Развитие хоккейных навыков у ребенка

Развитие хоккейных навыков у ребенка thumbnail

Авторы: Павлов А.С., Деев А.Е., Михайлов А.Б, Зеленчев И.В. Детская школа по хоккею ЦСКА, Москва, Россия

Специалисты, работающие в детском и юношеском хоккее, часто задают вопросы, среди которых можно выделить два изначально основных: В каком возрасте ребенку следует начинать обучение хоккею? Какова должна быть направленность тренировочных нагрузок в разных возрастных группах? Отдельно дискутируется тема оптимального количества тренировок в неделю у хоккеистов различных групп подготовки.

В настоящее время широко распространено ошибочное мнение о необходимости как можно более раннего начала занятиями хоккея. Так в России по примеру зарубежных коллег из Канады детей ставят на коньки уже в 3 года. При этом, на отборочных просмотрах в хоккейные школы тренеры отдают предпочтение тем кандидатам, которые уже в возрасте 5-6 лет владеют базовыми навыками катания на коньках. А если ребенок приходит в хоккейную школу в более старшем возрасте во многих школах без наличия хоккейного стажа, он не будет допущен даже к просмотру. Противоположный пример можно видеть в скандинавских странах, когда хоккеем дети начинают заниматься в возрасте 8 лет и позже, что не мешает им попадать в элиту мирового хоккея и представляют свои страны в сильнейших лигах мира. В пример поздней специализации можно привести ряд известных титулованных хоккеистов. Оуэн Нолан – канадский хоккеист, член сборной Канады, был выбран первым номером на драфте НХЛ и сыграл 18 сезонов в лиге, впервые встал на коньки в возрасте 9 лет. Известный канадский хоккеист Эд Жовановски начал заниматься хоккеем в возрасте 11 лет, что не помешало ему вместе со сборной Канады завоевать золото Олимпийских игр в 2002 году и долгое время успешно выступать в Национальной хоккейной лиге. Президент ФХР, трёхкратный олимпийский чемпион, выдающийся советский хоккейный вратарь Владислав Третьяк начал заниматься хоккеем в 11 лет.

На международной научно-практической конференции по проблемам подготовки юных хоккеистов, которая прошла в Музее хоккейной славы 23-24 ноября 2017 года, выступали известные хоккейные специалисты. Среди прочих выступал тренер юниорской сборной России U16 Сергей Голубович, который в своем докладе упомянул, что программы подготовки хоккеистов за рубежом, в частности в Канаде, предусматривают не более 3 ледовых тренировок в неделю для хоккеистов 5-7 лет. В этом же направлении его мнение поддерживает и тренер молодежной сборной Дании Олаф Эллер.

Основная проблема ранней специализации, по мнению тренеров, заключается в том, что занятия хоккеем с раннего возраста (3-5 лет) способны загубить у детей интерес к данному виду спорта. Однако это не отражает всю суть имеющихся проблем, связанных с ранним началом занятий хоккеем. В частности при раннем начале занятий хоккеем не учитываются физиологические особенности развития организма – активный рост костей и мышечных структур, формирование связочного аппарата и т.п. Неучтение данных аспектов провоцирует снижение темпов роста ребенка, а также появление пограничных и патологических изменений в костных и мышечных структурах организма. Еще одна проблема кроется в возможности эффективного освоения ребенком тренировочных заданий. Необходимо понимать, что процесс подготовки хоккеиста требует от ребенка осознанного отношения к тренировочному процессу и желания учиться. И если ребенок в связи со своими возрастными особенностями не понимает, что от него требуется при выполнении того или иного упражнения, эффективность выполняемой им работы будет стремиться к нулю.

Рассматривая вопрос – «Какова должна быть направленность тренировочных нагрузок в разных возрастных группах?» – следует отметить, что большинство тренеров уверены в необходимости изначальной постоянной работы над развитием так называемых «физических качеств» спортсмена (создание «базы» для последующего роста спортивного мастерства – по Л.П.Матвееву), именно их ставя во главу угла подготовки хоккеистов. Акцент на развитие в тренировочных занятиях на не существующих на самом деле «физических качеств» (следует говорить не об абстрактных «физических качествах», а о комплексных характеристиках конкретных движений), не приводит к росту спортивного мастерства хоккеистов. Более того, в силу небезграничности ресурсов и возможностей организма, выполнение спортсменом тренировочной работы, по своей специфике отличающейся от соревновательной хоккейной работы, обуславливает нецелевой расход этих ресурсов и возможностей атлета, снижая его спортивный потенциал и в конечном итоге превращая даже самого потенциально талантливого хоккеиста в обычного середнячка. Более того, в процессе многолетней подготовки хоккеистов, к ним в большей степени предъявляются требования по улучшению в первую очередь именно их «физической» подготовленности – которая зачастую осуществляется в ущерб технической подготовки хоккеистов. В результате несоответствие между «физическим развитием» и мастерством хоккеистов приводит к недостаточной обученности выпускников хоккейных школ и скорому завершению их спортивной карьеры.

Читайте также:  Интеллектуальное развитие ребенка младшего школьного возраста

Соответственно, отвечая на поставленный выше вопрос, мы утверждаем, что в первую очередь нужно обучать юных хоккеистов правильному выполнению специфических двигательных актов – технических хоккейных приемов – с соблюдением принципов целенаправленности, целесообразности и систематичности при выборе соответствующих средств и методов тренировки.

В подтверждение вышесказанного стоит привести слова канадского специалиста Финна Шона, работающего в настоящее время в спортивной школе «Локомотив» (Ярославль), который в ходе своего доклада на конференции по проблемам подготовки хоккеистов отметил следующее: «Не важно насколько физически и тактически развит хоккеист, он никогда не станет профессионалом, если не умеет кататься и не владеет многими другими техническими составляющими». По мнению указанного специалиста, основными требованиями в организации построения тренировочного процесса среди прочего являются: постоянное обучение различным техническим составляющим (катание, владение шайбой, броски и т.п.) на все этапах подготовки хоккеистов; многократное повторение хоккеистами осваиваемых ими технических приемов – под пристальным контролем со стороны тренера, который должен препятствовать неправильному выполнению хоккеистами предлагаемых им упражнений; увеличение плотности тренировочных занятий за счет организации работы хоккеистов по «станциям»; снижение простоев у хоккеистов во время тренировочных занятий, организация работы по станциям (таким образом, одновременно отрабатывается несколько элементов и задействовано большее число хоккеистов).

Отдельные условия и требования в построении тренировочного процесса были озвучены отечественными и зарубежными хоккейными специалистами на конференции, проводимой Федерацией хоккея России осенью 2017 года. Тем не менее, при ответе на вопрос о принципах и законах подготовки юных хоккеистов стоит акцентировать внимание на основных аспектах. Эффективность построения тренировочного процесса напрямую зависит от соблюдения двух составляющих: законов системной физиологии и современных основополагающих принципов спортивной педагогики. То есть, законы системной физиологии (законы адаптации в частности) — являются естественнонаучной основой тренировочного процесса.

Согласно реально действующим законам адаптации:

1. Организм всегда работает как целостный механизм и формирует конкретные двигательные акты в строгом соответствии с условиями, в которые он поставлен.

2. Любая деятельность организма предельно специфична как по внешним ее параметрам, так и по внутренним (структурно-функциональным) характеристикам работы организма. В целом эта специфичность определяется структурой и характеристиками самой деятельности и уровнем функциональной готовности организма к ее совершению. Не существует движений «вообще», и с этих позиций следует признать «незаконным» существование в спортивной педагогике терминов «общая физическая работоспособность» и «общая физическая подготовка». Повышение уровня тренированности спортсмена зависит от позитивных (по отношению к требованиям данного вида спорта) структурно-функциональных (адаптационных) изменений в физиологических компонентах, обеспечивающих специфическую (соревновательную) деятельность организма атлета. При этом позитивность или негативность таких изменений всегда должна оцениваться по их влиянию на результаты соревновательной деятельности.

3. Адаптационные изменения в организме спортсмена всегда соответствуют специфике осуществляемой им тренировочной деятельности. При этом насколько специфичны двигательные акты, осуществляемые спортсменом в процессе тренировки, столь же специфичны энергетические и субстратные затраты организма, совершающего некую конкретную работу, и столь же специфичны восстановительные процессы. И соответственно, как нет «движения вообще», так не может существовать «восстановления вообще».

4. Стабильные системы конкретных двигательных актов формируются в результате многократного стандартизованного повторения конкретных движений. Данное положение крайне важно для его использования в работе над освоением атлетами технических элементов спортивных движений, равно как и для работы над повышением уровня специальной тренированности спортсменов.

Обучение конкретному движению (техническому элементу) происходит в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др.

1. Закон изменения скорости в развитии навыка. Навык формируется неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его становления. Неравномерность имеет две разновидности: а) в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение действием, а затем качественный прирост навыка замедляется. Подобная неравномерность характерна для обучения сравнительно легких действий, когда ученик быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали; б) в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обучения относительно сложным действиям, когда внешне незаметные качественные накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения действием.

2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка. Длительность задержки в развитии навыка обусловлена двумя причинами: а)      «внутренней», связанной с адаптационными изменений в организме; б) «внешней», вызванной неправильной методикой обучения.

Читайте также:  Развитие недоношенного ребенка с гипоксией

3. Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.

4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка. Совершенствование двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.

5. Закон переноса двигательного навыка. В физическом воспитании и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос навыков. Положительный перенос – это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык или другой по специфике формируемый навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления требуемого спортсмену навыка. Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главных фазах этих двигательных действий. Отрицательный перенос — это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся или формируемый навык затрудняет образование требуемого спортсмену двигательного навыка. Это происходит при отсутствии сходства в основных звеньях двигательных актов.

Соблюдение вышеперечисленных принципов и законов – единственный способ достижения желаемого роста спортивного мастерства юных спортсменов, проявляющееся в обучении множественным составляющим хоккея, которые в конечном итоге формируют спортивный результат, за минимально необходимый промежуток времени, искусственно не удлиняя процесс обучения конкретным хоккейным элементам.

Источник

Здорово, что в последнее время в хоккейные секции нашей страны приходит всё больше детей. Однако мне совершенно не нравится, что родители начинают гнаться за результатом, из-за чего детский спорт теряет смысл. Он становится жестким и бессердечным, а главное, такой подход — прямой путь к поражению. Чтобы ваш ребёнок не потерял к 14 годам здоровье или не начал испытывать отвращение к спорту через несколько лет после начала занятий, следуйте девяти основным советам.

ЗАИНТЕРЕСУЙТЕ РЕБЁНКА
Самое простое — дать ребёнку в руки айпэд или включить телевизор и пойти заниматься своими делами. Но если хотите, чтобы ваше дитя добилось успеха в спорте, сократите количество просмотров мультфильмов и удалите половину игр с гаджетов. Лучше дайте ему в руки мяч и выйдите с ним во двор. Ведь у вас наверняка найдётся полчаса в день, чтобы составить ему компанию. Он должен бегать, прыгать, лазить, а не сидеть весь день на диване. Самое важное — всё должно идти через игру. Желание у ребёнка обязательно будет, главное, чтобы оно было у вас. В ином случае высока вероятность, что, когда вы отведёте его в секцию, он станет чемпионом по болтовне или лежании на боку.

ОЦЕНИТЕ СПОСОБНОСТИ
Это важно, чтобы понять, в какой момент ваш ребёнок готов сделать первые шажочки в большом спорте. Он должен уметь не только попадать с первого раза по мячу и стоять на одной ноге, но и быть готовым к занятиям с психологической точки зрения.

Найдите хорошего тренера

Ведь мама останется в раздевалке, а ему предстоит остаться в компании тренера и других детей. Он должен быть готов к этому, а ещё уметь слушать и знать элементарные команды: вперёд, назад, вправо, влево. Не думайте, что чем раньше вы отдадите ребёнка в секцию, тем быстрее он станет чемпионом. Если он не готов к занятиям, не успеете оглянуться, как дети, пришедшие на год позже, догонят и перегонят вашего ребёнка.

НЕ ОТДАВАЙТЕ ЕГО СРАЗУ В ХОККЕЙ
Сейчас многие хоккейные школы и тренеры настолько зациклены на результате, что уделяют слишком много времени специализированной подготовке, хотя в первый год обучения хоккеист должен меньше времени заниматься с шайбой и больше работать в зале. Но многие тренеры вовсе не уделяют внимание общей физической подготовке, почему-то считая, что ОФП — это исключительно занятия со штангой и работа на выносливость, а ловкость и гибкость развиваются у ребёнка сами собой. В итоге в 12 лет дети не умеют даже кувыркаться, зато начинают работать с весами. Нет, если хотите, чтобы ваш ребёнок стал тафгаем — пожалуйста, а если для вас образец успешного хоккеиста Павел Дацюк, делайте растяжки, гнитесь, плавайте и уделяйте больше внимание упражнениям на координацию. Их можно делать дома, а если лень читать специальную литературу, сейчас на каждом углу есть частные школы, где вашего ребёнка обучат элементарным, но от этого не менее важным упражнениям.

КАТАТЬСЯ УЧИТЕСЬ У ФИГУРИСТОВ
Самый идеальный вариант — отдать ребёнка на некоторое время в фигурное катание. Это не только один из самых сложных координационных видов спорта, но и младший брат хоккея. Преимущество фигурного катания в том, что здесь в первые годы обучения делают упор именно на катание, а как раз это и нужно будущему хоккеисту. Упражнения на катание — ахиллесова пята большинства хоккейных тренеров. Либо они не знают, как поставить катание, либо просто не уделяют этому достаточного внимания, предпочитая как можно быстрее переходить к работе с клюшкой и шайбой. А в фигурном катании вашего ребёнка не только научат кататься, но и сделают гибким и ловким. К тому же фигуристом можно стать и в три года, и в четыре, в то время как набор в хоккейную группу чаще всего начинается с пяти лет. То есть вы ничего не теряете. Да, возможно, вы разобьёте сердце тренеру по фигурному катанию, который искренне надеялся сделать из вашего чада второго Плющенко, зато прийдя в хоккейную секцию, он уже будет уверенно стоять на коньках. Отнять этого там уже никто не сможет, а вот научить — большой вопрос.

Читайте также:  Что такое асинхрония в развитии психики ребенка

НАЙДИТЕ ХОРОШУЮ ШКОЛУ…
Сложная задача, учитывая, что во многих городах всего одна-две хоккейные школы. Но если есть выбор, используйте его. Близость катка от общеобразовательной школы — один из самых важных моментов в этом вопросе. Ведь, отдавая ребёнка в спорт, нельзя забывать об учёбе. Не каждый будет играть в КХЛ, поэтому нужно стараться успевать везде, а это проще сделать, когда каток и школа недалеко друг от друга. И не забывайте: когда ребёнок повзрослеет, он вряд ли захочет, чтобы вы сопровождали его по дороге на занятия. Но каким бы самостоятельным он ни был, каждодневные путешествия из одного конца города в другой — не самый лучший вариант.

… И ХОРОШЕГО ТРЕНЕРА
Но самое главное в хоккейных школах — не местоположение и даже не наличие современного зала для игр или бассейна. Главное — найти своего тренера. Он будет не только учить ребёнка играть в хоккей, но и в какой-то степени делать из него человека.

Заинтересуйте ребёнка

Тренер должен знать предмет и быть отличным психологом. Сразу бегите от тех, кто без конца повышает голос. Либо через некоторое время он отобьёт у детей желание заниматься, либо, самое плохое, разовьёт в них комплексы. Остерегайтесь тренеров, которые любят собирать деньги на непонятные нужды или устраивать дополнительные подкатки. Их интересует не ваш ребёнок, а ваш кошелёк. Такие «специалисты» будут формировать состав далеко не по спортивному принципу. Тренер должен быть сосредоточен на тренировочном процессе, а не на ремонте раздевалки. И помните: успешная карьера игрока — не гарантия того, что он будет классным тренером. Теория и практика — совершенно разные вещи. Особенно на начальном этапе подготовки.

КУПИТЕ ХОРОШИЕ КОНЬКИ
Комплект детской хоккейной формы — достаточно дорогое удовольствие. Если есть проблемы с финансами, лучше обеспокоиться этим заранее. Не бойтесь промахнуться с размерами и сделать небольшую поправку на вырост. Шлем, щитки, налокотники, нагрудник и шорты обычно служат не один год, и даже самые простые защитят ребёнка от серьёзных повреждений. Совсем без защиты кататься, конечно, не нужно, но и гнаться за последними новинками в таком возрасте не стоит. Это касается даже клюшек. А вот к выбору коньков нужно подойти серьёзно. Стоячий хоккеист никому не нужен, а чтобы ваше чадо быстро бегало, коньки не должны напоминать две большие гири. Лёгкие и хорошо защищённые коньки стоят дороже, зато избавят ребёнка от каких-либо неудобств.

НЕ ГОНИТЕСЬ ЗА РЕЗУЛЬТАТОМ
И вот мы вернулись к началу нашего разговора. Не нужно сверхурочно заставлять детей тренироваться. Придёт время — они сами поймут, когда нужно заниматься до седьмого пота, и здесь работа на фоне усталости будет давать плоды. В раннем же возрасте она только портит технику. В детстве надо получать удовольствие. Если ребёнок встаёт на тренировки лучше, чем в школу, если он просится на занятия с температурой 38,0, значит вы всё сделали правильно. Большим хоккеистом станет не тот, кто будет быстрее всех кататься в детской команде или забивать по три гола за игру, а кто каждый день будет получать удовольствие от занятий и знать, к чему он стремится. Вам, родители, нужно только создать правильные условия для роста ребёнка, развивать в нём любовь к игре, трудолюбие и поддерживать на протяжении всего пути.

Не гонитесь за результатом

Источник