Развитие коммуникативной сферы у ребенка 4 лет

Сафьянова Анастасия Алексеевна
Развитие коммуникативной инициативы у детей 3–4 лет в процессе игровой деятельности

Развитие коммуникативной инициативы у детей 3 — 4 лет в процессе игровой деятельности

Подготовил: Сафьянова А. А., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 29», г. Саяногорск

Описание материала: Предлагаю вам методическую разработку на тему «Развитие коммуникативной инициативы у детей 3 — 4 лет в процессе игровой деятельности«

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Наиболее благоприятным периодом для социально-коммуникативного развития ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, согласно которой «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Ими отмечается, что «развитие общения дошкольников со сверстниками, как и с взрослыми, представляется как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности».

Коммуникация — это процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей к взаимопониманию.

В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, А. Г. Рузская, влияют на общий уровень его деятельности (З. М. Богуславская, Д. Б. Эльконин).

Коммуникативные способности – это важное условие развития ребёнка-дошкольника, его социализации и индивидуализации, формирования личности. В общении реализуются межличностные и общественные отношения людей (Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, А. Н. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев).

Начиная с 3-4 лет, в жизни ребенка появляется новый партнер по общению, который с возрастом становится все более значимым. Это сверстник. Потребность в общении со сверстником является одной из лидирующих потребностей ребёнка в дошкольном возрасте.

Это наиболее сложный период взаимоотношений ребенка с коллективом. В большинстве проблем, которые возникают в этом возрасте, виноват детский эгоизм, который в этой возрастной группе наиболее обострен. В 3-4 года ребенок относится к сверстникам как к себе подобным, с которыми можно весело провести время. Но в то же время ребенок еще не умеет прислушиваться к мнению других детей. Для 3-4-х летнего малыша существует только собственное «я», а других детей он воспринимает не как самостоятельные личности, а как источник удовлетворения потребностей его «я» (поиграть, подраться, побегать, и т. д.) При этом ребенок искренне не понимает, что и у других детей есть собственные потребности и собственные желания. Он привык только диктовать свои условия, и при этом не брать в расчет желания окружающих. В 3-4 года у ребенка уже появляются первые друзья. Но в этом возрасте дети часто меняют свои пристрастия.

С трех лет до семи, и дальше в течение всей жизни, человеку становится очень важным получать общение и обратную связь от сверстников.

Родители часто заблуждаются, что эти качества придут к ребёнку сами по себе. Но практика показывает, что одной из составляющих задач предшкольной подготовки как раз и является умение ребёнка научиться общению со сверстниками.

Коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать.

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников — это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника: желании вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами эффективного общения.

Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И научить детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приёмы.

Какие формы организации детского общения вы можете предложить?

1. Непосредственная образовательная деятельность

2. Речевые проблемные ситуации

3. Беседы

4. Составление рассказов, сказок, загадок

5. Ситуативные разговоры

6. Игры.

Мне хотелось бы остановиться на игровой деятельности, как на одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей. Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка и основной метод формирования коммуникативных способностей, в котором ребенок учится согласовывать свои действия с действиями партнера. Общение является важным элементом любой игры. В ходе игры формируется умение вступать в общение и сотрудничество друг с другом, и с взрослыми. Обогащается и эмоциональный мир ребёнка. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Повышаются коммуникативные способности детей, служащие одним из параметров высокого уровня социальной компетентности.

Игра в ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка.

Наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей данной возрастной категории — коммуникативные игры. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

Читайте также:  Центр развития ребенка по логопедии

Коммуникативные игры делятся на группы:

— игры на развитие внимания, интереса к партнёру по общению;

— игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог;

— игры на развитие навыков взаимодействия в группе;

— игры на телесный контакт.

«Ау!»

(авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Количество играющих: 5-6 человек.

Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

«Ласковое имя»

Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т. д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

«Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

«Комплименты»

Цель: развивать эмоциональную чувствительность, отрабатывать навыки вербального общения.

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо

похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.

Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

«Дружба начинается с улыбки»

Цель: отрабатывать навыки невербального общения.

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

«Друзья»

Цель: формировать чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе.

Дети стоят в кругу.

1 куплет.

Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь)

Ссориться нельзя (грозят в центр пальцем)

Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь)

Вместе мы друзья (взялись за руки)

2 куплет (повтор движений в парах)

Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь)

Ссориться нельзя (грозят друг другу пальцем)

Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь)

Вместе мы друзья (обнимают друг друга)

«Звериное пианино»

Эта коммуникативная игра разработана О. В. Хухлаевой

Цель: развивать умение сотрудничать друг с другом.

Дети садятся в одну линию (получается клавиатура фортепиано). Ведущий игры (взрослый) раздает каждому ребенку карточки с изображениями животных, голосами которых будут звучать «клавиши» (кошка, собака, свинья, мышка и т. д.). Ведущий, то есть «пианист», дотрагивается до голов детей («играет на клавишах»). А «клавиши» издают каждая свой звук.

Можно играть и на коленках – клавишах. Тогда можно ввести в игру еще и громкость звука. Если пианист легко дотронулся до клавиши – она звучит очень тихо, еле слышно, если сильнее – то громко. Если сильно – то «клавиша» говорить громко.

Коммуникативные игры с движениями (подвижные коммуникативные игры).

Этот вид игр учит детей внимательно слушать, соотносить движения с музыкой или словами, двигаться слаженно, синхронно, помогают достигать согласованности и взаимодействия в коллективе.

«Весёлый паровозик»

Цели: Развивать сплочённость группы детей, умения сообща преодолевать препятствия.

Ход: Ведущий является «паровозиком», который должен составить поезд из детей. Ребятам отводится роль «вагончиков». «Паровозик» поочередно подъезжает к каждому из «вагончиков» и знакомится с ним. При назывании имени можно попросить ребят придумать для себя одно хорошее слово, например:

— Я веселый паровозик Лена, а ты кто?

— А я красивый вагончик Саша.

— Поехали дальше вместе.

— Поехали.

Дети едут за следующим «вагончиком», и так до тех пор, пока не соберется целый веселый поезд. Затем дети встают друг за другом и держат стоящего впереди за пояс. В таком положении они преодолевают различные препятствия:

Подняться и сойти со стула («Нужно переехать через горы»).

Проползти под столом («Въехали в тоннель»).

Пробраться через «дремучий лес».

Тихо-тихо проехать по «заколдованному лесу», чтобы «не попасть в лапы диких животных».

На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера. Поезд, который прибудет к финишу в полном составе, награждается («Паровозик и вагончики были очень внимательными, заботились друг о друге и поэтому никого не потеряли в пути»).

«Ладонь в ладонь» (авторы — Н. Клюева. Ю. Касатки

на)

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Возраст: любой.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек, реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Читайте также:  Роль образовательной среды в развитии эстетической культуры ребенка

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

После проведенных игр полезно побеседовать с ребенком о том, насколько важна речь для общения с другими людьми, как важно говорить правильно. Желательно обсудить с ребенком важность жестов и мимики для выразительности речи. Можно побеседовать о тех людях, которые говорят слишком много (болтуны) и слишком мало (молчуны, для чего нам нужно говорить, умеем ли мы слушать другого, как легко ранить словом.

При проведении с ребенком игр и упражнений из этого раздела надо показать, ему, что «язык тела» (мимика, жесты) не всегда совпадает с тем, что мы говорим словами. Например, говоря другому что-то хорошее, человек может непроизвольно сжимать кулаки, т. е. подсознательно выражать агрессию по отношению к своему собеседнику.

После игры желательно обсудить ее содержание, выяснить, что произошло, были ли у ребенка какие-либо трудности при выполнении заданий, что он чувствовал и что ему в этот момент хотелось, почему возникали в игре конфликтные ситуации (если они были).

Сформированные коммуникативные способности – главнейший показатель готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. Они позволяют детям справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.)

Источник

Развитие коммуникативных качеств и навыков у детей 4-5 лет

Наблюдайте за взаимоотношениями своего ребенка с другими детьми. Ему становится недостаточно общения только в кругу семьи. Родители не должны препятствовать тому, что малыш тянется к сверстникам. Огромную роль в развитии коммуникативных навыков играет посещение различных развивающих мероприятий, секций или кружков. Практически в каждом городе есть группы, в которых опытные педагоги занимаются с детьми, еще не посещающими детский сад. Как раз там их учат общаться друг с другом.

  1. Посещайте с ребенком детскую площадку во дворе дома, так как она также выступает территорией, на которой дети учатся общаться. Объясните малышу, как сделать первый шаг для того, чтобы познакомиться. Возьмите его за руку и познакомьтесь с другим ребенком. Пусть это произойдет сначала с вашей помощью.
  2. Учите ребенка не конфликтовать с детьми, не быть жадным, развивайте в нем зачатки великодушия. Ведь довольно часто можно наблюдать «бои» за ведерко или совочек на детской площадке. Такое «общение» может отбить охоту у более слабого ребенка («проигравшего») к установлению контактов с другими детьми. Не стойте пассивно в стороне в таких ситуациях, обязательно вмешивайтесь и сглаживайте ситуацию.
  3. Проводите дома различные беседы с ребенком о том, что нужно уметь слушать других, сочувствовать им, сопереживать, если что-то случилось нехорошее, пытаться помочь. В мальчике развивайте мужественность, джентльменское отношение к девочкам, в девочке – скромность и женственность.
  4. Читайте ребенку больше сказок, стихов, рассказов о дружбе вообще, о дружеских отношениях между детьми. Смотрите мультфильмы на подобную тематику. Обсуждайте прочитанное и увиденное.
  5. Чаще ходите в гости к друзьям, у которых есть маленькие дети. Глядя на ваше общение, ребенок будет брать с вас пример. Положительный же пример будет ему только на пользу, так как дети любят копировать взрослых.
  6. Отмечайте дни рождения ребенка, приглашайте на праздник его знакомых сверстников из детского сада, соседских детей, друзей по кружку и т.д. Устраивайте «сладкие столы», придумывайте веселые игры, конкурсы. Но не стремитесь все время быть посредником между вашим ребенком и другими детьми, давайте ему возможность проявлять самостоятельность в поступках и действиях.

РАЗВИТИЕ  КОММУНИКАТИВНЫХ  УМЕНИЙ  И  НАВЫКОВ  ДЕТЕЙ  4-5  ЛЕТ.

Проблема общения ребенка со сверстниками продолжает волновать родителей. Как часто им бывает стыдно за поведение своего ребенка, особенно на детских площадках, в песочницах, в детском саду и т.д. Беседы с родителями, наблюдения за их взаимоотношениями с детьми показывают, что родители часто занимают две крайние позиции в развитии коммуникативных умений ребенка. Некоторые мамы и папы не утруждают себя систематическими беседами и созданием конкретных ситуаций общения; не разбирают с малышом хорошие и плохие поступки сказочных и литературных героев. Другие родители, наоборот, контролируют каждый шаг и действия ребенка. Таким образом, лишают малыша активности и самостоятельности. Обычно это приводит к тому, что в период очередного возрастного кризиса,  ребенок постарается своим поведением выйти из под такой опеки.

      Рассмотрим некоторые причины, мешающие развитию коммуникативных умений и навыков. Причинами нелюдимости являются:

  1. Индивидуально невысокая потребность в общении у ребенка, с хорошо развитым вербальным интеллектом. Ему часто бывает  неинтересно общаться со сверстниками. Он будет получать удовольствие от общения с детьми старше себя или взрослыми.
  2. Ребенок повторяет развитие кого-то из своих предков. Если мама, папа или кто-то из других родственников были не общительными, то не нужно требовать высокого уровня общительности у ребенка. В таком случае у ребенка нет образца поведения в ходе общения с другими.
  1. Ребенку достаточно общения в своей многочисленной семье.
  2. У ребенка высокий уровень тревожности.
  3. У ребенка уже сформировалась определенная модель поведения в социуме.
Читайте также:  Лурия речь и интеллект в развитии ребенка читать

Рассмотрим основные модели ролевого поведения ребенка в общении с окружающими, особенно со сверстниками.

«Клоун» – ребенка в коллективе не замечают, не ценят. Для  поднятия своего авторитета малыш начинает паясничать. Его девиз «Пусть смеются, зато я в центре внимания».

«Добрая фея» – ребенок старается всем понравиться через подкуп. Он приносит жвачку, игрушки, конфеты и т.п. Через такое приношение ребенок чувствует себя нужным.

«Изгой» – ребенок имеет какое-то отличие от других. Дети в силу ряда объективных и субъективных причин очень жестокие. Свою жестокость в виде драки, обзывания, насмешек они переносят на непохожих деток.

«Ябеда» – ребенок с повышенной импульсивностью старается быть «хорошим» на фоне «плохого» ребенка.

 Поведенческая роль не закрепится за ребенком если:

– у ребенка будет эмоциональная поддержка в коллективе (дома, в садике, на игровой площадке);

– организовать круг общения, где ребенок будет успешным;

– не обсуждать и не осуждать в присутствии ребенка тех, по вашему мнению «не любит» и «не ценит» вашего сына или дочь.

   Первую школу человеческого общения ребенок проходит в семье. Там он приобретает первоначальный опыт отношений с близкими людьми, основанный на гуманных чувствах, в семье усваивает азы нравственности, обогащает интеллект.

Однако для полноценной социализации личности растущему человеку необходимы сверстники, с которыми бы он мог взаимодействовать как внутри семьи, так и за её пределами. Детское общество – одно из необходимых условий всестороннего развития ребёнка. Черты нового человека – коллективизм, основы правильного отношения к трудовым обязанностям, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения – легче формируются в результате взаимодействия с другими детьми.

Особую значимость приобретает общение со сверстниками для тех детей, которые растут единственными в семье. Ведь даже самый маленький ребёнок тянется к детям, ибо это огромная его потребность. В общении со сверстниками он получает богатейшую возможность приобретения опыта, созвучного его стремлениям и интересам.

Нельзя не учитывать, что ребёнок воспитывается в различных  жизненных ситуациях, в том числе и в тех, которые возникают в результате сотрудничества самих детей. Любая деятельность – игра, занятия, труд, развлечения – наполняются для него особым содержанием при условии, что у ребенка есть партнёр, разделяющий его начинания и замыслы. И здесь ценно то, что дети самостоятельно решают, во что и как играть, чем заниматься, планируют ход действий, прикидывают, как поступить в спорных случаях – отнять или попросить, поделиться или единолично владеть «сокровищем»,  пожаловаться на товарища или попытаться договориться. А постоянно меняющиеся ситуации, возникающие в процессе совместного взаимодействия детей, требуют от них обоюдной и оперативной согласованности.

С умения ребенка строить отношения со сверстниками начинается его подготовка к жизни среди людей – сначала в обществе детей в детском саду и в школе, а затем в студенческом и производственном коллективах. И это очень важно.

Нередко ребенок в семье растет изолированно от сверстников: родители опасаются отрицательных влияний, шума и беспорядка в доме, не хотят нарушать свой покой. Дети из таких семей сторонятся ребят в детском саду и в силу сформировавшейся некоммуникабельности испытывают большие затруднения в установлении контактов со сверстниками. Намного проще тем из них, кто получил опыт общения с ровесниками ещё в семье.

Общение детей наполняется особым содержанием тогда, когда их объединяет интересная, насыщенная событиями жизнь. В детском саду имеются для этого все условия.

Даже  простой разговор  имеет огромное значение в установлении доверительных отношений между детьми. Ребенку важно иметь внимательного слушателя, который его понимает, поддерживает, советует, разделяет настроение.  Видя отношение  к тому,  о чем он рассказывает, ребенок получает нравственные ориентации, уточняет, что такое хорошо и что такое плохо. Он умнеет, взрослеет, набирается опыта.

А как важны детские высказывания! В них – источник изучения ребенка, уровня его интеллектуального и нравственного развития, его интересов и потребностей. По детским высказываниям нетрудно судить о семье, где растет ребенок, чему там учат его, каково его место в семейном коллективе, каковы внутрисемейные взаимоотношения взрослых, их представления о нравственных ценностях, об их отношении к труду, к окружающим людям. Многие тайники внутреннего мира ребенка и семейной педагогики предстают как на ладони.

Важно заставить ребенка поверить в себя, в то, что он хороший, и тем самым посеять семена доброго в его душе. Одновременно мы, воспитатели, стремимся приобщать детей к участию в общих делах группы: вместе выносим на участок игровой материал,  дежурим в уголке природы,  учим  стремлению  помогать  товарищу, например, застегивать непослушную пуговицу. Вскоре дети по собственному побуждению будут стараться помочь устранять непорядок в игрушках.  Особенно их трогает, когда их  называет их помощниками. Нужно это произносить так,  чтобы слышали другие дети. Так мы стараемся вселить в ребенка веру в добро, создаем желание стать лучше и одновременно вызываем у других детей положительное отношение к нему.

Иногда ребенок поступает дурно вовсе непреднамеренно, а в силу незрелости  нравственных представлений или незнания правил жизни в детском саду. В этих случаях  требуется особая чуткость и такт, умение понять мотивы детского поступка и найти правильное решение в сложной  ситуации.

Важно, чтобы благодаря общению со сверстниками,  ребенок накапливал опыт саморегулирования поведения, считался с общественным мнением, приобретал навыки коллективизма.

Источник