Обеспечение развития успешности каждого ребенка

Обеспечение развития успешности каждого ребенка thumbnail

Федеральный национальный  проект  «Успех каждого ребёнка»

        В ноябре 2018 г. был утвержден федеральный  проект «Образование», в рамках которого  предусмотрена реализация        национального проекта «Успех каждого ребенка».

        Обращаясь к Федеральному собранию  (01.12.2016 г.), В.В. Путин отмечал: «Каждый ребенок одарен, раскрыть его способности – наша задача. В этом  — успех России».

        Цель его реализации: обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80% от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей.

Задачи:

1. Реализация проекта «Доступное дополнительное образование для детей» Качественное обновление содержания программ ДПО.

2.Раскрытие и развитие способностей и талантов у подрастающего поколения.

3. Реализация образовательных программ в сетевой форме с участием организаций дополнительного образования детей, предприятий реального сектора экономики, учреждений культуры и спорта.

4. Создание условий для формирования универсальной безбарьерной среды для реализации программ дополнительного образования для детей с ОВЗ.

5. Предоставление каждому ребенку права выбора и формирования своей образовательной траектории развития.

6. Применение современных образовательных технологий.

7. Обеспечение качественного сопровождения реализации обновленных образовательных программ.

8. Реализация комплекса мер, направленных на повышение доступности для детей программ базового уровня в сфере культуры, искусств, спорта.

 9. Создание условий для самоопределения в выборе будущего профессионального пути.

10. Реализация проекта по созданию детских технопарков «Кванториум» для знакомства детей с современными технологиями.

Успех — это результат деятельности человека, которая преобразует его самого и окружающую действительность. В него включаются только те достижения человека, которые могут быть охарактеризованы как положительный результат его деятельности.

         Задача педагогического коллектива ДОУ  по ркализации данного нацпроекта  заключается в  создании  ситуации успеха для отдельно взятой личности и  детского коллектива в целом.

Ситуация  успеха с психологической точки зрения – это переживание радости, удовлетворения от того, что результат, к которому стремилась  личность  в своей деятельности, либо совпал  с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел.

С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий и продуманной  стратегии и тактики педагога,  при которых  для детей создается возможность достичь значительных запрограммированных результатов в деятельности. Это:

  • создание комфортных психолого-педагогических условий каждому ребенку, в обязательный перечень которых входят:

— мотивация благополучия 

— положительная оценка достижений ребенка

— недопущение отрицательной оценки 

— уважение к идеям и мыслям ребенка;

— обеспечение терпеливой поддержки и внимания и т. д.;        

  • выработка индивидуальных эталонов или относительных норм
  • индивидуализация степени трудности заданий
  • включение внутренних активизаторов ребенка;
  • осуществление оценки деятельности с точки зрения внутренних изменчивых факторов – усилий;
  • обеспечение внешнего подкрепления на основе индивидуальных относительных норм.

При организации работы  необходимо помнить, что в дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых взрослых (родителей, близких родственников, воспитателя) и на разных этапах психического развития он по-разному реагирует на нее.

Установлено, что в возрасте 3–5 лет у дошкольников наблюдаются так называемые неспецифические реагирования, в 6–7 — специфические, которые характеризуются тем, что переживание ситуации успеха способствует повышению самооценки личности дошкольника, а неуспеха — ее понижению.

Педагоги и психологи выделяют разновидности успеха дошкольника, но все они могут быть сведены к двум видам:

  • признание конкретного результата ребенка, в т. ч. и в случае преодоления им каких-либо трудностей;
  • признание личности ребенка в целом.

Деятельность воспитателей по созданию ситуации успеха  должна быть направлена на:

• создание комфортности для ребенка

• погружение каждого ребенка в творческий процесс,

• опору на внутреннюю мотивацию,

 • постепенный переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным;

• вариативность,

• индивидуальный подход,

  •  комплексное развитие всех психических процессов

Здесь педагогам помогут такие технологические операции создания ситуации упеха, как:

  • снятие страха 
  • внесение мотива 
  • авансирование успешного результата 
  • персональная исключительность 
  • мобилизация активности, педагогическое внушение 

«В душе кажого  ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть  умелой рукой, они красиво зазвучат», — отмечал  В.А. Сухомлинский. Детская успешность – это тот самый механизм, благодаря запуску которого можно раскрыть человеческий потенциал во всей его полноте.

В настоящее время в рамках федерального нацпроекта «Успех каждого ребенка»  Минпросвещения России развивает систему дополнительного  образования.

Предусматривается:

  • увеличить охват детей дополнительным образованием  и внедрить системы персонифицированного финансирования (сертификаты) и учета детей в дополнительном образовании
  • обновить содержание дополнительного образования всех направленностей;
  • повысить  качество и вариативность образовательных программ и их реализацию в сетевой форме, чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными образовательными потребностями;
  • внедрить общедоступный  навигатор по дополнительным общеобразовательным программам, который поможет семьям выбирать те из них, которые отвечают запросам и уровню подготовки детей с разными образовательными потребностями и возможностями;
  • модернизировать инфраструктуру  (создать  региональные центры по трем направлениям (наука, спорт, искусство), детские технопарки «Кванториум»;
  • обновить профессиональный  стандарт педагога дополнительного образования детей и  порядок  организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;  
  • совершенствовать профессиональное  мастерство педагогических и  упраленческих кадров;
  • создать современную  систеу сопровождения.  

С целью эффективной реализации национального проекта «Успех каждого ребенка» разрабатываются и реализуются целевые модели развития региональных систем дополнительного образования.

Источник

Аналитическая справка

Читайте также:  Карта развития ребенка с овз в школе

о деятельности МБОУ Пригорской СШ,

в рамках реализации национального проекта «Образование»

по направлению «Успех каждого ребенка»

Все родители хотят, чтобы их дети были добрыми, выросли успешными и счастливыми! 

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире (из Национальной  образовательной инициативы «Наша Новая школа»).  

Основная идея «Успеха каждого ребенка» – выстраивание системы дополнительного образования, создание комплексной модели поддержки талантливых детей.

Каждый ребёнок должен получить опыт успешных дел, проектов, задумок. Успех даёт уверенность в своих силах. Успех побеждает страх. Успех делает людей победителями. Успех заставляет двигаться к новым вершинам, к победе. Успех невозможно получить просто так, не приложив к этому определенных усилий и стараний. Какая бы область деятельности ни была выбрана ребёнком, необходимо помогать ему в достижении цели. И обязательно праздновать успех с детьми. Ребёнок, который испытал успех, очень отчётливо помнит эти радостные и окрыляющие чувства и радостные эмоции. И, конечно же, он будет стремиться повторить это снова и снова. Запланированный успех — это ступеньки к великим делам.

  Путь к успеху у каждого свой, но главное — это путь, дорога, по которой необходимо пройти. Пройти — значит, быть в движении. Движение — значит, действие. Неслучайно существует такая мудрость: «Под лежачий камень вода не течёт».

Помочь ребёнку реализовать себя помогает, созданная в школе, система дополнительного образования.

Тенишевское наследие легло в основу программы развития школы в 2007-2012 гг. Когда это направление ещё даже не было отражено в законе «Об образовании». На протяжении многих лет в школе сформировалась целая система дополнительного образования, которая дает возможность построения индивидуальной траектории образовательного маршрута ребёнка, ориентированного на успех. Дополнительное образование Пригорской школы зарождалось на таких занятиях как «Мережка», «Пчеловод», «Сельский механизатор», «Автодело», «Гончарное дело», «Основы с/х производства», занятия прикладной экономики, «Дети творцы XXI века», в школе успешно действовало малое школьное предприятие «Пригорье» и это малая часть того, что могла дать Пригорская школа.

На сегодняшний день дополнительное образование школы реализует пять направлений.

Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы как физкультурные праздники и соревнования, секции по волейболу, баскетболу, спортивного ориентирования, ЮИД и шахматы.

Духовно-нравственное и общекультурное направление реализуется через такие творческие объединения как «Гончарное дело», «Школьный театр».

Социальное направление: работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»; работа по озеленению классов, школы; профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми) и др. Социальное направление ориентировано и на патриотическое воспитание обучающихся. Оно реализуется через поисково-исследовательскую работу в архивах школьного музея, семейных архивах. Через встречи с очевидцами войны, ветеранами труда, уроки мужества, просмотр фильмов патриотической направленности, тематические сборы, творческие конкурсы (песни, рисунка, фотографии и др.), военно–спортивные праздники. Через волонтёрскую деятельность, шефство.

Общеинтелектуальное направление реализуется через такие объединения как «Немецкий язык для профессии и карьеры», «Прикладная экономика».

Школа создаёт равные стартовые возможности каждому ребенку, оказывает помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на новый уровень индивидуального развития.

В основе выявления и развития талантливых учащихся лежат принципы «ситуации успеха», свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Для реализации этих принципов на базе Пригорской школы созданы все условия для воспитания и развития успешной личности.

Ничего не стоит на месте и развитие дополнительного образования тому подтверждение. Учащиеся нашей школы прошли путь от росписи стен до современного графического дизайна. В школе действуют постоянные выставки, которые все время обновляются авторскими работами как обучающихся, так и педагогов.

Образовательное учреждение имеет хорошую базу для реализации образовательных программ дополнительного образования. Швейные мастерские обеспечены новейшими современными швейными машинами, гончарный цех оборудован муфельными печами, гончарными кругами, творческое объединение «Картинг» — квадроциклами, «Роботехника» – роботами.

На сегодняшний день в МБОУ Пригорской СШ функционируют 16 творческих объединений, а также реализуются курсы внеурочной деятельности следующих направлений: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, социальное.

Индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяет учащимся раскрыть свои творческие способности и интересы.

Программы дополнительного образования важны, поскольку дают возможность каждому ребёнку попробовать себя в различных сферах, приобрести новые умения, найти себе занятие по душе и по таланту, сориентироваться в конечном счёте в выборе будущей профессии.

Система дополнительного образования не стоит на месте, а постоянно находится в развитии, отвечая новым требованиям образования.

В школе созданы условия для реализации ситуации успеха учащегося. Система дополнительного образования является одним из условий. Даже самые маленькие успехи не остаются незамеченными, что является результатом работы всех участников учебно-воспитательного процесса.

На протяжении многих лет работы школы была сформирована система оценки успеха:

— размещение результатов участия в различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах, выставках различного уровня (муниципальный, региональный, всероссийский, международный) в Зале посвящения;

— создан краеведческий музей, в экспозициях, которых, нашли отражение успехи и достижения учителей и учащихся;

— запись в Книге почета, истории школы;

— публикации в школьной газете;

— достижения учащихся в разных направлениях отражены на стендах в фойе школы «Ученик года», «Отличники школы», «Медалисты школы», «Активисты школы», «Спортсмены школы»;

Читайте также:  Задачи развития ребенка по васильевой

— размещение информации на официальном сайте школы, в классных уголках;

— реализация коллективных творческих проектов;

— организация персональных выставок в рекреациях, фойе школы;

— успех ребенка стимулируется вручением благодарственных писем, грамот, дипломов, премий, ценных подарков;

— система работы по участию в предметных олимпиадах, научно-практической конференции «Шаг в науку».

В школе создана матричная система управления, которая позволяет создавать ситуацию успеха для каждого учащегося, вовлекать родителей в работу и управление школой!

Большое внимание уделяется ранней профориентации учащихся. Проводятся встречи с представителями учебных заведений (СУЗов, ВУЗов), участие в Днях открытых дверей, участие в онлайн уроках, в реализации проектов «Билет в будущее», «WorldSkills Russia Juniors». В МБОУ Пригорской СШ ведется курс «Твой выбор», направленный на раннюю профориентацию учащихся.

Основная миссия профориентационной деятельности нашей школы — дать школьникам возможность осознанно выбрать профессию в быстро меняющемся мире, определиться с образовательной траекторией и в будущем без проблем найти свое место на рынке труда. Работа в данном направлении позволяет, во-первых, попробовать свои силы в конкретной специальности. Во-вторых, получить информацию о ней непосредственно из уст представителей профессионального сообщества, понять, как устроена отрасль и увидеть перспективы карьерного роста.

Особое внимание уделяется работе детских общественных организаций, а именно: волонтерский отряд «Новая волна»; СДГО имени Ю.А.Гагарина «Орлята»; школьное ученическое самоуправление (ШУС); отряд Местного отделения ВВПОД «ЮНАРМИЯ» имени С.А.Ухорского. С каждым годом количество учащихся ДОО увеличивается. В сравнении за 2017/2018 и 2018/2019 учебный год численность изменилась:

— на 20% СДГО имени Ю.А.Гагарина «Орлята»;

— на 30 % отряд Местного отделения ВВПОД «ЮНАРМИЯ»;

— на 50 % волонтерский отряд «Новая волна».

Участники ДОО систематически участвуют в акциях, слетах, смотрах, конкурсах различных уровней (муниципальный, региональный, всероссийский). Успехи участников отражаются благодарственными письмами, грамотами, дипломами, памятными призами.

Результативное взаимодействие между школой и родителями — это отношения, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса и являются основой качественного образования. В течение всей практической деятельности мы привлекаем родителей к сотрудничеству, чтобы они стали настоящими и искренними помощниками педагогического коллектива, проявляли к школе уважение и оказывали ей поддержку.

На протяжении многих лет родители (законные представители) активно участвуют в организации и проведении различных мероприятий.

Для дальнейшей реализации проекта в данном направлении необходимо:

— продолжить работу, направленную на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;

— модернизировать систему дополнительного образования в соответствии с запросами родителей (законных представителей), требованиями современного времени;

— привлечение учащихся в разные направления реализации проектов ранней профориентации учащихся;

— модернизация материально-технической базы (современные компьютеры с большим объемом памяти, роботы)

— получение педагогами дополнительного образования в новых областях деятельности.

Мы уверены, что секрет и залог успеха кроится в преданной любви к детям и к делу, которому ты призван служить.

А если творческое кредо педагога — дарить воспитанникам радость познания и самореализации, то результат такой деятельности непременно обернется определенным успехом, и конечно, благодарностью поверившего в себя ученика и его родителей.

А это именно то, к чему мы стремимся в своей повседневной, достаточно хлопотной, но очень нужной и интересной работе.

Школа готова к реализации национального проекта «Образование» по направлению «Успех каждого ребенка».

Источник

ГДО МОУ Зеньковская СОШ

ДОКЛАД:

Доступное образование детей –

Создание среды успеха для каждого ребенка.

Воспитатель ГДО МОУ Зеньковской СОШ

Старикова Наталия Антоновна.

2019г.

Успех – имеет огромное значение в жизни людей. И мы педагоги знаем как это важно для воспитанников — создание среды успеха .

     Уже в первые годы жизни, ребенок узнает о мире необычайно много. Он располагает определенными сведениями об окружающем мире и, как правило, чувствует себя достаточно к нему приспособленным. Он с оптимизмом смотрит в будущее. Ни один ребенок не приходит в мир неудачником. Лишь мы с Вами, его окружение, люди, которые находимся первые годы жизни рядом с ним, можем сделать из него неудачника.

Поначалу большинство детей интуитивно осознают себя полноценными личностями независимо от того, в какой семье растут и каково их окружение.

Они надеются добиться признания в детском саду и школе и с новой верой рассчитывают заслужить любовь и уважение со стороны воспитателей, родителей, учителей и одноклассников. Крушение этого светлого детского оптимизма — самая серьезная проблема . Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, бедность, но и педагогов детского сада, учителей школы, и наши методы обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед нами такую задачу — создать благоприятные условия для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

Нам взрослым предстоит переосмыслить задачи социального развития, одна из которых:

— создание среды для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том что он хороший, что его любят.

Обеспечение эмоционального благополучия и успешной социализации дошкольников способствуют создание ситуации успеха.

Успех это — достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат в деле, общественное признание!

Читайте также:  Признаки отставания в развитии ребенка

В ребенке самой природой заложено стремление быть первым и всё успеть, желание, чтоб все его замечали, любили и именно ему уделяли внимание. Если это не происходит, он непременно – открыто или скрытно – проявляет негативизм, непослушание и т.п.

Константин Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ребёнка к обучению. А интерес к обучению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.

Доктор педагогических наук Александр Белкин убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в детском саду , то у него есть все шансы на успех в жизни.

Что же такое, ситуация успеха?

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

       Дошкольный период является базовым в формировании детского самосознания. Работая воспитателем в группе дошкольного образования, Я даю возможность каждому воспитаннику ощутить радость достижения успеха, осознать свои способности, поверить в собственные силы, даю понять, что успех является эквивалентным затраченным усилиям.

     Придерживаюсь следующей схемы создания ситуации успеха:

-снятие страха;

-мотивация деятельности;

-авансирование;

-скрытая инструкция;

-персональная исключительность;

-педагогическое внушение;

-высокая оценка деталей полученного результата.

Каким должен быть воспитатель?

Он должен стремиться быть откровенным и открытым, постараться вселить силы в воспитанника, то есть педагог и воспитанник должны находиться в равноправных позициях: откровенность педагога должна быть направлена к ребенку, как к человеку. Педагог должен видеть личность, признавать ее неповторимость, незаменимость, уважать мысли, чувства детей, право на свободу выбора. Этим он признает их равенство, их право на сотрудничество, в каких бы официальных отношениях они не состояли.

Ситуацию успеха можно создавать везде, во всех видах деятельности ребенка.

У детей при этом формируется уверенности и вера в себя, в свои силы.

Условия для создания ситуации успеха

1.Сотрудничество воспитателя и воспитанников основанное на любви к детям, принятие их как личностей.

2.Дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи воспитанникам при ее осуществлении.

3. Общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям

4. Создание обогащенной предметно-развивающей среды в которой будет действовать ребенок. Чем богаче и комфортнее среда в Дошкольном Учреждении, тем больше возможностей склонности и способности

Детский Сад – это второй дом, где жизнь дошкольников наполнена яркими и запоминающимися событиями, поэтому большое внимание уделяю успешности и самореализации каждого ребенка.

Придерживаясь высказывания — « Успех окрыляет ребенка, способствует у него выработке инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает впоследствии формирование характера борца, верящего в свои силы» и прибегая к целенаправленному созданию ситуации успеха : начинаю свою работу в данном направлении с простых игр, где каждый ребенок может выиграть, а далее поддерживаю стремление « быть лучше всех», так как , это позволяет ребенку обрести уверенность в себе и стать более активным в деятельности и в общении.

  В подвижных играх сверстники вступают в сложные взаимоотношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования. В игре, с одной стороны, ребенок хочет быть как все, а с другой — лучше чем все. Если успехи в игре встречаются у ребенка чаще, чем неудачи, появляется гордость за себя и потребность добиваться успехов.

Участие в конкурсах, групповые праздники, дни здоровья, международные дистанционные олимпиады , выставки рисунков и т.д всё это позволяет создавать ситуации успеха.

Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. С этой целью изучаю запросы родителей через опросники, анкеты. Привлекают родителей к совместному участию в детских праздниках, выставках и викторинах. Результаты анкетирования родителей показали высокую степень удовлетворения работой нашего ДОУ по обучению и воспитанию детей.

      Детальное знание сущности ситуации успеха, мотивация воспитателя к её созданию позволит плодотворно осуществлять учебно-воспитательный процесс детей в дошкольной группе, в результате чего растить успешных детей.

Всегда надо помнить , что первая победа ребенка, порождает вторую- « Крылья победы» несущие его к осознанию себя, обретение собственной значимости!.

Рекомендации « Успешного воспитания»

Внушить ребенку веру в себя- залог успешного воспитания. Мы должны правильно формулировать свои фразы и замечания, и грамотно разговаривать с воспитанниками. Я предлагаю вам варианты фраз с неправильной формулировкой, а вы мне говорите правильный вариант формулировки фразы.

Ты такой нервный, психованный! = Мне кажется, ты взволнован, что случилось?

Ты что кричишь на весь сад? = Настя, ты сейчас очень громко говоришь.

Опять ты обзываешься! Петю вчера обзывал! = Сейчас ты себя ведешь не совсем корректно( не красиво)

Я тут пол часа распинаюсь, объясняю! Ты меня слушаешь? =Для меня очень важно, чтоб мы друг друга выслушали.

Я хочу тебе сказать..= Мне хотелось бы поговорить с тобой.

5

Источник