Развитие интереса ребенка к предмету

Развитие интереса ребенка к предмету thumbnail

Ксения Белкина
Школа родителей дошкольника «Как развить познавательный интерес у ребенка?»

Как развить познавательный интерес у ребенка?

Любите эту жизнь и научите любить ее своих детей, открывайте вместе с ними новые возможности и горизонты, живите разнообразно и интересно, так, чтобы Ваши дети смогли сказать Вам слова,которые сказала одна маленькая девочка своей маме: «Мамочка, спасибо тебе за то, что ты меня родила».

Родители среднестатистического ребенка-дошкольника за день слышат несчетное количество вопросов.Всевозможные: «как?», «зачем?» и «почему?» постоянно присутствуют в детском лексиконе. Малышу интересно узнавать что-то новое, а задача взрослых — всячески поддерживать и поощрять интерес к познанию, даже если придется столкнуться с небольшими трудностями. Почему это важно? Да потому, что чем выше у ребенка будет уровень познавательной активности в дошкольном возрасте, тем лучше у него будут результаты учебы в школе и тем более целостным, творческим и интеллектуальным человеком он станет в будущем. Опытные педагоги в дошкольных учреждениях уделяют немало времени развитию полноценного познавательного интереса у детей, однако, решающее влияние на развитие личности ребенка оказывает семья.

Скажите, нет скуке. Пусть жизнь вашей семьи будет разнообразной. Посещайте музеи, выставки, театры, кинотеатры, планетарии и зоопарки. Участвуйте во всевозможных конкурсах, ходите в гости, общайтесь с другими семьями или просто гуляйте по городу. Новые положительные ощущения наполнят жизнь малыша разноцветными красками, его кругозор станет значительно шире, он научится получать извне новую информацию и образы, научится формулировать свои ощущения в словесную форму и значительно расширит свой словарный запас.

Осваивайте новые знания. Для детей дошкольного возраста существует множество занимательных материалов, включающих в себя игры и упражнения интересного характера. Всевозможные методики,позволят Вам развить познавательный интерес у Вашего малыша в той или иной области. Не бойтесь сделать что-то не так. Покажите детям, что изучение нового – это не просто полезно, а еще безумно интересно и захватывающе!

Изучайте мир с помощью экспериментов и наглядных пособий. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, гласит народная пословица, и мы с ней в который раз согласимся. Учитесь играя. Знания полученные при игре эффективны, чем те, которые получены с помощью зубрежки. Они придадут ребенку уверенность в себе и своих возможностях.

Учите детей самостоятельно находить нужную информацию и принимать решения. Когда ребенок задает Вам вопрос, не спешите отмахиваться. Даже если Вы не знаете ответ или сильно заняты, вернитесь к этому вопросу чуть позже. Откройте вместе с ребенком книгу или энциклопедию, найдите ответ на вопрос малыша и обсудите его вместе с ним. Вообще, чаще обращайтесь к книгам – пусть ребенок знает, что в них можно найти ответы на многие вопросы. Таким образом, он станет увереннее в своих силах и постепенно сможет сам находить ответы на возникшие вопросы. Каждая прочитанная страничка, каждый полученный ответ повышают дальнейший интерес ребенка к знаниям и снижают уровень тревожности, дети перестают бояться совершать ошибки, что в школьном возрасте даст неизменно положительный результат.

Не пытайтесь изменить детей, все равно они будут похожи на Вас. Меняйтесь сами. Замечали ли Вы, что часто дети в семьях увлекаются тем же, чем и их родители?Отсюда вывод: если хотите, чтобы Ваш ребенок занимался спортом – занимайтесь спортом сами, хотите, чтобы любил плавать – полюбите плавание, а если Ваше любимое занятие часами просиживать в интернете, то не удивляйтесь, что ребенку ничего в этой жизни не интересно, кроме компьютера. Дети – это наше отраженье. В будущем, у них появятся свои увлечения и хобби, а пока что они очень ориентированы на нас, своих родителей и то, что другие мы в них сейчас заложим, в будущем обязательно даст ростки.

Развитие интереса у ребенка – дело тонкое. В процессе воспитания ребенка у родителей возникает множество вопросов. Некоторые ответы– Вам подскажет интуиция и сама жизнь. Как бы ни было, следует понимать, что поддержание интереса у детей во многом зависит от взрослого человека. Вспомните, как в школе Вам нравился тот или иной предмет, поскольку учитель мог его интересно преподать и наоборот. Поэтому обязательно обращайте внимание на педагогов, которые работают с Вашими детьми. Увлекательный и творческий подход к изложению материала наверняка вызовет детский интерес, а любовь к ребятишкам умножит этот интерес в несколько раз!

Рекомендации для родителей.

Занимательные игры и материалы для развлечения ребенка дома.

1. Рисование – отличный способ занять ваше чадо. Дайте ему краски, карандаши, ДЛИННУЮ ЛЕНТУ СТАРЫХ ОБОЕВ и ребенок нарисует все, на что его фантазия способна. Раскраски не меньше рисования увлекают малыша.

2. Можно попросить отсортировать предметы в коробке. Например, бобовые – в одну миску, пуговицы – в другую.

5. Оказывается, прищепки нужны не только для сушки белья. Это замечательные игрушки для вашего ребенка, которые развивают силу рук. Можно вырезать из картона ежика, солнышко, рыбку… и пусть украшает их прищепками. Довольно интересное занятие.

6. Делаем домик. Для этого используем стульчики, стол и покрывала. Удовольствий будет море!

7. Берем ненужную бумагу и предлагаем порвать ее на мелкие кусочки, а потом собрать все в коробку или бутылку (очень полезное занятие, развивает силу рук) .

8. Тоннель для любого транспорта (сворачиваем коврик и пускаем в этот тоннель транспорт) .

9. Если вы хлопочите на кухне, используйте продукты питания для развлечения и развития ребенка. Кусочек теста прекрасно заменяет пластилин, но выглядит более привлекательным в глазах ребенка, если мама в этот момент тоже возится с тестом.

Соль, насыпанная на небольшой поднос, позволит ребенку рисовать небольшие картинки.

Игры с мелкими предметами (горох, семечки) помогут развить тонкую моторику. Ребенок может составлять из них узоры, сортировать по цвету или размеру, складывать в коробочки.

10. Можно заранее покрыть стеклянную бутылочку тонким слоем пластилина и предложить ребенку сделать вазу, украшенную рисом, гречкой, горохом, арбузными семечками, ягодами рябины и проч.

11. Изготавливаем печатки. Для изготовления печаток годятся пробки, четвертушки картофелины, поролон, пенопласт и др.

12. Нанизываем «бусы». Макароны или бельевые прищепки (а если есть, то и ракушки, крупные деревянные или пластмассовые бусины) очень удобно нанизывать на ботиночные шнурки с твердыми наконечниками.

14.Пуговицы:

— смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать (игра развивает внимание, восприятие) ;

— складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше (игра развивает зрительно-моторную координацию, моторику рук) ;

— положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. п. (игра развивает внимание) ;

-выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью,например: красная- белая- красная- белая. Предложите ребенку продолжить (игра развивает внимание, мышление) .

15.Спички:сложите конфигурацию из спичек: лесенку, домик, стульчик, букву. Попросите ребенка сделать так же.

16.Проволока:предложите ребенку скрутить фигуры, буквы или цифры.

17. Детям постарше нравится вырезание из старых журналов. Из всего вырезанного можно сложить красивую композицию, которую можно наклеить на картон.

18. Магнит тоже может увлечь вашего ребенка. Можно поставить магнит под бумагу, а монетку — на бумагу. Пусть двигает монетку по бумаге.

19. Можно предложить из крупных цветных скрепок сделать различные силуэты, длинную цепочку для машинки или бусы для куклы.

20. Можно сделать свои собственные деньги. Монетки кладем под бумагу и лучше мягким карандашом раскрашиваем поверх монеты. Затем предложить вырезать свои нарисованные деньги.

СОВЕТЫ:

1. Старайтесь все игрушки не держать в поле зрения детей. Спрячьте и давайте их по мере надобности. Тогда ребенок немного позабудет о своей старой игрушке и будет играть с ней с большим интересом.

2. Если ребенок не хочет убирать за собой игрушки, то ему можно предложить сделать змею из старых (можно нейлоновых) колготок, впихивая в них именно эти игрушки. Чем больше таких змей, тем будет более интересней.

Источник

Развитие интереса ребенка к предмету

Ребёнок, который учится увлечённо, без принуждения — заветная мечта родителей. Но на практике так происходит далеко не всегда. Образовательный сайт ЛогикЛайк делится советами, как развить познавательный интерес у детей дошкольного и школьного возраста.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Как происходит процесс познания у детей

Под фразой «ребёнок хорошо учится» часто подразумевают «хорошо усваивает информацию», то есть накапливает и точно воспроизводит её. Но сколько в этой идее живого интереса ребёнка?

Психолог, создатель теории когнитивного развития Жан Пиаже заметил, что дети не пассивно перенимают идеи, а самостоятельно их создают. Так, дошкольники активно изучают всё окружающее, а затем начинают строить свою модель мира — рисуют портреты родителей, делают дом из кубиков, придумывают имена для игрушек.

Развитие интереса ребенка к предмету

Митчел Резник, профессор Массачусетского технологического института разработал теорию «спирали обучения». Он считает, что в обучении ребёнок проходит шесть естественных стадий: вообрази — сделай — испытай — поделись — обдумай — вообрази.

Развитие интереса ребенка к предмету

Например, ребёнок хочет построить замок. Он представляет, каким высоким будет здание, какого цвета будутстены (стадия «вообрази»). Затем начинается сама постройка замка («сделай»). Ребёнок хочет сделать больше комнат, достроить ещё одну башню («испытай»). Позже он показывает друзьям постройку и дети начинают играть вместе («поделись»). Если башня рассыпается, придётся задуматься, как сделать её более устойчивой («обдумай»). Ребёнок получил определённый опыт, в результате рождаются новые идеи. Не построить ли стену вокруг замка? А, может быть, слепить из пластилина человечков и поселить их внутри крепости («вообрази»)?

Таким образом, обучение продолжается, но каждый раз на новом уровне. Через исследование и активную игру ребёнок реализует свои идеи, а затем обдумывает и дорабатывает результат.

Как сделать так, чтобы процесс познания не останавливался

1. Выбирайте игрушки, которые можно трансформировать

При покупке игрушек обращайте внимание не только на встроенные функции (подсветка, встроенная мелодия, скорость передвиженияи т. д.), но и насколько разнообразно с ней можно играть.

Развитие интереса ребенка к предмету

Ребёнок способен превратить в игрушку любой предмет или материал. Не ограничивайтесь роботами и конструкторами. Используйте материалы для поделок: отлично стимулируют творчество картон, пластилин, кубики, природные материалы.

Каждый раз, когда ребёнок находит необычное применение известным материалам, он учится по-новому смотреть на вещи, уходит от шаблонного мышления.

Позаимствуйте идею из вальдорфской педагогики: в этой школе приветствуются самодельные игрушки с минимальным количеством деталей. В зависимости от фантазии вашего ребёнка деревянный брусок будет машиной, телефоном или выдуманным зверьком.

2. Записывайте идеи ребёнка

Если ребёнок что-то строит, придумывает, предложите ему документировать идеи. Например, заведите блокнот, в котором отражайте стадии проекта. Или помогите ребёнку вести собственный блог, где он будет размещать свои стихи или рисунки. Так вы поддержите его начинания и сможете наблюдать за прогрессом.

Развитие интереса ребенка к предмету

Подобный блокнот или блог пригодится, чтобы делать полезные записи на будущее. Периодически предлагайте ребёнку пересмотреть его — вдруг там найдётся интересная, но давно забытая идея, которая ждала своей реализации.

3. Поменяйте отношение ребёнка к школьным предметам

Если вашему ребёнку трудно даются школьные предметы, помогите ему выйти за пределы учебников. Поменяйте отношение к учёбе — сделайте её увлекательной.

Не нравится химия? Проделайте вместе химические опыты. Ребёнок скучает на уроках математики? Сходите с ним на квест или предложите решить нестандартные головоломки.

Развитие интереса ребенка к предмету

На сайте ЛогикЛайк дети и взрослые развивают логику в увлекательном формате. У нас более 3500 задач, пошаговое обучение и сертификаты по окончанию курса. Мы учим размышлять, работать с информацией и думать нестандартно.

4. Поощряйте эксперименты и не концентрируйтесь на ошибках

Креативность и стремление пробовать новое — естественное состояние детей. Это подтверждает знаменитый «Зефирно-макаронный поединок» (Marshmallow and Spaghetti Challenge).

Задача команды — за восемнадцать минут построить башню из сухих спагетти, верёвки, липкой ленты и кусочков зефира. Оказалось, что выпускники детских садов лучше справляются с этой головоломкой, чем студенты бизнес-школ.

Взрослые начинают работу с детального плана, как строить башню, и времени на саму постройку не остаётся. Дети сразу пробуют: делают простую устойчивую конструкцию, а в оставшееся время достраивают её.

Развитие интереса ребенка к предмету

Конечно, родителям приходится обозначать некоторые границы и правила поведения. Но делайте это разумно. Не подавляйте инициативу и не ругайте, если всё же допущена ошибка. Говоря словами психолога Людмилы Петрановской, «ошибки — это показатель того, что ребёнок учится».

5. Задавайте вопросы

Если вы видите, что ребёнок неправильно решает задачу, не спешите критиковать и сразу сообщать ответ. Подтолкните его к размышлениям наводящими вопросами: «А почему ты решил сделать таким образом?», «Объясни мне, как получился такой ответ?» Дайте ребёнку возможность самостоятельно заметить свои ошибки, если они есть.

6. Делитесь своими рассуждениями

Часто родители и учителя предпочитают давать ребёнку быстрый ответ и неохотно делятся ходом своих рассуждений.

Рассказывайте детям, как вы мыслите, когда решаете задачу. Говорите, с помощью каких ассоциаций учите новые английские слова. Используйте подручные материалы, чтобы объяснить непонятную тему.

Развитие интереса ребенка к предмету

Например, эту задачу можно быстро обяснить с помощью набора кубиков.

Важно, чтобы ребёнок понял, что мышление требует усилий, но это увлекательный процесс. Так у него появится привычка анализировать свои мысли и действия.

Помните, что задача родителя и учителя — не «приучить заниматься» через силу, а задать направление и создать благоприятную среду. Тогда любознательность ребёнка проявится естественно, и результаты не заставят себя ждать!

Источник

Воспитатель Карпенко Л.В.

Консультация для родителей: «Как развить познавательный интерес у ребенка?»

hello_html_6ccd976e.png

«Интерес» в переводе с латинского языка означает «иметь важное значение»; это то, что побуждает человека к деятельности, определяет его отношение к предмету. Важно чтобы родители умели определить наличие (или отсутствие) у ребенка познавательного интереса, без которого невозможно успешное обучение.

Существует ряд показателей, которые свидетельствуют о наличии познавательного интереса у детей:
— стремление к углубленному изучению предмета;
— регулярное самостоятельное пополнение знаний в этом направлении;
— активное накопление необходимых для этого способов познания;
— умение преодолевать возникающие во время учебы трудности;
— умение сосредоточить внимание на основном;
— заинтересованность (о чем свидетельствует множество возникающих у детей вопросов) и инициативность во время работы;
— эмоционально-познавательные, непосредственно мотивированные отношения детей к самой учебной деятельности;
— стремление творчески использовать свободное время.

Родители должны знать условия, при которых обеспечивается возникновение и развитие у детей познавательных интересов. К ним относят:
1. Богатство и разнообразие чувственного опыта.
2. Понимание общественной и личной значимости приобретенных знаний.
3. Существование положительной эмоциональной атмосферы во время учебы.
4. Творческий характер деятельности, сложность и посильность заданий.
5. Владение приемами познавательной деятельности.
6. Сформированность волевой сферы у ребенка.

Как же развивать познавательные интересы у детей? Прежде всего — через общение со взрослыми. Нужно чаще ходить с сыном или дочерью на природу, рассказывать о чудесах окружающего мира — как движутся облака, как маленькое зернышко становится хлебом и т. д. Посещение театров, выставок, музеев вместе с детьми — обязательное условие развития их познавательных интересов. Очень важно делать все вместе с детьми: смотреть телепередачи, читать и обсуждать книги, обязательно выписывать и читать хоть одно детское периодическое издание.
Часто родители не могут правильно ответить на все детские «почему?». Но от них ни в коем случае нельзя отмахиваться. Задача взрослых — не просто точно ответить ребенку на его вопрос, а понять причину его интереса к тому или иному явлению и показать пути применения полученных знаний.
Уничтожающим фактором для развития познавательного интереса является однородность. Элементы же занимательности, наоборот могут выступать как первоначальный толчок к возникновению познавательного интереса. Вызывая удивление, занимательность снимает напряженность, создает опору для эмоциональной памяти, облегчает выполнение задания, создавая ситуацию успеха, что способствует работоспособности ребенка.
Очень важно развивать у маленького ребенка потребность в получении знаний. Это достигается различными методами. Рассмотрим наиболее эффективные. Например, дочь не хочет читать. Не надо ее заставлять, лучше дайте ей возможность побыть в роли учителя. Поручите научить читать куклу. Девочка с удовольствием возьмет в руки книгу, посадит рядом куклу и будет «учить», приобретая в этот момент навык чтения. Можно перенести ситуацию усвоения знаний (умений) на фантастическую планету, придумать необычное существо и ее глазами попробовать вместе с ребенком увидеть предмет, который изучается, следовательно, разнообразить привычный процесс познания.
Для активизации познавательной деятельности младшего школьника желательно чаще создавать ситуации, будто бы вы что-то забыли или не знаете. Можно вообще умышленно сделать ошибку в размышления или в практическом действии. Учащиеся должны исправить «ошибку» и доказать правильность собственных рассуждений.
Не меньшую роль играет общение со сверстниками. Если у детей общие увлечения, то совместная деятельность и обмен мнениями увеличивают круг их интересов.
Родители должны привлекать ребенка к разнообразным видам деятельности, чтобы избежать ограниченности его интересов. Но не надо стремиться записать сына или дочь сразу в несколько кружков или секций. Важно, чтобы занятия по интересам приносили ребенку удовольствие, пробуждали в нем интерес к знаниям.

Список литературы:

  1. Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон «Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада» «Радуга», Москва «Просвещение» , 2010

  2. Урунтаева Г. А. «Дошкольная психология», М., «Академа», 2001.

  3. Волостникова А.Г. «Познавательные интересы и их роль в формировании личности», М., 2014.

Источник