Развитие эмоциональной сферы ребенка консультация

Лилия Ахмадеева
Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка. Консультация для родителей

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.

Консультация для родителей.

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка.

Появляясь на свет, ребенок овладевает не только речью, знаниями, он учится эмоциям. На «эмоциональной шкале» находятся разнообразные эмоциональные состояния: радость, забота, жалость, зависть, равнодушие и т. д. Очевидно ли богатство внутреннего мира родителей ребенку, видит ли родитель эмоциональные состояния своего малыша, умеет ли ему объяснить их, помочь пережить, справиться либо оберегает от любых печалей. Все это имеет прямое отношение к эмоциональному развитию ребенка. Мать, не способная вынести малейшее страдание ребенка, лишает малыша полезного огорчения, шанса научиться погоревать, не бояться своих отрицательных эмоций.

Развивая эмоциональную сферу своего ребенка, родителям необходимо учитывать следующие моменты.

• Обогащайте активный словарь ребенка словами, обозначающие эмоциональные состояния. Помогут вам в этом герои сказок и мультфильмов. Беседуйте о том, какие эмоции испытывают герои в той или иной момент, как меняется их настроение и почему.

• Называя эмоциональное состояние, точно определяйте его словесно: «радость», «удивление», «грусть» и т. д. запомните сами и объясните ребенку: чувства не делятся на «хорошие» и «плохие». Злость иногда помогает вскрыть недовольство чужим поведением или собраться и справиться с тем, что давно не получалось. Страх не дает забывать о правилах безопасности и поэтому позволяет быть осторожным.

• Научите ребенка разделять чувства и поступки: нет плохих чувств, есть плохие поступки: «Владик рассердился на тебя, ударил. Он поступил нехорошо. Он не нашел подходящих слов, чтобы выразить свое недовольство».

• С уважением отнеситесь к чувствам малыша: он, как и взрослые, имеет право испытывать страх, гнев, грусть. Не призывайте его отказаться, например, от проявления гнева: «Не смей грубить мне!». Лучше помогите ему понять свое состояние: «Я понимаю, ты сердишься на меня из-за того, что я занималась с твоим маленьким братом».

В этой работе необходимо быть последовательным и помнить, что одни ситуации разрешаются быстро, а другие требуют времени и терпения. Главное — не терять из виду цель, которую вы ставите перед ребенком и перед собой, обязательно отмечая успехи ребенка.

С шести месяцев до трех лет ребенок выбирает линию поведения в жизни: будет это открытый, раскованный путь познания и доверия миру либо замкнутый, зажатый, если ребенок не получил от близкого взрослого поддержки, ласки, испугавшись при обследовании мира, или его взрослые ограничили. Детская безответственность есть необходимость. Однако родителей это обстоятельство часто выводит из себя. Но их задача – направлять ребенка в сторону развития ответственности, соразмерной возрасту, это требует терпения и ласки.

Самостоятельное поведение ребенка не всегда удобно для взрослых. Однако несамостоятельное поведение оборачивается в дальнейшем зависимостью от множества обстоятельств, настроения окружения и своего собственного, ежедневной текучки. Несамостоятельный ребенок не умеет принимать помощь окружающих, если и принимает ее, то не с позиции сотрудничества, а как иждивенец. Самостоятельность – мера независимости человека. И от влияния природных сил, и от влияния требований мира социального, которому иногда тоже полезно противостоять.

Работа по развитию эмоций поможет родителям понять мир переживаний ребенка, лучше узнать его состояние в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит и радует. Это позволит (при необходимости) уделить особое внимание малышу, который испытывает эмоциональный дискомфорт, помочь преодолеть и исправить отрицательные черты характера. Таким образом, окружающие ребенка взрослые смогут установить с ним доверительные отношения, а это в свою очередь сможет облегчить процесс воспитания и развития.

Эмоциональный мир ребенка требует бережности и постоянного педагогического труда от родителей.

Рекомендации:

1. В семье должен преобладать единый стиль воспитания.

2. Необходимо попытаться понять своего ребенка, понять, что с ним происходит, что он чувствует, думает. Используйте технику речевого общения с ребенком «Я – сообщение».

3. Родители должны быть более последовательными в требованиях. Эмоциональные дети нуждаются в двигательной физической активности.

4. Необходимо обучать их расслаблению, релаксации.

Источник

Валентина Николаевна Ряснова
Консультация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников»

Консультация.

Тема: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников».

Цель: — Познакомить педагогов и родителей с основными задачами эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

— Донести значимость развития эмоциональной сферы дошкольников.

Развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Детство есть та великая пора жизни,

Когда кладется основание всему будущему

Читайте также:  Азбука развития эмоций ребенка набор развивающих карточек рисуй

И «нравственному» в человеке.

Н. В. Шелгунов

В последнее время отмечается увеличение числа дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально – личностном развитии; у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. С возрастом эти проблемы усугубляются, поэтому на ряду с развитием психических функции, интеллекта ребенка нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы.

Жизнь современных детей почти не отличается от жизни взрослых. Они так же активны, динамичны и заняты. Взрослые часто не задумываются, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. На психическое развитие ребенка оказывают влияние факторы социального и биологического характера, поэтому при подготовке ребенка к школе не достаточно развивать память, внимание, мышление.

Нарушение в общении, конфликтность и обособленность – признаки слабой адаптации ребенка к социуму, причина серьезных эмоционально – личностных проблем в будущем. Высокий уровень эмоционального развития так же важен для гармоничного развития ребенка. Как приобретения им основных знаний и умений. Таким образом, среди основных задач воспитания можно выделить формирование положительных эмоций и коррекцию недостатков в этой сфере.

Основные задачи эмоционального развития детей.

Научить детей:

1. Понимать собственное эмоциональное состояние;

2. Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения;

3. Реализовывать свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для него лиц;

4. Обладать устойчивым чувством «я», уверенностью и активностью, адекватной самооценкой;

5. Быть способным к сопереживанию;

6. не проявлять выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства доброжелательности к людям;

7. Быть контактным и общительным, стремиться к взаимодействию со сверстниками на равных;

8. Научиться испытывать чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей.

Все эти приобретения личности можно сформировать при разумном эмоциональном воспитании ребенка. Важно познакомить его с миром чувств и эмоций, помочь научиться распознавать свои чувства и чувства других, развивать творческие и познавательные способности. В это помогут специальные занятия, игры.

Развитие эмоциональной сферы с помощью деревянных ложек.

Ложки использовали во время плясок, танцев, песен для подчеркивания их эмоционального, ритмического характера. Но ложки могут иметь и не специфические свойства и выступать в роли предмета активно влияющего на развитие эмоциональной сферы дошкольника. Достаточно различные эмоциональные состояния человека: веселье, удовлетворение, радость, равнодушие, удивление, печаль. Так же можно ложки нарисовать на листе бумаги, но для лучшего эффекта и объективности восприятия эмоциональных состояний рисунок должен быть сделан в минимальном цветовом решении.

Основные виды использования ложек – эмоционального состояния с детьми дошкольного возраста.

1. рассматривание ложек с различными изображениями эмоционального состояния человека. Это действие может сопровождаться вербализацией образа на уровне описания (человек грустный потому что у него…человек веселый так как у него) и на уровне идентификации своего состояния (я был радостным так как у меня…мне было страшно потому что) А то что ребенок оценивает эмоциональные проявления, свидетельствуют о развитии у него самостоятельности суждений и мыслительной инициативы.

2. Во время прихода в детский сад утром ребенку можно предложить выбрать ложку – эмоциональное состояние, которая наиболее подходит к его настроению. Это для воспитателя станет экспресс – тестом для определения индивидуального подхода к ребенку.

3. Во время прослушивания музыкальных произведений дети в соответствии с характером музыки выбирают ложки, тем самым символизируя возникший у них эмоциональный отклик. Большое количество произведений русских композиторов обусловлено интонационной связью с русской речью, что окажет дополнительное воздействие на музыкальное развитие ребенка. А включение разнообразных произведений классической музыки влияет на развитие не только музыкальных способностей ребенка, но так же интеллекта и творческих способностей.

Источник

Наталья Мехнина
Консультация для воспитателей «Развитие эмоциональной сферы детей»

Развитие эмоциональной сферы детей

Составила Мехнина Н. Н. воспитатель

ГБДОУ детского сада № 61

Колпинского района

Дошкольное детство – это возрастной период, когда начинают формироваться высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут воспитаны в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все последующее развитие.

Отечественные психологи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) считают, что мотивы и эмоции, подобно умственным и волевым процессам, формируются на протяжении детства, в результате овладения ребенком опытом предшествующих поколений и усвоения вырабатываемых обществом нравственных норм, идеалов.

Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции, что имеет не только узко педагогическое, но и глубоко общественное значение.

Читайте также:  Условия развития ребенка раннего возраста в доу

Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторон, но и об особенностях становления личности дошкольника.

Педагогическое значение правильного понимания этой проблемы состоит в том, что эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения деятельностью. Иначе говоря, эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения в узком смысле этого слова (как усвоения, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка, в развитии его мышления.

Проблемы развития эмоциональной сферы нашли своё отражение в отечественной детской и социальной психологии в работах таких учёных, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, Л. И. Божович, а также их учеников и последователей (Я. З. Неверович, Т. И. Репина, Е. О. Смирнова, Л. П. Стрелкова и др.).

И, тем не менее, это направление развития ребёнка всё ещё относится к наиболее неразработанной области дошкольного образования.

Для маленького ребенка каждый день несет с собой открытия, имеющие исключительную важность для формирования его личности: это и общение со взрослыми и детьми, и наблюдения за жизнью взрослых, явлениями природы, и, конечно, это информация, которую дети получают из книг, спектаклей и т. д.

Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством.

Произведения искусства не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности; главное – они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Как маленький ребенок может постигнуть высоту благородного поступка и низость коварства, злобы и предательства, испытать радость любви и силу ненависти? Конечно, из произведений искусства, и особенно из сказок, где ярко предоставлен мир высоких чувств и духовных ценностей, наполняющих смыслом жизнь взрослых людей. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости.

Литература, искусство заставляют ребенка задуматься над очень многим и почувствовать то, что затруднительно для него или вообще невозможно в повседневной жизни. Сила искусства в эмоциональном воспитании детей огромна.

Совместная работа детского сада и семьи по развитию и воспитанию эмоций дошкольника зависит не только от того, насколько правильно понимаются задачи воспитания. Результат воспитания в значительной мере определяется знанием и пониманием взрослыми (родителями, педагогами) особенностей и закономерностей развития детской личности в разные возрастные периоды, роли той или иной деятельности ребенка в развитии личности, а также умением организовать эту деятельность, дать ей нужное направление, использовать эффективные приемы и способы воздействия на малыша и при этом оберегать его от длительных и устойчивых отрицательных переживаний.

Используемая литература:

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

2. Воспитание и развитие детей раннего возраста. /Под ред. Г. М. Ляминой. – М., 1981.

3. Изард К. Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999.

4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001.

5. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. – М., 2003.

6. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т. С. Комаровой. –М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256с.

Источник

Ирина Федотова
Консультация «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст очень важный этап развития эмоций и чувств. Ребенок постоянно находится в плену своих эмоций. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста рассматривается как целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

Характеристика эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

Дети старшего дошкольного возраста уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить отношение к ним. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. К старшему дошкольному возрасту происходят изменения в распознавании эмоционального состояния человека. Дети начинают считывать его через изображение позы, жестов, мимики. При этом мимику, позу, дошкольники выделяют преимущественно при условии восприятия человека, изображенного вне ситуации.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад ижевска барамзиной

Дошкольники 5­-6 лет способны предвидеть последствия своих поступков и реакцию на них окружающих. Они умеют предугадывать оценку взрослых — похвалу или неодобрение — и переживают по этому поводу. Детям удается успешно распознавать чужие эмоции. Особенно легко они выявляют положительные переживания, такие как радость и восхищение. Старшие дошкольники, находясь в группе сверстников, умеют считывать чужие эмоции и адекватно реагировать на переживания своих друзей. Им понятны нормы и правила, они следуют им, хотя личные желания и потребности, симпатии и антипатии имеют все же решающее значение. Детям старшего дошкольного возраста уже хорошо известно чувство сопереживания, они способны проявить деятельную заботу по отношению к близкому человеку.  

Эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности. Большие возможности для развития эмоций предоставляет игра дошкольников. Игра в дошкольном возрасте — это деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт.

Развивая эмоциональную сферу своего ребенка, родителям необходимо учитывать следующие моменты:

— Обогащайте активный словарь ребенка словами, обозначающие эмоциональные состояния. Помогут вам в этом герои сказок и мультфильмов. Беседуйте о том, какие эмоции испытывают герои в той или иной момент, как меняется их настроение и почему.

— Называя эмоциональное состояние, точно определяйте его словесно: «радость», «удивление», «грусть» и т. д. запомните сами и объясните ребенку: чувства не делятся на «хорошие» и «плохие». Злость иногда помогает вскрыть недовольство чужим поведением или собраться и справиться с тем, что давно не получалось. Страх не дает забывать о правилах безопасности и поэтому позволяет быть осторожным.

— Научите ребенка разделять чувства и поступки: нет плохих чувств, есть плохие поступки: «Владик рассердился на тебя, ударил. Он поступил нехорошо. Он не нашел подходящих слов, чтобы выразить свое недовольство».

— С уважением отнеситесь к чувствам ребенка: он, как и взрослые, имеет право испытывать страх, гнев, грусть. Не призывайте его отказаться, например, от проявления гнева: «Не смей грубить мне!». Лучше помогите ему понять свое состояние: «Я понимаю, ты сердишься на меня из-за того, что я занималась с твоим маленьким братом».

— Поощряйте разнообразие, оригинальность внешнего оформления эмоций в мимике, жестах, пантомимике, речи ребенка.

В этой работе необходимо быть последовательным и помнить, что одни ситуации разрешаются быстро, а другие требуют времени и терпения. Главное – не терять из виду цель, которую вы ставите перед ребенком и перед собой, обязательно отмечая успехи ребенка.

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников

Игра 1. Передай голосом

Попросить ребенка произносить предложения с различной интонацией, выражая радость, удивление, страх, злость, грусть, обиду, удовольствие и т. д. Например: «Кате подарили щенка», «Дети играют с мячом», «Мама увидела рисунок сына», «Мы идем в парк» и т. д.

Игра 2. Говорящие руки

Обратить внимание ребенка на то, что наши руки могут «без слов» сказать многое: поблагодарить, поприветствовать, выразить недовольство, любовь и т. д. Далее попросить его с помощью жестов изобразить радость, обиду, удивление, гнев, усталость и т. д.

Игра 3. Назови и опиши

Читая отрывки художественных произведений, рекомендованные для старших дошкольников, можно попросить ребенка называть эмоциональное состояние героя, охарактеризовать особенности его внешнего проявления (например: «Что значит обидеться?», «Что значит усталый» и т. д., отметить смену в настроении персонажа («Каким стал теперь котенок?», «Изменилось ли настроение царицы или нет?» и т. д., подобрать слова синонимы («Какими словами еще можно охарактеризовать состояние медведя?»).

Игра 4. Найди пару

Предложите ребенку несколько карточек с различными эмоциями. Пусть он попытается разложить их по группам, например, радостные к радостным, злые к злым, удивленные к удивленным.

Игра 5. Угадай настроение

Возьмите карточки. Предложите ребенку взять карточку с той эмоцией, которая больше всего подходит его маме, папе, ему самому. Пусть опишет словами настроение.

Игра 6. Зеркало

Родитель и ребенок садятся друг напротив друга. Один участник игры изображает какую-нибудь эмоцию, другой должен полностью скопировать мимику и жесты. С помощью этой простой игры дети научатся распознавать различные эмоциональные состояния, научатся понимать чувства другого человека и разовьют чувство эмпатии.

Источник