Развитие кисти руки у ребенка

Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи



Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончи находятся на кончиках пальцев.

В. А. Сухомлинский

Движения пальцев и кистей ребёнка имеют особое, развивающие воздействие. Влияние мануальных (ручных) воздействий на развитие мозга человека известно было ещё во 2 веке до н.э. В Китае специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шариками. В Японии широко используются упражнения для ладоней грецкими орехами. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь руки с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит развить речь ребёнка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец имеет представительство в коре больших полушарий мозга. Она отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи — такой же как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.



Такую тренировку следует начинать с самого раннего возраста, т, к. у грудного ребёнка в самом начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребёнка.

Специалисты из института им. Г. И. Турнера рекомендуют начинать работу по развитию моторки с 2 месяцев. В этом возрасте они рекомендуют следующие упражнения:
– потягивать пальчики малыша, как будто хотите их вытащить; движения должны быть очень легкими и нежными;
– осуществлять круговые движения каждым пальчиком в отдельности, сначала в одну, а потом в другую сторону.

Также очень хорошо использовать мини-тренажёры. В качестве таких тренажёров можно использовать «мохнатые» шарики из латекса (они продаются в зоомагазинах). До трех месяцев маленькие шарики диаметром 3-4 см вкладывайте в ладони ребёнка. Когда ребёнок засыпает, сжимая эти шарики, то его руки сохраняют правильную форму.

В 4-5 месяцев для массажа используемь крупные шарики. Изменяется и массаж: держа руки ребёнка в своих руках, надо зажать мячик между его ладоней и покрутить.

В 5-6 месяцев для укрепления мышц ладоней хорошо использовать упражнение «Причёсывание»: руки малыша по очереди поднимаем вверх и плавно ими двигаем вдоль головы вперёд и назад. При выполнении этого упражнения работают мышцы плечевого пояса, ладоней, пальцев. В этом же возрасте переходим к массажу кисти рук, массируя каждый палец, каждую его фалангу. Проводим разминание ежедневно в течение 2-3 минут.

В 6-7 месяцев к ранее выполняемым упражнениям добавляем прокатывание грецкого ореха по ладони ребёнка (круговые движения) в течение 3-4 минут.

В 8-10 месяцев начинаем проводить активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев, проводим упражнения с хорошей амплитудой. Хорошо тренируют движения пальцев рук всем известные упражнения, созданные талантом нашей народной педагогики: «Ладушки», «Сорока — белобока», «Коза рогатая».

В этом возрасте рекомендую использовать при проведении упражнений игрушки-пищалки.

Упражнение «Утёнок»

Ребёнку дать игрушку-пищалку. При проговаривании взрослым текста ребёнок сжимает и разжимает зажатую в руке игрушку утёнка.
Ты, утёнок, не пищи,

Лучше маму поищи.

Для этого упражнения можно использовать и другие игрушки (котенка, цыплёнка), изменяя текст стихотворения.

Упражнение «Киска»

Ребёнок сначала одной рукой, а затем другой делает расслабляющие движения, имитирующие поглаживающие движения.

Киска, кисонька, кисуля! —
Позвала котенка … (имя вашего ребёнка)
Не спеши домой, постой! —
И погладила рукой.

В 10-12 месяцев предлагайте ребёнку разбирать и собирать пирамиду без учета размера колец. В этом возрасте начинайте учить ребёнка держать ложку, чашку, карандаш. Начинайте учить рисовать «каракули».

Основные этапы развития моторных навыков руки

► 8-12 месяцев: ребенок берёт мелкий предмет 2 пальцами (кончик большого и указательного пальцев) — точный «пинцетный захват».

► 8-13 месяцев: ребенок разъединяет предметы под контролем зрения.

► 10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней.

► 10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, подносит телефонную трубку к уху).

► 11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать «каракули».

► 12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразу страницы книги; хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку, разворачивать завёрнутый в бумагу предмет.

► 13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик.

► 14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения.

► 15-18 месяцев: ребенок собирает пирамидку без учёта колец.

► 17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга. Переворачивает страницы книги по одной.

► 17-24 месяца: ребенок схватывает движущийся предмет.

► 18-24 месяца: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу.

► 20-24 месяца: ребенок пытается остановить катящийся мяч; нанизывает на шнур большие бусины.

► 21-22 месяца: ребенок переливает жидкость из одной емкости в другую.

► 22-24 месяца: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга.

Уважаемые родители! Обнаружив у ребёнка отставание в моторном развитии, не огорчайтесь и не отчаивайтесь. Займитесь пальчиковой гимнастикой! Упражнения, предлагаемые мной в следующих статьях, помогут вам в этом.

Удачи и терпения вам в занятиях со своими детьми!

Тема следующей статьи — Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет

Комментарии к статье

Развитие руки ребёнка от 2 месяцев до 1 года

15.10.2005, 20:50
Natali2004

Хоть моему сыну уже 1,5 года, но все равно было интересно почитать. Спасибо! С нетерпением буду ждать следующей статьи, т.к. она будет уж точно актуальна для меня.

01.11.2006, 18:49
Елена

А вот моему ребенку уже 6,5 месяцев, но до сих пор не дает трогать свои ладошки. Единственное, на что нормально реагирует — это «сорока-ворона», но не надолго. Что делать не знаю.

20.12.2006, 21:34
Дарья

Хорошая статья, доходчивая и с полезными советами

05.02.2007, 07:06
Татьяна

Спасибо, очень хорошая статья.
У меня дочке 6 месяцев и мы с удовольствием с ней играем с пальчиками

08.05.2007, 09:22
маша

Очень хорошая статья,надеюсь упражнения нам понравятся.

23.05.2007, 22:37
Женя

Сын не любит игры с его пальчиками (вырывает руки), я не настаиваю. Ладушки делаю я, он держит мои руки. Сорока-ворона тоже не нравится, зато с удовольствием гладим и трогаем всякие шершавые и колючие материалы.

20.01.2008, 10:23
елена

занимаюсь массажем ручек с рождения
у вас узнала много новых упражнений
спасибо

25.03.2008, 10:18
OLGA

Занималась с ребенкосм с 3 месяцев, результат мне нравиться, моей дочери сейчас почти 8 лет, учиться на отлично, занимается английским, вообщем мое мнение, что не последнюю роль сыграла именно ранняя пальчиковая гимнастика.

07.04.2008, 22:49
Иннусик

Очень полезная статья,моя доця любит гладить свои волосики,ей 6,5 месяцев,а «сороку» не любит.Завтра с утра начнем упражнения.

11.04.2008, 21:20
Анастасия

Статья замечательная
ТОже с раннего возраста (где-то с 1.5 мес.) делаем массаж пальчиков. Доча рано начала брать игрушки и играть в ладушки. Сейчас ей 10.5.
Какие еще стишки можно рассказывать ребенку, кроме предложенных?

09.10.2008, 17:43
алена

моему ребенку 3 месяца и предложенный комплекс упражнений очень важен для нас непременно будем заниматься спасибо

16.10.2008, 13:49
ирина

Спасибо огромное за статью.Нам 10 месяцев будем наверстывать упущенное.

17.07.2009, 13:11
Алла

Спасибо за статью. очень хорошо и доходчиво написано. сохранила ее в закладки когда доче было 1,5мес. сейчас уже 7мес. периодически смотрю какие новые упражнения делать.

27.07.2009, 16:26
Мамочка

А если мое дитя не дает играть со своими пальчиками? Только я ручку ее беру в руку, сразу же она их прячет за спину. Что это может означать. Ребенку 10мес.

02.08.2009, 08:25
Юлькин

Спасибо большое, очень хорошая статья. нам почти 5 мес…наверстаем 🙂

08.08.2009, 19:21
суслова лена

спасибо за статью

17.11.2009, 01:16
Елена К

Супер!Век живи век учись.Об этом знала.Но прочитав узнала ещё больше.Спасибо.

01.11.2010, 14:33
Natali

Интересно то, что начало статьи один в один скопированно из книги Савиной «Пальчиковая гимнастика», вышедшей 5ю годами раньше статьи.

07.11.2010, 23:24
Оксана Сергеевна (ведущая рубрики)

Ответ Natali.
Нет никакого копирования статьи. Я привожу материал из книги для сравнения.
* * *
«Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные…»
* * *

Если и есть совпадение в составлении предложений, то они взяты не из упомянутой книги. Материал собирался в течение многих лет, и начало статьи взято из журнала «Дефектология», если память не подводит, за 70-е годы.

21.03.2011, 13:17
Нина

Да, согласна с мнением, что развитие руки напрямую связано с развитием мозга у детей.В каждой стране есть свои традиции связаны напрямую со здоровьем, а у нас есть в городе прекрасный Остеопатический центр Семья, рекомендую. прекрасные доктора, которые лечат руками.

02.08.2019, 10:43
Денис

Перезвоните мне пожалуйста 8 (812) 747-16-80 Денис.

Источник

Этапы развития кисти и пальцев рук.

 А.С.Большев, Л.В.Филиппова выделяют следующие, а также описывают различные виды хватки:

1 .Хватательный рефлекс. Он является рефлекторным движением, которое активизируется с помощью осязания. Примерно в возрасте 2 месяцев рука начинает открываться и большой палец выходит из руки. К 4 месяцам хватательный рефлекс должен быть настолько заторможен, что ребенок должен начать осознанно хватать и отпускать различные предметы.

2.Локтево-ладонная хватка появляется приблизительно к 3 месяцам. Новорожденный держится мизинцем, безымянным и средним пальцами, а не большим и указательным. Младенцу трудно положить предметы себе в рот с помощью такой хватки, и маленькие объекты часто остаются внутри его руки. Если ребенок хватает одной рукой, то происходит параллельное движение другой руки. Локтевая — кость на той же стороне, что и мизинец, ладонная — ладонь этой руки.

3 .Радиально-ладонная хватка появляется к 6 месяцам. Когда рука находится в среднем положении, ребенок хватает прямо ладонью и сгибает пальцы вокруг предмета. Радиальная: кость руки на стороне большого пальца; ладонная: ладонь этой руки.

4.Хватка с помощью пальцев происходит в 8 месяцев. Ребенок держит предмет 4-5 пальцами. Предметы не находятся внутри ладони.

5 .Хватка щепотью формируется к 11-12 месяцам. Ребенок держит предмет с помощью большого и указательного пальцев. В этом возрасте ребенок любит находить всевозможные мелкие предметы.

6.Верхняя хватка наблюдается в возрасте 1-2 лет. Ребенок хватает предмет сверху, тыльной стороной кисти вверх.

7.Хватка “крест-накрест”. Когда ребенку исполняется 2 года, он научается держать ручку, ложку перекрестной хваткой: он удерживает ручку крест-накрест, причем ладонь и палец направлены вниз. Это внутренняя наклонная хватка. Когда ребенок пользуется такой хваткой, движение совершается плечом и локтем — это большое моторное действие. Ребенок может обнаружить, что легче управлять ручкой, если использовать эту хватку с выпрямленным указательным пальцем.

8.Хватка щетки формируется в возрасте 3-4 лет. Она также называется верхняя хватка пальцами, т.к. теперь ребенок пользуется только пальцами для того, чтобы удержать предмет. Рука повернута внутрь, но движение начинается уже в запястье.

9.Хватка, использующая сгиб между большим и указательными пальцами развивается приблизительно в 5 лет. Движение становится органичным и включает движение предплечья, запястья, пальцев. Сначала хватка высока, но по мере развитие движение опускается вниз, и карандаш удерживается низко с помощью пальцев. Рука становится вращающейся наружу, расслабленная хватка.

10.Противопоставление большого пальца всем остальным на одной руке развивается к 5 годам. Большой палец в состоянии дотрагиваться до кончиков каждого из остальных пальцев. Большой палец настолько подвижен, что с его участием можно сформировать кольцо, и ребенок может согнуть его поперек ладони ногтем вверх. Если ребенок не может ставить большой палец “напротив” кончиков остальных, у него плохо развивается хватка “щипцами”.

 Исследователи отмечают, что развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук имеет важное значение для психического развития дошкольника. Благодаря развитой руке расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, овладении им различными мыслительными операциями, овладение навыками самообслуживания, а также рядом трудовых и учебных навыков (письмо, резание и т.д.). Кроме того, двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на развитие всех познавательных процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, речи, восприятия (М.М.Кольцова, В.П.Дудьев, З.Н.Тюбекина, Т.О Гиневская).

Е.М.Мастюкова, И.Эллнеби, В.П.Дудьев выделяют следующие этапы развития кисти и пальцев руки и овладение дошкольником различными навыками и умениями:

• От рождения до 1 месяца жизни. Кисть руки сжата. Хватательный рефлекс. Ребенок хватает палец, который кладут в его руку и не отпускает его.

• От 3 до 4 месяцев жизни. Хватательный рефлекс начинает угасать. Хватает ладонью, а также средним, безымянным пальцами и мизинцем, не делает этого большим и указательным пальцами. Вытягивает кисть руки, чтобы взять предмет. Иногда ребенок хватает предмет, но держит его боком.

• От 5 до 6 месяцев жизни. Держит достаточно большой предмет обеими руками. Отпускает предмет. Держит предмет всей ладонью руки и всеми пальцами, обхватывающими предмет. Может перекладывать игрушку из одной руки в другую.

• От 8 до 9 месяцев жизни. Играет в игры типа “дай-возьми”. Может держать по кубики в руках и ударять ими друг об друга. Получает удовольствие от бросания предметов на пол. Берет предметы пальцами; крутит и переворачивает предметы, которые рассматривает.

• От 22 до 12 месяцев жизни. Держит маленькие предметы большим и указательным пальцами. Получает удовольствие от манипулирования с предметами, игры с ними. Хватает сверху. Двигает руками, поворачивая их внутрь.

• От 1,5 до 2 лет жизни. Нарочно роняет предметы. Пытается бросить мяч. Строит башенку их 3-х кубиков. Держит ложку, ухватив ее поперек руки. Двигает руками, поворачивая их внутрь. Начинает самостоятельно есть.

• От 2 до 2,5 лет жизни. Держит мел и ложку поперек руки. Строит “башенку” из 6 кубиков. Бросает мяч в определенном направлении. Режет ножницами бумагу.

• От 2,5 до 3 лет жизни. При рисовании держит карандаш ведущей рукой поперек него, но часто с выпрямленным указательным пальцем. Адекватным образом выпрямляет пальцы, когда берет предмет. Удерживает мяч обеими руками, прижимая его к груди. Режет бумагу глубокими подрезами.

• От 3 до 4 лет жизни. Наливает воду в кружку. Строит “башенку” из 8 кубиков. Держит карандаш, мел “перекрестной” хваткой. Ловит мяч обеими руками.

• От 4 до 5 лет жизни. Начинает совершать движения кистью и пальцами: держим карандаш пальцами и поворачивает кисть руки наружу, когда рисует. Ловит маленький мяч, делая руками “чашку”. Знает, какая рука доминирует. Режет бумагу ножницами по прямой линии, а также зигзагами, волнами; вырезает по кругу. Наливает воду в кружку одной рукой.

• От 5 до 6 лет жизни. Держит карандаш у основания с помощью захвата большим пальцем. Ударяет мячом о пол, ловит обеими руками. Рисует художественной кистью, не нажимая на бумагу. Вытягивает руки, чтобы поймать маленький мяч, бросает и ловит большой мяч хорошо. Вырезает сложные фигуры.

• От 6 до 7 лет жизни. Режет хлеб ножом, намазывает масло. Скрещивает большой палец поперек ладони. Противопоставляет большой палец остальным. Бьет большим мячом об стенку и ловит его, подбрасывает его в воздух и ловит. Обладает развитыми хватками всех типов, использует пальцы (большой и указательный) когда ест ложкой и вилкой, рисует и пишет. Вырезает спиральные гирлянды [20,40,73].

Таким образом, обобщая результаты исследований по данному вопросу, следует отметить, что развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется присущим только ему качественным своеобразием и интенсивностью протекания: в норме развития тонкие дифференцированные движения рук начинают формироваться уже в младенчестве и носят примитивный характер. За 6-7 лет ребенок усваивает огромное количество двигательных умений и навыков —  достаточное   для   того,   чтобы   движения   руки   ребенка   имели   те   же качественные характеристики, что и у взрослых.

Источник

Развитие движений пальцев и кисти ребёнка
как один из методов развития речи

Развитие руки ребёнка от 2 месяцев до 1 года

Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев
В. А. Сухомлинский

Движения пальцев и кистей ребёнка имеют особое,развивающие воздействие. Влияние мануальных (ручных) воздействий наразвитие мозга человека известно было ещё во 2 веке до н.э. В Китаеспециалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничноеотношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходномсостоянии. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными иметаллическими шариками. В Японии широко используются упражнения дляладоней грецкими орехами. Исследования отечественных физиологовподтверждают связь руки с развитием мозга. Работы В. М. Бехтеревадоказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервнойдеятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убратьнапряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственнуюусталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит развитьречь ребёнка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палецимеет представительство в коре больших полушарий мозга. Она отмечает,что есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такойже как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти рукиесть ещё одна речевая зона. Развитие тонких движений пальцев рукпредшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев вмозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевыереакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Такую тренировку следует начинать с самого раннего возраста,т, к. у грудного ребёнка в самом начальном периоде жизни моторикаявляется первым и единственным аспектом развития, который доступенобъективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует онормальном развитии ребёнка.

Специалисты из института им. Г. И. Турнера рекомендуют начинать работу по развитию моторки с 2 месяцев. В этом возрасте они рекомендуют следующие упражнения:

  • потягивать пальчики малыша, как будто хотите их вытащить; движения должны быть очень легкими и нежными;
  • осуществлять круговые движения каждым пальчиком в отдельности, сначала в одну, а потом в другую сторону.
    Также очень хорошо использовать мини-тренажёры. В качестве такихтренажёров можно использовать «мохнатые» шарики из латекса (онипродаются в зоомагазинах). До трех месяцев маленькие шарики диаметром3-4 см вкладывайте в ладони ребёнка. Когда ребёнок засыпает, сжимая этишарики, то его руки сохраняют правильную форму.

    В 4-5 месяцев для массажа используемь крупные шарики.Изменяется и массаж: держа руки ребёнка в своих руках, надо зажатьмячик между его ладоней и покрутить.

    В 5-6 месяцев для укрепления мышц ладоней хорошо использовать упражнение «Причёсывание»:руки малыша по очереди поднимаем вверх и плавно ими двигаем вдольголовы вперёд и назад. При выполнении этого упражнения работают мышцыплечевого пояса, ладоней, пальцев. В этом же возрасте переходим кмассажу кисти рук, массируя каждый палец, каждую его фалангу. Проводимразминание ежедневно в течение 2-3 минут.

    В 6-7 месяцев к ранее выполняемым упражнениям добавляемпрокатывание грецкого ореха по ладони ребёнка (круговые движения) втечение 3-4 минут.

    В 8-10 месяцев начинаем проводить активные упражнениядля пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев, проводимупражнения с хорошей амплитудой. Хорошо тренируют движения пальцев руквсем известные упражнения, созданные талантом нашей народнойпедагогики: «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая».
    В этом возрасте рекомендую использовать при проведении упражнений игрушки-пищалки.

      Упражнение «Утёнок»
      Ребёнку дать игрушку-пищалку. При проговаривании взрослым текста ребёнок сжимает и разжимает зажатую в руке игрушку утёнка.Ты, утёнок, не пищи,Лучше маму поищи.
      Для этого упражнения можно использовать и другие игрушки (котенка, цыплёнка), изменяя текст стихотворения.

      Упражнение «Киска»
      Ребёнок сначала одной рукой, а затем другой делает расслабляющие движения, имитирующие поглаживающие движения.Киска, кисонька, кисуля! – Позвала котенка… (имя вашего ребёнка)Не спеши домой, постой! – И погладила рукой.

    В 10-12 месяцев предлагайте ребёнку разбирать исобирать пирамиду без учета размера колец. В этом возрасте начинайтеучить ребёнка держать ложку, чашку, карандаш. Начинайте учить рисовать«каракули».Основные этапы развития моторных навыков руки

  • 8-12 месяцев: ребенок берёт мелкий предмет 2 пальцами (кончик большого и указательного пальцев) – точный «пинцетный захват».
  • 8-13 месяцев: ребенок разъединяет предметы под контролем зрения.
  • 10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней.
  • 10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, подносит телефонную трубку к уху).
  • 11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать «каракули».
  • 12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразустраницы книги; хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку,разворачивать завёрнутый в бумагу предмет.
  • 13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик.
  • 14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения.
  • 15-18 месяцев: ребенок собирает пирамидку без учёта колец.
  • 17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга. Переворачивает страницы книги по одной.
  • 17-24 месяца: ребенок схватывает движущийся предмет.
  • 18-24 месяца: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу.
  • 20-24 месяца: ребенок пытается остановить катящийся мяч; нанизывает на шнур большие бусины.
  • 21-22 месяца: ребенок переливает жидкость из одной емкости в другую.
  • 22-24 месяца: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга.

    Уважаемые родители! Обнаружив у ребёнка отставание в моторномразвитии, не огорчайтесь и не отчаивайтесь. Займитесь пальчиковойгимнастикой. Упражнения, предлагаемые мной в следующих статьях, помогутвам в этом.

    Удачи и терпения вам в занятиях со своими детьми!

    Тема следующей статьи – https://solnet.ee/parents/log_02

  • Источник