Развитие эмоциональной сферы ребенка средствами сказкотерапии
Краткое описание документа:
Опыт работы воспитателя ДОУ ИльницкойТатьяны Борисовны
на тему: «СКАЗКОТЕРАПИЯ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА»
Введение
Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку уже предчувствует душа.
И на любые испытанья согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье благополучного конца.
В. Берестов
В дошкольном возрасте происходит становление эмоционально — потребностной сферы ребенка дошкольника, его нравственных ценностей и установок. В системе методов и средств воспитания положительных чувств не последнюю роль играют сказки. Это и понятно. Сказки детям понятны, доступны. Дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примером для подражания. Только важно направить мысли и чувства малышей в нужное русло.
И поэтому я определила для себя тему «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей посредством «сказкотерапии». Работать над данной темой я начала в сентябре 2016 года.
Цель:ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций, открывая те знания, которые живут в душе и являются психотерапевтическими.
Задачи:
1. Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние.
2. Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации посредством – сказкотерапии.
3. Создавать условия для развития внутреннего потенциала и творческой активности ребенка.
Прежде чем приступить к определению основных методов и форм работы сказкотерапии в развитии эмоциональной сферы,проанализировала ситуацию в старшей группе методом наблюдения. В своей работе использовала проективную методику «Волшебная страна чувств» — Тест «Домики» Цель этой методики — исследование психоэмоционального состояния ребенка. Психологическая диагностика проводилась в форме трех индивидуальных заданий по раскрашиванию.
Наблюдая за детьми в процессе игры, во время образовательной деятельности, в свободной деятельности, заметила, что там, где надо мобилизовать своё внимание, память, дети не могут раскрепоститься — нет уверенности в своих силах. Творческая активность снижена, с трудом перевоплощаются в любимых героев сказок, не могут образно выразить свою мысль. Заметила, что на развитие речи плохое влияние оказывают различные страхи у детей. Страхи повышают тревожность, что ведёт к понижению самооценки и выражается в нежелании общаться, проявлять свои способности. Так же заметила, что у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, отклонение в развитии движений пальцев рук.
Я познакомилась и изучила различную литературу и меня заинтересовали программы по методу сказкотерапии (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, О. Ф. Васькова, С. В. Крюкова). Программы включают в себя конспекты коррекционных занятий для детей 4-7 лет. Сказки, игры и упражнения, входящие в программы воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, способствуют снижению уровня тревожности, оптимизируют формы общения детей со сверстниками, формируют более благоприятное отношение детей к себе.
Анализируя методические аспекты развития эмоциональной сферы средствами сказкотерапии, выделила три этапа работы:
1. Подготовительный этап (подбор и изучение методической литературы, составление перспективного плана, конспектов занятий)
2. Основной этап (проведение нод, беседы, консультации, обогащение предметно- развивающей среды)
Непосредственная работа:
— на специально организованных занятиях,
— в театрализованной деятельности,
— в сюжетных играх.
3. Заключительный этап (диагностический)
— анализ данных и обработка результатов;
— формулирование выводов.
На подготовительном этапе провела определенную работу с родителями. Для них оформила папку-передвижку «Роль сказки в жизни ребенка», провела беседы «Читаем вместе с детьми», «Для чего нужно читать детям сказки на ночь», «Мамины сказки» «Воспитание сказкой», где показала возможности воспитания средствами сказки. В группе оформила уголок сказки. При этом стремилась создать обстановку, которая бы заинтриговала, заинтересовала, вызывала бы у детей желание познать сказку, поиграть в сказку.
Для ознакомления родителей с методом «сказкотерапии» было проведено родительское собрание, на котором была дана информация о том, что такое «сказкотерапия», какие проблемы решает, и объяснила, что, только в совместной деятельности ребенка, родителей и педагогов ДОУ работа будет успешной. Привлекла родителей в оформление среды, изготовление атрибутов к сказкам, приобретение художественной литературы.
На основном этапе использовала карты Проппа, выполенные в сюжетной манере. Некоторые символы придумывали сами дети, что способствовало лучшему запоминанию и осознанию. Знакомство с картами Проппа происходило постепенно, в определенной последовательности:
1. Рассказывание сказки и соотнесение с определенной функцией.
2. Целостное освоение сказочных функций.
3. Сочинение сказок.
На основе рекомендации Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. составила алгоритм работы со сказками:
1.Просмотр фильма-сказки;
2.Чтение сказки;
3.Анализ сказки и соотнесение с определенной функцией;
4.Пересказ сказки (или групповое рассказывание) с опорой на карты Проппа;
5.Обсуждение сказки: в чем смысл сказки, подбор функции сказки;
6.Сочинение сказки по картам Проппа;
7.Придумывание продолжения сказки;
8.Обыгрывание сюжетов, игры-драматизации, кукольный театр;
9.Сказочные путешествия;
9.Психогимнастика;
10.Сочинение новой сказки;
11.Организация сюжетных игр по сказке.
Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, потренировала детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции. Мы с детьмирисовали и лепили сказки; сочиняли сказки; изготавливали кукол; драматизировали сказки.
Сказки очень приятно слушать, и не менее приятно их рассказывать. использовала разные формы работы:
а) Групповое рассказывание сказок.
С детьми занятие мы начинаем так: «Сегодня мы отправимся в волшебную страну Рассказию. А попасть в страну может только тот, кто умеет рассказывать сказку. Вы умеете рассказывать сказку? (да!). Тогда в путь-дорогу! Далее их встречает сказочный персонаж и требует рассказа сказки. Дети по очереди рассказывают по 2-3фразы (по кругу). Когда сказка рассказана, сказочный герой устраивает для детей сюрприз: дети могут переодеться в костюмы, послушать сказочные звуки, либо поиграть в занимательную игру. Часто мы используем прием «путешествие»: попадая в сказку, дети превращаются в лесных зверят, в героев сказки и тд.
б) Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.
Этот метод сходен с предыдущим. Интересен тем, что дети могут по своему усмотрению придумать конец сказки. Также мы предлагаем придумать разговор двух сказочных героев.
в) Групповое придумывание сказок.
Дети любят придумывать сказки. Используя этот метод, мы садимся по кругу, и дети сочиняют по одному-два предложения, связанные по сюжету с предыдущими, придуманным другим ребенком.
Таким образом, различные формы рассказывания сказок позволяют решать следующие задачи:
— выявление эмоционального состояния ребенка,
— развитие фантазии и воображения,
— умение слушать и слышать своих товарищей,
— развитие способности к умению встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон.
В игровом процессе использовала сказки, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются с различными «соусами»
Сказка — анализ – мы анализируем положительных и отрицательных персонажей, добрые – злые, жадные – щедрые, грустные – веселые, обсуждаем концовку сказки: понравилась ли сказка; как бы ты поступил; сравниваем героев с детьми: а есть ли в нашей группе такие герои?
Сказка — рассказывание – мы используем разные виды рассказывания – рассказ по очереди, по цепочке, сказка наоборот. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т.к. при этом взрослый может наблюдать, что происходит в процессе общения с ребенком.
Сказка – сочинение -сочиняем сказку вместе с детьми, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.
Сказка — рисование – после этого сказку рисуем, лепим или представляем в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли, тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.
Сказка – имидж — повышаем самооценку с помощью сказки, создаем новый образ.
Сказка – театр – здесь используюразные виды театров, драматизации знакомых произведений.
Театрализованные игры разыгрывала по заранее подготовленному сценарию, в основе которого содержание стихотворения, рассказа, сказки. Легко драматизируются любимые детьми сказки “Репка”, ”Колобок”, “Теремок”, “Три медведя”, «Лиса и заяц» и другие. Особенно интересны сказки, где действующие лица – звери. Роли зверей служат прекрасным поводом для освобождения, раскрепощения мышц, эмоционального развития. Детям легче представить себя зайкой, собачкой и т.д.
После неоднократного проигрывания знакомой сказки, предлагала детям изменить сказку, сыграть ее по-своему. Здесь особенно важно проследить, как изменится их поведение, когда они «ведут» кукол, являющихся отрицательными персонажами сказки: перестроятся ли они настолько, что поступки героев станут нравственными, или же их герои поступят жестоко, неблагородно и т.д. Чтобы действие такого творческого спектакля не зашло в тупик, предлагала всевозможные повороты событий. Такой прием ярко выявляет пристрастия и представления о нравственных ценностях детей. На первых порах трудно проводить такую работу, так как не сразу приходит умение быстро и творчески реагировать на эмоциональные отклики и актеров и зрителей, четко ориентироваться в затруднительных моментах и незаметно направлять весь спектакль. Но со временем это умение пришло, и такие спектакли доставляют огромное удовольствие не только детям, но и взрослым. При проведении творческого спектакля обращала внимание на выявление прежнего эмоционального опыта детей и формирование нового. Это помогало дошкольникам понимать друг друга, заострять внимание на сильных и слабых сторонах характера, проникнуться переживаниями. Такая атмосфера – благоприятная почва для устранения неэтических, эгоистических тенденций детей, воспитания отзывчивости, чуткости к добру и непримиримости к злу.
Для активизации речи детей использовала: игрушки для настольного театра (объемные, плоскостные), пальчиковый театр, шапочки-маски, ширму для кукольного театра, диски для прослушивания сказок, музыку, направленную на релаксацию.
Для закрепления положительных эмоций от работы, конечно, дети еще и проявляли свое творчество и фантазию в рисунках к сказкам на темы «Сказочная страна», «Любимый сказочный герой», «Жил-был человечек», «Сказочные животные и птицы» и т.д.В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделяла страхам детей. Дети рисовали страхи, складывали их в «волшебный сундучок» и я уносила все страхи детей.
Итак, в своей работе по формированию эмоциональной сферы использовала такие направления сказкотерапии, как рассказывание сказок, сочинения сказок с использованием карт Проппа, и театрализованная деятельность. Все сказанное выше свидетельствует о том, что сопереживание персонажам сказок представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление и др.
Методы и приемы сказкотерапии способствуют у детей формированию необходимого эмоционального отклика на события сказки и поступки героев.
На заключительном этапе, я увидела, что работа по сказкотерапии дала хорошие результаты. Дети научились думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, научились вставать на место другого, сопереживать. Дети стали более раскованными, уверенными, они свободно вступают в контакт со взрослыми и сверстниками. Научились фантазировать, сами организовывать игры по сказкам, их речь стала более образной, выразительной.
В конце провела повторную диагностику и увидела, что в процессе работы были замечены такие изменения:
— Дети научились оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
— стали лучше понимать эмоциональное состояние других людей и своих сверстников, стараются прийти им на помощь, проявляют внимание;
-более эмоционально дети стали передавать различные эмоциональные состояния в играх, театрализованной деятельности;
— умеют разыгрывать небольшое сказочное произведение, находить интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей; передавать эмоциональное состояние различных сказочных героев.
-у детей преобладают положительные эмоции.
Исходя из анализа опытаработы, можно прийти к выводу, что работа по развитию эмоциональной сферы эффективна, если:
— педагоги будут заинтересованы в работе по формированию чувств у детей,
— будет проводиться специально-организованная работа по развитию эмоциональной сферы средствами сказкотерапии.
Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.
Через сказки и их драматизацию можно работать над развитием речевой системы, воспитать умение сопереживать, понимать, поэтому я хочу продолжать начатую работу, искать новые приемы, способы обучения, совершенствоваться.
Список литературы.
1. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2007.- 160с.
2. Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я. Степина Н.М. В мире детских эмоций, М.: Айрис Пресс. 2004. — 160 с.
3. Довгая Н., Перелыгина О. Об особенностях развития эмоциональной сферы. // Ребёнок в детском саду. – 2005 – №5
4. Зинкевич‐Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии – СПб.: Речь, 2006.
5. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. — М.,2004.
6. Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя / О.Н. Капшук – Изд. 2–е. Ростов н/Д: Феникс, 2011.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.
8. Миляева Н.В. Сказкотерапия в ДОУ и семье [Текст] / Н.В. Миляева, С.Н. Толстикова, Н.П. Целикина. – М.:Сфера, 2010.
9. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. – СПб.: Речь, 2006.
10. Соколов Д. Сказки и Сказкотерапия. – М.: Эксмо‐Пресс, 2001.
11. Стрелкова Л.П. Роль игры-драматизации в развитии эмоций у дошкольников //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М., 1978.
12. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста – М.: Просвещение, 2003.
13. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М.: Генезис, 2003.
14.Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов-на-Дону, 2005.
15. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160 с.: ил. – (Театр и дети)
Источник
Наталья Казакова
Сказкотерапия как инновационная технология, направленная на формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Аннотация
Данная методическая разработка основана на использовании сказкотерапии как инновационной технологии, направленной на формирование эмоциональной сферы дошкольников.
Сказкотерапия является интегративным средством формирования у детей эмоциональной сферы, активности, самостоятельности, творчества, умения регулировать собственные эмоции. Через сказку ребёнок может примерить на себя различные роли, принимать соответствующие ей решения, затем этот положительный опыт перенести в реальную ситуацию.
Обоснование использования инновационной технологии сказкотерапии
Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств личности, а именно эмоционально-волевой сферы дошкольника.
В дошкольном возрасте ребенок овладевает новыми и разнообразными видами деятельности, изменяется и усложняется общение его с другими людьми, он активно познает окружающий мир и самого себя. Все это окрашено яркими переживаниями ребенка. Он еще мал, чтобы воспринимать мир разумно, рационально осмысливать его. Многое усваивается дошкольником через эмоциональную сферу. Так, истоки нравственных форм поведения ребенка лежат в положительных переживаниях одобрения такого поведения взрослым. Переживание успеха в деятельности приводит к тому, что дошкольник стремится продолжить, усложнить эту деятельность, будь то игра, рисование, конструирование или дежурство по уголку природы. Иными словами, роль эмоций в развитии дошкольников трудно переоценить. Нельзя забывать и тот факт, что дошкольный возраст является сензитивным для формирования эмоциональной сферы. Эмоции не развиваются сами по себе. Ведущее влияние на их становление оказывают условия жизни и воспитания ребенка.
Проблема эмоций в современной общей педагогике разработана существенно меньше, чем другие области педагогического знания. Нерешенных вопросов педагогики эмоций значительно больше, чем разработанных, решенных.
Актуальность исследования определяется и тем, что в нашем обществе происходит увеличение количества детей с различными эмоциональными нарушениями, которые могут вести за собой проявления тревожности, неврозов, агрессии. Впоследствии эти проявления могут создать определенные трудности в обучении и воспитании детей. Во избежание этого следует обратить особое внимание на своевременную диагностику и оказание помощи детям дошкольного возраста, имеющих отставания в развитии эмоциональной сферы.
Исходя из выше сказанного, следует отметить, что дети дошкольного возраста требуют специальной развивающей работы, направленной на формирование эмоциональной сферы дошкольников, обогащение их чувственного опыта. Таким направлением развивающей работы может быть сказкотерапия.
Многие педагоги применяют магическое воздействие сказки в своей работе в процессе воспитания. Однако еще не все возможности и достоинства сказок используются специалистами в полной мере. В форме сказки, метафоры могут быть синтезированы современные многочисленные психологические технологии, так необходимые педагогам, воспитателям, дефектологам, и, конечно же, родителям. С ними дети проводят значительную часть времени. Именно они на современном этапе становятся основными потребителями психологических технологий. Однако педагогические подходы многочисленны, сложно сформулированы, и это делает их недостаточно доступными для потенциальных пользователей. Поэтому основной задачей сказкотерапии стало синтезирование наиболее эффективных педагогических и психологических технологий в рамках сказочной формы; объединение и адаптация множества терапевтических приёмов в единый сказочный контекст. В этом заключается актуальность и новизна комплексной сказкотерапии. Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.
Новизна данной работы заключается в том, что метод, уже имеющий глубокое теоретическое обоснование, применяется для работы с отдельной проблематикой. Сказки, терапевтические метафоры и истории — модная на сегодняшний день тема. Педагоги разных теоретических ориентаций все чаще используют сказку, рассказ, притчу в своей работе.
Источниками концепции сказкотерапии стали работы Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, исследования и опыт Б. Беттельхейма, терапия историями Р. Гарднера, работы Э. Фромма, Э. Берна, идеи К. -Г. Юнга и М. -Л. фон Франц, позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, исследования детской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи Е. Романовой, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнездилова, опыт А. Захарова.
В последнее время к методу сказкотерапиитяготеет все больше специалистов: психологов и педагогов. Появились сказкотерапевтические программы Г. Азовцевой, А. Лисиной, Т. Речицкой, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
Мы же остановимся на формировании эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии. Сказка оказывает огромное влияние на эмоциональное развитие детей. По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Перед ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научиться этому позволяет сказка. Для ребенка подбирается готовая или составляется новая коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его агрессивном поведении и способах его преодоления. На занятиях ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает различные способы поведения, идентифицируясь с главным сказочным героям. Кроме того, ему можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же героем.
Цель работы: выявить эффективность использования сказкотерапии как инновационной технологии, направленной на формирование эмоциональной сферы дошкольников.
Объектом методической работы является формирование эмоциональной сферы дошкольников.
Предметом является использование сказкотерапии как инновационной технологии, направленной на формирование эмоциональной сферы дошкольников.
В работе была выдвинута следующая гипотеза: формирование эмоциональной сферы дошкольников будет эффективным,если:
1. Будет реализовываться педагогическая программа, которая строится на основе одной сказки, через которую дети узнают о чувствах внутри нас.
2. На каждом занятии через сказочный сюжет знакомить детей со значением каждой эмоции.
3. На занятиях использовать игры и упражнения, направленное снятие эмоционального напряжения.
4. Осуществлять интеграцию сказкотерапии с продуктивной деятельностью, музыкой, коммуникацией, социализацией.
Практическая значимость определяется тем, что проведена экспериментальная работа по изучению эмоционального формирования дошкольников. Это дает возможность разработать научно обоснованную и достаточно эффективную психолого-педагогическую программу формирования эмоциональной сферы детей посредством сказкотерапии.
Теоретические основы изучения сказкотерапии
как инновационной технологии формирования эмоциональной сферы дошкольников
В последнее время появляются новые инновационные методы коррекции. Один из таких методов – сказкотерапия, появившаяся на рубеже 60 – 70-х гг. в., обоснованная М. Эриксоном и в дальнейшем развитая его учеником В. Росси. В России метод начал использоваться с начала 90-х гг. Техника была использована в разработке авторских терапевтических сказок, историй и метафор И. В. Вачковым, С. К. Нартовой-Бочавер, Д. Ю. Соколовым и другими.
Сказкотерапия, построенная на некоторых механизмах арттерапии, в целом, и библиотерапии как вида арттерапии в частности, направлена на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем ребёнка.
М. Эриксон обосновал использование метафоры (образа, символически моделирующего аспекты проблемной ситуации субъекта) в терапевтических целях тем, что именно непрямое, опосредованное художественными средствами обсуждение проблемы поможет обратить воздействие к сознанию и бессознательному ребенка.
Возникнув в последние годы, как самостоятельное направление практической психологии, сказкотерапия сразу же приобрела огромную популярность. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева говорит о сказкотерапии как о процессе поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём; образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, подчёркивая, что это процесс переноса сказочных смыслов в реальность [7]. Автор рассматривает сказкотерапию и как процесс объективации проблемных ситуаций и активизации ресурсов, потенциала личности, улучшения внутренней природы и мира вокруг. «Сказкотерапия — это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищённости и аромат тайны.»
Исходя из вышесказанного, сказкотерапия — это не просто направление в психотерапии, а «. синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур».
В последние годы термин «сказкотерапия» все чаще встречается в специальных и популярных изданиях. Правда, в педагогике еще встречается термин «сказкокоррекция», но вряд ли между ними существует большая разница. И то, и другое подразумевает, прежде всего, лечение сказками. С другой стороны, знание испокон веков передавалось через истории, сказки, легенды, мифы. Проблема лечения сказками раскрывается в работах A.B. Гнездилова, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Дж. Родари, Д. В. Соколова, М. -Л. фон Франца [5,6].
Сказка дает сокровенное, глубинное знание не только о себе, но и об окружающем мире, о процессе его развития. Такое знание, не оставляя непонятным сам механизм развития мира, безусловно, лечит.
Крупнейший собиратель и исследователь сказки А. И. Никифоров, посвятивший этой проблеме несколько специальных работ, дает следующее определение сказки: «Сказки — это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские, и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением». Это определение и легло в основу научного определения сказки, помогая отграничить его от других родственных ей образований. То, что сказка принадлежит к развлекательным жанрам, ни сколько не противоречит ее глубокой идейности. Она имеет определенным образом выраженное воспитательное значение, поскольку сказка — «целый художественный мир, и отличается этим от обрядовой поэзии, которая имеет прикладное значение; от легенды, которая имеет морализующие цели, или от предания, задача которого — сообщить какие-то сведения».
Именно сейчас, на данном этапе формирования педагогики и психологии, к сказкеинтуитивно тянутся люди: перечитывают и интерпретируют Библию, ищут скрытый смысл в сказках, легендах и мифах, возможно, и для того, чтобы заново открыть то, что в глубине души давно известно. Поэтому сказкотерапия — это лечение сказкой, совместное педагога с ребёнком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент педагогическими и психотерапевтическими.
Таким образом, сказкотерапия – это интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
Сказка адресована живому творческому созидательному «детскому началу» в человеке, но это вовсе не значит, что метод имеет возрастные ограничения. Сказка — древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ответы на самые сложные вопросы бытия. Каждый открывал в ней тот смысл, который был наиболее созвучен мироощущению, который мог дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет «вечной молодости» сказок [14].
Сказкотерапия — замечательный метод, красивый, мягкий, увлекательный. Самое главное он подходит для работы с клиентом любого возраста. Кроме того, он, способен синтезировать с психоанализом, гештальттерапией, звукотерапией и т. д.
В занятия по комплексной сказкотерапии с детьми дошкольного возраста помимо чтения и обсуждения сказок включают следующие группы упражнений, каждое из которых направлено на достижение определенных целей и задач, направленных на формирование личности детей:
1. Расслабление по контрасту с напряжением.
2. Расслабление с фиксацией внимания на дыхание.
3. Расслабление – медитация.
4. Упражнения на дыхание (физиологическое, речевое, в сочетании с голосом, движениями).
5. Речевые упражнения.
6. Упражнения на развитие голоса, интонации
7. Развитие слухового и зрительного внимания.
8. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
9. Упражнения на отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов, прикосновений, движений.
10. Упражнения, включающие в себя ходьбу, бег, преодоление препятствий.
11. Упражнения с элементами танцев.
12. Упражнения в превращение в растения, животных, героев сказок, предметы [11].
Сказка оказывает огромное влияние на эмоциональное развитие детей. По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Перед ребёнком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научиться этому позволяет сказка. Для ребёнка подбирается готовая или составляется новая коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его агрессивном поведении и способах его преодоления. На занятиях ребёнок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает различные способы поведения, идентифицируясь с главным сказочным героям. Кроме того, ему можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же героем [12].
Различается директивный и недирективный подходы в сказкотерапии.В директивной терапии педагог руководит терапевтическим процессом: задаёт темы, наблюдает за поведением ребёнка и интерпретирует его. В недирективной сказкотерапиироль педагога снижается: основная функция сводится к созданию атмосферы эмоционального принятия ребёнка и условий для спонтанного проявления его чувств.
Метод может проводиться в индивидуальной и групповой формах. При групповой форме сказка комплексно представляет проблемы всех детей (их должно быть от 3 до 6 человек, включенных в группу.
Таким образом, сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональноеотношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям. Кроме того, сказка обладает такой притягательной силой, которая позволяет ребёнку свободно мечтать и фантазировать.
Анализ результативности использования сказкотерапии как инновационной технологии, направленной на формирование эмоциональной сферы дошкольников
В ходе исследования была проведена диагностическая методика «Эмоциональная идентификация» для детей дошкольного возраста, которая разработана Е. И. Изотовой [3].
Целями данной диагностики являются:
1. Выявление особенностей идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальных особенностей эмоционального развития;
2. Выявление сформированности двух компонентов процесса опознания эмоций – восприятия и понимания эмоциональных состояний;
3. Определение уровня произвольного выражения эмоций различной модальности (радость, гнев, печаль, страх, отвращение, презрение, зависть).
4. Выявление объема эмоционального опыта и эмоциональных представлений;
5. Выявление фактора эмоциональной напряженности.
Общий вывод: По результатам диагностики формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаможно сделать следующие выводы:
— Большинство детей группы имеют средний уровень формирования эмоциональной сферы. Эти дети эмоционально открыты, доверчивы. Они понимают и называют эмоции. Их мимика достаточно активна.
— Воспитанники группы полностью отличают эмоции по эталону, выделяют положительные и отрицательные эмоциональные эталоны.
— Есть дошкольники, у которых достаточно низкий уровень формирования эмоциональной сферы. У таких детей проблемы с социализацией, овладением способом выражения эмоций, недостаток эмоциональности.
Система работы по формированию эмоциональной сферы дошкольников средствами сказкотерапии
На основе теоретического изучения данной проблемы и проведения эмпирического этапа диагностики уровня сформированности эмоциональной сферы дошкольников было принято внедрить в образовательную деятельность с дошкольниками систему работы по формированию эмоциональной сферы дошкольников средствами сказкотерапии «Путешествие в Волшебную страну внутри нас».
Заключение
Была внедрена система по формированию эмоциональной сферы дошкольников средствами сказкотерапии. Развивающая работа была представлена рядом занятий с использованием сказкотерапии, игровых упражнений, релаксационных приемов, специальных игр на развитие эмоциональной сферы.
Все занятия строились на основе одной сказки. Посредством такого сказочного путешествия дети узнают, о том, какие бывают чувства и эмоции; что происходит, если страной завладеют отрицательные чувства, что такое «мера» и для чего она нужна. На каждом занятии дети учатся справляться со своими негативными качествами; учатся работать совместно дру?