Развитие эмоционально личностной сферы ребенка дошкольного возраста

Развитие эмоционально личностной сферы ребенка дошкольного возраста thumbnail

Светлана Катанаева
Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста

Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста

ОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Катанаева С. В.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 10 «Росинка»

г. Южно-Сахалинск

Одной из самых серьёзных социальных проблем, с которой сталкивается педагог-психолог ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Это обусловлено чрезмерной интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни.

В последние годы становится всё больше детей с нарушениями эмоционально-личностной сферы, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, неуверенность в себе, наличие страхов у детей. Это приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.

Как писал Л. С. Выготский «Эмоции являются центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего, ребёнка».

Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но значительно реже испытывают чувства восхищения, удовольствия. К сожалению, эмоциональная недостаточность нередко оказывается причиной разных форм социально-психологической дезадаптации.

Именно поэтому одним из приоритетных направлений своей работы я выбрала «Коррекцию и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста».

Как писал М. Горький «В каждом человеке есть бубенчик и, если его тронуть, человек зазвенит самым прекрасным, что в нём есть».

Исходя из выбранного направления, были выделены следующие задачи.

1. Коррекция эмоционально-личностных проблем детей.

2. Раскрыть перед ребёнком многообразие эмоционального мира.

3. Сформировать у детей осознание себя личностью, понимание собственной уникальности и уникальности других людей.

4. Развивать способность понимать других людей и их эмоциональное состояние.

5. Совершенствование у детей способности адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

Работа в данном направлении началась с диагностики, направленной на изучение уровня агрессивности, страхов, тревожности, сформированности коммуникативных навыков и детско-родительских отношений.

На основе полученных данных были выявлены эмоционально-личностные особенности детей и сформированы коррекционные группы. Анализ этих данных позволил определить следующие направления работы:

1. Коррекционные занятия педагога-психолога с детьми.

2. Работа с педагогами ДОУ.

3. Работа с родителями детей, посещающих коррекционные занятия.

В работе с детьми я использую 2 программы, это:

1. «Ребята и зверята» Автор Н. Л. Кряжева.

Программа по анималотерапии – вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи.

В работе с детьми анималотерапия тесно связана со сказкотерапией, куклотерапией, арттерапией, игротерапией, телесно-ориентированными методами.

Особенность анималотерапии является возможность расширения невербального поведения. Животные ведь не говорят, а издают звуки. И поэтому дети учатся понимать настроение животного по следующим сигналам: поза, движения, взгляд, звуки. Это очень важно, так как детям сложно выразить свои чувства и эмоции словами.

На занятиях, дети принимают на себя роль какого-либо животного, копируют его поведение, повадки. При этом замкнутые, нерешительные, тревожные дети в образе собачки учатся быть активными, проявлять инициативу. И наоборот, активные, агрессивные, конфликтные дети в роли кошки, учатся сдерживать и контролировать свои эмоции и действия.

2. План-программа психосоциального развития детей старшего дошкольного возраста. Автор-составитель Катанаева С. В.

Программа состоит из трёх блоков.

1. Мотивационный. На занятиях дети познают себя, свою индивидуальность, неповторимость.

2. Когнитивный. На этих занятиях дети учатся понимать состояние другого, его особенности, потребности, замечать изменения настроения, эмоционального состояния.

3. Поведенческий. На занятиях дети учатся выбирать социально приемлемые формы поведения в различных ситуациях, учатся бесконфликтному общению.

Но вся эта работа невозможна без создания необходимых условий. Известно, что среда является одним из средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды для коррекционно- развивающих занятий учитывались следующие условия:

1. Сенсорная комната (для эмоциональной разгрузки, снижения эмоционального напряжения, расслабления).

2. Куклы, игрушки-животные, маски

животных (для работы

по программе анималотерапии).

3. Мягкий ковёр и подушки — забавные зверушки (для создания атмосферы покоя и безопасности, а так же для налаживания эмоционального контакта с детьми).

4. Элементы музыкотерапии (для релаксации, снятия телесных, двигательных зажимов).

5. Широкий спектр арттерапевтических средств (для выражения эмоционального состояния детей).

6. «Часы настроения», «Книги настроений», «Кубик эмоций» (для знакомства с эмоциями, их внешними проявлениями).

Немаловажное значение в коррекции и развитии эмоционально-личностной сферы

детей имеет работа с педагогами. Так как необходимо продолжать работу с детьми в группе детского сада. Для этого используются различные формы работы:

индивидуальные консультации

групповые консультации («Защита прав и достоинства маленького ребёнка». «Безопасность ребёнка в детском саду и семье» и т. д.)

Читайте также:  Развитие личности ребенка раннего возраста кризис 3 лет

семинары-практикумы («Секреты хорошей дисциплины». «Знакомим детей с эмоциональным миром человека» и т. д.)

знакомство с анималотерапевтическими играми и упражнениями для работы с детьми («Зверинец», «Улитка», «Осьминог», «Петушиные бои» и другие.)

памятки («Создание психологического комфорта в группах детского сада». «Проблемы личностного развития». «Признаки психоэмоционального напряжения у детей» и т. д.)

Зная особую восприимчивость, тонкую организацию духовной жизни детей, а так же особую значимость семьи в становлении личности ребёнка, привлекаю родителей к развитию эмоционально-личностной сферы детей. Использую следующие формы работы:

индивидуальные консультации

групповые консультации («Домашние питомцы и их значение в развитии детей». «Как привить ребёнку дисциплину». «Профилактика эмоциональных нарушений у детей». «Роль семейного микроклимата в развитии детско-родительских отношений» и т. д.)

анкетирование («Животные – мои друзья», «Мой стиль воспитания ребёнка в семье», «Организация общения с детьми в семье»)

семинары-практикумы («Умеете ли вы общаться с вашим ребёнком».)

информация в родительских уголках («Наказание или поощрение?» «Что нужно знать об эмоциональном развитии детей» «Страх перед животными». «Роль матери о отца в психическом развитии и воспитании детей» и т. д.)

оформление выставки «Мой ласковый и нежный зверь»

ознакомление с играми и элементами анималотерапевтических техник, позволяющих регулировать отношения в семье («Мышонок и кот», «Любопытная кошка», «Сонный медведь», «Шаловливые обезьянки» и другие.)

Результаты коррекционной работы показали:

1. Снижение эмоционально-личностных проблем.

2. Стабилизация эмоционального состояния.

3. Осознание себя личностью (осознание своих индивидуальных особенностей).

4. Развитие эмпатии, умения понимать состояние другого.

5. Сплочение детского коллектива, развитие приемлемых способов взаимодействия.

6. Оптимизация детско-родительских отношений.

Список литературы:

1. Агафонычев, В. Анималотерапия. Усы, лапы, хвост – наше лекарство [Текст]. – СПб.: Наука и Техника,2006. – 304 с.

2. Алябьева, Е. А. Коррекционно- развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2003.

3. Костина, Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми [Текст]. – СПб.: Речь, 2003, — 160 с.

4. Кряжева Н. Л. Кот и пёс спешат на помощь [Текст]. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 2000. – 176 с.

5. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет [Текст]. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 160 с.

6. Панфилова, М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры [Текст]. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 160с.

7. Практические семинары и тренинги для педагогов. — Вып. 1. Воспитатель и ребёнок: эффективное взаимодействие [Текст] / авт. -сост. Е. В. Шитова, — Волгоград: Учитель, 2009. – 171 с.

8. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия [Текст] / авт. -сост. Е. В. Коробицыка. – Волгоград: Учитель, 2009. – 133 с.

9. Хухлаева, О. В. Лесенка радости [Текст]. – М.: Изд. Совершенство, 1998.

Развитие эмоционально личностной сферы ребенка дошкольного возрастаРазвитие эмоционально личностной сферы ребенка дошкольного возраста

Источник

Под
эмоциональной сферой личности принято
понимать не только эмоции, а сложный
комплекс эмоций и других эмоциональных
явлений: тона, эмоциональных свойств
личности. Благодаря им появляется
понятие эмоциональных типов личности
и эмоционально устойчивых отношений
(чувств), каждое из которых имеет свои
четкие признаки и отличия друг от друга.

В
жизни каждого человека эмоции имеют
огромное значение. Но для ребенка эмоции
становятся и определителем ценности
предметов и явлений, своеобразным
эталоном их качества. Именно с помощью
чувств дошкольник воспринимает небольшой
мир, окружающий его, благодаря им он
может показать взрослым, что он чувствует
и ощущает.

В отечественной
психологии, начиная с работ Л.С. Выготского,
утвердилось мнение о многоуровневости
эмоций, как об основной из фундаментальных
закономерностей их проявления и развития.
Наиболее ярко эта идея проявляется при
рассмотрении возрастных этапов развития
эмоций, в частности на этапах младенческого,
раннего и дошкольного детства.

Основные изменения
в эмоциональной сфере у детей на этапе
дошкольного детства обусловлены
установлением иерархии мотивов,
появлением новых интересов и потребностей.

Чувства
ребенка-дошкольника постепенно теряют
импульсивность, становятся более
глубокими по смысловому содержанию.
Тем не менее, остаются трудноконтролируемыми
эмоции, связанные с органическими
потребностями, такими как голод, жажда
и т. д. Изменяется и роль эмоций в
деятельности дошкольника. Если на
предыдущих этапах онтогенеза основным
ориентиром для него являлась оценка
взрослого, то теперь он может испытывать
радость, предвидя положительный результат
своей деятельности и хорошее настроение
окружающих.

Читайте также:  Развитие ребенка в семь дней

Постепенно
ребенком-дошкольником осваиваются
экспрессивные формы выражения эмоций
— интонация, мимика, пантомимика. Овладение
этими выразительными средствами, кроме
того, помогает ему глубже осознать
переживания другого.

Свое влияние на
эмоциональное развитие оказывает
развитие познавательной сферы личности,
в частности, включение речи в эмоциональные
процессы, что приводит к их интеллектуализации.

На протяжении
дошкольного детства особенности эмоций
проявляются вследствие изменения общего
характера деятельности ребенка и
усложнением его отношений с окружающим
миром. Физическому и речевому развитию
ребенка сопутствуют и изменения в
эмоциональной сфере. Меняются его
взгляды на мир и отношения с окружающими.
Способность ребенка сознавать и
контролировать свои эмоции возрастает,
как понимание поведения, например в тех
областях, где важно мнение взрослых по
поводу того, что такое «плохое» и
«хорошее» поведение. Взрослым надо
хорошо представлять себе, чего следует
ожидать от детей, иначе появятся неверные
оценки, не учитывающие возрастные
особенности ребенка. Идеальное отношение
взрослого к малышу — это постепенное
подстраивание под эмоциональное развитие
и становление личности ребенка. К трем
годам эмоциональное развитие ребенка
достигает такого уровня, что он может
вести себя образцово. То, что дети
способны к так называемому «хорошему»
поведению, еще не значит, что оно постоянно
будет таким. У малышей нередки проявления
недовольства в виде слез, истерик и
крика. Хотя для старших истерики не так
характерны, как для младших, у них сильны
самоощущение и желание независимости.
Если четырехлетний ребенок в споре
аргументирует с помощью речи, ему незачем
впадать в истерику. Но если взрослый не
ответит малышу на его вопрос: «А почему
я должен?» — то может случиться срыв.
Если четырехлетний ребенок очень устал
или перенес полный напряжения день, его
поведение скорее напомнит поведение
ребенка, более младшего возраста. Это
сигнал взрослому, что в данный момент
на ребенка навалилось слишком много,
чтобы он мог вытерпеть. Ему нужны ласка,
утешение и возможность некоторое время
вести себя так, как если бы он был младше.
Чувства дошкольника непроизвольны. Они
быстро вспыхивают, ярко выражаются и
быстро гаснут. Бурное веселье нередко
сменяется слезами. Вся жизнь ребенка
раннего и дошкольного возраста подчинена
его чувствам. Управлять своими
переживаниями он еще не может. Поэтому
дети гораздо больше подвержены переменам
настроения, чем взрослые. Их легко
развеселить, но еще легче огорчить или
обидеть, так как они почти совсем не
знают себя и не умеют владеть собой. Вот
почему они способны пережить целую
гамму чувств и волнений за необычайно
короткий промежуток времени. Ребенок,
который катается по полу от смеха, может
внезапно расплакаться или прийти в
отчаяние, а минуту спустя, с еще не
высохшими глазами, опять заразительно
смеяться. Подобное поведение детей
совершенно нормально. Кроме того, у них
бывают хорошие и плохие дни. Ребенок
может быть сегодня спокойным и задумчивым
либо капризным и хнычущим, а назавтра
— живым и веселым. Иногда мы можем
объяснить его плохое настроение
усталостью, огорчениями в детском саду,
недомоганием, ревностью к младшему
брату и т.д. Другими словами, его длительное
плохое настроение вызвано тревожным
состоянием из-за какого-то конкретного
обстоятельства, и, хотя всеми силами
стараемся помочь ребенку избавиться
от него, часто бывает, что чувства малыша
вызывают полное недоумение. Если плохое
настроение не затягивается надолго — к
примеру, на несколько дней — и не переходит
какие-то границы, нет нужды беспокоиться.
Но если ребенок очень долго находится
в подавленном настроении или с ним
происходят резкие и неожиданные перемены
нужна консультация психолога. Но в
большинстве случаев лучше не придавать
слишком большого значения переменам
настроения ребенка, что позволит ему
самостоятельно обрести эмоциональную
стабильность. Настроение ребенка во
многом зависит от взаимоотношений с
взрослыми и сверстниками. Если взрослые
внимательны к ребенку, уважают его как
личность, то он испытывает эмоциональное
благополучие. Проявляются и закрепляются
положительные качества ребенка,
доброжелательное отношение к другим
людям. Если взрослые приносят ребенку
огорчения, то он остро переживает чувство
неудовлетворения, перенося, в свою
очередь, на окружающих его людей, свои
игрушки негативное отношение. С развитием
эмоциональной сферы дошкольника
постепенно происходит отделение
субъективного отношения от объекта
переживаний. Развитие эмоций, чувств
ребенка связано с определенными
социальными ситуациями. Нарушение
привычной ситуации (изменение режима,
уклада жизни ребенка) может привести к
появлению аффективных реакций, а также
страха. Неудовлетворение (подавление)
новых потребностей у ребенка в кризисный
период может вызвать состояние фрустрации.
Фрустрация проявляется как агрессия
(гнев, ярость, стремление напасть на
противника) или депрессия (пассивное
состояние). Около 4-5 лет у ребенка начинает
формироваться чувство долга. Моральное
сознание, являясь основанием этого
чувства, способствует пониманию ребенком
предъявляемых ему требований, которые
он соотносит со своими поступками и
поступками окружающих сверстников и
взрослых. Наиболее ярко чувство долга
демонстрируется детьми 6-7 лет.

Читайте также:  Высказывание ученых игры в развитии ребенка

Интенсивное
развитие любознательности способствует
развитию удивления, радости открытий.
Эстетические чувства также получают
свое дальнейшее развитие в связи с
собственной художественно-творческой
деятельности ребенка. Ключевыми моментами
эмоционального развития ребенка
дошкольного возраста являются:

освоение социальных
форм выражения эмоций; — формируется
чувство долга, получают дальнейшее
развитие эстетические, интеллектуальные
и моральные чувства;

благодаря речевому
развитию эмоции становятся осознанными;

эмоции являются
показателем общего состояния ребенка,
его психического и физического
самочувствия.

Для четкого
понимания различий в эмоциональном
развитии на разных этапах онтогенеза
можно рассмотреть их сравнительную
характеристику.

Общение как фактор
в развитии эмоциональной сферы ребенка.

Общение один из
важнейших факторов общего психического
развития ребенка.

Общение, как и
всякая деятельность, предметно. Предметом,
как и объектом, деятельности общения
является другой человек, партнер по
совместной деятельности.

Ребенок дошкольного
возраста существо эмоциональное: чувства
господствуют над всеми его сторонами
жизни, придавая им особую окраску. Он
полон экспрессии — его чувства быстро
и ярко вспыхивают. Ребенок шести-семи
лет, конечно, уже умеет быть сдержанным
и может скрыть страх, агрессию и слезы.
Но это происходит в том, случае, когда
это очень и очень надо. Наиболее сильный
и важный источник переживаний ребенка
— его взаимоотношения с другими людьми
— взрослыми и детьми. Потребность в
положительных эмоциях со стороны других
людей определяет поведение ребенка.
Эта потребность порождает сложные
многоплановые чувства: любовь, ревность,
сочувствие, зависть и др. Когда близкие
взрослые любят ребенка, хорошо относятся
к нему, признают его права, постоянно
внимательны к нему, он испытывает
эмоциональное благополучие — чувство
уверенности, защищенности. В этих
условиях развивается жизнерадостный,
активный физически и психически ребенок.
Эмоциональное благополучие способствует
нормальному развитию личности ребенка,
выработке у него положительных качеств,
доброжелательного отношения к другим
людям. Именно в условиях взаимной любви
в семье ребенок начинает учиться любви
сам. Чувство любви, нежности к близким
людям, прежде всего к родителям, братьям,
сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует
ребенка как психологически здоровую
личность. Если оценивать особенности
чувств шестилетнего ребенка, то надо
сказать, что в этом возрасте он не защищен
от всего многообразия переживаний,
которые у него непосредственно возникают
в повседневном общении с взрослыми и
сверстниками. Его день насыщен эмоциями.
В одном дне вмещаются переживания
возвышенной сорадости, постыдной
зависти, страха, отчаяния, тонкого
понимания другого и полного отчуждения.
Шестилетний ребенок — пленник эмоций.
По каждому поводу, который подбрасывает
жизнь, — переживания. Эмоции формируют
личность ребенка. Эмоции утомляют его
до полного изнеможения. Устав, он
перестает понимать, перестает выполнять
правила, перестает быть тем хорошим
мальчиком (или девочкой), тем хорошим
малышом, которым может быть. Он нуждается
в отдыхе от своих собственных чувств.
При всей подвижности эмоций и чувств
шестилетнего ребенка характеризует
увеличение «разумности». Это связано
с умственным развитием ребенка. Он уже
может регулировать свое поведение. В
то же самое время способность к рефлексии
может привести не к развитию душевных
качеств, а к демонстрации их для получения
от этого своеобразных дивидендов —
восхищения и похвалы окружающих.

Шесть лет — это
возраст, когда ребенок начинает осознавать
себя среди других людей, когда он отбирает
позицию, из которой будет исходить при
выборе поведения. Эту позицию могут
строить добрые чувства, понимание
необходимости вести себя так, а не иначе,
связанные с этим совесть и чувство
долга. Но позицию могут строить и эгоизм,
корысть, расчет. Шестилетний ребенок
не так наивен, неопытен, непосредственен,
как это кажется. Да, у него мал опыт, его
чувства опережают разум. Но при этом он
уже занял определенную позицию по
отношению к взрослым, к пониманию того,
как надо жить и чему следовать. Внутреннее
отношение ребенка к людям, к жизни — это,
прежде всего, результат влияния взрослых,
его воспитывающих.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #

    11.02.20159.56 Mб21kraig психология развития.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник