Развитие креативности ребенка в полихудожественной образовательной среде

Развитие креативности ребенка в полихудожественной образовательной среде thumbnail

Лица, имеющие документ государственного образца о высшем профессиональном образовании (диплом) зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Будущая карьера (возможные места трудоустройства)

Высококвалифицированный специалист дополнительного образования, руководитель методического объединения, заместитель директора по воспитательной работе, научно-педагогический работник среднего и высшего учебного заведения. Выпускники подготовлены к педагогической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных школах, специализированных центрах художественно-творческого развития детей.

Подготовка высококвалифицированного специалиста, владеющего современными креативными стратегиями и технологиями творческой профессиональной деятельности, широким спектром инновационных проектных, эвристических, креативных и арт-технологий коррекционно-развивающей работы в системе дошкольного, начального и дополнительного образования, обладающего необходимыми компетенциями в области теории, диагностики и технологий творчества, педагогического проектирования полихудожественной образовательной среды и развития креативности ребенка, определяя возможность реализовать его способности и творческий потенциал в современном мире.

1. Язык обучения: русский

2. Места прохождения практик:

· Детский сад № 67 Приморского района

· Школа № 163 Центрального района

· Лицей № 179 Калининского района

3. Конкурентные преимущества программы:

Преимущества обучения:

· соответствие инновационной стратегии развития общества и современным тенденциям развития системы образования;

· перспектива освоения современных креативных стратегий и технологий творческой профессиональной деятельности;

· индивидуализация процесса обучения;

· возможность выбора темы и базы исследования в соответствии с научными и профессиональными интересами магистра;

· выполнение магистерских диссертаций на базе работодателей с перспективой трудоустройства;

· применение инновационных, в том числе интерактивных, проектных технологий; широкое использование медиа-технологий и арт-технологий;

· опора на передовой опыт креативной педагогики России;

· возможность участия во всероссийских научно-практических конференциях;

· возможность углубления образования на основе освоения дополнительных образовательных программ, реализуемых в РГПУ им. А.И. Герцена;

· возможность продолжения обучения в аспирантуре РГПУ им. А.И. Герцена.

Руководитель программы: доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка Барышева Тамара Александровна.

Сотрудничество и партнерство с организациями и учреждениями:

Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга, Государственный Русский музей, Комитет по культуре Ленинградской области, Санкт-Петербургский Государственный Университет, Городской центр развития дополнительного образования, Государственная академия театрального искусства, Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества Красносельского района».

Источник

Научно-популярное эссе на тему

АРТ-КОРРЕКЦИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАЗНЫХ ГРУПП ЗДОРОВЬЯ.

Актуальность изучения проблемных переживаний младших школьников, как распространённого психологического феномена нашего времени, обусловлена особенностями процесса их формирования в условиях школы и вопросами сохранения психического и физического здоровья подрастающего поколения. В научной литературе неоднократно отмечен тот факт, что в современном обществе растет число детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью в младшем школьном возрасте. Именно поэтому в современной педагогической науке все чаще ставится вопрос о творческом развитии, как о способе воспитания и гармонизации личности, и, в то же время, как о пути преодоления психологических проблем возникающих у ребенка на каждом этапе взросления.

Применительно к детскому возрасту, как к наиболее ответственному периоду в формировании здоровья человека, понятие здоровья включает в себя, помимо факта отсутствия болезни, полного психического и социального благополучия, еще и наличие гармоничного и соответствующего возрасту физического и психического развития. Наш проект, не предполагающий выраженной клинической направленности и проводимый в городских общеобразовательных учреждениях, предусматривает работу с детьми младшего школьного возраста, относящихся к I-IV группам здоровья. Получение сведений о состоянии здоровья каждого принявшего участие в исследовании ребенка и его принадлежность к группе здоровья, являющие конфиденциальной информацией, предполагается с письменного на то разрешения родителей или лиц их заменяющих, и в объеме номера группы здоровья приписанной ребенку по результатам комплексного обследования.

Cегодня одним из передовых инновационных направлений реформы образования в России является внедрение здоровьесберегающих технологий на всех этапах обучения в школе. Также уделяется большое внимание роли инклюзивного, совместного обучения, позволяющего существенно повысить уровень интеграции детей IV группы здоровья в современный социум.

Изучение проблемных переживаний как проблем психического развития, существующих в пределах нормы возрастного развития, является новым направлением в психологии, одной из первостепенных задач которого является выявление, изучение и помощь в разрешении психологических проблем у психически здоровых и социально активных граждан, сохранение психологического здоровья каждой личности и популяции в целом.

В проводимом нами исследовании под проблемными переживаниями мы понимаем эмоционально окрашенные состояния, представленные в сознании человека, и вызванные внутренними или внешними конфликтами, преодоление которых направлено на психическую эволюцию личности. Такая трансформация предполагает активность личности в желании понять и справиться с проблемой, найти пути и средства к ее разрешению.

На сегодняшний день одним из эффективных средств диагностики и коррекции проблемных переживаний у младших школьников является комплекс методик, получивших название «Арт-терапия». Так как педагогическое направление арт-терапии имеет неклиническую направленность, и ставит перед собой задачи социализации и развития, то уместнее говорить не об арт-терапии, а об арт – коррекции.

Целью проводимого нами исследования является теоретическое и экспериментальное обоснование возможности коррекции проблемных переживаний младших школьников разных групп здоровья средствами изо и дизайн – технологий.

Основными задачами исследования является:

1. Провести анализ психолого-педагогической и медицинской литературы по теме исследования.

2. Проанализировать и систематизировать диагностические методики по выявлению проблемных переживаний у младших школьников.

3. Разработать комплексную диагностическую программу для изучения проблемных переживаний у младших школьников.

4. Ознакомиться с методиками и критериями распределения детей по группам здоровья и выявить эти группы.

5. Изучить особенности проблемных переживаний у детей младшего школьного возраста, относящихся к различным группам здоровья.

6. Разработать экспериментальную коррекционно-развивающую программу, основанную на арт-технологиях в изобразительной и дизайн-деятельности.

7. Проанализировать результаты влияния физического здоровья младшего школьника на коррекцию проблемных переживаний средствами изо и дизайн — деятельности.

Методологию исследования составили: культурно-исторический подход обусловленности психического развития ребенка (Л.С. Выготский), представление о самооценке как важнейшего ресурса человека (С.Л. Рубинштейн), представление о психофизиологических механизмах, лежащих в основе эмоционального реагирования (В.П. Бехтерев, Н.П. Бехтерева и др.), концепция психологии здоровья и валеологии (И.Н.Гурвич, В.В.Еремеева и др.).

В исследовании мы руководствовались принципами единства психики и деятельности (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн и др.), детерминизма в интерпретации С.Л.Рубинштейна, развития (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.И. Анциферова).

Для эмпирического изучения проблемных переживаний младших школьников, был выделен ряд параметров составляющих, на наш взгляд, проблемное поле ребенка и разработана комплексная диагностическая программа, получившая рабочее название «Радуга моих переживаний». Для изучения каждого из компонентов проблемного поля отбирались, модифицировались и апробировались различные методики, направленные на изучение спектра и глубины проблемных переживаний, их содержания и интенсивности. В диагностический комплекс включены методики, позволяющие оценить проблемную напряженность в различных областях жизнедеятельности ребенка; тревожность, вызванную трудностями обучения в школе, взаимоотношениями со сверстниками, родителями и учителями, и т.д.; выявить наличие агрессии и проблем в области самопознания, самоопределения и саморегуляции; а также позволяющих выявить некоторые сложности в области внутрисемейных отношений и оценить их влияние на формирование проблемных переживаний у детей младшего школьного возраста.

На сегодняшний день в результате проведения диагностического этапа исследования и частичного анализа полученных данных, нами спроектирована и готовится к реализации экспериментальная коррекционно-развивающая программа, основанная на арт-технологиях (преимущественно изобразительных и дизайнерских). Программа состоит из цикла занятий – тренингов, каждый из которых направлен на решение различных задач по коррекции психоэмоциональных состояний ребенка. Основное направление коррекционного воздействия оказывается путем повышения самооценки ребенка через развитие творческих способностей, формирование положительного эмоционального фона в процессе работы, акцентирование внимания на успешном результате и поощрение при его достижении. Создание среды, направленной на развитие и коррекцию эмоциональной сферы ребенка (эмоциональных знаний и опыта, эмоциональной рефлексии, импрессивной и экспрессивной эмоциональности, эстетической эмпатии). Также программа ориентирована на развитие креативности детей как способа снижения проблемной напряженности в области самопознания, самоотношения и самореализации. Занятия – тренинги способствуют снятию внутреннего напряжения, через создание атмосферы, раскрепощающей ребенка и создающей позитивный настрой на творческое взаимодействие в группе. Выход на сознательный уровень проблемных переживаний — внутренних конфликтов, тревожности, страхов, травмирующих ситуаций, дает возможность оказания помощи в осознании, переработке (переструктурировании) ситуации и нахождении оптимального решения проблемы.

Реализация данной программы предполагает проведение занятий в урочное и внеурочное время на предметах художественно-эстетического цикла (изобразительное искусство, художественный труд). Программа арт-коррекции проблемных переживаний сможет использоваться при разработке образовательно-развивающих программ в системе дополнительного художественно-эстетического образования детей.

Научная новизна исследования состоит в изучении проблемных переживаний младших школьников разных групп здоровья, что предпринимается впервые, а также в разработке и апробировании диагностической и коррекционно-развивающей программы, основанных на арт-технологиях с учётом особенностей здоровья детей.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении научных представлений о проблемных переживаниях младших школьников, в определении влияния на проблемные переживания особенностей их здоровья.

Практическая значимость исследования состоит в выявлении связи между наличием различных проблемных переживаний и уровнем здоровья младших школьников, что может быть учтено при проектировании деятельности образовательных учреждений и для эффективной практики сопровождения инклюзивного образовательного процесса.

Результаты исследования могут найти широкое применение в ходе внедрения здоровьесберегающих технологий в систему образования на разных его ступенях, дополнить существующие методики в области диагностики и коррекции проблемных переживаний младших школьников, помочь в работе практических психологов, учителей начального и дополнительного образования, а также в системе инклюзивного образования при разработке программ по обеспечению социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, их равного доступа к образовательным услугам в общеобразовательных школах города, наравне с их сверстниками.

За период обучения в магистратуре имеет достижения: 

Научные гранты:
Победитель в конкурсе грантов для студентов вузов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, аспирантов вузов, отраслевых и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга – (подведение итогов конкурса в декабре 2013г.).

Научные публикации:

1. Мисюкевич А.С. К вопросу об арт-коррекции проблемных переживаний детей младшего школьного возраста [Текст] /А.С. Мисюкевич // Стратегии и модернизация образования в инновационном развитии России [Текст]: сб. ст. по мат. XX Международной конференции «Ребенок в современном мире. Ценностный мир детства», апр. 2013г. – СПб.,2013. – с.395-398

2. Мисюкевич А.С. «Арт-технологии в коррекции проблемных переживаний детей младшего школьного возраста [Текст] /А.С. Мисюкевич // сб. науч. тр. по результатам Международной
 научно-практической конференции «Вопросы образования и науки в XXI веке» Россия, Тамбов, 29 апреля 2013 г. Часть№6 — c.89-91.

3. Мисюкевич А.С. «К вопросу использования проективных методик в комплексной диагностике проблемных переживаний детей младшего школьного возраста» [Текст] /А.С. Мисюкевич // сб. науч. тр. по результатам Международной
заочной научно-практической конференции «Наука и образование в XXI веке» Россия, Тамбов, 30 сентября 2013 г. – Часть № 26 –с.91-94.

4. Мисюкевич А.С. «Проективные методики в комплексной диагностике проблемных переживаний детей младшего школьного возраста, вызванных проблемами внутрисемейных отношений» [Текст] /А.С. Мисюкевич // сб. науч. тр. по результатам Международной
заочной научно-практической конференции «Современные тенденции в образовании и науке» Россия, Тамбов, 31 октября 2013 г. (Электронная версия сборника доступна с 1 декабря 2013г. на www.ucom.ru ).

5. Мисюкевич А.С. « К вопросу комплексной диагностики проблемных переживаний детей младшего школьного возраста» принята к публикации в сборнике по материалам XV межвузовской студенческой конференции «Студент — исследователь-учитель». СПб.2013г.

(Материалы сборника готовятся к публикации)

Участие в научных конференциях:

1. Диплом I степени XV межвузовской студенческой конференции «Студент — исследователь-учитель» СПб.2013г.

2. Диплом II степени за интересный и содержательный доклад на секции СНО Института детства «Красота и знание – основа мироздания» (25 марта — 2 апреля 2013г.)

3. Участник Всероссийской научно-практической конференции «Герценовские чтения» Тема: Художественное образование ребенка: традиции и инновации» 26-27 ноября 2012г. (Сертификат)

4. Участие в Международной научно – практической конференции «Наука и образование в XXI веке» Россия, Тамбов, 30 сентября 2013года. (Сертификат)

5. Участие в Международной научно – практической конференции «Современные тенденции в образовании и науке» Россия, Тамбов, 31 октября 2013года. (Сертификат)

Общественная работа:

1. Благодарность за участие в презентации кафедры Художественного образования ребенка Института детства и ее образовательной программы на мероприятии «День открытых дверей РГПУ им. А.И. Герцена». СПб. 3 ноября 2012г.

2. Благодарность за содействие в организации «Дня открытых дверей РГПУ им. А.И. Герцена». СПб. 29-30 января 2013г.

3. Благодарность за содействие в организации «Дня открытых дверей РГПУ им. А.И. Герцена». СПб. 23 марта 2013г

4. Содействие в организации и проведении на базе Института детства третьего этапа IX Международной Олимпиады по основам наук среди школьников России – 14 апреля 2013г.

Источник

Развитие креативности ребенка в полихудожественной образовательной среде

2013?

  • В избранное

Вуз:
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Подразделение:
Институт детства РГПУ им. А.И. Герцена

Параметры программы:

Направление обучения

44.04.01 — Педагогическое образование

Специализация

нет

Форма обучения

очная;

Срок обучения

2 года

Наличие бюджетных мест

да

Количество бюджетных мест

Показать

Стоимость очного

Показать

Стоимость заочного

Показать

Вступительные экзамены

Показать

Язык обучения

Развитие креативности ребенка в полихудожественной образовательной среде

Сроки приема документов

н/д

Сроки экзаменов

н/д

Двойной диплом

нет

Контакт

Показать

Дополнительная информация

Показать

Источник