Развитие коммуникативных качеств в развитии личности ребенка

Наталия Балакирева
Развитие коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста

“Ввести ребёнка в мир человеческих отношений

— одна из важных задач воспитания личности

ребёнка дошкольного возраста”

В. А. Сухомлинский

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

С ранних лет детям следует объяснить важность заботливого и сочувственного отношения к другим. Нужно научить их входить в положение собеседника или партнера по совместной деятельности, думать о том влиянии, какое их поведение, словесные высказывания могут оказать на других. Лучшее понимание состояния других людей, способствует возникновению чувства симпатии между участниками общения. А, как известно, неосторожно сказанное слово ранит не менее больно, чем действие. Нужно научить детей владеть собой, уметь анализировать ситуацию, не унижать и не обижать детей, отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника.

Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми.

Понятие «общение» тесно связано с понятием «коммуникация». В новейшем философском словаре термин «коммуникация» определяется как «смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия».

Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе в его коммуникативном развитии. За период дошкольногодетства ребенок проходит ряд этапов социализации: возникновение потребности ребенка в общении со сверстниками, адаптация к дошкольному учреждению, умение подчинять свое поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения. Таким образом, если на каждом из этих этапов создан благоприятный социум, вовремя формируются необходимые коммуникативные навыки, соответствующие данному возрасту, то уже 5-6 летний ребенок свободно общается с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе.

Старший дошкольный возраст становится своего рода ступенькой для перехода ребенка в школу, что несет в себе новые требования к умениям и навыкам общения. Если у ребенка сформирована не только мотивационно-потребностная сфера, развита познавательная активность, но и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общения. Поэтому уже в дошкольные годы желательно развивать у воспитанника коммуникативные способности, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость с другими людьми.

Коммуникативное развитие должно осуществляться во всех сферах деятельности детей: игровой, трудовой, познавательной, художественной, музыкальной и т. д.

Старший дошкольный возраст характеризуется развитием социальных навыков, становлением адекватной самооценки.Способность к общению состоит из: 1) желания вступить в контакт с окружающими («Я хочу!»); 2) умения организовать общение («Я умею!»); 3) знания норм и правил поведения («Я знаю!»). Большое влияние на становление коммуникативной сферы оказывает развитие эмоционального мира дошкольников.

По определению ученого Б. Н. Головина, «коммуникативные качества речи — это реальные свойства ее содержательной или формальной стороны. Именно система этих свойств определяет степень коммуникативного совершенства речи»

Главными коммуникативными качествамиречи принято считать: правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность и уместность.

Правильность речи – это ее соответствие нормам современного литературного языка.

Точность речи – это, прежде всего строгое соответствие слов обозначаемым предметам (явлениям) действительности.

Логичность речи — отражение структуры логичной мысли и логичного ее развития в речи.

Чистотой можно назвать «такую речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов (прежде всего слов и словосочетаний) и нет элементов языка, отвергаемых нормами нравственности…

Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя.

Богатство – разнообразие речи.

Уместность речи (стилевая, контекстная, ситуативная, личностно-психологическая) – «такой подбор, такая организация средств языка, которые делают речь, отвечающей целям и условиям общения».

В процессе общения мы, безусловно, хотим, чтобы наша речь была понятна собеседнику, а информация, которую мы ему сообщаем, была воспринята именно так, как этого хотим мы, а не каким-либо иным образом.

Источник

  «Формирование коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста»

                                                                             Научить любить и понимать людей,

                                                            И рядом с тобой всегда будут друзья.

Основы характера и поведения человека закладываются и формируются в своем первичном виде, начиная с самых первых лет жизни. Дети очень восприимчивы и любознательны, и поэтому сильно зависят от внешних обстоятельств, окружающего мира. В том числе, в детстве закладываются такие качества как общительность, умение находить общий язык с другими людьми, тактичность, склонность к эмпатии и другие —  так называемые коммуникативные способности.

Коммуникативные способности крайне важны, поскольку все мы живем в рамках общества и, так или иначе, взаимодействуем с ним и другими его представителями. Для того  чтобы достичь успеха в работе и личной жизни, нам необходимо уметь правильно и корректно общаться, вести диалог, хорошо распознавать свои и чужие эмоции и так далее.

Ребенок  постигает мир и его закономерности в значительной степени через общение с окружающими его взрослыми. Таким образом, на родителях и воспитателях лежит основная ответственность за развитие, в том числе, и коммуникативных способностей у дошкольников и младших школьников. Проблема общения (коммуникации) в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов.            

Формирование коммуникативных качеств — важное условие нормального психологического развития ребенка. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, то есть группе детского сада, во многом зависит дальнейшее социальное и личностное развитие, а значит и его дальнейшая судьба.                                                                                                

Читайте также:  Стадии развития речи ребенка в первый год жизни

Эффективность процесса по формированию у детей дошкольного возраста «коммуникативных способностей», во многом зависит от выстраивания педагогом ситуаций общения и взаимодействия, в которых ребенок решает определенные коммуникативные задачи. Не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям, что имеет прямое отношение к методу стимулирования поведения и деятельности.

Во-первых: деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственной инициативе, без принуждений заниматься ею.

Во-вторых: деятельность ребенка должна быть по возможности творческой.

В-третьих: важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его личные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности.                                        Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями. Одной из форм стимуляции потребности в речевом общении является похвала, как положительное подкрепление достижений ребенка. Очень полезно рассказывать о достижениях ребенка в его присутствии другим педагогам, психологу и его родителям.                                                                                

Процесс формирования коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в детском саду будет эффективнее, если:

•    педагог осознаёт значимость процесса формирования коммуникативных способностей и осуществляет работу комплексно, закрепляя полученные умения и навыки в различных видах деятельности;

•    педагогический процесс осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и строится на основе ведущей деятельности данного возрастного периода — игровой, с постепенным усложнением вербальных и невербальных компонентов коммуникативной деятельности.

•    работа будет направлена на формирование всех коммуникативных умений и навыков: знания о приемах и правилах вербального общения, способность понимать и использовать на практике невербальные средства общения.

Коммуникативные способности и умения, которые формируются в процессе ООД, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время в разных видах детской деятельности, должны быть объединены в сознании ребенка.

        Игровая деятельность: Игра – это одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей. А так же важнейшая форма организации жизни и строиться на основании учёта ведущей деятельности дошкольного возраста – игровой. Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь, увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее они знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Игровая деятельность так же используется в физической культуре. В старшем дошкольном возрасте возникает особый вид игры, близкий коллективному рассказыванию – игра-фантазирование, полностью осуществляется в речевом плане в форме совместного сочинения сказки. При этом совместная деятельность строится по принципу последовательного обмена фрагментами повествования, где каждый из участников должен «подхватить» фрагмент партнера и развить его дальше с целью получения общего продукта – рассказа. Общение разворачивается полностью в речевом плане. Игра-драматизация, театр по мотивам сказки имеют особое значение в плане освоения языковых средств и преодоления эгоцентрической позиции. Благодаря игре, у детей формируются такие качества (составляющие коммуникативной способности):- знания о приемах и правилах общения, контроль своего поведения и эмоционального состояния.

       Театрализованная деятельность: Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка. В процессе театрализованных игр: развиваются психические процессы, как внимание, память, восприятие, воображение. Активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношении, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи. Развивается эмоционально-волевая сфера; происходит коррекция поведения; развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения; стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

       Изобразительная деятельность: Ребенок рисует, лепит, строит, вырезает. Игра и рисование являются теми видами деятельности, которые способствуют практическому освоению реального социального пространства: в символических действиях и замещениях ребенок проигрывает коллизии отношений людей, символически идентифицируясь и обособляясь от персонажей, которых он по своей воле вводит в игровые и изобразительные сюжеты. Создавая коллективную работу, дети общаются, договариваются и обсуждают вместе полученный результат (комментированное рисование).

      Музыкальная деятельность: В дошкольном детстве важное место отводится музыкальному воспитанию. Музыкотерапия активизирует ребенка, помогает преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшает эмоциональное состояние. Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, между сверстниками, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

      Трудовая деятельность: Труд детей в детском саду позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Так же формируются коммуникативные умения детей. Выполняя элементарные трудовые обязанности, дети общаются, учатся договариваться, обсуждают свои достигнутые победы или неудачи по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества.

     Чтение художественной литературы: В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном состоянии некий опыт жизненных ситуаций. Работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны, то необходимо установить связь с реальными жизненными ситуациями.

    Тренинг (психологический) — один из ведущих методов практической психологии. Существует множество игровых тренингов общения, в том числе и на развитие коммуникативных способностей. Закреплять полученные в ходе работы по формированию коммуникативных способностей результаты, необходимо проводя с детьми беседы. В разговоре и беседе формируется умение высказываться, задавать вопросы, отвечать на них, развиваются качества личности: общительность, вежливость, тактичность, выдержанность. Беседа используется для того, чтобы систематизировать знания детей, ведет их к правильным и ясным выводам, активизируется словарь, совершенствуется грамматическая форма.                                                                                                        

В воспитательной работе по развитию коммуникативных качеств  применяются разнообразные дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольные игры и упражнения и материалы, например: «Пантомимические фигуры»; «Снежинки»; «Кляксы»; «Создай настроение»; «Угадай настроение»; «Хорошо – плохо» и т.д.

Эффективности проводимых мероприятий по развитию навыков общения у дошкольников способствует создание атмосферы сотрудничества и партнерства. Целенаправленные педагогические приёмы позволяют развивать у воспитанников коммуникативные, речевые умения, культуру общения, познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность.

Читайте также:  Особенности развития ребенка младшего школьника

Список литературы:

  1. Анцупова Г.Л. Давай поиграем! – Ростов-на Дону «Феникс» 2000г.
  2.  Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр  Волгоград, 2001
  3.  Котова Е.В. В мире друзей. – Творческий центр «Сфера» Москва 2007г.
  4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль «Академия развития» 1996г.
  5. Рыжова Н.А Экологический проект «Мое дерево». – «Карапуз-дидактика» ТЦ «Сфера» 20069.
  6. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению  Ярославль: Академия развития. 2008.
  7.  Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать.- Издательство Аркти Москва 2004г.
  8.  Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Издательство Аркти Москва 2004г.
  9. Семенака С.И. Уроки добра. – Издательство Аркти Москва 2004г.
  10.  Николаева С.Н. Юный эколог. – Москва Мозаика – Синтез 2010г.
  11. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. – Москва 2009г.
  12. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука Общения. — С.-Петербург «Детство-Пресс» 2004г.

Источник

Коммуникативные качества личности и их роль в общении.

Под коммуникативными качествами личности будем понимать те индивидуальные устойчивые личностные особенности, которые оказывают влияние на характер общения человека, его эффективность (или неэффективность). Р.С.Немов выделяет понятие коммуникативных способностей – это «умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность» . Очевидно, что эти понятия родственны друг другу, но, на наш взгляд, коммуникативные способности становятся коммуникативными качествами личности только в том случае, когда они становятся элементом общей структуры личности человека. В этом случае они становятся специфическим, индивидуальным способом реагирования человека  в процессе общения, на который наносят свой отпечаток все элементы структуры личности.  Таким образом, можно сказать, что коммуникативные способности постепенно «перерастают» в коммуникативные качества дошкольников.

Но, с другой стороны, к коммуникативным качествам личности можно отнести и такие её особенности, которые отражают не только «техническую» сторону общения, но и эмоциональную, мотивационную значимость этого процесса для субъекта общения. К таким, например, можно отнести уровень эмпатии или устоявшийся способ реагирования в конфликтных ситуациях.

Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. Богатство и разнообразие жизненного опыта, как правило, положительно коррелирует с развитостью коммуникативных способностей. В общении – сначала через прямое подражание, а затем через словесные конструкции – приобретается основной жизненный опыт ребёнка. Коммуникативные качества относятся к категории социально значимых свойств личности в силу их влияния на процесс взаимодействия ребёнка с окружением, а значит их развитие способствует повышению социальной компетентности дошкольников.

Коммуникативные качества оказывают влияние на процесс и характер общения. Общаясь, человек «показывает», раскрывает себя, свои личные особенности, черты характера. Но, по мере развития,  в том числе и развития коммуникативных качеств, общение само по себе приобретает для человека особую ценность, переходя на личностный уровень. «Истинное общение направлено на удовлетворение потребности, которая представляет собой особую, не смешивающуюся с другими нуждами человека духовную потребность» . Личностное общение формирует человека как личность, даёт ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.  Кроме этого, опыт общения, приобретённый человеком при этом,  переосмысливается им и оказывает влияние на развитие коммуникативных качеств.  Таким образом, общение и развитие коммуникативных способностей являются тесно взаимосвязанными процессами.

Ребёнок обнаруживает способность к эмоциональному общению с людьми уже на третьем месяце жизни, а к годовалому возрасту его экспрессия становится настолько богатой, что позволяет довольно быстро усваивать вербальный язык общения, пользоваться звуковой речью.

Постепенно углубляется и становится более разнообразным и богатым содержание общения, дифференцируются его цели, совершенствуются  ко ммуникативные качества. Происходит вербализация и интеллектуализация общения, чётко разграничиваются  и относительно независимо друг от друга развиваются деловое и личностное общение.

По мере развития речи появляется возможность разнообразить содержание передаваемой  воспринимаемой в процессе общения информации, а при прогрессе научения – пользоваться различными средствами общения. В результате обогащается инструментальная сторона общения, совершенствуются коммуникативные способности

«Развитие общения можно представить как постепенное накопление человеком культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции» , отмечает Р.С.Немов. На наш взгляд, коммуникативные качества личности не ограничиваются последними; особо следует выделить эмоциональную их составляющую, так как общение дошкольников особенно богато эмоциями. Общение становится полноценным только в том случае, если ребёнок владеет «языком чувств». Под понятием «овладение языком чувств»  будем иметь в виду следующие категории, выделенные Г.Любиной :

  1. Овладение особо лексикой, пополнение словаря понятиями, называющими состояния, эмоции, настроение, его оттенки, переживания. Эти слова дают возможность «прояснить», определить желания, цели, ощущения и самоощущение.
  1. Овладение особыми фразами и особым речевым поведением, помогающим улаживать конфликты, разрешать споры, устанавливать речевые контакты.
  1. Освоение большого пласта «волшебных слов», то есть слов вежливости, отражающих доброжелательность, расположенность к окружающим, воспитанность.
  1. Умение делать комплименты, то есть составлять и искренне произносить тексты лестных отзывов, приятных и любезных лов: не лицемерить, а искренне заметить достойное похвалы.
  1. Умение слушать и слышать, понимать, что стоит за словами, а также читать «язык тела» – мимики, жестов, поз и т.п.

Таким образом, коммуникативные качества ребёнка обеспечивают ему «умение общаться», столь необходимое каждому человеку в жизни. Рассмотрим подробнее некоторые  основные коммуникативные качества личности, исследованию которых у детей дошкольного  возраста и посвящена  данная работа.

Рефлексия. Рефлексия рассматривается как самоуглубление, обращённость познания на свой внутренний мир; видение своей позиции со стороны; способность  имитировать мысли партнёра. Рефлексивные особенности личности характеризуют интеллект человека, а также гибкость его поведения, то есть способность ориентироваться в обстановке.

Обратная связь. Под ней в общении понимается техника и приёмы получения информации о партнёре по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения. Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнёром и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнёр воспринимает себя в общении. Малоопытные собеседники, какими являются дети,  чаще всего забывают об обратной связи и не умеют её использовать. Механизм обратной связи предполагает умение партнёра соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось причиной определённой реакции собеседника на сказанные слова. В обратную связь также включены коррекции, которые вносит общающийся  человек в собственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает действия партнёра. Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей человека.

Саморегуляция. Умение сдерживать свои чувства и владеть собой в эмоционально значимых ситуациях высоко ценится среди детей. Но с другой стороны, именно этого навыка детям всегда и не достаёт, потому что они – дети. Проявления негативных эмоций, как правило не приветствуются детьми (вспомним, например, дразнилку против плакс: рёва-корова). «Детское сообщество, обычно ориентированное прежде всего на групповые ценности, не любит плакс по двум главным причинам. Во-первых, потому что «рёва», расплакавшись, легко блокирует события, притягивая внимание к себе, и этим нарушает деятельность группы (например, игру). Во-вторых, она непроизвольно может стать ябедой: громкий плач – это всегда сигнал для взрослых…» .

Читайте также:  Развитие музыкальных способностей ребенка дидактическими играми

Свобода  (или  застенчивость) в общении. Излишняя патологическая застенчивость в детстве и юности является бичом довольно многих людей. Так, Н.П.Аникеева приводит воспоминания Ираклия Андронникова: «Мешала мне больше всего патологическая застенчивость, которая странным образом уживалась с беспечностью и безудержным желанием смешить, лицедействовать, причём, как только я скрывался за образом, скованность начисто исчезала. А начну от себя рассказывать – дрожу!…»  . Свобода в общении является чаще всего следствием уверенности в себе человека и может характеризоваться как положительное коммуникативное качество. Но, не имея возможности в рамках данного исследования обсудить механизмы повышения уверенности человека в себе, ограничимся поведенческим аспектом, проявляющимся в общении – то есть умением свободно держаться в общении.

 Умение слушать. «Бог дал человеку два уха – и только один рот, – писал две тысячи лет назад Эпиктетус Стоик, – для того, чтобы человек слышал вдвое больше того, что говорит».  Умение слушать – одно из тех умений, которым человек учится в течении всей жизни, но, тем не менее, каждый из нас знает немало взрослых людей, не обладающих им. Следовательно, надо не только учить детей слушать, но и с детства прививать им  умение ценить слово другого человека – оно обогащает обе общающиеся стороны и выводит общение на личностный уровень.

Эмпатия. Под эмпатией подразумевается способность понимать психические состояния других людей; сопереживание, эмоциональный отклик, эмоциональная идентификация с другим человеком. Чрезвычайно развитая в раннем детстве, когда малыш по одному взгляду близкого человека, по звуку его шагов может угадать настроение, эта способность часто утрачивается к школьному возрасту. Одним из следствий этого становится, например,  пресловутая «бессмысленная жестокость подростков». Эмпатию вряд ли можно рассматривать как навык общения или элемент обратной связи, так как она, кроме эмоциональной сферы, тесно связана с социально-нравственными установками личности, но её наличие или отсутствие у ребёнка безусловно влияет на характер его общения.

Уровень развития невербального общения. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное – это общение при помощи мимики, жестов пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.  Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Трудно не согласиться с тем, что невербальное поведение партнёров по общению намного больше говорит о характере их общения, чем речевое, вербальное. Навыки невербального общения являются одной из важнейших составляющих «умения общаться».

Уровень развития навыков речевого общения. «Для многих животных речь является не только системой эмоционально-выразительных реакций, но также и средством психологического контакта с себе подобными. Ту же самую роль формирующаяся в онтогенезе речь первоначально выполняет и у человека, по крайней мере в возрасте до полутора лет. Эта речевая функция также ещё не связана с интеллектом». Но человека не может удовлетворять  такая весьма ограниченная в своих возможностях коммуникативная роль речи. Для того чтобы передать какое-либо переживание или содержание сознания другому человеку, нет иного пути, кроме означивания речевых высказываний, то есть отнесения передаваемого содержания к какому либо известному виду предметов или явлений. Это непременно требует абстракции и обобщения, выражения обобщённого абстрагированного содержания в слове-понятии. Общение развитых в психологическом и культурном плане людей непременно предполагает обобщение, развитие словесных значений. Это и есть основной путь совершенствования человеческой речи. Среди показателей сформированности навыков речевого общения А.Максаков выделяет следующие:

  • охотно или нет вступает ребёнок в речевое общение со взрослыми, сверстниками;
  • может или нет поддержать ребёнок разговор со взрослыми и сверстниками на знакомую ему тему;
  • как говорит ребёнок с детьми: много, мало, молчалив;
  • умеет ли ребёнок вежливо обращаться ко взрослым и сверстникам;
  • как называет взрослых: по имени и отчеству, на «вы» или иначе;
  • здоровается ли первым с людьми или нуждается в напоминании, не забывает ли попрощаться;
  • умеет ли благодарить за оказанную помощь, пользуется ли при этом словами «спасибо», «извините» и т.д.;
  • встречается ли в речи ребёнка ненормативная лексика;
  • умеет ли ребёнок в зависимости от обстоятельств или ситуации общения пользоваться различной громкостью голоса (во время еды, отхода ко сну говорить шёпотом, тихо; на занятиях – достаточно громко);
  • умеет ли до конца выслушивать своего собеседника или часто отвлекается, имеет ли склонность перебивать говорящего;
  • умеет ли ребёнок спокойно договариваться с другими детьми: распределять роли в игре, обязанности в труде, согласовывать свои действия;
  • каков у ребёнка тон общения: доброжелательный, снисходительный, требовательный;
  • прислушивается ли он к замечаниям  старших по поводу культуры его общения, стремится ли избавиться от своих недостатков;
  • умеет ли свободно выступать перед детьми, незнакомыми людьми или стесняется, боится  .

Словарный запас. Богатство словарного запаса позволяет человеку наиболее полно и конкретно выразить свои мысли, чувства, отношение к какому-либо предмету, событию. В отличие от невербальных реакций человека в процессе общения, словарный запас и умение «пользоваться» им характеризует скорее мышление, чем эмоционально-волевую составляющую общения. Постоянное пополнение словарного запаса  происходит  при переработке человеком информации. Эта информация не всегда поступает в процессе общения (это могут быть новые понятия, почерпнутые из книг, фильмов и др.), но, будучи переработана в слова-понятия,   играет важное значение в ситуации общения – делает его богаче,  содержательнее.

Эмоциональность общения (адекватность эмоций и эмоциональная выразительность речи).  Чувства и эмоции – это те психологические характеристики, которые насыщают общение и сами по себе являются ценностью для его участников. Эмоциональное общение создаёт у детей особое настроение, развивает интерес и взаимосвязь друг с другом. Это качество тесно связно с невербальным общением, так как эмоции, как правило, гораздо более выражаются невербальными, чем вербальными способами.

Эффективное поведение  в конфликтной ситуации. Как известно, поведение человека в конфликтной ситуации можно условно разделить на пять видов: подавление,  уход, подчинение, компромисс и сотрудничество.  Конфликты являются  неизбежной стороной в общении, бесконфликтного общения с более-менее значимыми людьми практически не существует, и очевидно, что в различных ситуациях человек может выбирать различные пути решения конфликта. Проблемы возникают у человека, когда, вне зависимости от ситуации, он проявляет стереотипное поведение одного-двух  перечисленных направлений. Детей надо учить не бояться конфликтов, творчески подходить к их решению и не позволять эмоциям мешать решению существующей проблемы. Так постепенно эта черта – эффективное поведение в конфликте (но не бесконфликтность!) – становится качеством личности, определяющим общение человека, т.е. коммуникативным качеством.

Кратко охарактеризовав основные  коммуникативные качества личности, можно заметить, что они тесно связаны друг с другом, и зачастую отделить одно от другого бывает сложно. Вместе они образуют сложную личностную структуру, которая характеризует ребёнка как субъекта общения  

Источник