Развитие я концепции личности ребенка и подростка

Главная особенность подростка – личностная нестабильность . Важнейшим моментом в характеристике подростка, его новой социальной позиции является осознание своего «Я», которое, согласно У. Джеймсу ( W . James , 1991), включает:

• Я-концепты, т. е. представление человека о собственных физических, социальных и психологических характеристиках (У. Джеймс относит эти представления к « M e»);

• персональную идентичность, т. е. представления о личностных изменениях, отличиях от других людей, о тех характеристиках, которые позволяют личности действовать независимо. В основе развития персональной идентичности лежит развитие ясных, реалистичных и интегративных представлений о себе, которые должны сложится к концу подросткового возраста.

В подростковом возрасте формируется Я-концепция – система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я», включающая три составляющие:

• когнитивную – образ «Я», или знания о себе;

• аффективную, связанную с отношением к себе и отдельным своим качествам – самооценку (совокупность частных самооценок определяется как принятие себя);

• поведенческие реакции, вызванные образом «Я» и самоотношением.

С. Хартер (S. Harter, 1990) описала следующие изменения в когнитивном компоненте Я-концепции, происходящие в конце подросткового возраста:

• Представления о себе становятся более абстрактными. Так, отвечая на вопрос «Кто я?», младшие подростки используют в основном конкретные характеристики (рост, внешность, принадлежность к группе, простые эмоции – радость, грусть и т. д.), старшие подростки – интегральные характеристики (желания, мотивация, интегративные чувства).

• Я-концепция становится более дифференцированной. Младшие подростки описывают себя как носителей большего числа социальных ролей, нежели дети. Старшие подростки начинают видеть себя в каждой социальной роли в разных ипостасях. Подросток осознает, что ведет себя с различными людьми по-разному, однако еще не понимает причин такого поведения. По мнению С. Хартер, в этом непонимании кроются причины наибольшего беспокойства у 14–15 летних подростков.

• Развивается идеальное и воображаемое «Я». В том случае, если у подростка существуют значительные различия между реальным и идеальным «Я», он чувствует себя несчастным, возможны разочарования в себе, даже депрессия. Расхождения между реальным и идеальным «Я» особенно велики в 14–15 лет, так как идеальное «Я» в эти годы часто преувеличено.

• Подросток становится все более интроспективным. Возрастает интерес к внешнему виду, так как, по мнению подростка, «каждый смотрит на меня». Подростки видят себя весьма отличающимися от других людей и не верят, что кто-либо может понять их.

Развитие самосознания и самоотношения – это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка целой гаммой специфических переживаний (часто внутренне конфликтных): подросткам свойственны смены настроений, неуравновешенность, иногда подавленность.

Примерно в 11–12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Важнейшей особенностью личности становится быстрое развитие самосознания посредством рефлексии на себя.

Подросток – еще не цельная зрелая личность. Отдельные его черты диссоциируют, сочетание разных образов «Я» негармонично.

Д. И. Фельдштейн (1989) отмечает углубление кризиса самооценки у подростков, что проявляется в преобладании негативной самооценки. Часто самооценка подростка оказывается внутренне противоречивой: сознательно он воспринимает себя как личность значительную, даже исключительную, ставит себя выше других людей; вместе с тем его одолевают сомнения, которые он старается не допустить в сознание.

Таблица 43

Дата добавления: 2015-05-22; просмотров: 4567; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9723 — | 7437 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Наиболее
важным отличительным признаком
подросткового периода являются

фундаментальные
изменения в сфере его самосознания,
которые имеют

кардинальное
значение для всего последующего развития
и становления подростка

как
личности. Именно в этот период, согласно
мнению одного из крупнейших

отечественных
психологов Б.Г.Ананьева, сознание, пройдя
через многие объекты

отношений,
само становится объектом самосознания
и, завершая структуру

характера,
обеспечивает его целостность, способствует
образованию и

стабилизации
личности (Ананьев Б. Г.,1980, с.89).

В
подростковом возрасте у молодых людей
активно формируется самосознание,

вырабатывается
собственная независимая система эталонов
самооценивания и

самоотношения,
все более развиваются способности
проникновения в свой

собственный
мир.

В
этом возрасте подросток начинает
осознавать свою особенность и

неповторимость,
в его сознании происходит постепенная
переориентация с

внешних
оценок (преимущественно родительских)
на внутренние. Таким образом,

постепенно
у подростка формируется своя Я-концепция,
которая способствует

дальнейшему,
осознанному или неосознанному, построению
поведения молодого

человека.

Кризис
подросткового возраста. Идентификация
личности и путаница ролей.

При
переходе в пятую стадию своего развития
(12-18 лет) ребенок сталкивается,

как
утверждает классический психоанализ,
с пробуждением «любви и ревности» к

родителям.
Успешное решение этой проблемы зависит
от того, найдет ли он

предмет
любви в собственном поколении.

Эриксон
не отрицает возникновения этой проблемы
у подростков, но указывает,

что
существуют и другие. Подросток созревает
физиологически и психически, и в

добавление
к новым ощущениям и желаниям, которые
появляются в результате

этого
созревания, у него развиваются новые
взгляды на вещи, новый подход к

жизни.
Так, важное место в новых особенностях
психики подростка занимает его

интерес
к мыслям других людей, к тому, что они
сами о себе думают.

Подростки
могут создавать себе мысленный идеал
семьи, религии, общества, по

сравнению
с которым проигрывают далеко несовершенные,
но реально существующие

семьи,
религии и общества. Подросток способен
вырабатывать или перенимать

теории
и мировоззрения, которые сулят примирить
все противоречия и создать

гармоническое
целое. Короче говоря, подросток – это
нетерпеливый идеалист,

полагающий,
что создать идеал на практике не труднее,
чем вообразить его в

теории.

Эриксон
считает, что возникающий в этот период
параметр связи с окружающим

колеблется
между положительным полюсом идентификации
«Я» и отрицательным

полюсом
путаницы ролей. Иначе говоря, перед
подростком, обретшим способность

к
обобщениям, встает задача объединить
все, что он знает о самом себе как о

школьнике,
сыне, спортсмене, друге, бойскауте и так
далее. Все эти роли он

должен
собрать в единое целое, осмыслить,
связать с прошлым и спроецировать

будущее.
Если молодой человек успешно справится
с этой задачей –

психосоциальной
идентификацией, то у него появится
ощущение того, кто он

есть,
где находится и куда идет.

В
отличие от предыдущих стадий возрастного
развития, где родители более или

менее
могли воздействовать на течение и исход
кризисов развития ребенка,

теперь
же влияние их оказывается гораздо более
косвенным. Если благодаря

родителям
подросток уже выработал доверие,
самостоятельность,

предприимчивость
и умелость, его шансы на идентификацию,
то есть на опознание

собственной
индивидуальности, значительно
увеличиваются ( Реан

А.А.,2001,с.358).

Развитие
самооценки в подростковом возрасте.

Читайте также:  Препараты помогающие в развитии речи ребенка

Несмотря
на имеющиеся многочисленные исследования
самооценки в детском

возрасте,
некоторые исследователи склонны считать
ее новообразованием

подросткового
периода. Они утверждают, что самооценка
является довольно

поздним
образованием и начало ее реального
действия нередко датируется лишь

подростковым
возрастом. Исследователи единодушны в
описаниях особенностей

самооценки
детей этого возраста, отмечая ее
ситуативность, неустойчивость,

подверженность
внешним воздействиям в младшем
подростковом возрасте и большую

устойчивость,
многосторонность охвата различных сфер
жизнедеятельности в

старшем
подростковом возрасте.

С.Л.Рубинштейн,
характеризуя процесс развития самосознания
у подростков,

проводит
его через ряд ступеней – от наивного
неведения в отношении себя к

все
более определенной и иногда резко
колеблющейся самооценке.

В
процессе развития самосознания центр
внимания подростков все более

переносится
от внешней стороны личности к ее
внутренней стороне, от более или

менее
случайных черт – к характеру в целом.
С этим связаны осознание – иногда

преувеличенное
– своего своеобразия и переход к
духовным, идеологическим

масштабам
самооценки. В результате человек
самоопределяется как личность на

более
высоком уровне (Рубинштейн С.Л.,1989,
с.105).

Самооценка
представляет собой центральное
образование личности. Она в

значительной
степени определяет социальную адаптацию
личности, является

регулятором
ее поведения и деятельности. Хотя,
конечно, следует отдавать себе

отчет
в том, что самооценка не есть нечто
данное, изначально присущее

личности.
Само формирование самооценки происходит
в процессе деятельности и

межличностного
взаимодействия. Социум в значительной
степени влияет на

формирование
самооценки личности. Отношение человека
к самому себе является

наиболее
поздним образованием в системе отношений
человека к миру. Но,

несмотря
на это (а может быть, именно благодаря
этому), в структуре отношений

личности
самооценке принадлежит особое место
(Реан А.А.,2001,с.359).

Адекватность
самооценки.

Многие
исследователи отмечают постепенное
увеличение адекватности самооценки

в
подростковом возрасте. Р.Бернс объясняет
это тем, что подростки оценивают

себя
ниже по тем показателям, которые
представляются им самим важными, и это

снижение
указывает на их больший реализм, в то
время как детям свойственно

завышать
оценку собственных качеств (Бернс
Р.,1986, с. 120).

В.Кваде,
В.П.Трусов представили данные об
индикаторах различных типов

самооценки
подростков. Так, адекватную самооценку,
по их мнению,

предсказывает
достоверно сильная ориентация подростка
на будущую профессию и

высокая
учительская оценка выполнения норм
морального поведения.

Завышенную
самооценку вызывает у подростка низкая
оценка его поведения

сверстниками,
заниженную же самооценку – низкая
психологическая устойчивость

(Кваде
В., Трусов В.П., 1980,с.11).

Динамика
самооценки.

Наиболее
очевидны изменения в содержательной
стороне самооценки подростков.

Это
объясняется тем, что именно в этот
период, достаточно краткий по своей

продолжительности,
наблюдается резкий переход от
фрагментарного и

недостаточно
четкого видения себя к относительно
полной, всеобъемлющей Я-

концепции.
Так, количество качеств, которые осознает
в себе старший

подросток,
в два раза больше, чем у младших школьников.
Старшеклассники при

оценке
себя уже способны охватить почти все
стороны собственной личности – их

самооценка
становится все более обобщенной. Кроме
того, совершенствуются и их

суждения
относительно своих недостатков.

Суждения
подростков о себе передают светлый фон
их настроения, ощущение

радости
бытия. Подростки раскрывают себя в
категориях, отражающих их учебную

деятельность,
любимые занятия, интересы, увлечения.
Они ориентированы на

идеальную
самооценку, но разрыв между их реальной
и идеальной самооценкой для

многих
из них не является травмирующим.

В
различных исследованиях подмечено, что
в содержании самооценки подростков

превалируют
основные моральные черты – доброта,
честность, справедливость.

Довольно
высокий уровень самокритичности
подростков позволяет им признавать в

себе
много отрицательных качеств и осознавать
необходимость от них

избавиться.

Так,
наиболее значимыми и хорошо осознаваемыми
качествами своего «Я» для

юноши-старшеклассника
выступают коммуникативные, волевые и
интеллектуальные

качества,
что позволяет рассматривать их как
основания ценностного отношения

подростка
к себе. В таком случае познание себя,
формирование самооценки,

самоуважения
осуществляется у него прежде всего под
влиянием тех людей из

круга
ближайшего общения, которые понимаются
им как носители именно этих

качеств,
развитых на эталонном уровне.

Содержание
самооценки девочек касается в большей
степени осознания и оценки

их
взаимоотношений с другими людьми.

Динамика
оценочных суждений от подросткового
возраста к юношескому состоит в

том,
что оценочные суждения подростков,
определяемые ожидаемой оценкой со

стороны
сверстников, направлены в первую очередь
на нахождение ответа на

вопрос,
каков он среди других, насколько он
похож на них.

У
юношей оценочные суждения, определяемые
собственным идеалом, направлены на

нахождение
ответа на вопрос, каков он в глазах
окружающих, насколько он

отличается
от них и насколько он близок к своему
идеалу.

Позже
самооценочные суждения молодых людей
определяются уже синтезом

различных
видов оценок окружающих, результатами
деятельности и направлены на

поиск
своей значимости для других и для самого
себя (Реан А.А.,2001,с.361).

Физический
облик и самооценка.

В
этот возрастной период другой человек
начинает занимать в жизни подростка

совершенно
особое место. С этим связана специфика
восприятия подростками

физического
облика других людей. И уже посредством
восприятия и понимания

другого
подросток приходит к пониманию себя.
При этом сохраняется та же

последовательность,
что и в познании качеств другого, т.е.
вначале выделяются

чисто
внешние, физические характеристики,
затем качества, связанные с

выполнением
каких-либо видов деятельности и, наконец,
личностные качества,

более
скрытые свойства внутреннего мира.

Экспериментально
доказано, что восприятие физического
облика другого человека

в
сознании подростка затем переносится
и на восприятие подростком самого

себя.
Так, именно в этот возрастной период,
когда происходят важнейшие

преобразования
в организме, когда внешний облик подростка
и его физические

черты
начинают сильно волновать подростка,
тогда соответствие физического

развития
ребенка стандартам, принятым в группе
его сверстников, становится

определяющим
фактором в его социальном признании,
положении в группе.

Осознание
особенностей своей внешности также
влияет на формирование у

подростка
многих важных качеств личности (например,
уверенности в себе,

жизнерадостности,
замкнутости, индивидуализма) (Реан А.А.,
2001,с.362).

Характер
самооценки и качества личности.

Характер
самооценки подростков определяет
формирование тех или иных качеств

личности.
Например, адекватный ее уровень
способствует формированию у

подростка
уверенности в себе, самокритичности,
настойчивости или излишней

самоуверенности,
некритичности. Обнаруживается также
определенная связь

характера
самооценки с учебной и общественной
активностью. Подростки с

адекватной
самооценкой имеют более высокий уровень
успеваемости, у них нет

резких
скачков успеваемости и наблюдается
более высокий общественный и личный

статус.

Подростки
с адекватной самооценкой имеют большое
поле интересов, активность

их
направлена на различные виды деятельности,
а также на межличностные

контакты,
которые умеренны и целесообразны,
направлены на познание других и

себя
в процессе общения.

Подростки
с тенденцией к сильному завышению
самооценки проявляют достаточную

ограниченность
в видах деятельности и большую
направленность на общение,

причем
малосодержательное.

Агрессивные
подростки характеризуются крайней
самооценкой (либо максимально

Читайте также:  Анамнестическая карта развития ребенка примеры

положительной,
либо максимально отрицательной),
повышенной тревожностью,

страхом
перед широкими социальными контактами,
эгоцентризмом, неумением

находить
выход из трудных ситуаций.

Данные
многочисленных исследований показывают,
что подростки с низкой

самооценкой
подвержены депрессивным тенденциям.
Причем одни исследования

выявили,
что низкая самооценка предшествует
депрессивным реакциям или

является
их причиной, а другие – что депрессивный
аффект проявляется сначала,

а
затем инкорпорируется в низкую самооценку.

Известно,
что, начиная примерно с 8 лет, дети активно
проявляют способность к

оценке
своей успешности в разных областях.
Наиболее значимыми из них

оказываются
пять критериев: школьная успеваемость,
внешность, физические

способности,
поведение и социальное принятие. Однако
в подростковом возрасте

школьная
успеваемость и поведение становятся
важны для оценки родителей, а

три
другие — для сверстников (Реан А.А.,2001,
с.363).

В
результате анализа изученной литературы
мы определили понятие Я-концепции,

охарактеризовали
её структурные компоненты (когнитивный,
аффективный,

поведенческий)
в соответствии с работой Р. Бернса
«Развитие Я-концепции и

воспитание».
При раскрытии содержания стадий развития
личности от рождения и

до
подросткового возраста, мы опирались
на теорию психосоциального развития

человека
Э.Эриксона. Далее нами были выделены
факторы, оказывающие

непосредственное
влияние на формирование Я-концепции
подростков, а именно:

поведение
родителей (стиль семейного воспитания),
роль значимых других,

взаимосвязь
самооценки с социально-психологическим
статусом ребёнка, связь

самооценки
с педагогической оценкой. Нами также
были рассмотрены некоторые

особенности
Я-концепции в подростковом возрасте,
которые мы учитывали при

создании
программы тренинга личностного роста
для старших подростков.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере Я-концепции, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности.

Я-концепция подростка отличается своими ярко выраженными, важными изменениями. Именно поэтому существует мнение, что Я-концепция, или самосознание впервые появляется у подростка. Хотя на самом деле она является очередной, возможно самой значимой в психическом развитии личности, стадией Я-концепции, которая формируется на основе накопленного в предыдущие периоды эмоционального, познавательного и регулятивного опыта Я-концепции, ставшего своеобразным резервом ее дальнейшего развития [12].

Подростковый возраст — это второй критический период (после кризиса 3-х лет) в психическом развитии ребенка, существенный для генезиса самосознания. С развитием познавательной способности сознания ребенка, расширением сферы его деятельности самосознание приобретает новые свойства и существенно меняется в подростковом возрасте [18].

Впервые к исследованию самосознания подростка в советской психологии с новых методологических позиций обратился Л.С. Выготский [19, 20, 21]. Процесс становления самосознания Л.С. Выготский рассматривает в русле своей культурно-исторической концепции и с точки зрения положения об интериоризации внешних действий.

Согласно Выготскому, самосознание — это социальное сознание, перенесенное вовнутрь, а память — та основа, которая сохраняет целостность самосознания, неразрывность и преемственность отдельных его состояний. При анализе самосознания подростка он реализует важнейший методологический принцип психологии — принцип развития. Самосознание подростка Л.С. Выготский рассматривает, не только как феномен его личности и сознания, а как момент развития личности подростка, обоснованный биологически и социально подготовленный всей предшествующей его историей. В организации нервной системы заложены возможности самосознания, но для того чтобы эти возможности были реализованы, необходимы соответствующие психологические и социальные изменения [22, с.33].

В самом общем виде развитие Я-концепции (самосознания) подростка выглядит так. Вначале это просто накопление представлений о самом себе. В связи с этим происходит все большое узнавание себя, все более обоснованное и все более связное. Затем, по мере обобщения этих представлений, происходит их интериоризация. Дальнейшая интеграция самосознания подростка приводит его к осознанию себя в единстве всех проявлений, к осознанию своей особенности, оригинальности, наконец, появляется способность суждения в отношении себя и самооценки своей личности [20].

На предыдущих стадиях развитие самосознания осуществляется стихийно, детерминируется в основном внешними объективными факторами, преимущественно без включения самого субъекта в этот процесс. На данной онтогенетической стадии наряду с сохранением стихийной линии развития самосознания, появляется еще одна, не менее существенная линия, которая предполагает активную работу самого субъекта в его становлении. Впервые в развитии личности отдельные проявления самосознания — самонаблюдение, самопознание, самоотношение, саморегулирование деятельности и поведения становятся необходимыми потребностями личности. Они в свою очередь стимулируются стремлением к самовоспитанию, к целенаправленному изменению себя в связи с осознанием каких-либо собственных психологических несоответствий с внешними требованиями, идеалами, нравственными образцами. Острая актуализация потребности в процессах самосознания происходит под влиянием сильных эмоциональных переживаний, жизненных коллизий, связанных с осознанием нежелательного отношения к себе со стороны окружающих, особенно для него значимых [20].

Биогенетическая психология выводила рост самосознания и интереса к собственному «Я» у подростков непосредственно из процессов полового созревания. Половое созревание, скачок в росте, нарастание физической силы, изменение внешних контуров тела и т.п. действительно активизируют у подростка интерес к себе и своему телу [23].

Физиологические изменения в пубертате требуют построения нового телесного «Я». Новый образ тела ускоряет смену психологических позиций, которую совершает подросток, а наступление физиологической зрелости, ставшее очевидным и для самого подростка, и для окружающих, делает невозможным сохранение детского статуса. Ощущение развития себя телесного фиксирует внимание подростка на теле и занимает сферу его мыслей и чувств. Физические ощущения, соединяясь с социальными ожиданиями, формируют сложную гамму переживаний [24].

В то же время подросток начинает ощущать наполненность своего тела энергией, придающей ему особое чувство, — ощущение того, что он обладает жизненной силой, что он живое существо. В этот период жизни возникает предощущение того, что что-то должно случиться.

Ощущение энергетики своего тела придает подростку особое ощущение жизни, которое запоминается человеком на все последующие годы.

В этот период чувствования становятся особенно острыми. Неожиданные чужеродные прикосновения вызывают физическое напряжение, иногда брезгливость и резкое отторжение.

В то же время прикосновения привлекательных для подростка существ становятся особенно ценимыми и желанными.

Особое значение для подростка обретает его лицо. Отроки смотрят на себя в зеркало значительно чаще и пристальнее, чем это делают дети. «Кто Я?» «Какой Я?» «Какова мера моей привлекательности?» — постоянно задаваемые вопросы. Подросток внимательно рассматривает свое изменившееся лицо: волосы, брови, лоб, нос, глаза, губы, подбородок. Все подвергается ревизии, которой сопутствуют тревога, неуверенность в себе и одновременно надежда на свою привлекательность.

Идентификация со своим новым обликом — трудный для подростка процесс [18].

Восприятие человеком своей внешности (смотрение в зеркало) — это начало перехода «пассивной составляющей рефлексии» — восприятие самого себя в активную ее фазу, создание образа «Я» [12].

Подростку предстоит в сфере развития его Я-концепции приспособиться к своему телесному, физическомуоблику. От отрицания себя телесного через кризисные переживания и подвиги физического самосовершенствования он должен прийти к принятию уникальности своей телесной оболочки и принять ее как единственно возможное условие своего материального бытия. Это многотрудный путь, который при всей заботе, любви и понимании близких подросток проходит сам [24].

Читайте также:  Методы исследования развития психики ребенка

Примерно в 12 лет у подростков возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит в раннем юношеском возрасте (15-16 лет) к становлению относительно устойчивого представления о себе как цельной личности [23].

Открытие своего внутреннего мира — радостное и волнующее событие. Но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» не совпадает с «внешним» поведением, актуализируя проблему самоконтроля.

Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении [23].

Важнейший стимул в возникновении у подростка размышлений о себе — его потребность занимать уважаемое положение в кругу сверстников и стремление найти близких товарищей, друга. Часто он начинает думать о себе в процессе размышлений о взаимоотношениях с кем-то из товарищей, об особенностях привлекательного сверстника. Очень важно, что именно сверстник выступает в качестве объекта сравнения с собой и образца, на который подросток равняется. При такой ориентации создаются оптимальные условия для продуктивности процесса сравнения, а тем самым и для осознания и оценки собственных особенностей, для самовоспитания, потому что подростку легче сравнивать себя со сверстником (чем со взрослым) и видеть собственные недостатки и успехи. К началу подросткового возраста дети лучше и правильнее осознают и оценивают собственные особенности, связанные с учебной деятельностью. С возрастом представление о себе расширяется и углубляется, возрастает самостоятельность в суждениях о себе. Однако у многих подростков самооценка положительных качеств завышена и уровень притязаний выше реальных возможностей [25].

Чрезвычайно важный компонент самосознания — самоуважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего наличного и идеального [12].

Столь же важно в отрочестве пройти правильный путь в отношении к своему имени. В кругу семьи и сверстников подросток слышит разное к себе обращение: это и ласкательное, детские имена и нежные прозвища, но это и клички, порой беспощадно оценивающие его индивидуальные свойства или вовсе обесценивающие его личность. Именно в подростковом возрасте отроку предстоит отстаивать свои притязания на признание, утверждая себя через свое собственное имя.

Подростки проходят сложные социальные инициации в отношении своего имени. Депривируя ценностное отношение к именам друг друга, подростки «круто» отстаивают свое право на приемлемое обращение к себе по имени с должным уважением и соответствием нормам культуры социального окружения. Соответствующее обращение по имени есть показатель социального признания, которое проще регулировать, чем другие притязания [18].

Также следует выделить такой аспект Я-концепции как психологическое время подростка. Подросток живет в настоящем времени, но для него большое значение имеют его прошлое и будущее — область предполагаемого, т.е. Я-настоящее, Я-прошлое и Я-будущее. Мир его понятий и представлений переполнен не оформленными до конца теориями о самом себе и о жизни, планами на свое будущее и будущее общества [12].

Мир подростка насыщен идеальными настроениями, выводящими его за пределы обыденной жизни, реальных взаимоотношений с другими людьми.

Если младшие дети имеют дело в основном с настоящим, с тем, что существует «здесь и сейчас», то представления подростка распространяются на сферу возможного будущего. Подросток постепенно начинает брать на себя позиции взрослого. Объектом самых важных его размышлений становятся будущие возможности, связанные с ним лично: выбор профессии, ориентировка на супружество, стремление уметь взаимодействовать с социальными группами, гораздо менее конкретными и определенными, чем семья или друзья, такими, как государство, страна, город, профессиональные и прочие группы, религиозные объединения и другие [23].

Именно в данный период (с 12-13 до 15-16 лет) начинает проявляться тенденция к личностному развитию, когда сам подросток, рефлексируя на себя, прилагает усилия к становлению себя как личности [25].

Рассматривая проблему развития Я-концепции обязательно нужно выделить то, что в подростковом возрасте проявляется актуализация восприятия себя самостоятельным субъектом, которая выражается в появлении «чувства взрослости».

Чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Чувство взрослости становится центральным новообразованием подросткового возраста [18].

Развитие социальной взрослости есть становление готовности ребенка к жизни в обществе взрослых как полноценного и равноправного члена. Этот процесс предполагает развитие не только объективной, но и субъективной готовности, которая необходима для усвоения общественных требований к деятельности, отношениям и поведению взрослых, поскольку именно в процессе овладения этими требованиями развивается социальная взрослость [9].

Чувство взрослости может возникать в результате осознания и оценки сдвигов в физическом развитии и половом созревании, которые очень ощутимы для подростка и делают его более взрослым объективно и в собственном представлении. Другие источники чувства взрослости — социальные. Чувство взрослости может рождаться в условиях, когда в отношениях со взрослыми подросток объективно не занимает положения ребенка, участвует в труде, имеет серьезные обязанности. Ранняя самостоятельность и доверие окружающих делают ребенка взрослым не только в социальном, но и субъективном плане.

Чувство взрослости формируется у подростка и тогда, когда к нему относятся как к равному товарищи, которых он считает намного старше себя. Ощущение собственной взрослости может рождаться и в результате установления сходства по одному или нескольким параметрам между собой и человеком, которого подросток считает взрослым (в знаниях, умениях, в силе, ловкости, смелости) [25].

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на то что Я-концепция начинает развиваться еще в детстве, самым важным этапом в ее развитии является подростковый возраст. В период после рождения до подросткового возраста накапливаются психические резервы, которые подведут Я-концепцию к важнейшей ее генетической форме в подростковом возрасте.

Подростковый этап генезиса Я-концепции для развития личности особенно значителен, поскольку именно на данной стадии оно поднимается на качественно новую ступень, знаменующую начало его зрелости. Другим становится взаимоотношение генезиса Я-концепции и общего психического развития личности. Теперь Я-концепция не просто отражает особенности формирования личности, но и сама значительно влияет на весь процесс дальнейшего ее становления. Поэтому подростковая стадия Я-концепции будет определять не только пути последующего ее развития, но и в большей степени психическое развитие личности в целом.

Источник