Развитие эмоциональной сферы ребенка через театрализованную деятельность

Екатерина Смоленцева
Эмоциональное развитие дошкольников через театрализованную деятельность

Эмоциональное развитие дошкольников через театрализованную деятельность.

Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей. Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. Маленькие дети часто находятся “в плену эмоций”, поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими. Особенно трудным в жизни ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения — он начинает ходить в детский сад. Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку дня, к общению с ранее незнакомыми ему детьми, осознал требования воспитателей, понял, как осваивать новые знания в процессе группового обучения. Однако эти особенности поведения мгновенно исчезают, стоит только детям заинтересоваться.

Главная идея моего педагогического опыта: формирование эмоционально развитой социально адаптированной личности каждого ребенка. Для решения поставленных задач использую различные психолого-педагогические средства эмоционального развития дошкольников: развивающая среда, игра, музыка, детское художественное творчество, художественная литература, театрализованная деятельность. Самым увлекательным направлением в дошкольном воспитании я считаю театрализованную деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об ее универсальности.

Именно театрализованная деятельностьпозволяет решать многие педагогические задачи:

— расширять и углублять знания детей об окружающем мире;

-развиватьпсихические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;

— активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационную сторону речи, темп, выразительность речи;

— совершенствовать моторику, координацию, плавность;

развивать эмоционально-волевую сферу;

— содействовать коррекции поведения;

развивать чувство коллективизма, ответственности друг за друга;

— формировать опыт нравственного поведения;

— стимулировать развитие творческой активности, самостоятельности.

По мнению большинства исследователей, в детском образовательном учреждении театрально игровая деятельность принимает две формы:

1. Игры, когда действующими лицами являются определенные предметы (игрушки, куклы). Это игры с куклами в различных видах кукольного театра, т. е.режиссерские игры:

— Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении;

— Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций;

— Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрприза, вызывает интерес детей;

— Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран;

— Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

2. Театральные игры, когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль, т. е.игры-драматизации:

— С пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке;

— С куклами би-ба-бо;

— Импровизация. Это разыгрывание сюжета без подготовки.

Как правило, дети к средней группе уже имеют некий опыт театрализации – это театр мягкой игрушки, театр на фланелеграфе, стендовые плоскостные театры. Поэтому, взяв детей два года назад, я стала развивать уже имеющийся детский опыт и знакомить их с более сложными видами театрализованных игр. Для этого в группе был организован уголок театрализованной деятельности: приобретены стендовые плоскостные театры, кукольные театры-конструкторы, куклы би-ба-бо (или его еще называют театр Петрушки); совместно с родителями изготовлена ширма с занавесом. Все это, вместе с уже имеющимися наработками, послужило хорошей базой для дальнейшей работы. Дети с интересом включились в игру. Достаточно было один раз вместе сними разыграть сценку или сказку, для того, чтобы они делали это самостоятельно.

Однако не все дети были одинаково коммуникабельны, многие плохо посещали детский сад, а некоторые пришли в сад впервые. Они были необщительны, замкнуты, сторонились других детей. Но с помощью кукол, привлечения их в качестве сначала зрителей, потом помощников, они втянулись в игру и в коллектив.

У многих детей была очень плохо развита речь, а некоторые не говорили вообще. Передо мной встала задача, – каким образом приобщить этих детей к театрализации. Ответ был найден в русских народных сказках. Эти дети играли в сказках без слов — например «Репка», или «Курочка Ряба», где роль сказительницы брала на себя я или хорошо говорящий ребенок. Также помогли сказки с минимальным набором слов – например «Теремок».

Я заметила, что дети намного увереннее чувствуют себя, если одну из ролей играет воспитатель. Они видят пример, чувствуют опору и гораздо увереннее ведут себя в процессе игры. Каждый год, на майских родительских собраниях мы показываем сказки для родителей. Начали со сказок-шуток «Лучшая шубка», «Теремок», в средней группе музыкальная сказка «Муха-Цокотуха». Помимо самостоятельных показов сказок, мы показывали сценки и в плановых праздниках и досугах.

В старшей группе я продолжила развитие детей при помощи театрализованной деятельности. Могу с уверенностью утверждать, что за этот год они стали не только хорошими артистами, но хорошими режиссерами и критиками. Например, они уже сами распределяли роли, точно чувствуя, кому эта роль больше подходит, выбирая не только физические данные, но и тембр голоса ребенка, выразительность его речи, да и просто логопедию ребенка. Например, цыпленка должен играть ребенок поменьше, а медведя – побольше; а Ксюша сама отдала роль курочки Даше, потому, что не выговаривает некоторые звуки. Результат нашей совместной с детьми работы увидели родители и дети младших групп в показе сказки «Золушка», а в подготовительной группе к Новому году показали музыкальную сказку «Снежная королева».

А еще из практики своей работы я сделала вывод, что любая задача любой НОД решается детьми легче, проще и быстрее, если они ее обыграют. Для дошкольников учебные задачи, прямо поставленные перед ними, не всегда бывают интересны. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником при подготовке и проведении Направленной Образовательной Деятельности.

Хорошее настроение улучшает запоминание. Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события. Эмоции связаны и с забыванием. Ребёнок забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него большого значения.

За пять лет дети становятся дружнее, чувствуют ответственность друг перед другом за общее дело, многие дети преодолели свою робость, застенчивость, неуверенность в себе. Родители с радостью смотрят наши сказки, многие с удовольствием откликаются на наши просьбы о помощи в изготовлении декораций и атрибутов.

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребёнка,в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. По-моему мнению, театрализованная деятельность должна стать неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса.

В результате проведенной мною работы в группе преобладает положительный эмоциональный настрой. Приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

Источник

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Варкентин Анна Ивановна.

МБДОУ №56.

Московская область,

город Солнечногорск, 2019 год.

«Театр — искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты».

К.С.Станиславский

Cегодняшние дети невольно оказываются вовлечены в бурные темпы взрослой жизни, их увлекают потоки лишней информации, им предъявляются требования в раннем развитии и скорейшей социализации.

Вся наша жизнь — это большая сцена и то, какую роль выбирает ребенок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат.

Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

 «В процессе этого сопереживания, — как отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов (1896—1965), — создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом, театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», — утверждал  Б.М. Теплов.

В работах академика Н.Бехтеревой, профессора Д. Камбаровой, научных сотрудников С.Маневского и В.Матвеевой установлено, что улыбка не просто говорит о позитивной стороне, она воздействует на нейтральные центры мозга, вовлекает их в позитивную работу, повышает их активность. Это открытое нашими учёными явление, много раз экспериментально  проверенное, получило название генерализации или положительного экспрессивного потенциала. При этом надо не улыбнуться внешне (одними губами), а искренне порадоваться, как это бывает у детей в театрализованной деятельности. Только при этом условии просыпаются позитивные волны во всех структурах мозга.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Она — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства.

Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием.

Развивая у детей эмоциональную сферу через театрализованную деятельность я реализую цель: развитие артистических способностей детей.

Для реализации данной цели я ставлю перед собой следующие  задачи:

Обучающие:

  •  приобщение детей  дошкольного возраста к театральной культуре.
  • последовательное знакомство детей с различными видами театров.
  • обучение  детей передаче образов с помощью эмоций.  

Развивающие:

  • развитие психических процессов (внимание, мышление, память).
  • творческих способностей (умение перевоплощаться).
  • развитие артистических навыков детей (способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать при импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации).
  • специальные умения: вызывать интерес к театрализованной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников.

Воспитывающие:

  • воспитывать положительное отношение к театральным играм.
  • желание играть с театральными куклами.
  • формировать эмоционально-положительное отношение к сверстникам.
  • прививать уважение к традициям и культуре народов.

К работе с детьми по театрализованной деятельности приступаю с октября, т.е. после того, как у большинства детей закончится адаптационный период. Она проводится в двух основных формах:

  •  специально организованная работа с детьми.
  •  нерегламентированный вид деятельности по желанию ребёнка.

Работу с детьми по театрализованной деятельности лучше начинать с группы раннего возраста: знакомство с куклой би-ба-бо. Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники, всё это создает радостную атмосферу. В группе раннего возраста я использую:

  • игры с пальчиковыми куклами,
  • игры с варежковой куклой,
  • театр картинок (магнитный театр)

Начиная с младшей группы детей последовательно знакомлю с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого использую этюдный тренажёр, помогающий развить внимание и восприятие; прививаю навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. Использую в работе с детьми младшего возраста:

  • театр кукол на столе,
  • игры со штоковой куклой,

Взрослые и старшие  дошкольники показывают небольшие спектакли для малышей. В конце года ребята младшей группы уже сами выступают с маленьких сценках.  

В средней группе кукольный спектакль объединяю с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут — ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.

В средней группе знакомлю детей с театральной ширмой, дети учатся управлять верховыми куклами. Продолжаем совершенствовать навыки в играх с пальчиковыми, варежковыми, настольными, штоковыми куклами. Знакомлю детей с куклами – прыгунками.

В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. В этом году осенью ребята старшей группы подготовили театрализованную постановку по русской народной сказке «Гуси-лебеди». С этой постановкой дети выступили перед родителями и детьми средней и подготовительной группы. В старшем дошкольном возрасте дети совершенствуют навыки работы с куклами би-ба-бо. Знакомлю детей с марионетками, использую ростовые куклы. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут изготавливать куклы для игр в самостоятельной деятельности.

В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами.

Названные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах театральной деятельности. В подготовительной группе дети совершенствуют навыки управления куклой на ширме и на полу. Мы с ребятами разыгрываем сценки, диалоги. Учимся общаться со зрителями. Включаю сказки-импровизации, театр-тантамарески. Театр тантамаресок хорошо сочетается с представлением в настольном театре. Тантамарески могут выступать в роли сказочников или ведущих.

Работая с детьми, я обращаю внимание на то, что у них улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь.

 В своей работе с детьми широко использую

Игры-имитации (дети имитируют образы животных — неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке; отдельных действий человека: выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте; литературных персонажей). Сказка «Кот, лиса и петух» — «Лисичка подслушивает» Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чем они говорят. Поза: ногу выставить вперед, корпус тела слегка также наклонить вперед. Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыт.

Ролевые диалоги на основе текста. Разыгрывание по ролям стихотворения И.Жукова «Киска» Хозяйка: Здравствуй, Киска, как дела? Что же ты от нас ушла? Киска: Не могу я с вами жить, Хвостик негде положить. Ходите, зеваете, На хвостик наступаете! Сначала это стихотворение разучивается в свободное время, вне занятия. Затем, на занятии, дети, разыгрывая ситуацию в паре, могут импровизировать интонации. Взаимоотношения героев могут быть различными. Каждая пара детей представляет свою вариацию. Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

Игры-импровизации – это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки. Ситуация «Не хочу манной каши!» Дети делятся на пары. Одним из них будут мамами или папами, другие — детьми. Мама или папа должны настаивать на том, чтобы ребенок ел манную кашу (геркулес, гречку…), приводя различные доводы. А ребенок это 3 блюдо терпеть не может. Пусть дети попробуют разыграть два варианта разговора. В одном случае ребенок капризничает, чем раздражает родителей. В другом случае ребенок говорит настолько вежливо и мягко, что родители ему уступают.

Игры-импровизации под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»). Бессловесная игра — импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает педагог («Катя, Катя маленькая…», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»). Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»)

Игры-пантомимы — вид сценического представления, призванный передавать сюжет или историю с помощью мимики, жестов, без использования слов. Игра-пантомима помогает развивать навыки управления жестами, движением, мимикой, корректно выражать свои эмоции и чувства. «Нос, умойся!» (по стихотворению Э.Мошковской) Воспитатель произносит слова стихотворения, дети имитируют движения. Кран, откройся! Нос, умойся! Шейка, мойся хорошенько! Мойтесь сразу, оба глаза! Мойся, мойся, обливайся! Мойтесь, уши, мойся, шейка! Грязь, смывайся, грязь, смывайся! «Представьте себе»

Игры- этюды — драматизация небольших по содержанию текстов. 1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но, это же мама — простила, улыбнулась. 2. Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим). 3. Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки мальчика.

Игры-драматизации, которые основываются на действиях исполнителя. («Кот-рыболов», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Репка», авторские тексты В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок» и др.)

Разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее как сильное, но ненавязчивое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, естественно, свободно.

Используя в работе с детьми различные виды театра, театрализованные игры я основываюсь на высказываниях русского психолога Л.С. Выготского о роли творчества в развитии ребенка. « Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукции творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и воплощении».

Источник