Развитие эмоциональной сферы аутичного ребенка

Развитие эмоциональной сферы аутичного ребенка thumbnail

Четыре техники для развития эмоционально-волевой сферы аутичных детей

Чтобы развить эмоционально-волевую сферу ребенка с расстройством аутистического спектра, включите в занятия элементы арт-терапии. В статье – описание четырех арт-терапевтических техник. Их можно проводить на коррекционно-развивающих занятиях, уроках ручного труда, рисования, музыки и ритмики.

Чтобы обеспечить активное участие в коллективе ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС), используйте арт-терапию. Вы можете использовать приемы: игровая терапия, изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия. Предложите педагогам организовать кружки, на которых ребенок с РАС сможет заниматься вместе с обычными учениками. На совместных занятиях аутичный ребенок через других детей легче воспримет учебную информацию и выполнит требования взрослого.

Техника 1. Игровая терапия

В игре научите ребенка с РАС эмоционально взаимодействовать с другими людьми и сопереживать. Помогите осмыслить сенсорный и эмоциональный опыт, развивайте положительные эмоциональные отклики на социальные контакты. Поддержите ребенка, когда он удовлетворен игрой, радуется нежным словам взрослого и физическому взаимодействию, например, поглаживаниям или прикосновениям.

Комментируйте эмоции

Совет Чтобы помочь ребенку с РАС осмыслить происходящее с ним, давайте эмоционально-смысловые комментарии

Чтобы помочь ребенку осмыслить происходящее с ним, давайте эмоционально-смысловые комментарии. Обозначайте словами приятные ощущения и впечатления ученика. Скажите ему о своих чувствах, дайте эмоциональную оценку происходящему. Родителям расскажите, как давать эмоционально-смысловые комментарии дома.

Пример комментария педагога-психолога: Егор к нам пришел – как мы давно не виделись! Привет, очень рады, заходи скорее! Будешь прыгать на батуте? Молодец! Как высоко прыгнул! Вот умница, здорово у тебя получается! Как ты прыгаешь высоко, как же ты рад! Я тоже рада, давай вместе радоваться! Егор скачет, как зайчишка!

Когда говорите с ребенком, передавайте эмоциональное состояние интонацией, мимикой и жестами. Включайте в речь междометия, поощрительные, ласковые, ободряющие слова, чтобы придать комментарию положительный, активирующий оттенок.

Обозначьте смысл всего, что происходит с ребенком. Так вы установите с ним контакт, не принуждая к взаимодействию. Например, если ребенок на перемене подошел к окну и «застыл», обратитесь к нему: «Ну, что там за окном? Там ветер сильный, дождь льет, у-у-х какой! Смотри, собака бежит, наверное, замерзла, спешит домой».

Развивайтеспособность к подражанию

Развитие эмоциональной сферы аутичного ребенка

Совет Развивайте речь ребенка с РАС через подражание в игре

Развитие эмоциональной сферы аутичного ребенка

Предложите ребенку с РАС имитировать поведение других людей в игре. Подражая, он усвоит новые формы социального поведения, научится понимать житейские правила, освоит социальные роли.

Неречевых детей сначала попросите подражать разным звукам и шумам, вызванным движениями рук и губ взрослого. Научите имитировать забавные звуки, например, «буль-буль» и «хлоп-хлоп». Далее попросите произносить гласные звуки: «a-a-а». Например, спросите ребенка: «Как плачет малыш? – А-а-а» или «Как воет волк? – У-у-у».

Через подражание в игре развивайте речь. Например, предложите поиграть в лото. Подготовьте карточки с изображением знакомых детям предметов. Покажите и назовите картинку: «У кого заяц?». Если у ребенка есть такая же карточка, он должен ответить: «У меня». Детям с РАС сложно соотнести вашу карточку со своей и ответить фразой, поэтому подсказывайте детям, чтобы они поняли правила игры и научились отвечать самостоятельно.

Техника 2. Изотерапия

Справка Изотерапия – лечебное воздействие средствами изобразительного искусства, например, рисованием или лепкой

Когда ребенок рисует, задействуются многие психические функции и развивается чувственно-двигательная координация. В процессе рисования активизируются конкретно-образное мышление, которое связано с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.

Сформируйте чувственный опыт

Реальная действительность – источник впечатлений, представлений и знаний для детей-аутистов. Предложите им нарисовать то, что они видели, например: «Нарисуем красивую травку и цветы», «Ярко светит солнышко», «Набежала синяя тучка», «Пошел сильный дождь».

Начните с простого. Рисуйте разные линии: прямые – столбы, косой дождик, лесенка или окошки; дугообразные – дым или волны; замкнутые круговые – клубок ниток или цепочка. Усложните тему, например, «разноцветные большие и маленькие мячики катятся по дорожке» или «разноцветные воздушные шарики на ниточках». Чтобы развить эмоционально-волевую сферу, предложите природные темы.

Перед рисованием покажите презентацию с картинками, чтобы заинтересовать детей и помочь понять тему. Например, если дети будут выполнять аппликацию бабочки, покажите презентацию о том, какого окраса бывают бабочки.

Используйте гуашь. Дети смогут перекрыть неудачное место, нанести цветовые пятна, которые не будут просвечивать. Одновременно с детьми рисуйте на доске. Прокомментируйте свой рисунок, похвалите детей за старание, выразите восхищение их работами. Обсудите тему: цвет, форму, названия предметов, сюжет.

В качестве учителей рисования пригласите нейротипичных школьников постарше. Ученикам интересно попробовать роль педагогов, а дети-аутисты быстрее усвоят навыки, наблюдая за ними.

Помогите снять напряжение

Справка Мелкая моторика влияет на развитие речи, внимания, мышления, координации в пространстве, наблюдательности, памяти, концентрации и воображения

Работайте с соленым тестом. Когда ребенок лепит, он вкладывает волевые усилия, испытывает мышечное и психологическое напряжение, а в конце успокаивается. Используйте лепку с детьми, у которых отсутствует речь, чтобы помочь им выразить свои чувства.

Развивайте мелкую моторику. Когда дети лепят, они учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт: чувство пластики, формы, веса и цвета. Предложите детям, например, изготовить из теста подсолнухи, яблоки или рыб. Работы оформите в коллективные панно и украсьте класс.

В состав соленого теста входят только пищевые продукты: мука, соль, вода и растительное масло. Оно безопасно, если аутичные дети пробуют его на зубок. Соль успокаивает, снимает усталость и повышает настроение, поэтому помогает снять психоэмоциональное напряжение.

Техника 3. Музыкотерапия

Музыка меняет настроение, снижает тревогу и напряжение. Она может повысить психический тонус, снизить раздражительность и агрессивность, помогает избавиться от депрессии.

Создайте музыкальную среду

Помогите детям с РАС получить музыкальные впечатления. Включайте для них разную музыку: фольклорную, классическую и современную. Помогите почувствовать настроение и характер. Научите различать спокойную и быструю, громкую и тихую музыку. Когда дети слушают мелодию, покажите таблички с характеристиками музыки, чтобы они запомнили слова. Предложите дирижировать рукой.

Используйте движения

Танцевальные движения помогают выразить весь спектр эмоций. Музыкальные занятия заинтересуют детей, будут познавательными и дадут положительный эмоциональный заряд. Вместо утренней зарядки или разминки перед занятиями предложите детям танцевать. Показывайте движения и попросите имитировать их. Проводите музыкальные физкультминутки, используйте динамичные игры под музыку на занятиях. Привлеките детей к подготовке праздников.

Техника 4. Сказкотерапия

Важно Музыкальные занятия заинтересуют детей с РАС, будут познавательными и дадут положительный эмоциональный заряд

В сказках помогите детям открыть знания, которые окажут психотерапевтическое действие. Совместите работу со сказками с имаготерапией: предложите детям поучаствовать в небольших театральных постановках на основе сказок.

Научите работать в группе

Предложите послушать сказку, чтобы дети научились работать на уроках. Сначала попросите удобно сесть на любом месте в классе. Не просите оставаться за партами. Прочитайте сказку, чтобы дети привыкли слушать учителя. Если сказка знакома детям, задайте вопросы. Попросите показать героев сказки на картинках. Одну сказку повторяйте несколько дней подряд. Занятия будут предсказуемы для детей, они привыкнут к структуре учебного дня и почувствуют себя комфортно в школе.

Используйте драматизацию

Чтобы развить эмоции, предложите детям инсценировать знакомую сказку. Детям с РАС сложно передать характер героя, самим говорить слова и соблюдать порядок: кто следует за кем. Приучите детей к маскам, которые они должны надеть на голову. Дети не смогут сразу вытерпеть до конца постановки, поэтому увеличивайте время постепенно. Используйте музыкальное оформление, просите детей слушать музыку и танцевать.

Источник

hello_html_m36343106.jpgРазвитие эмоциональной

и коммуникативной сфер

ребенка с РДА

Не секрет, что удетей с РДА ослаблена эмоциональная реакция на близких, вплоть до полного отсутствия внешнего реагирования, так называемая «аффективная блокада». Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы у детей-аутистов крайне взаимосвязано: с одной стороны, не испытывая положительных эмоций, ребенок не будет с вами общаться и, с другой стороны, не общаясь с вами ребенок будет ограничен в получении каких-либо эмоций. Поэтому развиваем эмоции и умение общаться в комплексе и постепенно.

Этап I. Установление контакта.

Если вы становитесь «источником» положительных эмоций ребенка, то вам будет проще установить с ним контакт.

Итак, что делать:

  1. Учесть интересы ребенка в игре. Вы, если вы хороший наблюдатель, то знаете, что ребенку интересно и что вызывает у него положительные реакции, поэтому на первых порах используем только знакомые приятные ребенку игры и игрушки, часто это кубики, палочки, шарики, веревочки). Результат: формирование доверия к вам, интереса к совместной деятельности в вами.

hello_html_m38be4b75.png

  1. Четко распланировать игру с ребенком. Это необходимо для того, чтобы вы чувствовали себя уверенно и, если что-то пойдет не так, знали, как поступить и не волновались, потому что ваше волнение сразу передастся ребенку и контакт будет потерян. Результат: ребенок чувствует себя уверенно рядом с вами.

  1. Обеспечить положительный эмоциональный настрой – говорить ласковым, приятным тоном, умеренно громким, без резких перепадов. Не допускайте грубостей и крика. Результат: ребенок чувствует себя безопасно рядом с вами.

  1. Сами испытывайте положительные эмоции при игре. Это очень важно. Ребенок чувствует любую фальшь и, если вы не испытываете искренних положительных эмоций, ребенок поймет, что вы врете – контакт и доверие будут потеряны. Станьте ненадолго ребенком и радуйтесь вместе! Результат: ребенок «заражается» положительными эмоциями.

  1. Сформируйте четкую последовательность игры. Стереотипия для ребенка с РДА – это, своего рода, пещера, в которую он уходит, чтобы чувствовать себя безопасно и спокойно. Не бойтесь стереотипий – они есть и в нашей жизни (вспомните, например, любой ваш рабочий день – у него есть четкий алгоритм и, когда он резко меняется, например, вы проспали на работу, вы остро ощущаете дискомфорт; то же происходит и с ребенком, когда меняется стереотип действий). Ребенок должен четко понимать, что будет дальше. Результат: ребенок спокоен и не сталкивается с пугающими его неожиданностями.

Эhello_html_785ff323.pngто фундаментальные принципы работы с ребенком. Так вы установите с ним начальный эмоциональный контакт и снизите его тревожность, характерную всем аутистам.

Этап II. Запуск сенсорных систем.

На данном этапе также действуют принципы, описанные на первом этапе.

Сенсорная игра – это способ эмоционального наполнения жизни ребенка. Игры и манипуляции развивают положительные эмоции ребенка и снижают его эмоциональное напряжение.

Что использовать на данном этапе:

  • Визуальные раздражители (то, что ребенок видит). Можно использовать: лавовые лампы, световые проекторы, игрушки и материалы ярких цветов. Словом, все, на чем может ребенок остановить свой взгляд.

  • Аудиальные раздражители (то, что ребенок слышит). При использовании данных раздражителей внимательно наблюдайте за реакцией ребенка – аутисты очень чувствительны и могут крайне негативно реагировать на определенные звуки. Вы можете просто включать ребенку музыку (преимущественно, классическую, инструментальную, спокойную), использовать музыкальные инструменты, имитацию голосов животных, звуки природы.

  • Тактильные раздражители (то, что ребенок трогает). Активно используйте сенсорные коробки — это емкости с разным наполнением, которые позволяют ребенку обогащать его тактильные ощущения. Что делать с наполнением: — трогать, перебирать пальцами, сжимать;

hello_html_177648c3.png пересыпать руками и инструментами (ложками, совками);

— переливать (игры с водой);

— закапывать, откапывать что-то;

— сортировать (при смешении, например, крупного с мелким, можно отсортировывать крупное; также сортировать можно по цвету, форме, гладкое и шершавое, твердое и мягкое и т.д.).

  • Вестибулярные раздражители (то, как ребенок двигается). В данном случае вы используете разные двигательные упражнения и игры – прыжки, хлопки, раскачивания, притопы и прочее. Неплохо использовать движения, сопровождающиеся стихотворной речью, например, стишок-игра «Мышки»:

hello_html_72893508.png

Вышли мышки как-то раз

(шагают)

Посмотреть, который час.

(ладонь ко лбу, поворачиваются в стороны)

Раз, два, три, четыре

(хлопают)

Мышки дернули за гири.

(движения руками сверху вниз)

Вдруг раздался громкий звон

(закрывают руками уши)

Побежали мышки вон

(бегут)

  • Обонятельные раздражители (воздействие запахами). Можно нюх ребенка использовать активно – то есть направленно давать ему что-то понюхать (кусочек лимона, гвоздику, корицу), активно обогащая его сенсорный опыт. Или использовать пассивно, как, например, при ароматерапии. При распылении запахов в помещении важно учитывать, какое влияние на психику имеет тот или иной запах, с какого возраста можно его использовать и соблюдать нормы для сеансов ароматерапии. Например, с 3-х лет можно уже использовать запахи ромашки (успокаивает), мяты (стимулирует умственную активность), лаванды (успокаивает, снимает напряжение), чайного дерева (выравнивает психику, снижает тревогу).

Не проводите сеансы ароматерапии самостоятельно без консультации специалиста!

hello_html_m77f13faa.png

    В какой последовательности

    нужно запускать сенсорные раздражители:

    1.Визуальные;

    2.Аудиальные;

    3.Тактильные;

    4.Вестибулярные;

    5.Обонятельные.

    Вhello_html_m3f850f79.jpgажно!!!Не забывайте про принципы, описанные на первом этапе! Соблюдая их и запуская сенсорные системы, вы становитесь для ребенка не только «источником» положительных и новых эмоций, но и помогаете получить новые ощущения, новые способы взаимодействия с миром. Успехи совместной деятельности на данном этапе укрепят ваш эмоциональный контакт с ребенком, обогатят его эмоциональный и сенсорный опыт и вызовут интерес к взаимодействию с вами и окружающим.

    Особым инструментом развития на первых двух этапах являются

    тhello_html_56768c56.pngелесно-ориентированные игры с ребенком

    – это не только движения (о чем было написано в разделе вестибулярных раздражителей), но и любые игры, основанные на вашем телесном контакте с ребенком: всем известные «По кочкам, по кочкам…», «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая…», даже просто объятия, поглаживания и щекотки. Такой активный тесный контакт с ребенком запускает все анализаторы. Благодаря таким играм ребенок получаетмаксимально положительный опыт общения с окружающим миром и больше доверяет ему.

    Этап III. Обучение ребенка базовым эмоциям.

    Обучение строится на развитии моторики ребенка и усвоения им мышечных реакций различных эмоций. Это невербальный способ общения ребенка с окружающими. Коротко говоря, на данном этапе мы развиваем у ребенка

    мимику и пантомимику, свойственную определенным эмоциям.

    Обучение мимической гимнастике.

    Для успешного усвоения мимических реакций необходима работа с зеркалом, чтобы ребенок наблюдал за вашей и своей мимикой.

    Пусть сначала ребенок освоится перед зеркалом, познакомится со своим отражением, самостоятельно погримасничает, поцелует его. Даже дети-аутисты проявляют интерес к своему отражению.

    hello_html_70833845.png

    Когда вы чувствуете, что ребенок достаточно готов для обучения гимнастике (он вас слушает, выполняет с вами упражнения, смотрит на вас и себя в зеркале), вы приступаете к элементарным упражнениям. Инструкции должны быть четкими, лаконичными, после чего идет непосредственная демонстрация ребенку эмоции.

    • Ира радуется! (демонстрируете улыбку, приподнимаете брови). Можете сопровождать звуками: «А!»

    Хвалите ребенка при попытках повторить ваши движения.

    • Ира удивилась! (сморщен лоб, подняты брови). «О!»

    После каждого упражнения следует расслабление мышц.

    • Иhello_html_m490e5307.pngра сердится! (сжатые губы, брови вместе). Можно порычать «Ррр!»

    • Ира грустная! (внутренние кончики бровей подняты, уголки губ опущены). Тихий выдох «Ммм…»

    • Ира удивилась! (брови подняты, рот приоткрыт). Лучше сопровождать воскликом «Ого!»

    • Ира испугалась! (брови высоко подняты, глаза широко открыты, рот широко открыт). Резкий вдох «Ах!»

    • Ира, ужас! Зажмурься! (зажмурить глаза). Ложная тревога – расслабься! (открыть свободно глаза, спокойно поморгать)

    • (Презрение) Ира, фууу… (верхняя губа поднята, нос сморщен)

    • (Отвращение)Ира, беее… (, опустить голову чуть вниз, оттянуть нижнюю губу вниз)

    Сhello_html_m1e3d0deb.pngледует обучать не только мимике эмоций, но и другим мимическим движениям, например:

    • Ира, пахнет! (приподнять голову, глубокий вдох, резкий или продолжительный выдох) «Ааах…»

    • Ира, лягушка! (надуть щеки)

    • Ира, рыбка! (вытянуть губы вперед, открывать и закрывать беззвучно рот – как рыба).

    • Ира, моторчик! (выпускать воздух через слегка сжатые губы) «Брррр…»

    • Ира, поцелуй! (вытянуть губы вперед, имитировать поцелуи)

    Обучение пантомимике

    Вместе с обучением мимике, обучаем и разным жестам – пантомимике.

    Это можно также делать перед зеркалом, в двигательных упражнениях, в стихах с движениями. Все движения, которым обучаете, необходимо сопровождать конкретным словом/словосочетанием.

    Можете научить ребенка принимать определенную позу и использовать смысловые жесты, например:

    «Мне холодно» -плечи приподняты и сжаты, руки перед грудью крест-накрет;

    «Мне жарко» — махи кистями рук на лицо;

    «Я хочу есть» — легкие похлопывания себя по животу.

    «Дай» — руки вытянуты перед собой ладонями вверх;

    «Отойди» — кисти рук расположены вертикально ладонями наружу

    «Мне нравится» — большой палец вверх «Ок».

    Уровень развития мимики и пантомимики позволит научиться ребенку выражать свои эмоции и считывать эмоции других людей.

    Оhello_html_6ebd567.pngсвоение ребенком невербальных способов выражения своих желаний или состояний заметно облегчит ваше с ним общение и в дальнейшем поможет ребенку успешно социализироваться в обществе.

    Источник