Развитие коммуникативных функций у ребенка

Анастасия Сомова
Особенности коммуникативной функции детей с общим недоразвитием речи

Коммуникативная функция характеризуется наличием в речи сообщения и побуждения к действию. Общаясь с другими людьми, человек не только сообщает им свои мысли, знания, выражает желания и эмоциональные состояния, но и воздействует на них. Наблюдаемые у детей с ОНР трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими детьми.

Л. Г. Соловьева отмечала, что взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей имеет особенности речевого развития: бедность словарного запаса, недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания. Все это препятствует осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь, особенности поведения; незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.

В исследованиях О. С. Павловой речевой коммуникации дошкольников с ОНР были выявлены следующие особенности: в структуре групп данной категории детей действуют те же закономерности, что и в коллективе нормально говорящих детей.

Таким образом,уровень благоприятности взаимоотношений является достаточно высоким: число «предпочитаемых» и «принятых» детей значительно превышает число «непринятых» и «изолированных». Однако дети, как правило, затрудняются дать ответ о мотивах своего выбора товарища, т. е. достаточно часто они ориентируются не на собственное личностное отношение к партнеру по игре, а на выбор и оценку его педагогом.

Среди «непринятых» и «изолированных» чаще всего оказываются дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами, находятся в состоянии неуспеха в любых видах детской деятельности. Их игровые умения, в основном, развиты слабо, а игра носит манипулятивный характер; попытки общения этих детей со сверстниками редко приводят к успеху и чаще всего заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых».

В целом коммуникативные возможности детей с ОНР отличаются ограниченностью и по всем параметрам ниже нормы.Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельности дошкольников: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность. Для большинства таких детей характерна возбудимость и игры, не контролируемые воспитателем, иногда обретают неорганизованные формы. Часто дети не могут самостоятельно организовать свою деятельность, что говорит о недостаточной сформированности у них навыков совместной деятельности. Если дети выполняют какую-либо общую работу по поручению взрослого, то каждый ребенок стремиться сделать все по-своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним. Подобные факты говорят о слабой ориентации дошкольников с ОНР на сверстников в ходе совместной деятельности, о низком уровне сформированности их коммуникативных умений, навыков сотрудничества.

Изучение общения детей с ОНР показывает, что у большинства дошкольников преобладает ситуативно-деловая форма, что характерно для нормально развивающихся детей 2-4-х-летнего возраста. Ю. Ф. Гаркуша отмечает, что у дошкольников с ОНР процесс общения с взрослыми отличатся от нормы по всем основным параметрам,вызывая значительную задержку становления соответствующих возрасту форм общения: внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной.

В исследовании Л. Э. Царгуш, посвященном изучению познавательной деятельности при ОНР, представлены интересные данные о связи уровня познавательной деятельности детей и типом используемых вопросительных высказываний. Автор отмечает, что при решении познавательной задачи вопросы наиболее часто встречаются в речи тех детей, которые осознают проблемность ситуации. Однако в этой ситуации нередко встречается не вопрос, а ответ на вопрос, поставленный во внутренней речи. Действия детей, не сумевших понять стоящую перед ними задачу, носят хаотичный характер, а вопрос выражает неуверенность в своих действиях. Если ребенок в общих чертах понимает проблему, появляются вопросы по поводу выяснения следующего этапа задания, анализа образца, правильности его действий.

Таким образом, вопрос играет важную роль при появлении затруднений. Оформляя в речи саму проблему, ребенок как бы «запускает» в ход свое мышление. Общение выполняет ключевую роль в психическом развитии человека. Важнейшим фактором развития общения ребенка является его взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Современной логопедией признается, что одной из главных задач процесса обучения и воспитания ребенка с речевой патологией является формирование у него активной позиции, направленной на самокомпенсацию.Однако на практике по-прежнему распространено традиционное распределение ролей педагога и ребенка в процессе коррекции: педагог занимает активную позицию, а ребенок пассивную, что не может в дальнейшем обеспечить успешную социальную адаптацию. Создание условий для формирования активной позиции ребенка должно выражаться в стимулировании познавательной, социальной активности ребенка и, что особенно важно при нарушениях речи, речевой инициативы.

Стимулирование речевой активности ребенка должно включать в себя создание мотивов общения, включение в процесс обучения коммуникативно значимых форм речи и элементов языковой системы, использование методов обучения, требующих от ребенка проявления речевой инициативы, то есть увеличение процента инициальных высказываний в ситуации обучения, одним из видов которых является вопросительное высказывание.

Источник

Слайд 1

Развитие коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития Использование дидактических средств для развития коммуникативной функции у детей с ТМНР

Слайд 2

Когда речь заходит об общении, что первоначально приходит нам на ум? Мы сразу рисуем себе картинку, где два человека сидят рядом и беседуют. А что такое общение и какую роль оно играет в жизни?

Слайд 3

Общение — это не просто беседа, а обмен информацией. Это возможность донести другому свои мысли, желания, выразить просьбу. В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов. А что делать, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов недоступна? В этот момент важно понимать, что коммуникация — это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей (жестикуляция, письменная речь, символические изображения). Эти средства приходят на помощь, когда процесс коммуникации затруднён, позволяя выразить свои желания, потребности, чувства.

Слайд 4

Следует отметить, что существует часть людей, которая не способна использовать речь для полноценного общения. Одни совсем не могут говорить, речь других недостаточно развита, чтобы выполнять все коммуникативные функции. На сегодняшний день остро стоит вопрос о методическом обеспечении по коммуникации, исходя из этой проблемы, актуальна разработка методических рекомендаций и дидактического обеспечения.

Слайд 5

Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).

Слайд 6

Целесообразность использования альтернативной коммуникации: Ø построение функционирующей системы коммуникации; Ø развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить до слушателя новую для него информацию; Ø развитие способности ребёнка выражать свои мысли с помощью символов. Главной целью учебного предмета речь и альтернативная коммуникация является — формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Слайд 7

Начиная работу по обучению ребёнка использованию систем альтернативной (дополнительной) коммуникации, всегда нужно помнить о том, что это долгий процесс, требующий настойчивости и терпения. Чтобы не остановиться на половине пути, стоит подумать о том, как превратить процесс обучения в интересное занятие, доставляющее удовольствие ребёнку. Для того чтобы освоение систем альтернативной (дополнительной) коммуникации шло более эффективно, в повседневную деятельность ребёнка необходимо включать самые разнообразные занятия и игры, развивающие все стороны личности ребёнка: двигательную активность (навыки крупной и мелкой моторики), внимание, восприятие, мышление, память, умение понимать обращённую речь.

Слайд 8

Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности.

Слайд 9

У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Слайд 10

Главным условием обучения является активная деятельность самого ученика. Учитель должен организовать работу на уроке таким образом, чтобы стимулировать самостоятельность учащихся. Это могут быть ответы на вопросы, выбор картинок из предложенных и т.д. При работе с «неговорящими» детьми комментарии дает в основном педагог. Ребенок, слушая и наблюдая за взаимодействием педагога и других детей, подтверждает или не подтверждает сообщения других детей, отвечает на обращенные к нему вопросы движением глаз, головы или отдельными звуками, словами, а также показом определённых предметов, картинок, пиктограмм, с помощью жестов.

Слайд 11

Пиктограмма. С помощью пиктограмм дети могут сообщить о своих потребностях («хочу пить», «хочу в туалет», «хочу побыть один», «хочу послушать музыку»). Исполь­зуя пиктограммы, учащиеся рассказывают о каком-либо событии. Ежедневно повторяющиеся ситуации (еда, питье, туа­лет, мытье рук, игры, отдых и т. д.), расшифровка этих ситуаций и развитие таких понятий, как «теплый — холодный», «большой — маленький», «много — мало», «фрукты — овощи», «колбаса — хлеб», совершенно естественно дают повод для введения символа.

Слайд 12

Чем труднее ребенку с нарушением интеллекта освоить какое-либо понятие, например «веселый — грустный», тем больше конкретных ситуаций и приме­ров, предметов, фотографий, картинок и рисунков должно быть использовано для приобретения и усвоения этого понятия. Как правило, достаточно ввести один символ с помощью одного или двух примеров (фрукты: яблоко). Затем данное понятие можно расширить на многих других примерах (фрукты: ябло­ко, груша, банан, апельсин и т. п.).

Слайд 13

Использование пиктограмм в повседневной жизни. В обычной жизни мы тоже используем пиктограммы. Определения в Интернете Пиктогра́мма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. … https://ru.wikipedia.org/wiki/Пиктограммы

Слайд 15

Пиктограммы в альтернативной коммуникации Работа по ознакомлению ребенка со знаком-символом происходит постепенно, начиная со знакомства с натуральным предметом, затем проходит этап, на котором дети учатся соотносить реальный предмет с его фотографией, далее предмет соотносится с предметной картинкой и только после этого — с пиктограммой. Последовательность знакомства с пиктограммой «Мыть руки» (рис. 1): сначала это реальное изображение крана с водой, следующая ступень — это предметная картинка, изображающая водопроводный кран, и в заключение — пиктографическое изображение данного действия.

Слайд 16

Альтернативные средства используются и в работе логопеда при коррекции звукопроизношения, например, при проведении артикуляционных упражнений. Сначала ребенок видит фотографию логопеда, который выполняет упражнение «Бублик» (рис. 2). Далее ребенку предлагается реальное изображение бублика, постепенно мы переходим к использованию предметной картинки, и в завершение появляется пиктограмма артикуляционного упражнения «Бублик» .

Слайд 17

Использование карточек PEKS как средства альтернативной коммуникации

Слайд 21

Коммуникативная карточка «играть»

Слайд 22

Коммуникативная карточка «заниматься»

Слайд 23

Жест. Жест является уникальным инструментом, позволяющим визуализировать образ того или иного слова, действия. Здесь следует понимать, что жесты стимулируют развитие речи, когда используются совместно со словом, которое проговаривается вслух. Для изучения и запоминания жестов можно использовать альбом с крупными картинками или фотографиями, изображающими эти предметы или действия, сопровождая демонстрацию соответствующими жестами. Альбомы можно включать в сюжетную игру, например, при изучении распорядка дня. Также для запоминания жестов используются разнообразные пальчиковые игры и стихи.

Слайд 26

Для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, в т.ч.« безречевых », необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь. Желательно поощрять любую речь, в том числе и лепетную . В работе с « безречевыми » детьми педагог должен стремиться добиться подражания в повторении звукоподражаний, обиходных слов, простых фраз. Очень важно, чтобы ребенок с умственной отсталостью, речевой и « безречевой », умел подражать. Это относится и к речи, и к движениям.

Слайд 27

Подражая, ребенок учится произносить звуки, которые мы используем в нашей речи, а со временем — повторять слова и предложения. С этой целью используют сопряженную речь, отраженную (эти два приема способствуют формированию у детей неторопливого темпа, правильной артикуляции и дикции, а также соблюдению пауз, логического ударения) и хоровую (хоровая речь должна быть: легкой, плавной, четкой, выразительной).

Слайд 28

Жест «гулять»

Слайд 29

Для развития подражательной речи, вызывания эмоционального отклика, непосредственного интереса к звучащей речи можно использовать логоритмические , фоноритмические упражнения, способствующие развитию общих движений, памяти, внимания, чувства ритма, развитию мелкой моторики, речевого дыхания, силы голоса и т.д. Широко используются на всех этапах урока систематически повторяющиеся речедвигательные упражнения. Кинезиологические упражнения. Кулак — ребро — ладонь» Ладони лежат на столе или на коленях. Сменять последовательно три положения руки: ладонь сжимают в кулак, ладонь ставят на ребро, ладонь кладут на стол (колено).

Слайд 30

Жили (кулак) да были (ребро) зайчики (ладонь) На (кулак) лесной (ребро) опушке (ладонь). Жили (кулак) да были (ребро) зайчики (ладонь) В (кулак) беленькой (ребро) избушке (ладонь). Мыли (кулак) свои (ребро) ушки (ладонь), Мыли (кулак) свои (ребро) лапочки (ладонь). Наряжались зайчики (кулак) — Надевали (ребро) тапочки (ладонь).

Слайд 31

Рубим капусту». Постучать по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.

Слайд 32

«Домик». Соединить кончики пальцев вытянутых рук и с усилием сжимать их друг с другом. Потом отработать эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

Слайд 33

«Барабан». Постучать каждым пальцем правой руки по столу под счет: 1,1-2, 1-2-3 и т.д. Затем тоже сделать левой рукой.

Слайд 34

«Циркачи». Вращать карандаш между большим, указательным и средним пальцами одной и другой руки.

Слайд 35

«Лучики». Сидя, согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать пальцы обеих рук постепенно ускоряя темп до максимальной усталости. Затем расслабить руки.

Слайд 36

При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).

Слайд 37

Применение современных технических средств обучения

Слайд 38

Использование iPad и компьютера как дидактического средства альтернативной коммуникации

Слайд 41

Очень важно помнить, что когда речь идет о человеке с функциональными проблемами или ограничениями, есть риск поддаться ложному впечатлению, что он не хочет и не способен вступать в коммуникацию. Но важно не терять надежду на успех, ведь человек может начать понимать смысл коммуникации, только вступив в процесс коммуникации. Обеспечение детей, у которых в силу нарушений ограничена способность к общению, средствами альтернативной коммуникации может существенно повысить уровень их социализации, улучшить качество жизни, развить самоуважение и дать возможность почувствовать себя полноценной личностью.

Слайд 42

Спасибо за внимание!

Источник

Статья по логопедии по теме: «Коммуникативная функция речи и её развитие у дошкольников».

Автор: учитель-логопед ГБДОУ № 42 Колпинского района Санкт-Петербурга Березина Н.В.

Одной из основных функций речи является коммуникативная функция или функция общения.

Для того, чтобы общение подрастающего человека с окружающей средой было развивающим, необходимо, чтобы взрослые люди специально организовали это общение.

Ребёнок обычно очень активен. Младенец перебирает игрушки, стучит погремушкой, выбрасывает игрушки из кроватки на пол. После года активность ребёнка находит своё выражение в ходьбе, лазанье. Ребёнок передвигает предметы по комнате, возит, носит, укладывает их. На основе этих видов активности, благодаря руководству взрослого ему становятся доступными начальные формы игры, труда. У детей развиваются и специальные формы умственной активности. Они задают вопросы, наблюдают, рассуждают. Ребёнок стремится принять участие в любой работе, которую делают взрослые, и радуется как общему успеху, так и своим достижениям.

  Очень важно, чтобы эта активность ребёнка вела к созданию у него правильных представлений об окружающем, к освоению нужных навыков и к закреплению полезных привычек.

Благодаря своей активности ребёнок вступает в общение с внешним миром. Без общения с окружающими людьми и действий с предметами ребёнок не может овладеть опытом взрослых людей, у него не формируются полезные привычки.

В правильно организованной деятельности, в повседневном общении ребёнка с окружающими людьми совершается его умственное, физическое и нравственное развитие. Поэтому задачей учителя-логопеда является умение овладеть детской активностью и направить её по тому пути, который приводит к развитию у ребёнка полезных привычек, устойчивых интересов, положительных черт характера.

Рассматривая деятельность ребёнка как форму организованного взрослыми упражнения его речи, памяти и наблюдательности, внимания и мышления, его чувств и воли, можно считать, что именно содержание и организация активной деятельности ребёнка в значительной мере определяют развитие отдельных черт его личности. Таким образом, открывается возможность в известной мере влиять на сложный процесс психического развития ребёнка.

Общением называют взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Дошкольник овладевает тремя типами общения:

  1. эмоциональное общение – первое полугодие жизни;
  2. общение на основе понимания – со второго полугодия жизни;
  3. общение на основе речи – с 1,5 – 2 лет.

Перечисление трёх типов общения отражает последовательность их появления в онтогенезе. Возникновение каждого нового типа общения не приводит к вытеснению предыдущего, некоторое время они сосуществуют, затем, развиваясь, каждый из типов общения приобретает новые, более сложные формы. Так, овладевая общением на основе понимания, ребёнок первоначально фиксирует взглядом тот предмет, который назван, затем может указать на него (сначала рукой, а затем пальцем; сначала показ всего предмета, а затем чёткое выделение отдельных частей из целого) и, наконец, представить его.

Каждый тип общения имеет свои характерные особенности, которые обязательно нужно учитывать в работе с детьми.

Своеобразие эмоционального общения заключается в том, что сами дети не стремятся к общению: оно возникает по инициативе взрослого. Например, если склонившись над ребёнком, взрослый улыбается, то и ребёнок отвечает ему улыбкой.

Овладение эмоциональным общением происходит путём подражания. Подражая взрослому, ребёнок как бы копирует его мимику, очень чётко реагируя на каждое новое выражение лица, сигнализирующее об эмоциональном состоянии. По мере развития эмоционального общения у ребёнка постепенно возникает желание общаться, которое он выражает различными движениями и звуками. Когда ребёнок начинает сам проявлять инициативу в общении со взрослым, главная задача состоит в том, чтобы максимально поддерживать его стремление к общению.

Особенностью общения на основе понимания является то, что ребёнок ещё не говорит, но уже выступает в роли собеседника, выражая ответную реакцию движением, мимикой, взглядом. Наличие у ребёнка ответной реакции позволяет судить о понимании обращённой к нему речи. Поэтому общение ребёнка со взрослым на основе понимания является активным процессом. Ребёнок ещё не говорит, но он не всегда соглашается с предложением взрослого, жестом отстраняя то, что его не устраивает.

При правильном развитии речи ребёнок раннего возраста быстро переходит к речевому типу общения. Вместе с тем взрослым не стоит торопиться, так как важно предоставить ребёнку как можно больше возможностей для полного развития эмоционального общения и общения на основе понимания. Именно два этих типа общения, их полноценное развитие обеспечивает успешное развитие речевого типа общения. Дальнейшее руководство со стороны взрослого заключается в умелом переводе ребёнка на всё более высокие ступени речевого общения.

Наиболее элементарной, но уже самостоятельной речью является ситуативная речь, содержание которой понятно на основе учёта ситуации общения. При этом у ребёнка речевых средств ещё недостаточно: поэтому для пояснения своей мысли он широко пользуется жестами и мимикой в сочетании с указательными местоимениями (там, это, тут).

  Дальнейшее развитие речи состоит в овладении элементами контекстной речи, когда содержание высказывания понятно из самого высказывания без учёта конкретной ситуации. В общении на основе речи ситуативная и контекстная речь сосуществуют, а взрослый обращается к той или другой речевой форме в зависимости от задач и условий общения.

Таким образом, в процессе логопедической коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать описанные общие закономерности развития общения на протяжении раннего и дошкольного возраста.

Источник