Развитие фонематического восприятия у ребенка 4 лет

Татьяна Сорокина
Развитие фонематического восприятия у детей 4–5 лет

Фонематический слух – способность человека воспринимать и различать звуки (фонемы). От степени развития фонематического восприятия зависит успешность овладения процессом чтения и письма. Смешение и замена звуков – показатель недоразвития фонематических процессов. Нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.

Ребенок не рождается со сформированным фонематическим слухом, эта способность появляется в процессе жизни и развития ребенка.

Ранее считалось, что фонематический слух должен быть сформирован к 5 годам, сейчас эта норма сдвинулась к 7.

Формирование фонематического восприятия включает в себя развитие:

— слухового внимания и памяти;

— речевого слуха;

фонематического слуха.

С детьми необходимо проводить игры,направленные:

— на узнавание звуков, издаваемых разными предметами (стук палочки, гул машины, звон стеклянного стакана и т. д.) и одним предметом (действия с бумагой: мять, разрывать, разрезать шуршать, определяя характер их звучания;

— узнавание музыкальных инструментов, озвученных игрушек;

— определение громкости, высоты и длительности звучания разных предметов, различая их по акустическим свойствам;

— определение количества звуков, направления издаваемого звука, тембра звучания;

воспроизведение ритмического рисунка при отстукивании.

Вначале организуются игры, активизирующие слуховые ощущения и внимание ребенка.Это такие игры как:

«Слушай» (ребенок должен отреагировать хлопком в ладоши на услышанный звук колокольчика или барабана);

«Будь внимательным» (ребенку предлагается выполнить определенное движение (присесть, подпрыгнуть, если он услышит звук бубна (погремушки);

«Угадай» (сначала ребенок угадывает звучание разных игрушек (колокольчик, свисток, затем одинаковых (два колокольчика).

Далее формируются умения различать звуки по характеру их звучания. Важно при этом обогащать лексику ребенка словами,определяющими звук: стучит, шуршит, пищит и т. д.Организуются такие игры:

«Что звучит?» (ребенок угадывает один из прозвучавших предметов за ширмой, не видя его);

«Не ошибись» (по инструкции педагога ребенок выполняет различные движения, соотнося их с разными звучаниями предметов);

Далее игры на узнавание и дифференциацию неречевых звучаний по их акустическим свойствам (громкость, высота, длительность):

«Найди игрушку» (ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала, чем громче звучание бубна, тем ближе ребенок к спрятанной игрушке);

«Тихо – громко» (на тихое звучание бубна дети идут по кругу шагом, на громкое звучание – бегут);

«Какой звук?» (у ребенка 2 карточки: одна с изображением короткой полоски, другая – длинной. На длинное и короткое звучание погремушки ребенок показывает карточку, соответствующую длительности звучания).

Игры на развитие умения различать голоса, понимать смысл фразы говорящего.Такие игры как:

«Угадай чей голосок?». Дети стоят в кругу. Водящий в центре с завязанными глазами. По молчаливому сигналу педагога один из детей называет стоящего в центре круга по имени. Водящий должен отгадать. Затем дети меняются местами и игра продолжается.

«Мишка». Дети стоят полукругом. Водящий с Мишкой в руках – спиной к детям. По знаку педагога кто-нибудь из детей зовет мишку. Водящий должен угадать и подойти, встать перед позвавшим и зарычать. Дети меняются местами, игра продолжается.

«Угадай кто это?». Дети стоят по кругу. Водящий в центре круга с закрытыми глазами идет в любом направлении, пока не остановится перед кем-то из детей,который должен имитировать голос любого животного или птицы: «Му-у, иго-го, ку-ку, ку-ка-ре-ку» и т. д.

Игры на формирование умения слышать определенный звук:

«Угадай заданный звук» (педагог называет слова, а дети должны прослушать их и угадать, какой звук встречается во всех словах. После этого дети произносят слова, выделяя изучаемый звук. Затем самостоятельно придумывают слова с заданным звуком);

«Поймай мяч» (дети стоят в кругу, педагог – с мячом в центре круга. Он бросает мяч ребенку и называет слово, если в слове есть изучаемый звук, ребенок ловит мяч, если нет – отбрасывает педагогу).

Источник

Татьяна Сорокина
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия у детей 4–5 лет с использованием игр

Цель: Развитие фонематического восприятия.

Задачи:

— упражнять слуховой анализатор;

развивать слуховое внимание;

развивать чувства ритма;

развивать память;

— закреплять знания о животных;

— поддерживать желание играть вместе;

— способствовать развитию подвижности детей.

Оборудование:

Бубен, колокольчик, барабан, погремушка, ширма.

Предварительная работа:

— Во время зарядки упражнять детей в легком беге и спортивной ходьбе;

— Беседа с детьми о животных, знакомство со звуками издаваемыми животными;

— Рассказ детям о музыкальных инструментах, видах, показ что и как звучит, игра на них.

Ход игровой деятельности:

Дети играют в группе. Воспитатель звуком бубна привлекает внимание детей и предлагает поиграть в игру «Веселый бубен».

Дети встают в круг, воспитатель (ведущий) в центре круга. Во время ударов бубна – дети маршируют, во время тремоло – дети переходят на легкий бег, при молчании бубна – дети останавливаются.

После игры воспитатель предлагает вспомнить игру «Угадай кто это?».

Дети остаются в кругу, воспитатель встает вместе с детьми.Все хором говорят слова сопровождая их движениями:

Есть в лесу из бревен дом, (руками изображаем крышу дома над головой)

Есть окошко в доме том. (с помощью пальцев рук изображаем окошко)

Посмотрите в то окно (смотрим в окно)

В доме тихо (закрываем ладошками уши)

И темно. (закрываем ладошками глаза)

Мы тихонько кулачком

Постучимся в этот дом. (стучим кулачком одной руки об ладошку

другой руки)

Выглянул какой-то зверь (воспитатель показывает на любого ребенка, и

он с помощью звука изображает любого

животного (например: муу-муу) – дети хором

называют это животное (корова)

И запер дверь. (ладошками закрываем глаза)

Мы погромче кулачком

Постучимся в этот дом (стучим кулачком по ладошке)

Выглянул какой-то зверь (воспитатель показывает на любого ребенка, и

он с помощью звука изображает любого

животного (например: иго-го) – дети хором

называют это животное (лошадь)

И запер дверь. (ладошками закрываем глаза)

Еще громче кулачком

Постучимся в этот дом (стучим кулачком по ладошке)

Выглянул какой-то зверь (воспитатель показывает на любого ребенка, и

он с помощью звука изображает любого

животного (например: гав-гав) – дети хором

называют это животное (собака)

И запер дверь. (ладошками закрываем глаза)

Кошка на окне сидит (изображаем кошку)

Мяу – мяу говорит,

В дом не надо к нам стучать

Ай-ай-ай (пальчиком грозим)

Дайте лучше нам поспать. (изображаем что мы спим)

Воспитатель:

— Ребята, вы все молодцы! А сейчас выберите себе игры и поиграйте в них самостоятельно. Мне бы хотелось пригласить к столу Машу, Настю и Вадима. (дети которых назвали подходят вместе с воспитателем к столу, остальные ребята играют в игры по своему выбору).

Читайте также:  Роль общения в развитии ребенка ситуативно деловое общение

Индивидуальная работа.

(Воспитатель с тремя детьми подходит к столу на котором стоит ширма и корзина с музыкальными инструментами.)

Вступительная часть.

Воспитатель:

— Ребята, я хотела поиграть с вами в интересную игру которая называется «Что звучит?». Посмотрите, что у меня есть. (воспитатель раскладывает на столе музыкальные инструменты (бубен, колокольчик, барабан, трещетка).

Скажите пожалуйста что это? Как это все вместе можно назвать?

Ответ детей:

— Музыкальные инструменты.

Воспитатель:

— Правильно. Давайте послушаем какую песенку может издавать каждый из этих музыкальных инструментов. (воспитатель поочередно показывает детям инструменты, уточняя их названия и напомнив их звучание.)

I этап.

Убедившись, что ребята усвоили названия и запомнили звучание инструментов, игрушки убираются за ширму. За ширмой повторяется игра на разных инструментах, а дети по звуку пытаются угадать «чья песенка слышна».

II этап.

(Для закрепления игра усложняется выполнением действий соответствующих звучанию одного из инструментов.)

Воспитатель:

— Ребята, а теперь давайте поиграем в другую игру с нашими музыкальными инструментами. Послушайте, пожалуйста,правила этой игры:

когда звучит колокольчик (воспитатель звенит в колокольчик) вы спрячетесь за ладошки, когда вы услышите бубен (воспитатель ударяет в бубен) захлопаете в ладошки, когда услышите песенку барабана (воспитатель ударяет несколько раз в барабан) ваши ножки затопают.

(Еще раз воспитатель демонстрирует музыкальные инструменты сопровождая показ звуками, после этого музыкальные инструменты убирает за ширму.) Игра проводится несколько раз.

III этап.

(Далее игра еще больше усложняется.)

Воспитатель:

— Вадим, скажи пожалуйста, сколько ударов в бубен ты слышишь. (воспитатель за ширмой ударяет в бубен 2 раза).

Вадим:

— я слышал 2 удара в бубен.

Воспитатель:

— Настя, а сколько ударов в барабан ты слышишь? (воспитатель за ширмой ударяет в барабан 3 раза).

Настя:

— я слышала 3 удара в барабан.

Воспитатель:

— Машенька, а теперь ты посчитай, сколько раз прозвенел колокольчик. (воспитатель за ширмой один раз звенит в колокольчик).

Маша:

— Я слышала, как колокольчик прозвенел один раз.

Воспитатель:

— Молодцы, все правильно. А теперь мы посмотрим какие вы внимательные. Я буду ударять в барабан несколько раз, а вы внимательно считать сколько ударов я сделала, сколько ударов вы услышите столько хлопков в ладоши вы сделаете. (игра проводится 2 – 3 раза)

Заключительная часть

Воспитатель:

— Ребята, вам понравилась игра с музыкальными инструментами?

Дети:

— Да.

Воспитатель:

— Какая игра вам понравилась больше всего?

Ответы детей.

Воспитатель:

— А мне очень понравилось играть с вами во все игры. Мы еще с вами обязательно в них поиграем.

Игра «Веселый бубен».

Цель: Развивать слуховое внимание.

Задачи:

развитие чувства ритма;

развитие внимания;

— способствовать развитию подвижности детей.

Оборудование: бубен.

Предварительная работа: во время зарядки упражнять детей в легком беге и спортивной ходьбе.

Игровые правила: Сопоставить звучание бубна с выполнением заданных движений.

Игровое действие: во время ударов бубна – дети маршируют, во время тремоло – дети переходят на легкий бег, при молчании бубна – дети останавливаются.

Игра «Угадай кто это?»

Цель: упражнять детей в узнавании животных по характерным издаваемым звукам.

Задачи:

— упражнять слуховой анализатор;

развивать внимание;

— закреплять знания о животных;

— желание играть вместе.

Предварительная работа: Беседа с детьми о животных, знакомство со звуками издаваемыми животными.

Игровые правила: угадать животное по характерному звуку.

Игровое действие: по сигналу воспитателя ребенок издает звук животного, остальные дети угадывают и произносят вслух название этого животного.

Игра «Что звучит?»

Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание.

Задачи:

— упражнять слуховой анализатор;

развивать внимание;

развивать память;

— желание играть вместе.

Оборудование: ширма, колокольчик, бубен, барабан, трещетка.

Предварительная работа: Рассказ детям о музыкальных инструментах, видах, показ что и как звучит, игра на них.

Игровые правила: Сопоставить звучание с выполнением определенных действий.

Игровое действие: угадывание что как звучит, сколько раз прозвучало.

Источник

Лариса Козлова
Методическая разработка «Дидактические игры для развития фонематического слуха у детей 4–5 лет»

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слуходвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха – фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др., а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранять речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития.

Встречаются случаи, когда в 2 года малыши имеют абсолютно чистую в фонетическом плане речь, устойчиво различают на слух и произносят все звуки родного языка. Применительно к таким детям можно говорить об окончательной сформированности фонетико-фонематических представлений.

Однако такое явление можно принять только как частный случай. В большинстве своем дети в 4 и даже в 5 лет заменяют акустически или артикуляционно сходные звуки (Ш на С, Р на Л, Ч на ТЬ, Щ на СЬ и наоборот, не замечают своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова, искажают слоговую структуру многосложных слов, с трудом воспроизводят скороговорки и пр.

Приведенные факторы несомненно свидетельствуют о незаконченности процесса формирования фонематического восприятия, которое продолжает совершенствоваться параллельно с нормализацией произношения, вплоть до окончательного завершения последней. Правильное произношение в самостоятельной речи не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия.

Читайте также:  Второй месяц жизни ребенка развитие сон питание

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой — тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Фонематическое восприятие требует специального планомерного обучения. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной.

Работу по развитию фонематического восприятия у детей можно разделить на 6 этапов (Н. А. Чевелева):

1. узнавание неречевых звуков;

2. различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

3. различение слов, близких по звуковому составу;

4. дифференциация слогов;

5. дифференциация фонем;

6. формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Задачи 1 этапа

узнавание неречевых звуков;

различение звуков окружающей среды;

определение источника, направления, акустического характера звуков

развитие слухового внимания (концентрации, устойчивости, переключения);

развитие слуховой памяти;

повторение ритмического рисунка;

различение длительности неречевых звуков.

Задачи 2 этапа

различение силы голоса;

различение высоты голоса;

различение тембра голоса;

различение длительности звуков;

различение интонационной окраски голоса;

соотнесение сочетания звуков с предметным изображением.

Задачи 3 этапа

дифференциация существительных, отличающихся одним звуком;

дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой структуре;

дифференциация глаголов, сходных по звучанию;

подбор слов, похожих по звучанию.

Задачи 4 этапа

дифференциация слогов, отличающихся гласными звуками;

дифференциация слогов с фонетически далёкими согласными звуками;

дифференциация слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости – глухости;

дифференциация слогов с согласными звуками, различающимися по твердости – мягкости;

дифференциация слогов со свистящими и шипящими звуками.

Задачи 5 этапа

дифференциация гласных звуков;

дифференциация фонетически далёких согласных звуков;

дифференциация звонких и глухих согласных звуков;

дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков;

дифференциация свистящих и шипящих согласных звуков.

Задачи 6 этапа

определение количества слогов в слове;

выделение ударного слога;

определение наличия звука в слове;

выделение ударного гласного из начала слова;

выделение конечного согласного звука;

определение количества гласных в звукокомплексах.

Узнавание неречевых звуков

«Глазки закрывай, что звучит, отгадай?»

Цель. Учить детей узнавать и различать звуки, издаваемые различными предметами.

Оборудование. Ширма, различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, бубен, барабан, бумага, фольга, дудка, трещотка, погремушка и т. д.

Ход. Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колоколь-чиком и т. д. и предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребёнок мог их угадать. Вместо ширмы можно предложить ребёнку просто сесть спиной к взрослому.

«Где звенит колокольчик?»

Цель. Учить детей определять направление звука в пространстве.

Оборудование. Колокольчик.

Ход. Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт в стороне от ребёнка (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок ошибся, то отгадывает ещё раз. Игру повторяют 4-5 раз.

«Угадай, что делать?»

Цель. Развивать слуховое внимание.

Оборудование. Два флажка, бубен.

Ход. Ребёнку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребёнок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более четырёх раз.

Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз

«Угадай, кто сказал?»

Цель. Учить детей различать высоту голоса.

Оборудование. Картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя» (Михайлы Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки).

Ход. Ребёнка предварительно знакомят со сказкой. Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайле Ивановичу. Ребёнок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке.

«Далеко или близко»

Цель. Воспитание слухового восприятия (умения на слух определять различную громкость произнесения звукоподражаний).

Оборудование. Предметные картинки или игрушки.

Ход. Взрослый произносит различные звукосочетания, соотнося их с предметами или животными. Дети должны определить, что это было или кто был. Например, взрослый подражает гудку паровоза (произносит протяжно звук у: ууу., мычанию коровы (муу., крику петуха (ку-ка-ре-ку, игре на дудочке (ду-ду-ду) и т. д. При повторении игры педагог просит ребят определить, далеко или близко находится предмет или животное. Если взрослый говорит громко, то предмет (животное) находится рядом, если тихо, то далеко.

«Прогулка»

Цель. Развивать у детей умение воспринимать интонационную окраску речи.

Ход. Бумажные ёлочки, цветочки, домик, фигурки домашних животных.

Оборудование. Взрослый берёт бумажную куклу и предлагает ей дать имя (Маша). Машенька вышла из домика и пошла гулять. Идёт по полю, любуется цветами. «Ах!» /какой красивый цветок/, «О…» /как много колокольчиков/. Вдруг Машенька увидела зайчика /тоненьким голоском/: «Здравствуй, Машенька! Куда ты идёшь? – Я гуляю, цветами любуюсь». Вдруг сучья затрещали. Машенька испугалась: «Ой!» А навстречу ей медведь идёт /низким голосом/: «Здравствуй, Машенька! Куда путь держишь?» — /тоненьким голоском/: «Я гуляю, цветы собираю». Идёт лиса: «Здравствуй, Машенька! Не видала ли ты зайчика?» — Как вы думаете, ребята, что ответила ей Машенька? Перед началом игры взрослый говорит детям, чтобы они пытались узнать по голосу, когда Машенька обрадовалась, а когда испугалась.

Различение слов, близких по звуковому составу

«Так ли это звучит?»

Цель. Учить детей находить слова, сходные и различные по звучанию.

Оборудование. Три большие карточки, в верхней части которых изображены мишка, лягушка, скворчата, в нижней по три пустые клетки; маленькие карточки с изображением предметов и животных, сходных по звучанию (шишка, мышка, фишка; кукушка, катушка, хлопушка; бельчата, зайчата, волчата).

Ход. Взрослый предлагает ребёнку разложить картинки в пустые клетки. В каждом ряду должны находиться картинки, названия которых звучат сходно. Если ребёнок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчётливо произнести каждое слово.

«Соедини правильно»

Цель. Учить подбирать «слова-друзья».

Оборудование. Изображенные на листах картинки, названия которых звучат похоже (жук-лук, майка-зайка, банки-санки, карандаш.

Ход. Взрослый предлагает детям назвать изображенные картинки и соединить линией те, названия которых звучат похоже.

«Звуковые часы»

Цель. Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.

Оборудование. 1. Диск, разделенный на две половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов из бархатной бумаги (по 5-7 штук). На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать.

2. Предметные картинки (на кругах такого же размера, как круги на диске, подклеенные с обратной стороны бархатной бумагой или фланелью:

Читайте также:  Индивидуальная карта учета динамики развития ребенка образец заполнения

коза-коса

трава-дрова

катушка-кадушка

уточка-удочка

мишка-мышка

крыша-крыса

каска-маска

уточка-удочка

кит-кот

усы осы

ком-сом

дом-дым

Ход. Взрослый помещает на фланелеграф диск с картинками (в верхней половине). Остальные картинки расположены на фланелеграфе или лежат на столе. Предлагает детям поиграть в игру «Звуковые часы». Объясняет: «Этот диск разделён на две части. В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая – на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка».

Взрослый вызывает к доске детей. Подобрав картинку, ребёнок произносит оба названия, голосом подчёркивая их сходство и различие («коса – коза»). Затем взрослый передвигает стрелку на следующую картинку.

«Хлопни в ладоши, если я ошибусь»

Цель. Упражнять детей в различении слов, близких по звуковому составу.

Оборудование. Предметные картинки (вагон, чистый листок бумаги.

Ход. Взрослый показывает детям картинку и громко, чётко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон – вакон – фагон – вагон – факон – вагом» и т. д. Затем взрослый показывает чистый листок бумаги и называет: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумака.» И т. д. Услышав неверно сказанное слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Дифференциация слогов

«Подними кружок, если я ошибусь»

Цель. Учить детей различать слоги, отличающиеся гласными звуками.

Оборудование. Сигнальные кружки красного цвета.

Ход. Взрослый произносит цепочку слогов, отличающихся гласными звуками. Например, ма-ма-ма-му. Дети определяют, что здесь лишнее (му) и поднимают сигнальные кружки.

«Какой слог лишний?»

Цель. Учить детей различать слоги, отличающиеся фонетически далёкими

согласными звуками.

Ход. Взрослый произносит цепочку слогов, отличающихся согласными звуками. Например, на-на-на-па. Дети определяют и называют лишний слог (па).

«Скажи наоборот»

Цель. Различать слоги, отличающиеся согласными звуками по твердости-мягкости.

Ход. Взрослый произносит слоги с твердыми согласными, а дети – с мягкими. Или наоборот.

Взрослый

ма

му

мо

мы

Ребенок

мя

мю

мё

ми

Дифференциация фонем

Игры варьируются за счет подбора звуков.

«Чья песенка?»

Цель. Упражнять детей в дифференциации гласных звуков.

Оборудование. Предметные картинки с изображением поезда, девочки, птички.

Ход. Взрослый раздаёт детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у; девочка плачет а-а-а; птичка поёт и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а, у-у-у, и-и-и, а дети поднимают соответствующие картинки.

«Сломанный телевизор»

Цель. Учить различать гласные звуки.

Оборудование. Символы гласных звуков, плоский картонный экран телевизора с вырезанным окошком.

Ход. Взрослый объясняет ребенку, что телевизор сломался, у него пропал звук, осталось только изображение. Затем взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошечке телевизора, а ребенок поднимает соответствующий символ.

«Отгадай, кто или что это?»

Цель. Учить детей различать согласные звуки.

Ход. Предметные картинки с изображением коровы, дятла, барабана, самовара.

Ход. Взрослый раздает детям картинки с изображением коровы, дятла, барабана, самовара и объясняет: «Корова мычит м-м-м, дятел по дереву стучит д-д-д, барабан стучит б-б-б, самовар кипит п-п-п». Далее он произносит каждый звук (м-м-м, д-д-д, п-п-п, б-б-б, а дети поднимают соответствующие картинки.

Развитие навыков элементарного звукового анализа

«Сколько звуков я произнесла?»

Цель. Определять количество гласных в звукокомплексах.

Оборудование. Красные кружки.

Ход. Детям раздаются по несколько красных кружков. Взрослый произносит один, два или три гласных звука, например, а, ау, иау и т. п. Дети откладывают на столах столько кружков, сколько звуков произнес взрослый.

«Веселые звуковички»

Цель. Учить определять количество гласных в звукокомплексах, соотносит их с символами и выкладывать в нужной последовательности.

Оборудование. Символы гласных звуков.

Ход. Взрослый произносит сочетания гласных звуков сначала по два звука: ау, уи, аи, затем по три: ауи, иау, уиа, уаи, аиу, иуа. Дети раскладывают на столах сиволы звуков в определенных сочетаниях и в нужном порядке.

«Кто первый?»

Цель. Учить выделять ударный гласный в начале слова и соотносить его с символом.

Оборудование. Символы звуков У, О, А, И, Э, предметные картинки утка, ослик, аист, иволги, эму.

Ход. Взрослый показывает ребенку картинку, обозначающую, слово, которое начинается с ударного гласного а, у, о, и или э. Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «Удочка». Затем выбирает из символов тот, который соответствует начальному гласному в слове.

«Звук потерялся»

Цель. Учить определять последний согласный звук в слове.

Оборудование. Предметные картинки.

Ход. Взрослый показывает детям картинки (по одной) и называет их, опуская последний звук, например: «Тан, пау, вени…» и т. д. Ребенок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил взрослый.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

2. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1991.

3. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. – СПб. : КАРО, 2003.

4. Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М. : Аквариум, 1995.

5. Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

6. Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения/ Ил. Т. Ляхович. – М. : Издательство Эксмо, 2005.

7. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для воспитателя дет. сада/ Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1991.

8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Т. В. Туманова и др. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. – М. : Просвещение, 2008.

9. Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. Учебное пособие. – М. : Просвещение, 1989.

10. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы/Под ред. В. В Гербовой. – М. : Просвещение, 1998.

Источник