Развитие экологического сознания личности ребенка

Раиса Александровна Кузнецова
Развитие элементов экологического сознания у дошкольников

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Мы со всей очевидностью начинаем осознавать, что стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Сбываются пророческие слова Ф. Энгельса,который еще в прошлом веке пытался предостеречь: «не будем, однако слишком обольщаться нашими победами над природой, за каждую победу она нам мстит».

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее, но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней.

Для развития экологической культуры и создания гармоничной личности воспитание и образование должно начинаться с раннего возраста,проходя красной нитью через все образовательные ступени: дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее.

Н. А. Рыжова понимает под экологическим образованием дошкольников – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Следовательно, первой ступенью экологического образования выступает экологическое сознание.

Особое внимание при работе с детьми для закладывания элементов экологического сознания следует уделять воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Педагоги дошкольных образовательных учреждений закладывают у своих воспитанников основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности.

Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У малышей формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

За последнее время были созданы программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития; среди последних немало экологических.

Одной из первых в данной области выступила программа А. Вересова «Мы земляне», которая ставит целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

Популярной программой является программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа», которая нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней.

Читайте также:  Центры развития ребенка в городе сургуте

Многие программы прошли экспертизу Министерства образования и получили его одобрение.К числу таких комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад — дом радости», «Кроха».

Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ: «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом — природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог». Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе, которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.

Информация, даваемая детям, должна быть доступной, чтобы создавать условия для развития у детей эмоционально – положительного отношения к живой природе, а так же развивать творческую самостоятельность детей.

С помощью данных программ происходит знакомство детей с природными особенностями человека (закладывается формирование у детей элементарных представлений об основных биологических системах человека, о работе своего организма, приобщение к ценностям здорового образа жизни). Так же создаются условия для развития у детей экологического сознания через знакомство детей с различиями живого и неживого. Формирование представлений о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе. Знакомство дошкольников с проблемой загрязнения окружающей среды, развитие ответственного, бережного отношения к природе, создание условий для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.

Методы экологического воспитания детей

Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний – это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.

Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлении.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н. Н. Поддъякова.

В процессе опытно-экспериментальной работы дети учатся размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.Например: Очень просто и легко объяснить пятилетнему ребенку, что нас окружает воздух и он невидим, но его можно обнаружить. Подуть на ладошки и почувствовать ветерок, взмахнуть рукой около листка, лежащего на столе и увидеть, что лист двигается. Подвести детей к выводу, что воздух невидим, но когда мы приводим его в движение, наблюдаем, что предметы двигаются. Перед педагогами стоит задача связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка в школе фгос

Важным компонентом развития экологического сознания выступают экологические сказки. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом.

Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. Старшим дошкольникам нравятся волшебные сказки. Сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в экологическом воспитании. Они помогают глубже понять детские интересы и их направленность (в Приложении 3 представлены образцы экологических сказок).

Так же важна и практическая деятельность в природе. Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к растениям и животным является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Следует учить детей осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, воде, тепле, солнце, и др.). Каждый организм живет, растет, развивается, если для этого имеются соответствующие условия. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.

В ознакомлении с природой особое место занимают дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие.

В заключение хотелось бы отметить, что формирование экологической культуры, экологического сознания у дошкольников – процесс длительный и не простой. Решающим фактором в формировании практических навыков экологически осознанного поведения является поведение взрослых, в первую очередь, педагогов и родителей. Если ребенок видит, как взрослые любовно ухаживают за растениями и животными, общаются друг с другом, как продуманно ведут себя в природе, он фиксируют соответствующие эмоциональные реакции взрослых, формы их поведения, включает эти сведения в структуру личности и сохраняет на всю жизнь в качестве исходной базы данных. Поэтому экологическое образование и воспитание должно вестись ненавязчиво, без налета обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и взрослых.

Источник

Ирина Ленькина
Организация работы по формированию экологического сознания личности дошкольников

Аннотация

В данной статье рассказывается о формах работы, которые наиболее эффективно способствуют развитию экологического сознания у детей дошкольного возраста. Применяются такие формы работы как экологические акции, игры, проблемные ситуации. Статья адресована широкому кругу работников дошкольного образования.

Своё начало экологическое сознание берёт в дошкольном возрасте. Его становление происходит при участии взрослого, а развивается на протяжении всей жизни человека. Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время.

Экологическое сознание – это пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, самому себе; освоение знаний о растениях и животных; приобщение ребёнка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ; воспитание у ребёнка элементарного чувства ответственности за всё живое. Имеется множество форм работы с детьми на формирование экологического сознания. И вот какие наиболее часто используются в нашем детском саду. Я считаю, что как нельзя лучше всё усваивается через игру, игровые ситуации, игровую деятельность. Именно в играх у детей формируются моральные навыки, правила поведения в природе, знания о повадках животных. Например, в своей практике для двигательной активности я использую подвижные игры, которые знакомят ребят с повадками животных («Хитрая лиса», «Кот и мыши», «У медведя во бору» и др., с растениями («Чей листочек?», «Беги к дереву, которое назову»).

Читайте также:  Развитие ребенка в раннем возрасте

Особую роль в создании положительного отношения к природе отвожу наблюдениям. На прогулках дети узнают тех, кто живет рядом с нами, знакомятся с правилами поведения в природе. На территории нашего детского сада создана экологическая тропа с такими интересными и познавательными точками как «Муравейник», «Пруд», «Лесная аптека», «Мхи», «Птичья столовая», «Метеостанция». Дети знакомятся с этими объектами, наблюдают за ними. Неоднократно с большим интересом мы рассматривали работу дружных муравьев, их дом – муравейник. На объекте «Пруд» ребята узнали, кто там обитает, как не навредить обитателям.

Одной из результативных форм работы с детьми, способствующей экологическому сознанию, являются акции. В этих акциях детский сад активно взаимодействует еще и с семьями воспитанников, что немаловажно. Мы организовывали такие акции, которые доступны и понятны детям, затрагивают их интересы. К примеру, «Птицы — наши друзья»: в ходе акции дети совместно с родителями мастерили кормушки и скворечники для птиц, которые были развешаны на всей территории детского сада, и всю суровую зиму пернатые не покидали нас – ведь тут их ждало угощение от ребят. Акция «Чистый двор», «Лес должен быть чистым» и др. Такие акции направлены на развитие активной жизненной позиции ребенка, формирование основ ценностного отношения к природе.

Используем такой метод работы, как организация разнообразных практических ситуаций. Педагогами нашего образовательного учреждения разработаныи активно применяются следующие виды ситуаций:

— проблемно – игровые ситуации, прогностические вербальные (например, что будет, если загрязнять берега реки; что может произойти с лесом, если случится пожар; что будет, если вырубать в городе деревья и т. д.,

— ситуации — упражнения (демонстрируют ребенку способы ухода за природными объектами, обучают основам экологической культуры, закрепляют навыки природоохранной деятельности,

— ситуации — оценки (направлены на формирование у детей адекватной самооценки своих поступков, а также поступков взрослых и сверстников по отношению к природным объектам. В данных ситуациях дети учатся решать проблемы, отвечая на вопросы. Например, почему твой сверстник (взрослый, ты сам) так поступает? Как можно изменить ситуацию, чтобы.).

Данные ситуации позволяют воспитателю избегать формального морализирования и помогают «пробуждать» определенные эмоциональные переживания детей, заставляют их продемонстрировать свои чувства, переживаемые в связи с обсуждаемой ситуацией и помочь самостоятельно сделать правильный выбор с точки зрения гуманистических ценностей.

Вместе с тем нельзя забывать и о том, что, формируя экологическое сознание у детей, мы закладываем основы общей культуры человека, формируем основы ценностного мировосприятия. Дети учатся осознавать свое место в мире природы как созидателя, исследователя, хранителя.

Источник