Развитие фотографической памяти у ребенка
Еще одна крайне важная разновидность памяти – фотографическая. Она, вместе со слуховой, зрительной и тактильной позволяет воспроизводить совершенно целостные информационные образы. Увидел – «сфотографировал» для людей с развитой фотопамятью имеет практически прямое значение. Для них процесс запоминания деталей не представляет труда, он происходит непроизвольно, на уровне рефлексов. Представьте себе, человек, бросив один единственный взгляд на композицию, – стол, книжную полку, букет цветов, через время может запросто ответить: сколько приборов лежало на столе и каких именно, много ли было книг на полке и из каких видов цветов был составлен флористический ансамбль. Большинству, у кого фотографическая память не развита, понадобилось бы немало времени, чтобы сосчитать все и постараться запомнить, но и в таком случае не было бы гарантии, что при необходимости данные всплывут.
Развитию фотографической памяти необходимо посвящать максимум времени. Кроме того, что это полезно, это еще и очень интересно. Люди, с детства работающие над своими мнемоническими способностями, в состоянии воспроизводить по памяти целые тома сочинений, причем с такой точностью, как будто они находятся у них прямо перед глазами. Дети с тренированной фотографической памятью всегда хорошо учатся, прекрасно приспосабливаются в жизни. Зачастую им вообще не нужно готовиться к большинству предметов, поскольку они с легкостью могут по памяти восстановить «картинку» или «фотографию» из текста конспекта или учебника и «прочесть» все, что требуется в данный момент.
Что такое фотографическая память?
Многие считают, что фотографическая память – это некий феномен, которым наделено очень ограниченное количество индивидов. Это отчасти соответствует действительности, но только от части. Это такая же способность человеческого мозга, как и масса других и если ее правильно тренировать, то можно достичь невероятных успехов.
Фотографической или эйдетической памятью в психологии принято называть способность человека запоминать информативный визуальный образ без его осмысливания. Увиденные данные трансформируются в просто статичную картинку, слайды, которые при определенных условиях (или при желании вспомнить ассоциативных ситуациях) просто сами по себе всплывают в памяти с первозданной отчетливостью. Хороший пример – страница из телефонного справочника, если ее «сфотографировать» своей памятью, то можно в любой момент воспроизвести изображение и мысленно пройтись по нему глазами в поисках нужного контакта.
Чем фотографическая память отличается от обычной?
Фотопамять отличается от других видов в первую очередь тем, что человек не осмысливает и не анализирует увиденное, он просто запоминает его – делает «фото» в и кладет альбом, а потом при необходимости извлекает и пользуется.
Обычная память основывается на принципах замещения. Информация откладывается в свободные ячейки, более свежие данные замещают устаревшие, поэтому со временем человек многое забывает. Традиционной памяти свойственно уделять особое внимание только эмоционально богатым событиям, значимым.
Фотографическая память же не привязывается к эмоциям, она фиксирует образ, который не зависит от новых событий, не смешивается с ними. Запомненная картинка не всплывает частями – яркими пятнами, а вся целиком и полностью, откуда уже можно выбирать малейшие детали.
Практические приемы для развития фотографической памяти
Тренировать фотографическую память у ребенка весело и интересно, польза будет однозначно для всех участников процесса. Конечно, таких результатов, как у Кима Пика – одного из немногих признанных в мире обладателей совершенной фотографической памяти, достичь вряд ли получится, но стремиться к ним стоит. К слову, Кип Пик стал прообразом одного из главных героев знаменитой драмы Барри Ленвинсона «Человек дождя» – Реймонда, сыгранного Дастином Хоффманом. Ким читал стандартную книжную страницу всего за 4 секунды и при этом запоминал, все, что там было написано. К концу жизни в его «фотоальбоме» было больше 12 тысяч страниц.
Упражнения
- Попросите ребенка посмотреть на какой-либо не перегруженный деталями предмет, пусть постарается запомнить все, затем он отворачивается и описывает вам то, что запомнил. По мере улучшения результатов, когда описание начнет полностью совпадать с визуализацией, объекты необходимо усложнять, брать большие по объему, более насыщенные мелкими фрагментами.
- Стоя на остановке, смотрите на рекламки и соревнуйтесь, кто больше запомнил телефонов и текстов объявлений.
- Леонардо да Винчи очень любил разглядывать стены, невпопад забрызганные краской. В них он пытался находить новые образы, черпал вдохновение для своих гениальных работ. Такую же технику можно применять и для занятий с ребенком – лист бумаги с хаотично нанесенными кляксами, что видим? Еще есть похожая игра с облаками. Выберите денек с хорошими кучевыми облаками, прилягте на травку и работайте с ассоциациями, и какое облако на что похоже. Очень интересно, тем более что форма облаков все время меняется.
- Более старшим детям полезно будет позапоминать формулы. Действуя от простого к сложному можно хорошо повысить уровень фотографической памяти.
- Посмотрите на небольшой абзац текста, полностью не читая его, а просто охватывая от начала до конца взглядом. Запишите на бумаге все, что запомнили, даже если это просто отдельные слова на разных строках, они как части пазла постепенно сложатся в читабельную картинку. Тренируйтесь и совсем скоро сможете полностью записать абзац.
- Запишите цифры в ряд или в столбик – запоминайте и постепенно увеличивайте их количество в ряду или столбце.
- Игра найдите пару – одна из самых простых и занимательных. Как она выглядит можно посмотреть на нашем тематическом ресурсе Iqclub в разделе развитие памяти. На поле, заполненном изображениями, нужно как можно быстрее найти и отметить картинку-близнеца.
- Эффективным является чтение слов задом наперед. Начинать нужно с небольших фраз. Через время вы сможете уже бегло читать целые страницы текста. Детям нравится, особенно своеобразное звучание некоторых привычных слов.
- Распечатайте небольшой текст на одном листе и такой же, но с добавлением нескольких лишних слов, на другом. Задача: максимально быстро найти лишние слова. Количество лишних слов постепенно увеличивается.
- Рассматривайте предмет не менее 5 минут, закройте глаза и воспроизведите увиденное.
- Таблички Шульте. В таблицах с хаотично разбросанными цифрами и числами необходимо находить последовательность. Они тоже в полном объеме представлены на IQКлубе.
Вначале, конечно, будет достаточно сложно. Для большей результативности методы необходимо чередовать. В развитии фотографической памяти, как и в остальных, крайне важна регулярность. Успехов!
Источник
Мозговой процесс фиксирования, сохранения и последующего воспроизведения следов прошлого опыта называется памятью. Фотографический феномен относится к сложным процессам, состоящим из нескольких частей, его можно развить или усовершенствовать с помощью тренировок, правильного способа жизни и специальных упражнений.
Виды памяти
Информация, поступающая в мозг, группируется под влиянием особенностей психической деятельности, мер осознания образов, от вида целей функционирования, по продолжительности.
Отталкиваясь от органов восприятия объектов, по особенностям умозаключающей деятельности память разделяется на виды:
- Образная (создается благодаря ощущениям) различается согласно органам чувств:
- зрительная;
- слуховая;
- вкусовая;
- обонятельная;
- тактильная.
- Двигательная форма проявляется в виде сохранения и воспроизведения операций, связанных с движениями (навыки плавания, катания на коньках, велосипеде, футбол).
- Эмоциональный вид выявляется в чувствах, он относится к наиболее достоверному процессу фиксации объектов. Это сохранение пережитых эмоций (страх, стыд, радость, гнев).
- Смысловая (семантическая) группа, где запоминание основывается на процессах мышления и словах. Такая память бывает механического (вырабатывается в процессе многократного повторения информации без осмысления) и логического (основывается на выработке логических связей) типа.
Исходя от соотношения степеней осознанности, разделяют следующие виды памяти:
- имплицитная форма – это сохранение образов, излагаемых неосознанно;
- эксплицитный подвид основывается на умышленном применении добытой информации.
В связи с целями активности разделяют следующие виды памяти:
- бессознательное мышление, появляющееся в уме независимо от поставленных задач;
- сознательное запоминание, включающееся благодаря умеренному сохранению объектов, связанное с конкретными задачами.
По длительности удерживания в памяти картин определяются типы:
- мгновенный (сенсорный) вид, который удерживает информацию, полученную от органов чувств, не обрабатывая ее;
- кратковременная форма, характеризующаяся непродолжительным восприятием и воспроизведением образов в первые секунды после осознания;
- оперативный вид, функционирующий только в момент выполнения конкретных задач, потом информация стирается спустя некоторое время;
- долговременная форма относится к продолжительному хранению информации, характеризуется многократным использованием.
По целям исследования память делят на типы:
- генетический (передается по наследству);
- биологический;
- эпизодичный (сохранение отдельных фрагментов образов);
- реконструктивный (исправление разрушенных цепочек);
- репродуктивный (постоянное повторение воспроизведения сохраненного объекта);
- ассоциативный (создание связок между сохраняемым и существующими объектами);
- автобиографический (запоминание событий из личной жизни).
Феномен фотографической памяти
Фотографическая память (развить феномен можно в домашних условиях) заключается в отличном зрительном запоминании, которое позволяет удерживать в уме и проигрывать образы, предметы, явления.
Отличается эйдетизм от зрительной формы тем, что образ может включать тактильные, слуховые, моторные, вкусовые и обонятельные ощущения. Воспроизводя фотографическую память, человек продолжает чувствовать или осязать предмет при его отсутствии.
Исследование феномена
В 1907 г. был открыт феномен эйдетической памяти словенским ученым Виктором Урбанчичи.
Теория данной разновидности способностей исследовалась на протяжении 1920-1940 гг.:
- Ученым Эрихом Йеншем был сделан большой вклад в развитие науки, его исследования проводились в университете города Марбурга (Германия).
- Большой вклад в развитие направления сделали советские ученые: Лев Выготский, Павел Блонский, Сергей Рубинштейн, Борис Теплов, Анатолий Шемякин, Полина Эфрусси.
- Первые упоминания о феномене были опубликованы в книгах Павла Блонского «Педология» и Сергея Кравкова «Очерки психологии» (издание 1925 г.).
Ученые и исследователи обычно не обращали внимания на теоретическое изучение феномена: основное время уделялось практическому применению. В трудах ученых очерчено большое количество информации, касающейся перечисления основных проблем работы с одаренными детьми, описание результатов экспериментов, содержание протоколов исследований, оценивание проделанных работ.
63-й том «Большой Советской энциклопедии» был выдан в 1963 г., в него вошла статья Александра Лурия «Эйдетизм». Автор описывает в ней редкость феномена в чистом виде и его распространение в детском возрасте, угасание во взрослой жизни, причины, по которым это происходит.
Исследования эйдетики были полностью заброшены после Великой Отечественной войны. В 1936 г. вступило в силу направление в педагогике, которое поставило своей целью объединить различные подходы науки и методики образования ребенка.
Как работает эйдетизм у ребенка, взрослого?
Фотографическая память является возрастной особенностью у детей дошкольного возраста. Обычно при переходе в подростковый возраст она теряется. Ученые определили, что эйдетические образы возникли в начале зарождения человеческой культуры, но одновременно с развитием цивилизации феномен исчезал, а на его место пришло отвлеченное мышление.
Наиболее часто феномен встречается у детей младшего и подросткового возраста и является редкостью у взрослых. Ученые полагают, что процесс потери эйдетизма связан с взрослением человека и обучению навыкам получения информации другими способами.
Профессор Хейбер в 1969 г. в ряде многочисленных экспериментов над детьми вывел правила, с помощью которых эйдетики управляют образами и их запоминанием:
- Они не смотрят долго на объект.
- Образ стирается путем интенсивного мигания глаз или их отводом.
- Информация сохраняется в виде зрительных или словесных образов. При этом люди с феноменом не имеют одновременно двух способностей.
Таким людям для процесса запоминания и удерживания образов необходима эмоциональная подоплека, понимание предметов или явлений и, в качестве мотивации, интерес к происходящему. При соблюдении всех аспектов память может опускать или корректировать некоторые детали увиденной картины.
Процесс запоминания основывается на создании картинки, к которой постепенно присоединяются другие виды памяти: слуховая, тактильная, обонятельная. Такую память нельзя воспринимать как объективное явление, так как она подвержена личной интерпретации человека с последующим таким же воспроизведением деталей.
Основные характеристики
Фотографическая память, развить которую можно при наличии желания, характеризуется продолжением визуализации образов после того, как они исчезли. Картинка, появляющаяся перед взором настолько реальна, что ее можно исследовать детально.
Основными свойствами фотографической памяти служат:
- запоминание зрительных образов;
- продолжительный отпечаток картин в памяти;
- возможность вернуться к запомненному материалу в любой момент;
- присоединение к зрительному образу органов других чувств (слухового, сенсорного, обонятельного);
- субъективная интерпретация картин.
Степени
Классификацию степеней выраженности феномена составили совместно ученый Э. Йенш и его сотрудники.
Разделение на группы происходит по 6 степеням, начиная с 0-й до 5-й меры:
- Во время этапа в памяти возникает послеобраз (продолжение увиденного) после исчезновения объекта. Степень характеризуется кратковременностью.
- Далее осуществляется визуализация объекта (придание образу более четких границ). К картине послеобраза добавляются сильные ощущения зрительного восприятия.
- Продолжение фиксирования образа не только с помощью зрения, но и воздействием звуковых сигналов. Происходит корректировка отклонений величины и формы запоминаемых объектов.
- Запоминание зрительных образов не сложных объектов. При этом уже не требуется фиксация, сложные объекты запоминаются частично.
- Внесение ясности и полноты в зрительный образ сложных объектов.
- Полная визуализация сложных образов со всеми мелкими деталями.
Согласно степеням выраженности феномена происходит классификация людей, имеющих способности к логическому представлению, которые делятся на 2 типа:
- «Т-тип» представляет собой людей, у которых появляются стойкие и продолжительные представления образов, не требующие стимуляции.
- «В-тип» представляет вид людей, которые имеют способности к произвольному пробуждению феномена и сознательной корректировке образов.
Чем отличается зрительная и фотографическая память, какую нужно развивать?
Зрительная память заключается в способности запоминать визуальные образы. Если же она способна запоминать объекты надолго и точно, то переходит в область эйдетического вида.
Фотографическая память, развить которую можно в течение продолжительных тренировок, отличается от зрительной непринужденным запоминанием, то есть отсутствием заинтересованности в сохранении информации.
В случае наличия феномена процесс откладывания информации в мозг максимально приближен к фотосъемке, то есть буквальной фиксации картинки: такой, как она есть со всеми деталями.
Зрительная память запечатлевает объект, не сосредотачиваясь на деталях, и возможно их искажает.
На подсознательном уровне специалисты рекомендуют развивать фотографическую память путем расширения возможностей зрительного осязания. Существуют разработанные методики тренировок и упражнений, выполнять которые можно в домашних условиях в свободное время.
Как подготовить свой мозг?
Мозг, как любая другая часть тела человека, нуждается в сбалансированной пище, в достаточном количестве отдыха, в умеренных физических нагрузках. Приведя в норму свой образ жизни, поддерживая его на одном уровне, можно значительно увеличить умственные способности, улучшить память.
Сон
Здоровый сон помогает мозговой деятельности перезагрузиться. Таким образом орган «раскладывает по полочкам» всю информацию, которую принимает в течение суток, а от не нужной избавляется.
Во время сна нервные волокна производят сортировку воспоминаний, анализируют, что важно, а что не нет. Далее мозг сохраняет в определенных областях памяти полученную информацию. Этот процесс носит название консолидации.
Ученые рекомендуют следить за количеством и качеством сна. Продолжительность часов отдыха должна составлять в норме 7-8 часов.
Питание
На функционирование нервной системы влияет в большой мере правильность питания. В норме, когда в рацион включается достаточное количество витаминов, клетчатки, белков и полезных жирных кислот.
Следует учитывать, что усилители вкуса и консерванты снижают умственные возможности, а также красное мясо и алкоголь, поэтому рекомендуется включать в меню больше натуральной еды. Летом особенно полезна Средиземноморская диета.
В обязательном порядке в рацион должны входить:
- свежие фрукты;
- молочные продукты;
- блюда из цельных злаков;
- макаронные изделия;
- бобовые растения;
- орехи, семечки;
- растительное масло;
- рыба;
- птица.
Физические нагрузки
Физиологическая сторона вопроса подразумевает не только наличие правильного питания и рационального режима бодрствования и сна, но также и физические умеренные нагрузки в виде:
- утренней зарядки;
- пеших прогулок на свежем воздухе;
- бега;
- танцев.
Исследования показали, что регулярные физические нагрузки способствуют улучшению когнитивных функций. Во время занятий в мозге вырабатывается вещество, способствующее восстановлению нейронов и реконструкции связей между ними.
Развитие фотографической памяти без сложных тренировок. Практические приемы
Люди, обладающие хорошими способностями зрительного запоминания информации, могут тренироваться для усовершенствования эйдетической памяти. Также необходимо заниматься тем людям, у которых нет особых способностей, но приемы помогут им развить мозговую деятельность.
Осуществлять тренировки можно в любом местонахождении: по дороге на работу или учебу, на прогулке, в очереди в магазине, на остановке общественного транспорта.
Практические приемы основываются на следующей методике:
- Необходимо смотреть в течение 30 сек. на объект (явление, человека).
- Затем, отведя глаза, попытаться воспроизвести все детали увиденного в памяти.
В качестве материалов для запоминания можно рассматривать рекламные объявления, информацию для посетителей. Навык нужно периодически проверять: насколько все пробелы образа заполнены. Не следует ожидать, что результат появится быстро, но, проявляя упорство, можно все-таки улучшить эйдетизм без специальных упражнений.
Тренинги для освоения эйдетизма
Фотографическая память (развить процесс запоминания помогут практические приемы) может тренироваться в домашних условиях. Существует множество методик, развивающих эйдетизм за небольшой промежуток времени.
К ним относятся:
- таблицы Шульте;
- специальные игры;
- нейробика;
- способ Айвазовского.
Чтобы процесс тренировок проходил продуктивнее, необходимо искать ассоциации в увиденных образах.
Простые упражнения на развитие фотографической памяти
Существует ряд простых упражнений, которые позволяют улучшить показатели мышления и памяти:
- Необходимо найти 2-3 математических, химических или физических формул. На каждую формулу нужно смотреть в течение 15-20 сек. и представлять, как она прописывается в памяти. Затем следует прикрыть глаза и проверить, что же запомнилось. Тренировки необходимо начинать с легких формул, систематически их усложнять.
- Нужно рассматривать часть текста, не читая, вместо этого пробовать сфотографировать его (охватить взглядом). Далее книгу следует закрыть, записать материал, который запомнился. Тренинг выполняется такое количество раз, которое понадобится для воспроизведения всего текста.
- Необходимо запомнить наибольшее количество чисел, которые написаны в столбик или в строчку. Количество чисел постепенно должно увеличиваться.
Упражнения с таблицами Шульте
Развить фотографическую память могут помочь специальные таблицы со случайным расположением чисел, имеющие размеры от 3х3 и больше, состоящие из цифр или букв.
С помощью метода, разработанного немецким ученым Шультом, получится улучшить периферийное зрение и как следствие память. Таблицы можно скачать бесплатно из Интернета, распечатать или найти в специальных приложениях (программах, работающих в онлайн режиме).
Суть метода заключается в выполнении условий:
- Смотреть необходимо строго в центр таблицы и боковым зрением находить цифры или буквы в порядке их возрастания. При этом нужно учитывать скорость нахождения символов.
- Во время тренировки нельзя ничего говорить про себя (проговаривать).
- Для достижения хороших результатов следует заниматься ежедневно, но не более чем по несколько раз.
- Если становится понятно, что с выполнением каждого следующего упражнения падает скорость прохождения теста, то процесс необходимо остановить и отдохнуть на протяжении 15-20 мин. Во время отдыха нельзя читать, смотреть телевизор или осуществлять любую умственную работу.
Для начала тренировок подойдут маленькие таблицы размерами 3х3, 4х3. Постепенно величина объектов должна увеличиваться.
Игры
Японский профессор Макато Шичида известен тем, что разработал много игр для детей и взрослых на развитие фотографической памяти.
Игры, предлагаемые профессором, сведены в таблицу:
Фотографическая память. Как развить с помощью игр
Наименование | Реквизит | Описание |
Что пропало, а что появилось? | Карточки с разными изображениями | Необходимо выложить 3 карты, рассмотреть их в течение 10-20 сек. и закрыть глаза. Затем увеличить ряд или убрать одну карту. В результате нужно отследить, что пропало или появилось. Игра начинается с 3 карт, постепенно увеличивается до 10-20. Можно усложнить упражнение, если выкладывать или убирать 2-3 дополнительные карты. |
Правильно сложить блоки. | Блочный конструктор разных форм и цветов | Необходимо сложить двухуровневую конструкцию, имеющую по 3 кубика в каждом ряду. Далее сооружение нужно разобрать и правильно сложить. Изначальную конструкцию можно не собирать, а нарисовать на бумаге и потом сделать по памяти. Игра усложняется через введение в сооружение блоков разных форм и цветов, увеличением количества уровней и элементов в рядах. |
Найди совпадения пар. | Игральные карты или с изображениями, которые дублируются | Следует взять из колоды 3 карты, рассмотреть и положить лицом вниз. Затем необходимо выбрать из колоды 3 идентичные карты и разложить их на соответствующие перевернутые изображения. Пары должны совпадать. Постепенно количество карт можно увеличить до 10-20. |
Нейробика
Комплекс упражнений, помогающих развивать умственную деятельность, называется нейробикой.
Метод был разработан американским ученым Лоуренсом Катсом, он подразумевает вовлечение всех 5 органов чувств человека, причем каждый из них должен научиться работать в новом для себя контексте. Во время выполнения упражнений происходит выработка нейротропина – вещества, которое способствует образованию новых связей в клетках мозга.
В комплекс входят следующие упражнения:
- Изучение новых запахов (следует вдыхать сразу же после пробуждения). Метод объясняется тем, что обоняние служит единственным проводником, который связан с эмоциональными центрами мозга.
- Чтение журналов не по интересам. Необходимо разнообразить получаемую информацию.
- Упражнения для ног. Ученые доказали, что на стопах ног находится большое количество нервных окончаний, взаимодействующих с мозгом. Для того чтобы реализовать тренировки, необходимо научиться выполнять некоторые действия ногами (поднять упавшую с дивана подушку).
- Чтение вслух.
- Высказывание своих мыслей с помощью новых слов, то есть формирование одинаковых идей разными словами.
- Изменение привычного темпа жизни и действий (людям, привыкшим быстро работать необходимо себя замедлять и наоборот).
- Тренировки другой рукой (если рабочая рука правая, то следует переходить на выполнение задач левой).
- Поиск взаимосвязей между несвязанными предметами (найти нечто общее между яблоком и грушей).
Метод Айвазовского
Комплекс упражнений, развивающих фотографическую память, основывается на особенностях восприятия великого русского художника, который мог представить себе волну в определенное время и запечатлеть ее на холсте, сохраняя ощущения движения.
Упражнения по И. К. Айвазовскому заключаются в следующем алгоритме:
- Необходимо выбрать объект, который рассматривается на протяжении 3-4 мин.
- Далее нужно закрыть глаза, и мысленно в уме воспроизвести образ.
- Полученную картину следует сравнить с оригиналом.
- Упражнение необходимо повторять каждый день по 1-3 раза до тех пор, пока в памяти не удастся создать образ, совпадающий даже в деталях с выбранным объектом.
Упражнения для развития фотографической памяти в сочетании с играми, специальными тренировками доступными в сети, могут помочь развить свои способности и открыть новые горизонты в профессиональном или творческом плане.
Видео о развитии фотографической памяти
Как развить фотографическую память:
Источник