Развитие хорошего вкуса у ребенка

Ольга Лихачева, психолог
Эстетический вкус — понятие настолько неуловимое, что самостоятельно сложно разобраться, как его сформировать. Психолог Ольга Лихачева, которая специализируется на развитии творческих способностей, рассказала, когда, как, где и зачем формировать эстетическое восприятие у детей.
С какого возраста начинать
Эстетический вкус ребенка можно начинать формировать с первых дней его жизни. При этом в первый год идет косвенное формирование. В этот период родители создают среду, наполняя ее гармоничными, приятными, красивыми предметами и вещами. Каждый родитель, как правило, это делает. Конечно же, не каждый из них, приобретая игрушку или мебель в детскую, думает о том, что это будет формировать эстетический вкус ребенка. Однако, категориями «прекрасно-безобразно» пользуется в момент покупки или в процессе собственного создания чего-либо. Ребенок наблюдает за тем, что его окружает и перенимает опыт родителей. Музыка, которую включают ребенку, тоже играет свою роль. Многие родители включают классические произведения. Есть даже специальные композиции классиков для детей. Можно их использовать. Я предпочитаю оригиналы.
С того момента, как родители начинают говорить с ребенком и обращают его внимание к предметам подобными фразами: «Смотри, какой красивый цветок! Какая гармоничная мелодия! Какая бабочка интересная полетела!», начинается вторая фаза — подготовка к непосредственному формированию эстетического вкуса. В этот период нарочно что-либо создавать тоже не надо.
Детская комната. Источник
Во всем, что окружает ребенка, можно найти красивые или некрасивые предметы.
Непосредственное формирование эстетического вкуса начинается с того момента, когда вы посещаете с ребенком музеи, выставки, театры, рассматриваете книги с репродукциями. Возраст 2,5-3 года — вполне подходящий для этого. Многие начинают еще раньше, кто-то позже. Тут следует исходить от индивидуальных особенностей ребенка. Одни дети с 3 месяцев комфортно себя чувствуют в людных местах, других страшат громкие звуки и большие скопления людей. И есть обязательное условие: если родителю это приносит удовольствие, то и ребенок будет его испытывать. В противном случае — только отторжение.
Рекомендации, как формировать эстетический вкус
Прежде чем пойти с ребенком на какое-либо представление, даже если это будет детский спектакль для его возраста, сходите на небольшое мероприятие в людное место, где будет играть музыка. Если ребенок не капризничает и минут 30 выдерживает — можно смело отправляться в театр и на концерты. Если не выдерживает — значит, повторить через полгода.
Включайте классическую музыку начиная с младенческого возраста. Пока она звучит, можно играть, рисовать, танцевать — творить. Детям 4-5 лет можно предложить нарисовать музыку. Включите композицию, дайте бумагу с фломастерами или красками, и пусть рука танцует по листу в ритм музыке, оставляя интересные переплетения линий.
Читайте стихотворения, сказки и другие литературные произведения с чувством, толком, расстановкой. Можно устраивать театрализованные представления с пальчиковым театром.
Особенно хорошо читать произведения для детей К. И. Чуковского. Многие дети после них начинают сочинять свои стихи или сказки. Записывайте их. Потом можно создать вместе с ребенком книги с его шедеврами. Большой выбор форм самодельных книг найдете в книге Тони Виатровски «Сделай свою книгу».
Разворот «Сделай свою книгу»
После дождя или утром выйдите погулять и рассмотрите травинки, листики с каплями, росинками. Помогите ему увидеть прелесть в капле росы на бутоне, в переплетении трав, в красках заката. Как только вы увидите многогранную красоту окружающего мира и найдете слова, доступные сердцу ребенка, он сам начнет замечать красоту во всем, что его окружает.
Зимой во время снегопада выйдите на прогулку с увеличительным стеклом и листом бархатного картона. Ловите снежинки и рассматривайте их. Каждая снежинка удивительной красоты.
Рассматривайте книги с репродукциями или посещайте выставки. Для детей до 5 лет хорошо подойдут картины в стиле русский лубок. При этом важно не переборщить. Одной картины для одного дня — вполне достаточно ребенку до 7-8 лет. Лучше рассмотреть одну, но внимательно, выискав у нее все самое интересное.
Первые музеи для посещения лучше выбрать детских тематик — музей кукол, детских книг, игрушек. Хорошо посещать выставки с детским творчеством — рисунками, поделками. Рассматривайте работы других детей и находите в них прекрасное.
Позвольте ребенку творить, а себе — восторженно встречать его творчество. Да, первые рисунки-каракули могут показаться совсем не эстетичными. Приглядитесь повнимательнее: во множестве линий, скорее всего, что-то спряталось. Там бывают слоны, собаки, рыбки, уточки, клоуны, люди. А если спросить автора, то там найдется что-то еще.
Оставьте несколько каракулей и периодически их рассматривайте всей семьей. Каждый раз вы будете находить что-то новое. Так будет развиваться креативность и повышаться ценность рисования у ребенка.
Рисуйте! Источник
Предложите ребенку выбрать одежду, которую он сегодня наденет. Для начала достаньте по два варианта каждого наименования. Например, пара кофточек, юбок, колгот, из которых ребенок собирает свой наряд. Ребенок может выбрать как удачное, так и не совсем удачное сочетание цветов.
Поскольку мы только формируем эстетический вкус, то можно подобрать такую одежду, которая в любых комбинациях будет сочетаться. Для детей 4-5 лет эту задачу можно усложнять, добавлять то, что не будет сочетаться. В случае, если ребенок выберет ту вещь, которая не сочетается, обратите его внимание таким способом: «Как думаешь, вот эта футболка будет лучше смотреться с этими шортами?».
Так мы мягко подводим его к пониманию, что одни вещи сочетаются лучше, чем другие.
Развивая одновременно креативность можно устраивать показы мод. Для игры можно брать все интересные вещи старших — шляпы, платки, туфли и прочие предметы. Дети обожают наряжаться, так почему бы не сделать это всем вместе и получить от этого массу радости?
Придумайте на основе этих рекомендаций свои игры с ребенком, и эстетический вкус у него будет сформирован безупречно.
Обложка поста: pixabay.com
Источник
Хотите, чтобы у ваших детей было хорошее чувство прекрасного, но нет сил ходить в школу искусств? Займитесь этим сами, когда есть минутка-другая. Для этого не нужно быть профессором или художником. Поверьте в себя, запасите хорошее настроение и читайте подсказки в статье как это можно сделать семейными силами.
— Мам, это ведь плохая картина? Некрасивая? И дочь показывает мне на то, что увидела. Смотрю и понимаю, что картина и впрямь неудачная, мягко говоря. Композиция кривая, нет объёма, мысли, техника слабая и так далее. Просто некрасиво.
12 советов для развития хорошего вкуса у ребенка
Дочери было пять лет и она не ходила в кружки ИЗО и «развивашки». Честно признаюсь, меня посетило чувство радости и гордости за такое её достижение.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Врождённое, скажете, или угадала, но это не так. Это результат домашнего развития вкуса, которого я не ждала так рано. И это не сложно, если есть желание! Вам не придётся ходить на скучные лекции, изучать толмуды истории искусств и выискивать экскурсии для дошкольников. Кстати, последнее встречается очень редко.
А что же тогда делать? Предлагаю взять на заметку наш путь. Весёлый и не сложный из двенадцати пунктов.
1. Конечно, при случае ходить на выставки и в музеи. Но короткими набегами, с играми и сюрпризами, выбирая всего несколько произведений для изучения. Лучше подготовиться заранее и даже нарисовать секретную карту, скачав с сайта музея план этажей.
2. Устраивать прогулки в красивые места, искренне восхищаться вслух, отмечая что именно вам нравится и почему. Предложить сравнить с другим местом или спросить что напоминают предметы: дверь или скульптура, дерево или фонтан.
3. Путешествовать. В соседний город или ближайшие красивые места, заграницу. Не просто отдыхать и развлекаться в отпуске, но искать красоту и привлекать детское внимание. Вместе разбирать фотографии.
4. Обращать внимание на пособия в книжных. Раскраски по известным картинам, книжки по искусству с наклейками, паззлы из красивейших фотографий и картин. Сейчас можно найти много разных вариантов.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!
5. Отлично работает настольный перекидной календарь искусств на год! Его нужно поставить в такое место, где ребёнок волей-неволей обязательно сам увидит. У нас он стоит на столе, за которым мы едим. Не ленитесь уделять внимание реакции ребенка и отвечать на вопросы, шутите. Это займёт одну-две минуты. Не принуждайте смотреть, делайте это сами и комментируйте свои мысли вслух.
6. Выбирать детские книги не только по содержанию, но и по иллюстрациям и оформлению. Объяснить родственникам, почему это важно. Безжалостно избавляться от аляпистых книг, которые вам подарили. Например, в поликлиниках обрадуются пополнению полок в кабинетах и местах ожидания приёма.
7. Не покупать некрасивые игрушки, слишком броские и черезчур пёстрые блокноты, одежду и аксессуары. Если считаете что-то некрасивым и ребёнок это понял – объяснить что с этим предметом не так. Но оставить ребёнку право на собственное мнение и обсудить вместе.
8. Давать выбирать что надеть и комбинировать одежду. Если что-то неудачно — объяснить почему. Очень помогают игровые наборы, где можно одевать фигуры человечков, выбирая одежду из большого набора.
9. Устраивать красивую сервировку стола по разным поводам. Делать это в разных стилях, искать примеры в международных журналах по дизайну и на специализированных известных сайтах. Можно просто скопировать, а не придумывать, если это не про вас.
10. Не обойтись без гармоничного оформления квартиры или дома. Проверить, всё ли удачно по цветам и стилю? Гармонично ли расположено? Следить за своим стилем не только в одежде на работу, но и в домашней обстановке.
11. Ходить иногда на творческие мастер-классы, выбор которых сейчас огромен. Даже для мальчиков можно найти что-то увлекательное. Если сложно выбраться, то к вам на помошь придут видеоролики.
12. Чаще обращать ваше и детское внимание на всё красивое вокруг. Будь то закат и облака или ваза в витрине. Не пожалеть пары минут, чтобы остановиться. Заодно это украсит будни и повседневный путь.
И конечно, важнее всего личный пример и общение. Если родители сами любят красивое и гармоничное, любят изучать и наблюдать произведения искусства, уделяют внимание удачному сочетанию в одежде и домашней обстановке, то не сложно будет привлечь к этому детей. Вместе изучайте, вместе развлекайтесь и творите.
Подписывайтесь на наш канал VIBER!
Не обязательно уделять этим шагам много времени или целый день, но важно делать это регулярно. Часто и всего по несколько минут – это путь к глубокому и качественному эффекту. И пусть на каждом этапе воспитания детского чувства прекрасного с вами будут терпение и чувство юмора.опубликовано econet.ru.
Елена Калистратова, специально для Эконет.ру
Задайте вопрос по теме статьи здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
,
чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!
Источник
Никто из нормальных родителей не хотел бы, чтобы их дети выросли вульгарными, грубыми, необразованными. И каждый из родителей старается привить своим детям хороший вкус в той мере, в какой он способен это сделать. Некоторые специалисты говорят, что воспитывать хороший вкус у ребенка необходимо еще, когда он находится в материнской утробе. Будущим мамам советуют слушать классическую музыку, получать как можно больше положительных эмоций, читать своему еще не родившемуся ребенку веселые стихи и сказки. Со сказками, наверное, перебор, поскольку дети в материнской утробе воспринимают только тон голоса, а вот насчет положительных эмоций и классической музыки поспорить трудно — и то, и другое положительно влияет на характер младенца. Но это, конечно, программа минимум. Прикладывая наушники к животу, хорошие манеры не привьешь. Все начнется потом, когда ребенок родится.
Новорожденный погружается в новую для него среду: атмосферу зрительных, осязательных, звуковых ощущений. И, собственно, с того момента, как дитя появилось на свет, и начинается основной труд по воспитанию хорошего вкуса. Вкус это не более чем привычка. Поэтому родители должны поставить перед собой задачу выработать у ребенка привычку к хорошему: к гармоничным цветам и линиям, к приятным звукам, к правильной речи, к красивым жестам. При этом не желательно делать акцент на каком-то одном направлении. Правильно будет охватывать все направления, потому что комично, а порой и отвратительно может выглядеть одетый с иголочки человек, допускающий употребление нецензурной речи или неприличных жестов.
Разумеется, воспитание культуры должно идти соразмерно развитию самого ребенка. Это воспитание начинается с того, что доступно ребенку по его возрасту: со зрительных образов и звуков. Малыша с самого рождения должны окружать красивые вещи. Красивая одежда, красивые игрушки, красивая коляска, красивые обои на стенах. На это часто возражают, что, мол, все красивое стоит огромных денег. Нет. Можно одеваться дорого и безвкусно, а можно дешево и со вкусом. Это же правило действует и по отношению к детям: для того, чтобы ребенок выглядел опрятным, необязательно одевать его в Гуччи и Дольче. Дорогие бренды детской одежды это, скорее, вопрос самолюбия родителей, на детской площадке все равно никто этого не оценит, а пачкаются и рвутся что брендовые вещи, что эконом-класса одинаково. Пусть это будет дешево, но красиво, подобрано по стилю, цвету и тону. И одежда для девочки необязательно должна быть розовой, а для мальчика голубой, это как раз сейчас считается безвкусицей — одевать детей в «гендерные» цвета. Существует множество цветов и оттенков, одинаково подходящих и мальчикам, и девочкам. Не надо бояться нарушить стандартные взгляды на «детские» цвета, этим канонам уже давно никто не следует.
Что касается оформления детской комнаты, то и в этом не стоит придерживаться классики жанра. Совсем не обязательно сводить идею оформления к изобилию мультяшных персонажей. А ведь некоторые родители переусердствуют в создании сказочного мира настолько, что это уже становится пошлым: куда ни кинь взгляд — на занавесках, на подушках, на обоях и даже на придиванном коврике Человек-Паук или котенок Китти. Ну представьте себе, что бы вы сказали о взрослом человеке, который налепил на стены обои с портретами Тома Круза или Джастина Бибера? А между тем, окружающие предметы и изображения очень сильно влияют и на психику, и на формирование вкуса.
Поначалу ребенок безропотно носит то, что ему предлагают родители, он еще слишком мал, чтобы высказывать свое мнение по поводу одежды. Затем, примерно с года, дети начинают обращать внимание на то, во что они одеты, выражают радость новой одежде, бегут смотреться в зеркало. На этом этапе воспитание вкуса заключается лишь с оценке: красиво-некрасиво, хорошо-плохо, нарядный-ненарядный. Когда дети становятся старше, они уже могут выражать согласие или несогласие с тем, какие вещи и предметы быта для них выбирают родители. Некоторые дети обнаруживают привязанность к одежде ураганных расцветок. Некоторые дети проникаются нежностью к вещам, которые они носят уже не первый сезон, и рукава уже по локоть, а брюки стали больше похожи на бриджи, но маленькая капризуля наотрез отказывается расставаться с любимым платьем или шапочкой. Будет правильно не устраивать диктатуру, а объяснять, почему эту юбочку не стоит надевать с этой кофточкой, почему эта рубашка не подходит к этим любимым брюкам. Стоит и прислушиваться к пожеланиям ребенка и уступать, если уж речь не идет о каких-то вопиющих нарушениях традиций одежды. Дети вас услышат, тем более, если будут видеть ваше желание услышать их. Подуются, пообижаются, но все же воспримут слова родителей и впредь уже более рационально будут относиться к своему гардеробу.
К десятилетнему возрасту дети, который учили правильно одеваться, уже способны сами выбрать в магазине одежду, сочетающуюся по цвету и стилю. Родителям остается только наблюдать за процессом и дать положительную оценку выбору своего чада. Кстати, мальчики не менее чувствительны к цвету и форме, чем девочки. Это в советское время для мальчиков существовало два цвета: красный и серый, коричневый уже считался изыском, а голубой или оранжевый вызывал осуждение. Некоторые родители опасаются, что цветной одеждой можно воспитать в мальчике неправильные наклонности. Но мужская мода весьма разнообразна, существует большое количество разноцветной одежды для мальчиков, в которой молодые люди выглядят красиво и вполне мужественно. Мужчины тоже должны уметь красиво одеваться, ведь у нас наблюдается парадокальное явление: мы восхищаемся тем, как ведут себя и как одеваются мужчины из других стран, но своих мальчиков не обучаем ни хорошим манерам, ни искусству подбирать гардероб.
Вкус к хорошему прививается и через отбор качественных мультфильмов, художественных фильмов, ведь не секрет, что сейчас в иностранных мультфильмах даже для маленьких детей у персонажей встречается отвратительный лексикон с ругательными, не принятыми к общению у культурных людей словами. например, в мультфильме «Финеас и Фет» дети-персонажи нередко обращаются друг к другу с такими словами: «придурок», «ублюдок», «идиот» и другими не менее странными для ребенка словами. Вульгарность, распущенность, пошлость во многих молодежных сериалах преподносятся и как норма поведения, и как признак взрослости, «крутизны». Классическая музыка, картины мировой классики, литература русской и зарубежной классики способствует и внутреннему развитию, и развитию хорошего вкуса.
Кто-то из умных людей сказал: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Дети все равно будут похожи на вас». Самое мощное средство воспитания — личный пример. Дети должны видеть родителей, стремящихся к гармонии в поведении, одежде, речи, манерах. Одно из самых важных условий формирования хорошего вкуса это порядок в вещах. Люди, выросшие в порядке, с детства приученные к тому, что все должно лежать на своих местах, а носкам не место под кроватью, обычно более дисциплинированы, чем те, кого в детстве окружал хаос, а борьба с хаосом это, естественно, обязанность родителей и в первую очередь матери, хозяйки дома. Трудно требовать внимания к своему внешнему виду от того ребенка, родители которого позволяют себе полдня ходить по дому в спальной одежде, непричесанными, неумытыми; если родители, интеллигентные на людях, позволяют себе внутри семьи грубость, пошлость, скабрезность; если родители сами не уделяют должного внимания своему внешнему виду, выбирают одежду по принципу «до чего рука дотянулась». Дети копируют поведение родителей! Если родитель требует от ребенка исполнения того, в чем он сам не обязателен и небрежен, то у ребенка всегда есть повод сказать: «А ты сам? Почему ты заставляешь меня делать это, а сам не делаешь?»
Азбука воспитания
Источник