Развитие и рост ребенка в педагогике
Рост, длинна тела — один из важнейших показателей физического развития ребенка. Именно поэтому при рождении ребенка фиксируется не только его вес, но и рост. В последующем при развитии ребенка по изменению, прежде всего его роста можно будет судить о том, как он развивается. Именно рост будет потом определять уровень его физического развития, тогда как масса тела, будет говорить о гармоничности или не гармоничности развития ребенка.
Обычно длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения. Допустимые пределы колебаний ± 4 см. В норме рост ребенка (средняя длина при рождении 50-54 см) в течение 1-го года жизни увеличивается на 25 см (16-17 см в первые 6 мес. жизни и около 8 см в последующие 6 мес.).
В течение 2-го года жизни отмечается уменьшение скорости роста ребенка — рост увеличивается на 10-12 см в течение года.
На 3, 4 и 5-м годах жизни увеличение роста происходит относительно равномерно около 6-8 см в год.
С 5-го по 10-й год жизни (до пубертатного периода) рост увеличивается в среднем на 5-6 см в год.
Подростковый период характеризуется значительным увеличением скорости роста. Он начинается в возрасте около 10 лет у девочек и 12 лет у мальчиков:
- Ускорение роста у мальчиков начинается в возрасте между 13-15 годами. В течение этого времени рост увеличивается на 20-25 см, 10 из которых приходится на год наибольшего его ускорения.
- У девочек ускорение роста начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков, и почти заканчивается к 13 годам; в год максимальной скорости роста этот показатель достигает 8 см.
После этого пика скорость роста замедляется, и к возрасту 18 лет у девочек он почти заканчивается, у мальчиков — к 20 годам.
Факторы, влияющие на рост
- Генетические факторы: определяют пределы биологического потенциала роста ребенка, а так же темпы роста. Они очень тесно связаны с внешнесредовыми факторами, влияющими на рост.
- То есть, если родители ребенка низкорослые, то вероятность невысокого роста у ребенка также довольно велика, но при благоприятных внешних условиях — хорошем питании, отсутствии заболеваний, негативно сказывающихся на росте, благоприятном социальном и эмоциональном фоне в семье, можно рассчитывать на значительно больший рост у ребенка, по сравнению с его родителями. В этом отношении очень показателен пример — Было установлено, что африканское племя пигмеев имеет такой маленький рост только из-за недостатка белка в рационе. При переводе детей пигмеев на богатый белками рацион они вырастали чуть ли не в 2 раза выше своих родителей.
- Также установлено, что благоприятное воздействие на рост ребенка, вопреки его неутешительной генетике, оказывают специальные физические упражнения, с помощью которых можно стимулировать зоны роста длинных трубчатых костей и позвоночника, увеличивая темпы роста.
- Внешнесредовые факторы. К ним относятся:
- Повреждающие воздействия во время внутриутробного развития или после родов, нарушающие рост и развитие. Они могут быть химической, физической, иммунологической природы или являться результатом инфекции.
- Факторы питания, влияющие на рост (полноценные белки, соли, микроэлементы, витамины и др.), могут быть тесно связаны с социально-экономическими факторами.
- Социальные и эмоциональные факторы, которые могут изменять ростовой потенциал, включают положение ребенка в семье, характер его взаимоотношений с родителями, воспитания, индивидуальные интересы и потребности родителей.
Таким образом, рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния на него многих факторов, как генетических, так и внешнесредовых.
Нормы роста
Важность оценки роста ребенка, делает очень актуальным вопрос о том, какие цифры роста являются нормальными для ребенка в том или ином возрасте, а так же, какие цифры позволяют заподозрить те или иные отклонения в развитии. Наиболее простым и общедоступным способом определения норм роста являются формулы. Они просты в обращении и любой человек, не имея медицинского образования, может ориентировочно определить соответствуют ли норме цифры роста его ребенка.
Рост ребенка первого года жизни можно оценить по формуле:
- Для детей младше 6 мес: 66см — 2см х n, где n — число месяцев до 6мес; то есть, если ребенку, например, 4мес, то по формуле получается: 66см — 2см х 2 = 62см — это средний рост, который должен быть у ребенка в 4 месяца.
- Для детей старше 6 мес: 66см + 1,5см х n, где n — число месяцев после 6мес; то есть, если ребенку 10мес, то по формуле его рост, в среднем, должен быть 66см + 1,5см х 4 = 72см.
Рост детей старше года:
- Для детей младше 8лет: 130см — 7см х n, где n — число лет до 8; то есть, если ребенку 6лет, то его приблизительный рост должен быть 130см — 7см х 2 = 116см
- Для детей старше 8лет: 130см +5см х n, где n-число лет после 8; например, ребенку 11лет, его приблизительный рост должен быть 130см + 5см х 3 = 145см
Таким образом, с помощью нехитрых расчетов можно определить, соответствует ли ростовые показатели ребенка средневозрастным нормам. Правда, возникает вопрос, как считать, если ребенку, скажем, 4 года и 3 месяца. Считать по формуле на 4 года или на 5 лет. В данном случае, следует осуществлять расчет на возраст 4 года, так как возраст ближе к 4.
В целом, метод определения норм роста по формулам, имеет некоторую погрешность. Поэтому существует более точный метод определения уровня роста, а соответственно уровня физического развития ребенка. Это метод центильных таблиц. С их помощью можно определить уровень роста ребенка. Не смотря на кажущуюся сложность метода, на самом деле он очень прост. Взгляните на центильную таблицу для мальчиков:
Таблица составляется по статистическим данным роста мальчиков всех представленных в ней возрастных групп. Находится строка, соответствующая возрасту ребенка и сопоставляется его фактический рост с представленными значениями в таблице. Если рост попадает в интервал 25%-75% , можно говорить о том, что он средний. Интервал 10% — 25% — рост ниже среднего, 75%-90% — рост выше среднего, 3%-10% — низкий рост, 90%-97% — высокий рост, до 3% — очень низкий рост, свыше 97% — очень высокий рост.
Центильная таблица для девочек:
©
Источник
« ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ УЧАЩИХСЯ
КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА;
разработка программ личностного роста для обучающихся, имеющих отклонения в развитии, из социально неблагополучных семей»
Подготовила:
учитель начальных классов
Кистол Л.И
«Личностный рост учащихся как цель и результат педагогического процесса»
Личностный рост – своеобразный выход за рамки уже достигнутого.
Личностный рост – это поиск самого себя и реализация. Это движение вперед, навстречу к своему предназначению. Это постоянное самосовершенствование и саморазвитие личности. Это ежедневные победы над собой, над своими страхами и другими отрицательными эмоциями. Личностный рост – это путь к счастью и успеху.
Личностный рост есть развитие ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность.
Задачи для учителя:
1.Создавать оптимальные условия для личностного роста.
2.Стимулировать ученика на пути к самосовершенствованию и саморазвитию.
3. Воспитывать самостоятельность.
Оценивая результаты через категорию личностного роста, необходимо подчеркнуть значимость для воспитания позитивной динамики развития личности (то есть развития ценностного отношения ребенка к людям, своему отечеству, учебному труду и т.д.), а не соответствия ее какому-либо эталону, стандарту, норме (быть непременно гуманистом, патриотом, творцом и вундеркиндом). Такой подход позволяет оценить усилия даже плохо воспитанного ребенка стать чуть лучше, не причисляя его к разряду «анормальных», «девиантных» детей.
Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности. Воспитание с опорой на положительное наиболее полно и последовательно раскрывается в формуле А. С. Макаренко:
«К человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться».
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка: «Запуск механизма самостроительства личности»
— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Контроль и оценка уровня усвоения учащимися содержания образования является составной частью учебно-воспитательного процесса. При проведении проверки и оценки учебной деятельности учащихся осуществляется «обратная связь», учитель получает информацию о состоянии этой учебной деятельности. Оценивается также опыт творческой деятельности. Однако, используя только такой подход, учитель не всегда может в полной мере оценить уровень компетентностей учащихся и их личностный потенциал. На помощь приходит рейтинговая система оценки, которая осуществляется по четырем показателям: учеба и творческие достижения; ответственность и инициатива в учебной работе. Но и она не в силах показать зачастую дремлющие в ученике способности и возможности. В условиях образовательного процесса нашей школы учителя начальных классов обратились к такой актуальной форме оценивания личных результатов как портфолио. Данная форма оценивания школьника помогает не только дополнить традиционную оценку, но и стать стимулом для личностного развития ребенка. Как известно, существует два вида мотивации достижения – мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи. У каждого ученика преобладает тот или иной вид мотивации. Портфолио достижений позволяет скорректировать отношение к своим достижениям и настроить ребенка на мотивацию успеха, т.к. фиксирует и представляет только лучшие результаты его деятельности.
Любая работа детей – большой труд, и цену ее результата в виде документов портфолио ученики хорошо знают.
Наполнение портфолио не стало для ребят самоцелью, с его помощью дети становятся более уверенными в себе и получают поддержку от своих одноклассников.
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио — это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Цели формирования портфолио:
Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) — комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.
В последнее время все больше сторонников приобретает метод проектов.Использование проектной технологии позволяет:
- Затрагивать личность ученика целиком и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения;
- Делать ученика активным действующим лицом в учебном процессе, Создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; дети должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом;
- Предусматривает все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.
Работа по созданию проекта есть процесс творческий. Дети самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения личностно-значимой для них проблемы, что предполагает самостоятельный перенос знаний, навыков и умений в новую ситуацию.
Конечный продукт всегда имеет «материальное» выражение: коллаж, альбом, рисунки, тексты разного характера, в том числе сборники стихов, сказок; инсценировки, выставки, утренники, спектакли и др. Выполняя проектную деятельность, каждый ученик, даже самый слабый и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и творчество, активность и самостоятельность.
Проектная работа- один из современных методов, используемый при обучении.
Ученые подтверждают: человек запоминает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, но 90% того, что делает сам.
Проектная работа главным образом основывается на поисковой творческой деятельности учеников для повышения их мотивации, а также на использовании ножниц и клея. Проектная работа позволяет учащимся применить знания, полученные от учителя и из учебника без списывания готовых ответов, потому что задания проектов всегда требуют фантазии и их творческого решения.
Например, для проекта в 1 классе «Математика вокруг нас» учащиеся подбирали материалы для создания проекта (картинки, стихи, пословицы, загадки, составляли короткие рассказы).А для проекта по математике «Орнамент на посуде» во 2 классе находили разные виды народных промыслов и историю их возникновения.
На более продвинутом этапе характер проектной работы меняется в сторону применения большей степени исследовательской деятельности учащихся, на использование дополнительных источников, наблюдении и исследовании. Это развивает не менее важную функцию: прививает привычку к самообразованию, способности находить и обрабатывать информацию, навык выводить свои собственные умозаключения.
Положительное, что дают проекты:
- Значительное повышение мотивации и интереса в обучении
- Развитие навыков самообразования и независимости от учителя;
- Активизация всех видов восприятия и памяти;
- Вовлечение в деятельность всех учащихся в классе с разными учебными способностями;
- Поощрение детского творчества и изобретательности;
- Развитие чувства работы в команде и взаимодействия;
Таким образом, проектная работа способствует активизации резервных возможностей каждой личности, что и является задачей при интенсивном подходе и отражает главное положение интенсивной методики:
- Обучение должно быть радостным и ненапряженным;
- Обучение следует осуществлять на сознательном и несознательном уровнях;
- В обучении следует применять обычно неиспользуемые резервы сознания с целью повышения результативности обучения.
Работать в классе с учащимися, разными по способностям и развитию, учитывать возрастные, личностные и другие особенности в целом и каждого учащегося отдельно, следить за информацией новинок методической литературы, опытом работы коллег, пытаясь на своих уроках пробовать и применять то новое, что позволяет учащимся реализоваться как личностям в условиях коллективных форм обучения вот что позволит учителю работать на ученика и его успех. И позволит стать учителю успешным.
За последние 5 лет мы сталкиваемся с проблемой, когда в школу приходят дети с низким уровнем умственного развития, «плохой» памятью, из социально- неблагополучных семей. Родители этих детей совершенно не заинтересованы в получении их детьми качественного образования. Возможно эти родители совершенно не понимают, что высокие достижения в учебе нужны не школе, а им лично- для дальнейшего получения образования их детьми , реальной возможности вырваться из социального неблагополучия, бедности. Учителю необходимо на родительских собраниях, личной беседе, консультациях мотивировать родительскую общественность на высокие достижения их детей, убеждать, объяснять, требовать, добиваться поддержки с их стороны. Разработка программ личностного роста каждого ученика должна стать первостепенной задачей прежде всего родителей под контролем и информированием со стороны учителя. Нужно научить родителя составлять такие программы.
Что же представляет собой Программа личностного роста отдельного ученика? С чего начать составлять данную программу?
Во- первых, необходимо дать оценку уровня личностного роста по 17 показателям: Включить презентацию. Таблицу заполняют родители, учитель и ученик под руководством учителя.
Выявив проблемные участки при оценке личностных качеств, мы определяем детей в группы:
- С высокими показателями. (подготовка к олимпиадам, конкурсам, можно на уроках давать задания повышенной сложности, задания исследовательской направленности).
- Со средними показателями, им нужна консультация, их деятельность нужно направлять для улучшения некоторых показателей.
- Это дети, имеющие низкие результаты по всем показателям в учебной деятельности ( с низким уровнем развития, мотивации к учению и т.д.)
Обучающиеся, отнесенные к 3 группе, требуют от учителя особого внимания. Прежде всего необходимо пригласить родителей на беседу в группе или индивидуально, огласить результаты мониторинга на начало учебного года и составить план (программу) дальнейшего образовательного маршрута, поставить цель перед родителями и их детьми, определить задачи повышения уровня (внимания, памяти, усидчивости и др.), определить конкретные мероприятия, дела, выполнение заданий.
По истечение полугодия необходимо провести снова мониторинг, найти изменения в лучшую или худшую сторону, сделать корректировку в программе вместе с родителем и учеником, ведь это личностный рост, и прежде всего в результатах работы должны быть заинтересованы родители и ребенок как личность. В конце учебного года мониторинг повторить для 2 и 3 группы учащихся, отметить их достижения и поставить задачи на следующий учебный год. Возможно, учитель даст домашнее задание на лето с промежуточным контролем отдельных показателей 3 раза за лето. В начале следующего учебного года провести вводный мониторинг с теми же показателями и продолжить реализацию программы личностного роста.
Программу учитель, родитель с ребенком могут составлять в произвольной форме в виде плана необходимых мер, мероприятий, с обязательными сроками выполнения этих мероприятий. Конечно, повышение успеваемости ребенка, его ответственности за свою работу, реальные успехи, желание учиться должны быть стимулом для дальнейшего совершенствования деятельности учителя, родителей и прежде всего самого ребенка. Необходима система работы, родители должны почувствовать повышенное внимание и заинтересованность со стороны учителя. Портрет выпускника начальной школы, описанный в ФГОС, должен быть для школы, учителя, ученика ориентиром в работе.
Источник