Развитие грамматических способностей ребенка с помощью игры
Анна Полыгина
Развиваем грамматические способности у ребёнка с помощью игры
Грамотная речь или письмо всегда вызывают уважение. С человеком, владеющим ею приятно общаться, к нему всегда обращаются за советом, помощью. И это заслуженный авторитет, так как грамотный человек является носителем культуры родного языка.
Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок обладал грамматическими способностями? Особенно это становится актуальным с началом школьной жизни.
Родителям хочется, чтобы ребёнок вырастал грамотным и культурным человеком и все члены семьи начинают делать всё возможное, чтобы школьное обучение стало для первоклассника наименее болезненным и наиболее успешным. Ведь каждый взрослый, несомненно, вспоминает как в школе зубрил многочисленные правила по русскому языку. Согласитесь, это довольно скучное и утомительное занятие. Но что делать?
Позаботьтесь об этом прямо сейчас, пока ваши дети ещё дошколята. Для начала отложите скучную зубрёжку букв алфавита, унылое чтение слогов по книжке. Взамен этого поиграйте в игры занимательно- развлекательного характера, которые помогут ребёнку развивать собственные грамматические способности. Ведь учить русский язык можно весело, интересно и просто здорово. Пригласите своих ребятишек в «Волшебную страну грамотеев» и в путь за постижением секретов нашего родного русского языка. А помогут вам в этом занимательные игры, которые мы вам предлагаем. Вы также с успехом можете придумывать сами аналогичные игры в зависимости от затруднений или успехов ваших детей в усвоении грамматических форм речи.
Запоминаем буквы
Эта игра поможет ребёнку легче запомнить буквы алфавита, опираясь на слуховую, зрительную и мышечную память.
1. Взрослый обводит букву по контуру, называя её, а ребёнок штрихует букву карандашом или закрашивает красками.
2. Взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ребенок пытается угадать и назвать её. Аналогичным способом взрослый рисует букву на спине ребёнка: «Я напишу, а ты угадай, какая это буква».
3. Буквы вылепливаются из пластилина, конструируются из спичек, зубочисток, счётных палочек, семечек.
4. Взрослый с ребёнком по очереди называют сходство какой-то буквы с предметами из окружающего мира.
Полезно, чтобы в процессе запоминания букв активно вовлекались зрение, слух, мускулатура пальцев рук. Это стимулирует запоминание ребенком букв, тренирует его образное восприятие и развивает речь в целом.
Замени твёрдое звучание слова на мягкое
В этой игре тренируется фонематический слух, внимание; стимулируется интерес к родному языку.
Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слова с твёрдым согласным звуком: рад, мал, нос. Ребёнок, поймав мяч, придумывает вариант звучания этого слова не с твёрдым, с мягким согласным звуком и бросает мяч назад: рад – ряд, мал – мял, вол – вёл, мыл – мил, лук – люк, нос – нёс, воз – вёз.
Другой вариант этой игры – твёрдый согласный звук меняется на мягкий в конце слова: угол – уголь, брат – брать, ел – ель, топ – топь, мел – мель, хор – хорь, пыл – пыль, был – быль, жар – жарь, дал – даль, стал – сталь, вес – весь.
Наблюдательный фотограф
В данной игре тренируется способность запоминать, умение наблюдать и осуществлять звуковой анализ слов.
Взрослый сообщает ребёнку, что он фотограф, и предлагает ребёнку тоже роль фотографа. Взрослый громко произносит какой-либо звук. Они начинают «фотографировать» предметы на этот звук, например, (р, (с). Затем в течение нескольких минут просматривают свои «фотоплёнки» и называют, какие фотографии у них получились на заданный звук.
Второй вариант игры может основываться на применении настоящего цифрового фотоаппарата, что намного увлекательнее для ребёнка. В данном случае на заданный звук ребёнок делает настоящие фотоснимки, затем вместе со взрослым вспоминает их очерёдность и проверяет на режиме просмотра правильность ответа.
Анаграммы
Эта игра поможет в формировании навыка звукобуквенного анализа слов; научит терпению.
Ребёнку предлагается вместе со взрослым стать волшебником и превращать буквы в слова. Каждый играющий получает на карточке набор букв и путём их перестановки составляет готовое слово: омд – дом, кма – мак, унла – луна, озар – роза, лошак – школа, ратап – парта. Задачу можно усложнить увеличив набор сходных букв, из которых надо составить как можно больше готовых слов: клуно – клоун, уклон, кулон, колун.
Прятки с буквами
В этой игре происходит тренировка сообразительности, воображения, умения узнавать в графических контурах знакомые буквы.
На листе бумаги, асфальте или песке рисуется незамысловатый узор: квадрат с соединёнными по диагонали углами, второй квадрат с таким же рисунком, добавлен сюда же вписанный круг, ещё один квадрат с вписанным в него кругом и проведёнными через центр прямыми, соединяющими верхнюю и нижнюю, правую и левую стороны.
Задание: внимательно присмотревшись к нему, увидеть в его линиях очертания каких-либо букв, называть их по очереди и показывать на узоре контур. Взрослый и ребёнок делают это по очереди. Например, в данном рисунке можно увидеть буквы: «п», «о», «е», «ф», «р», «н», «т», «г».
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад «8 марта» г.Зернограда
Развитие грамматических способностей
с помощью игры
Консультация для родителей
учителя-логопеда Батырь И.В.
по
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА
С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ
Данные игры помогают развивать у детей грамматические способности без зубрежки букв алфавита, без унылого чтения слогов по книжке.
ЗАПОМИНАЕМ БУКВЫ.
Цель: помочь ребенку запомнить буквы алфавита, опираясь на слуховую, зрительную, мышечную память.
1.Взрослый обводит букву по контуру, называя ее, а ребенок штрихует букву карандашом или закрашивает красками.
2.Взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ребенок пытается угадать и назвать ее. Аналогичным способом взрослый рисует букву на спине ребенка.
3.Буква вылепливается из пластилина, конструируется из спичек, счетных палочек, семечек.
4.Взрослый с ребенком по очереди называют сходство какой – либо буквы с предметами из окружающего мира.
ПРЯТКИ С БУКВАМИ.
Цель: тренировать сообразительность, воображение, умение узнавать в графических контурах знакомые буквы.
На листе бумаги, на песке, на асфальте рисуется незамысловатый узор. Нужно, внимательно присмотревшись к нему, увидеть в его линиях очертания букв и показывать их в узоре по контуру по очереди.
ИГРЫ СО СКАЗКАМИ
В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.
ОТГАДАЙ НАЗВАНИЕ СКАЗКИ.
Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.
Сивка… Заюшкина…
Конек… Гадкий…
Мороз… Царевна…
Гуси… Мальчик…
Красная… Крошечка…
Дюй… Цветик…
Аленький… Золотой…
Бременские… Доктор…
ЧТО ЛИШНЕЕ?
Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, а одно не относится к этой сказке. Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.
Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка «Лиса и заяц»).
Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка «Репка»).
Машенька, утки, Ванюша, Баба Яга, гуси – лебеди (сказка «Гуси – лебеди»).
Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья – царевна (сказка «По – щучьему веленью»).
Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто ( «Сказка о рыбаке и рыбке»).
СКАЗОЧНАЯ ЧЕПУХА.
Эта игра объединяет всех участников, развивает чувство юмора и у взрослых и у детей, дает заряд радости, помогает разрядить напряжение, переключиться с монотонного дела. За содержательную основу игры берется небольшая по объему сказка, придумывается игровая модификация. Интереснее разыгрывать сказки, действия в которых повторяются неоднократно: «Репка», «Теремок», «Лиса и заяц». Между участниками распределяются роли, каждому персонажу присваивается дежурная фраза, которую он произносит всякий раз по ходу сказки после названия его персонажа.
Например: сказка «Репка».
Примерный набор дежурных фраз для персонажей сказки
Репка – «Вау!»
Дед – «Я вам покажу!»
Бабка – «Чтоб тебя…»
Внучка – «Прикольно».
Жучка – «Сейчас спою».
Кошка – «Бубль гум».
Мышка – «Выходи, подлый трус!».
Посадил дед (…) репку (…). Выросла репка (…) большая – пребольшая.
Стал дед (…) репку (…) тянуть: тянет – потянет – вытянуть не может.
Позвал дед(…) бабку (…). Бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут – потянут – вытянуть не могут.
Позвала бабка(…) внучку(…). Внучка(…) за бабка(…), бабка(…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут — потянут – вытянуть не могут.
Кликнула внучка(…) Жучку (…). Жучка (…) за внучку (…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…)- тянут- потянут- вытянуть не могут. Кликнула Жучка(…) кошку(…). Кошка(…) за Жучку(…), Жучка(…) за внучку(…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…)- тянут- потянут – вытянуть не могут.
Кликнула кошка(…) мышку(…). Мышка(…) за кошку(…), кошка(…) за Жучку(…), Жучка(…) за внучку(…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…) – тянут- потянут – вытянули репку(…)!
ВЕСЕЛОЕ АЗБУКОВЕДЕНИЕ.
Эта группа игр помогает детям узнать много нового из жизни слов, пополнить словарный запас, знания о языке.
ИГРА С МЯЧОМ «СКАЖИ НАОБОРОТ».
Зима – лето.
Жара – холод.
Правда – ложь.
Богач – бедняк.
Горький – сладкий.
Полезный – вредный…
«ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА ФЕИ СЛОВАРИНЫ»
Для игры необходима «волшебная» палочка. Один конец палочки уменьшает, а другой – увеличивает.
Взрослый игрок называет слово, затем касается одного из детей палочкой. Ребенок называет данное слово либо уменьшительным, либо увеличивающим в зависимости от конца палочки, которой дотронулись до ребенка.
Дом – домик – домище
Мост – мостик – мостище
Дождь – дождик – дождище
Кот – котик – котище…
«КТО ГДЕ ЖИВЕТ?»
«КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ?»
Источник
Консультация для родителей.
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»
Успех коррекционной работы зависит от тесной взаимосвязи логопеда, воспитателей и родителей. Цель такого взаимодействия:
— объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы;
— сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним;
— уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам).
Поэтому важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого мы проводим в группе следующую работу:
— индивидуальные встречи с родителями.
Их мы выстраиваем в процессе личностно-ориентированного общения с каждой семьей в течение всего года. На первой встрече мы проводим анкетирование для родителей и детей (для родителей – анкеты «Особенности вашего ребенка», для детей – рисуночные тесты). Последующие встречи включают в себя прослеживание динамики речевого развития каждого ребенка; обмен впечатлениями и наблюдениями; рекомендации и задания для ребенка.
— участие родителей в семинарах по обмену опытом.
На таких семинарах родители имеют возможность наблюдать за работой логопеда и воспитателей, познакомиться с играми, в которые они могут поиграть с ребенком дома (игры на развитие разговорной речи, игры для подготовки артикуляционного аппарата, игры на развитие грамматических способностей ребенка, пальчиковые игры, игры со сказкой и др.). А впоследствии и самим поделиться накопленным опытом.
— участие родителей в речевых традициях группы.
«КОПИЛКА СЛОВ»
Традиция, направленная на расширение, закрепление, конкретизацию словаря ребенка. Она начинается в детском саду, затем привлекаются и родители.
«Я ДАРЮ ТЕБЕ СЛОВЕЧКО»
В подарок на день рождения, на праздники дети дарят друг другу слова (веселые, ласковые), которые заранее с родителями подбирают дома.
«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЗВУКА»
Восстановление звукопроизношения – это радостное событие для ребенка. Поэтому после постановки какого-либо звука у детей, воспитателями организуется праздник, где ребенок рассказывает стихотворение на данный звук, а дети дарят ему подарки (картинки, рисунки с данным звуком, игрушки), приготовленные дома.
«МОЙ БУКВАРЬ»
Дети рисуют, подбирают картинки на пройденный звук, украшая ими букву, ищут эту букву в печатном тексте из разных источников (газет, журналов), вырезают и приклеивают ее. Все члены семьи пишут данную букву. В конце года проводится выставка букварей и итоговый праздник «Путешествие в страну знаний». Каждая семья принимает в празднике активное участие (от украшения зала и до семейных соревнований).
«МАСТЕРСКАЯ БУКВ»
Родители вместе с детьми работают над образом буквы (украшают силуэт букв).
«СОЧИНЯЕМ СКАЗКИ», «СОЧИНЯЕМ ЧИСТОГОВОРКИ»
Устраиваем конкурсы сказок, чистоговорок, сочиненных родителями вместе с детьми, затем оформляем их в книгу.
«КНИГА СКАЗОК»
Изготавливаем в группе вместе с детьми сказки своими руками, а дома дети вместе с родителями их рассказывают.
— организовываем познавательную игротеку.
Устраиваем выставки развивающих игр.
— подбираем литературу по вопросам и проблемам речевого развития.
— оформляем стенд «Советы логопеда», стенгазеты «Поговорим серьезно», «Развивающая предметная среда для детей дома» и др.
Такое взаимодействие значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка.
ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ
Упражнения 1 комплекса
· «Ножницы». Указательный и средний пальцы правой руки имитируют стрижку ножницами.
· «Колокол». Скрестив указательный и безымянный пальцы обеих рук, тыльные стороны, обратив вверх, опустить средние пальцы правой и левой руки и свободно вращать ими.
· «Дом». Соединить наклонно кончики пальцев правой и левой руки.
· «Бочонок с водой». Слегка согнуть пальцы левой руки в кулачок, оставив сверху отверстие.
· «Пожарные». Используется игрушечная лестница, указательный и средний палец бегают по ней.
· Потешка «Прятки». Сжимание и разжимание пальцев рук в ритм стихотворения:
В прятки пальчики играли
И головки убирали,
Вот так, вот так –
И головки убирали.
Упражнения 2 комплекса
· «Птички летят». Пальцами обеих рук производить движения вверх – вниз.
· «Птица, высиживающая птенцов». Пальцы одной руки прижаты и согнуты; другая рука покоится между большим и указательным пальцем.
· «Птички клюют». Большой палец поочередно соединять с остальными пальцами.
· «Полет птицы». Пальцы рук прогибаются назад и сгибаются вперед.
ИГРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Это особый вид игр, который помогает лучше «разговориться». Такие игры помогают подготовить артикуляционный аппарат, выработать правильное дыхание и выход воздушной струи.
· ВОЛНЫ. Приготовить небольшой тазик с водой. Разместить в нем плавающие предметы (лодочки, пробки). Взрослый вместе с ребенком по очереди или одновременно дуют на плавающие предметы, стараясь передвинуть их от одного берега к другому. Важно, чтобы воздушная струя во время выдоха была длинной, равномерной по силе.
· ФУТБОЛ. Взрослый и ребенок садятся за стол напротив друг друга. Ставятся «футбольные ворота» из двух кубиков, ластиков, спичечных коробков. Нужно одновременно дуть на ватный шарик, пытаясь с помощью воздушной струи на выдохе забить мяч в ворота.
· СОЛОМИНКА И ВОРОНКА. На кухне отыскивается пищевая воронка, В нее вставляется изогнутая трубочка для коктейля. В воронку кладется шарик из ваты, поролона или пенопласта. Необходимо долго и безотрывно дуть в трубочку, пока шарик не начнет подниматься над воронкой.
· ВОЛШЕБНЫЕ ФЛАКОНЧИКИ. Подбираются различные флакончики от напитков. Все участники начинают одновременно дуть в выбранный флакончик, возникают различные по тембру звуки. Эта игра помогает выработать правильное дыхание.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ
Основу для таких игр составляет обычная речь. Ребенок получает полезный опыт свободной и грамматически правильной разговорной речи. Игры полезны для стимуляции положительных эмоций, если ребенок отгородился, замкнулся, обиделся.
· УМЕЛЫЕ РИФМОПЛЕТЫ. Полезно обращаться к такой игре при обиде на сверстника, брата или сестру.
Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, без друга тебе оставаться.
Эй, рука, трясись, трясись, только больше не дерись.
Расслабляйся рука, расслабляйся и больше не щипайся.
Ой, рука приклеилась! Руку отпускаю, за туловище хватаю. Хорошее называешь, руку отпускаю.
Игровые рифмы, помогающие пережить чувство обиды.
Прочь обида – все равно ты забыта,
Беги во двор, перелезь через забор,
Садись на коня, скачи от меня.
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА
С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ
Данные игры помогают развивать у детей грамматические способности без зубрежки букв алфавита, без унылого чтения слогов по книжке.
ЗАПОМИНАЕМ БУКВЫ.
Цель: помочь ребенку запомнить буквы алфавита, опираясь на слуховую, зрительную, мышечную память.
1.Взрослый обводит букву по контуру, называя ее, а ребенок штрихует букву карандашом или закрашивает красками.
2.Взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ребенок пытается угадать и назвать ее. Аналогичным способом взрослый рисует букву на спине ребенка.
3.Буква вылепливается из пластилина, конструируется из спичек, счетных палочек, семечек.
4.Взрослый с ребенком по очереди называют сходство какой – либо буквы с предметами из окружающего мира.
ПРЯТКИ С БУКВАМИ.
Цель: тренировать сообразительность, воображение, умение узнавать в графических контурах знакомые буквы.
На листе бумаги, на песке, на асфальте рисуется незамысловатый узор. Нужно, внимательно присмотревшись к нему, увидеть в его линиях очертания букв и показывать их в узоре по контуру по очереди.
ИГРЫ СО СКАЗКАМИ
В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.
ОТГАДАЙ НАЗВАНИЕ СКАЗКИ.
Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.
Сивка… Заюшкина…
Конек… Гадкий…
Мороз… Царевна…
Гуси… Мальчик…
Красная… Крошечка…
Дюй… Цветик…
Аленький… Золотой…
Бременские… Доктор…
ЧТО ЛИШНЕЕ?
Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, а одно не относится к этой сказке. Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.
Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка «Лиса и заяц»).
Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка «Репка»).
Машенька, утки, Ванюша, Баба Яга, гуси – лебеди (сказка «Гуси – лебеди»).
Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья – царевна (сказка «По – щучьему веленью»).
Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто ( «Сказка о рыбаке и рыбке»).
СКАЗОЧНАЯ ЧЕПУХА.
Эта игра объединяет всех участников, развивает чувство юмора и у взрослых и у детей, дает заряд радости, помогает разрядить напряжение, переключиться с монотонного дела. За содержательную основу игры берется небольшая по объему сказка, придумывается игровая модификация. Интереснее разыгрывать сказки, действия в которых повторяются неоднократно: «Репка», «Теремок», «Лиса и заяц». Между участниками распределяются роли, каждому персонажу присваивается дежурная фраза, которую он произносит всякий раз по ходу сказки после названия его персонажа.
Например: сказка «Репка».
Примерный набор дежурных фраз для персонажей сказки
Репка – «Вау!»
Дед – «Я вам покажу!»
Бабка – «Чтоб тебя…»
Внучка – «Прикольно».
Жучка – «Сейчас спою».
Кошка – «Бубль гум».
Мышка – «Выходи, подлый трус!».
Посадил дед (…) репку (…). Выросла репка (…) большая – пребольшая.
Стал дед (…) репку (…) тянуть: тянет – потянет – вытянуть не может.
Позвал дед(…) бабку (…). Бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут – потянут – вытянуть не могут.
Позвала бабка(…) внучку(…). Внучка(…) за бабка(…), бабка(…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут — потянут – вытянуть не могут.
Кликнула внучка(…) Жучку (…). Жучка (…) за внучку (…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…)- тянут- потянут- вытянуть не могут. Кликнула Жучка(…) кошку(…). Кошка(…) за Жучку(…), Жучка(…) за внучку(…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…)- тянут- потянут – вытянуть не могут.
Кликнула кошка(…) мышку(…). Мышка(…) за кошку(…), кошка(…) за Жучку(…), Жучка(…) за внучку(…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…) – тянут- потянут – вытянули репку(…)!
ВЕСЕЛОЕ АЗБУКОВЕДЕНИЕ.
Эта группа игр помогает детям узнать много нового из жизни слов, пополнить словарный запас, знания о языке.
ИГРА С МЯЧОМ «СКАЖИ НАОБОРОТ».
Зима – лето.
Жара – холод.
Правда – ложь.
Богач – бедняк.
Горький – сладкий.
Полезный – вредный…
«ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА ФЕИ СЛОВАРИНЫ»
Для игры необходима «волшебная» палочка. Один конец палочки уменьшает, а другой – увеличивает.
Взрослый игрок называет слово, затем касается одного из детей палочкой. Ребенок называет данное слово либо уменьшительным, либо увеличивающим в зависимости от конца палочки, которой дотронулись до ребенка.
Дом – домик – домище
Мост – мостик – мостище
Дождь – дождик – дождище
Кот – котик – котище…
«КТО ГДЕ ЖИВЕТ?»
«КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ?»
Источник