Развитие языковой культуры речи у ребенка

Развитие языковой культуры речи у ребенка thumbnail

анастасия румянцева
Конспект занятия «Развитие речевой культуры у дошкольников»

«Развитие речевой культуры у дошкольников»

Культура речи — область духовной культуры, связанная с применением языка; качества речи, обеспечивающие эффективное

достижение цели общения при соблюдении языковых правил,

этических норм, ситуативных требований и эстетических

установок.

В Культуре речи соединяется язык и общественный опыт применения языка.

При развитии культуры речи человек имеет четыре

крупных ориентира:

совокупность норм литературного языка,

совокупность этических установлений своего народа,

совокупность целей и обстоятельств общения,

национальное представление о красоте речи.

Соответственно выделяются языковой, этический,

коммуникативный и эстетический факторы и соответственно

компоненты Культуры речи.

Правило, правильность, норма это центральные понятия

Культуры речи, действующие во всех ее сферах.

Культура речи предполагает — наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

Развивать культуру речи у дошкольников невозможно без общения.

Также не менее важно научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо собеседнику.

Наблюдая у своих воспитанников некоторые проблемы, связанные с нарушением культуры речи, и решив исправить сложившуюся ситуацию, я перед собой поставила цель:

Формировать, а также развивать знания, умения и навыки культуры речевого общения у детей со взрослыми и сверстниками.

Вся работа по развитию культуры речевого развития у дошкольников старшего возраста состояла из 3-х этапов.

1 этап. Начальный.

«Развитие и поддержание интереса к правилам вежливого обращения, знакомство с правилами культурного речевого общения, корректировка знаний у детей правил вежливости».

Задачи:

Побуждать соблюдать правила вежливого общения.

Уместно и правильно извиняться, употреблять ответные слова на извинения.

Пользоваться разнообразными формами прощания в зависимости от ситуации.

Обращаться с просьбой, чётко её излагая.

Развивать стремление употреблять в речи вежливые формы обращения.

Воспитывать стремление вежливо общаться со сверстниками и взрослыми.

Чтобы заинтересовать детей я стала использовать одну из форм совместной речевой деятельности — это игровые обучающие ситуации, в основе которых лежит ролевой принцип.

Собеседники (дети исполняют определённые роли). Они должны осознать свои ролевые позиции (брат – сестра; знакомый – незнакомый; бабушка – внук т. д., и соответственно строить своё речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы.

2 этап.

Отрабатывать и закреплять культуру речевого общения.

Игры (дидактические, сюжетно –ролевые)

Создание специальных ситуаций.

Праздники и развлечения.

Режимные моменты.

Другие виды занятий.

Задачи:

Учить детей активно учавствовать в обсуждении поступков героев.

Закреплятьп умение находить позитивные решения в конфликтных ситуациях, соблюдая правила речевого поведения.

Развивать у детей невербальные средства общения (мимика, жесты, пантомимика).

Развивать у детей навыки общения при анализе и обсуждении поступков литературных героев и т. д.

Воспитывать у детей речевую сдержанность.

Развивая культуру речи у детей старшего дошкольного возраста, я использовала и кружковую деятельность для закрепления знаний и умений. Мой кружок назывался «Раз словечко, два словечко…»

Здесь хочется добавить что, основу игровой обучающей ситуации составлял сценарий активизирующего общения. Сценарий общения включает различные формы проведения игровых обучающих ситуаций:

-игры – путешествия,

— игры – импровизации

— игры – драматизации,

Во время второго этапа

Совместно с детьми были разработаны следующие правила:

Всегда пользуйся словами вежливого обращения: «Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста», «Будьте добры», «Извините», «Спасибо», «Благодарю», «Разрешите пройти» и др.

Будь всегда приветлив и вежлив.

На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно; не требуй к себе особого внимания. Уступай место в транспорте взрослым и малышам.

Слушай старших внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо собеседнику, не перебивай.

С уважением относись к труду старших и товарищей.

Подними и подай оброненный кем-то предмет.

Делись с товарищами игрушками, книгами. Играй дружно.

Умей признать, что был неправ.

Хочу добавить что, развивая культуру речевого развития детей в ДОУ нельзя забывать о том, что важно развивать её и в повседневной жизни, и в разных видах самостоятельной деятельности: играя дома, общаясь с родителями, сверстниками и т. д.

Хочется отметить что, большую роль здесь играют родители. Родители должны в первую очередь поддерживать культуру общения дома не только с детьми, но и между собой, потому как гласит пословица:

«ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители в пример ему».

Эта народная мудрость подтверждает истину, что самый лучший способ привить детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример.

С целью привлечения родителей к решению поставленных задач использовала групповые родительские собрания, консультации, организовывались прогулки выходного дня, привлекала родителей к проведению совместных развлекательных мероприятий. В родительском уголке оформляла стенды и ширмы, разделы которых в наглядной форме раскрывали общие вопросы развития культуры, её значение, сущность, необходимость.

3 этап.

Самостоятельное применение правил культуры общения детьми в соответствии с жизненными ситуациями.

Читайте также:  Основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста

Задачи:

Закреплять навыки самостоятельности в ведении беседы, поощрять творческие ответы детей.

Развивать у детей положительные эмоции, доброжелательный настрой от стремления действовать по правилам культуры речевого общения.

Воспитывать у детей в практике общения с другими людьми привычку культурного поведения.

Третий этап в основном состоит из наблюдений за действиями детей, а также небольшой помощи, которая оказывалась лишь в том случае — если ребёнок сам затруднялся действовать.

К концу года многие родители отметили, что поведение детей в конфликтных ситуациях изменилось. Они стараются решить его посредством речи, а не драки. Также изменилось общение детей со сверстниками. Дети с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми.

У детей сформировались знания, умения и навыки культуры речевого общения с взрослыми и сверстниками

Дети соблюдают нормы и правила общения в речевой деятельности с окружающими.

Итогом моей работы стало желание продолжить развивать речевую культуру у дошкольников. Так как это даёт возможность познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Конспект занятия «Развитие речевой культуры у дошкольников»Развитие языковой культуры речи у ребенкаРазвитие языковой культуры речи у ребенкаРазвитие языковой культуры речи у ребенкаРазвитие языковой культуры речи у ребенкаРазвитие языковой культуры речи у ребенкаРазвитие языковой культуры речи у ребенкаРазвитие языковой культуры речи у ребенка

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 17 «Ручеёк»

«Речевая культура дошкольника»

Старший воспитатель:

hello_html_2552bfc8.pngВырвич Е.Н.

2018 г.

«Достоинство речи – быть

яркой и не быть низкой».

Аристотель

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализовывает себя как личность.

Культура речевого общения это такой выбор, такая организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм этики позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач.

Культура речевого общения дошкольника – выполнение ребёнком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а так — же вежливое поведение в общественных местах, быту.

Дар словотворчества у детей можно наблюдать уже в раннем возрасте. Этот исключительный в речевом отношении период детской жизни описал К.И. Чуковский в книге «От двух до пяти». Герои книги «От двух до пяти» познают мир взрослых в первую очередь через живое богатство речи, принимая и понимая все со свойственной детям любознателыюстью и доверием.

Во второй главе «Подражание и творчество. Детское чутье языка» читаем: «Если бы потребовалось наиболее наглядное, внятное для всех доказательство, что каждый малолетний ребенок есть величайший умственный труженик нашей планеты, достаточно было бы приглядеться внимательнее к сложной системе тех методов, при номощи которых ему удается в такое изумителыю корогкое время овладеть своим родным языком, всеми оттенками его причудливых форм, всеми тонкостями его суффиксов, ириставок и флексий».

«Совсем немного науки и истории»

На особенность познания дошкольниками окружающего мира через родное слово обращали внимания и русские педагоги XIX столетия. Одним из первых данную проблему стал изучать К.Д. Ушинский. Он и его последователи призывали к внимательному и бережному развитию в детях чувства слова, которое берет начало в речевых традициях семьи.

В статье «Родное слово» К.Д. Ушинский характеризует язык и живую речь как основной сиособ приобщения ребенка к культуре, духовно-нравственному богатству народа, познанию мира. «Язык, созданный народом, развивает в ребенке способность, которая создает в человеке слово и которая отличает человека от животного: развивает дух».

Позицию Ушинского разделяет и Е.И. Тихеева. Она говорит «язык — главный предмет в деле воспитания», именно «при помощи родного языка» и создается «духовная обстановка, среди которой дети живут и развиваются». Е.И. Тихеева отмечает, что младенец уже рождается «с даром слова, и развитие его языка начинается с первого же года его жизни», а «навык правильной речи приобретается в процессе общения». Этот навык формируется благодаря природной подражательности детей и следованию ими примеру взрослых. В частности, Тихеева пишет: «То, что воспринимает слух ребенка в первые годы жизни, является фундаментом, на котором воздвигается все здание его речи».

Детей Елизавета Ивановна называет «мастерами слова», которые только в нормальной, непринужденной атмосфере могут до конца реализовать данную им свыше способность познания окружающего мира через богатство родной речи.

Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека. Недостаточное развитие речи ведет к торможению интеллектуального развития ребенка, к его неуспеваемости в школе.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных в системе работы педагога дошкольной организации.

Читайте также:  Причины условия деформации личностного развития ребенка

Язык и речь представляют собой своеобразный  «узел”, в который «сплетаются” различные линии психического развития – развитие  мышления, воображения, памяти, эмоций.

Сегодня мы постоянно слышим о кризисе семьи и культуры. Вульгарная речь, табуированные когда-то выражения, жаргонизмы, сленг стали обыденным явлением. На таком языке говорят и родители, и дети. Культура речи детей напрямую зависит от культуры речи окружающих его взрослых.

Формирование детской речи происходит путем подражания речи взрослых. Подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».

Основные негативные явления в устной речи сегодня:

  • чрезмерное заимствование;

  • жаргоны;

  • речевые штампы;

  • слова – спутники;

  • многословие;

  • неправильное словоупотребление;

  • неправильное расположение слов;

  • низкий уровень общей речевой культуры;

  • слова-паразиты.

Слова-паразиты:в принципе, это, так, тсс…, такскать (так сказать), блин, например, вот, в общем-то, типа, короче говоря, в натуре, это самое, понимаешь и многие другие.

Причины возникновения слов-паразитов:

  • повышение эмоциональности речи, взволнованность;

  • снятие психологического напряжения (эмоциональная разрядка);

  • демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов;

  • демонстрация принадлежности говорящего к «своим»;

  • недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);

  • намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

  • быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

  • мода на некоторые слова.

Ю.Важдаев

Мы нынче как бы все глупеем —
Все стали как бы забывать,
Что как бы даже не умеем
Без «как бы» пару слов связать.

Добро бы было как бы в дело,
Пусть даже как бы наугад.
А то ведь как бы неумело
И чаще как бы невпопад.

В воспитании культуры речевого общения дошкольников важную роль играют развитие всех сторон речи, знание правил и норм речевого этикета, использование их в зависимости от ситуации. Речевое общение подразумевает умение правильно, выразительно и точно говорить, с одной стороны, и умение слушать собеседника и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий, с другой стороны.

Советы практического характера,

направленные на формирование речевой культуры детей

Е.И. Тихеева

Кроме того, что развитие речи дошкольников является одним из главных направлений работы с дошколниками в детском саду, большое значение имеет то, какую речь слышит ребенок дома. Поэтому одним из направлений работы по развитию речи является работа с родителями. Елена Ивановна Тихеева большую роль в развитии речи дошкольников отводила родителям.

1. Родители, педагоги непременно должны заботиться о том, чтобы на первых же порах жизни детей они слышали речь безукоризненно правильную, ясную, логически последовательную и по содержанию для них доступную. Следует избегать трудных и непонятных слов и выражений, но нельзя и подделываться под детский лепет.

2. Говорить с детьми необходимо непременно медленно, отчетливо и громко, так как медленная громкая речь имеет огромное значение в деле развития ассоциаций, в возбуждении яркой зрительной восприимчивости. Тогда можно рассчитывать, что речь, обращенная к детям, проникнет в их сознание в полном объеме отражаемых ею представлений, слово и представление не разъединятся, слово не превратится в пустой, лишенный внутреннего содержания звук.

3. В качестве значимого средства развития речи детей необходимо использовать постоянную речевую практику: чтение вслух, устные рассказы и беседы с ребенком. Если вы хотите усмирить детей, привлечь их внимание — обратитесь к ним с живой сказкой, живым образным рассказом. От сказки, образно и увлекательно рассказанной, от выразительно прочитанного рассказа или стихотворения, от простой, понятной песенки душа ребенка расцветает, становится восприимчивой к впечатлениям добра и красоты, крепнет и растет под благотворным воздействием родного слова.

4. Помимо чтения вслух важным средством речевого развития детей является организация бесед с ребенком. Ребенок, в сущности, всегда экспансивен, словоохотлив, если только ему приходится говорить о том, что его живо интересует. А потому, заботясь о развитии речи детей, говорите с ними о том, что им дорого и близко, о том, что они сами пережили, испытали, видели, любили.

Рекомендации по формированию речевой культуры в воспитании детей

  1. Соблюдать правильность и чистоту собственной речи, следовать традициям русского речевого этикета, знать и любить родной язык.

  2. Постоянно беседовать с детьми, называя им окружающие предметы, описывать природные явления, передавая лексическое богатство языка.

  3. Говорить медленно, отчетливо и громко, добиваясь того, чтобы дети понимали смысл высказывания.

  4. Обязательно учить отличать доброе высказывание от дурного.

  5. Как можно больше читать вслух литературные произведения и народные сказки, приучить к тому, чтобы книга являлась для детей источником знаний и добрым собеседником.

Безусловно, эти рекомендации должны стать традициями воспитания. Подобные традиции не только могут помочь в формировании положительно окрашенной речевой культуры ребенка, но и научат маленького человека, только вступающего в жизнь, бережно относиться к слову, понимая заложенную в нем силу разрушения и силу созидания.

Читайте также:  Особенности развития ребенка 3 года физкультура

Источник

Инесса Рыжкова
Культура речи дошкольников

Культура речи – часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит или пишет, можно судить о уровне его развития, его внутренней культуры. Владение человеком культурой речи является не только показателем высокого уровня интеллектуального и духовного развития, но и своеобразным показателем готовности к общению. Культурой речи важно владеть всем. Мы все общаемся с людьми в том числе и дети. Они играют, организовывают свои игры, учатся и т. д.

Культура речи – это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и свободное применение языка в целях общения, «владение нормами устного, а в дальнейшем и письменного литературного языка (правила произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики, а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».

Исследователи выделяют три аспекта культуры речи:

• Первый, важнейший аспект – нормативный. Языковая норма – это центральное понятие культуры речи. Культура речи, предполагает прежде всего, соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями, говорящими или пишущими, в качестве «идеала», образца.

• Вторым важным качеством культуры речи является коммуникативная целесообразность – это умение находить, в языковой системе для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения адекватную языковую форму. Выбор необходимых для данной цели и в данной ситуации языковых средств – основа коммуникативного аспекта речи.

• Третий – этический аспект культуры речи. Этический аспект культуры речи приписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях таким образом, чтобы не унизить достоинства участников общения. Этические нормы общения предусматривают соблюдение речевого этикета. Речевой этикет представляет собой систему средств и способов выражения отношения, общающихся друг к другу. Речевой этикет включает речевые формулы приветствия, просьбы, вопросы, благодарности, поздравления, обращения на «ты» или «вы», выбор полного или сокращенного имени, формулы обращения и т. д. Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения и другие формы оскорбляющие достоинство участников общения или окружающих людей.

Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь и речь детей – задача каждого из нас. Для этого нужно учить детей следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложений. Нужно постоянно обогащать словарь детей, учить их чувствовать своего собеседника, учить отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции. Помимо этого надо учить детей правильно использовать интонацию в речи.

Для развития речевой активности можно использовать следующие упражнения:

1. Детям предлагаются несколько сюжетных картинок, и дается задание: «Расскажите, что говорят друг другу герои рисунков». «Расскажите, на какой картинке слово сообщает, веселит, огорчает, утешает…» «Расскажите, герои каких сказок изображены на рисунках? Какие слова для приветствия они используют? Здравия желаю! Добро пожаловать! Милости просим! Здравствуйте! Добрый день, батюшка! О, достопочтенный отрок, Волька ибн Алёша! И т. д»

2. Подумайте и ответьте, какие слова сказала Таня своей подруге Оле, когда дарила ей цветы.

3. «Собери слова» — составление слов из слогов.

4. «Объясни пословицу»

(Доброе слово лечит, а худое калечит. Ласковое слово что солнышко. От худого слова да навек ссора. Слово не стрела, а пуще стрелы разит.)

5. Предложить детям запомнить важные правила речевого поведения: а) сначала подумай, потом говори. б) Не употребляй в речи грубых слов и выражений. в) Говори собеседнику добрые и вежливые слова. г)Выслушивай того, кто хочет с тобой поделиться мыслями и чувствами.

6. Разыграйте ситуации: * Встретились два друга, они давно не виделись. *На улице воспитанник подходит к воспитателю и задает вопрос; * Вы обращаетесь к незнакомому человеку с вопросом, «который час»;

7. Послушай стихотворение и расскажи его, меняя громкость голоса – шепотом, нормально, громко: Осенние стихи В лесу такая тишина, как будто лес пустой. Чтоб тишина была слышна, Тихонечко постой Как лучше звучит это стихотворение?

8. Игра «Что мы делали не скажем, а что делали покажем» — общение с помощью жестов. «Отгадай, что покажу?»

9. Произнесите скороговорки (тихо, средне, громко, медленно, обычно, быстро) 1) Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, для бобрят добры. 2) Еле-еле Лена ела, есть от лени не умела.

10. Нарисуй цветок добрых слов. В каждом лепестке напиши добрые слова разным людям (если ребенок умеет печатать) Скажи добрые слова разным людям: маме, бабушке, воспитателю, другу, дяде, и т. д.

Все вышеперечисленные упражнения помогут ребенку не растеряться в незнакомой ситуации. Научат его говорить правильно и красиво, рассуждать, а следовательно овладеть речью как средством общения.

Источник