Развитие глухого ребенка в школе

Развитие глухого ребенка в школе thumbnail

Реалии нашей страны таковы, что государственные образовательные «предложения» для ребенка со слуховым аппаратом – интернат либо коррекционная школа. Что плохого в специальном образовании? Ответ прост: изоляция от говорящих сверстников с типичным для них набором проблем. Изоляция от мира слышащих людей. Именно невозможность общаться с обычными ребятами, а не слуховой аппарат, превращает детей с нарушениями слуха в инвалидов.

Несогласие с системой и общим положением дел, выбор иного пути для раскрытия потенциала слабослышащего ребенка – практически всегда остается личной ответственностью родителей. Как и выбор школы – общеобразовательной или коррекционной.

Как подготовить ребенка к школе? Какой реакции ждать от педагогов и как познакомить необычного ученика с одноклассниками? Рассмотрим два возможных варианта развития событий.

Сценарий первый: не благодаря, а вопреки

«По результатам ЕГЭ я была одной из лучших в школе», – рассказывает будущий экономист Маша из небольшого города на Кубани. Русский – 98 баллов, математика – 74, обществознание – 88.

Вместе с золотой медалью эти баллы дали девочке возможность поступить на факультет «Финансы и кредит» в университете. На дневное отделение, на общих основаниях и бюджетной основе.

Как все начиналось

В возрасте 3 лет осложнения после гриппа лишили девочку возможности слышать. Маленькому ребенку, вспоминает Маша, нелегко от того, что он не может играть в «испорченный телефон», как другие дети, не может петь хором, не участвует в секретных разговорах с подружками.

«У меня было меньше возможностей. Я это понимала. Но у меня было больше, чем у кого-либо. Это я поняла потом».

Первым (и самым главным) человеком, который отказался сдаться, стала мама Маши. Все, что не могла расслышать дочь, она повторяла ей на ухо: диалоги в театре, кино, магазине, дома. Невзирая на капризы, раздражение. Каждый день, без устали, упрямо и настойчиво.

«Она боролась за меня», – говорит Маша.

Девочка с мамой прошли через десятки консультаций. Пока не попали в Краснодаре в медицинский центр МастерСлухТМ, к Владимиру Гауфману, врачу-сурдологу.

«С момента первой встречи прошло 14 лет, но до сих пор он – мой доктор. Хороший специалист для слабослышащего человека как спасательная шлюпка для утопающего. Это не просто подбор и настройка слуховых аппаратов. Это моральная поддержка, психологический настрой. Думаю, если бы на нашем с мамой пути он не встретился, сейчас меня такой не было бы».

Маше было пять лет, когда она надела первый слуховой аппарат. Мир вокруг звучал! Но у счастья, конечно, была своя цена.

Разрушенные мечты

Ценой стала сложная адаптация. Головные боли, резкая реакция на звуки – учиться слышать заново было непросто. Маша мечтала стать актрисой или телеведущей. Но сенсоневральная тугоухость внесла свои коррективы.

«Моя речь звучит не идеально. Да, на радио, на телевидении немало популярных персон, узнаваемость которых извиняет особенности их речи. Но моя жизнь уже не будет связана с публичными выступлениями. Специальности, в основе которых лежит иностранный язык, увы, тоже не для меня».

Маша посещала логопедический садик, где детей готовили к обычной школе. За возможность вливаться в коллектив тоже пришлось платить. Истериками и слезами.

«Меня постоянно мучили вопросами: «А что у тебя в ушах?» Не хотели дружить, я была «не такая». Не обошлось без издевок. Единственным адвокатом, как всегда, оставалась мама. Ходила к воспитателям, педагогам. Просила, объясняла, уговаривала».

Непонимание и агрессию транслировали не только дети. Взрослым тоже оказалось непросто переступить через неприятие.

«Трудности были (и есть) с английским языком, с аудированием. Никто из преподавателей не желал понимать, что аудиозаписи я и на русском-то языке не очень разбираю».

Но школа, определенно и без иллюзий, дала понять: будет так, как себя поставишь. Будешь бороться – получишь отдачу. Самым абсурдным эпизодом стала борьба с экспертами ЕГЭ за разрешение использовать слуховые аппараты на экзаменах. Но и этот рубеж был пройден.

«Я думаю, это только начало. Мое первое высшее образование даст основы материального благополучия, но не станет делом жизни. Я люблю компьютеры, делаю сайты и игры, обожаю космос, не перестаю читать одну книгу за другой. Определенно не дружу с музыкой, пением и спортом.

Несмотря на серьезную потерю слуха, у меня хороший словарный запас. Граница практически стерта. Уже не думаю, что «не такая». Есть цель – прожить счастливую, насыщенную жизнь.

Мозг дал мне отличную способность спать даже в ужасном шуме! Надо только снять аппараты, – смеется Маша. – И этим надо пользоваться!»

Сценарий второй: благодаря и с благодарностью

Ане из Ставрополя поставили диагноз «нейросенсорная тугоухость степени 4+, пограничная с глухотой» в 9 месяцев. Но родственники и больше всех, конечно, мама Ани были настроены на победу с самого первого дня.

В 2 года – кохлеарная имплантация в питерском ЛОР НИИ. Практически сразу после подключения процессора девочка стала слышать и реагировать на звуки, оборачиваться на хлопки. Появились предвестники речи, слоги, звукоподражание. Слова пришли позже. И мама особенного ребенка не сдавалась: через год после первой имплантации прошла еще одна, на второе ухо.

То, что у Ани есть старшая сестра, безусловно, сыграло огромную роль. Когда детки общаются между собой, все идет быстрее: и развитие речи, и обучение.

Родители очень постарались, чтобы девочка пошла в обычный садик, а не специализированный. Именно для того, чтобы дать ей возможность общаться с детьми. Конечно, пришлось предупредить и заведующую, и воспитателей о том, что ребенок особенный. Повезло: попались прекрасные педагоги, которые не испугались поставленной задачи. И в целом все получалось хорошо.

Хотя Аня и отставала от других ребят, но ее не «вычеркивали» из участия в утренниках, чтения первых стихов. Первый класс – общеобразовательная школа.

Был период, когда принятие особенностей слуха для Ани проходило со слезами. Она сердилась, говорила, что ее раздражают постоянные вопросы в школе. И что она уже хочет слышать без «всех этих штуковин», как другие дети. Но терпение родителей, уговоры дали результат. Она стала проще относиться к слуховым аппаратам. Нашла подруг, увлеклась танцами.

«Оказалось, что у Анечки способности, и педагог ее очень хвалит за чувство ритма. И за дисциплину. Дети разучивают танцевальные элементы несколько небрежно, а Аня очень серьезно к этому относится. И считает про себя, и держит ритм», – с гордостью за дочь рассказывает мама.

Читайте также:  Уроки для раннего развития ребенка

«Аня хорошо говорит, но все-таки понимание некоторых слов и понятий для нее сложны. Так, например, она с трудом пока еще понимает, что такое профессия. Хотя раньше мы с ней разбирали, учили это. Есть такой момент в обучении детей с особенностями, таких как Аня: если какие-то слова не повторять достаточно часто, они забываются. Тяжело даются пересказы прочитанного, хотя читает она очень хорошо».

Еще одна характерная особенность речи у таких детей – путаница в склонениях, окончаниях, в определении мужского и женского рода.

«Конечно, то, что медицина дошла до такой операции, как кохлеарная имплантация, – это настоящее чудо. Мы с дочкой вполне осознанно не учим язык жестов, не хотим им пользоваться! Мы все время говорим, и это вошло в привычку, даже в ванной, где она купается без слухового аппарата [устройство боится воды – прим. ред.].

Сейчас наши занятия с Аней – это уже не сурдопедагогические методы, а обычное развитие, расширение кругозора. Фактически все, чему учит школа, – знания об окружающем мире, литература и так далее».

Единственное отличие в том, что у Анечки меньше самостоятельности при выполнении домашнего задания. Все уроки она делает вместе с родителями. Ну и, конечно, повторяют и разговаривают в той семье много. Намного больше, чем в других семьях с детьми ее возраста.

И хотя оценки в первом классе Ане пока не ставят, но в школе ее хвалят: и читает, и диктанты пишет она очень хорошо.

И, судя по первому классу, легче Ане дается математика.

Советы Аниной мамы родителям слабослышащих детей

«Первое, что нужно, – это взять себя в руки. Диагноз «глухота» – в любом случае тяжелое испытание, к которому нельзя быть морально готовым. Особенно если среди близких и родственников не было таких случаев. Необходимо заручиться максимальной поддержкой родных, без этого будет нелегко. Меня очень поддержал муж, который взял в свои руки практически всю организацию и подготовку к операции дочери, пока мама (то бишь я) пыталась справиться с шоком.

Не стоит бояться. Но и уповать на то, что после операции все образуется само собой, тоже не стоит. С ребенком придется много и терпеливо заниматься, отдавая этому колоссальное количество времени. И без этого ничего не сложится. Нужно потратить два, три года на развитие малыша, чтобы вырастить из него полноценного и счастливого взрослого».

Что еще к этому можно добавить?

  • Не опускайте руки, если у вашего ребенка обнаружена тугоухость. Особенно в случае тяжелой степени потери слуха ­– буквально каждая минута промедления может обернуться неделями и месяцами, которые потребуются для того, чтобы малыш смог догнать своих сверстников в развитии.
  • Примите то, что вам понадобится много терпения, а вашему ребенку – вдвое больше внимания. Посещать специалистов придется регулярно.
  • Узнайте о льготах, которые предоставляет вам государство, и будьте настойчивы в получении всех возможностей, которые доступны по полису, – например, замена речевого процессора кохлеарного импланта, хотя в основном рассчитывать придется только на свои силы. И средства. Да, реабилитация – это не бесплатно. Все остальное, чем «поделится» государство, будет приятным сюрпризом.
  • Развитие ребенка – и физическое, и эмоциональное, и психологическое – будет в огромной степени зависеть от вас, его родителей.
  • Не оттягивайте момент начала ношения слухового аппарата либо направления на кохлерную имплантацию, если ваш врач-сурдолог говорит, что динамики в развитии нет. Даже если у ребенка на одном ухе кохлеарный имплант, второе необходимо протезировать цифровым слуховым аппаратом для равномерной стимуляции звуковой коры головного мозга. Иначе процесс адаптации может проходить сложно и долго. Экономить на слуховых аппаратах тоже не стоит – это не блажь, а инвестиция в здоровье вашего ребенка, в его возможность жить полноценной жизнью.
  • Ищите квалифицированных специалистов с хорошим «сарафаном» отзывов – слухопротезиста, сурдолога, сурдопедагога.
  • Не делайте ребенка изгоем, старайтесь социализировать его: ему нужно учиться знакомиться, общаться со сверстниками, преодолевать трудности, получать свой собственный опыт.

Продолжение следует.

Источник

Важное значение имеет, родился ли малыш уже с нарушением слуха или же потерял слух после травмы или болезни. Но в развитие детей с нарушениями слухалюбом случае существуют особенности психического развития глухого ребенка. Один из способов восприятия мира нарушен, значит, организм начинает искать возможность компенсировать это.

Например, глухие дети очень подвижные, так как это помогает им исследовать мир вокруг, понимать свойства предметов. Для детей важно иметь возможность учиться, развиваться, заниматься любимым делом. Ограничивать их в самостоятельности нельзя. Гиперопека родителей может серьезно навредить малышу – его личность должна развиваться без давления комплексов.

Ограничивая малыша, ограждая его от простых детских обязанностей, родители формируют негативные качества его характера.

Сегодня существует много возможностей для таких детей: образование, общение, игры, развлечения. Это позволяет им не воспринимать свои особенности как что-то резко негативное.

Нарушения слуха

Особенности развития зависят от того, какова причина появления глухоты:

  • наследственная (родители глухие или слабослышащие);
  • дефект внутриутробного развития;
  • родовая травма;
  • болезни, перенесенные во младенческом, грудничковом, раннем, школьном возрасте.

В любом случае таких детей можно обучать, развивать и учить развитие детей с нарушениями слухабыть самостоятельными. Глухие люди успешно учатся, работают и создают семьи. Они занимаются профессиональным спортом, творчеством, музыкой. Сегодня практически нет серьезных ограничений для дееспособности человека с нарушением слуха. Конечно, если оно не идет в комплексе с другими проблемами:

  • слепотой;
  • потерей речи;
  • нарушением активности;
  • умственной отсталостью.

Различают нарушения слуха разной степени тяжести: от легких до полной глухоты. Люди, которые находятся посередине данной градации, слабослышащие. Их способность слышать потеряна лишь частично. Все зависит развитие детей с нарушениями слухаот того, какова причина нарушения. В некоторых случаях может помочь операция, терапия, слуховой аппарат. В других, к сожалению, слух будут медленно ухудшаться.

Сегодня большой популярностью пользуются альвеолярные импланты, который могут помочь мозгу наладить связь с ухом. Даже тем, кто глух от рождения, они часто помогают. Конечно, каждый случай рассматривается врачами отдельно. Эта операция не самая простая, но она помогла начать слышать уже многим детям и взрослым.

Снижение или потеря слуха у грудного ребенка

К сожалению, выявить отсутствие или снижение слуха можно не сразу. Некоторые мамы первое время вообще не замечают, что с ребенком что-то не так.

Читайте также:  Центр развития ребенка в керчи

Дело в том, что родившийся малыш будет кричать, плакать, как и все другие развитие детей с нарушениями слухадетки. У него начнется фаза гуления с 2-3 месяцев, а с 5-6 месяцев он будет лепетать. Все это благодаря естественному моторному развитию.Тут важны отличия в интонациях. Плач глухого малыша однообразен, безэмоционален.

Обычно только к 10 месяцам удается точно понять, что кроха не слышит. Этот этап психологического развития у других детей проходит в попытках активного общения. Дети без проблем со слухом проходят его, учась «перекличке». Мама зовет малыша – он отвечает ей криком особой тональности. А глухой младенец более отстранен, не реагирует на звук голоса матери.

Обучение ребенка

Важно учитывать 4 момента для определения развития и планирования обучения малыша:

  • насколько сильно снижен слух, есть ли зависимость между снижением слуха и дефектом речи;
  • чем раньше появилось нарушение слуха, тем тяжелее проблемы с речью;
  • была ли ему оказана помощь, были ли обследования, следуют ли родители советам врача или нет;
  • уровень психического развития к младшему или дошкольному возрасту.

Учиться в обычной школе такой малыш не сможет, поэтому для детей с нарушением слуха предусмотрены специальные учебные заведения.

Сурдологический кабинет

Дети от 0 до 18 лет с разной степенью глухоты посещают сурдологический кабинет. Врач направляет малыша к сурдологу для:

  • уточнения диагноза, формирования плана лечения;развитие детей с нарушениями слуха
  • принятия решения, можно ли повести операцию по сохранению или восстановлению слуха;
  • подбора учебного заведения и программы для детей со сниженным слухом или глухотой.

Здесь же сурдолог проконсультирует родителей. Для многих родителей такой диагноз ребенка — шок. Они просто не знают, как быть, к кому идти за помощью, их пугают некоторые особенности поведения малыша. Правильные отношение детей с родителями важны для их психического развития.

Необходимость обучения

Если у малыша сохранен или даже немного снижен школа для детей с нарушением слухаинтеллект, то его можно и нужно обучать. Это стимулирует нормальное психологическое развитие ребенка. Если не учить даже здорового малыша, это приведет к серьезным изменениям его психики, личности. Что уж говорить о детях с дефектами восприятия! Конечно, обучение проводят специальные педагоги-дефектологи, а не обычные учителя. Школа для малышей с нарушением слуха устроена не так, как обычная:

  • небольшие классы (4-6 человек);
  • учитель и несколько помощников (каждому малышу нужно внимание, помощь при разъяснении материала);
  • специальное оборудование для работы;
  • специальные учебные пособия.

Как и другие, эти школы делятся на начальное, среднее и старшее отделения. Основная нагрузка начальной школы — обучение речи. Тут идут в ход разные речевые методики. У детей с нарушением слуха большая проблема с воспроизведением, артикуляцией. Чем легче дефект, чем позднее он появился, тем проще научить малыша говорить. школа для детей с нарушением слухаЗдесь же учат языку жестов, азбуке глухих. Это дает детям возможность общаться между собой, вести нормальные дружеские беседы.

Последующее обучение в школе позволяет развивать навык устной речи, расширять словарный запас ребенка. Особенности такого образования в том, что его нельзя проводить по обычным учебным планам. Министерство образования разработало специальные планы и пособия. Но уже в старшей школе есть возможность учить детей по обычной программе. После завершения школы молодой человек получает аттестат – он прошел полный курс среднего образования. Возможно и дальнейшее обучение для получения специальности.

Психическое развитие

Особенности восприятия мира влияют на развитие психики малыша. И чем сильнее глухота, тем больше это влияние. развитие детей с нарушением слухаОчень часто родителям советуют вместе с ребенком посещать детского психолога. Это помогает ему избавиться от многих комплексов и пересмотреть свое поведение.

Для малышей с нарушением слуха определяющим фактором является, было ли это нарушение врожденным или приобретенным. Если малыш потерял слух полностью или частично, ему бывает очень тяжело адаптироваться к новым условиям жизни. Все меняется:

  • часто друзья отворачиваются от него;
  • нельзя ходить в свой садик или продолжать учебу в обычной школе;
  • многие любимые дела приходится забросить.

Конечно, нельзя оставлять сейчас малыша или подростка один на один с проблемой. Чтобы не случилось кризиса развитие детей с нарушением слухапсихического развития, родители должны быть рядом и оказывать поддержку. Точно не стоит постоянно указывать детям на их проблему, ограждать от обычной детской активности.

Если малыш с потерей слуха уходит в себя, это губительно для правильного психического развития. Лучше всего в таком случае проконсультироваться у врача, специалиста по работе с детьми с такими проблемами. Поддержка ребенку нужна будет не только в особой школе, но и дома.

Личность

Многое зависит от того, в какой среде воспитывается человек. Родители могут заложить две совершенно противоположные установки:

  • малыш понимает суть своего дефекта, осознает, что путь его развития будет не таким, как у других детей. Но он знает, что с помощью родителей, друзей, родственников, учителей он сможет реализовать свои возможности. Тут не только адаптация в мире, учеба, но и творчество, спорт, общественная деятельность;
  • малыш понимает, что он не такой как другие, у него есть серьезный дефект. Эта особенность воспринимается как негативная, ограничивающая его возможности. Он не сможет занять в мире какое-то достойное место, всегда будет нуждаться в помощи других.

Разница огромная. Развитие личности происходит у всех детей (с сохраненным интеллектом) вне зависимости от того, развитие детей с нарушением слухаслышат они или нет. Это лишь один из органов чувств. Если у малыша сохранилось зрение, вкусовые ощущения, обоняние, возможность двигаться, то он может вполне успешно развиваться.

С нарушением слуха связаны некоторые личностные особенности, но это никак не делает человека «второсортным», ненужным, бесполезным. Главное, чтобы у него была возможность общаться, так как это один из определяющих факторов развития личности.

Негативные последствия гиперопеки

Другой важный фактор — самостоятельная деятельность, независимость (хотя бы частичная), наличие ответственности. С физической точки зрения потеря слуха не ограничивает человека так сильно, как, например, слепота.

Детей нужно обязательно учить заботиться о себе – тут они мало чем отличаются от здоровых детей.

Глухой или слабослышащий ребенок вполне может заниматься собственной гигиеной, одеваться, кушать сам, играть, иметь какие-то домашние обязанности. Губительным для личностного развития было бы ограничение его в этих простых действиях.

Некоторые родители из самых благих побуждений пытаютсядети с нарушеним слуха оградить глухого ребенка от какой-то домашней работы, сложностей в учебе, проблем с другими детьми. Это негативно отражается на развитии личности, собственного и общественного «я». Установка, при которой дети чувствуют себя зависимыми, ограниченными, ведет к формированию очень опасных для личности качеств:

  • неадекватное возрасту поведение;
  • претензии к здоровым детям;
  • мысль, что «все мне должны»;
  • постоянная потребность в помощи взрослого;
  • эгоистичное поведение;
  • отсутствие воли.
Читайте также:  Сущность основных закономерностей развития ребенка

Такое обращение с ребенком делает его инвалидом тогда, когда он им не является. Часто гиперопека родителей по отношению к детям с нарушением слуха тормозит их развитие, ведет к инфантилизму.

Эмоции

Дети с нарушением слуха проявляют меньший спектр эмоций. У них преобладает раздражительность, нетерпение. Они легко впадают в гнев. Это связано с невозможностью получать слухинормальную обратную связь от мира. Очень многое зависит от нашего голоса – так мы показываем мелкие нюансы настроения, шутки, сарказм. Если человек не слышит, он лишен возможности это понимать. С эмоциональной точки зрения, для глухих и слабослышащих детей, мир лишен многих красок.

При правильной работе с ребенком многие нюансы эмоционального поведения можно исправить. Очень важно, чтобы у таких малышей была возможность общаться друг с другом и со здоровыми детьми. Это помогает им учиться. Оставить его дружить и заниматься вместе только со слабослышащими и глухими – для эмоционального развития это будет очень вредно. Ведь дети копируют поведение другдети с нарушеним слуха друга, учатся, общаясь с другими. Так, от здоровых детей малыш с нарушением слуха получит навыки мимического выражения многих эмоций.

Опять же важно нормальное общение с родителями. Они — первые люди, которых увидит малыш. Он научится их улыбкам, будет лучше понимать, как реагирует на то или иное событие мама или папа. Не стоит ограждать кроху от обычных детских развлечений: походов в музеи, зоопарки, парки, совместных поездок. Это помогает ему получать позитивные эмоции. Так он не будет считать, что чем-то сильно отличается от других. Как и обычным детям, ему нужны радость, восторг, удивление – словом, самые разные впечатления.

Важность движения

Глухота или частичная потеря слуха могут серьезно повлиять на координацию движения. Обычно для таких людей характерно следующее:

  • шаркающая походка;
  • проблемы с координацией и ориентацией;
  • они часто падают;
  • плохо ощущают свое тело в пространстве.

У детей с проблемным слухом отмечается высокая двигательная активность. Даже несмотря на то, что малыш может часто падать, спотыкаться, он дети с нарушеним слухаочень подвижный. Это компенсация организма – еще один способ познавать мир. Так активизируется использование всех остальных, непострадавших видов восприятия. Часто бывает так, что малыш гиперактивен, но после быстро устает, нуждается в длительном дневном сне. Ничего страшного – его активность полезна для психического развития.

Если нет противопоказаний от врача, малышу можно попробовать себя в каком-то виде спорта. Существуют специальные секции для таких детей. Спорт поможет им преодолеть проблемы с координацией. Например, из-за особенности восприятия звуков как вибраций они могут хорошо танцевать.

Возможности музыкального развития

Многие дети со снижением слуха стали успешными музыкантами. Тут нет ничего удивительного. Их ограниченная способность слышать тут может стать вдруг очень полезной:

  • аудиограмма не влияет на звуковое восприятие;
  • развита вибрационная чувствительность;
  • легче улавливают ритм.

Не каждый ребенок может заниматься музыкой – это относится и к глухим детям. Зато, если есть дети с нарушеним слухапредрасположенность, ее можно использовать. Такая реализация своих способностей благоприятна для психического развития. Кроме того, можно научить малыша играть на музыкальном инструменте. Особенности восприятия звуков помогают им удерживать такт, ритм, не отвлекаться на посторонние звуки. Некоторые глухие музыканты отмечают, что их восприятие музыки совершенно особенное. Они ее «чувствуют» пальцами, телом, а не ушами.

Социальные возможности детей с нарушением слуха

Школой и кружками социальная жизнь таких детей не заканчивается. У них масса возможностей. Сегодня большинство музеев оборудовано программами помощи дети с нарушеним слухалюдям со сниженным слухом, проводятся экскурсии на языке глухих. Существуют всевозможные программы адаптации детей, а потом и взрослых людей. Возможно дальнейшее обучения по выбранным профессиям. Причем это не только профессиональное, но и высшее образование.

Родителям обязательно нужно узнать обо всех возможностях для детей. Чем активнее будет их жизнь, тем больше психологического комфорта испытывают дети. Равные возможности позволяют им забыть о своем недуге и вести нормальную жизнь в обществе.

Обязательно изучите язык жестов

Детям нужно изучить язык жестов: это заметно облегчит их жизнь и общение. Но родителям тоже придется его выучить, чтобы общаться со своим ребенком. Это не так сложно, как может показаться. Он состоит из дактилологической азбуки (каждая буква обозначена жестом) и жестов-слов. Так, например, одним жестом можно дети с нарушеним слухасказать «спасибо», «извини», «я тебя люблю».

Конечно, необходимо выучить эту азбуку еще и потому, что глухие и слабослышащие много времени будут проводить вместе. Это общение в школе, дружба. Многие из них заводят семьи и совершенно не чувствуют себя какими-то не такими в нашем обществе. Единый язык общения помогает почувствовать психологическую причастность к огромной группе людей. Для правильного развития психики это необходимо. Так малыш не будет одиноким или покинутым, сможет иметь друзей и точно такие же отношения, как любой из слышащих.

Следите за состоянием здоровья ребенка

Часто врожденная глухота — следствие особенности развития органов слуха или системы лор-органов (уши, горло, носоглотка). Из-за этого носоглотка страдает сильнее всего. У детей отмечаются частые отиты, воспаление аденоидов даже после простой простуды. Для них горло — особо чувствительная зона. Голосовые связки тоже сильно страдают. Малыш пытается говорить, но не может соизмерять громкость, часто кричит.

Родителям дети с нарушеним слухасоветуют хорошо следить за тем, чтобы малыши не простужались. По возможности давать им витамины, поддерживать иммунитет. Если в детстве будут серьезные проблемы с горлом, это скажется на качестве обучения. А ведь развить речь для такого малыша очень важно. Если сильно пострадают голосовые связки и носоглотка, то речевая функция может быть потеряна.

Врач пропишет вам специальные смягчающие ингаляции, полоскания. Особенно следует обратить внимание на то, как ребенок спит. Малыши часто спят с открытым ртом – от этого простужаются или пересушивают горло. Можно поставить в детской комнате аппарат, нормализующий влажность воздуха – так получится избежать пересушивания горла ночью.

Источник