Развитие физических качеств ребенка в детском саду
Елена Гунякова
Развитие физических качеств у дошкольников
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования. Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка и развития физических качеств детей.
ФГОС определяет содержание образовательной области «Физическое развитие»,которое включает приобретение опыта в различных видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений.
Какие физические качества мы выделяем? И где нам может пригодится (понадобится) приобретенный опыт, в каких жизненных ситуациях?
сила Перепрыгнуть через ручей, поднять, сдвинуть что-то тяжелое
ловкость Ходить, не задевая препятствия, катание на велосипеде
выносливость Проходить большие расстояния, выполнять однообразную работу
быстрота Доплыть, добежать до остановки
гибкость Дотянуться до чего-то далеко расположенного
равновесие Катание на лыжах, коньках, пройти по узкой дощечке, бордюру
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что высокий уровень развития физических качеств помогает в различных жизненных ситуациях. Чем выше уровень развития физических качеств, тем успешнее двигательная деятельность ребенка, тем выше его способность к овладению новыми формами движений, тем выше умение целесообразно пользоваться ими в жизни, повышается самоуважение, уверенность в движениях.
Воспитание физических качеств является существенной стороной физического воспитания. Все физические качества являются врожденными, т. е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать. Именно в дошкольном возрасте осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Воспитание физических качеств в единстве с обучением детей двигательным навыкам оказывает влияние на их совершенствование, оздоровление всего организма, повышение эмоционально-положительного состояния психики; дети проявляют всё большую уверенность в выполнении движений, быстрее усваивают новое, стремятся к большим достижениям, проявляют творческую самостоятельность. Развитие физических качеств проявляется в конкретных действиях,основных движениях: ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании, игровых и спортивных занятиях. При выполнении любого упражнения, основного вида движения в той или иной степени проявляются все физические качества, но преимущественное значение приобретает какое-либо одно из них. Например, при беге на короткие дистанции — быстрота; при беге на длинную дистанцию — выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега — сила в сочетании с быстротой. Например, способность к быстроте движений позволяет быстро бегать, плавать, ездить на велосипеде. А кратковременные силовые напряжения необходимы в прыжках, лазанье, при метании предметов. Предлагаю рассмотреть развитие физических качеств у дошкольников.
Ловкость — это сложное качество, характеризующееся хорошей координацией и высокой точностью движений. Ловкость развивается в основных видах движений (лазание, в общеразвивающих упражнениях с предметами, с оборудованием, в подвижных играх, в спортивных играх. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных, спортивных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. Ловкость развивается при выполнений упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др.). При проведении игр-эстафет (бег между предметами, пролезание в обруч и др.). Для определения ловкости выполняется челночный бег на время.
Возраст Средний результат
мальчики Средний результат
девочки
5 лет 12,7 +/- 1,5 13,0 +/- 1,5
6 лет 11,5 +/- 1,1 12,1 +/- 1,0
7 лет 10,5 +/- 1,1 11,0 +/- 1,0
Быстрота — способность человека выполнять движения в наикратчайшее время.
Быстрота развивается в танцевальных движениях, в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью, на скорость (добежать до финиша как можно быстрее, с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый, а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения, выполняемые в процессе организованной образовательной деятельности, в свободной двигательной деятельности,на прогулке: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом нужно использовать индивидуально-дифференцированный подход, учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья. Для определения быстроты дети бегут 30 метров на время.
Возраст Мальчики Девочки
4 года 8,5 9,4
5 лет 8,1 8,5
6лет 7,3 7,8
7 лет 6,5 7,0
Гибкость — способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении. Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц.
Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в общеразвивающих на утренней гимнастике, на занятии, побудки после сна. У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов (например, коленного). Упражнения на гибкость целесообразно сначала выполнять с неполным размахом, например, сделать 2—3 полунаклона, а потом уже полный наклон, 2—3 полуприседания, затем — глубокое приседание. Для определения гибкости ребенок выполняет наклон вниз, стоя на скамейке, либо, сидя на полу, отодвигает кубик от себя.
Возраст Мальчики Девочки
4 года 8 – 10 9 – 12
5 лет 5 – 8 8 – 12
6 лет 7 — 9 6 — 11
Равновесие — способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры. Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах (верхолаз и др.).
Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела (ОЦТ). У дошкольников ОЦТ расположен высоко, поэтому им труднее сохранить равновесие. При выполнении упражнений, смене положений центр тяжести тела смещается и равновесие нарушается. Требуется приложить усилия, чтобы восстановить нужное положение тела. Для дошкольников это достаточно сложно.
Равновесие развивается в таких видах движений как ходьба, бег по скамейке, в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в длину с места и с разбега и др.). Для оценки функции равновесия выполняется стойка на одной ноге, другая согнута под углом 90 градусов и отведена в сторону.
(Игра «Муравьишки»)
Возраст Мальчики Девочки
6 лет 9 сек 8 сек
7 лет 10 сек 9 сек
Сила — степень напряжения мышц при их сокращении.
Развитие силы мышц может быть достигнуто в общеразвивающих упражнениях с увеличенным весом предметов (набивной мяч, мешочки с песком и др., с использованием преодоления сопротивления партнера (в парных упражнениях, в упражнениях, включающих поднятие собственной массы (прыжки). Эти упражнения используются на утренней гимнастике, на занятиях, в свободной двигательной деятельности, на прогулке. Следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам-разгибателям. Но нужно обязательно учитывать анатомо-физиологические особенности дошкольников, не следует стремиться к максимальным результатам и превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это может отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Не рекомендуются упражнения, вызывающие задержку дыхания, большое напряжение организма. Нужно постепенно повышать интенсивность выполняемых упражнений, массу предметов (мешочков с песком и др.). Для определения силы мышц живота дети выполняют подъем туловища из положения лежа на спине, ноги закреплены, руки скрещены на груди, сесть-лечь. Для определения силы мышц спины дети, лежа на скамейке, удерживают на весу верхнюю часть туловища, ноги зафиксированы. Для определения силы мышц рук и плечевого пояса дети выполняют вис на согнутых руках на перекладине.
(подтягивание по скамейке)
1. Сила мышц живота
Возраст Мальчики Девочки
6 лет 13 -15 14 -16
7 лет 15 -17 16 — 18
3. Сила мышц рук и плечевого пояса
Возраст Мальчики Девочки
6 лет 11, 0 – 17, 0 11,0 – 16, 0
7 лет 13, — 20,0 11, — 17,0
2. Сила мышц спины
Возраст Мальчики Девочки
6 лет 35 34
7 лет 40 39
Выносливость — способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время.
Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения,особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Полезны также подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости. Рекомендуются и прогулки (пешие, на лыжах, во время которых упражнения чередуются с отдыхом. Дозировка упражнений и длительность занятий от группы к группе увеличиваются. И это также способствует развитию выносливости. Для определения выносливости выполняется степ-тест. Отслеживается частота сердечных сокращений, способность восстановления пульса.
Планируя основные виды движений на занятии, я отмечаю для себя, какое физическое качество сегодня я буду развивать. Какие качества можно развивать в основных видах движений?
ходьба Выносливость, быстрота, равновесие
бег Быстрота, выносливость, ловкость, равновесие
прыжки Сила, ловкость, быстрота, равновесие
метание Ловкость, сила, быстрота, равновесие
лазание Ловкость, гибкость
Для отслеживания результативности нашей деятельности проводим мониторинг развития физических качеств в начале учебного года и в конце. Мы используем диагностикой предложенной Н. В. Полтавцевой, Е. Н. Вавиловой, А. Б. Лагутиным. На основе результатов осеннего мониторинга я планирую свою работу с детьми.
Работа по развитию физических качеств невозможна без сотрудничества инструктора по физической культуре, узких специалистов, педагогов. Во время занятий, на прогулке, в самостоятельных играх я обращаю внимание педагогов на тех детей, у кого вызывает трудности какое-либо движение, прошу их провести индивидуальную работу во время прогулки, свободной деятельности, учитывая индивидуальные особенности ребенка, его возможности, обращая внимание на то, как он переносит нагрузку.
Источник
Валентина Варивода(Анфёрова)
Развитие физических качеств дошкольников в ходе режимных моментов в ДОУ
«Развитие физических качеств дошкольников
в ходе режимных моментов в ДОУ»
консультация для воспитателей
Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка и развития физических качеств. По — этому охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования.
В ФГОС прописано: «Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
— развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
— накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
— формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Одну из этих важных задач мы сейчас и рассмотрим: развитие физических качеств у дошкольников в ходе режимных моментов.
Одним из важных компонентов двигательного режима является утренняя гимнастика.
Утренняя гимнастика имеет большое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми. Физические упражнения можно выполнять утром, после дневного сна (при соблюдении режима, во второй половине дня на прогулке и в помещении. Она предполагает оздоровление и всестороннюю физическую подготовленность ребенка к разнообразной деятельности, формирование физического совершенства.
Гимнастика способствует воспитанию жизненно важных двигательных навыков, а также придает движениям красоту, грациозность, точность.
Она обеспечивает развитие психофизических качеств, таких, как ловкость, быстрота, сила, гибкость, выносливость; формирует волю, характер, дисциплинированность, развивает память, мышление. Специфической задачей гимнастики является формирование правильной осанки, коррекция различных деформаций тела, воспитание умения владеть им.
Начиная с младенчества, гимнастика применяется во всех возрастных группах дошкольного возраста.
Существуют разные типы и варианты утренней гимнастики. Например:
-комплекс музыкально-ритмических упражнений;
-утренняя гимнастика игрового характера;
— утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки;
-комплекс упражнений с тренажерами простейшего типа (диск «Здоровье», детский эспандер, детские гантели, гимнастический ролик и т. п.);
Обычно комплекс утренней гимнастики повторяется в течение двух недель.
Непосредственно организованная образовательная деятельность по физическому развитию является основной формой физического воспитания дошкольников, обязательной для всех детей, проводимой круглый год.
Основные движения
Основные движения благоприятно влияют на всестороннее физическое развитие детей: укрепляют и развивают мышцы, связки, улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, внутренних органов и кожи. Одним из этих видов является ходьба.
Ходьба
Во время ходьбы и бега в работе принимает участие большое количество крупных групп мышц. Работа мышц при этом динамична и совершается без особого напряжения, что создает благоприятные условия для улучшения дыхания, кровообращения, обмена веществ. Ходьба способствует развитию и укреплению главным образом мышц нижних конечностей. Мышцы туловища и рук принимают при ходьбе меньше участия. Спокойная ходьба служит средством успокоения деятельности органов дыхания и кровообращения после большой нагрузки (например, подвижной игры, бега).
Упражнения в ходьбе различными способами (на носках, на пятках и др.) очень важны, так как способствуют развитию и укреплению мускулатуры стопы, предупреждая плоскостопие у детей.
Бег
Бег — интенсивное движение. Он оказывает большую функциональную нагрузку на весь организм ребенка, является хорошим средством тренировки органов дыхания и кровообращения, воспитания быстроты, выносливости.
Прыжки
Прыжки оказывают положительное воздействие на весь организм занимающегося. При их выполнении усиливается кровообращение и дыхание, развиваются мышцы ног, живота и всего туловища, укрепляются связки и суставы нижних конечностей. Большое значение имеют прыжки для развития у детей прыгучести, подвижности, ловкости, смелости.
Ползание
Ползание разносторонне развивает и укрепляет мускулатуру как крупных (плечевого пояса, спины, живота, так и более мелких мышечных групп (кисти рук, предплечья, стопы). При упражнениях в переползании напряжение чередуется с отдыхом, что способствует более длительному функционированию мышц. Как известно, такие упражнения оказывают благоприятное воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. А момент разгрузки позвоночника в горизонтальном положении чрезвычайно благоприятен для формирования правильной осанки. Во время переползания развиваются координационные способности.
Метание и ловля
Упражнения в ловле и метании воспитывают ловкость, глазомер, способствуют укреплению мышц ног, туловища и особенно рук, плечевого пояса. Они содействуют также совершенствованию координации движений. Для детей дошкольного возраста, у которых координация движений и глазомер развиты еще недостаточно, метание и ловля представляют довольно сложные физические упражнения. Они требуют от ребенка большого напряжения внимания, так как при метании необходимо придать предмету определенное направление, траекторию и скорость пролета.
Равновесие
Оно важно для любой детской деятельности. Равновесие является важнейшей функцией организма, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность. Сохранение равновесия зависит от сложного взаимодействия, главным образом, вестибулярного, кожно-мышечного и зрительного анализатора, регулируемых центральной нервной системой. Развитию равновесия способствуют физические упражнения и игры. Поддерживать равновесие помогают балансирование, добавочные, выравнивающие движения рук, ног, туловища, головы. Равновесие совершенствуется в спортивных упражнениях и во время игр. Все задания, связанные с тренировкой равновесия, требуют от ребенка большого внимания, собранности. Они способствуют развитию тонкой координации движений, решительности, уверенности в своих силах.
Еще один компонент двигательного режима. Один из эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки.
Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другое, давая отдых задействованным в ней нервным центрам, восстанавливают работоспособность детей.
Физминутки проводятся в середине занятия в течение 1-3 минуты в виде игровых действий. Очень нравятся детям подражательные упражнения, сопровождающиеся стихами и по возможности связанные с темой и содержанием занятия. Но главное, чтобы движения были простыми, доступными и интересными ребенку, достаточно интенсивными, влияющими на многие группы мышц, но не чрезмерными.
Иногда составляют двигательный комплекс, который состоит из 2-3 упражнений для рук и плечевого пояса типа потягивания — для выпрямления и расслабления позвоночника, расширения грудной клетки; для туловища — наклоны, повороты; для ног — приседания, подскоки и бег на месте.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке и в самостоятельной двигательной деятельности детей. Подвижные игры предназначены для совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств. Подвижные игры подразделяются на подвижные игры с правилами (сюжетные и бессюжетные) и игры с элементами спортивной игры (футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон, городки); по признаку преобладающего вида движений (бег, прыжки, метание и др.) и по степени мышечного напряжения (большой, средней и малой подвижности). Проводятся ежедневно и во всех возрастных группах.
Одно из важнейших достоинств подвижных игр состоит в том, что они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, бросание, метание, лазание, упражнения с предметами – и поэтому являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.
Подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания физических качеств:
Ловкость: это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
Для развития ловкости с детьми играют в такие игры, как «У медведя во бору», «Лиса в курятнике», «Перейди через ручеек» и др. Задачами этих игр является не только развитие ловкости, но и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием. В игре «У медведя во бору» развивается речь, а в игре «Перейди через ручеек» также развивается равновесие.
Быстрота: способность человека выполнять движения в наикратчайшее время.
Для развития быстроты играют в игры: «Ловишки с мячом», «Ловишки с платочками» и др. а также в игры соревновательного характера и игры эстафеты (с детьми среднего и старшего возраста). В этих играх также развивается выносливость.
Выносливость: способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время. Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные упражнения на свежем воздухе: ходьбу, бег, катание на велосипеде и др.
Сила: степень напряжения мышц при их сокращении.
Для развития силы играть с детьми нужно в такие игры, как: «Кто дальше бросит мешочек», «Попади мешочком в круг» и др. Эти игры также развивают у детей умение действовать по сигналу и выдержку.
Гибкость: способность человека выполнять упражнение с большой амплитудой.
Для развития гибкости есть такие игры: «Туннель», «Передача мяча», «Бездомный заяц», «Охотник и утки» и др. Совершенствование гибкости происходит во всех играх, связанных с частой сменой направления движений.
Значение гимнастики после дневного сна.
Термин «гимнастика» впервые появляется у древних греков в период расцвета древнегреческой культуры в 8 веке до н. э. Однако гимнастические упражнения культивировались еще в древнем мире. Еще за 4000 лет до нашей эры в Китае, Индии и у других народов гимнастические упражнения применялись в лечебных целях. Широко известная в настоящее время система гимнастических упражнений индийских йогов берет свое начало в том далеком времени. Гимнастические упражнения в России служили развлечением во время народных гуляний. Впервые обязательные занятия физическими упражнениями ввел Петр I в армии в конце 17 века.
В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания детей и занимает в ней важное место.
Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер. И она так же обеспечивает развитие психофизических качеств, о которых мы уже говорили выше (таких, как ловкость, быстрота, сила, гибкость, выносливость; формирует волю, характер, дисциплинированность, развивает память, мышление.)
Так же гимнастика после дневного сна позволяет поднять активность у детей, улучшает эмоциональный настрой, помогает провести активную профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Она имеет вариативный характер, и разную степень продолжительности от 7-15 минут. После проведения 3-4 общеразвивающих упражнений лёжа в постели (на спине, на боку, на животе, осуществляются пробежки по массажным дорожкам (дорожки здоровья) ежедневно.
Степаненкова Эмма Яковлевна, описывая методику физического воспитания, выделила четыре вида гимнастики после дневного сна:
1. Разминка в постели и самомассаж;
2. Гимнастика игрового характера;
3. Гимнастика с использованием тренажеров и спортивного комплекса;
4. Пробежки по массажным дорожкам.
Музыкально-ритмическая деятельность так же благотворно влияет на развие физических качеств детей: происходит общее укрепление здоровья: развитие и рост опорно-двигательного аппарата; развитие органов дыхания, кровообращения, сердечно — сосудистой и нервной систем организма; формируется правильная осанка, повышается работоспособность, жизненный тонус организма, совершенствуется развитие координации движений.
Музыкально-ритмическая деятельность тесно связана с физической культурой, из которой выбираются основные движения: ходьба, бег, прыжки, которые преобладают в играх, хороводах, плясках. Используются также гимнастические упражнения для верхнего плечевого пояса, ног, корпуса. Эти движения с включением различных предметов (мячи, обручи, флажки, ленты и т. д.) и без них, способствуют ловкости, координации, выносливости. Применяются некоторые перестроения (ходьба шеренгами, в круге, парами и т. д., необходимые для хороводов, танцев. Перестроения хорошо организуют детский коллектив, облегчают проведение игр, хороводов
Используя рассмотренные нами режимные моменты в развитии физических качеств дошкольников, мы формируем не только способность быстро бегать, дальше метать, красиво и грациозно танцевать, мы приучаем детей к здоровому образу жизни и стимулируем совершенствовать различные виды деятельности, включающие движения. Без развития физических качеств ребенок, да и вообще человек, не смог бы выполнять даже элементарные упражнения.
Утренняя гимнастика для старшей группы
Зверобика
Живет на свете очень много
Мартышек, кошек, птиц и змей
Но человек он друг природы
И должен знать повадки всех зверей (руки вперед, вверх, в стороны, вниз)
Весь день стоит в болоте цапля
И ловит клювом лягушат
Совсем не трудно, так стоять
Для тренированных ребят (руки в стороны, одну ногу согнуть в колене, стоять на одной ноге)
Уселась кошка на окошко
И стала хвостиком крутить
А мы движение такое
Все можем сразу повторить (опуститься на колени и ладони, вращать «тазом» вправо- влево, как «хвостиком»)
Змея ползет лесной тропою
Как лента по земле скользит
А нам движение такое
Совсем не трудно повторить (дети скользят руками по полу продвигаясь вперед до положения лежа на животе, покачивание вправо влево на бок, ноги приподнять над полом)
Умеют все ребятки с носочков встать на пятки
Вдохнуть и потянуться
Присесть и разогнуться (дети из положения лежа на животе, группируются в положение сидя на пятках, затем встают в полный рост и поднимаются на носки, руки вверх, опускаются на пятки, приседают, выпрямляются)
Зайцы скачут скок-скок-скок
На зеленый на лужок
Прыг-скок прыг – скок
На зеленый, на лужок (прыжки на двух ногах, с поворотом на четыре стороны)
Упражнение на дыхание: вдох носом, выдох – со звуком «ш».
Утренняя гимнастика для второй младшей группы
Зверобика
Нам лениться не годится
Помните ребята
Даже звери, даже птицы
Делают зарядку (ходьба на месте)
А щенята, как проснуться
Очень любят потянуться,
Обязательно зевнут
Ловко хвостиком махнут (потягивание руками вверх, полуприсед покрутить «хвостиком»)
Ну, а мишка косолапый
Широко разводит лапы
Наклоняется вперед
И ничуть не устает.
А когда зарядки мало
Начинает все с начала (руки в стороны, наклон вперед руки вниз)
А, котята спинки выгнут
И неслышно вдруг притихнут
Начинают разгибаться
Перед тем, как прогуляться (стоя на четвереньках прогибать и выгибать спину)
Расселись белки очень быстро
Машут хвостиком пушистым
Целый час играют в прятки
Это беличья зарядка (стоя на четвереньках, ноги приподнять над полом, оставаясь на коленях, и вращать «хвостиком» вправо-влево)
Ну-ка зайка поскачи, поскачи
Лапкой, лапкой постучи, постучи
Ты на травку упади, упади
Полежи и отдохни, отдохни
Отдохнул, теперь вставай
Прыгать снова начинай. (прыжки на двух ногах на месте, хлопая в ладоши, лечь на пол, повторить прыжки)
Упражнение на дыхание «Петух» вдох- руки в стороны, выдох со звуком «ку-ка-ре-ку» руки опускаем вниз по слогам.
Физминутки
Вышел зайчик
Вышел зайчик погулять
Начал ветер утихать (ходьба на месте)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зеленый.
И несется меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. (прыжки на месте)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах. (ходьба на месте)
Замер зайчик средь травы
А теперь замрем и мы! (садятся дети на места)
Для начала мы с тобой
Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (вращение головы)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы конечно сможем. (повороты вправо и влево)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем –
Нужно ноги укреплять,
Раз – два – три – четыре — пять. (приседание)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись. (потягивания вверх и в стороны).
От разминки раскраснелись
И на место снова сели. (дети садятся)
Дождь
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам! (шагают на месте)
Гром! Гром, как из пушек
Нынче праздник для лягушек (прыжки на месте)
Град! Град! Сыплет град,
Все под крышами сидят, (хлопки в ладоши)
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин. (шагают на месте)
В. И. Коваленко «Азбука физминуток для дошкольников»
Гимнастика после дневного сна старшая группа
По порядку все ребятки
Просыпайтесь на зарядку
Дети: (вдох); (выдох) Тру-ру-ру-у-у
(вдох);(выдох) Тру-ру-ру-у-у
(вдох); (выдох) Подудим в свою трубу (дети трубят в дудочку из сложенных кулачков)
Можно, можно потянуться
И немножечко прогнуться
Ноги пряменько держать
Руки кверху поднимать (потягивание и расслабление лежа в кровати)
Ноги будем поднимать
И опускать, поднимать
И опускать (ноги на счет 1-2 поднять вверх и опустить на 3-4 вниз)
Вот свернулся ёж в клубок
Потому что он продрог
Лучик ёжика коснулся
Ёжик сладко потянулся (лежа на спине подтянуть колени к груди, сгруппироваться на 1-2, на 3-4 лечь ровно на спину)
Карусели, карусели
Мы с тобой в машину сели
И поехали (упражнение «велосипед»)
«Бабочка» (сесть по-турецки в кровати, положить руки на колени, коленями помахать, как крыльями «бабочки»)
«Светофор» (стоять у кровати)
Красный — ясно путь опасный
Желтый — тоже подожди
А зеленый впереди — проходи (поочередно рывки руками вверх-вниз, говоря слова.)
«Дорожка здоровья»
Гимнастика после дневного сна для подготовительной группы
Петушок, петушок
Золотой гребешок
Маслена головушка
Шелкова бородушка
Самый первый встаешь
Голосисто поешь
Разбуди моих ребят
Очень крепко дети спят
Ку-ка-ре-ку
Хорошо нам отдыхать
Но пора уже вставать
Крепче кулачки сжимаем
И повыше поднимаем
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть свои глаза (потягивание и расслабление)
Вот понравится лягушкам
Тянем губы прямо к ушкам
Потянули – перестали
И несколько не устали! (растягивание губ и расслабление)
Все ребята сели в ряд
Молоточками стучат
Тук – тук – тук
Молоточков слышен стук (сед на кровати скрестив ноги)
Мы на скрипочке играем
Тили – тили – тили – тили
Скачут зайки на лужайке
Тили – тили – тили – тили (растирание ребром ладони другую руку)
(стоя у кровати)
Мы веселые матрешки
Ладушки, ладушки (фонарики и хлопки)
На ногах у нас сапожки
Ладушки, ладушки (выпрямить и согнуть ногу, хлопки)
В сарафанах наших пестрых
Ладушки, ладушки (повороты туловища, хлопки)
Мы похожи словно сестры
Ладушки, ладушки (наклон головы вправо, влево)
Хорошо нам отдыхать
Но пора уже вставать!
Дети:
Веселы, бодры мы снова
И к занятиям готовы!
Источник