Развитие коры полушарий у ребенка

Развитие коры полушарий у ребенка thumbnail

Морфологическое
развитие

коры
больших полушарий.

До 4-го месяца развития плода поверхность
больших полушарий гладкая и на ней
отмечается лишь вдавливание будущей
боковой бороз­ды, которая окончательно
формируется только ко времени рожде­ния.
Наружный корковый слой растет быстрее
внутреннего, что приводит к образованию
складок и борозд. К 5 месяцам внутри­утробного
развития образуются основные борозды:
сначала появ­ляется боковая борозда,
после нее формируется центральная, а
затем мозолистая, теменно-затылочная
и шпорная. По данным не­которых
исследований, затылочная и шпорная
борозды различают­ся уже у 3-месячного
плода. Вторичные борозды появляются
после 6 месяцев. К моменту рождения
первичные и вторичные бо­розды, хорошо
выражены и кора больших полушарий имеет
такой же тип строения, как и у взрослого.
Но развитие формы и величины
борозд и
извилин, формирование мелких новых
(третичных) бо­розд и извилин продолжается
и после рождения. К 5-недельному возрасту
рисунок коры можно считать завершенным,
но полного развития борозды достигают
к 6 месяцам.]

У детей с возрастом
меняется соотношение между поверхностью
мозга и его массой (масса мозга растет
быстрее, чем поверхность), между скрытой
(находящейся внутри борозд и извилин)
и свобод­ной (находящейся сверху)
поверхностью коры больших полушарий.
Поверхность ее у взрослого человека
составляет 2200—2600 см2,
из них ‘/3
свободной и 2/3
скрытой. У новорожденного свободная
поверхность лобной доли относительно
невелика, она увеличивается с возрастом.
Наоборот, поверхность височной и
затылочной долей сравнительно велика,
с возрастом она относительно уменьшается
(развитие идет за счет увеличения скрытой
поверхности).

К моменту рождения
кора больших полушарий имеет такое же
количество нервных клеток (14—16 млрд.),
как и у взрослого. Но нервные клетки
новорожденного незрелы по строению,
имеют простую веретенообразную форму
и очень небольшое количество отростков.

Серое вещество
коры больших полушарий плохо
дифферен­цировано от белого. Кора
больших полушарий относительно
зна­чительно тоньше, чем у взрослого;
корковые слои слабо диффе­ренцированы,
а корковые центры недостаточно
сформированы.

После рождения
кора больших полушарий развивается
быст­ро. Соотношение серого и белого
вещества к 4 месяцам прибли­жается к
соотношению у взрослого.

После рождения
идет дальнейшая миелинизация нервных
воло­кон в разных отделах головного
мозга, но в лобных и височных долях этот
процесс находится в начальной стадии.
К 9 месяцам миелинизация в большинстве
волокон коры больших полушарий достигает
хорошего развития, за исключением
коротких ассоциа­тивных волокон в
лобной доле. Становятся более отчетливыми
первые три слоя коры.

V К году общая
структура мозга приближается к зрелому
со­стояний. Миелинизация волокон,
расположение слоев коры, диф­ференцирование
нервных клеток в основном завершается
к 3 годам.

В младшем школьном
возрасте и в период полового созрева­ния
продолжающееся развитие головного
мозга характеризуется увеличением
количества ассоциативных волокон и
образованием новых нервных связей. В
этот период масса мозга увеличивается
незначительно.

В развитии коры
больших полушарий сохраняется общий
принцип: сначала формируются филогенетически
более старые структуры, а затем более
молодые. На 5-м лунном месяце, рань­ше
других появляются ядра, регулирующие
двигательную актив­ность (4-е и 6-е поле
прецентральной области), но в дальнейшем
4-е поле развивается несколько раньше,
чем 6-е. На 6-м лунном месяце появляется
ядро кожного анализатора — 1, 2 и 3-е поле
постцентральной области. Зрительный
анализатор (17, 18 и 19-е поле
затылочной области) выделяется в 6 лунных
месяцев, при­чем 17-е поле созревает
раньше 18-го и 19-го. Позже других раз­виваются
филогенетически новые области: лобная
(на 7-м лун­ном месяце), нижнетеменная
(в это же время), затем височно- теменная
и теменно-затылочная.

Филогенетически
более молодые отделы коры больших
полу­шарий у новорожденных развиты
слабее и с возрастом относи­тельно
увеличиваются, а более старые, наоборот,
с возрастом относительно уменьшаются.

Функциональные
особенности развития коры больших
полуша­рий.

У новорожденного большие полушария
головного мозга не обладают регулирующим
влиянием на нижележащие отделы
цент­ральной нервной системы.

Кора больших
полушарий и пирамидные пути не регулируют
движений, поэтому у новорожденных они
носят обобщенный ха­рактер и не имеют
целенаправленности, за исключением
движений, связанных с приемом пищи.

Повышение мышечного
тонуса в первые дни после рождения
связывают с недостаточной зрелостью
коры больших полушарий. Считают, что на
ранних этапах периода новорожденное™
функ­ции ребенка регулируются в
основном промежуточным мозгом.
Рефлекторные дуги безусловных рефлексов
проходят через зри­тельные бугры и
паллидум.

У новорожденных
животных раздражение моторной зоны
ко­ры в возрасте до 10 дней не вызывает
ответной двигательной ре­акции, а
экстирпация (удаление) отдельных участков
двигатель­ной зоны не приводит в
дальнейшем к нарушению движений, тогда
как у взрослого такая операция приводит
к параличу.

Поведение
новорожденного в окружающей среде
регулирует­ся кожными, вкусовыми,
статическими и статокинетическими
без­условными рефлексами.

Читайте также:  Научные статьи о развитии ребенка 4 лет

У новорожденных
детей отмечается повышенная возбудимость
и легкая утомляемость коры больших
полушарий головного моз­га. При
действии безусловных раздражителей
наблюдается широ­кая генерализация
нервных процессов. Ко 2-му месяцу жизни
возбудимость становится такой же, как
и у взрослого.

К 20-му дню жизни
ребенка возрастают сила и концентрация
нервных процессов при осуществлении
безусловных пищевых реф­лексов. Это
связано с сужением рефлексогенных зон,
уменьше­нием латентного периода
рефлексов и развитием торможения. При
развитии безусловных оборонительных
реакций генерализация уменьшается.

Электрическая
активность мозга регистрируется уже у
5-ме- сячного плода, но она отличается
отсутствием регулярного ритма. Эта
особенность имеет место и у 6-месячного
плода. В его ЭЭГ преобладают колебания
с частотой 5 в секунду, которые сочета­ются
с более медленными — 1—3 в секунду. Эта
активность носит прерывистый характер,
интервалы имеют различную, часто боль­шую
длительность. У 6-месячного плода не
отмечается отличий в
электрической активности разных отделов
коры больших полу­шарий— она носит
однотипный характер.

Электрическая
активность мозга, регистрируемая у
8-месяч­ного плода, постоянна. Его ЭЭГ
сходна с характером электриче­ской
активности новорожденных и характеризуется
нерегуляр­ными колебаниями разной
(преимущественно небольшой) ампли­туды.
Наблюдаются различия в ЭЭГ во время сна
и бодрствова­ния; во время сна амплитуда
волн значительно увеличивается. Изменения
ЭЭГ во время сна связывают с деятельностью
неспеци­фических ядер таламуса.

Одним из показателей
функциональной готовности коры боль­ших
полушарий являются ее реакции на внешние
воздействия. Ряд исследователей считает,
что кора больших полушарий до 3 месяцев
жизни ребенка не участвует в реакциях
на внешние раздражения. У новорожденных
установлено наличие реакции вовлечения
коры больших полушарий в ответ на
звуковые, све­товые и тактильные
раздражения. Реакция вовлечения у
ново­рожденного иная, чем у взрослого
человека: если у взрослого в ответ на
внешний стимул возникает десинхронизация
и учаще­ние ритма, то у новорожденных
— уменьшение частоты и амплитуды всех
волн.

Функциональное
развитие коры больших полушарий связано
с возрастными особенностями формирования
условных связей. Эти вопросы рассматриваются
в следующей главе.

Содержание

1)Введение

2)Общие закономерности
морфологического и функционального
развития

3)Рост и развитие
спинного мозга

4)Рост и развитие
продолговатого мозга и моста

5)Рост и развитие
мозжечка

6)Рост и развитие
среднего мозга

7)Рост
и развитие промежуточного мезга и
базальных ядер

8)Развитие
коры больших полушарий головного мозга

Введение

Онтогене́з
(от греч. οντογένεση: ον — существо и
γένεση — происхождение, рождение) —
индивидуальное развитие организма от
оплодотворения (при половом размножении)
или от момента отделения от материнской
особи (при бесполом размножении) до
смерти.

У
многоклеточных животных в составе
онтогенеза принято различать фазы
эмбрионального (под покровом яйцевых
оболочек) и постэмбрионального (за
пределами яйца) развития, а у живородящих
животных пренатальный (до рождения) и
постнатальный (после рождения) онтогенез.

У
семенных растений к эмбриональному
развитию относят процессы развития
зародыша, происходящие в семени.

Термин
«онтогенез» впервые был введён Э.
Геккелем в 1866 году. В ходе онтогенеза
происходит процесс реализации генетической
информации, полученной от родителей.

Раздел
современной биологии, изучающий
онтогенез, называется биологией развития;
начальные этапы онтогенеза изучаются
также эмбриологией.

Список
литературы.

1.Н.
И. Обреимова, А. С. Петрухин «Основы
анатомии, физиологии и гигиены детей и
подростков», Москва, 2000 г.

2.
А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер
«Возрастная физиология и школьная
гигиена», Москва «Просвещение» 1990 г.

3.
«Энциклопедия для детей. Человек» том
18 часть 1, Москва «Аванта+» 2001 г.

4.
Е. И. Антоненко, Т. П. Степанова «Медицинская
азбука», 1993 г.

5.
Остапов Н. А Бугаева С. В. «Детские
болезни», 2003 г.

6.
Романовский В. Е. «Клинический справочник
фельдшера», 1995 г.

Реферат

«Онтогенез
нервной системы человека»

Студентки
1 курса

Специальности
«практическая психология»

Шаповал
Виктории

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Функции между полушариями мозга разделены, но только их взаимосвязанная работа формирует полноценную работу психики человека.

Что такое межполушарное взаимодействие?

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

За что отвечает правое полушарие:

 — обработка невербальной информации, эмоциональность;

— музыкальные и художественные способности;

— ориентация в пространстве;

— способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др);

— обработка большого количества информации одновременно, интуиция;

— воображение;

— отвечает за левую половину тела.

За что отвечает левое полушарие:

— логика, память;

Читайте также:  Развитие ребенка математика 1 класс

— абстрактное, аналитическое мышление;

— обработка вербальной информации;

— анализ информации, делает вывод;

— отвечает за правую половину тела.

Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано:

происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении ( проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а так же в целом восприятии учебной информации)

Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано?

Причин может быть много, вот несколько из них:

— болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);

— родовые травмы;

— болезни ребёнка в первый год;

— длительный стресс;

— общий наркоз.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:

  • зеркальное написание букв и цифр;
  • псевдолеворукость;
  • логопедические отклонения;
  • неловкость движений;
  • агрессия;
  • плохая память;
  • отсутствие познавательной мотивации;
  • инфантильность.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Эти упражнение являются «гимнастикой для мозга». И будут полезны детям и взрослым даже если с сформированностью межполушарных взаимодействий все в порядке.

Зеркальное рисование. 

Взять карандаш или фломастер в обе руки и одновременно на листе бумаги рисовать симметричные — зеркальные рисунки.

Специальные прописи.

Упражнение «Лезгинка».

Левая рука сложена в кулак, большой палец в сторону (кулак расположен пальцами к себе). Правая рука в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. Далее меняем руки. 6-8 повторений.

Колечко.

Поочередное перебирание пальцев большого и указательного, затем большого и среднего и д.т. Сначала отдельно на обеих руках, затем одновременно

Ухо – нос. 

Левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить, хлопнуть в ладоши и взяться наоборот. 6-8повторений, чем быстрее скорость, тем лучше результат.

Змейка. 

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок. Подвигать заданным пальцем (должны поучаствовать все пальцы).

Перекрестные движения. 

Выполняются одновременные перекрёстные движения. Например: поднять левую ногу вверх и дотронуться до неё правой рукой.

 Горизонтальная восьмерка. 

В воздухе нарисовать восьмёрку сначала одной рукой, затем другой, а потом обеими руками вместе. Важно следить глазами за движениями рук.

«Лягушка»

Игра «Опиши, что вокруг».

На улице, попросите ребёнка назвать все окружающие предметы, которые он видит.

«Ребро, кулак, ладонь»

Логоримика

— это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова.

Одновременное проговаривание слов и выполнение соответствующих движений отлично развивают взаимодействие левого и правого полушария и ещё способствует развитию речи.

Также на пользу для развития межполушарного взаимодействия пойдут занятия спортом и спортивные игры на свежем воздухе.

Важно!

Упражнения должны выполняться непринуждённо, в спокойной обстановке.

Если вы видите, что проблема есть и упражнения не помогают, обязательно обратитесь к нейропсихологу.

Источник

Развитие ребенка имеет свои природные предпосылки, которые являются не такими переменными, как требования и потребности окружающего мира. Неподходящие методы развития, неправильное влияние на ребенка могут привести к отрицательным результатам, повредить, а то и вообще перекрыть путь к расцвету всего потенциала в ребенке. Поэтому рассмотрим природу человека, начав с самого важного — с развития головного мозга.

Развитие коры полушарий у ребенка

Как известно, головной мозг разделен на много функциональных зон, крупнейшими из которых являются правое и левое полушария. В течение жизни человека они развиваются не одновременно и действуют асимметрично относительно тела человека. То есть, левое полушарие отвечает за чувствительность и моторику правой части тела, а правое полушарие, соответственно, управляет левой частью. Правое полушарие демонстрирует свою зрелость уже до пяти лет, тогда как левая (особенно языковые зоны) развивается полностью до восьми-двенадцати лет. Итак, начиная с перинатального периода у ребенка активно развивается правое полушарие головного мозга. Ощущение своего тела, знакомство с ним, координация движений рук и ног — все это работа именно правого полушария головного мозга.

Развитие коры полушарий у ребенка

Ребенок — это телесное существо. Все, что он пропустит через телесное восприятие, останется первичным и прочным фундаментом опыта, на котором будет строиться вся дальнейшая жизнь. Все пространственные представления и эмоциональные процессы могут выстроиться как самостоятельные только тогда, когда они сформировались в недрах тела ребенка. Вот почему для маленьких детей так важно иметь свободный доступ для исследования окружающих предметов, чтобы их ручки и ножки не были обременены пеленками. Очень влияют на развитие эмоционального фона объятия мамы и папы.

Читайте также:  Личностное развитие ребенка это в педагогике

Развитие коры полушарий у ребенка

В правом полушарии формируются пространственно-временные представления. Они усваиваются через телесный контакт. Вспомните, какими большими казались деревья, когда мы были маленькими, и как долго тянулось время, когда нужно было посидеть неподвижно. В правом полушарии закладываются основы творческого мышления, интуиции. Здесь цвета, образы, целостное восприятие мира. Именно поэтому с рождения стоит давать ребенку слушать спокойную музыку, возможность наблюдать и прикасаться к живой природе. Ребенку крайне необходимо работать с различным сыпучим материалом (крупами, песком), водой, природными составляющими (камнями, деревянными палками, лепестками, листиками). Только следите за тем, чтобы не было перенасыщения. Как это сделать? Просто будьте внимательны к эмоциональному состоянию ребенка, а также меняйте более яркие раздражители на спокойные, давайте большое количество тактильного контакта.

Развитие коры полушарий у ребенка

Левое полушарие отвечает за анализ, логическое мышление, в нем фрагментарное видение мира, фиксация точных знаний, знаков и символов. Именно здесь царят правила, структура, причинно-следственные связи.

Если представить мозг человека в виде двухдверного шкафа, то в правой части найдем картинки, рисунки, произведения искусства, различные объекты для исследования, краски, кисти, музыкальные инструменты и т.д. Слева же будут храниться в строгом порядке буквы, цифры, графики, формулы, планы.

Очень важный и малоизвестный факт: если в раннем возрасте «наполнять» детей фактическими знаниями, учить запоминать цифры и буквы, точные названия, то в связи с физиологической несформированностью левого полушария все «псевдознания» осядут в правом полушарии, вытеснив при этом его творческий потенциал, а сами превратятся в ненужный фактаж.

Развитие коры полушарий у ребенка

Что же получается: детям до пяти лет нельзя показывать ни цифры, ни буквы, не стоит учить, как называются те или иные деревья, животные? Это не совсем так. Если мы хотим, например, дать ребенку представление о числе «2», то следует положить в его ручку два камня или две пуговки, чтобы он на ощупь, через зрительный анализатор понял, что такое это «2». Так же с названиями животных и деревьев. Поход в лес, экскурсия в зоопарк или на ферму станут эмоционально-насыщенными (это как раз и является комфортной атмосферой для правого полушария) и через эмоциональный, через прикосновение маленьких пальчиков к коре дерева, ушек котика, шерсти барашка, через ощущение величины окружающего мира относительно собственного тела — все это даст ребенку возможность не просто понять понятие «береза» или «собака», а усвоить эти понятия как части целостной картины мира.

Развитие коры полушарий у ребенка

Как вы уже могли заметить, левое полушарие развивается через правое — в правую мы даем впечатление о предмете, а в левой, соответственно, фиксируется его название. Чем беднее впечатление, тем бесполезнее будут усвоенные знания, тем реже ребенок сможет их использовать в жизни. Если мы снова вернемся к нашему метафорическому сравнению с двухдверным шкафом, то увидим, что дверца в левую часть шкафа может легко открыться, если зайти внутрь правой части. Это как своеобразная перегородка между правым и левым отделениями.

Важно также отметить не только необходимость правильного развития полушарий головного мозга, но и нейронных связей между ними. Устойчивость, прочность и необходимое количество этих соединений обеспечивает гармоничное развитие личности. Так, гармонично развитая личность может быть не только великим математиком, но и изобретателем и музыкантом. Для того, чтобы у детей развивались нейронные связи между полушариями, нужно давать одинаковые нагрузки как на левую, так и на правую части тела: рисовать, лепить, играть на музыкальных инструментах обеими руками одновременно, прыгать, чередуя ноги, выстукивать ритм, делать одновременно обеими руками различные движения.

Развитие коры полушарий у ребенка

Перенасыщение левостороннего развития (или недоразвитие правого полушария): — ребенок редко улыбается, эмоционально возбужден, мало двигается, любит играть только в пассивные игры, где присутствует стратегия, а не творчество; — слишком взрослый вид лица; — ребенок нервничает, когда ему приходится создавать что-то новое, он никогда не фантазирует и не придумывает; — очень бедный эмоциональный фон; — любые действия являются последовательными, четкими. Нет даже намека на спонтанность.

Развитие коры полушарий у ребенка

Перенасыщение правостороннего развития (или недоразвитие левого полушария): — ребенок постоянно фантазирует, мечтает, но так и не берется воплотить мечты в жизнь; — делает все быстро, некачественно, нет абсолютно никакой последовательности в действиях — сплошная спонтанность и зависимость от настроения; — неспособность спрогнозировать элементарные последствия своей деятельности.

Итак, прежде чем увлекаться модными новинками раннего развития ребенка, стоит вдумчиво проанализировать все последствия такого обучения и понять, что развитие является тогда действительно развитием, когда оно своевременное и естественное. Вдохновения вам.

Источник