Развитие и рост ребенка в педагогике

Рост ребенка и его развитие (статья + формулы + таблицы)

Рост, длинна тела — один из важнейших показателей физического развития ребенка. Именно поэтому при рождении ребенка фиксируется не только его вес, но и рост. В последующем при развитии ребенка по изменению, прежде всего его роста можно будет судить о том, как он развивается. Именно рост будет потом определять уровень его физического развития, тогда как масса тела, будет говорить о гармоничности или не гармоничности развития ребенка.

Обычно длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения. Допустимые пределы колебаний ± 4 см. В норме рост ребенка (средняя длина при рождении 50-54 см) в течение 1-го года жизни увеличивается на 25 см (16-17 см в первые 6 мес. жизни и около 8 см в последующие 6 мес.).

В течение 2-го года жизни отмечается уменьшение скорости роста ребенка — рост увеличивается на 10-12 см в течение года.

На 3, 4 и 5-м годах жизни увеличение роста происходит относительно равномерно около 6-8 см в год.

С 5-го по 10-й год жизни (до пубертатного периода) рост увеличивается в среднем на 5-6 см в год.

Подростковый период характеризуется значительным увеличением скорости роста. Он начинается в возрасте около 10 лет у девочек и 12 лет у мальчиков:

  • Ускорение роста у мальчиков начинается в возрасте между 13-15 годами. В течение этого времени рост увеличивается на 20-25 см, 10 из которых приходится на год наибольшего его ускорения.
  • У девочек ускорение роста начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков, и почти заканчивается к 13 годам; в год максимальной скорости роста этот показатель достигает 8 см.

После этого пика скорость роста замедляется, и к возрасту 18 лет у девочек он почти заканчивается, у мальчиков — к 20 годам.

Факторы, влияющие на рост

  • Генетические факторы: определяют пределы биологического потенциала роста ребенка, а так же темпы роста. Они очень тесно связаны с внешнесредовыми факторами, влияющими на рост.

    • То есть, если родители ребенка низкорослые, то вероятность невысокого роста у ребенка также довольно велика, но при благоприятных внешних условиях — хорошем питании, отсутствии заболеваний, негативно сказывающихся на росте, благоприятном социальном и эмоциональном фоне в семье, можно рассчитывать на значительно больший рост у ребенка, по сравнению с его родителями. В этом отношении очень показателен пример — Было установлено, что африканское племя пигмеев имеет такой маленький рост только из-за недостатка белка в рационе. При переводе детей пигмеев на богатый белками рацион они вырастали чуть ли не в 2 раза выше своих родителей.
    • Также установлено, что благоприятное воздействие на рост ребенка, вопреки его неутешительной генетике, оказывают специальные физические упражнения, с помощью которых можно стимулировать зоны роста длинных трубчатых костей и позвоночника, увеличивая темпы роста.
  • Внешнесредовые факторы. К ним относятся:

    • Повреждающие воздействия во время внутриутробного развития или после родов, нарушающие рост и развитие. Они могут быть химической, физической, иммунологической природы или являться результатом инфекции.
    • Факторы питания, влияющие на рост (полноценные белки, соли, микроэлементы, витамины и др.), могут быть тесно связаны с социально-экономическими факторами.
    • Социальные и эмоциональные факторы, которые могут изменять ростовой потенциал, включают положение ребенка в семье, характер его взаимоотношений с родителями, воспитания, индивидуальные интересы и потребности родителей.

Таким образом, рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния на него многих факторов, как генетических, так и внешнесредовых.

Нормы роста

Важность оценки роста ребенка, делает очень актуальным вопрос о том, какие цифры роста являются нормальными для ребенка в том или ином возрасте, а так же, какие цифры позволяют заподозрить те или иные отклонения в развитии. Наиболее простым и общедоступным способом определения норм роста являются формулы. Они просты в обращении и любой человек, не имея медицинского образования, может ориентировочно определить соответствуют ли норме цифры роста его ребенка.

Рост ребенка первого года жизни можно оценить по формуле:

  • Для детей младше 6 мес: 66см — 2см х n, где n — число месяцев до 6мес; то есть, если ребенку, например, 4мес, то по формуле получается: 66см — 2см х 2 = 62см — это средний рост, который должен быть у ребенка в 4 месяца.
  • Для детей старше 6 мес: 66см + 1,5см х n, где n — число месяцев после 6мес; то есть, если ребенку 10мес, то по формуле его рост, в среднем, должен быть 66см + 1,5см х 4 = 72см.

Рост детей старше года:

  • Для детей младше 8лет: 130см — 7см х n, где n — число лет до 8; то есть, если ребенку 6лет, то его приблизительный рост должен быть 130см — 7см х 2 = 116см
  • Для детей старше 8лет: 130см +5см х n, где n-число лет после 8; например, ребенку 11лет, его приблизительный рост должен быть 130см + 5см х 3 = 145см

Таким образом, с помощью нехитрых расчетов можно определить, соответствует ли ростовые показатели ребенка средневозрастным нормам. Правда, возникает вопрос, как считать, если ребенку, скажем, 4 года и 3 месяца. Считать по формуле на 4 года или на 5 лет. В данном случае, следует осуществлять расчет на возраст 4 года, так как возраст ближе к 4.

В целом, метод определения норм роста по формулам, имеет некоторую погрешность. Поэтому существует более точный метод определения уровня роста, а соответственно уровня физического развития ребенка. Это метод центильных таблиц. С их помощью можно определить уровень роста ребенка. Не смотря на кажущуюся сложность метода, на самом деле он очень прост. Взгляните на центильную таблицу для мальчиков:

Таблица составляется по статистическим данным роста мальчиков всех представленных в ней возрастных групп. Находится строка, соответствующая возрасту ребенка и сопоставляется его фактический рост с представленными значениями в таблице. Если рост попадает в интервал 25%-75% , можно говорить о том, что он средний. Интервал 10% — 25% — рост ниже среднего, 75%-90% — рост выше среднего, 3%-10% — низкий рост, 90%-97% — высокий рост, до 3% — очень низкий рост, свыше 97% — очень высокий рост.

Центильная таблица для девочек:

©

Источник

« ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ УЧАЩИХСЯ

КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА;

 разработка программ личностного роста для обучающихся, имеющих отклонения в развитии, из социально неблагополучных семей»

Подготовила:

учитель начальных классов

Кистол Л.И

«Личностный рост учащихся как цель и результат педагогического процесса»

Личностный рост – своеобразный выход за рамки уже достигнутого.

Личностный рост – это поиск самого себя и реализация. Это движение вперед, навстречу к своему предназначению. Это постоянное самосовершенствование и саморазвитие личности. Это ежедневные победы над собой, над своими страхами и другими отрицательными эмоциями. Личностный рост – это путь к счастью и успеху.

     Личностный рост есть развитие ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность.

Задачи для учителя:

1.Создавать оптимальные условия для личностного роста.

2.Стимулировать  ученика на пути к самосовершенствованию и саморазвитию.

3. Воспитывать  самостоятельность.

 Оценивая результаты через категорию личностного роста, необходимо подчеркнуть  значимость для воспитания позитивной динамики развития личности (то есть развития ценностного отношения ребенка к людям, своему отечеству,  учебному труду и т.д.), а не соответствия ее какому-либо эталону, стандарту, норме (быть непременно гуманистом, патриотом, творцом и вундеркиндом). Такой подход позволяет оценить усилия даже плохо воспитанного ребенка стать чуть лучше, не причисляя его к разряду «анормальных», «девиантных» детей.

    Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности. Воспитание с опорой на положительное наиболее полно и последовательно раскрывается в формуле А. С. Макаренко:

«К человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться».

Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является  выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка: «Запуск механизма самостроительства личности»

— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

     Контроль и оценка уровня усвоения учащимися содержания образования является составной частью учебно-воспитательного процесса. При проведении проверки и оценки учебной деятельности учащихся осуществляется «обратная связь», учитель получает информацию о состоянии этой учебной деятельности. Оценивается также опыт творческой деятельности. Однако, используя только такой подход, учитель не всегда может в полной мере оценить уровень компетентностей учащихся и их личностный потенциал. На помощь приходит рейтинговая система оценки, которая осуществляется по четырем показателям: учеба и творческие достижения; ответственность и инициатива в учебной работе. Но и она не в силах показать зачастую дремлющие в ученике способности и возможности. В условиях образовательного процесса нашей школы  учителя начальных классов обратились к такой актуальной форме оценивания личных результатов как портфолио. Данная форма оценивания школьника помогает не только дополнить традиционную оценку, но и стать стимулом для личностного развития ребенка. Как известно, существует два вида мотивации достижения – мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи. У каждого ученика преобладает тот или иной вид мотивации. Портфолио достижений позволяет скорректировать отношение к своим достижениям и настроить ребенка на мотивацию успеха, т.к. фиксирует и представляет только лучшие результаты его деятельности.

Любая работа детей – большой труд, и цену ее результата в виде документов портфолио ученики хорошо знают.

Наполнение портфолио не стало для ребят самоцелью, с его помощью дети становятся более уверенными в себе и получают поддержку от своих одноклассников.

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио — это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

Цели формирования портфолио:

Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

   Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) — комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.

В последнее время все больше сторонников приобретает метод проектов.Использование проектной технологии позволяет:

  • Затрагивать личность ученика целиком и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения;
  • Делать ученика активным действующим лицом в учебном процессе, Создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; дети должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом;
  • Предусматривает все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.

Работа по созданию проекта есть процесс творческий. Дети самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения личностно-значимой для них проблемы, что предполагает самостоятельный перенос знаний, навыков и умений в новую ситуацию.

Конечный продукт всегда имеет «материальное» выражение: коллаж, альбом, рисунки, тексты разного характера, в том числе сборники стихов, сказок; инсценировки, выставки, утренники, спектакли и др. Выполняя проектную деятельность, каждый ученик, даже самый слабый и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и творчество, активность и самостоятельность.

Проектная работа- один из современных методов, используемый при обучении.

Ученые подтверждают: человек запоминает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, но 90% того, что делает сам.

Проектная работа главным образом основывается на поисковой творческой деятельности учеников для повышения их мотивации, а также на использовании ножниц и клея. Проектная работа позволяет учащимся применить знания, полученные от учителя и из учебника без списывания готовых ответов, потому что задания проектов всегда требуют фантазии и их творческого решения.

    Например, для проекта в 1 классе «Математика вокруг нас» учащиеся подбирали материалы для создания проекта (картинки, стихи, пословицы, загадки, составляли короткие рассказы).А для проекта по математике «Орнамент на посуде» во 2 классе находили разные виды народных промыслов и историю их возникновения.

     На более продвинутом этапе характер проектной работы меняется в сторону применения большей степени исследовательской деятельности учащихся, на использование дополнительных источников, наблюдении и исследовании. Это развивает не менее важную функцию: прививает привычку к самообразованию, способности находить и обрабатывать информацию, навык выводить свои собственные умозаключения.

Положительное, что дают проекты:

  • Значительное повышение мотивации и интереса в обучении
  • Развитие навыков самообразования и независимости от учителя;
  • Активизация всех видов восприятия и памяти;
  • Вовлечение в деятельность всех учащихся в классе с разными учебными способностями;
  • Поощрение детского творчества и изобретательности;
  • Развитие чувства работы в команде и взаимодействия;

Таким образом, проектная работа способствует активизации резервных возможностей каждой личности, что и является задачей при интенсивном подходе и отражает главное положение интенсивной методики:

  • Обучение должно быть радостным и ненапряженным;
  • Обучение следует осуществлять на сознательном и несознательном уровнях;
  • В обучении следует применять обычно неиспользуемые резервы сознания с целью повышения результативности обучения.

     Работать в классе с учащимися, разными по способностям и развитию, учитывать возрастные, личностные и другие особенности в целом и каждого учащегося отдельно, следить за информацией новинок методической литературы, опытом работы коллег, пытаясь  на своих уроках пробовать и применять то новое, что позволяет учащимся реализоваться как личностям в условиях коллективных форм обучения вот что позволит учителю работать на ученика и его успех. И позволит стать учителю успешным.

     За последние 5 лет мы сталкиваемся с проблемой, когда в школу приходят дети с низким уровнем умственного развития, «плохой» памятью, из социально- неблагополучных семей. Родители этих детей совершенно не заинтересованы в получении их детьми качественного образования.  Возможно эти родители совершенно не понимают, что высокие достижения в учебе нужны не школе, а им лично- для дальнейшего получения образования их детьми , реальной возможности вырваться из социального неблагополучия, бедности. Учителю необходимо на родительских собраниях, личной беседе, консультациях мотивировать  родительскую общественность на высокие достижения их детей, убеждать, объяснять, требовать, добиваться  поддержки с их стороны. Разработка программ личностного роста каждого ученика должна стать первостепенной задачей прежде всего родителей под контролем и информированием со стороны учителя. Нужно научить родителя составлять такие программы.  

    Что же представляет собой Программа личностного роста отдельного ученика? С чего начать составлять данную программу?

Во- первых, необходимо дать оценку уровня личностного роста по 17  показателям: Включить презентацию. Таблицу заполняют родители,  учитель и ученик под руководством учителя.

Выявив проблемные участки при оценке личностных качеств, мы определяем  детей в группы:

  1. С высокими показателями. (подготовка к олимпиадам, конкурсам, можно на уроках давать задания повышенной сложности, задания исследовательской направленности).
  2. Со средними показателями, им нужна консультация, их деятельность нужно направлять для улучшения некоторых показателей.
  3. Это дети, имеющие низкие результаты по всем показателям в учебной деятельности ( с низким уровнем развития, мотивации к учению и т.д.)

  Обучающиеся, отнесенные к 3 группе, требуют от учителя особого внимания. Прежде всего необходимо пригласить родителей на беседу в группе или индивидуально, огласить результаты мониторинга на начало учебного года и составить план (программу) дальнейшего образовательного маршрута,  поставить цель перед родителями и их детьми, определить задачи повышения уровня (внимания, памяти, усидчивости и др.), определить конкретные мероприятия, дела, выполнение заданий.

   По истечение полугодия необходимо провести снова мониторинг, найти изменения в лучшую или худшую сторону,  сделать корректировку в программе вместе с родителем и учеником, ведь это личностный рост, и прежде всего в результатах работы должны быть заинтересованы родители и ребенок как личность. В конце учебного года мониторинг повторить для 2 и 3 группы учащихся, отметить их достижения и поставить задачи на следующий учебный год. Возможно, учитель даст домашнее задание на лето с промежуточным контролем отдельных показателей 3 раза за лето. В начале следующего учебного года провести вводный мониторинг с теми же показателями и продолжить реализацию программы личностного роста.

   Программу учитель, родитель с ребенком могут составлять в произвольной форме в виде плана необходимых мер, мероприятий, с обязательными сроками выполнения этих мероприятий. Конечно, повышение успеваемости ребенка, его ответственности за свою работу, реальные успехи, желание учиться должны быть стимулом для дальнейшего совершенствования деятельности учителя, родителей и прежде всего самого ребенка. Необходима система работы, родители должны почувствовать повышенное внимание и заинтересованность  со стороны учителя. Портрет выпускника начальной школы, описанный в  ФГОС, должен быть для школы, учителя, ученика ориентиром в работе.

Источник