Развитие эстетических качеств личности ребенка

Эстетическое воспитание – направление воспитания, задачей которого является обучение человека пониманию, навыкам оценки прекрасного, окружающего его.

“В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Такие слова А. П. Чехова определили необходимость развития эстетического воспитания, становления чувства прекрасного у каждого индивида.

Что значит “прекрасное”? Оно отличается от понятий “красота”, “красивый”. “Прекрасное” – описание, включающее тонкие понятия. Такие как гуманизм, духовность, совершенство, гармония, мораль. “Красота” – описывает внешнюю форму, которая способна изменяться в зависимости от исторического времени, моды, предпочтений конкретного общества.

Формирование эстетического воспитания

Эстетическое воспитание – часть культуры личности, необходимое направление любого развитого общества. Формирование личности ребенка, познание правильного отношения к красоте окружающего мира – сложный процесс, содержащий в основе гармоничное развитие чувств.

Эстетическое воспитание осуществляется совместно с трудовым, нравственным воспитанием. Оно проходит через все сферы жизни ребенка. Формирование моральных, умственных качеств (тонкость чувств, особенности мышления, характер, моральные ценности, установки) – основа формирования эстетических.

Сформированные способности подчеркивают индивидуальность каждого члена общества. Эстетически развитый человек всегда обладает высоким моральным, интеллектуальным уровнем.

Цели, задачи

Роль эстетического воспитания в развитии личности любого человека крайне важна. Оно ставит перед собой цель – развить у человека возможность воспринимать красоту в повседневной жизни и художественном искусстве, сформировать культуру личности, состоящую из компонентов:

  • Восприятие – способность замечать внутреннюю красоту;
  • Чувства – особенности эмоциональной оценки;
  • Потребности – желание “общения” с прекрасным;
  • Вкус – способность оценивать;
  • Идеалы – сформированные представления о прекрасном.

Задачи развития:

  • формировать гармоничную личность;
  • формировать способность видеть, оценивать прекрасное;
  • вырабатывать эстетические чувства, чувства вкуса;
  • развивать способности к творчеству.

Содержание воспитания

При правильном воспитании у детей должно произойти:

  • формирование знаний о прекрасном;
  • освоение основных критериев: “возвышенное”, “низменное”;
  • освоение навыков оценки;
  • освоение категорий смешного, серьезного, комического;
  • формирование знаний элементарной художественной культуры;
  • приобретение первоначальных знаний и навыков (слушания музыки, наблюдения за явлениями, отделения индивидуальных, общих свойств, особенностей);
  • развитие стремления к творчеству, инициативности.

Средства, критерии

Эстетическое воспитания включает организацию разнообразной деятельности (художественной, трудовой, эмоциональной, оценочной, природоохранной).

Средства приобщения к прекрасному:

  • Произведения искусства (скульптура, музыка, литература, живопись);
  • Природа;
  • Эстетика взаимоотношений, внутреннего мира человека;
  • Средства массовой информации;
  • Народные традиции.

Критерии эстетической культуры:

  • потребность преображения действительности согласно законам прекрасного;
  • знание основ искусства, культурных традиций;
  • стремление созидания искусства, общению с природой;
  • умение принимать, понимать искусство, оценивать;
  • потребность самовыражения;
  • эстетизация отношений, труда.

Чтобы воспитание было успешных, необходима организация воздействия нескольких основных факторов:

  • Воздействие на ребенка произведений искусства;
  • осуществление воспитания в труде, деятельности;
  • организация направленного влияния окружающей предметной среды;
  • занятия художественной деятельностью;
  • теоретическое воспитание.

Развитие эстетического воспитания

Эстетические чувства, как и моральные, не являются врожденными. Для их формирования требуется специальное воспитание. Чувства – особое отражение в человеке окружающего мира. Они не могут возникнуть, развиваться там, где в окружении отсутствуют формы, краски, звуки – образцы прекрасного.

Основное средство приобретения эстетических чувств, качеств – произведения искусства. Они способны формировать личностные идеалы, сформировать вкус, содействуют повышению чувствительности. Произведения искусства сочетают трагедию и комедию, низменное и возвышенное, красивое и прекрасное. Они – основной фактор эстетического воспитания.

Пассивное общение с произведениями культуры не так эффективно, как организация восприятия с моментом сотворчества, сопереживания читателя, слушателя. Понимание произведения, переживания, возникающие при его просмотре или прослушивании, вносит свой вклад в становление культуры человека.

Важные способы формирования – теоретические формы: уроки, лекции, посещение музеев, галерей, концертов, формирующих запас знаний о культуре.

Наилучший способ осознания прекрасного – творчество человека в искусстве, труде, спорте, другой деятельности.

Формирование правильного отношения к прекрасному невозможно только посредством красоты природы, приобщения к произведениям искусства. Обретая свободу в деятельности, человек соприкасается с источниками прекрасного в обществе. Эстетическое воспитание трудом – направление необходимое для формирования культуры личности как части общества.

Особое значение приобретает мода – сложное, многостороннее явление сознания.

Средства массовой информации вносят свой вклад в развитие чувства прекрасного. В них заложены неограниченные возможности воспитания.

Факторы, влияющие на формирование эстетических качеств неразрывно связаны друг с другом. Особенно важна мотивация человека к развитию, его потребность в приобщении к прекрасному.

Эстетическое воспитание и семья

Формирование чувства прекрасного начинается с самого раннего детства. Роль семьи, родителей в становлении этого чувства у ребенка на ранних этапах становления личности неоценима. Для ребенка мать, отец являются идеалами. Личный пример родителей, методы воздействия (применение песен, колыбельных, посещение культурных заведений, прочтение книг, рисование) формируют фундамент для развития эстетических качеств у ребенка.

Читайте также:  Загадки для развития ребенка 5 лет

Факторы влияния семьи:

  • внешний вид членов семьи;
  • семейная атмосфера, доверительность, взаимное уважение;
  • эмоциональность;
  • формы воздействия;
  • умение родителей выражать чувства;
  • эстетика быта (оформление детской комнаты, жилого пространства, цветы, чистота, порядок).

Все это оказывает положительный эффект при формировании внутреннего чувства прекрасного, находящего свое выражение в становлении личности ребенка в будущем.

Дети до школы начинают проявлять эстетические качества личности при рисовании, построении замков из кубиков, снега, песка. На этом этапе родителям важно помочь им не затормозить, а ускорить развитие этих качеств. На этом периоде формируется интерес ребенка к труду, желание понимать красоту.

Первоначальные чувства у ребенка вызывает красивая музыка, детские украшения (банты, яркая одежда, игрушка). Важно побуждать интерес к произведениям литературы. При слушании у детей развивается речь, чувство ритма, чувствительность слуха, эмоциональность голоса.

Важно

Поведение ребенка часто подражает взрослым. Важно, чтобы они видели около себя только хорошее, доброе.

Воспитание в дошкольном учреждении

Попадая в детский сад, ребенок окунается в новый мир. Вопросы прекрасного начинаются в нем с оформления помещения. Все, что окружает малыша, должно быть чистым, аккуратным. Помещение насыщено произведениями искусства: картинками, произведениями декоративного искусства. Особая роль отводится народному творчеству. Большое значение в детском саду приобретают занятия по музыке, рисованию, лепке, чтению.

Игры с пением, хороводами; сценки из сказок, детских книг, применение народных костюмов – лучшее средство развития нравственно-эстетической культуры ребенка.

Наиболее применимым средством является природа – источник разнообразных качеств. Прогулки, экскурсии учат замечать прекрасное в окружающем. Пение птиц, животные, цветы, шум деревьев – дают воспитанникам положительные эмоции от пребывания на улице. Важно также создание специализированных “уголков природы”.

Первые эмоционально – эстетические качества зависит от игры. Влияние художественно оформленных игрушек на ребенка доказано. Игрушки, выполненные в народном стиле, – отличное средство для развития уважения к народным традициям.

Воспитание и школа

Школа влияет на становление всех качеств ребенка. Особое значение имеют уроки русского языка, литературы, знакомящие детей с красотой родного языка, помогающие ценить произведения литературы. Занятия по музыке развивают голос, слух, приобщают к музыкальным произведениям мирового искусства, рисование способствует формированию художественного вкуса, приобщает к изобразительному искусству.

Внеклассные мероприятия разносторонне влияют на формирование разных качеств у школьников. Велико значение в формировании культуры понимания прекрасного досуговых, дополнительных учреждений образования: музыкальных, изобразительных школ, студий танцев и музыки.

Эстетическое воспитание крайне важно для развития ребенка. Его азы закладываются взрослыми после рождения. Ведущую роль в воспитании подрастающего поколения играют семья, дошкольные учреждения, школа. Родителям, учителям необходимо постараться создать обстановку, в которой у ребенка как можно быстрее развивается чувство красоты, чистоты, аккуратности. Эти качества становятся определяющими при развитии чувства прекрасного и общей культуры личности.



Источник

Оксана Симаченко
Формирование личностных качеств дошкольников посредством художественно-эстетической деятельности

«… Ребенок по своей природе -пытливый исследователь, открыватель мира. Так перед ним открывается чудесный мир в красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество- верная дорога к сердцу ребенка… От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

В. А. Сусомлинский.

Радостное, счастливое настроение ребенка является основой его физического и психического здоровья, доброжелательного отношения к людям, развития чувства доброты и гуманности, залогом успешности и полноты дальнейшей жизни. Формирование радостного, оптимистического отношения к жизни является важнейшей задачей воспитательного процесса в период жизни.

Мы, воспитатели ставим в центр внимания всей педагогической деятельности ребенка и удовлетворение его потребностей в активной деятельности, развиваем у детей чувство прекрасного, формируем эстетический вкус и творческие способности. Задача социально-нравственного развития ребенка-дошкольника- научить различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок – это значит сделать его лучше, нравственнее, содержательнее.

Читайте также:  Беременность ребенок отстает в развитии

Художественно-эстетическое развитие — важнейшая сторона воспитания ребёнка. Это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить, творить по «законам красоты». (Н. Сакулина)

Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей ведется в интеграции : музыкальное воспитание, художественно-речевая деятельность, изобразительная деятельность. Чтобы установить взаимосвязь между знаниями, нужно использовать интегрированный подход к процессу обучения дошкольников. Интеграция — это сложный структурный процесс, требующий научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; развития у дошкольников желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.

Искусство является незаменимым средством формированиядуховного мира детей: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Ведущая педагогическая идея художественно- эстетического воспитания — создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.

Развивать личность художественно- эстетически, отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры, особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте – детстве. Т.Лихачев пишет: «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни». Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Не случайно психологи называют раннее детство «возрастом сказок». Это период самодеятельного творческого занятия искусством – сочинением стихов, сказок, песенок, рисованием, лепкой, актерским творчеством в ролевых играх. Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии. Именно художественно-творческая деятельность способствует открытию в каждом ребенке творца. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый художник, музыкант, поэт. И творить он способен ярко и талантливо, только надо создать для этого благоприятную среду, основанную на доверии и понимании. Как же добиться того, чтобы ребенок, говоря языком В. А. Сухомлинского, «не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом?»

Мы в своей работе используем различные методы и приёмы художественно-эстетического воспитания:

• метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

• метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;

• метод эстетического убеждения (По мысли А. В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);

• метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);

• метод эстетического выбора («убеждения красотой», направленный на формирование эстетического вкуса;

• метод разнообразной художественной практики;

• метод сотворчества (с педагогом, сверстниками);

• метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;

• метод эвристических и поисковых ситуаций.

Основные психолого-педагогические условия,обеспечивающие успешность освоения детьми содержания:

• интеграция познавательной, художественной, игровой деятельности;

• разнообразие и постоянная смена видов художественно-продуктивной деятельности, объединенной образовательной целью и программой развития;

полихудожественный подход – интеграция разных видов искусства и детского художественного творчества;

• подготовка каждым ребенком индивидуально или в сотворчестве с другими детьми и взрослыми (педагогами и родителями) конкретного продукта как успешно достигнутого результата деятельности;

• наличие специально оборудованного места (центр творчества в групповой комнате, включающего широкий выбор материалов, художественных инструментов, альбомов, предметов культуры и произведений искусства.

Одним из важных условий реализации задач художественно-эстетического развития является правильная организация развивающей среды,которая способствует:

•эмоциональному развитию ребенка: возможности общаться без слов, выражать свои чувства, ощущению могущества, эмоциональной разрядке, удовлетворение от создания собственного продукта;

Читайте также:  Фото развитие ребенка в животе по неделям фото

•физическому развитию ребенка: развитию мелкой моторики, тактильного восприятия, остроты зрительного восприятия, общей моторики, приобретение опыта координации зрения и руки;

•социальному развитию: стимулированию детей к принятию решений и решению проблем, развитию самостоятельности, сотрудничества, ответственности, воспитанию уважения к чужим идеям и продуктам творчества, приучению к порядку, последовательности и планированию;

•интеллектуальному развитию: увеличению словарного запаса, помощь в усвоении причинно-следственных отношений, знакомству с линией, цветом, формой и текстурой, увеличению объема внимания;

•развитию креативности: стимуляция мышления проблемными ситуациями открытого типа, формированию способности ценить культурное и художественное наследие.

Все перечисленные характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности.

Источник

Виктория Ткач
Формирование коммуникативных качеств личности детей дошкольного возраста в процессе художественно-эстетического развития

Участники проекта:Дети. Родители. Воспитатель.

Сроки реализации проекта:

Январь –март.

Цель проекта:создать условия для

формирования и развития коммуникативных качеств личности и творческих способностей детей.

Задачи проекта:1. Вызвать интерес к изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

2. Воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, усидчивость.

3. В организации самостоятельной деятельности детей в их желании сделать свои работы общественно – значимыми.

4. Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, развивать творческие способности, фантазию.

Актуальность:На современном этапе в процессе обучения и воспитания всё большее значение приобретают задачи не только передачи социально-значимых знаний, умений и навыков, но и задачи развития эстетического отношения к миру, эстетического восприятия. Эстетическое восприятие, выраженное в таких личностных качествах как нравственная отзывчивость, восприимчивость, сопереживание, сочувствие, доброта, взаимопомощь, в конечном итоге, порождает способность наслаждаться трудом и познанием, тонизируют психофизиологические функции, активизируют социально значимую деятельность, объединяют и обогащают человека.

Эстетическое отношение к миру входит в категорию главных ценностей, формированию и развитию которого должен быть посвящён весь учебно-воспитательный процесс в детском дошкольном учреждении.

Художественно-эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, т. е. становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности.

Специалисты выделяют 3 группы средств эстетического воспитания

1- Искусство (изобразительное искусство, музыка, детская художественная литература, архитектура, театр).

2- Окружающая жизнь, природа, эстетическая развивающая среда (оформление помещений учреждения).

3- Художественная деятельность – деятельность, связанная с видами искусства (театрализованные игры; художественно-речевая, музыкальная, изобразительная деятельность).Подготовительный этап:Составление перспективного плана проведения НОД по формированию коммуникативных качеств личности детей.

Подбор программно-методического материала по направлению работы.

Совершенствование развивающей среды.

Работа с родителями:Индивидуальные беседы.

Папки передвижки.

Выставки детских работ. Формыработы по реализации проекта:

непосредственно образовательная деятельность, в том числе интегрированная, где воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства.

художественный труд;

театрализованные игры;

Классификация методов художественно-эстетического воспитания дошкольников

Метод убеждения

Особенность метода применительно к эстетическому воспитанию состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление – прекрасно. Важно осуществить отбор наиболее ярких и впечатляющих художественных произведений, создать соответствующую ситуацию и эмоциональный настрой.

Метод приучения,

упражнения в практических действиях

Это систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения.

Метод проблемных ситуаций

(метод творческих заданий)

Воспитатель предлагает детям самим найти способы решения намеченного замысла.

Варианты творческих заданий: изображение какого-либо персонажа из сказки после ее прослушивания (вылепить из глины или нарисовать); выбор материалов, цветовых сочетаний, форм; придумывание своих загадок, рифм; создание новых композиций в танце.

Приемы: побуждение детей к самостоятельным высказываниям по поводу содержания, выразительных средств, к оценке выполнения задания своего и сверстников, к сравнениям; усложнение условий выполнения задач.

Подготовка и проведение праздников.

Главной и неотъемлемой частью художественно-эстетического развития детей, является подготовка и проведение праздников, во время которых дети получают эмоциональное развитие, они видят красиво оформленные группы, нарядных воспитателей, родителей, сами стараются приходить на праздник в более торжественной форме одежды, они учатся доброму отношению к окружающему, поддерживают друг друга при выступлениях, радуются своим успехам и успехам своих близких.

Заключительный этап:Обобщение результатов работы по проекту.

Анализ, закрепление полученных знаний, выводы детей.

Приобщение родителей в творческую работу с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Источник