Развитие коммуникативных навыков ребенка в условиях доу

Развитие коммуникативных навыков ребенка в условиях доу thumbnail

Елена Чеснокова
Формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста

Тема : Формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

1. Социально-коммуникативное развитие дошкольников

(ФГОС ДО)

2 Понятие коммуникативные умения детей дошкольного возраста

3 Коммуникативная готовность детей к школе,

социальный портрет выпускника ДОУ

4. Комплекс игр коммуникативного содержания

1. Социально-коммуникативное развитие дошкольников (ФГОС ДО)

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачами социально – коммуникативногоразвития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:

— присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий

— использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;

— реализация общеобразовательной программы;

— обогащение предметно-пространственной среды.

Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.

ФГОС направлен на повышение качества и статуса дошкольного образования что соответственно, предусматривает профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться и соответствовать требованиям современности.

2 Понятие коммуникативные умения детей дошкольного возраста

Общение — это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. И. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, Г. Г. Почепцов, В. А. Спивак и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

По мнению Лисиной М. И., общение в деятельности педагогов,родителей выступает:

— как средство решения учебно-воспитательных задач;

— как средство, позволяющее вступать в контакт и разрешать конфликты;

— как способ развития его коммуникативности со взрослыми и сверстниками;

— как необходимое условие его социально-личностного развития [22].

Таким образом, по М. И. Лисиной, общение — это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Из определения можно заключить,что общение имеет три стороны своего проявления: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

По Лисиной М. И. коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, которые сознательно ориентированы на смысловое восприятие другими людьми, обмен информацией, обмен переживаниями.

Интерактивная сторона общения представляет собой взаимодействие (или воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений, межличностное взаимодействие в совместной деятельности.

Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей, восприятие и понимание другого человека, понимание людьми друг друга.

Перцептивная сторона общения является очень важной и обязательной составной частью коммуникации, потому что эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров. Процесс общения начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, особенностями поведения и пр. Происходит восприятие одним человеком другого. На восприятие и оценку людьми друг друга влияют различные факторы. Так, исследованиями установлено, что дети, прежде всего, ориентированы на восприятие внешности (одежда, прическа, наличие отличительных признаков). Они лучше распознают эмоциональные состояния по выражению лица, чем по жестам.

М. И.Лисина выделяет три основные категории средств общения:

1. экспрессивно — мимические средства общения (взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);

2. предметно — действенные средства общения (локомоторные и предметные движения; позы, используемые для целей общения; приближения, удаления, вручения предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контактов с взрослыми или стремление приближаться к нему, быть взятым на руки);

3. речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики).

Эти категории средств общения появляются у ребенка в том порядке, в котором они перечислены, и составляют основные коммуникативные операции в дошкольном детстве.

Понятие «коммуникация»рассматривается в работах таких выдающихся личностей как: А. Зверинцев, Г. Г. Почепцов В. А. Спивак, М. А. Василик, Ф. И. Шарков и др. А. Зверинцев рассматривает коммуникацию, прежде всего, как одну из форм взаимодействия людей в процессе общения, как информационный аспект общения. Г. Г. Почепцов в книге «Теория коммуникации» под коммуникацией понимает «процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы».

По своей структуре коммуникативные умения являются сложными; они включают в себя простейшие (элементарные) умения. По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы умений

Коммуникативные навыки — понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими. (А. А. Князькова).

3 Коммуникативная готовность детей к школе, социальный портрет выпускника ДОУ

Коммуникативная готовность к школе воспитанников дошкольного образовательного учреждения – сложная междисциплинарная проблема, которой посвящен целый ряд психолого-педагогических исследований, изучающих коммуникативную культуру, коммуникативные способности, готовность к школе воспитанников ДОУ, проблемы межличностных отношений, конфликты в образовательной среде, психологию и педагогику общения и человеческих взаимоотношений.

Поскольку в психологии пока нет единого понимания психологической готовности к обучению в школе, разные авторы (Л. И. Божович, И. В. Дубровина, А. В. Запорожец, Е. Е. Кравцова, Н. Г. Салмина, Г. Витцлак, Й. Шванцара и др.) предлагают различные ее структуры.

По мнению группы исследователей (Т. В. Антонова, 1995; Ю. М. Жуков, 1990; и др., коммуникативная деятельность представляет собой единое сложное образование, состоящее из трёх компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого.

Читайте также:  Индивидуальные маршруты развития ребенка дошкольника по фгос

Когнитивный компонент связан с процессом познания другого человека и включает в себя способность принять точку зрения другого, предвидеть его поведение, а также эффективно решать проблемы, возникающие между людьми.

Эмоциональный компонент включает эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, внимание к переживаниям и действиям окружающих людей (эмпатию).

Поведенческий компонент отражает способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности. Именно эти составляющие являются необходимым условием успешности развития ребёнка, его подлинной интеграции в общество, и, прежде всего, подготовленности к школьному обучению.

Коммуникативная готовность к школе проявляется в гармоничном взаимодействии ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Ребенок, научившийся сопереживанию и эмпатии, успешно адаптируется в коллективе школьников и имеет все предпосылки к успешной самореализации.

Под готовностью к школьному обучению в аспекте коммуникативнойдеятельности понимается:

1. Сформированность определённых учебных навыков (навыки чтения, письма и др., что ещё не гарантирует готовность к школьному обучению, т. к. недостаточно учитывает возможности актуального и потенциального психического развития ребёнка, его соответствия психологическому возрасту;

2. Достаточный уровень психического развития (правильное звукопроизношение, соответствующий возрасту словарный запас, грамматически правильная речь, свободное использование диалогической и монологической речи); возможность практических общений в области различных явлений языка;

3. Умение владеть собственной речью, включающее умение правильно и точно выразить свои мысли, полно и последовательно передать содержание прочитанного и воспринятого на слух литературного произведения, отвечать на поставленные вопросы и т. д.

4. Способность общаться со взрослыми и сверстниками на новом уровне, достигаемая в результате тесной связи становления речевой деятельности с общим психическим развитием ребёнка на протяжении его дошкольной жизни. Согласно исследованиям в русле концепции М. И. Лисиной психологическая готовность к школьному обучению рассматривается прежде всего как коммуникативная готовность, т. е., как готовность и способность ребёнка устанавливать новый тип общения и взаимодействия с взрослым, прежде всего с учителем.

Коммуникативная готовность к школе, это готовность дошкольников к новым формам общения Новые типы общения ребёнка со взрослым и сверстниками играют немаловажную роль для последующего обучения детей в школе, так как дети переходят на более высокий уровень взаимоотношений, который сопровождается деловым общением и является важнейшим компонентом учебной деятельности — принятием учебной задачи и возможности усвоения ребёнком общих способов её решения. Таким образом, овладев новыми формами общения, ребёнок может сознательно организовывать свою деятельность, строить взаимоотношения с окружающими, что является необходимым условием успешного обучения в школе.

4. Комплекс игр коммуникативного содержания

«Царевна Несмеяна»

Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми.

Содержание взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней и стараться ее рассмешить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет все-таки вызвать ее улыбку или смех. В качестве царевны Несмеяны выбирается необщительный (лучше девочка) ребенок, а остальные всеми силами стараются ее развеселить

«Игра с масками»

Цель: Развивать умения проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание.

Воспитатель предлагает детям приготовить дома маску своей любимой собаки (или какого-нибудь другого домашнего животного). Две такие «маски» могут в классе построить диалог о том, как им живется у своих владельцев, как они к ним относятся, а также как они сами относятся к своим владельцам. В заключение ребята делают вывод о необходимости бережного и ответственного отношения к своим питомцам.

«Чудесный терем дружбы»

Материал: дом из фанеры, с тем количеством окон, сколько детей в группе.

Цель: развивать умение детей замечать и оценивать личностные качества и поступки своих сверстников в группе детского сада.

Задачи: учить детей видеть в товарищах положительные черты характера, замечать достоинства друг друга; учить выражать свое отношение к личностным качествам товарищей.

Содержание: воспитатель обращает внимание детей на домик, сделанный из плотного картона или фанеры. Домик этот очень нарядный, солнечный. В нем столько окон, сколько детей в группе.Воспитатель: «Этот домик не простой, в нем живет много загадок. Если мы с вами сумеем отгадать все загадки, то дом превратится в чудесный терем дружбы. Хотите попробовать?».

Затем воспитатель называет отдельные яркие, положительные черты характера, личностные качества, которые свойственны определенному ребенку.Например:

-Это девочка, она очень хорошо поет и любит петь.

Так воспитатель говорит о каждом из детей группы. Дети отгадывают, о ком идет речь, если замечали это качество у своих товарищей. После отгадки в окне домика появляется фотография ребенка, о котором уже отгадана загадка.

«Радио»

Цель: воспитать у детей умение быть внимательными, запоминать наиболее существенные признаки

Содержание: Педагог, обращаясь к детям,говорит:

— Сегодня мы будем играть в новую игру, она называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся. Сначала я буду диктором,слушайте: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, клетчатый фартук, в косичках белые ленты. Кто знает эту девочку?» Так педагог начинает игру, показывая детям пример описания. Дети называют девочку из своей группы. «А теперь диктором будет кто-нибудь из вас», — говорит педагог. Нового диктора выбирают при помощи считалки. Педагог следит,чтобы дети перечисляли характерные черты своих товарищей: как они одеты, чем любят заниматься, как относятся к друзьям.

Источник

Развитие коммуникативных навыков дошкольников

Петренко Т.А., старший воспитатель МБДОУ № 23 «Берёзка»

Целью всякого воспитания должно быть

создание деятельной личности в лучших идеалах

общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты.

В. М. Бехтерев

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном и начальном школьном детстве. Первый опыт таких отношений становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.

Приобщение детей к миру взрослых людей, к миру чувств и переживаний, — задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче опыта последующему поколению.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным, чтобы ребенок не потерял свою индивидуальность в современном мире технологий, мог противостоять трудностям, решать и находить выход из создавшихся ситуаций.

Читайте также:  Задержка речевого развития у 3 летнего ребенка

Родители обеспокоены тем, что современные дети легко поддаются влиянию негативных факторов, замыкаются в себе, не могут противостоять отрицательному влиянию. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём «Я», которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других.

Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстником, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.

Таким образом, необходимо постоянно побуждать у детей проявлять подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.

Уже в дошкольном детстве возникает необходимость решения этих задач. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Поэтому необходимость формирования у детей представлений о многообразии человеческих отношений, о правилах и нормах жизни в обществе, вооружение их моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях, является важной и необходимой задачей.

Следующей важной составляющей этого — является научить ребенка общаться как со сверстниками, так со взрослыми, развить его коммуникативные навыки.

Решение этих педагогических задач осуществляется с помощью активных методов -это игровые и тренинговые задания, в процессе игровой деятельности, на занятиях, в повседневном распорядке жизни.

В силу специфики дошкольного возраста задачи развития коммуникативных навыков решаются наиболее успешно в игровой деятельности. Ненавязчиво и без принуждения ребенок осваивает азы поведения в среде сверстников, в общении со взрослыми, познает мир своих чувств и эмоций, мир сопереживания и соучастия к другим, умение справляться со своими эмоциями, умения контактировать с окружающим миром, формировать свое отношение к окружающему.

Ребенок познаёт и приобретает социальный опыт, начинает понимать взаимоотношения людей. Таким образом ,происходит и обучение, и развитие, коррекция и воспитание, незаметно, постепенно ,«играя», ребенок движется в своем развитии.

Особенно следует подчеркнуть коммуникативную функцию, которая состоит в развитии потребности ребенка обмениваться своими знаниями, умениями, общаться, устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность как со взрослыми, так и со сверстниками.

На развитие коммуникативных навыков, также оказывают влияние продуктивные виды деятельности. Это рисование «дружных картинок», коллективные работы по аппликации, по рисованию, ручной труд (как работа общая для всех, так и индивидуальная), « скорая помощь» для книг, растений и т.д.

Регулярные выставки детских работ дают детям возможность к самооценке себя, анализу других работ своих товарищей.

Использование в повседневной жизни дошкольника игр малой, средней, большой подвижности также несет в себе определенный воспитательный момент. Роль в воспитании оказывает и художественная литература. Чтение книг, рассматривание иллюстраций, анализ поведения героев, одобрение или осуждение их поступков, помогают детям формировать понятия о добре и зле, о храбрости, мужестве, о трусости.

Учит формировать свое отношение к поступкам героев и применительно к себе.

Таким образом, чтобы достичь результатов положительной динамики в развитии коммуникативного общения ребенка, необходим комплексный подход, который включает в себя организацию жизни ребенка в целом.

Особая роль как проводника нравственных качеств отводится педагогам, воспитателям, которые являясь образцом поведения для окружающих, дают детям пример позитивного отношения к окружающему миру, помогают детям осознать свою индивидуальность, выработать свой стиль общения, учат доброму отношению к окружающему, умению находить свое «место» в окружающей действительности.

Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески. Способствуют гармоничному развитию в окружающем социуме. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.

Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение.

Сама игра требует этого и способствует этому. Однако, в последние годы, и об этом приходится говорить с сожалением, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточно внимания в отличие от его интеллектуального развития.

«Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством коммуникативных игр» в настоящее время является особенно актуальной, так как отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте.

Первый опыт таких отношений становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.

И поэтому целями работы в данном направлении является: помочь детям осознать свою индивидуальность, выработать свой стиль общения.

— развивать коммуникативные навыки;

— развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния;

— создать положительный эмоциональный комфорт в группе;

— формировать у детей адекватную самооценку;

Актуальным является изучение общения в детской психологии, где общепринятым является положение, что психическое развитие ребенка начинается с общения (Л.С. Выготский; А.Н. Леонтьев; А.В. Запорожец; М.И. Лисина; Д.Б. Эльконин).

Общение — это первый вид социальной активности, благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Оно служит средством приобретения знаний и навыков; формирует и развивает способности, характер, самосознание, личностные качества человека. Человек становится личностью в процессе общения при вхождении в общество, с которым взаимодействует в каждый момент своего существования. Все, что в совокупности представляет собой человек и изменчивые особенности личности, возникает благодаря общению и предназначено для общения.

Читайте также:  Психологические проблемы развития и воспитания ребенка в неполной семье

Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём «Я», которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстником, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.

Таким образом, необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.

Педагоги, в ходе с детьми могут увидеть проблемы взаимоотношений между дошкольниками, обнаружить конфликтные ситуации в группе. Между воспитанниками во время игровой, непосредственно образовательной деятельности формируется широкий диапазон взаимоотношений, которые не всегда складывается благополучно. Дети не всегда умеют договариваться, ссорятся, конфликтуют, не пытаясь, услышать друг друга, бывают агрессивны.

Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и мешают воспитательно- образовательному процессу в целом.

Педагоги могут провести исследование развития коммуникативных способностей ребёнка в процессе общения со сверстниками, используя метод наблюдения «Капитан корабля», диагностики: «Варежка», «Сделаем вместе» и сделать выводы о необходимости помочь детям наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития детей.

работу с детьми ннужно строить так, чтобы к старшему дошкольному возрасту дети смогли сотрудничать, слушать и слышать сверстников и взрослых, обмениваться информацией. Кроме этого, у дошкольников должно сформироваться умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

На подготовительном этапе работы подбирается и изучаются необходимая литература, проводится анкетирование родителей «Об отношениях их ребёнка к сверстникам», обновляется предметно-развивающая среда в группе (новые игры, активизирующие познавательную активность детей, материалы и оборудование для конструирования, рисования, ручного труда, экспериментирования и театрально-игровой деятельности), что способствует обогащению игрового опыта детей.

Пространство группы делится на игровые зоны: интеллектуальную, театрально- игровую, творческую, сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивную, игры с двигательной активностью, уголок уединения.

Это позволяет детям организовывать одновременно разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу.

Можно использовать, программой Е.В. Рылеевой «Вместе веселее», переработав её, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей своей группы.

Программа «Вместе веселее»- это «путешествие» в мир эмоций с детьми пятого года жизни. Эта программа коррекционная, направлена на социальное развитие детей и является дополнительной к основной образовательной программе ДОУ.

Непосредственно образовательная деятельность по данному направлению представлена в 4 этапа.

В подготовительную часть включаются несложные ритуальные упражнения, которые помогают детям, настроится на работу в группе, установить контакт. (Упражнение «Улыбка»).

В основную часть входят специальные упражнения, соответствующие цели и теме непосредственно образовательной деятельности:

— развивающие игры- драматизации

-сюжетно- ролевые игры

-игры на развитие навыков общения

-упражнения подражательно- исполнительского и творческого характера

— этюды

-сочинение историй

-беседы и рассказы

-мини- конкурсы

-чтение или рассказывание сказок

-творческая часть: рисование и обсуждение рисунков

Ритуальные упражнения(нам всем хорошо) этюды на расслабление(прощание)

Игры на развитие коммуникативных навыков можно разделить на группы:

— игры и упражнения, направленные на снижение агрессивности и страхов; игры и упражнения на повышение самооценки ребёнка;

-игры и упражнения на улучшение взаимоотношений с окружающими.

Коммуникативные игры используются не только в непосредственно образовательной деятельности, но и включаются во все режимные моменты каждый день, в зависимости от цели и их предназначения.

Например, утренний приём — игры, направленные на создание эмоционально- положительного настроя в группе («Пусть всегда будет», «Скажи Мишке добрые слова»).

На прогулке – подвижные коммуникативные игры, направленные на оптимизацию коммуникативных и подвижных навыков, игры, формирующие у детей умения любить окружающих («Когда природа плачет»).

Игры, используемые в музыкальной деятельности коммуникативные игры-танцы («Ай да, сапожник», «Весёлые дети»), развивающие коммуникативные, двигательные навыки детей, ориентировку в пространстве

Во вторую половину дня можно организовать кружок «Давайте жить дружно» со всей группой детей, организовать условия для разнообразных самостоятельных игр, чтение терапевтических сказок-метафор, формирующих у ребёнка «механизм самопомощи», то есть стремления в любой ситуации искать силы в себе, верить в успех, стремиться и обязательно добиваться цели; чтение этических сказок, позволяющих посмотреть на обычные предметы повседневного пользования и вообще на мир другими глазами. Сказки учат внимательному бережному отношению не только ко всему живому, но и различного рода предметам, окружающих нас, игрушкам.

В работу включаются элементы нетрадиционных форм работы: ритмопластика, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, тренинги.

Анализ проделанной работы позволяет говорить о её доступности и эффективности для детей дошкольного возраста.

Субъективная удовлетворённость процесса занятий изучается с помощью «обратной связи». Это даёт возможность получить ценную информацию о непосредственных впечатлениях воспитанников. Получая обратную связь, после окончания занятий педагоги видят итоги личностного роста каждого ребёнка. Дети меняются сами, меняются их взгляды на других и окружающий мир. Изменяются отношения детей друг к другу: появляется сочувствие, сопереживание, навыки сотрудничества.

Исходя из достигнутых результатов, заинтересованности детей в этих занятиях, продолжается работа по формированию коммуникативных навыков, за основу можно взять программу Ольги Владимировны Хухлаевой «Тропинка к своему Я».

Параллельно ведётся работа с родителями, как информационная, так и практическая.

Консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания, проводимые в нетрадиционной форме «Роль семьи в развитии коммуникативных навыков дошкольников» «Учим детей общению», совместные праздники помогают родителям глубже узнать своего ребёнка и помочь ему стать увереннее, наладить отношения с друзьями, справиться с застенчивостью, а также принимать активное участие в делах группы и детского сада.

В итоге эффективной работы у детей формируется положительное отношение к миру, к другим людям и самому себе, дети обретают чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, активно участвуют в совместных играх. Дети становятся способными договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляют свои чувства, в том числе чувство веры в себя, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Источник