Развитие культуры речи ребенка в семье

Грицай Людмила Александровна
Рязанский заочный институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусств
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры психологии и педагогики

Аннотация
В статье изучаются речевые традиции семьи и их значение в формировании языковой картины мира ребенка. На основе комплексного педагогического подхода анализируются традиции русского речевого этикета как средства формирования личности маленького человека.

Gritsai Lyudmila Alexandrovna
Correspondence Ryazan institute (branch) of Moscow State University of Culture and the Arts
PhD, Senior Lecturer, Department of Psychology and Pedagogy

Abstract
In this paper speech traditions family and their importance in shaping the linguistic world of the child. Based on an integrated pedagogical approach examines the traditions of Russian speech etiquette as a means of identity formation a little man.

Библиографическая ссылка на статью:
Грицай Л.А. Формирование речевой культуры ребенка в семье // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/05/3164 (дата обращения: 26.03.2019).

Семью часто называют колыбелью человеческой личности. Именно в семье человек рождается и возрастает не только физически, но и нравственно. Учится различать лица и имена своих родных и близких, видеть и понимать явления природы и мира людей, а через них узнавать о прошлом и настоящем своей Родины. 

И главный помощник ребенку в этом непростом деле – язык, вернее, живая родная речь.

Об этой удивительной способности человека познавать «живую плоть предметов и явлений, даруя ей имена» (А. Тарковский) упоминается еще в Библии. Ветхозаветный Адам получает от Бога право назвать своими именами все Его творения. Таким образом, через этот дар слова человек становится со-работником Всевышнего. Когда же, выполнив волю Творца, первый человек оглядывается вокруг, то он искренне удивляется красоте и величию мира, в котором ему предстоит жить.

Возможно, близкий к этому дар словотворчества мы можем наблюдать в раннем детском возрасте. Поэтому так важно в этот период научить ребенка не только словарному разнообразию языка, полному наименований окружающих предметов и явлений, состояний человека и природы, но – главное – научить его различать семантическое значение слов и выражений, то есть умению отличить доброе высказывание от дурного.

Ведь одной из психологических особенностей дошкольного возраста как раз и является чуткое до максимализма отношение к речи, особенно к ласковым или обидным словам, высказанным не только в адрес самого ребенка, но и узнаваемым им в разговорах взрослых людей.

Поэтому так важно родителям в домашнем кругу и в общественной среде избегать грубых негативных высказываний, унизительных обращений и сравнений, несущих скрытую или явную угрозу.

Проводившиеся исследования в области лингвистической психологии убедительно показывают, что маленькие дети, слыша негативно окрашенную лексику из уст взрослых, подсознательно догадываются об отрицательном значении подобных слов и выражений, но часто принимают их за языковую норму.

Более того, часто сквернословие ребенка, являясь отражением взаимоотношений в семье, становится своеобразным способом подражания взрослым или привлечения их внимания, если родители слишком заняты своими делами, заботами и конфликтами и по этой причине не уделяют своим детям должного внимания [1].

Научно обоснованным фактом является и то обстоятельство, что чувство тревожности и недоверие к миру у детей из семей, в которых регулярно используются бранные грубые выражения (даже если эти семьи внешне вполне благополучны) выше, нежели у их сверстников, в семьях которых таких негативных слов стараются не употреблять [2].

Анализируя данные обстоятельства, следует обратить внимание на проблему определяющего влияния семьи на формирование речевой культуры ребенка.

Следует отметить, что речевая культура неразрывно связана с таким явлением как речевой этикет(термин В.Г. Костомарова) – одним из направлений языкознания, изучающим национальную специфику речевой вежливости. «Смысл речевого этикета, – пишет Т.В. Матвеева, – сводится к поддержанию гармонии общения в соответствии с требованием речевой ситуации и национально-культурной традицией» [3, с. 289].

Как отмечает автор «Словаря русского речевого этикета» А.Г. Балакай: «Отличительная особенность семантики этикетных слов и выражений заключается в том, что они являются не столько знаками, называющими понятия, сколько знаками-перформативами (словами-поступками)» [4, с. 4].

Таким образом, речевой этикет понимается нами как важнейшая часть культуры, в которой заложена созидательная сила народа. Ведь это не только и не столько слова-формулы, закосневшие в языке, а по своей сути  высказывания, с ярко выраженной положительной семантикой.

Исходя из этого, в русском речевом этикете можно выделить особую группу высказываний, близких по коммуникативному намерению к перформативам – словам-поступкам, и обозначить ее как традиционные благопожелательные высказывания.

«Под традиционным высказыванием понимается традиционный способ выражения в языке какого-либо речевого намерения, – читаем в статье В.В. Плешаковой «Традиционные формы русской речи как национальное достояние» [5, с. 32].

Характерными примерами таких традиционных высказываний могут служить благопожелания, благословения, благообращения, молитвенные прошения, наставления, советы, благодарения, приветствия и просьбы.

Изучение благопожелательных высказываний свидетельствует о высоких духовно-нравственных традициях народа. Как правило, по своему коммуникативному намерению такие выражения предназначены для пожеланий в чей-либо адрес осуществления какого-либо блага, причем часто это благо  для собеседника испрашивается у Бога:

Читайте также:  Центры развития ребенка в воронеже железнодорожный район

 – благопожелания: «дай Бог тебе здоровья», «храни тебя Господь», «будь счастлив», «да будет тебе день в радость», «желаем вам мира и здоровья», «в час вам добрый»; «ешьте на здоровье и другие;

– благословения (дар родителям по отношению к детям и священству по отношению к пастве): «мир вам», «благословен будь», «Бог благословит доброе творить»;

– благообращения: «радость моя», «голубушка», «милый мой», «солнышко ясное»;

– молитвенные прошения: «Господи, спаси и помилуй»;

– наставления: «береги платье снову, а честь смолоду», «так и поступай … не обижай никогда людей»;

– советы: «мой совет тебе: живи, смекая себя, а за другими не тянись»;

– благодарения: «спасибо», «благодарю вас»;

– приветствия: «здравствуйте», «доброго здоровья», «с добрым утром»;

– просьбы: «помоги мне, пожалуйста», «извините меня», «простите за беспокойство».

Безусловно, использование таких благопожелательных высказываний в речи способно оказать существенное влияние на формирование положительно окрашенной речевой культуры личности. Ведь исходя из лингво-философского осмысления данного понятия, речевая культура антропологична по своей сути, представляя собой результат взаимодействия системы ценностей человека с его жизненными целями и проявляясь в текстах, создаваемых данным человеком.

Поэтому обучение детей основам русских традиционных благопожелательных высказываний является важнейшей воспитательной задачей, стоящей перед современной семьей.

Такое воспитание можно осуществлять и на материале устного народного творчества, которые пронизано национальным духов и традициями [6].

И речь идет не только о частично устаревших выражениях, а о самом стремлении пожелать благо собеседнику. Таким образом, ребенок научится понимать, что другому человеку можно подарить доброе слово и доброе дело.

 Возможно, именно с этого пожелания блага другому и начинается нравственное воспитание личности в семье.

Способов такого обучения семейным речевым традициям можно рассматривать множество, но мы остановимся на трех самых распространенных.

Первым и наиболее существенным может считаться прямое обучение детей основам речевого этикета и традиционных высказываний, беседы родителей, проводимые на эту тему, рассказы о значении слов с благопожелательной семантикой и т. д.

Вторым не менее значимым способом является использование взрослыми в собственной бытовой и официальной речи таких благо-высказываний  по отношению к окружающим людям и самому ребенку.

И, наконец, третьим способом обучения речевым традициям может стать домашнее чтение. Ведь при внимательном изучении произведений русской классической литературы, в том числе рассказов и повестей, обращенных к детям, становится понятно, что они хранят в себе настоящие сокровища традиционных благопожелательных высказываний.

Таким образом, речевые традиции семьи могут помочь родителям не только в воспитании положительно окрашенной речевой культуры ребенка, но и научат маленького человека, только вступающего в жизнь, бережно относится к слову, понимая заложенную в нем силу разрушения и силу созидания.

Библиографический список

  1. Лосева А. «Плохие» слова. Как отучить ребенка ругаться // Мама и малыш. 2006. № 2 //  https://www.2mm.ru/vospitanie/516/
  2. Нодель Ф.А. Отношение детей к нецензурной лексике // Русский язык. Я иду на урок русского языка // rus.1september.ru/articlef.php?ID=200502411
  3. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М. : Флинта, 2003.  432 с.
  4. Балакай, А.Г. Словарь русского речевого этикета. М.: Аст-пресс, 2001. 672 с.
  5. Плешакова, В.В. Традиционные формы русской речи как национальное достояние // Русский язык: прошлое и настоящее: тезисы докладов международной научно-практической конференции, 22–25 мая 2000 года / РГПУ им. С.А. Есенина.  Рязань, 2000. – 60 с.
  6. Грицай Л.А. Идеалы родительского воспитания в русской традиционной культуре (на материале изучения устного народного творчества) // Общество: социология, психология, педагогика. 2012. № 4. С. 53-62.

Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Грицай Людмила Александровна»

Источник

             Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение

              Детский  сад  №5 «Светлячок»  общеразвивающего  вида

             с  приоритетным  осуществлением  эстетического  развития

                                                                                                           Подготовила

         воспитатель  

                                                                                                          Павлова  Ольга   Александровна

        Тяжинский

Ребенок  усваивает  речь  «материнско-отцовским»  способом, подражая  близким, поэтому  очень  важно,  чтобы  он  слышал  не  только  правильную, но  и  вежливую  речь.  Нередко  родители  называют  сына  «Вовка»,  дочь – «Катька».  Ребенок,  конечно,  не  обижается,  так  как  уверен  в  вашей  любви.  Речь  некоторых  детей  изобилует  разного  рода  оскорбительными  кличками,  конечно  же,  не  ими  придуманными. Если  ребенок  в  семье  слышит  «растяпа»,  «негодник»  и  прочие – эти  слова  прочно  входят  в  его  лексикон  и  никак  не  украшают  его  речь,  и  отношения  с  теми,  кому  они  адресованы.  Если  вы  ребенку  хотите  сделать  замечание,  постарайтесь  выбрать  тактичные  выражения  и  не  выговаривайте  ему  на  людях. Лучше  это  сделать,  оставшись  наедине  с  ним.

Читайте также:  Карта индивидуальная карта развития ребенка в школе

Культура  речевого  общения  вносит  красоту  в  отношения  людей,  способствует  их  взаимопониманию.  Необходимо  обращаться  к  своему  ребенку  со  словом  «пожалуйста»,  благодарить  его, высказывать  одобрение  по  поводу  проявленной  вежливости. Выражения  «доброе  утро», «спокойной  ночи»  являются  неотъемлимой  частью  речевого  этикета  ребенка,  как  и  слова  «здравствуйте»,  «до  свидания». Слова  приветствия – норма вежливости, показатель  внимания  к  людям,  способствует  установлению  контакта. Приучите  ребенка,  когда  ему  понадобится  вещь, принадлежащая  другому  человеку, спрашивать  разрешения, например: «Мама, разреши  взять  твою  косынку?», «Таня,  можно  взять  твой  карандаш?»  и  т.п.

Если  двухлетний  малыш  говорит  взрослому  «ты»,  в  его  устах  это  звучит  даже  мило.  Но  с  четырех  лет  дети  уже  должны  говорить  взрослому  «Вы».

Мы  все  стремимся  к  тому,  чтобы  ребенок  чувствовал  себя  комфортно  в  любой  обстановке,  в  любой  речевой  ситуации,  чтобы  наши  дети  легко  вступали  в  диалог,  могли  с  достоинством  и  уважением  к  другому  аргументировать  свою  точку  зрения,  были  внимательными  слушателями, доброжелательными  собеседниками,  одним  словом, добрыми,  умными, интеллигентными,  коммуникабельными  людьми.    

Родители  должны  помочь  освоить  правила,  регулирующие  поведение  говорящего  и  слушающего,  так  как  основные  проводники  в  мир  речевой  культуры – речевого  общения  только  взрослые,  от  которых  зависит  организация  содержательного  детского  общения. В  культурной  семье  никто  ни  на  кого  не  кричит, даже  не  повышает  голос,  ибо  каждый  видит  в  другом  личность. Культура  ребенка  рождается  в  семье,  её  не  могут  привить  ни  в  детском  саду,  ни  в  школе,  если  дома  царит  грубость. Пример  родителей  имеет  огромное  значение  в  овладении  ребенком  правилами  речевого  общения. А  развитие  правильной  речи – важное  условие  умственного  развития   детей.

Проблема   готовности  ребенка  к  школьному  обучению  остается  актуальной.  Во – первых, повысились  требования  к  детям, поступающим  в  школу.  Во – вторых,  существует  возможность  выбора  обучения  ребенка  по  той  или  иной  программе  в  зависимости  от  уровня  подготовки  к  школе. В – третьих,  в  связи   с  изменением  социальных  условий   многие  дети  имеют  разный  уровень  готовности  к  обучению  в  школе  в  зависимости  от  того,  посещали  они  детский  сад  или  воспитывались  дома.

Родителям  нужно  знать  уровень  готовности  ребенка  к школе  для  того,  чтобы  избежать  возможных  проблем,  связанных  с  адаптацией   ребенка  к  школе.

Кто  может  определить  уровень  готовности  ребенка  к  школе? Профессионально  это  сделают  педагоги. Приблизительно  и  вы  можете  определить  это  сами,  если  воспользуетесь  нашими  рекомендациями:

  1. Игра  «Школа»

Предложите  ребенку  поиграть  в   «школу». Обратите  внимание,  какую  роль  он  выберет.  Дети, готовые  к  школе,  как  правило,  выбирают  роль  ученика.  Им  интересно  заниматься  учебой,  писать,  считать.  Дети  с  несформирован-

ной  учебной  мотивацией,  скорее  всего, выберут  роль  учителя,  будут  играть  в  поход  в  столовую,  в  «переменку»,  рисование  мелом  на  доске.

Возьмите  новую  игрушку  и  дайте  ребенку  поиграть  в  неё  недолго  (около  минуты), а  затем  предложите  прочесть  сказку,  но  на  самом  интересном  остановитесь.  Спросите  ребенка,  чего  сейчас  больше  хочется:  поиграть  или  дослушать  сказку.  Ребенок  со  сформировавшейся  личностной  готовностью  к  школе  захочет  узнать,  что  же  произошло  с  героями  сказки  дальше;  малыш,  который  ещё  не  готов  учиться,  предпочтет  продолжить  игру.

2. «Пересказываем  рассказ  или  сказку»

Развитие  речи – важный  критерий  готовности  к  школьному  обучению. Ребенок  должен  уметь  пересказывать  небольшие  сюжетные  рассказы  (не  больше  6-7  предложений).  Попросите  его  пересказать  рассказ  либо  составить  его  по  картинкам  на  один  сюжет. Картинок  должно  быть  не  очень  много – 6-7. По  тому,  как  ребенок  рассказывает,  можно  оценить  его  умение  согласовывать  слова,  правильно  строить  предложения,  а  также  логику  рассказа – наличие  сюжетной  линии.

3. «Играем  со  звуками»   

Ребенок  с  хорошо  развитым  фонематическим  слухом  способен  слышать  и  различать  звуки,  соотносить  их  с  буквами,  правильно  их  произносить. Взрослый  просит  ребенка  назвать  первый  и  последний  звуки  в  словах:  «свет»  (оба  звуки  согласные),  «корма»,  «индюк», «езда».  Если  ребенок  часто  ошибается  и  не  замечает  своих  ошибок,  очевидно,  его  фонематический  слух  пока не  развит. Чтобы  узнать,  умеет  ли  ребенок  делить  слова  на  части  (слоги),  можно  воспользоваться  другой  игрой – «Раздели  слово».  Взрослый  говорит  слово,  а  ребенок  делит  его  на  части,  хлопая  в  ладоши.  

Читайте также:  Значение игры в развитии ребенка курсовая

4. «Четвертый  лишний»

Ребенку  предлагают  ряды  из  четырех  картинок.  В  каждом  случае  он  должен  убрать  одну,  на  его  взгляд,  «лишнюю». Например, на  картинках:  стол,  стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик.  Обязательно  попросите  ребенка  прокомментировать  выбор  «лишней»  картинки.

5. «Аналогии»

Игра  поможет  определить,  насколько  у  ребенка  сформированы  основы  словесно – логического  мышления. Ребенку  называют  три  слова.  Два  первых  из  них – пара. От  ребенка  требуется  подобрать  пару  к  третьему  слову  по  аналогии  с  первой  парой. Например: «день – ночь, лето — ? (зима)»;  «часы – время, градусник — ? (температура)» и  т.д.

Если  ребенок  справляется  со  всеми  заданиями, допускает  не  больше  одной – двух  ошибок,  значит,  словесно – логическое  мышление  у  него  уже  сформировалось.

6. «Закончи  предложение»

Попросите  ребенка  закончить  предложения: «Если  выйдешь  на  улицу  зимой  без  одежды, то…»;  «Прошел  дождь,  поэтому…»  и  т.д.

Источник

Маргарита Тиханова
Консультации для родителей «Речевая культура ребенка рождается в семье»

Консультации для родителей

«Речевая культура ребенка рождается в семье»

Ребенок усваивает речь, подражая близким, поэтому очень важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета.

Нередко родители называют сына «Вовка», дочь – «Катька».

Ребенок, конечно, не обижается, так как уверен в вашей любви.

Речь некоторых детей насыщена разного рода оскорбительными кличками, конечно же, не ими придуманными.

Если ребенок в семье слышит «растяпа», «разгильдяй», «негодник» и пр. – эти слова прочно входят в его лексикон и никак не украшают его речь, и отношения с теми, кому они адресованы.

Если вы ребенку хотите сделать замечание, постарайтесь выбрать тактичные выражения и не выговаривайте ему на людях. Лучше это сделать, оставшись наедине с ним. Маленький человечек очень восприимчив ко всему, что его окружает. Он покоряет нас искренностью и непосредственностью. Взрослые обязаны сохранить эти кристаллики чистоты,доброты: бережно относиться к слову, к собеседнику, знакомить с правилами речевого общения.

Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствует их взаимопониманию. Необходимо обращаться к своему ребенку со словом «пожалуйста», благодарить его, высказывать родительское одобрение по поводу проявленной вежливости.

Выражение «доброе утро», «спокойной ночи» являются неотъемлемой частью речевого этикета ребенка, как и слова «здравствуйте», «до свидания», произносимые приветливо, с улыбкой. Ведь мимика и интонация порой имеют не меньший смысл, чем содержание высказывания.

Так сердито произнесенное приветствие может быть воспринято как выражение неприязни. Слова приветствия – норма вежливости, показатель внимания к людям, способствует установлению контакта, настраивают на нужный лад.

Приучайте ребенка, когда ему понадобится вещь, принадлежащая другому члену семьи, товарищу, спрашивать разрешения,например: «Мама, разреши взять твою косынку?», «Таня, можно взять твой карандаш?» и т. п. Спрашивая разрешение, ребенок тем самым выражает уважение к правам другого, а вежливая форма гарантирует успех.

«Волшебное слово» — меткое выражение, известно нашим детям.

Но все ли им пользуются? Напоминайте ребенку, чтобы он не забывал о «волшебной силе» слова «пожалуйста», обращайтесь с той или иной просьбой к взрослым и сверстникам. Есть еще и «спасибо», которое ребенок должен усвоить уже к двум годам. Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах это звучит даже мило.

Но с четырех лет дети должны говорить взрослому «Вы».

В русской классической литературе можно встретить обращение к родителям на «Вы». Эта устаревшая форма, почти не встречается в наше время.

Все зависит от желания старшего поколения.

В литературном отношении правильнее, если дети называют родителей «мама», «папа» не избегая, конечно,и ласкательных форм: «мамочка», «папочка». А родители своих родителей с точки зрения речевого этикета предпочтительнее называть «бабушка», «дедушка».

Необходимо посоветовать, своему ребенку,использовать такие выражения: «скажите, пожалуйста», «извините, пожалуйста» — затем изложить свою просьбу или вопрос.

Мы все стремимся к тому, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в любой обстановке, любой речевой ситуации, чтобы наши дети вступали в диалог, могли с достоинством и уважением к другому аргументировать свою точку зрения, были внимательными слушателями, доброжелательными собеседниками, одним словом, умными, интеллигентными, коммуникабельными людьми.

И мы, родители, должны помочь освоить правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего, так как основные проводники в мир речевой культуры – речевого общения только взрослые, от которых зависит организация содержательного детского общения.

В культурной семье никто ни на кого не кричит, даже не повышает голос, ибо каждый видит в другом личность. Когда на ребенка кричат, он считает, что его не любят, не считают за человека. Культура общения ребенка рождается в семье, ее не могут привить ни в детском саду, ни в школе, если в доме царит грубость.

Пример родителей имеет огромное значение в овладении ребенком правилами речевого общения. А развитие правильной речи – важное условие умственного развития детей.

Источник