Развитие эмоций ребенка посредством изобразительной деятельности

Елена Тютюнник
«Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста, через инновационные техники изобразительной деятельности»

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной деятельностью.

Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Рисование имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Оно способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

Маленькие дошкольники часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

Для успешного развитиядетей в данном направлении рекомендуется придерживаться следующих условий:

— обновить и обогатить окружающую среду детей самыми разнообразными новыми для них предметами и стимулами с целью развития их чувства прекрасного, создать условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий;

— широко использовать в работе нетрадиционные материалы и техники (рисование на смятой, мокрой, различных видах бумаги, рисование пальцами, ватой, колосками и др.);

— создать в группе благоприятную атмосферу. Предоставить детям возможность активно задавать вопросы, поощрять высказывание оригинальных эмоциональных идей;

— не сдерживать инициативу ребенка, не давать четких наставлений, помогать действовать независимо. Не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно. Давать задания по собственному эмоциональному замыслу;

— доброжелательно относиться к детям, учить детей симпатии. Воспитывать чувство коллективизма, давать задания на сплочение группы.

Таким образом, надо сказать, что развития у детей дошкольного возраста можно достигнуть чувства прекрасного, эмоционально – положительных чувств, равновесие в поведение и выплеск негативных эмоций через произведения изобразительного искусства.

Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребёнку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Не сформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия.

Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

Целью моей работы является изучение процесса развития творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа

Поставленная мною цель привела к решению следующих задач:

-Расширять представления о многообразии техник рисования.

-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

-Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.

-Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.

-Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

-Совершенствовать технические умения и навыки рисования.

-Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии

Занятия с детьми я начинаю со второй младшей группы. Использую разработки Р. Г. Казаковой. Начинаю со способов, не требующих от маленьких художников профессионально чётких линий, несущих важную художественную нагрузку. Неотъемлемой частью работы становятся экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования.

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными и красочными.

Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. Что же побуждает человека к творчеству?

При организации работы по формированию творческих способностей я уделяю внимание социально – эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Результатами моей работы в данном направлении стали:

— активность и самостоятельность детей в изо деятельности;

— умение находить новые способы для художественного изображения;

— умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности

Коллаж, пальчиковая живопись, кляксография, монотипия и другие технологии нетрадиционного рисования способствуют развитию у ребенка творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, развивают ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствуют воспитанию художественного вкуса у детей.

Мною были составлены конспекты занятий по рисованию, и по нетрадиционному рисованию «Разноцветная радуга», «Добрым людям на загляденье», «Музыка русских узоров», «Волшебная страна красок» и т. д.

Совместно с родителями были подготовлены выставки детских рисунков :

«Мой любимый герой»;

Читайте также:  Вид доу центр развития ребенка

«Город, в котором я живу»;

«Зимушка — зима»

«Чёрное море моё» и другие

Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями

Для родителей подготовила несколько консультаций, памяток, буклетов

«Развитие любознательности», «Польза рисования», «В игры играем, восприятие развиваем», «Рисование пальчиковыми красками» и другие

Также проводилось анкетирование по разным темам.

В дружной обстановке творчества, выдумки, фантазии прошло родительское собрание «Развитие творчества у детей». На котором я провела мастер- класс «Опускаем руки в краску», пользуясь нетрадиционными техниками рисования, родители рисовали портрет своего ребёнка.

На педсоветах делилась опытом работы со своими коллегами, проводила практические занятия, познакомила с квилингом. Подготовила и показала презентации на тему «Мастер карандаш», «Развитие творческих способностей» и др.

Нетрадиционные методы рисования использую не только на занятиях по изо деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время.

Результатом моей работы являются результаты мониторинга по изо деятельности, которые показывают чему научились мои дети. Видеть окружающее, передавать чувства, настроение. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования. А самое главное дети научились работать в коллективе, осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других детей.

Источник

Елена Хромцова
Эмоциональное развитие через изобразительную деятельность

Эстетические чувства находят свое выражение в эмоциональном отношении человека к прекрасному в искусстве окружающей жизни, природе, которые могут вызвать особое чувство восхищения.

Очевидно, что эмоции оказывают на все стороны личности, на ее активность, тем или иным образом влияют на ее деятельность.

В жизни ребенка эмоции играют огромную роль. Для малыша эмоции — своеобразный эталон качества предметов и явлений окружающего мира, определить их ценности.

К трем годам начинают проявляться эстетические чувства: радость может вызывать красивым платьем, цветущим растением. Но если в младенческом возрасте радость вызывает все яркое и блестящее, то в раннем возрасте малыш уже пытается отличать действительно красивое от вычурного и безвкусного, основываясь на оценках взрослого.

Но если в младенческом возрасте радость вызывает все яркое и блестящее, то в раннем возрасте малыш уже пытается отличать действительно красивое от вычурного и безвкусного, основываясь на оценках взрослого. Постепенно оценки становятся все более независимыми от мнения взрослых. Очень часто у детей этого возраста активизируется потребность выразить себя и свои чувства через движение, пение, рисунок.

Эстетические чувства развиваются в связи с собственной художественно – творческой деятельности ребенка. Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей – одном из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и прежде всего ребенка».

Чувства и эмоции оказывают влияние на все компоненты познание, мышление, внимание, воображение, восприятие, ощущение. Переживание положительных эмоций способствует яркому восприятию окружающего мира, улучшает процесс запоминания, так как эмоционально окрашенные события дольше сохраняются в памяти. Положительные эмоции стимулируют человека к активной познавательной деятельности, увеличивая все мотивационные механизмы.

Рисование — любимое детское занятие, на котором дети образно познают окружающий мир. Ребенок получает возможность передавать свои впечатления, переживания на бумаги, создавать образы которые его волнуют и интересуют. Только методически грамотное руководство изобразительной деятельностью детей обеспечивает развитие художественного детского творчества. Радость творчества у детей появляется тогда, когда они овладевают средствами и способами изобразительной деятельности. Для этого надо превратить обучение основам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребенка дело, на основе эстетического восприятия и эмоционально – нравственных переживаний. Методика работы построена на использовании игровых методов обучения. Чтобы возникло у детей желание выполнять учебную задачу, формируется игровая мотивация. Большое значение для создания творческой атмосферы имеет речь педагога (эмоциональная, выразительная, образная). В итоге ребенок получает удовольствие от полученного результата, созданные им рисунки вызывают чувство радости. Постепенно формируются художественные интересы, развиваются творческие способности в изображении. Использование игровых приемов применима в работе со всеми возрастами дошкольников. Ребенок стремиться отразить в рисунке то, что на него произвело наибольшее впечатление, что его волнует. В игре. Интересно и увлекательно можно прививать детям и желание рисовать, и изобразительные навыки.

Изобразительное творчество специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредствам изобразительного искусства. Основу художественного образа составляют «ри кита «- эмоциональность, интерес, активность (Е. А. Флерина). Специфика формирования эстетического отношения определяется в первую, очередь способами восприятия мира ребенком (А. В. Бакушинский); и обуславливается особенностями его внутреннего мира – таким, как повышенная эмоциональная отзывчивость (О. Л. Некрасова – Каратаева); глубина художесвенных впечатлений, обусловлено их первичностью и новизной (К. Д. Ушинский).

«Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождения» (Л. С. Выготский).

Читайте также:  Здоровье и развитие ребенка реферат

Таким- образом на протяжении дошкольного детства, развитие способности к восприятию и созданию художественных образов проходит путь от элементарного наглядно – чувственного впечатления до возможности передачи стилизованного образа выразительными средствами.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка и аппликация) является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, связанным с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В обучении изобразительной деятельности в дошкольном возрасте предполагает решение двух основных задач. Пробудить у детей положительную эмоциональную отзывчивость как к окружающему миру, к родной природе, к событиям жизни. Сформировать у детей изобразительные навыки и умения. В процессе изобразительной деятельности у дошкольников совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие и эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Радость общения с цветами – одно из самых сильных чувств, подаренных человеком природой. Педагоги и психологи установили, что при общении с искусством у детей пробуждаются особые эмоции, совсем не похожие, совсем не похожие на те, которые они испытывают, когда радуются или грустят.

Специальные исследования убедительно показали, что эмоции вызванные искусством,способы творить чудеса: они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и раздвигают горизонты сознания. Благодаря цвету даже самые несовершенные работы преображаются, и дети испытывают радость и чувство удовлетворения от определенной работы.

Источник

«Развитие у детей эмоций,

воображения, чувства цвета,

красоты посредством

изобразительной деятельности».

Воспитатель:  Мехова Зинаида Степановна.

ГБДОУ детский сад №2

Кронштадтского района

Санкт-Петербурга.

2015год.

Говорят, если в человеке есть доброта, человечность, чуткость, доброжелательность  значит, он как человек, состоялся. В раннем детстве формируются духовные силы – основа становления личности. Ребенок должен пройти эмоциональную школу воспитания положительных чувств ко всему живому, к своей семье и родным людям, к окружающей природе, музыке, искусству, литературе, истории народа.

Мир радости, добра, красоты… Воспитателю нужно ввести в него детей, открыть его для них. Мир, в котором мы живем, огромный, сложный, загадочный, часто непонятный даже для взрослых. А нам, педагогам, родителям нужно подготовить к жизни в нем детей, научить понимать и различать добро и зло, фантазировать и предполагать, как изменить зло, сохранить красивое, удивительное, что есть в мире людей, их отношений. Но пока детям ближе и понятней мир радужного детства, сказки, игр, радости, добра и красоты, а для воспитателя это главная задача – воспитание чувств ребенка через красоту, добро, радость.

Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости, воображения. Только на эмоциональном уровне  возможно установить прочные связи ребенка с окружающим миром и удивительным миром искусства. Красота и доброта всегда рядом, они вызывают у детей радость познания мира, человеческих взаимоотношений, ценностей. Часто для детей красиво то, что ярко, броско, а научить видеть истинную красоту – это задача воспитателя, взрослых.

В вопросах воспитания у детей положительных эмоций, воображения, чувства цвета, красоты велика роль изобразительной деятельности. Ребенок начинает рисовать раньше, чем говорить. Его «каракули» — это первое проявление отношения к окружающему миру, выражение своих эмоций, желание показать их, познать мир вокруг и определить его для себя, себя в нем.

Дети младшего возраста очень эмоциональны, восприимчивы, но далеки от реального мира. Только со старшего возраста можно вводить много новой информации, так как дети уже могут ее осмыслить, переработать, соотнести с личным опытом и представлениями, они в состоянии изменить свое мнение, представление об окружающем в сторону реальности. Все это они стремятся отразить в своих рисунках. Дети рисуют то, что их задело, взволновало, что им нравится. Они утверждают себя как личность через свои рисунки. Здесь важно им помочь и направить: осторожно, ненавязчиво, чтобы рисунки были яркими, содержательными. Что может помочь в этом? Наблюдения в природе, знакомство с искусством, литературой, народной сказкой и игрушкой, эксперименты с изобразительными материалами. Это кропотливая ежедневная работа в группе, на прогулке, во время экскурсий, игровой деятельности, чтения литературы и т.п.

Мир природы огромен, в нем много загадок, красок, форм. Дети очень активны: все увиденное они стремятся потрогать, рассмотреть, обследовать со всех сторон, найти свои определения и объяснения для всего вокруг. Предметы, явления  погоды, объекты живой и неживой природы наблюдаем постоянно, изо дня в день, от сезона к сезону. Только так дети научатся замечать постепенный переход явлений из одного состояния в другое, смену окраски листьев на деревьях, изменения на небе, земле; видеть в каждом предмете и явлении красивое, неповторимое, отличающее от других. Это такой простор для развития детской фантазии! Побуждаем детей думать, на что похожи облака, лужи, комки снега, листья, летящие с деревьев и т.п. Такие повторяющиеся наблюдения хорошо развивают у детей зрительную память, восприятие цвета, формы предметов, речь детей, воображение, вызывают  положительные эмоции, будят желание передать все это в рисунке, рассказе.

Читайте также:  Музыкальная сказка как средство развития ребенка дошкольного возраста

Параллельно знакомим детей с пейзажной живописью, жанровой, портретами, натюрмортами. Произведения художников подбираем так, чтобы были доступны детям в восприятии изображенного. Дети очень отзывчивы на творчество, когда понимают, что художники рисуют именно то, что их взволновало, понравилось, они запечатлели картины природы для нас, зрителей. Знакомлю детей с «языком» художественного полотна, даю знания о форме, цвете, композиции. Дети часто удивляются, что нарисовано как есть, как бывает рядом. Им это нравится. Этим принципом можно пользоваться при обучении детей рисованию. Наблюдения в природе, изучение пейзажей помогают понять детям роль цвета в рисовании. Только оттенков зеленого цвета весной можно насчитать достаточное количество, чтобы понять многообразие цветовой гаммы. Постепенно,  благодаря наблюдениям, они узнают, что небо не только синее или серое. Оно  может быть розовым, алым, желтоватым, ярко – голубым, черным.  Это зависит от состояния погоды, ветра, времени, суток, времени года. Чтобы передать такое небо в рисунке, следует получить краску нужного оттенка. Это побуждает детей искать пути получения новых цветовых оттенков и сочетаний, смешивать краски, использовать в работе разные материалы.

Поразительно проста и изысканна форма изделий народно-прикладного искусства. Малыши радуются матрешкам, дымковским игрушкам, игрушкам-свистулькам, а старшие дети увидят в них красоту формы, цвета, яркость красок и их сочетание между собой, расскажут о назначении предмета, если им помочь. Многое им не совсем понятно с позиций сегодняшнего дня и уровня развития современных детей. Зачем делать игрушки, посуду самим, если их можно купить в магазине красивые, из разных новых материалов. Но когда на занятиях лепкой у детей получаются лошадки, чашки или фигурки людей, они отлично понимают, что  можно и сейчас радоваться лепной фигурке, сделанной своими руками. Малыши очень огорчаются, если их поделка развалилась, испортилась. Конечно, они ждут помощи, но многие будут пытаться исправить самостоятельно, что очень ценно.

Изделия народно-прикладного искусства интересны с точки зрения цвета, обучению использования цвета в рисунках, поделках.  У  дымковской игрушки  яркие, сочные чистые краски. Изделия  хохломы отличают золото, зелень, травяной узор.  Гжель – царство бело-синих красок, сказочных птиц. Дети видят это буйство красок, форм. Им кажется, что так просто передать эту красоту в своей поделке и очень удивляются, когда у них получается не сразу. А меня радует то, что они с желанием, настроением, не боясь неудач, берутся за работу. Эта видимая простота народных изделий в форме, цвете, размере частей помогает дошкольникам в создании рисунков, поделок  на любые другие темы.

Использование произведений художественной литературы, поэзии, сказок в развитии у детей воображения, творчества – большой, особый разговор. Они часто и тема работы и часть ее, вызывающая эмоции, переживания, будящие воображение. Часто специально читаю детям тексты без иллюстраций, чтобы они  могли сами представить картину действия, персонажей, внешний вид, обстановку, краски. Об одном и том же событии, явлении можно прочесть тексты разных поэтов и отметить, чем они отличаются. Например, тема весны или осени в произведениях А.С.Пушкина, И.Сурикова, С.Есенина. Поэты по-разному воспринимают  и чувствуют, происходящее в природе, по-разному рассказывают читателям об этом. Интересно, что и дети выбирают понравившееся произведение со своей индивидуальной мотивацией.

Добрый мир сказки, всегда побеждающий зло и утверждающий победу справедливости, радует детей, вносит в их души покой и уверенность. Сказка в простой форме учит понимать характеры персонажей. Это народная мудрость, простая и ясная: добро должно победить. Рассматриваем иллюстрации, выполненные художниками. Отмечаем, как прорисованы персонажи, какими красками, почему. Это главный вопрос: отношение художника к своим персонажам через цвет, украшения, композицию, форму. Дети учатся этому у художников-иллюстраторов.

Изобразительная деятельность не может быть без материалов: красок, кистей, бумаги и т.п. Гуашь, акварель, мелки – каждый из этих материалов обладает своими изобразительными возможностями. Акварель прозрачна, изящна, легка, живописна. Гуашь рисует плотно, четко передает границы рисунка, деталей. Карандаш поддается разной силе нажима и рисует по-своему. Одна и та же тема, выполненная разными материалами, удивляет детей выразительностью образов. Задача научить детей пользоваться разными материалами, знать их свойства и секреты, что тоже поможет детям в развитии воображения, передаче образов.

Трудно выделить что-либо одно, потому что вся работа подчинена одной цели: развивать у детей эмоции, воображение, чувство цвета и красоты посредством изобразительной деятельности.

Литература:

1.Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество. Под редакцией А.А. Грибовской. – М., 2009.

2.О.Л.Иванова, И.И.Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб, 2011.

3.Т.С.Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 2006.

4.А.Д.Алехин. Когда начинается художник. – М., 1993.

5.Н.А.Ветлугина. Художественное творчество в детском саду. – М., 1972.

6.Т.С.Комарова, М.Б.Зацепина. Художественная культура детям. – М., 2005.

Источник