Развитие качеств в воспитании ребенка

Развитие качеств в воспитании ребенка thumbnail

Практически каждый дошкольник отождествляет себя с образом «хороший ребенок». Добрый, старательный, умелый, ловкий, дружелюбный, помогает маме, не хвастает – это про него. Вредный и неуклюжий, хвастунишка и лентяй – это вовсе не про него! Так думает малыш. Как формируются личностные качества ребенка дошкольника, поясняет возрастная психология. 

Особенности развития личностных качеств дошкольников

В дошкольном возрасте начинают складываться представления о таких личностных качествах как доброта, аккуратность, вежливость, честность, смелость, щедрость, скромность, трудолюбие. Осмысливаются при этом и антиподы: жестокость, неряшливость, грубость, лживость, трусость, жадность, хвастовство, лень. Этот краткий перечень включает только самые понятные детям качества.

Качества личности

Причем, значение понятия дети еще не могут объяснить, но вполне осознают, какое поведение и какие поступки стоят за каждой из характеристик.

Осознание, какой есть Я, формируется постепенно благодаря деятельности и общению. На каждой возрастной ступени личность ребенка приобретает новые качества.

Например, детям с ранних лет прививают милосердие, настойчиво повторяя, что нельзя бить ни человека, ни кошку – «будет больно», «будет плакать».  Точно так же дошкольники постоянно слышат, что нельзя жадничать, нужно делиться. К 4 годам у ребенка появляются первое осознание некоторых качеств, а именно — добрый и жадный.

Так же рано родители стремятся воспитывать в детях опрятность и аккуратность. Этому способствует выполнение бытовых процессов. Аккуратно кушать, складывать игрушки, следить, чтобы одежда оставалась чистой, ребенок начинает под тщательным контролем взрослых, постепенно привыкая делать это самостоятельно.

Это уже обязанность, требующая произвольного внимания. Поскольку в младшем дошкольном возрасте преобладает непроизвольность всех психических процессов, не все детки включаются в выполнение своих первых обязанностей. Поэтому среди дошкольников встречается немало неаккуратных и неопрятных, которые без вмешательства взрослых не в состоянии позаботиться о порядке.

Чтобы качество бытовых операций соблюдалось по инициативе самого ребенка, важно сформировать осознание нравственных норм, определяющих бытовое повседневное поведение.

После 5-ти лет отдельные бытовые процессы приобретают для ребенка системность, превращаясь в привычку. Позанимавшись с игрушками, их нужно убрать на свое место. Перед тем, как сесть за стол, необходимо вымыть руки; есть так, чтобы одежда и стол оставались чистыми. После еды убрать грязную посуду, а еще лучше – вымыть. Подобные бытовые циклы становятся потребностью, формируя опрятность, аккуратность и организованность.

Нравственные качества личности дошкольника

Важнейшей задачей является привитие детям с дошкольных лет правил поведения, основанных на моральных ценностях. Понимание нравственных общечеловеческих ценностей и норм формируется постепенно, сначала включая наиболее доступные возрасту.

Милосердие

Пожалей того, кто плачет, делись игрушками с другими детками, не бери без разрешения чужие игрушки – понятные руководства для дошкольника еще с «песочного» возраста. Нравственное воспитание направлено на развитие сочувствия, доброжелательного отношения, дружелюбия.

Младшие дошкольники не всегда осознают моральную ценность принятых норм поведения. И по большей части выполняют правила, чтобы за их нарушение не последовало наказание. Хочется отобрать новенький грузовик у Дениски, но мама тут же уведет домой, и игра закончится…

Малыши 3-4 лет делают положительные поступки с подачи взрослого, ради похвалы или избегания неприятных последствий. В этом возрасте имеет место некая стихийная нравственность.

Объективный социально-моральный смысл правил поведения осмысливается дошкольником в 5-7 лет. Усвоение нравственных норм связано с умением поставить себя на место другого человека. Подобной децентрацией управляет социальный интеллект и опыт межличностных отношений, которые еще только начинают формироваться с середины дошкольного возраста.

Старшие дошкольники проявляют сознательную нравственность. Они понимают, что морально-этические нормы следует выполнять, так как они разделяют категории добра или зла. А нормы поведения регулируют отношения между людьми.

Нравственные нормы и правила в дошкольном возрасте

Формирование нравственных качеств личности дошкольника происходит количественно и качественно, в соответствии с расширением социального круга и становлением мировоззрения. В 4-5 лет главные моральные заповеди укладываются в предельно короткий список:

  • Слушаться маму, папу и других значимых взрослых
  • Не обижать других деток (не отбирать игрушки, не толкать)
  • Никого не бить

К 6 годам перечень нравственных норм пополняется, прежде всего, благодаря развитию общения со сверстниками и взрослыми:

  • Делиться игрушками с товарищами
  • Не жадничать, когда что-то даешь другим
  • Помогать маме в бытовых делах
  • Складывать свои игрушки на место и бережно ими пользоваться
  • Не кричать и не требовать что-либо купить в магазине
  • Подождать, если взрослый занят и не может сию минуту проявить внимание

Старшие дошкольники обязаны следовать ряду ценностей, регулирующих совместную деятельность со сверстниками:

  • Быть приветливым со всеми, а не только с друзьями
  • Принимать в игру всех желающих
  • Оказывать взаимопомощь
  • Прислушиваться к другим, а не только настаивать на своем
  • Проявлять дружелюбие
  • Говорить правду
  • Защищать младших
  • Быть уважительным к взрослым

Подчиняясь нравственным нормам, дошкольники учатся контролировать свои желания и эмоции. У них формируется понимание, что существует «хочу», но его нужно соотносить с «можно» и «надо».

Формирование волевых качеств ребенка

Непременным условием развития волевых качеств личности дошкольника является самостоятельная деятельность и познавательная активность. Если ребенок заинтересован в определенных действиях, то он обязательно будет стремиться получить результат, будь то застегивание пуговиц или построение конструкции, создание рисунка в подарок маме или сочинение сказки.

Читайте также:  Ребенок год и пять развитие

Путь к результату лежит через проявление воли. В дошкольном возрасте начинают формироваться следующие качества:

  • Настойчивость
  • Самостоятельность
  • Ответственность
  • Организованность
  • Трудолюбие

Дети мотивированы получать результат. Уже в 3 года появляется важнейшее личностное новообразование – гордость за свои достижения. Самостоятельно выполняя действия, дошкольники познают свои силы и возможности. Ребенок твердит «Я сам», когда взрослый торопится помочь ему. Малыш желает испытать гордость за свои старания, поэтому проявляет настойчивость и здоровое упорство.

Трудолюбие формируется благодаря воспитанию положительного отношения к труду, понимания важности сделанной работы для окружающих. Дошкольник не выдаст существенного продукта, однако важно уже то, что он прилагает усилия, участвует в деле рядом со взрослым.

Исключение двойных стандартов в нравственном воспитании

Дети испытывают полное доверие к нравственным эталонам, задаваемым взрослыми. Если бабушка дарит игрушку внуку, приговаривая «не давай мальчишкам, а то сломают», то дошкольник будет следовать бабушкиному наказу.

Только представьте, какое противоречие при этом наваливается на юную личность. С одной стороны, ребенок считает, что должен следовать бабушкиной «заботе». А с другой стороны, из-за этого сверстники называют его жадиной и не хотят с ним дружить. К тому же родители и та же бабушка несколько дней назад твердили, что жадничать нехорошо…

Не секрет, что некоторые семьи проповедуют двойные стандарты. В семейном кругу призывают своих детей быть добрыми, щедрыми, уступчивыми. Но, отпуская дошкольника поиграть со сверстниками, наставляют совершенно иначе: с тем не дружи, игрушки не раздавай, настаивай на своем…

Подобный двойственный подход мешает ребенку усвоить нравственные нормы, и следовательно, воспитать в себе соответствующие нравственные качества. Дошкольник теряется, что же все-таки важнее – быть приветливым и дружелюбным со всеми или дружить избирательно; проявлять щедрость или жадность?..

Еще более значимым примером для ребенка являются поступки и поведение значимых взрослых. От родителей дошкольник перенимает стиль отношения к другим людям, к природе, к животным. На основе реальных поступков ребенок сформирует свои представления о «хорошем» и «плохом». Нравственный или безнравственный смысл родительских поступков перекроет все нравоучения, адресованные ребенку. Как бы ни отрицали отец и мать, морально-этические ориентиры их детей – это калька семейных ценностей.

Источник

Для каждого из нас детство — важнейшая пора. Именно в это время закладывается фундамент личности, который будет определять всю последующую жизнь человека. То, насколько ребенок будет успешен, реализован и счастлив, во многом зависит от привитых ему качеств характера. Рассмотрим ключевые из них.

Ребенок и окружающий мир: ответственность и самостоятельность

Главная задача родителей — научить чадо самостоятельно существовать в этом мире, быть максимально независимым от них и кого-либо еще. Чем раньше вы начнете прививать своему малышу эти качества, тем больше у него будет шансов стать успешным человеком, умеющим принимать решения и собственными силами достигать целей.

На самом деле даже слегка ослабить связь со своим ребенком взрослым бывает психологически сложно. Родители убеждают себя в том, что малыш еще не готов к таким изменениям, что это опасно и т. д. Им самим трудно решиться на столь смелый шаг, так что же говорить о крохе? Но это нужно сделать! Самостоятельность и ответственность — важнейшие факторы для полноценного развития личности. Речь не идет о том, что нужно отдалиться от ребенка, оставить его без своего внимания и участия. Просто постепенно давайте ему больше личного пространства и определите для него круг обязанностей, которые будут изменяться по мере взросления. Постарайтесь донести до чада, что при столкновении с какой-либо затруднительной ситуацией, вместо того чтобы моментально звонким окриком звать взрослых, стоит сначала подумать и принять свое, собственное решение (конечно же, если ситуация не носит экстремальный характер).

Человек, умеющий собственными силами справляться с большинством трудностей и ощущать ответственность за свои действия, сам управляет своей судьбой. На него могут смело положиться друзья, манипулировать им сложно. И это, безусловно, хорошо!

Доброта и любовь к окружающим

Доброта и любовь к окружающим

Быть и оставаться добрым, отзывчивым человеком в условиях современной реальности непросто: социальная конкуренция за жизненные блага ужесточается, положительных личностей, не утративших искренность, добрый нрав и способность к состраданию встречается все меньше. Когда кроха проживает детство, недостаточно говорить ему о правильном поведении. Важно на собственном примере проявлять доброту к окружающим, знакомым и незнакомым людям, животным, тем, кто слабее и беззащитнее.

Хорошо, если малыш с раннего детства будет учиться совершать хорошие поступки абсолютно бескорыстно, не рассчитывая получать за них вознаграждения. Проявляйте при крохе свои чувства. Если вы поранились, покажите ему, что вам больно. Если вы устали и нуждаетесь в помощи, не скрывайте этого. В общем, развивайте эмоциональный аспект.

Ребенок может проявлять заботу о младшем братике или сестренке, даря малютке свои игрушки или помогая маме с папой ухаживать за карапузом. Не менее важную роль в детстве играет взаимодействие с животными. Если будет возможность, обязательно заведите милого щенка или котенка. Видя пример бережной заботы о питомцах и проявления любви к ним, чадо будет учиться доброте, состраданию, ответственности.

Читайте также:  Как заполнить индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка

Разумная смелость

Здоровая смелость формируется на основе уверенности в себе, постоянной поддержки близких, психологического комфорта. Важно учить кроху правильно оценивать свои силы и действовать в стрессовых ситуациях, не впадать в ступор и в панику. Для этого можно периодически разыгрывать сценки, где вы будете меняться ролями, изображая хулигана и жертву. Покажите, как реагировать на чужие нападки и давать отпор (это не всегда означает физическую агрессию, чаще всего можно уладить конфликт мирно, посредством ведения конструктивных диалогов). Расскажите малышу, что бояться — абсолютно нормально для каждого человека. Рациональный страх просто необходим для защиты от опасностей! Но и над такими сильными эмоциями можно держать контроль. Побеждайте зачатки страхов с помощью практики преодоления, начиная с самого раннего возраста.

Позитивный пример родителей: честность

Дети учатся взаимодействовать с окружающей действительностью, наблюдая за своими родителями, перенимая их повадки и модели поведения. Четко уяснить, что такое честность и в чем заключается ее ценность малышам сложно, поэтому слова здесь будут малоэффективны. А вот конкретные жизненные ситуации дадут положительный результат.

Для начала важно понять: всего пару раз поймав вас на лжи, ребенок может получить установку, что так принято и нужно, ведь врут даже взрослые и вполне хорошие люди. И тогда убедить его в обратном будет непросто. Поэтому всегда говорите правду (по крайней мере в присутствии чада) и, что не менее важно, позволяйте крохе быть честным. Займите позицию спокойного, справедливого и рассудительного родителя. Не кричите на малыша, если он совершил оплошность или признался вам в чем-то неприятном. В противном случае он перестанет доверять вам и начнет утаивать все, что может вам не понравиться. Разбитая чашка или двойка в дневнике — ничтожная цена против того чувства внутреннего облегчения совести, которое сможет получать ребенок, не так ли?

Правильное детство: уверенность в себе

Раннее детство — возраст, в котором созревает самооценка. Маленькие дети не умеют защищаться от разного рода нападок, поэтому родители должны обеспечивать им надежный тыл, прививать правильное отношение к критике. Дайте малышу понять, что каждая ошибка и конфликтная ситуация дарят человеку бесценный опыт, и сильно расстраиваться не нужно. Важно смело идти дальше, используя полученные знания в будущем. Неудачи, большие и маленькие промахи всегда будут присутствовать в жизни. Научите ребенка относиться к этому правильно и защищать свое хрупкое эго.

Оптимизм

Это очень важное качество, благодаря которому человек может в полной мере ощущать радость от жизни, легче бороться с неудачами и преодолевать плохое настроение. Объясните малышу, что даже плохая ситуация приносит что-то хорошее, дарит ценный опыт, точку для нового старта. Хвалите инициативу крохи, подбадривайте его в случае неудач и дарите свой оптимистический взгляд на мир.

Умение видеть красоту вокруг

Умение видеть красоту вокруг

Для этого не обязательно жить в «райском саду». Достаточно лишь уметь видеть прекрасное даже в обыденном: пожелтевшем листке, случайно прилетевшем жучке, красивом закате солнца. Для этого периодически останавливайте бешеный бег жизни и устраивайте «10 минут созерцания» мира вокруг вас. Посещайте вместе выставки, подмечайте красоту в людях и предметах, давайте крохе слушать качественную музыку, проверенную временем, чаще читайте вслух художественную литературу.

Уважение к окружающим

Не нарушать чужие личные границы, уважать желания других, осознавать свою значимость и считаться с окружающими — это очень важно. Только в атмосфере семьи возможно полностью осознать ценность уважения. Одобряйте правильное поведение других детей по отношению к старшим, показывайте малышу фильмы, которые носят воспитательный характер, читайте вместе добрые сказки, Подчеркивайте, что уважительно относиться следует к каждому человеку, вне зависимости от его возраста, внешности, национальности, социального статуса и вкусовых предпочтений.

Трудолюбие

Если ваш ребенок полюбит труд еще в детстве, то во взрослом возрасте он не узнает, что такое лень из-за накопившихся дел и апатия из-за безделья. Отвращение к работе может стать настоящей проблемой в будущем, поэтому вопросом трудолюбия нужно озадачиться как можно раньше. Пусть малыш начинает с малого (с уборки игрушек, поддерживания чистоты в своей комнате и т. п.). Все посильные дела пойдут на пользу!

Источник

Воспитание личности ребенка – это формирование у него таких качеств, как уверенность в себе, чувство собственного достоинства, сильный характер, высокая нравственность. Этот процесс нельзя организовать по какому-либо четкому плану, так как воспитание характера ребенка происходит на протяжении всего периода детства, и в нем участвуют не только родители, но и другие члены семьи. Тем не менее, родителям необходимо знать о принципах воспитания личности ребенка и уделять время формированию в нем положительных качеств.

Как воспитать уверенного ребенка

Воспитание и развитие личности ребенка

Как должно происходить воспитание личности ребенка? Рассмотрим основные принципы, которых следует придерживаться родителям, чтобы их ребенок вырос самодостаточной личностью.

Принятие. Характер ребенка начинает проявляться уже в младшем дошкольном возрасте. Важно понимать, что каждый ребенок индивидуален, и многое в его поведении зависит от особенностей темперамента. Если родителям хочется видеть своего малыша активным и бойким, а он любит спокойную деятельность, не стоит пытаться переделать ребенка, заставляя его заниматься тем, что ему не нравится. С ранних лет нужно принимать его таким, какой он есть, не сравнивая с другими детьми и уж тем более со своими представлениями о том, каким должен быть хороший ребенок.

Читайте также:  Пять месяцев ребенку развитие и питание вес

Терпение. Родителям следует внимательно наблюдать за малышом и мягко корректировать его характер, но делать это нужно деликатно. Если в его поведении наблюдаются какие-либо отрицательные качества, это вовсе не повод для паники. В ранние годы любой ребенок может быть капризным, упрямым и непослушным. Подобные качества проявляются в переходные периоды развития ребенка и являются временным явлением. Воспитательные приемы, необходимые в такие периоды – мягкое и ненавязчивое внушение, объяснение. Конечно, это потребует от родителей огромного терпения, зато принесет куда лучшие результаты в воспитании личности ребенка, нежели одни запреты и наказания.

Личный пример. С самых ранних лет дети копируют поведение родителей – это естественный процесс, который играет решающую роль в воспитании характера ребенка. Поэтому родителям важно не просто объяснять малышу, что хорошо, а что плохо, но и следить, чтобы их собственное поведение соответствовало этим правилам. Как воспитать ребенка добрым и терпимым, если постоянно проявлять по отношению к нему агрессию или раздражение? Не стоит требовать от ребенка проявления тех качеств, которых нет у вас самих.

Комфортный климат в семье. Гармоничная личность может сформироваться только в соответствующей атмосфере. Воспитание личности ребенка должно проходить в условиях нормального психологического климата. В семейном кругу он должен чувствовать спокойствие и поддержку. Если в семье часто происходят конфликты, ребенок вырастет закрытым и недоверчивым к миру, и многие положительные качества его характера будут подавлены.

Развитие самостоятельности. Деятельность ребенка следует организовывать так, чтобы он учился выбирать игры и занятия для себя самостоятельно. Роль родителей должна быть направляющей: следует подсказывать ребенку идеи для игр, заниматься с ним какой-нибудь совместной деятельностью, но при этом давать ему возможности для самовыражения, позволяя делать то, что нравится. Также важно с ранних лет поощрять любую инициативу ребенка, когда он хочет научиться делать что-то сам. Мелкие поручения и дела по дому постепенно вырабатывают в нем ответственность и чувство собственной значимости.

Как развивать в ребенке определенные качества?

Воспитание характера ребенка включает формирование и развитие у него конкретных качеств. Лучшим способом для этого также является личный пример. Но родителям следует взять на вооружение и другие приемы. Они зависят от того, какое качество они хотят привить или усилить в характере ребенка.

Как воспитать ребенка добрым? Воспитывать в ребенке доброту нужно с малых лет. Следует терпеливо объяснять ему, как нужно правильно поступать в различных ситуациях и почему важно проявлять доброту и сострадание. Очень хорошим методом воспитания в ребенке доброты, чуткости и способности к состраданию является чтение сказок. Они помогают малышу понять, что такое добро и зло. Лучше всего не просто читать малышу сказки, но и обсуждать с ним положительных и отрицательных персонажей, одновременно поясняя, почему добро всегда побеждает, а зло получает по заслугам.

Как воспитать уверенного ребенка? Чтобы выработать у ребенка уверенность в себе и своих силах, родителям следует использовать позитивную оценку. Важно прислушиваться к его мнению, а также всегда хвалить за проделанную работу, усвоенные знания и любые другие успехи. Не следует слишком перегружать ребенка, заставляя его заниматься всем и сразу – танцы, спорт, музыка, иностранные языки… Лучше предоставить ему право выбора заниматься тем, что ему интересно. Как воспитать уверенного ребенка, если малыш растет тихим и застенчивым? Во-первых, нужно принять эти особенности его характера, а во-вторых – организовывать деятельность ребенка в соответствии с ними. Если ребенку нравятся спокойные игры и занятия, в этом нет ничего страшного. Чувство уверенности может и не проявляться в виде громкой речи, общительности и активности, но ребенок все равно научится чувствовать уверенность в своих силах, если вы будете показывать ему свою безусловную любовь, которая не зависит от того, соответствует ли он вашим личным ожиданиям или нет.

Как воспитать ребенка лидером? Чтобы развить в ребенке лидерские качества, родителям рекомендуется прививать ему интерес к соревновательной деятельности, а также активно развивать социальные навыки ребенка и уверенность в себе. Если же он не стремится быть первым всегда и во всем и не проявляет лидерских качеств при общении со сверстниками, воспитание и развитие личности ребенка должно проходить по тем же правилам, но с учетом индивидуальных особенностей его характера. Многие родители, которые озабочены вопросом, как воспитать ребенка лидером, забывают об этом и демонстрируют свое разочарование, если не видят у него проявления способностей к лидерству. Ребенок обязательно почувствует его, а это негативно повлияет на самооценку. Позволяйте ему развивать те качества, которые даны природой, а также самостоятельно решать, с кем дружить и как строить отношения с ровесниками.

Источник