Развитие эпилептоидной психопатии у ребенка происходит вследствие по типу

Данный тип в основном встречается у мальчиков и имеет ряд сходных с предыдущим проявлений, в связи с чем часто рассматривается в сборной группе возбуди­мых психопатий. Однако для него характерен ряд специфиче­ских особенностей, не наблюдаемых при возбудимом типе.<?xml:namespace prefix = o ns = «urn:schemas-microsoft-com:office:office» />

Эпилептоидные личности нередко встречаются в семьях, где имеются больные эпилепсией, что наряду с наличием сходных с эпилептическими особенностями личности у психопатов-эпилептоидов явилось основанием для предположения об их генетической близости. Эпилептоидная психопатия считается неоднородной, в ней имеются две глав­ные разновидности. Одна из них характеризуется со­четанием эксплозивности, склонности к дисфориям и патоло­гического усиления влечений, являющегося часто источником асоциального поведения. Это так называемый эксплозивный вариант. Другая разновидность отличается бипо­лярным сочетанием эксплозивности с аффективной вязкостью («аффективно-аккумулятивная пропорция»). Производными аффективной вязкости считаются «гиперсоциальные» черты личности — педантизм, чрезмерная аккуратность, обстоятель­ность, преданность традициям, утрированное стремление к справедливости и порядку и т. п. (так называемые вязкие эпилептоиды).

В детском возрасте, вплоть до препубертатного периода, в структуре эпилептоидной психо­патии преобладают черты, свойственные «эксплозивным эпилептоидам», а начиная с препубертатного возраста в части случаев все более отчетливо выступают черты, характерные для «вязких эпилептоидов». Отсюда может быть сделан вы­вод о клинико-патогенетическом единстве описываемых разными авторами вариантов эпилептоидной психопатии и вто­ричном характере их клинических различий.

Основу формирования эпилептоидной психопатии состав­ляют своеобразные аномальные темперамент, сфера инстинк­тов и влечений. Аномалия темпера­мента проявляется уже в первые годы жизни ребенка напря­женным  затяжным   аффектом,    преобладанием  хмуро-недо­вольного  настроения  с  монотонной    раздражительностью  и; капризностью. Аномалия сферы инстинктов и влечений в пер­вые 2 года жизни выражается в непереносимости даже лег­кого чувства голода и жажды, бурных аффективных реакциях на любой дискомфорт, а начиная с 3—4 лет проявляется в садистическом  стремлении причинять  боль окружающим,  в первую очередь близким. С аномалией сферы инстинктов, в частности    резко повышенным  инстинктом   самосохранения, связан выраженный эгоцентризм, который становится более заметным в  школьном   возрасте.  Однако  сами  по  себе  эти отклонения недостаточны для структурирования психопатии. Формирование  ее происходит в  результате  контакта такого ребенка с окружающей средой. Ведущая роль в этом отноше­нии   принадлежит рудиментарным   психопатическим   реакци­ям,  которые впервые возникают в период первого возраст­ного  криза  и  проявляются в  озлоблении,  примитивных  аф­фективных и двигательных разрядах, агрессии и аутоагрессии (дети кусают и царапают близких, бросают в них различные предметы, бьют себя руками по голове и лицу). Источника­ми подобных реакций чаще всего являются различные ситуа­ционные моменты  (кратковременная разлука с матерью, не­выполнение требований ребенка, невкусная еда и т. п.). На­ряду с этим рудиментарные психопатические реакции могут быть вызваны другими факторами — перегреванием, охлаж­дением, чувством голода, болевым ощущением.

В отличие от здоровых детей младшего возраста, кото­рым свойственна выраженная нестойкость и изменчивость аффектов, у детей данной группы отрицательный сдвиг наст­роения, возникающий при психопатической реакции, сохра­няется длительно. Дети часами остаются напряженными, озлобленными, отказываются от еды, не выполняют распоря­жений. Нередко у них появляется субфебрильная температу­ра, головная боль, бледность лица. Иногда психопатическая реакция переходит в аффект-респираторный приступ с судорогами. Повторные и особенно длительные рудиментар­ные психопатические реакции могут вести к более или менее заметным сдвигам в характере. Дети становятся крайне разд­ражительными, злыми, упрямыми. У них часто возникают соматические нарушения: стойкие расстройства сна, аппетита, снижение веса. Все это говорит о том, что затяжные эпилептоидные психопатические реакции у детей младшего возра­ста могут вести не только к усилению и усложнению патоло­гических черт характера, но и к изменениям нервной и об­щей реактивности.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте основными внешними причинами возникновения рудиментар­ных психопатических реакций становятся ограничения свобо­ды действий и стремления детей к самоутверждению, подав­ление их активности и инициативы, запреты и наказания и т. п. Постепенно у них меняется характер психопатических ре­акций, в которых усиливается компонент агрессивного пове­дения, появляется жестокость, недоброжелательность к окружающим. Все это ведет к нарушениям социальной адаптации, часто делает невозможным пребывание детей в детском уч­реждении. Ухудшению ситуации способствует появление от­рицательной установки к таким детям со стороны других де­тей, воспитателей и учителей, а нередко и их родителей. По­следнее в свою очередь становится источником новых психо­патических реакций, по выходе из которых происходит дальнейшее заострение патологических черт характера. Ины­ми словами, начиная примерно с 6—7-летнего возраста у та­ких детей появляются зачатки так называемых психопатиче­ских циклов, которым, как известно, принадлежит важная роль в формировании психопатической структуры личности.

Читайте также:  Игры для развития речи ребенка 4 лет онлайн

К концу младшего школьного возраста (10—11 лет) в структуре личности появляется компонент гиперсоциальности (педантизм, утрированное стремление к порядку, «борьба за справедливость»). В связи с этим происходит усложнение психопатических реакций, в которых наряду с дисфориями, аффективно-агрессивными разрядами усиливаются недобро желательность, подозрительность, возникают стремление усматривать несправедливое отношение к себе со стороны учителей, склонность к жалобам и наговорам. Подобные про­явления, способствуя созданию конфликтных ситуаций, вы­зывают повторные психопатические реакции, что ведет к за­креплению психопатических черт. Среди ситуационных воз­действий, которые вызывают в этом возрасте психопатические реакции, возрастает роль замечаний, задевающих самолюбие, невыполненных обещаний, проигрыша в игре со сверстниками и т. п. Таким образом, с возрастом в происхождении и струк­туре психопатических реакций увеличивается роль ситуационного фактора, хотя решающим все же остается фактор конституциональный.

В становлении психопатической структуры личности наря­ду с психопатическими реакциями определенная, хотя и мень­шая, роль принадлежит патохарактерологическим реакциям протеста, отказа и гиперкомпенсации, которые в большинстве случаев с самого начала являются патологическими. Наиболее часто встречающиеся ре­акции активного протеста сопровождаются выраженным аффективным разрядом (дети краснеют, дрожат, покрываются потом), затяжной дисфорией, грубыми нарушениями поведе­ния с агрессией. Определенную роль играют также реакции компенсации и гиперкомпенсации, которые наблюдаются уже в дошкольном и младшем школьном возрасте: дети видят в мечтах кровавые расправы над своими «врагами», придумы­вают наказания своим обидчикам.

К гиперкомпенсаторным реакциям, которые чаще появля­ются после 10—11 лет может, в частности, относиться псевдоаутистическое поведение, которое выражается в преходящем стремлении к уединению, отгороженности от сверстников, предпочтении за­нятий и развлечений в одиночестве (например, рыбная лов­ля), отказах от посещения школы, молчаливости. Такое по­ведение носит явно защитный характер, как бы предохраняя ребенка и подростка от новых конфликтов с окружающими. Вместе с тем утрированные формы его могут вести к усиле­нию социальной, в особенности школьной, дезадаптации.

Резкое нарушение поведения отмечается в пубертатном возрасте, что связано с учащением дисфорий, которые возни­кают спонтанно, значительным повышением влечений, а так же расширением диапазона характерологических и патохарактерологических реакций за счет не только протеста, но и реакций эмансипации и реакций, связанных с усиленным по­ловым влечением. У части подростков в связи с этим появля­ются различные формы асоциального поведения: уходы и бро­дяжничество, сексуальные эксцессы, алкоголизация, употреб­ление наркотиков. Вместе с тем у ряда подростков, чаще при ведущей этиологической роли конститу­ционально-генетического фактора и отсутствии признаков резидуально-органической недостаточности, на первый план выступают черты гиперсоциальности — педантизм, аккурат­ность, исполнительность, практицизм в житейских вопросах, большая настойчивость в достижении поставленных практи­ческих целей, которые, несмотря на сохранение аффективной возбудимости, склонности к дисфориям и вспышкам агрессии, нередко способствуют удовлетворительной социальной адап­тации подростков. Однако, гиперсоциальность таких подростков нередко являет­ся односторонней: будучи подчеркнуто «правильными» в од­ной ситуации (например, в школе, на производстве), они об­наруживают крайний эгоцентризм, деспотизм и жестокость в другой обстановке, особенно в семье.

Становле­ние эпилептоидной психопатии (а также некоторых других типов конституциональных и органических психопатий) пред­ставляет собой постепенное формирование психопатической структуры личности на основе аномальных темперамента, сферы инстинктов и влечений в результате наслоения эмоцио­нально-волевых сдвигов, вызванных цепью патологических ре­акций на ситуационные воздействия среды. Кроме того, изу­чение динамики эпилептоидной психопатии свидетельствует о том, что завершение формирования основных психопатиче­ских свойств личности возможно уже в препубертатном воз­расте (12—13 лет). Как показывают данные катамнеза, в последующие годы сложившаяся основная патологическая структура облигатных свойств лич­ности существенно не меняется, хотя под влиянием направ­ленных и ненаправленных корригирующих влияний среды возможна та или иная степень компенсации и социальной адаптации психопатической личности. В случае преимущест­венно органического генеза эпилептоидной психопатии у де­тей и подростков преобладают черты эксплозивности и аф­фективной вязкости при слабой выраженности или отсутст­вии компонента гиперсоциальности. Кроме того, отмечается невысокий уровень интеллектуальных функций. В пубертатном возрасте нарушения влечений носят более грубый ха­рактер, часто наблюдаются церебрастенические симптомы, признаки моторной недостаточности, выраженные диэнцефально-вегетативные расстройства.

Читайте также:  Этапы развития навыков ребенка до года

Источник

Эпилептоидные психопатии. Чем меньше возраст, когда выяв­ляются ее черты, тем тяжелее она бывает [Спивак Л. И., 1962]. По сравнению с акцентуациями этого типа две черты характера могут резко усиливаться. В одних случаях значительно воз­растают склонность к дисфориям и аффективность (эксплозив­ный вариант). В других — на первый план выступают нарушения влечений (перверзный вариант). Последние чаще всего прояв­ляются садистски-мазохистскими склонностями. Такие подростки получают чувственное наслаждение, мучая, изощренно истязая малышей, слабых и беззащитных, зверски избивая и добивая до смерти животных. Но и у самих подростков на теле можно видеть следы порезов и ожогов от папирос, нанесенных себе. В крайних случаях обнаруживается стремление к самокалече­нию, заглатыванию инородных тел, введению игл в собственное тело. Нарушения влечений могут проявляться также истинной дромоманией, страстью к поджогам, точнее — к созерцанию пы­лающего пламени, а также в сексуальных извращениях (чаще гомосексуализм с активной ролью). Одной из нечастых, но ярких форм нарушений влечений является патологическая страсть к незавершенным самоудавлениям. Затягивают на шее петлю или сдавливают шею руками до помрачения сознания и появления легких судорожных подергиваний мышц — в этот момент испытывают наслаждение, близкое к оргазму («ловят кайф»). Иногда другими эти действия неправильно трактуются как суи­цидные попытки.

Суицидальное поведение у эпилептоидных подростков может представлять трудности для анализа. У взрослых психопатов этого типа описаны истинные покушения на самоубийство во время тяжелых дисфорий. У эпилептоидных подростков такие действия крайне редки. Дело обычно ограничивается нанесением себе нетяжелых повреждений. Зато частым бывает демонстра­тивное суицидальное поведение, иногда носящее характер явного «суицидального шантажа». В отличие от сходных поступков истероидов, добивающихся внимания к своей особе или каких-то поблажек для себя, суицидальные демонстрации у эпилептоидных подростков обычно спровоцированы наказаниями, всегда окра­шены чувством мести в отношении обидчика («пусть отвечает») и предназначены для того, чтобы доставить тому неприятности.

Эпилептоидная психопатия чаще всего бывает конституцио­нальной, несмотря на имеющиеся признаки резидуального орга­нического поражения головного мозга (неврологическая «микро­симптоматика», наличие в анамнезе черепно-мозговых травм или иной церебральной патологии). Тем не менее клиническая картина нарушений, особенности аномалий характера имеют существенные отличия от эпилептоидного варианта органической психопатии. Психопатическое развитие по эпилептоидному типу в условиях жестоких взаимоотношений в бли­жайшем окружении возможно на основе как той же эпилептоидной, так и конформной, реже — шизоидной акцентуации. Эпилептоидная психопатия — один из самых частых типов, с которым приходится сталкиваться в подростковом психиатри­ческом стационаре. Примеры этого типа даны при описании раз­ных степеней тяжести психопатий.

В качестве наиболее частых вариантов эпилептоидной психо­патии, как конституциональной, так и психопатического разви­тия, могут быть отмечены следующие.

Эпилептоидно-истероидная психопатия проявляется сочетанием эпилептоидных черт с эгоцентризмом, претенциозностью, склонностью к демонстративному поведению. Даже во время аффективных вспышек и при удовлетворении нарушенных влечений выступает демонстративность. Например, самоповреждения всегда наносятся на глазах у других. В сек­суальной жизни предпочитают партнеров, попадающих от них в рабскую зависимость, живут за их счет, помыкают ими. С го­дами все более обнаруживаются такие черты, как склонность к «больничному паразитизму», демонстративным суицидным попыткам, глотанию инородных тел. В отличие от типичных эпилептоидов, бывают наделены несколько грацильным телосложением.

Виктор И., 15 лет. Из благополучной семьи, наследственность не отягощена. Еще до школы был трудным: совершал мелкие кражи, начал курить. С 1-го класса учиться не хотел, прогуливал уроки. В 10 дет впервые убежал из дома: боялся наказания, так как в школе после того, как его отчитывали на педагоги­ческом совете за прогулы и неуспеваемость, исписал стены нецензурными над­писями о педагогах. Подбил на побег товарища, у которого были родствен­ники в другом городе. По дороге были задержаны милицией. С 11 лет совсем забросил учебу, время проводил в уличных компаниях, стал выпивать. Прогулы обставлял так, что родители долго были в неведении. Пришедшей к нему домой учительнице тайком пригрозил ножом.

Читайте также:  Периодизация развития ребенка младший дошкольный до 3

Был помещен в специальный интернат. Здесь около года вел себя пример­ным образом, угодничал перед воспитателями, писал патриотические стихи и чи­тал их на вечерах художественной самодеятельности, был назначен командиром класса и получил определенную власть над соучениками, к более слабым из которых относился жестоко, требовал подачек, тайно заставлял ему прислужи­вать. Когда было обнаружено, что принуждал к развратным действиям более слабого ученика, был смещен со своего командирского поста. Вскоре после этого ночью ударил этого воспитанника указкой в висок и совершил побег из интерната. Возвращенный, хвастливо заявлял соученикам, что собирался убить из мести за то, что тот выдал.

В подростковой психиатрической клинике режима не нарушал, заискивал перед персоналом. С другими подростками постоянно и явно демонстративно вел сексуальные разговоры о девочках, видимо, надеясь таким путем опроверг­нуть подозрение в гомосексуализме. Сочинил историю, что он должен был якобы убить своего соученика, потому что проиграл его в карты. Держался развязно, с бравадой, но было видно, что сам побаивается более сильных подростков.

Во время беседы старался не сказать о себе ничего нового и вместе с тем произвести благоприятное впечатление. Своим поступкам дал новую версию объяснений: якобы тот соученик соблазнял его к развратным действиям, а когда он отказал, то его же оклеветал. «Убийство» он только изобразил, так как не хотел проиграть спор с другим учеником, что он «способен на все» — иначе бы с ним «не считались». Обнаружил склонность к рисовке и позерству. Сам предложил прочесть сочиненные им патриотические стихи перед врачами и сту­дентами (весьма примитивные по форме и содержанию). Заявил, что в будущем станет поэтом, а для этого «в жизни надо все испытать».

Небольшого роста, но крепкого телосложения. Сексуальное развитие с уме­ренной акселерацией.

При неврологическом осмотре и на ЭЭГ — без отклонений.

При патохарактерологнческом обследовании с помощью ПДО по шкале объективной оценки диагностирован смешанный эпилептоидно-истеродный тип. Имеется указание на возможность формирования эпилептоидной психопатии. Отмечена сильная реакция эмансипации (встречается у истероидов), высокая склонность к делинквентности и выраженная к алкоголизации. Самооценка — неверная: по шкале субъективной оценки достоверно выступили гипертимные и неустойчивые черты.

Диагноз. Психопатия эпилептоидно-истероидного типа умеренной степени.

Катамнез. В связи с продолжающимися нарушениями поведения после окончания 8 классов из специального интерната был переведен в специальное ПТУ.

Эпилептоидно-неустойчивая психопатия включает, кроме эпилептоидных черт, постоянное стремление к праздному образу жизни. Живут только настоящим, без планов на будущее. Отсутствуют эмоциональные привязанности. Обычно интенсивно алкоголизируются. Становятся властелинами асо­циальных групп, используют их членов в корыстых целях или для удовлетворения своих извращенных влечений. Особенно склонны к промискуитету. Легко переступают грань между делинквентностью и криминалом. Наиболее частые преступления — нанесение тяжких повреждений, сексуальная агрессия, а также грабеж и кражи со взломом. Правонарушения обычно совер­шаются с сообщниками, которым отводят наиболее опасную роль, но сами заполучают львиную долу «добычи» [Личко А. Е., Вдовиченко А. А., 1980]. При угрозе наказаний любят симули­ровать различные заболевания.

Сходная картина психопатии у взрослых была описана в ка­честве самостоятельного типа под разными названиями: «враги общества» [Kraepelin Е., 1915], «бездушные» [Schneider К-, 1923], «антисоциальные» [Ганнушкин П. Б., 1933] —они дей­ствительно, как правило, ведут асоциальный образ жизни. Но все эти наименования оказались неудачными и не привились. Иногда их называют «эмоционально тупыми», что вряд ли пра­вильно, так как под эмоциональной тупостью понимается один из основных симптомов шизофрении.

В подростковом возрасте отчетливее видно, что это — ва­риант эпилептоидного типа с особенностями поведения, свой­ственными типу неустойчивому. П. Б. Ганнушкин (1933) у «ан­тисоциальных» отмечал также шизоидные черты. Но при явном недостатке сопереживания, чем обусловлено это сходство, у них нет ни настоящей замкнутости, ни жизни во внутреннем мире, ни даже недостатка интуиции в оценке межлюдских отношений.

Источник