Развитие эмоциональной готовности ребенка к обучению в школе

Развитие эмоциональной готовности ребенка к обучению в школе thumbnail

Консультация для педагогов: Эмоциональный компонент готовности ребенка к школе

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы, разрабатываются оригинальные методические материалы, ведется активная работа по интеллектуальному развитию ребенка при подготовке к школе. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка при подготовке к школе не всегда уделяется достаточное внимание.
Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную эмоциональную сферу, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения.
Придя в школу, ребенок сталкивается с рядом трудностей – адаптация к новому коллективу, новому режиму, новым требованиям и правилам. Поэтому ребенку необходимо уметь владеть собой, своими действиями и поступками, переживаниями, чувствами, эмоциями. На фоне школьных нагрузок, при недостаточной эмоциональной готовности к школьному обучению, у ребенка могут появиться негативные эмоциональные состояния: пассивность, агрессивность, плаксивость, страх к школьному обучению, повышенная тревожность, что может привести к трудностям обучения ребенка в школе.
Сейчас многие школы и детские сады говорят о готовности принимать проблемных детей и даже адаптировать свои требования и правила под конкретного ребенка. Но этого не достаточно: ребенок тоже должен быть готов к интеграции в данном обществе, не только к принятию правил детской группы, но и к тому, чтобы стать активным участником происходящих в ней событий, не нарушая естественного для окружающих течения жизни.
Эмоциональная готовность к школе подразумевает совокупность качеств, которые позволяют ребенку преодолевать эмоциональную неуверенность, различные блокады, которые мешают воспринимать учебные импульсы или ведут к тому, что ребенок замыкается в себе. Понятно, что не со всеми заданиями и ситуациями ребенок может справиться легко. Трудные задания, а также объяснения учителя могут вызывать у ребенка ощущения: «с этим я никогда не справлюсь» или «я не понимаю вообще, чего она (учительница) от меня хочет». Подобные переживания могут быть нагрузкой на детскую психику и привести к тому, что ребенок вообще перестает верить в свои силы и прекращает активно учиться. Устойчивость к подобным нагрузкам, умение конструктивно обходиться с ними — важная составная часть эмоциональной компетентности. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию.
В этой сфере педагог должен работать на перспективу, так как эмоциональная сфера личности ребенка обладает:
— интенсивностью проявления эмоций;
— непосредственность в проявлении эмоций;

— быстрой переключаемостью, сменой настроений;
— поверхностью эмоций.
Педагог, при подготовке детей к школьному обучению, должен стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:
— устойчивости чувств;
— глубины чувств;
— осознания причин появления тех или иных эмоций;
— проявления высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных;
— эмоционального предвосхищения (осознанного ожидания успеха или неудачи).
В развитии эмоциональной готовности может помочь:
— использование примеров из сказок, рассказов;
— упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию;
— постановка сказок детского театра;
— сочинение историй;
— рассматривание картин, рисунков, фотографий;
— моделирование и анализ заданных ситуаций;
— слушание музыки;
— этюды;
— использование элементов психогимнастики.
Предпосылки психологических качеств, составляющих эмоциональную готовность к школе, являются итогом развития ребенка в дошкольном детстве.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие эмоциональной готовности ребенка к обучению в школе
Как проверить готовность ребёнка к обучению в школе

Развитие эмоциональной готовности ребенка к обучению в школе
Консультация для родителей. Готовность ребёнка к школе

Развитие эмоциональной готовности ребенка к обучению в школе
Психологическая готовность ребёнка к школе

Источник

Психологические особенности дошкольного возраста таковы, что до определенного рубежа ребенку сложно вписаться в систему школьного образования. Маленькому школьнику нужно слушать и следовать инструкциям учителя, выполнять задания по образцу, а для этого необходимы волевые усилия. Соответственно, для успешной адаптации в новой социальной роли у дошкольника должна сформироваться эмоционально волевая готовность к школе.

Место эмоционально волевой подготовки в общей готовности к школе

Поступление в школу требует всесторонней готовности. Психическое развитие ребенка должно выйти на определенный уровень в отношении познавательных процессов, личностных качеств, мотивационных предпочтений. Формируется интеллектуальная и личностная готовность к обучению в школе.

Волевая готовность к школе

Но этой подготовки будет недостаточно для успешного освоения в школе, если дошкольник не научится управлять своим вниманием и поведением.

Необходима воля, чтобы удерживать внимание и дольше трудиться над заданием, которое не вызывает интереса, но должно быть выполненным. Не обойтись без волевых усилий, чтобы уменьшить импульсивные реакции, когда рука устает выводить непослушные каракули.

Учебная деятельность строго регламентирована и в организационном плане. Ежедневно ребенок должен придерживаться режима «урок-перемена». Он уже не может поступать под влиянием своих интересов, а обязан подчинять свои действия правилам большую часть времени, которое он находится в школе. Это серьезная нагрузка для вчерашнего дошкольника.

Погружение в систематическую учебную деятельность опирается на сформированность у ребенка волевых функций:

  • произвольности познавательных процессов;
  • умения управлять своими действиями, обеспечивающими обучение;
  • способности сдерживать импульсивные и чрезмерно эмоциональные всплески.

Все это необходимые условия для того, чтобы первоклассник смог осваивать учебный материал, преодолевать трудности, проявлять организованность и настойчивость в новой для него деятельности.

Волевая готовность ребенка к школе

Дети, не готовые к школьному обучению, характеризуются слабым развитием волевых качеств: настойчивости, целеустремленности, организованности. Причина кроется в недостаточной сформированности аффективно-потребностной сферы. Дошкольнику сложно выполнять то, что ему неинтересно, и сознательно управлять собственным поведением.

Волевая готовность к школе – это настрой ребенка на произвольное поведение, его готовность направлять внимание на то, что говорит учитель, выполнять задания в соответствии с инструкциями и прикладывать усилия для достижения результата, готовность следовать принятым правилам.

Под волевым поведением подразумевают комплекс действий или поступков, которые направлены на достижение определенной цели. Мозговой центр, контролирующий импульсивные и эмоциональные реакции и подключающий волю, приобретает действенную силу только с 7 лет.

Напрашивается вывод, что взрослые должны находить способы заинтересовывать ребенка, поощрять самостоятельную деятельность, чтобы помочь ему тренировать произвольность познавательных процессов и пробуждать желание и волю. Когда детям интересен конечный результат, они осознают смысл собственных действий и прикладывают волевые усилия.

Эмоциональная готовность к школьному обучению

К моменту поступления в первый класс не менее важна и эмоциональная готовность к школе. Начнем с того, что нормой является, когда ребенок испытывает положительные эмоции в отношении предстоящего этапа своей жизни. Если же вместо радостного нетерпения дошкольник высказывает опасения и недовольство по поводу школы, имеет место страх.

Нежелание говорить о школе или негативное фантазирование на школьную тематику является очень серьезным сигналом, что ребенок может оказаться в стрессовой ситуации как только подойдет время обучения.

Такие дети нуждаются в «переформатировании» своего отношения к предстоящей роли ученика, которая неизбежна с наступлением школьного обучения.

Дошкольники, выражающие негатив по поводу школы, также нуждаются в развитии эмоционального интеллекта и коммуникативных способностей. В их высказываниях звучит страх, что они окажутся нелюбимыми учениками для учителя, а одноклассники не захотят с ними дружить.

В любом случае, когда отношение к поступлению в школу окрашено отрицательными эмоциями, ребенка нужно вовлекать в тематические сюжетные игры, связанные с обучением в школе. Проигрывайте «лесную школу», «инопланетный класс» и пр., предоставляя возможность дошкольнику исполнять различные роли, насыщайте игру радостными, приятными, восторженными моментами. Чтобы ребенок связал со школой позитивные эмоции и испытал удовольствие в роли ученика.

Условия формирования волевого поведения в дошкольном возрасте

Как мы уже подчеркнули, эмоционально волевая готовность ребенка к школе базируется на волевом управлении действиями и формируется, в лучшем случае, в преддверии школьного обучения или уже в первом классе. Проявлению волевых качеств у дошкольника способствуют кризисы возрастного развития, и в частности кризис 7-ми лет.

Развитие произвольности

Однако условия для развития силы воли есть и в дошкольном возрасте. Практически все виды деятельности, доступные дошкольнику, опираются не только на интерес, но и требуют в определенный момент особого старания или внимания.

Заложены ресурсы для развития волевого поведения в трудовой и продуктивной деятельности. Они направлены на достижение конкретного результата, предполагают приложение усилий, и тем самым способствуют развитию произвольности поведения и волевых качеств. Очевидно, что, если ребенок занят конструированием, и его изделие разваливается, то без волевых усилий довести дело до конца невозможно.

Взявшись помогать маме приводить в порядок комнату, ребенок сможет преодолеть свое «не хочу», опираясь на мамину похвалу и поддержку. А это существенный вклад в формирование волевых качеств.

Признаки волевого поведения ситуативно проявляются в старшем дошкольном возрасте, когда дети вовлечены в ролевую игру.

Сюжетно-ролевые игры дают возможность ребенку удовлетворить те потребности, для реализации которых еще нет условий в обыденной жизни. Например, в соответствующей роли дошкольник может вести себя назидательно, поучать партнеров по игре. В реальной жизни подобных полномочий малышу никто не предоставит. И ради возможности реализовать свои назревшие желания дошкольник готов придерживаться правил игры, следить за соответствием своего поведения доставшейся ему роли. Этим еще раз подчеркивается значение ролевых игр для развития ребенка.

Давайте возможность дошкольнику проявлять выдумку и инициативу в играх и самостоятельной деятельности, будь то творческие или познавательные занятия, и тогда у него появится уверенность в себе, появится стремление ставить цели и добиваться результата. А это как раз и есть элементы эмоционально волевой готовности к обучению в школе.

Источник

Светлана Коршикова
Эмоционально-развивающие игры и их роль в подготовке детей к школе

Эмоционально – развивающие игры и их роль

в подготовке детей к школе

Но знаете ли вы о том, какие переживания и чувства будет испытывать ваш первоклассник в первые школьные дни? И что вы сделали для того, чтобы подготовить его к поступлению в новый коллектив, облегчить ему сложность первых дней?

Вашему ребенку необходимо обладать гибкими способами установления взаимоотношений с новыми детьми и взрослыми. Он должен быть научен не бояться трудностей, стремиться преодолевать их и не отказываться от намеченной цели.

Поведение и эмоции тесно связаны друг с другом. Ребенок сначала развивается как эмоциональное существо, а затем на передний план выступают поведенческие аспекты.

Нарушение поведения часто проявляется в невнимательности, импульсивности, повышенной отвлекаемости на посторонние сигналы, что впоследствии негативно скажется на успешности школьного обучения.

Родители и педагоги должны постоянно помогать ребенку выражать свои чувства, учить снимать эмоциональное напряжение. И главным помощником в этом станет игра.

Игра – это средство выплеснуть накопившееся напряжение, освободиться от тревоги и страха, отдохнуть и примерить на себя модель другого поведения. В игре дети способны решить много проблем и добиться разных высот, причем, сделать это играючи – т. е. легко, естественно и с удовольствием.

В какие же игры можно поиграть в момент проявления агрессии? Прежде всего, надо научить ребенка избавляться от гнева, так как если каждый раз он будет сдерживать эту эмоцию, есть опасность превращения его «в копилку гнева», которая рано или поздно взорвется истерикой, слезами или приведет к болезни. Такие игры как «Мешочек криков», «Листок гнева», «Подушка для пинаний», «Рубка дров» помогут ребенку вывести гнев и тем самым приведут к снижению агрессивности и психоэмоционального напряжения.

«Мешочек» можно сшить из любой ткани, но у него обязательно должны быть завязки. Если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, не может с вами говорить спокойно, предложите ему воспользоваться «мешочком криков”, договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.

«Листок гнева» можно изготовить самим, но если это будет делать сам ребенок, получится двойная проработка его эмоционального состояния. Предложите ребенку представить, как выглядит его гнев, какой он формы, размера, на что похож. Теперь пусть ребенок изобразит получившийся образ на бумаге, а потом предложите ему разные способы выражения своих негативных эмоций — комкать, рвать, топтатьпока ребенок не почувствует облегчения и уменьшения этого состояния.

Игры с водой, глиной, песком также будут способствовать снижению агрессивности ребенка.

При обучении самоконтролю, прежде всего, надо научить ребенка сознавать и понимать свои чувства, оценивать ситуацию общения и прогнозировать варианты ее развития. Игры типа «Сигналы гнева», «Возьми себя в руки», «Прикосновение» помогут вам в решении данной задачи.

Игра «Сигналы гнева” направлена на осознание ребенком своего гнева через телесные ощущения. Предложите ему вспомнить какую –нибудь ситуацию, в которой он очень злился. Спросите его, что испытывало в этот момент его тело (сжимаются кулаки, кровь приливает к лицу, становится трудно дышать, предложите ему выполнить все эти действия, а после расслабиться и получить от этого приятные ощущения.

Игры «Молчу – шепчу – кричу», «Говори по сигналу», «замри» развивают способность регулировать свое поведение.

«Молчу – шепчу – кричу» развивает способность управлять громкостью своих высказываний. Договоритесь о знаках, которые вы будете использовать как сигнал. Например, когда вы прикладываете палец к губам, ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ему следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимите руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.

Не бойтесь проявлять инициативу и изменять правила игр, ведь никто так хорошо не знает потребности вашего ребенка, как вы сами. Главное – сосредоточиться на самом процессе игры, забыть на это время о работе и домаш-них делах. Тогда вы не только доставите удовольствие своему ребенку, но и сами отдохнете, а может быть, начнете видеть то, что раньше было скрыто от ваших глаз, или понимать то, что видели, но чему не придавали значения

Источник

Очень
важным компонентом психологической
готовности к обучению в школе является
готовность ребенка в эмоционально-волевой
сфере, которая определяет умение
регулировать свое поведение в достаточно
сложных ситуациях, связанных с напряжением,
переживаниями. Основными показателями
эмоционально-волевой готовности являются
определенная степень сформированности
произвольности психических процессов
(восприятия, памяти, внимания), умение
преодолевать посильные трудности,
навыки самостоятельности, достаточно
быстрый темп работы, владение основными
правилами поведения, умение правильно
реагировать на оценку выполненного
задания, умение ребенка оценить свою
работу.

Коммуникативная готовность

Коммуникативная
готовность ребенка заключается в том,
что он может адекватно обстановке и
ситуации взаимодействовать с людьми
по правилам и нормам. В дошкольные годы
социализация детей позволяет им
преодолеть агрессивность и импульсивность,
они становятся более внимательными,
заботливыми, готовыми сотрудничать с
другими людьми. Дошкольники имеют уже
навыки эмпатии к окружающим. Они начинают
понимать, что их сверстники и взрослые
люди чувствуют и переживают не всегда
так, как они, поэтому многие адекватно
реагируют на переживания других.

Достижение
школьной зрелости – готовности к
обучению – зависит от органических,
генетических, факторов здоровья и
психологических (стимулирующий характер
среды, собственная активность ребенка,
эмоциональная атмосфера) факторов.

Среди
причин школьной незрелости можно
выделить:

1.
недостатки воспитательной среды,
воздействий на ребенка;

2.
недостатки в соматическом развитии;

3.
невротическое развитие характера;

4.
раннее повреждение ЦНС;

5.
явно посредственный интеллект вплоть
до олигофрении.

Школьная
незрелость – неготовность – диагностируется
специальными методами и свидетельствует
лишь о ситуационной неготовности – на
данный момент. Коррекция в большинстве
случаев возможна и необходима. Однако
важно помнить, что пропущенные в
дошкольном возрасте сензитивные этапы
труднее воссоздать.

Комплекс
готовности к школьному обучению
свидетельствует о том, что задача
предыдущего этапа в развитии завершена,
социальная ситуация познания взрослого
мира через проигрывание ролей, действие
«понарошку» начинает разрушаться.
Ребенок готов к реальному самостоятельному
действию в реальном мире, где он будет
продолжать познание, но уже по-настоящему,
являясь субъектом познания. Позиция
школьника
уже
сформирована, есть потребность в
обучении, но даже придя в школу, ребенок
не сразу включается в процесс освоения
новых знаний, для субъективации новой
позиции необходимо время, новая система
отношений. Итак, социальная ситуация,
говоря словами Л.С. Выготского,
взрывается изнутри, возникают условия
длясоздания
новой системы отношений, начинается
очередной возрастной кризис.

Вопрос 4: Кризис 7 лет.

По
описанию Л.С. Выготского, это возраст
потери
непосредственности,
основные
симптомы которого – манерничанье и
кривлянье. Поведение ребенка перестает
быть по-детски непосредственным, ребенок
подчеркнуто демонстративен в проявлениях.

Это
кризис саморегуляции, напоминающий
кризис 1 года (в том смысле, что кардинально
перестраивается привычная система
регуляции). Проходит
довольно незаметно, спокойно. Кризис
регуляции на более высоком уровне: если
до 7-ми лет регуляция производилась
родителями, то после 7-ми лет (поступление
в школу) – регуляция осуществляется
самим ребенком.
Теперь ребенок начинает регулировать
свое поведение правилами. Раньше
покладистый, он вдруг начинает предъявлять
претензии на недостаточное внимание к
себе. С одной стороны, у него в поведении
появляется демонстративная наивность,
котораяраздражает,
так как интуитивно воспринимается
взролыми как неискренность. С другой,
– он кажется излишне взрослым: предъявляет
к окружающим повышенные нормы и
требования. Для ребенка распадается
единство аффекта и мышления, и этот
период характеризуется утрированными
формами поведения. Ребенок не владеет
еще своими чувствами (не может сдерживать,
не умеет управлять ими). Дело в том, что,
утратив одни формы поведения, он не
приобрел еще другие.

Базальная
потребность – уважение.
Любой младший школьник претендует на
уважение, на отношение к нему как ко
взрослому, на признание его суверенитета.
Если потребность в уважении не будет
удовлетворена, то невозможно будет
строить отношения с этим человеком на
основе понимания («Я открыт для понимания,
если уверен, что меня уважают»).

Дети
учатся удовлетворять свои физические
и духовные потребности способами,
приемлемыми для них самих и для тех, с
кем они общаются. Затруднения в усвоении
новых норм и правил поведения могут
вызвать неоправданные самоограничения
и сверхнеобходимый самоконтроль.
Э. Эриксон выразил суть конфликта
формулой «инициатива против чувства
вины». Поощрение самостоятельности
детей способствует развитию их интеллекта
и инициативы. Если же проявлениям
независимости часто сопутствуют неудачи
или детей излишне строго наказывают за
какие-то проступки, это может привести
к тому, что чувство вины возобладает
над стремлением к самостоятельности и
ответственности. Тогда инициатива и
активность ребенка будут тормозиться
в самом начале.

Многие
исследователи отмечают возникновение
внеситуативного общения ребенка со
взрослым. Оно как бы не привязано к
ситуации, ребенок может и хочет обсуждать
со взрослым более серьезные вопросы,
нежели режимные моменты и совместное
выполнение домашних обязанностей.
Взрослые с удивлением обнаруживают
изменения в поведении детей, которые
вызывают трудности в общении с ними,
дети
проявляют непослушание, но не проявляют
его в открытой форме, как это было в
трехлетнем возрасте.

В
экспериментальном исследовании
К.Н. Поливановой были обнаружены
следующие особенности отношения ребенка
к указанию взрослого:

  • пауза

    реакция на просьбу, требование, которая
    выражается в отказе или отсрочке
    выполнения действия. Во время паузы
    ребенок «не слышит», о чем просят, не
    реагирует;

  • спор

    реакция на просьбу, которая выражается
    в оспаривании необходимости действия
    или в сравнении себя с другими членами
    семьи: «почему ей можно, а мне нельзя?»;

  • непослушание,
    которое
    может быть демонстративным, часто ему
    сопутствует хитрость
    как
    способ избегания ответственности или
    наказания;

  • «взрослое
    поведение»

    манерничанье
    и
    нарочито демонстративная рассудительность;

  • внешний
    вид

    подчеркнутое внимание к собственной
    внешности (желание выглядеть взрослее);

  • упрямство,
    капризы, требовательность, реакция на
    критику и т.п.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник