Развитие эмоционально волевой сферы ребенка 3 лет
Черникова Светлана
Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы детей 3–4 лет
Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы детей 3-4 лет.
—
№ 1 «МОЕ ИМЯ»
Цель: способствует созданию комфортной обстановки для каждого
участника.
Каждый участник говорит по кругу о том, какое звучание его имени ему больше нравится (Лена, Леночка, Алена, Елена., и как не нравится. Как он хочет, чтобы его называли в группе. После этого упражнения можно опять повторить, кого как будут теперь звать в группе (Лена или Леночка и т. д.)
—
№ 2 «КТО ТЕБЯ ПОЗВАЛ. УЗНАЙ»
Цель: развитие чувствования детьми друг друга, дифференцировка слухового восприятия, соотнесение человека и его звукового образа, развитие эмпатии.
Дети, каждый по очереди, становятся в конец комнаты и закрывают глаза — водят. Два человека из группы по очереди зовут водящего по имени. Задача водящего — отгадать, догадаться, кто его позвал. Если дети хорошо знакомы друг с другом, то можно усложнить задание, предложив детям изменить голос.
—
№3 «ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА»
Цель: развитие уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми
словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова.Затем упражнение усложняется: надо называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, извинения.
—
№ 4 «КЛЕЕВОЙ ДОЖДИК»
Цель: развитие чувства коллектива, снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих движений с окружающими.
Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг к другу и таким вот «паровозиком» (склеившимися дождевыми капельками) начинают движение.На пути им встречаются различные препятствия: необходимо перешагнуть через коробки, пройти по импровизированному мосту, обогнуть большие валуны, проползти под стулом и т. д.
—
№ 5 «КЛУБОЧЕК»
Цель: установление контакта, дружеских взаимоотношений.
Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры.
Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т д., тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.
ЗАМЕЧАНИЕ: Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, — у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.
—
№6 «Дружба начинаемся с улыбки»
Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
—
№7 «Доброе животное»
Участники встают в круг и берутся за руки.Ведущий тихим голосом говорит: «Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох — все делают шаг вперед. Выдох — все делают шаг назад. Вдох — все делают 2 шага вперед, выдох — все делают 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед, выдох — 2 шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
—
№8 «Потягушечки»
Дети собираются вокруг педагога, садятся на корточки и закрывают глаза.
Воспитатель говорит: » Вот мы и проснулись, сладко потянулись». Дети открывают глаза, медленно встают, вытягивают руки вперёд, затем поднимают их вверх, отводят за голову и поднимаются на носочки.
Воспитатель говорит: «Сладко потянулись, друг другу улыбнулись». Дети встают на ступни, отпускают руки вниз. Упражнение повторяется несколько раз.
—
—
№9 «Я умею»
Дети садятся в круг. Воспитатель просит каждого закрыть глаза и вспомнить о том, как много он уже умеет делать сам. Это может быть любое умение, а не только самое важное и полезное. Затем педагог просит открыть глаза и начать игру.
По кругу каждый ребёнок называет, а по желанию показывает, своё умение.Например: » Я умею быстро бегать (забивать гвозди, поливать цветы, прыгать и т. д.)«. Дети должны слушать друг друга, потому что каждое умение может быть упомянуто только один раз.
—
№10 «Кричалки, шепталки и молчалки»
Воспитатель говорит: «Ребята, внимательно следите за квадратами, которые я буду показывать. Если увидите красный квадрат — можно прыгать, бегать, кричать. Если жёлтый — можно только шептаться, а если синий — нужно замереть на месте и замолчать».
Воспитатель показывает квадраты, дети выполняют его инструкцию.
Источник
Светлана Томенко
Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка раннего возраста
Приходя в этот мир маленький человечек учится каждую минуту, каждую секунду не только языку общения, но и различать радужные отттенки эмоциональных проявлений: радость, грусть, жалость, зависть, равнодушие и тд. Если родитель может определить и объяснить эмоциональные состояния малыша, научить его справляться с ними, то эмоциональное развитие ребенко будет наиболее полным. Родитель, максимально оберегающий своего малыша от любых негативных проявлений эмоций, не умеющий вынести даже малейшего страдания своего ребенка, лишает его полезного опыта огорчения, шанса научиться погоревать, отгоревать, не бояться своих отрицательных эмоций.
Задачи родителей в развитии эмоциональной сферы детей:
1) помочь ребенку осознать чувства, понимать свое эмоциональное состояние;
2) учить справляться с ними.
Для этого родитель должен развивать словарный запас ребенка: обращать внимание на собственные чувства и называть их, наблюдать эмоциональную жизнь малыша и обозначать переживания, вводить в его лексикон слова, обозначающие оттенки чувства (зол, сердит, раздосадован, расстроен, огорчен и т. п.).
Обучение распознаванию чувств и эмоций следует начинать с того,что:
признать, что чувства не бывают плохими, они просто есть, и ребенок имеет право на проявление чувств (вербальное, телесное); однако нужно вводить определенные правила проявления эмоций,например: «Ты вправе сердиться на сестренку, но ударить её я тебе не разрешаю»;
обсуждать случаи, которые произошли с кем-то, просить определить чувства и предложить собственные варианты поступков; при этом избегать осуждения, цель такой беседы — познавательная (например: «Что чувствовал Саша, когда пришло время уходить? Что он сделал, когда почувствовал, что огорчен? Что он сделал потом?»);
обсуждая с ребенком его чувства, не пытаться решить за него проблему; объяснение причины чувства должно помочь ребенку самому справиться с ним («Ты злишься оттого, что Маше пора домой и нужно вернуть ей игрушку»);
предлагать ребенку различные способы, помогающие ему взять себя в руки, — вербальные, физические, зрительные, творческие и др. («Ты собираешься дальше злиться или хочешь успокоиться? Что ты можешь для этого сделать,давай подумаем вместе: может быть, обежать вокруг стола, написать открытку, почитать любимую книжку?»); часто все, что требуется ребенку — это понять охватившее его чувство. Предлагать ребенку варианты, и пусть он сам выбирает наиболее действенный.
В этой работе необходимо быть последовательным и помнить, что одни ситуации разрешаются быстро, а другие требуют времени и терпения. Главное — не терять из виду цель, которую вы ставите перед ребенком и перед собой, обязательно отмечая успехи ребенка.
С 6 месяцев до 3 лет ребеноквыбирает линию поведения в жизни: будет это открытый, раскованный путь познания и доверия миру либо замкнутый, зажатый, если ребенок не получил от близкого взрослого поддержки, ласки, испугавшись при обследовании мира, или его взрослые ограничили. Детская безответственность – это необходимость в познании мира и себя в нём. Задача родителей – направить ребенка в сторону развития ответственности, соразмерной возрасту.
Еще одна проблема эмоционально-волевого развития — детское своеволие. Волевой протест – ребенок не просто забыл что-то сделать,а он смотрит в глаза и словно говорит: «Я знаю, чего ты от меня хочешь, но не сделаю. Так что ты мне сделаешь?» По сути, это вызов авторитету взрослого, потому что ребенку очень важно знать соотношение сил в мире, знать, кто сильнее, и знать границы своего поведения.Очень важно вовремя заметить этот вызов и правильно на него отреагировать: меры применяются не потому, что ребенок поступает безответственно, а потому, что нарушает сознательно соблюдение правил, которые знает хорошо. Родитель должен сформировать волю ребенка и в то же время подчинить своему любящему руководству. Важно помнить, что своевольный ребенок имеет большой потенциал для личностного развития, для достижений успехов в жизни.
Ученые пришли к выводу, что существует различие в реакции мальчиков и девочек на оценку их деятельности. Так, для мальчиков очень важно, ЧТО конкретно оценивается в их поведении, а для девочек — КТО их оценивает и КАК. Например, мальчику требуется излагать кратко и точно, чем вы недовольны, так как его мозг не может удерживать долго эмоциональное напряжение и как бы «отключает»слуховой канал: ребенок перестает вас слышать и слушать. Мальчик может не реагировать на фразу «Я тобой недоволен». Она лишена для него смысла, он обязательно должен знать, чем вы недовольны, и как бы вновь проиграть в памяти свои действия. Девочкам нельзя сразу сказать слово «плохо» (свое отношение, так как бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают, что именно плохо в ее действиях и что надо изменить. Если взрослый не учтет этих различий, то его замечание просто не будет услышано! Сработают механизмы сенсорной защиты, мозг ребенка еще незрел, и поэтому он «отключается» от бесполезных для него влияний, в частности слов взрослого. Постепенно это может сложиться в привычку вообще не слышать, что говорит взрослый.
Помните, что постоянные негативные тона воспитания (например, замечания, одергивания, критика, неодобрение и т. д.) задерживают развитие. Детям нужен позитивный настрой и положительное подкрепление своей деятельности со стороны взрослых
Терпение и любовь – основные точки опоры любящих родителей, помогающих своему малышу познать многообразие мира.
Источник
Развитие
эмоционально-волевой сферы является
важнейшим аспектом развития личности
в целом. Данная тема и социально значима:
развитие эмоционально-волевой сферы
является не только предпосылкой успешного
усвоения знаний, но и определяет успех
обучения в целом, способствует саморазвитию
личности. С точки зрения формирования
ребенка как личности весь дошкольный
возраст можно разделить на три части.
Первая из них относится к возрасту
три-четыре года и преимущественно
связана с укреплением эмоциональной
саморегуляции. Вторая охватывает возраст
от четырех до пяти лет и касается
нравственной саморегуляции, а третья
относится к возрасту около шести лет и
включает формирование деловых личностных
качеств ребенка.
Развитие
эмоционально-волевой сферы личности
является сложным процессом, который
происходит под воздействием ряда внешних
и внутренних факторов. Факторами внешнего
воздействия являются условия социальной
среды, в которых находится ребёнок,
факторами внутреннего воздействия —
наследственность, особенности его
физического развития.
Развитие
эмоционально-волевой сферы личности
соответствует основным этапам её
психического развития, начиная с раннего
детства до подросткового периода (ранней
юности). Для каждого этапа характерен
определенный уровень нервно-психического
реагирования индивидуума на различные
воздействия социальной среды. В каждом
из них проявляются эмоциональные,
поведенческие, характерологические
особенности, свойственные тому или
иному возрасту. Эти особенности отражают
проявления нормального возрастного
развития[2,
с.199].
В
возрасте от 0 до 3 лет (период раннего
детства) доминирует соматовегетативный
тип реагирования. Состоянии дискомфорта
или недомогания у ребенка до 3 лет
проявляется в общей вегетативной и
повышенной эмоциональной возбудимости,
которые могут сопровождаться нарушениями
сна, аппетита, желудочно-кишечными
расстройствами.
В
возрасте от 3 до7 лет (дошкольный возраст),
доминирует психомоторный тип реагирования.
Для этого возраста характерны повышение
общей эмоциональной возбудимости,
проявления негативизма, оппозиционности,
формирования различных реакций страха
и испуга. Эмоциональные и поведенческие
реакции могут быть следствием воздействия
различных факторов, в первую очередь
психологических.
Наиболее
выражены данные особенности в периоды
связанные с интенсивным физическим
развитием детского организма и
соответствующие возрастным кризисам
3- 4 и 7 лет. В период возрастного кризиса
3- 4 лет преобладают реакции оппозиции,
протеста, упрямства как одного из
вариантов негативизма, которые протекают
на фоне повышенной эмоциональной
возбудимости, обидчивости, плаксивости
.
Возраст
7 лет сопровождается более глубоким
осознанием своих внутренних переживаний
на основе, формирующегося опыта
социального общения. В этот период
закрепляются позитивные и негативные
эмоциональные реакции. Например,
различные реакции страха или уверенности
в своих возможностях. Таким образом, к
старшему дошкольному возрасту у ребенка
складываются основные личностные
характеристики .
Итак,
как было отмечено выше, к старшему
дошкольному возрасту у ребенка
складываются основные личностные
характеристики. Потребности, интересы
и мотивы обусловливают поведение,
целенаправленную деятельность и поступки
ребенка. Успех в достижении желаемых
для ребёнка целей, удовлетворение или
неудовлетворение их наличных потребностей
определяют содержание и особенности
эмоциональной и волевой жизни детей
старшего дошкольного возраста. Эмоции,
особенно положительные, определяют
эффективность обучения и воспитания
ребенка, а волевое усилие оказывают
влияние на становление любой деятельности
дошкольника, в том числе и психического
развития. В целом для дошкольного детства
характерна спокойная эмоциональность,
отсутствие сильных аффективных вспышек
и конфликтов по незначительным поводам.
Этот новый относительно стабильный
эмоциональный фон определяет динамика
представлений ребенка. Динамика образных
представлений — более свободная и мягкая
по сравнению с аффективно окрашенными
процессами восприятия в раннем детстве.
В дошкольном возрасте желания, побуждения
ребенка соединяются с его представлениями,
и благодаря этому побуждения
перестраиваются. Происходит переход
от желаний (мотивов), направленных на
предметы воспринимаемой ситуации, к
желаниям, связанным с представляемыми
предметами, находящимися в «идеальном»
плане. Еще до того, как дошкольник
начинает действовать, у него появляется
эмоциональный образ, отражающий и
будущий результат, и его оценку со
стороны взрослых. Если он предвидит
результат, не отвечающий принятым нормам
воспитания, возможное неодобрение или
наказание, у него возникает тревожность
— эмоциональное состояние, способное
затормозить нежелательные для окружающих
действия. Предвосхищение полезного
результата действий и вызванной им
высокой оценки со стороны близких
взрослых связано с положительными
эмоциями, дополнительно стимулирующими
поведение. Таким образом, в дошкольном
возрасте происходит смещение аффекта
с конца к началу деятельности.
Аффект
(эмоциональный образ) становится первым
звеном в структуре поведения[3,с.94-106].
Механизм эмоционального предвосхищения
последствий деятельности лежит в основе
эмоциональной регуляции действий
ребенка. Изменяется содержание аффектов
— расширяется круг эмоций, присущих
ребенку. Особенно важно появление у
дошкольников таких эмоций, как сочувствие
другому, сопереживание, — без них
невозможны совместная деятельность и
сложные формы общения детей. Самым
важным личностным механизмом, формирующимся
в этом периоде, считается соподчинение
мотивов. Все желания ребенка раннего
возраста были одинаково сильны и
напряжены. Каждое из них, становясь
мотивом, побуждающим и направляющим
поведение, определяло цепь развертывающихся
немедленно действий. Если разные желания
возникали одновременно, ребенок
оказывался в почти неразрешимой для
него ситуации выбора.
Мотивы
дошкольника приобретают разную силу и
значимость. Уже в младшем дошкольном
возрасте ребенок сравнительно легко
может принять решение в ситуации выбора
одного предмета из нескольких. Вскоре
он уже может подавить свои непосредственные
побуждения, например не реагировать на
привлекательный предмет. Это становится
возможным благодаря более сильным
мотивам, которые выполняют роль
«ограничителей». Интересно, что наиболее
сильный мотив для дошкольника — поощрение,
получение награды. Более слабый —
наказание (в общении с детьми это в
первую очередь исключение из игры), еще
слабее — собственное обещание ребенка.
Жизнь
дошкольника гораздо более разнообразна,
чем жизнь в раннем возрасте. Появляются
соответственно и новые мотивы. Это
мотивы, связанные с формирующейся
самооценкой, самолюбием — мотивы
достижения успеха, соревнования,
соперничества; мотивы, связанные с
усваивающимися в это время моральными
нормами, и некоторые другие. В этот
период начинает складываться индивидуальная
мотивационная система ребенка.
Разнообразные мотивы, присущие ему,
приобретают относительную устойчивость.
Среди этих относительно устойчивых
мотивов, обладающих разной силой и
значимостью для ребенка, выделяются
доминирующие мотивы — преобладающие в
формирующейся мотивационной иерархии.
Один ребенок постоянно соперничает со
сверстниками, стараясь лидировать и во
всем быть первым, у него доминирует
престижная (эгоистическая) мотивация.
Другой, наоборот, старается всем помочь,
для третьего важно каждое «серьезное»
занятие в детском саду, каждое требование,
замечание воспитателя, выступающего в
роли учителя, — у него уже появились
широкие социальные мотивы, сильным
оказался мотив достижения успеха.
Дошкольник начинает усваивать этические
нормы, принятые в обществе. Он учится
оценивать поступки с точки зрения норм
морали, подчинять свое поведение этим
нормам, у него появляются этические
переживания. Первоначально ребенок
оценивает только чужие поступки — других
детей или литературных героев, не умея
оценить свои собственные. Старшие
дошкольники начинают судить о поступках
не только по их результатам, но и по
мотивам; их занимают такие сложные
этические вопросы, как справедливость
награды, возмездие за причиненное зло
и т.д.
Во
второй половине дошкольного детства
ребенок приобретает способность
оценивать и свое поведение, пытается
действовать в соответствии с теми
моральными нормами, которые он усваивает.
Возникает первичное чувство долга,
проявляющееся в наиболее простых
ситуациях. Оно вырастает из чувства
удовлетворения, которое испытывает
ребенок, совершив похвальный поступок,
и чувства неловкости после неодобряемых
взрослым действий. Начинают соблюдаться
элементарные этические нормы в отношениях
с детьми, хотя и избирательно. Усвоение
этических норм и социализация нравственного
поведения ребенка протекают быстрее и
легче при определенных отношениях в
семье. У ребенка должна быть тесная
эмоциональная связь, по крайней мере с
одним из родителей. Дети охотнее подражают
заботливым родителям, чем безразличным.
Кроме того, они принимают стиль поведения
и установки взрослых, часто общаясь и
включаясь в совместную с ними деятельность.
В общении с безусловно любящими их
родителями дети получают не только
положительные или отрицательные
эмоциональные реакции на свои поступки,
но и объяснения, почему одни действия
следует считать хорошими, а другие
плохими.
Самосознание
формируется к концу дошкольного возраста
благодаря интенсивному интеллектуальному
и личностному развитию, оно обычно
считается центральным новообразованием
дошкольного детства. Самооценка
появляется во второй половине периода
на основе первоначальной чисто
эмоциональной самооценки («я хороший»)
и рациональной оценки чужого поведения.
Ребенок приобретает сначала умение
оценивать действия других детей, а затем
— собственные действия, моральные
качества и умения. Самооценка ребенка
практически всегда совпадает с внешней
оценкой, прежде всего с оценкой близких
взрослых. Дошкольник видит себя глазами
близких взрослых, его воспитывающих.
Если оценки и ожидания в семье не
соответствуют возрастным и индивидуальным
особенностям ребенка, его представления
о себе окажутся искаженными. Оценивая
практические умения, 5-летний ребенок
преувеличивает свои достижения. К 6
годам сохраняется завышенная самооценка,
но в это время дети хвалят себя уже не
в такой открытой форме, как раньше. Не
меньше половины их суждений о своих
успехах содержит какое-то обоснование.
К 7 годам у большинства самооценка умений
становится более адекватной. В целом
самооценка дошкольника очень высока,
что помогает ему осваивать новые виды
деятельности, без сомнений и страха
включаться в занятия учебного типа при
подготовке к школе.
Еще
одна линия развития самосознания —
осознание своих переживаний. Не только
в раннем возрасте, но и в первой половине
дошкольного детства ребенок, имея
разнообразные переживания, не осознает
их. В конце дошкольного возраста он
ориентируется в своих эмоциональных
состояниях и может выразить их словами:
«я рад», «я огорчен», «я сердит».
Для
этого периода характерна и половая
идентификация: ребенок осознает себя
как мальчика или девочку. Дети приобретают
представления о соответствующих стилях
поведения. Большинство мальчиков
стараются быть сильными, смелыми,
мужественными, не плакать от боли или
обиды; многие девочки — аккуратными,
деловитыми в быту и мягкими или
кокетливо-капризными в общении. К концу
дошкольного возраста мальчики и девочки
играют не во все игры вместе, у них
появляются специфические игры — только
для мальчиков и только для девочек.
Начинается осознание себя во времени.
В
6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом,
осознает в настоящем и представляет
себя в будущем: «когда я был маленьким»,
«когда я вырасту большой».
Таким
образом, дошкольное детство — период
познания мира человеческих отношений.
Играя, он учится общаться со сверстниками.
Это период творчества. Ребенок осваивает
речь, у него появляется творческое
воображение. Это период первоначального
становления личности.
Возникновение
эмоционального предвосхищения последствий
своего поведения, самооценки, усложнение
и осознание переживаний, обогащение
новыми чувствами и мотивами
эмоционально-потребностной сферы — вот
неполный перечень особенностей,
характерных для личностного развития
дошкольника.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник