Развитие голоса у ребенка 5 лет

Развитие голоса у ребенка 5 лет thumbnail

Одним из главных естественных богатств человека является его голос, который помогает не просто передать информацию, но и выразить эмоции, настроение. Именно поэтому ответственные родители должны знать этапы развития детского голоса и помогать своему малышу. Важно понимать анатомические и физиологические изменения, происходящие в гортани, органах дыхания и артикуляционном аппарате, от которых зависят тембр, высота, диапазон голоса.

Этапы формирования

Человек появляется на свет с голосовым аппаратом, уже полностью готовым к работе, однако необходимо научить ребенка управлять им, то есть добиться того, чтобы работа органов координировалась мозгом.

Голосовой аппарат включает в себя несколько частей:

  • легкие;
  • гортань и голосовые складки – именно здесь происходит зарождение звука;
  • совокупность резонаторов – артикуляционный аппарат.

Все эти части находятся в постоянном взаимодействии.

Этапы и стадии развития детского голоса напрямую связаны с ростом малыша, что важно учитывать и родителям, и педагогам.

Принято выделять следующие стадии развития голоса у детей.

  1. Пренатальная – начинается до появления на свет.
  2. Младенчество – от рождения до достижения 2 лет.
  3. Ранний детский возраст – 2-5 лет.
  4. Средний детский возраст – 5-9 лет.
  5. Позднее детство – с 9 лет до вступления в пубертатный период.
  6. Ранний взрослый период – 12-15 лет.
  7. Средний взрослый период – 15-18 лет.
  8. Окончательное взросление – 19-21 год.

На каждом этапе происходят свои изменения в голосовом аппарате, что необходимо обязательно учитывать при подборе упражнений на развитие голоса.

Стадии развития голосового аппарата принято подразделять на три типа:

  • обычную;
  • интенсивную;
  • замедленную.

Протекают они по-разному, смена может быть как равномерной, так и скачкообразной. Кроме того, стадии могут чередоваться и сменять друг друга.

Дошкольники и младшие школьники имеют детский голос – легкий и нежный. Называют его фальцетным, или высоким резонированием. При этом сам голосовой аппарат очень хрупок, звуки, формирующиеся в гортани, образуются колебанием связок, между которыми имеется щель, в 7–8-летнем возрасте связки полностью не смыкаются. Голос ребенка пока слабый, высокий, сильно напрягать его нельзя, поскольку может образоваться хрипота.

Особенности голоса в первые месяцы жизни

Ребенок слышит звуки и пытается их воспроизвести, однако в первые месяцы жизни это получается не всегда успешно. Первые «сигналы» малыша – это крики, которые он издает в качестве реакции на внутренние или внешние раздражители. Постепенно они становятся различными по тембру, протяженности, высоте.

В три первые недели своей жизни кроха издает всего три вида крика:

  • от голода;
  • от боли;
  • при лишении (например, если у него забирают пустышку).

Потом появляется новый вид – крик одиночества, который издает малыш, оставленный без присмотра в кроватке. Это первый социальный сигнал. Ранние звуки, которые воспроизводят младенцы, довольно просты – это гласные [а], [э], а также дифтонг [əа].

Интересно, что по сигналам детей этого возраста можно выявить наличие у них проблем.

  • Крик здорового малыша громкий, отличается небольшим вдохом и более продолжительным выдохом.
  • При проблемах ЦНС он становится очень громким, визжащим или же, напротив, тихим, всхлипывающим, часто на вдохе.

Поэтому очень важно внимательно прислушиваться к первым звуковым сигналам ребенка. Отметим, что малыши слышат звуки, издаваемые родителями, и пытаются их повторить, то есть толчком к развитию речи является развитие слуха. Вот почему глухие малыши также остаются и немыми.

Стадии гуления и лепета

Важнейшей стадией доречевого периода является гуление, посредством которого малыш общается с родителями. Достигший 2 месяцев кроха начинает реагировать на голоса мамы и папы, поэтому до 6 месяцев специалисты рекомендуют активно общаться с ним – это будет способствовать развитию фонематического восприятия. Кроме того, звуки гуления являются основой для формирования речевого дыхания. На этой стадии начинается развитие интонации.

Именно сейчас малыши испытывают повышенный интерес к собственному голосу, словно проверяя его возможности. В этот период становятся наиболее заметными индивидуальные различия детских голосов.

К третьему месяцу начинается стадия лепета – количество издаваемых звуков постепенно увеличивается, а со временем появляются так называемые «лепетные псевдослова». Это очень важное время для развития дошкольников, поскольку включает в себя не только тренировку голоса, но и развитие необходимых для нормальной речи двигательных и слуховых реакций, а также способность органов артикуляции складывать звуки в слоги. В отличие от гуления, лепет включает не только гласные звуки, но и отдельные согласные. Возрастает роль слуха – дети начинают подражать и родителям, и самим себе. Вот почему в звуковой среде малыша должна обязательно присутствовать речь родителей, четкая и правильная, обращенная к детям, в противном случае неизбежны дефекты и зажимы, отсутствие интонации, даже боязнь собственного голоса.

Развитие от 1 до 5 лет

Ребенок начинает издавать осмысленные звуки к концу 12-го месяца жизни. Прислушиваясь к своим родителям, он постепенно осознает взаимосвязь предмета и его звуковой оболочки, поэтому именно в это время произносит свои первые простейшие слова. Ко второму году жизни кроха осваивает вопросительную интонацию, уже более четко выражает голосом свои эмоции, подражая речи взрослых.

До 5 лет вполне возможны проблемы с выговариванием отдельных звуков – чаще всего согласных, особенно вибрантов и шипящих. У большинства детей дефекты полностью пропадают лишь в 6-7 лет.

Развитие голоса

Родителям надо сделать все от них зависящее, чтобы развивать слух и голос малыша, но следует быть очень осторожными, поскольку чрезмерная нагрузка столь же вредна, как и полное игнорирование. Особую значимость играет постановка дыхания, которую самостоятельно, без музыкально-педагогического образования выполнить сложно. Но в домашних условиях можно внести посильный вклад, предложив малышу выполнить дыхательную гимнастику Стрельниковой, которая благоприятно скажется на звучании голоса. Полезной будет и артикуляционная гимнастика – она подготовит речевой аппарат крохи к правильному произнесению отдельных звуков, а также позволит проработать мышцы лица, челюсти, губ, языка и щек.

Родителям следует помнить, что помочь ребенку в развитии голоса они смогут только при соблюдении следующих условий.

  1. Детям нужен положительный пример, поэтому крайне важно, чтобы взрослые сами говорили правильно, эмоционально, соблюдая необходимую интонацию.
  2. Положительный эмоциональный фон. Если мама будет кричать на малыша, нервничать из-за того, что у него не получается выполнить задание, то польза от подобных занятий будет минимальна, ребенок быстро утратит к ним интерес. Поэтому нужно хвалить кроху хотя бы за приложенные старания.
  3. Многие педагоги сходятся во мнении, что самое полезное упражнение для развития голоса – это пение, поэтому можно смело петь с ребенком его любимые песенки. Музыка благотворно скажется на способности правильно строить фразы и произносить звуки.

Выполнение этих несложных рекомендаций поможет приблизиться к цели.

Основные методики работы

Многие исследователи и педагоги подходили к вопросу развития голоса у детей дошкольного возраста. Например, Д. Е. Огороднов предлагает стимулировать не просто развитие голосовых связок малышей, но и его эмоциональные и речевые способности, умение воспринимать форму. Методика полностью отрицает фальцетное звучание, признавая его неполноценным. Она позволяет развить гибкость, тембр и большое количество интонаций, однако затрудняет переход в высокий регистр. При подобных занятиях голоса малышей менялись, кроме того, наблюдалась пестрота в произнесении гласных. Голос развивался вниз, поскольку Огороднов считал высокие звуки некрасивыми.

Программа Емельянова имеет противоположную направленность. Она называется «Фонопедический метод развития голоса» и направлена на формирования певческого голосообразования и на развитие голосового аппарата.

Подобные упражнения подразделены на несколько уровней.

  1. Подготовительный. Работа с различными видами голосовой активности (писк, сип, крик, хрип, стон).
  2. Развитие академического певческого голосообразования. Происходит работа над улучшением владения интонацией, эмоционального и фонематического слуха.
  3. Формирование академического певческого тона. На этом этапе устраняется неравномерность развития голосового аппарата, происходит подготовка к изменениям пубертатного периода.

Еще одна методика – написание музыки специально для детей, позволяющей развить их вокальные способности.

Упражнения на развитие голоса для детей

Рассмотрим некоторые эффективные упражнения, которые родители смогут взять на вооружение. Прежде всего, это речевые игры, их существует достаточно много.

  • Прослушивание с малышом сказок, в которых используются доречевые коммуникативные элементы (шумы, визг, скрипы, писки).
  • Чтение стихов в различных регистрах – ребенку будет проще, если попросить его рассказать стих так, как это сделал бы медведь (грудной регистр) и ежик (фальцет).
  • Когда предыдущее упражнение станет получаться без проблем, можно немного его усложнить, переходя из фальцетного регистра в грудной в одном четверостишии.
  • Научиться менять высоту голоса можно при помощи такого упражнения. Изображать голосом картину, одновременно «рисуя» рукой по воздуху. Чем выше движется рука, тем более высоким становится голос. Таким образом можно, например, изобразить высокую ель.
  • Катание на лифте. Ребенок произносит звук, одновременно перемещает руку вверх и вниз (имитируя движение кабины лифта), соответственно, меняет и тембр голоса.
  • Подвижность голоса хорошо улучшает пение с закрытым ртом.
  • Для развития умения говорить громче поможет такая игра. Родитель предлагает малышу позвать мишку пить чай. Но мишка не слышит, он далеко, надо позвать громче. Важно следить за тем, чтобы дети не кричали, а именно говорили более громко.
  • Еще одна игра противоположна, задача малыша – говорить тихо, чтобы не разбудить мишку. Но необходимо не переходить на шепот, а делать голос более тихим.
  • Далее задание усложняется. Родитель подбирает парные игрушки, например, машинки, большую и маленькую. Затем просит ребенка изобразить, какой звук издает большая машинка (он должен быть громким). А маленькая, напротив, сигналит тихо. Затем ситуация повторяется со второй парой игрушек. Малыш должен научиться быстро и правильно менять громкость голоса.
  • Развить умение говорить «тонким» и низким голосом поможет такая игра: мама просит ребенка изобразить, какие звуки издает кошка, а какие – котенок. Во втором случае «мяу» ребенок должен произносить более низко, чем в первом. Аналогичным образом обыгрывается ситуация с птицами.
  • Можно прочитать ребенку сказку «Три медведя», а после – попросить его передать особенности речи каждого из героев: Михаил Иваныч отличается грубым, низким голосом, голос Настасьи Потаповны – немного ниже, а Мишутка говорит звонким, высоким голоском.
  • Мальчикам будет интересно имитировать езду на автомобиле, который едет по дороге, потом – объезжает лужу, мчится по кочкам. Затем задание изменяется – езда на большой машине сменяется поездкой на маленькой.
Читайте также:  Развитие ребенка по неделям рисунки

Такие игры доставят малышу подлинное удовольствие, если проводить их в легкой ненавязчивой форме. Кроме того, они очень полезны для улучшения работы голосового аппарата, особенно гортани. Постепенно положительный результат будет заметен – дети научатся выражать в речи эмоции, использовать звуки различной силы и высоты, а дефекты речи, напротив, станут менее очевидными.

Источник

Развитие голоса у ребенка 5 лет

Вокальные данные даются нам при рождении, но они развиваются с течением жизни. Редко рождаются гении сразу с уникальным слухом и голосом, в большинстве случаев эти качества поддаются тренировке. Опытный педагог способен улучшить вокальные данные. Если уж ваш ребенок и не станет новым Паваротти, то красиво петь научится точно. Кроме того, занятия вокалом полезны для здоровья, но обо всем по порядку.

Развитие голоса у детей

Становление вокальных данных

Выделяют следующие этапы развития и становление голоса у детей:

  1. Дошкольный, который длится с рождения и до 7 лет. В течение этого этапа вокальные данные несколько раз изменяются и совершенствуются. Обычно к концу стадии дошкольник может воспроизводить 5-6 нот. При рождении тембр у девочек и мальчиков одинаков. С каждым годом происходит развитие тембра голоса у детей. Он все больше отличается у мальчика и девочки, в нем появляются вопросительные и восклицательные интонации.
  2. Домутационный, который продолжается с дошкольного возраста и до 13 лет, т.е. до начала периода полового созревания. К концу периода ребенок уже способен расширить диапазон до 12 нот.
  3. Мутационный этап, рамки которого могут определяться несколькими месяцами или годами, однако, как правило, он длится с 13 до 15 лет. Во время этого периода голосовой аппарат под влиянием эндокринной системы изменяется. Причем у мальчиков это происходит быстро и неравномерно, а у девочек – медленно. К концу стадии женская и мужская гортань имеют совершенно разное строение. Диапазон у мальчиков сильно колеблется от баса до фальцета. У девочек же колебания незаметны: вокал, скорее, не мутирует, а эволюционирует, становясь ниже и приобретая женские черты.
  4. Послемутационный этап – время около двух лет после мутационного периода, ориентировочно до 17 лет. На этой стадии происходит окончательное становление и закрепление вокальных данных, установление индивидуального тембра, силы, его высоты.

Когда нужно начинать заниматься пением и зачем это нужно

Говорят, что учиться пению не поздно никогда: можно даже в 60 лет. Различают понятия занятий музыкой и именно вокалом. Последним рекомендуют начинать заниматься лет с пяти, когда маленький певец уже может осознанно выполнять и понимать просьбу учителя. Однако на уроки музыки можно начинать ходить с 2 или 3 лет. Это будут упражнения, которые помогут малышу научиться слушать и воспринимать мелодию, копировать звуки, шумы, говорить высоким и низким голосом.

Развитие голоса у детей

Даже если вы не ставите перед собой цель вырастить оперного или эстрадного певца, музыкальные упражнения полезны потому, что:

  • тренируют правильное дыхание и особенно рекомендованы дошкольникам и школьникам с хроническим бронхитом, бронхиальной астмой, частыми ангинами;
  • улучшают эмоциональное состояние, настроение;
  • прекрасно развивают память и речь.

Но занятия принесут пользу только в том случае, если малышу будет интересно и от уроков он будет получать удовольствие. Уделите время развитию голоса у детей дошкольного возраста, если:

  • сын или дочка любит музыку разных стилей и направлений;
  • часто поет во время выполнения прочих дел;
  • легко запоминает слова песни и поет близко к оригиналу;
  • любит внимание и с удовольствием устраивает вам концерты.

Упражнения для развития голоса для детей

Улучшение вокальных данных нужно доверять опытному педагогу, однако дома также можно заниматься с малышом. Вы не вырастите профессионального певца, но толк и польза от таких уроков будут непременно.

Развитие голоса у детей

Выполняйте следующие упражнения на развитие тембра голоса у детей:

  • слушайте различные звуки, аудиосказки, классическую музыку;
  • рассказывайте с малышом стихи от лица разных героев (медведя, мышки, лисы);
  • предложите петь с закрытым ртом, т.е. напевать мотив;
  • пусть попробует рисовать вокалом, как кистью: когда она поднимается, меняется диапазон;
  • сыграйте в игру, когда кроха говорит тихо, но не переходя на шепот;
  • выберите одинаковые игрушки разного размера, например, машинки, и попросите озвучить обоих: большая говорит более громко и грубо, а маленькая – звонко и тихо.

Эффективным считается выполнение вокальных упражнений для развития голоса детей, заключающихся в пении простых народных песенок-распевок. Педагоги выстраивают их в четкую последовательность для правильной постановки звуков и артикуляции. Им должно соответствовать музыкальное сопровождение.

Развитие голоса у детей

Занятия, если они доставляют удовольствие, чрезвычайно полезны как для развития слуха и таланта к пению, так и для решения других проблем (со здоровьем, общением, замкнутостью). Лучше заниматься в группе с педагогом и другими учениками, однако мама или папа также может уделить внимание развивающим упражнениям и провести время с сыном или дочкой за интересными играми.

Источник

Упражнения для «раскрепощения» мышц шеи и плечевого пояса

1. Упражнения для мышц плечевого пояса

Выполняется без музыки

1. Поднимание и опускание плеч. При поднимании — вдох через нос, при опускании — выдох через рот.

2. Поднимание и опускание плеч поочередно. При поднимании — вдох через нос, при опускании — выдох через рот.

3. Вращение плеч (руки опущены) спереди назад и обратно. При поднимании плеч — вдох через нос, при опускании — выдох через рот.

4. Разнообразные движения руками: в стороны, вверх, вращение, плавательные движения и т.п. При развертывании грудной клетки — вдох, при опадании — выдох с произнесением гласных звуков.

2. Упражнения для мышц шеи

Выполняется без музыки

Исходное положение — стоя или сидя, спина и шея прямые.

1. Повороты головы в стороны. При повороте — вдох носом, при возврате в исходное положение — выдох ртом.

Читайте также:  Карта наблюдения за эмоциональным развитием ребенка

2. Наклонить голову вперед — вниз (вдох носом), поднять в исходное положение (выдох ртом), откинуть голову назад (вдох носом), исходное положение (выдох ртом).

3. Вращение головы слева направо и наоборот. Вдох носом, выдох ртом на полном повороте.

4.Поднимание и опускание головы с сильным нажатием подбородка на кулаки обеих рук.

5. Круговые медленные движения головой.

«Пчелка»

Исходное положение: Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, руки согнуты к плечам в локтевых суставах («маленькие крылышки»).

На первое предложение отведение и приведение согнутых рук к туловищу («пчелка машет крылышками»). На второе предложение поднимать руки через стороны вверх, одновременно работая кистями рук.

hello_html_m7e39dd89.jpg

«Ёлочка»

Исходное положение: Стоя, ноги на ширине плеч, напряженные руки отведены в стороны — «ёлочка».

В первом периоде выполнение поворотов туловища вправо и влево. Напряженные руки при этом находятся в четырех положениях:

— 1 — 4 такты — в стороны — вниз;

— 5 — 8 такты — в стороны;

— 9 — 12 такты — в стороны — вверх;

— 13 — 16 такты — вверх.

В репризе руки мягкие, пластичные также находятся в четырех положениях, повороты начинаются из положения рук вверх и к последнему такту переходят в исходное положение.

hello_html_m33278600.jpg

«Качели»

Исходное положение: Стоя, ноги вместе, руки опущены вниз. Пружинистые приседания, руки при этом свободно качаются вперед-назад. Упражнение выполняется в быстром темпе, с большой амплитудой движения, энергично.

hello_html_329fa406.jpg

«Месяц»

Исходное положение: Стоя, ноги на ширине плеч.

На первое предложение медленно, на каждую фразу поднимать и опускать поочередно руки.

На второе предложение — качание вытянутых вверх рук над головой.

hello_html_584d212d.jpg

«Куница»

Исходное положение: Стоя, ноги на ширине плеч.

На первое предложение — медленное вращение головой вправо.

На второе предложение — медленное вращение головой влево.

hello_html_14888eda.jpg

Игры и упражнения для развития дыхания

1. «Веселый паровозик»

Детям дается установка: «Чей паровозик дольше проедет?» Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку педагога «паровозик едет»: «Чух-чух-чух…» так долго, на сколько хватит дыхания. Победит тот паровозик, у которого на дольше хватило дыхания.

2. «Воздушные шарики»

Детям предлагается «надуть воздушные шарики» (дыхание короткое через нос). Сначала «надуваем шарик», затем со звуком «тс-с-с…» — «сдуваем», делая полный сброс воздуха. Для контроля нужно держать руку на животе.

3. «Сердитая муха»

Муха «жужжит над ухом»: «Дз-з-з…» на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.

4. «На колок»

Держать свое тело в положении «на колок» — это значит как бы «надеть» его на позвоночник. Расслабить мышцы спины, плеч, рук, потом приподнять тело (плечи, грудь) и, откинув его назад и вниз, «надеть» на позвоночник. Дети должны почувствовать, что спина стала более прямой, крепкой, а руки, плечи, шея — свободными.

5. «Свеча»

Поднести ко рту узкую полоску бумаги (шириной 1,5 — 2 см; длиной — 7 — 10 см) и дуть на нее (это «свеча») с тем, чтобы «положить пламя свечи» и держать его в таком положении. Полоска бумаги позволяет наглядно следить за ровностью выдыхаемого воздуха.

6. «Звукоподражатель»

Воспроизвести звуки природы:

— свистит ветер — ссссссс

— шумит лес — шшшшш

— звенит комар — зззззз

— жужжит пчела — жжжжж

7. «Насос»

1 вариант

У детей в руках «насос». Они накачивают «шину», сопровождая движения рук звукоподражательными: сссс! сссс! сссс!

2 вариант

Дети распределяются по парам. Встают друг против друга. Один будет надувать «резинового человечка» (куклу). Второй — сидит на корточках. Он ненадутый «резиновый человечек» (кукла). Слышен звук насоса — «человечек» поднимается с корточек, выпрямляет корпус, затем шею, поднимает руки. Когда «человечек» надут до отказа, тогда «выдергивается шланг», и воздух с резким звуком пш! с силой прорывается, а «человечек» возвращается в свое исходное положение.

8. «Дирижер» (для увеличения продолжительности задержки дыхания и выдоха)

Исходное положение: стоя, руки опущены вниз. Педагог — «дирижер» поднимает руки вверх и считает до трех, дети делают вдох. «Дирижер» держит руки вверху и считает до трех, дети задерживают дыхание. При медленном опускании рук «дирижера» дети выдыхают воздух (счет на 6). Постепенно счет на вдох и задержку дыхания можно довести до 6. Желательно, чтобы выдох был по продолжительности в 2 раза дольше вдоха.

9. «Быстро — медленно» (для приобретения навыков спокойного и энергичного вдоха)

Если педагог поднимает руку вверх медленно, вдох должен быть плавным, если быстро — коротким, энергичным. Задержка дыхания в обоих случаях непродолжительная, а выдох длительный, спокойный. Можно на выдохе произнести согласные «с», «ш», «ф».

10. «Попеременное дыхание» (по методу йогов)

Цель этого вида дыхательных упражнений — сбалансировать деятельность вегетативной нервной системы. Дети прижимают указательным пальцем правой руки правую ноздрю и делают вдох через левую на счет 4, затем закрывают указательным пальцем левой руки левую ноздрю и выдыхают через правую ноздрю на счет 4. Упражнение можно повторить 2-3 раза.

11. «Мороз» (для равномерного выдоха)

Дети складывают ладони лодочкой и выдыхают в них воздух из открытого рта так, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но равномерным и интенсивным, чтобы руки почувствовали тепло дыхания и «отогрелись».

12. Упражнение на сохранение вдоха

После вдоха мы задерживаем дыхание, как бы надеваем на ребра «резиновый круг». Этот «резиновый круг» не должен опасть до начала пения, мы просим ребенка сохранить состояние вдоха, когда раздвинуты ребра.

13. Дыхательная зарядка (из опыта Л. Казарновской)

Исходное положение: стоя, руки согнуты в локтях, ладони касаются плеч. На счет 1 — вдох через нос, локти соединить перед собой; на 2 — задержка дыхания, локти развести в стороны; на 3 — выдох, наклон вперед, опуская руки.

14.»Ладошки» (по методике А.Н. Стрельниковой)

Счет на 4. Исходное положение: сидя или стоя, руки согнуты в локтях, ладони сведены перед грудью. Вдох — с силой сжимать ладони, одновременно коротко втягивая воздух через нос. Выдох самопроизвольный.

15. «Кошечка» (по методике А.Н. Стрельниковой)

Счет на 4. Исходное положение: стоя, руки согнуты в локтях. Вдох — выполнить повороты вправо и влево, втягивая воздух через нос. Выдох — возвращаемся в исходное положение, выдыхая через рот.

16. «Ушки» (по методике А.Н. Стрельниковой)

Счет на 4. Исходное положение: стоя, руки на поясе. Вдох — наклон головы вправо, втягивая воздух через рот. Выдох — через рот, голова прямо. Повторить то же в левую сторону.

17. «Синьор Помидор» (по М.Л. Лазареву)

Упражнение для развития силы дыхательных мышц.

Исходное положение: Стоя. Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены вниз. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. Задержка дыхания. На выдохе плотно сжатые губы препятствуют выходу воздуха. Руки с силой «выжимают» грудную клетку. Все мышцы напряжены. Лицо должно покраснеть от напряжения. Повторить 4 раза.

18. Силовое дыхание (по М.Л. Лазареву)

Исходное положение: стоя, ноги врозь. Вдох. Задержка дыхания. Выдох мощный, через плотно сжатые губы, одновременно напряженными руками совершаются вращения по кругу вперед, пока выдох не закончится.

19. Очищающее дыхание (для активной работы диафрагмы)

Исходное положение: стоя. Энергичный вдох через нос. Задержка дыхания. Затем через плотно сжатые губы делается ступенчатый выдох, малыми порциями, с большим напряжением и сопротивлением.

Артикуляционная гимнастика с музыкой

1. Гимнастика для жевательных мышц

hello_html_698f01be.jpg

1 — 2 такты — два раза открыть рот и закрыть

3 — 4 такты — два раза выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вернуть в исходное положение

5 такт — открыть рот и закрыть, надуть щеки и расслабить

6 такт — открыть рот и закрыть, втянуть щеки и расслабить

7 — 8 такты — движения нижней челюсти вправо и влево

2. Гимнастика для губ

hello_html_m18d3849b.jpg

1 — 8 такты — чередование положений губ в улыбке и трубочкой (выполнить 4 раза)

9 — 12 такты — чередовать оскал верхних и нижних зубов

13 — 14 такты — плотно смыкать и размыкать губы, произнося звук П

Читайте также:  Нарушение в психическом развитии ребенка педагогика

15 такт — верхними зубами покусать нижнюю губу

16 такт — нижними зубами покусать верхнюю губу

18 — 20 такты — круглые губы вытянуть вперед, «рупор», вернуть в исходное положение

3. Гимнастика для языка и губ

hello_html_ca3309.jpg

1 — 4 такты — «Улыбка» — растянуть губы в улыбке, слегка обнажая зубы. Вернуть губы в исходное положение (1 раз)

5 — 8 такты — «Забор» — улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы

9 — 12 такты — «Трубочка» — вытянуть губы вперед трубочкой

13 — 16 такты — «Лопатка» — улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу

17 — 20 такты — наказать непослушный язычок — чтобы язык был широким и спокойным, пошлепать его губами 5 — 6 раз, произнося «ПП — ПГГ»

21 — 24 такты — удержать широкий язык в спокойном положении при открытом рте

25 — 28 такты — «Иголочка» — рот широко открыт, показать узенький язычок

29 — 32 такты — наказать язык

hello_html_17480e54.jpg

1 — 4 такты — «Качели» — при открытом рте движение языка вверх — вниз (4 раза)

5 — 8 такты — «Барабанщики» — улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком «д-д», сначала медленно, потом быстро (в соответствии с ритмическим рисунком)

9 — 12 такты — «Орешек» — узкий кончик языка с силой упирается в правую и левую щеку с внутренней стороны

13 — 20 такты — «Дощечка» — широкий язык лежит внизу за зубами, рот широко открыт, вернуть язык в исходное положение (2 раза)

21 — 24 такты — «Мартышка» — рот закрыт, широкий язык лежит между зубами, за нижней губой

25 — 27 такты — «Бульдог» — рот закрыт, широкий язык лежит между зубами, за верхней губой

29 — 32 такты — «Грибок» — рот широко открыт, прижать язык к небу, чтобы натянулась уздечка

33 — 36 такты — «Колесо» — рот закрыт, круговые движения языка внутри рта, справа — налево и наоборот

Артикуляционные сказки

1. «Теремок»

«Хоботок» — вытянуть губы вперед и вращать ими

В доме есть три маленьких круглых окошка

«Окошко» — приоткрыть верхние и нижние зубы

И большая резная дверь

«Оскал» — показать зубы на улыбке, зубы разжать при этом

Стены у дома были красивые

«Покрасить стенки» — кончиком языка погладить щеки

Однажды подул очень сильный ветер и стены у домика зашатались вправо — влево, вправо — влево

Поочередно надувать щеки

Зашатался и пол в домике

Движение нижней челюстью вправо — влево

Дверь то открывалась, то закрывалась

Рот открывать и закрывать

Даже труба на крыше закачалась

Хоботок вправо — влево

Вдруг дом рухнул и рассыпался

«Худышка» — втянуть щеки

Прибежала мышка, которая жила в этом домике, увидела, что произошло и огорчилась

Нижними зубами закусить верхнюю губу

Даже слова не смогла сказать от расстройства

Закусить нижнюю губу

Прискакала лягушка — подружка и говорит: «Ква-ква! Пойдем, мышка, в мой домик жить!»

Широко открыть рот

Обрадовалась мышка, улыбнулась и побежала за лягушкой

Улыбка

2. «Сказка про гнома»

Язык вверх — вниз

Поел вкусное варенье и побежал гулять

«Варенье» — передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху — вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба

Перелез через забор

«Забор» — зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны

Скатился с горки

«Горка» — губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних зубов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается

И вдруг увидел красивую бабочку. Бабочка села ему на нос. Гном поморщился

Нос поморщить

Бабочка и не подумала улетать. Гном попытался сдуть ее с носа

Язык лопатой, подуть на кончик языка

Так с бабочкой он играл целый день. Наступил вечер. Гном скатился с горки

«Горка»

Перелез через забор

«Забор»

И вернулся в дом. Открыл кран, пустил воду, послушал как она поет свою песенку

С-с-с

Умылся, почистил зубы

«Щетка» — кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз

Задул на ночь свечу

«Трубочка» — зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке «У»

И лег спать

«Лопатка» — положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении

3. «Маша и медведь»

«Толстячок» — надуть щеки

«Грибок» — прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая уздечка — его ножку

На столе чашки стоят.

«Чашечка» — боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу

Маша была хозяйственной девочкой. Напекла Маша блинов, сделала много-много лепешек с тонкими краями.

«Лопатка» — пожевать края языка

Вдруг открывается дверь и входит Медведь. Удивился Миша.

Открыть рот

Маша испугалась и зажмурилась от страха.

Зажмуриться

Медведь нахмурился и осмотрел дом. Он увидел на столе порядок: чашки стоят.

Нахмуриться

«Чашечка»

Блины в тарелке остывают с вареньем

«Варенье» — передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху — вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба

Медведь улыбнулся и говорит: «Не бойся, девочка, я отвезу тебя домой!»

«Улыбка»

Посадил Машу в санки и повез в деревню

«Санки»

4. «Колобок»

Пожевать язык

Стало тесто подниматься и пузыриться. Бабка скатала красивый колобок, испекла его в печи и оставила на подоконнике остывать

«Катушка» — широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык «выкатывается» вперед, затем убирается вглубь рта

Лежит колобок, отдыхает. Решил колобок посмотреть, что же на улице происходит?

Язык перешагивает через зубы

Открыл ставни и свесил ножки на улицу

«Лопата»- положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении

Вдруг, откуда не возьмись, волк бежит. Остановился

«Оскал»

Громким голосом пугает всех. «Колобок, я тебя съем!», — закричал волк пронзительно

Покусать верхние и нижние губы

Принюхался волк, поводил носом вправо — влево: «вкусно пахнет»

«Хоботок»

Попытался языком до колобка дотянуться; длинный язык у волка, вот-вот дотянется

Вытянуть язык «иголочкой» к носу

А колобок проворней оказался, ножки убрал, а ставни хлоп и закрылись

Прикусить язык

Так волку язык и прищемило. Оскалился волк. Завыл волк дурным голосом и бросился бежать, куда глаза глядят

«Оскал»

Колобок тем временем опять на подоконник влез и ножки свесил, лежит и посмеивается, на дорожку поглядывает

«Лопата» — положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении

5. «Делу время, потехе час»

«Иголочка» — сильно потянуть кончик языка вперед

Взяли доску широкую-широкую, без сучков и без задоринок

«Лопата» — положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении

Затем взяли каждый по молотку и стали заколачивать гвозди. Трудно строить качели. «Тук, тук, тук. Тук, тук, тук». Качели получились на славу!

«Молоток» — открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком «д-д»

Все хорошо, осталось только покрасить качели. Краски раздобыли — красную, желтую, зеленую — и покрасили качели

«Маляр» — широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения взад-вперед (от зубов и обратно)

Сели звери на качели, весело им, смеются, радуются. Вдруг увидели — идет индюшка-болтушка.

— Что вы делаете?, — спрашивает

«Индюк» — широким передним краем языка производить вперед-назад движения по верхней губе, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик языка слегка загнуть, как бы поглаживая губу. Сначала производить медленные