Развитие интереса к музыке у ребенка дошкольника

Развитие интереса к музыке у ребенка дошкольника thumbnail

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Эгамбердиева Я.Э.

Звагольская Ю.В. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Интерес есть стремление к определенной деятельности.

По самой своей природе он динамичен, активен,

отсутствие деятельности и интерес — это полное противоречие. П.Ф. Каптерев

Во многих программах дошкольного образования выявлена необходимость формирования у детей ценностного отношения к окружающему миру посредством музыкального искусства. В ходе переосмысления многих аспектов социально-культурного развития общества и места в нем личности возникает возможность пересмотреть ряд проблем, которые связаны с музыкальным воспитанием детей дошкольного возраста, а именно проблему интереса к музыке.

Изучение проблемы интереса следует начать, прежде всего, с анализа различных определений «интереса», данных в научной литературе. В «Словаре русского языка» Ожегова С.И «интерес» связан с проявлением внимания к привлекательным или значительным явлениям.

В «Российской педагогической энциклопедии» понятие «интерес» трактуется с точки зрения познавательной направленности личности, как форма проявления познавательной потребности, предполагающей осознание целей деятельности. Интерес является стимулом приобретения знаний, расширения кругозора и способствует более полному отражению действительности.

М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова указывали, что «интерес» охватывает большое количество процессов. В теории обучения понятие интерес рассматривается как условие успешности педагогической работы (А.П. Усова,

А.В. Запорожец, К.Д. Ушинский, Т.С. Комарова, Н.Г. Морозова,

В.А. Сухомлинский, Г.И. Щукина и другие). Ученые отмечают огромное влияние интереса на качество учения, а плохое усвоение знаний связывают напрямую с отсутствием интереса и неумением педагогов пробудить его.

Известный российский психолог С.Л. Рубинштейн писал, что интерес является предпосылкой и результатом обучения. С одной стороны интерес служит средством повышения эффективности педагогической работы, а с другой — главной целью и задачей обучения.

В трудах Комаровой Тамары Семеновны говорится, что интерес способствует возникновению творческих проявлений ребенка и стимулирует развитие навыков художественной деятельности.

К числу важнейших проблем всех времен остается проблема воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста. В трудах Ветлугиной Н.А., Выготского Л.С, Кабалевского Д.Б, Кенеман А.В, А.Н. Леонтьева, Н.А. Метлова, В.И. Петрушина, О.П. Радыновой, Б.М. Теплова, Р.М. Чумичевой, В.Н. Шацкой и других подчеркивается важность и необходимость приобщения к культурному наследию детей с дошкольного возраста.

В трудах Апресян Г.З., Киященко Н.И, Лейзеров Н.Л интерес выступает базисным компонентом музыкально-эстетического сознания и отражает субъективное эстетическое отношение к музыке, основанное на эмоциональных и интеллектуальных проявлениях.

Ю.Б. Алиев среди задач музыкального образования дошкольников называл воспитание интереса к музыке, развитие эмоциональной сферы, становление социальнохудожественного опыта и приобщение к «золотому» музыкальному фонду [2; 57].

Разрабатывая вопросы обучения детей пению и развития певческих способностей, Стулова Г.П. отмечает, что процесс обучения пению будет воспитывающим и развивающим только при условии развития у детей положительного эмоционального отношения к процессу обучения и наличия интереса к данному виду музыкальной деятельности.

О.П. Радынова рассматривает интерес в структуре музыкально-эстетического сознания дошкольников. По ее утверждению, развитие данного качества ведет к формированию музыкальной культуры в целом. Одним из результатов воспитания интереса к музыке она называет приобретение ребенком первоначальных ценностных ориентации и развитие эстетического отношения к музыкальному искусству.

Интерес к музыке имеет динамичный характер. Интерес направляет психическую активность личности на интеллектуально и эмоционально значимые для него объекты. Существенной педагогической проблемой является изучение динамики интересов, их появление и угасания.

Появление интереса к музыке может быть вызвано внутренними переживаниями ребенка. В процессе музыкального развития ребенок является объектом и субъектом воспитания со всем присущим ему своеобразием. Исследователи связывают возникновение интереса к музыке у детей с состоянием удивления вызванного новизной услышанного, увиденного.

В учебно-воспитательном процессе развитие интереса определяется:

1. содержанием музыкального воспитания; 2. комплексом педагогических условий;

3. мастерством педагога.

При правильном педагогическом руководстве музыкальные интересы закладываются в раннем дошкольном возрасте. Но они кратковременные и неустойчивые, проявляются в виде эмоциональной отзывчивости на музыку. А в старшем дошкольном возрасте интересы сохраняют эмоциональный характер при возрастающей устойчивости и осознанности.

Музыкальные интересы дошкольника формируются по мере приобретения им музыкального опыта. Формирование и развитие музыкального опыты дают основу для ориентирования в традиционных музыкальных стилях и для восприятия интонаций. Умение выявлять жанровую основу и понимать эмоциональносодержательное назначение средств музыкальной выразительности позволяет предчувствовать движение музыки. Восприятие музыки основано на узнавании знакомого в незнакомом [11; 192].

Для развития интереса к музыке важно и накопление эмоционального опыта. Музыка является неким носителем эмоциональной информации. Содержание эмоционального опыта ребенка включает в себя непосредственные эмоциональные реакции на конкретное музыкальное произведение, способность произвольно восстанавливать в памяти уже пережитые чувства. Через сопереживание произведений музыкального искусства и освоения музыкального выражения ребенок приобретает опыт эмоционального общения. Накопление эмоционального опыта ведет к развитию эмоционального компонента интереса и влияет на становление личности ребенка, в общем.

Успешность решения задач формирования интереса к музыке у ребенка старшего дошкольного возраста предопределяется содержанием музыкального воспитания. Долгое время основным требованием к музыкальным произведениям были идеологическая направленность и дидактизм. В современном детском саду стало необходимо создавать условия, в которых ребенок научится слышать музыку и находить в ней нечто для себя привлекательное. Успешность музыкального развития дошкольника зависит, прежде всего, от того, произведет ли на него музыка впечатление, заинтересует его или вызовет, наоборот, отрицательную реакцию и эмоции [6; 101].

Читайте также:  Ребенок в год общее развитие

Комарова Т.С. рекомендует при отборе художественных произведений ориентироваться на их ценность, для того чтобы помочь детям раскрыть мир прекрасного. Тамара Семеновна отмечает, что произведения должны вызывать у дошкольника эмоциональный отклик.

Гродзенская Н.Л. призывала учитывать художественную ценность и возможность активного усвоения. Она писала, что при слушании классических произведений, у ребенка постепенно вырабатывается умение ценить подлинно художественное произведение, умение отличать их от произведений нехудожественных».

На основе анализа методической, музыковедческой и научной литературы можно сделать вывод, что накопление музыкально-интонационного и эмоционального опыта восприятия является главным условием формирования интереса к музыке, а также поддержание интереса к музыке зависит от доступности музыкального материала пониманию слушателя (дошкольника).

Изучив труды отечественных и современных ученых, следует выделить педагогические условия формирования интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста.

  1. Развитие интереса к музыке дошкольников должно опираться на классический репертуар, который несет в себе всю полноту жизненных и духовных ценностей и включающий музыку разных стилей и жанров. При подборе репертуара важно помнить и о возрастных особенностях старших дошкольников.

  2. Развитию интеллектуального компонента интереса и осознанию образного содержания музыки способствует художественное слово. Например, высказывания педагога и дошкольников о музыкальном произведении. Использование слова в развитии интереса к музыке может рассматриваться как:

  • метод словесного и полихудожественного уподобления характеру музыкального звучания. В рамках данного метода образное слово применяется как эмоционально-выразительное пояснение, определение характера музыки, отражающее смену настроений и интонаций;

  • способ настраивания на восприятие музыки.

  1. Применение игровых методов и приемов также способствует проявлению интереса у детей. Специфика музыкальной игры заключается в том, что дошкольник переживает игровую ситуацию, анализирует и выстраивает свое отношение к происходящему, опираясь на собственный чувственный опыт.

Игровой сюжет может выстраиваться как сказка или путешествие. Среди приемов активизации игровой деятельности можно использовать пластическое интонирование, создающее соисполнение музыки [8; 88].

  1. Целенаправленное использование различных видов искусств в учебновоспитательном процессе, что комплексно воздействует на чувства, мысли и представления ребенка. Живопись, литература стимулируют художественное творчество подрастающей личности и формируют понятия о красоте. Синтез искусств должен представлять собой соединение в интересах усиления образной выразительности, взаимодополнения различных искусств. Соединение искусств может осуществляться на основе одного художественного замысла и создавать условия для открытия нового в произведениях искусства, стимулировать возникновение ярких эмоций, творчество воображения и мышления [8; 58].

Таким образом, интерес — это формирующееся личностное качество. Оно развивается на основе эмоциональной отзывчивости на музыку и проявляется у дошкольника тогда, когда музыкальное звучание имеет для ребенка личностный смысл. Музыкальный интерес выступает в роли регулятора музыкальной деятельности. Развитие интереса в дошкольном возрасте может послужить предпосылкой становления элементов музыкально-эстетического сознания

(эстетическая потребность, вкус, представления о красоте).

Список литературы

  1. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука,

2014. 183 с.

  1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Владос, 2002.

  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина. М.: Просвещение, 1981.

  3. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики [Текст].

  4. Глушков В.М. Изд. 2-е. М.: Наука, 1987.

  5. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст]: учеб. для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / О.П. Радынова, А.И. Катинен, М.Л. Палавандашвили. М., 1998.

  6. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа музыкального развития дошкольников [Текст] / О. П. Радынова. М.: МИГУ, 1997.

  7. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. [Текст] / под ред. Л.А. Венгера / науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Аккад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1986.

  8. Свириденко С.С. Современные информационные технологии [Текст] /

С.С. Свириденко. М.: Радио и связь, 1989.

  1. Советов Б.Я. Информационная технология [Текст] / Б.Я. Советов. М.: Высшая школа, 1992.

  2. Торшилова Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3 – 7 лет (теория и диагностика) [Текст] / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. Екатеренбург: Деловая книга, 2001.

Источник

Яна Лебедикова
Консультация «Развитие интереса к музыке у ребенка»

О положительном влиянии музыки на человека проведено множество исследований, представлено большое количество доказательств, написано бессчетное количество статей.

Многие родители желали бы, чтобы их ребенок стал чуточку умнее, а главное счастливее и удачливее не только своих сверстников, но и собственных родителей.

Тем не менее, не все еще знают о том, что занятия музыкой повышают интеллектуальные способности детей в среднем до 40%!

Музыку любят все, от мала до велика. Но даже те папы и мамы, которым хорошо известна польза от уроков музыки, стараются избегать темы о музыкальном образовании. Наоборот, они тщательно ищут другие способности у своего ребенка и стараются загрузить его иными видами активности. Почему?

Потому что большая часть из них либо сами не посещали уроков музыки в детстве, либо у них остались неприятные воспоминания о самом процессе обучения – их вынуждали это делать в угоду их же родителям.

Читайте также:  Мадоу центр развития ребенка детский сад 104 бэлэкэч

В наш век информации, родители и учителя музыки обеспокоены тем, что большое количество детей начинают и в скором времени оставляют уроки музыки. Однажды начав музыкальное образование ребенка, и не достигнув цели, выбрасывается куча средств, человеческих нервов и времени, которые могли быть инвестированы с большей пользой в другом направлении.

Но самое интересное, взрослые не делают даже попыток выяснить настоящую причину потери детского интереса. На вопрос «Почему прекратились музыкальные занятиязвучит практически стандартный ответ: «Ребенок сам не захотел, у него появились другие увлечения».

Весь процесс обучения в глазах неопытных родителей (и даже некоторых учителей музыки) выглядит очень сложно. И, это действительно так и есть, потому что они сами его усложняют!

Отсутствие элементарных и необходимых знаний о музыкальном образовании у родителей, в корне тормозит интеллектуальное развитие их собственных детей.

Неужели папы и мамы должны учить музыкальную грамоту и приобретать различные исполнительские навыки и приемы так же, как и их дети? Не волнуйтесь, для успешного обучения вашего ребенка в этом нет никакой необходимости. Речь идет совершенно о другом.

В основе любого образования, лежит, в первую очередь, интерес. Интерес – вот главное ключевое слово, о котором в ежедневной рутине так часто забывают родители и учителя музыки. Чтобы в самом начале у ребенка появился интерес к урокам музыки, не требуется большого труда – хорошая музыка в хорошем исполнении сама сделает свое дело, а вот чтобы сохранить и поддерживать его долгие годы, требуются целенаправленность, терпение, и, несомненно, специальные знания.

Для развития интереса к музыке необходимо создать дома условия, музыкальный уголок, где бы ребёнок послушать музыку, поиграть в музыкально – дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах.

Музыкальный уголок лучше расположить на отдельной полке или столе, чтобы у ребёнка был подход к уголку. Какие именно инструменты должны быть в уголке? Металлофон, триола, детская флейта, можно приобрести детскую органолу. В детском саду уже в средней группе мы учим играть на металлофоне простейшие мелодии. Хорошо иметь дома и деревянные ложки, т. к. простейшими навыками игре на ложках дети овладевают уже в младшей группе.

Музыкальный руководитель всегда с удовольствием готов дать консультацию родителям, как правильно играть на тех или иных инструментах.

Очень хорошо, если вы приобретёте диски из комплекта по слушанию в детском саду, а также «детский альбом» П. И. Чайковского. «В пещере горного короля» Грига, музыкальные сказки «Золотой ключик», «Бременские музыканты».

Советуем приобрести для детей «Музыкальный букварь» Ветлугиной, «Нотная азбука для детей» Кончаловской.

Можно приобрести портреты композиторов, познакомить с музыкой. В музыкальном уголке могут быть музыкальные игры, которые помогут детям закрепить пройденный материал.

Родителям рекомендуем читать детскую литературу о музыке: «Myзыка-детям» со ст. Михеева, «Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества» Шацкой.

Источник

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ  

Музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад №5»

Цветкова Ирина Владимировна

Музыкальное искусство имеет  большое воспитательное значение для  формирования духовной сферы,  эстетических вкусов и потребностей человека. В.А Сухомлинский  говорил: «Музыка, мелодия, красота музыкальных  – важное средство нравственного и  воспитания человека, источник благородства сердца и  души. Музыка открывает людям глаза на  природы, нравственных отношений, труда. Благодаря  в человеке пробуждается представление о  величественном, прекрасном не только  в ющем мире, но и в  себе»[4].

В дошкольном учреждении дети должны не   учиться  практическим музыкальным умениям, в том  и слушанию музыки, но и  необходимые знания о музыке,   достойные внимания сведения о жизни и  выдающихся композиторов прошлого и настоящего, а  наиболее   ярчайших особенностях музыкальных произведений, предлагаемых  для слушания. Одному из важных  в развитии музыкального восприятия связана с  детей  к классической музыке.

Интерес имеет огромную побудительную силу, так как под его воздействием возникает стремление узнать новое,  и углубить  собственные познания об интересующем предмете, активно  их в различных видах деятельности.

Осмысленное слушание музыки – один из наиболее  и развивающих видов музыкальной  работы, в процессе которого  малыши  и учатся  слушать и слышать музыку, эмоционально воспринимать и анализировать ее.  музыку, они получают  существенно больше впечатлений,  нежели в других видах музыкальной  Крупный ученый и музыковед В. В.  отмечал, что в процессе слушания   «развивается музыкальное восприятие – мышление» –  музыкальная способность, необходимая для любого вида  Методически   верно организованное слушание музыки на  музыки, внеурочных мероприятиях различные приемы активизации музыкального восприятия  развитию интересов, музыкальных способностей и  проявлений детей, что, в конечном  воспитывает их музыкальную  культуру.

Основной целью процесса слушания музыки является развитие музыкального восприятия, воспитание музыкальной культуры; приобщение детей к шедеврам мировой классики с самого начала обучения музыке и т.д.

В процессе осмысленного слушания, музыкального восприятия решаются следующие задачи:

1. Формирование эмоционального отношения к музыке на основе восприятия (развитие эмоциональной отзывчивости, эмоционального проникновения в образы звучащего материала, мотивация слушать и исполнять музыку и т.д.);

Читайте также:  Реферат на тему развитие способностей у ребенка

2. Формирование осознанного отношения к музыке (приобретение навыка осознанного восприятия произведений; умение использовать музыкальные познания; формирование способности не только чувствовать, но и понимать музыку, характер музыкальных образов, логику их развития, приблизиться к осознанию идейной основы сочинения, жизненности его содержания);

3. Формирование деятельно-практического отношения к музыке не только лишь в процессе ее восприятия, но и в процессе исполнения даже небольших фрагментов музыкальных произведений.

Для развития интереса у детей к классической музыке в МАДОУ «Детский сад №5» применяются следующие технологии работы, которые в свою очередь включают в себя разделы:

1 раздел – создание благоприятных условий для знакомства с произведениями классической музыки;

2 раздел – расширение и обогащение у детей музыкально-слухового опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями;

3 раздел – выработка способов отображения итогов восприятия в разнообразных видах художественно-творческой деятельности;

4 раздел –  объединение процесса по самостоятельному отображению восприятия в различных видах деятельности – игровой, двигательной, художественной.

1. Создание благоприятных условий для знакомства с произведениями классической музыки включало следующие направления работы:

— создание музыкального центра для слушания музыки;

— поощрение потребностей ребенка в эмоционально ярких и всевозможных переживаниях;

  • обеспечение воли выражения своих чувств и переживаний через слушание классической музыки и передачу их в творческих видах деятельности;
  • учет музыкальных предпочтений преподавателей и родителей;
  • разработка репертуара в соответствии с возрастом и условиями детского сада, в который входят произведения классической музыки всех эпох и должен быть приемлем для детей и высокохудожественен.

Для решения поставленных задач в нашем саду было составлено перспективное планирование по слушанию классической музыки, в котором определены темы, репертуар, цели и задачи.

2. При расширении и обогащении у детей музыкально-слухового опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями были использованы следующие направления работ:

  • восприятие, для привлечения внимания к слушанию музыки, настроя на восприятие;
  • дифференцированное восприятие, уточнение представления, различение отдельных эпизодов в произведении;
  • понимания выразительной роли отдельных средств и повторное восприятие для закрепления представлений о прослушанной музыке.

Музыкальное произведение прослушивается  на нескольких занятиях, на каждом из которых ставится определенная цель и соответственно выбираются методы и приемы.

Слушание музыки как вид музыкальной деятельности складывается из следующих действий:

– слушание произведений, специально предназначенных для данного вида деятельности;

– слушание в процессе разучивания  танцев, пьес для детского оркестра;

– слушание с целью определения свойств  звука в дидактических играх.

Произведения для слушания чаще всего используются в других видах музыкальной деятельности: в пении, в игре на детских музыкальных инструментах, в движениях. Например, знакомство с произведение Шостаковича «Вальс-шутка» осуществляется через игру на детских музыкальных инструментах.  Прослушивая произведение Чайковского «Марш солдатиков» дети с легкостью передают характер в движении.

В 3 разделе происходит выработка способов отображения итогов восприятия в разнообразных видах художественно-творческой деятельности.

При работе с детьми проводятся интегрированные и тематические занятия. Интегрированные занятия объединяют музыку, рисование, живопись, поэзию. Поэтому такие занятие являются одни из наиболее любимых для детей. Задача таких занятий – отображение детьми на рисунках свои музыкальные впечатления, после прослушивания произведения. К рисованию приступаем когда дети достаточно хорошо познакомились с произведением.

Музыкальное восприятие формируется не только на занятиях. Помимо прочего  в детском саду проводятся различные тематические концерты, дети слушают музыкальные произведения в группах во второй половине дня.

4 раздел — объединение процесса по самостоятельному отображению восприятия в различных видах деятельности – игровой, двигательной, художественной.

Педагоги включают музыку в часы тихих игр и свободного рисования. Нередко основа музыкальных произведений, становится основой для организации сюжетно-ролевых игр и развлечений.

Анализ эстетического воспитания детей осуществлялся при помощи наблюдения за детьми во время музыкальных занятий, тематических праздниках, кружка хореографии «Азбука танца».

Проанализировав результаты, мы  выявили положительные тенденции в художественно-эстетическом воспитании детей. Они выражаются в том, что:

– дети стали более увлеченно слушать и воспринимать классическую музыку; у детей появилось произвольное внимание, умение концентрироваться  и настраиваться на прослушивание.

– их выражения об эмоциональном и образном содержании музыки стали более адекватными;

– они научились внимательно рассматривать картины живописи и составлять словесное описание картины;

– стали расcпознавать теплые и холодные цвета красок, подбирать их к прослушанной музыке и применять в своих рисунках;

– находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку при помощи детских музыкальных инструментов.

Итак, с нашей точки зрения, художественно-эстетическое воспитание ребенка формируется успешнее с учетом возрастных особенностей детей, в которых возможно интегрирование различных видов деятельности. Основным коэффициентом является эмоциональная отзывчивость, поскольку она передает интерес ребенка к классической музыке, эмоциональное переживание, стремление выразиться в других видах деятельности.

Список использованной литературы

  1. Алиев, Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (От детского сада — к начальной школе)/ Ю.Б.Алиев. Воронеж: НПО «МОДЕК», 2008.-352с.
  2. Ветлугина, H.A. Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А.Ветлугина.- М.: Просвещение, 2001,- 240с.
  3. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] : учеб. для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / О. П. Радынова, А. И. Катинен, М. Л. Палавандашвили. — М., 1998.
  4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.

Источник