ребенке, учитывая его индивидуальность.

Возможности для творчества.
Дети нуждаются в большом количестве возможностей для творческого мышления. Нужно начать с обеспечения деятельности, которая основана на детских интересах и идеях. И для этого нужно научиться внимательно, слушать то, что говорят дети. Важно предоставить детям широкий спектр творческого окружения. Ведь можно выражать творчество не только в рисунках, а также в фотографиях, музыке, на экскурсиях, в работе с разнообразными материалами. Детские возможности безграничны, главное обеспечить детей временем для изучения окружающего мира и  для воплощения их идей.
Поощрение самостоятельного детского выбора имеет большое значение. Для детей должны быть открыты разные возможности, и достаточно времени, чтобы исследовать и испробовать разные творческие материалы. Акцент должен делаться на самом процессе творческой деятельности, а не на полученном результате. Мнение взрослого имеет важное значение, нужно показать свою поддержку во время творческого процесса путем оценки детских усилий.

Дети, которые не боятся делать ошибки, исследовать и экспериментировать, так же будут чувствовать себя свободно в процессе изобретения, создания и нахождении новых способов самовыражения. Дополнительным преимуществом является то, что содействие творчеству детей, делает обучение более полезным и приятным занятием, и развивает воображение.

Список литературы: 

1. Баринова М. Н., О развитии творческих способностей. – Л.: 1961.

2. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. — СПб.: издательство Буковского, 1994.

3. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:1981.

4. Котова Е.В., Кузнецова СВ., Романова Т.А., Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие — М.: ТЦ Сфера. 2010.

5. Хуторский А.В.Развитие творческих способностей.- М.: Владос, 2000.

Источник

Развитие личности ребенка через творческое самовыражениеСамовыражение – это процесс внешней реализации внутренних состояний, переживаний, смыслов и потребностей человека, своеобразная свобода проявления любых внутренних процессов во внешней реальности, игнорируя многие условности. Искусство самовыражения может принимать творческие и протестные формы, некоторые осознают собственную потребность предъявления в мире, другие же делают это бессознательно.

Проблема самовыражения изучается не только как феномен, меняющий реальность и в некоторых моментах провоцирующий общественные изменения, но также данное понятие является довольно психодиагностичным. Любые продукты творчества и высказывания, создание образа в социальных сетях и при помощи внешней атрибутики могут быть разложены в психологических исследованиях и показывать личностное состояние и динамику внутренних процессов.

Свобода самовыражения является одной из основных необходимых категорий развития человека и его способностей. Чтобы идти по пути эволюции, необходим постоянный контакт различных умений и взглядов, смыслов и способов самореализации, поэтому только свобода в способах реализации является путем развития человечества.

Потребности человека в самовыражении могут быть на разном уровне развития, поскольку данная личностная черта формируется под воздействием внешних факторов и врождённых показателей. Отсюда различается и степень оригинальности презентации собственных взглядов во внешнем пространстве – чем больше свободы, уверенности, развитости способности к самовыражению, тем более уникальной и неординарной будет личность. Когда такие черты зажаты, не развиты, то мы получаем стандартного обывателя, мыслящего штампами и редко способного на интересные или творческие решения.

Потребность в самовыражении

Являясь не только биологическим организмом, но также психической сущностью с высшими духовными потребностями, познанием добра и зла, возможностью разграничивать, что является оптимальным не только в плане выживания, человечество помимо базовых витальных потребностей обрело и потребность в самовыражении.

Исследователями были выявлены базовые нужды человека и когда им удовлетворяются те, что отвечают за выживание, питание и безопасность, наиболее актуальным становится возможность размещения своего внутреннего пространства. Начинается всё с самопознания и самопрезентации, плавно переходя в самоактуализацию, являющуюся частью самовыражения. Когда мир становится примерно понятным приходит необходимость показать, что есть и отличия на психологическом уровне. Грубо говоря, самовыражение – это заявление о своём существовании, возможность экзистенциально почувствовать себя живым и важным, ощутить экзистенциальную ценность и возможность взаимодействовать с миром.

Для некоторых людей поддержание духовной жизни, отдельности, возможности говорить и делать то, что хочется, творить и представлять мир так, как это расположено у него внутри бывает значительно важнее физического существования. Именно это заставляет говорить о том, что иерархия потребностей не является жёсткой и ради отстаивания возможности самовыражения человек может голодать, лишаться материальных благ или заранее подвергать себя опасности. Такие жертвы объяснимы тем, что в душе невозможно смириться и начать соглашаться с требуемым строем или променять способность творить на обыденность.

Развитие личности ребенка через творческое самовыражение

Такая острая нужда в выражении своего внутреннего я обусловлено стремлением выделиться среди остальных и раскрыть заложенный потенциал. Общее усреднение человека, привитие одинаковых норм поведения, требования школьной программы и приличного поведения делают из каждого индивида среднего робота. В таких условиях человек не может полностью реализовать все заложенные способности, что приводит к бунту и отстаиванию своей позиции, только некоторые могут это делать творческими путями развития, мягко заинтересовывая других, а остальные шокируют, эпатируют и принципиально идут против любых проявлений системы.

Самовыражение является неким оголением души, поэтому есть огромное стремление к нему (только обнажив чувствительность можно обрести истинную близость и узнать, что люди с вами ради вас, а не из-за образа), и многие после подросткового периода (наиболее яркая фаза) предпочитают не высовываться.

Снижение потребности самовыражения всегда связана с полученными психологическими травмами, возможно человека высмеяли или после того, как он высказал реально свои мысли, от него отвернулись, кто-то мог резко отозваться о творчестве и он больше не будет ничего делать своими руками и т.д.

Способы самовыражения человека

Самовыражение может быть представлено многочисленными видами деятельности, особенного внимания обычно заслуживает творческое самовыражение личности, поскольку является социально одобряемым, и вызывает неподдельное внимание со стороны окружающих. Те, кто также может проявлять творческую активность, присоединяется и с интересом взаимодействует с другим на уровне метафор, а тот, кто лишён такой возможности, имеет шанс пассивно выбрать свой отклик в чужом творчестве.

Развитие личности ребенка через творческое самовыражение

Чтобы успешно выплёскивать различные душевные бури через творчество необходимо перепробовать несколько занятий и найти то, что лучше всего помогает реализовывать идеи. Кто-то может выражать эмоции пением или танцами и это больше про экспрессивную направленность и возможность делиться состоянием. Для других свойственно написание рассказов или создание посуды, что больше преображает мир через внедрение новых идей и форм. Нельзя обойти и научное творчество, как высшую степень воссоздания своих замыслов – так человек выделяется не только среди ближайшего окружения, а и находится на совершенно ином уровне существования относительно всей цивилизации.

Наиболее простой вариант, доступный всем – это выражение через внешность. Женщины бессознательно часто используют этот приём, одевая какое-то особенное платье или грубые ботинки в зависимости от того, что хочется подчеркнуть на данный момент – беззащитность или устойчивость характера. Каждое утро, создавая свой уникальный образ можно обрести уверенность и способность к дальнейшему творческому преобразованию. Даже нося одежду, как-то преобразованную и имеющую уникальность на уровне булавок, человек получает возможность чувствовать себя отличающимся и приносящим какой-то знак или смысл в пространство при помощи небольшого аксессуара.

Яркий макияж, разноцветные волосы, татуировки и любые изменения внешности (в том числе пластика) – это про самовыражение, создание такого хотя бы внешнего облика, каких мало. В среднем люди все одинаковы, несмотря на то, что нет идентичных, но самовыражение наступает, когда есть необходимость выделиться ещё больше, стать узнаваемым на улицах и привлекать внимание не только ближайших знакомых, а большинства. Кроме внешности есть более трудные и глубокие пути самовыражения – достижение спортивных званий, научных степеней, даже похвальной грамоты или премирования как лучшего работника. Это более длинные пути, но находящиеся на другом уровне самореализации.

Это только наиболее популярные варианты, поддающиеся анализу и структуризации, изучению и наблюдению. В реальности способов самовыражения столько, сколько людей, поскольку это не шаблон, а презентация внутреннего.

Самовыражение детей

Самовыражение в детском возрасте является основополагающей категорией, т.к. на самых ранних стадиях развития это помогает заявить о своих потребностях. Если маленький ребёнок не научится кричать, возмущаться, говорить или требовать пока не будут удовлетворены его желания, то он рискует умереть от голода, переохлаждения или другого не критичного момента. В дальнейшем правильное формирование внутренних личностных структур требует постоянного наличия свободы в выражении своих интересов и стремлений – психика и физическое развитие идут наиболее гармоничным путём и если на каком-то этапе ребёнку становится интересно заниматься какой-то деятельностью, то значит, именно она способствует формированию внутренних новообразований.

Всесторонняя личность – это тот, кого не ругали, а наоборот поощряли, высказывались с позиции любви и принятия, помощи в реализации любых идей. Чем больше родители следуют за активностью и проявлением внутреннего в ребёнке, только корректируя безопасность действий, тем выше креативность и возможность оперировать различными жизненными сферами у него в будущем.

Развитие личности ребенка через творческое самовыражение

Природный способ самовыражения для ребёнка часто проявляется в рисовании, для чего могут использоваться разные материалы (краски, косметика, еда, земля и т.д.) и поверхности (раскраски, обои, одежда, тело). Такие варианты помогают проследить родителям не только уровень развития когнитивных функций, но и эмоционального состояния, отражающегося в данном виде творчества.

В играх дети выражаются, примеряя различные социальные роли, представляя себя или директорами или артистами цирка. Спортивные игры дают возможность показать себя через умения и достижения, точно также как и любые виды деятельности, где необходимо выдать результат. Игрушечное строительство не задействует социальную сторону и вопрос достижений, но может демонстрировать склонность к преобразованию мира и реальные действия по его коррекции – новые халабуды или домик из конструкторов потом развиваются в изобретения технологического прогресса для мегаполисов.

Самовыражение подростков

Самовыражение подростков является наиболее ярким и острым, поскольку главной задачей возраста является самоидентификация через самопрезентацию. Именно тут стремление заявить миру о себе и своих идеях, кажущихся гениальными и новаторскими, набирает обороты. Это смесь детской игры, когда кажется, что можно быть любым (максимальная степень творческой свободы) и взрослых ресурсов (когда любая идея воплощается в конкретных действиях).

Простые рисунки детскости могут трансформироваться в реальное творчество, точно также как танцы, пение или игра на инструментах. Т.е. творческое самовыражение развивается и доступно в любом возрасте, меняются только его масштабы и профессионализм.

Развитие личности ребенка через творческое самовыражение

Отыгрывание социальных ролей у молодёжи перемещается из формата игры в отведённые для этого общества. Отлично подходят миры виртуальных игр или социальных сетей, где есть возможность поэкспериментировать не только с внешностью, но и с моделью поведения. Причастность к каким-то субкультурам также является стремлением выразить свои внутренние переживания и мнение. Сюда начинает прикрепляться тенденция к изменению внешности. Яркие волосы или странные причёски, глубокий, бросающийся в глаза макияж, вызывающая одежда, надписи на футболках, подходящие под определённую ситуацию – это всё сигналы миру о том, кто перед ним. В молодёжной среде это играет ещё одну функцию – отличить своего от чужого, т.к. благодаря определённой атрибутике и заявленному внешнему образу человек обеспечивает себе соответствующий круг общения.

Становится доступна научная деятельность, достижения не только уровня похвалы в семейном кругу, а официальные грамоты, разряды, дипломы. Некоторые выбирают посещать секции и получать знания, другие постоянно тренируются, кто-то ходит в практические кружки, где совершает свои собственные открытия.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

ВОСПРИЯТИЕ ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНIIЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Современный этап развития общества характеризуется становлением образования нового типа, смыслообразующим фактором которого выступает идея воспитания человека культуры, «человека-созидателя», «человека-творца. Это повлекло за собой переориентацию целей и содержания образования на позиции гуманизации и гуманитаризации (Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, А.А. Мелик-Пашаев и др.). Ориентация общества  и всей системы образования на развитие личности ребенка неизбежно требует создания оптимальных условий для становления её целостности и раскрытия её способностей, творческого потенциала, воспитания нравственных и эстетических чувств.
Данная проблема отражена в Законе РФ «Об образовании», в «Федеральном государственном стандарте начального общего образования». Особая роль в стандарте отводится проблеме установления межпредметных связей, которые способствуют интеграции учебных предметов в образовательньие области и выводу конкретного знания учебного предмета в надпредметную (смысловую, личностную) область знания.
В данном контексте актуальными предстают психолого-педагогические исследования  младшего школьного возрастного периода развития личности ребенка, когда формируется ядро его личности, развиваются способности, зарождаются индивидуальные склонности к конкретным видам деятельности, (Л.К. Божович, А.И. Леонтьев, и др.). Позиции ученых сходны в том, что данный период является наиболее сенситивньим, отзывчивым на эстетические и этические влияния, поскольку в нем наиболее интенсивно развивается эмоционально-чувственная сфера. При этом наиболее действенным фактором творческого самовыражения детей выступает искусство как способ формирования чувства прекрасного, как художественный способ освоения действительности.( Д.И. . Кабалевский, М.С. Каган, Г.В. Лабунская, А.А. Мелик-Пашаев и др.)
Практически ни в одном из известных источников вопросы творческого самовыражения детей на основе восприятия искусства комплексно не рассматриваются, а входят небольшой частью в те исследования, где авторы говорят о творческих способностях, творческом воображении ребенка в целом (Г.В. Лабунская, Н.А. Сакулина, В.С. Щербаков). Вопросы, связанные с синтезом и интеграцией искусств, их влиянием на полихудожественное развитие детей рассматриваются в работах Б.М. Неменского, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской, Р.М. Чумичевой.
В связи с этим становится актуальной проблема творческого самовыражения детей, поиск механизмов, технологий, способствующих и побуждающих человека к творчеству через самопознание к самовыражению.
Актуальность нашего исследования обусловлена следующими противоречиями:
• противоречиями между необходимостью создания условий, обеспечивающих развитие способности ребенка воспринимать, входить в мир, осознавая свои связи и отношения с окружающим миром, и недостаточной сформированностью культурной среды, побуждающей ребенка к творческому самовыражению, становлению целостности его личности;
• отсутствием в педагогической литературе устоявшегося понятия «творческое самовыражение» и необходимостью определения и обоснования его сущности, технологии осуществления, направленной на развитие творческого потенциала личности ребенка в системе начального образования.
С учетом выявленных противоречий и недостаточной освещенностью данных вопросов определена проблема исследования, сформулированная следующим образом — как восприятие искусства влияет на развитие творческого самовыражения младших школьников.
На основе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что понятие «самовыражение» в педагогической литературе практически не раскрывается, оно входит небольшой частью в те исследования, где авторы говорят о творческих способностях, творческом воображении ребенка в целом (Г.В. Лабунская, Н.А. Сакулина, В.С. Щербаков, Е.А. Сошина).
Достаточно широко данное понятие употребляется наряду с понятиями «самореализация», «самоопределение» (К.А. Абульханова-Славская, ОС. Коровина, Т.А. Ольховая).
Самореализация — реализация потенциала личности [б].
Самоопределение — понимание самого себя, своих возможностей и стремлений, понимание своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни [6].
В работах АС. Косоговой и А.А. Солдатовой «творческое самовыражение» определяется как фактор самосозидания, как реализация потребности человека быть личностью, имеющей социальную значимость; оно направлено на преобразующую деятельность по отношению  к самому себе через представление себя другим, проявление себя в сотворчестве с ними [4].
Сущность понятия «творческое самовыражение» рассматривается в контексте анализа творческой деятельности человека. Ребенок воплощает свой творческий замысел в деятельности, т.е. самовыражается через нее. Следовательно, учителю необходимо строить педагогический процесс с учетом возможностей творческого самовыражения, а также эстетическому развитию младших школьников. Этому в большей степени способствует восприятие произведений различных видов искусства.
С.Л. Рубинштейн под восприятием понимает чувственное отражение предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств [З, с.226].
В условиях общего образования творческое саморазвитие личности происходит через восприятие произведений искусства, функционирующих в рамках художественной культуры, которая по утверждению П.А. Флоренского, «есть среда, растящая и питающая личность». Восприятие — начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Если восприятие искусства будет правильно организовано, то в этом случае оно будет побуждать школьников к творчеству. Отсюда задача учителя — правильно подобрать и осуществить способы стимулирования творческого самовыражения младших школьников на основе восприятия произведений искусства.
Анализ литературы явился основанием для организации работы в данном направлении. На первом этапе исследования был проведен констатирующий эксперимент, целью которого является выявление уровня развития творческого самовыражения младших школьников; проследить опыт восприятия искусства.

 Эксперимент проходил на базе МОУ «СОШ № 31» г. Череповца Вологодской области во 2 «Г»  классе в количестве 25 человек.
Выявление уровня развития творческого самовыражения младших школьников на основе восприятия искусства проводилось в ходе анкетирования и анализа детских работ. В исследовании мы использовали следующие критерии и показатели развития творческого самовыражения младших школьников.
Таблица 1 — Критерии и показатели развития творческого самовыражения младших школьников

На основе данных критериев и показателей были выявлены уровни: высокий, средний и низкий.
В ходе констатирующего эксперимента анализировались детские работы с целью определения уровня развития творческого воображения, способности создавать оригинальные рисунки, а также качества проделанной работы.
Анализ результатов диагностики обучающихся показал, что в классе преобладают дети со средним уровнем развития творческого самовыражения. Работы детей данного уровня отличается достаточной степенью оригинальности, имеют место интересные необычные элементы при изображении. Работы выполнены аккуратно. Однако качество оформления не достаточно качественное, некоторые моменты отображены не точно, либо неправильно.
По результатам проведенных методик можно сделать вывод, что у обучающихся в достаточной степени сформирован опыт творческой самовыражения, т.к. акцент на развитие творческого потенциала, самовыражения школьников делается во всех общеобразовательньих программах. Однако школьники выполняют творческие задания, в основном, только по заданию учителя. Лишь отдельные обучающиеся отличаются инициативностью и постоянным желанием что-то создавать, творить. Объясняется это тем, что у детей недостаточно велик опыт восприятия произведений искусства, мал опыт творческой деятельности. Поэтому необходима целенаправленная работа по формированию творческого самовыражения младших школьников в процессе обучения.
В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза, согласно которой развитие творческого самовыражения младших школьников через восприятие искусства будет наиболее эффективным, если:
• различные произведения искусства будут использоваться интегрированно;
• при анализе произведений искусства будут использоваться творческие приемы (аналогия с жизненными ситуациями, фантазирование, представление себя автором произведения, пятиминутки с искусством и др.);
• результаты творчества обучающихся будут эстетически оформлены и интерпретированы.

Критерии

Показатели

1. Инициативность

1) наличие желания создать что-либо, творить своими руками

2. Качество работы детей

1) оригинальность работы — особенность продукта деятельности, его уникальность, неповторимость. 2) качество оформления — работа выполнена аккуратно, с использованием различных средств
3) трудоемкость работы — степень затрат сил и времени на работу

3. Наличие эмоционально-
ценностного отношения к своей
работе

1) значимость работы для ребенка
2) наличие эмоциональных переживаний при выполнении
и оценке работы

Формирующий эксперимент был направлен на реализацию данных педагогических условий по развитию творческого самовыражения младших школьников. Реализация первого условия предполагала слушание музыкальных классических произведений, работа с литературными и изобразительными произведениями.
Реализация второго условия осуществлялась прежде всего через беседы по произведениям искусства, которые будут способствовать развитию у обучающихся умения анализировать, речи, а также воображения, и следовательно, творческого самовыражения (Например, учащимся предлагалось придумать что было до того момента, который изображен на картине, о чем говорят герои в данный момент, и т.д.)
Помимо этого, проводились серии мини-занятий « Пять минут с искусством » по методике Л. Горбачевой.
Структура такого занятия следующая:
-вступительное слово для психологического настроя: «Сегодня мы с вами …»;
-рассказ о произведении (история создания);
-восприятие детьми произведения;
-свободные высказывания о впечатлении от картины (суждения оформляются в сборник «Умные мысли»);
-перспектива будущей « пятиминутки »: «В следующий раз мы с вами».
Содержание данного приема покажем на примере урока литературного чтения на тему Ю. Морриц «Баллада о фокусах шоколада»
Перед прочтением произведения, в качестве подведения к теме урока, использовалась репродукция картины художницы Жан Зун, оригинал которой выполнен из шоколада.
— Перед вами репродукция с картины художницы Жап Зун, которая находится в музеях Америки, а также во многих частных коллекциях.
— Что изображено на картине? Как вы думаете, почему такие в основном темные краски?
— Чем необычна картина? Как вы думаете, из какого материала она выполнена? В качестве подсказки я загадаю вам загадку.
— Картины Жан Зун сделаны из шоколада и пищевых красителей. В своих работах она использует белый, черный и молочный шоколад, пищевые красители, сахар и кондитерскую глазурь.
— В следующий раз мы с вами рассмотрим еще несколько картин, изготовленных из других необычных материалов.
В процессе работы особенно эффективными были методы и приемы, когда дети становились художниками, писателями, экскурсоводами, актерами, режиссерами, редакторами литературного журнала. Благодаря таким заданиям, ученики понимали, что значит быть автором художественного произведения, приобретали опыт «бывания в авторской позиции» (М. Бахтин).
Рассмотрим реализацию данного приема на уроке литературного чтения на тему:
«Похвала книгам» Ярослава Мудрого предлагалось задание «Проследим историю возникновения книги». В качестве иллюстраций к заданию предлагались изображения книг различных эпох (узелковые, восковые и т. д.)
Затем, работал по иллюстрации книги с иероглифами, обучающимся было предложено представить себя автором данной книги.
— подумайте, о чем бы могли написать книгу в то время;
— какие бы обозначения вы изменили?
Реализация третьего условия осуществлялась через проведение выставок детских работ, использование их в качестве наглядного материала на последующих уроках, а также через комментирование оценки работы.
Проведенный эксперимент позволил утвердиться в том, что использование произведений искусства в процессе обучения, правильная организация восприятия и работы с ними, выполнение различных творческих заданий способствовало более эффективному развитию творческого самовыражения школьников.
В дальнейшем предполагается продолжение систематической работы по проблеме исследования, т.к. у современных школьников снижен интерес к произведениям искусства, мал опыт восприятия их в учреждениях культуры.
Целесообразно проводить занятия на базе имеющихся учреждений культуры в г. Череповце, что позволит обогатить опыт восприятия искусства у обучающихся. В настоящее время усиленно осуществляется компьютеризация школ, широкое применение в процессе обучения находят мультимедиа-технологии, интерактивные доски. Это позволяет учителю более продуктивно организовать работу по восприятию искусства на уроках, а также по развитию на данной основе творческого самовыражения: сборка картины из отдельных элементов, дополнение произведения и т.д.
Литература
1. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. — М.: Просвещение, 1965.
2. Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. — М.: Прогресс-Традиция, 2000.
3. Рубинштейн С.Л. Проблемы психологии восприятия 1/ Исследования по психологии восприятия. —
М.: АН СССР, 1948.
4. Солдатова А.А. Творческое самовыражение как педагогическое средство подготовки будущего учителя к инновационной деятельности: Автореф… канд. пед. наук. — Улан-Удэ, 2000. -23 с.
5. Горбачева Л. Словарь современных форм воспитательной работы.!! Воспитание школьников. —2002. — 2.—С.18-24
6. Психологический глоссарий проекта ‚ччч.iс1о.е4п.гц [Электронный

Источник