Развитие физических качеств ребенка через подвижные игры

Ирина Борисова
Опыт работы «Развитие физических качеств у дошкольников через подвижные игры и игровые упражнения»

Здоровье – это та вершина, которую должен каждый покорить сам.

А мы должны стать учителями, мудрыми наставниками в начале этого долгого восхождения.

В. Шененберг.

(1 СЛАЙД) С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особое внимание направленно на детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Великая ценность каждого человека — здоровье и вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Константин Дмитриевич Ушинский сказал «Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами».

Из опыта моей работы с детьми я поняла, что игровые упражнения – с использованием методических приемов игры, это физические упражнения, которые сохраняют свою сущность, приобретают своеобразную игровую окраску. Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижение определенной цели, точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию чёткости в выполнении движений, то во время выполнения игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения.

Тема: «Развитие физических качеств у дошкольников через подвижные игры и игровые упражнения» выбрана мною не случайно, так как я считаю, где как не в игре дети с удовольствием и с интересом принимают участие, познают что-то новое для себя, в игре развиваются двигательные способности, обогащается двигательный опыт и конечно же главное значение подвижных игр и игровых упражнений является развитие физических качеств ребёнка, это единственный не насильственный способ заинтересовать ребёнка в выполнении каких-либо действий, направленных на развитие быстроты, ловкости, силы, координации, выносливости и гибкости. Подвижные игры и игровые упражнения являются эффективным средством физического воспитания детей дошкольного возраста.

(2 СЛАЙД)Цель:

Приобщать детей к здоровому образу жизни, через подвижные игры и игровые упражнения формируя и развивая физические качества ребёнка.

Задачи:

1. Сформировать устойчивый интерес к подвижным играм и игровым упражнениям, желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;

2. Обогащать двигательный опыт дошкольников новыми двигательными действиями, обучение правильной технике выполнения игровых упражнений.

3. Содействовать развитию двигательных способностей;

4. Прививать интерес к физической культуре, способствовать укреплению здоровья

(3 СЛАЙД) В своей педагогической деятельности я придерживаюсь основным принципам работы с детьми.

сохранение здоровья детей;

формирование необходимых знаний, умений, и навыков здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни, интереса к физической культуре, потребность к самосовершенствованию;

видеть и развивать индивидуальные способности каждого ребенка;

гармоничное и всестороннее развитие и укрепления всего организма ребенка;

постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий.

Мой опыт доказывает, что высоких показателей в физическом развитии дошкольников можно достичь при умелой правильной организации игровой деятельности. Игра – удовлетворяет потребность детей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил. Для игры характерно яркое проявление эмоций, творческих способностей, активности, инициативы. В своей педагогической деятельности я использую подвижные игры и игровые упражнения, как одно из важных средств физического воспитания и это средство становится эффективным (игровым) методом физического развития. Надо отметить, что понятие «игровой метод» предполагает не только какие – либо конкретные подвижные игры, но также и применение методических особенностей игры в любых физических упражнениях. Такие упражнения, сохраняя свою сущность, приобретают своеобразную игровую окраску, дети с интересом выполняют физические упражнения в игровой обстановке, так при проведении общеразвивающих упражнений можно не просто однообразно выполнять наклоны, повороты, прогибы, я предлагаю детям «полететь как птица», «изобразить лодочку», «построить мостик», «изобразить уголок», «прокатится на велосипеде» (4 СЛАЙД, «стать силачами» (5 СЛАЙД) и т. д. и когда я добавляю усложнения в такие игровые упражнения дети с удовольствием их выполняют,например я говорю: (6 СЛАЙД) «лодочка наша плывет по реке, подул ветер и поднялись волны, лодочка начала покачиваться вперед назад, влево вправо» и т. д. Игровые упражнения я применяю на утреней зарядке и вводной части своих занятий тем самым, увлекаю и настраиваю детей на положительные эмоции, они с большим желанием изображают «паука» (7 СЛАЙД, «слона» (8 СЛАЙД, «обезьянку», «рака» и т. д.

(9 СЛАЙД) Я с удовольствие использую, а дети выполняют такие игровое упражнение как веселый тренинг – это дополнительная физическая нагрузка на определенные группы мышц, которая способствует развитию таких физических качеств как – гибкость, координация, сила, выносливость и каждое освоенное упражнение для ребенка – это его маленькая победа в своем физическом совершенствовании. Упражнения требуют физического напряжения в течении определенного времени и что бы не вызвать у детей ощущения рутинности физических тренировок, упражнения имеют названия, символизирующие подражания каким-либо действиям различных персонажей из известных произведений и сказок, а также предметов, птиц, рыб, зверей и т. д. (10 СЛАЙД) «Морская звезда» — лежа на животе поднимите ноги и руки в стороны. Вы морская звезда! И можно добавить – покачайтесь на волнах. Данное упражнение направленно на развитие физического качества – гибкость, развивает мышцы ног, рук, спины. (11 СЛАЙД) «Стойкий оловянный солдатик» — плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик, вдруг подул сильный ветер, и началась качка, но ничего не страшно оловянному солдатику. Хотите стать таким же отважным оловянным солдатиком? Упражнение развивает мышцы живота, ног, спина, тренирует выносливость.

Читайте также:  Индивидуальная программа развития личности ребенка

(12 СЛАЙД) Моя педагогическая находка скоростная (координационная) лестница – это прекрасный тренажер для развития таких физических качеств как координация, ловкость, скорость, скоростно-силовые качества. Тренажер нацеленный на активные физические упражнения, сконструированный таким образом, чтобы улучшить владение телом, увеличить скорость ног, а именно стопы и реакции голеностопа, развивает правильную форму и технику бега. Она предполагает постоянное наращивание физических качеств я применяю ее для:

тренировки ускорения;

улучшение скоростных данных;

улучшения баланса тела в движении;

улучшения прыжковых качеств в сочетании с ловкостью;

развития силы рук;

сочетания разминки и тренировки.

развивает чувства ритма тела и координации

И конечно же для каждого упражнения я дала игровое название: ходьба и бег с высоким подниманием колен – «лошадки», обычная ходьба – «гимнасты», (13 СЛАЙД) бег – «не пропусти ячейку», прыжки на обеих ногах в каждую ячейку лестницы «с кочки на кочку», передвижение в упоре «крабы» и т. д. это вызывает интерес у детей и добавляет соревновательный элемент при выполнении заданий (кто лучше и правильно выполнит).

Один из любимых видов деятельности у моих воспитанников подвижные игры имеют большую классификацию (14 СЛАЙД). По содержанию – элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы. К сложным играм относятся — спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте в такие игры дети играют по упрощенным правилам. (15 СЛАЙД)

Одним из важных условий успешности обучения в ходе подвижных игр я считаю заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры, я провожу эмоционально, живо и непринужденно. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества, как смелость, находчивость, настойчивость, организованность. Во время формирования комплекса подвижных игр, направленных на развитие физических качеств, я подбираю игры таким образом, чтобы у ребёнка постоянно поддерживался интерес к игровой деятельности, не допускаю однотипные игры, это в скором времени приведёт к отсутствию желания играть.

Я составила картотеку подвижных игр и разделила их на игры, которые непосредственно направлены на развитие определенных физических качеств детей:

(16 СЛАЙД) Я с удовольствием применяю в своей педагогической деятельности подвижные игры с элементами борьбы это любимые игры моих воспитанников, направленные на развитие физического качества — сила. Они привлекают детей своей эмоциональностью, доступностью и состязательным характером. Выполняются такие упражнения, как правило, с полной мобилизацией двигательных способностей. Оказывают эффективное воздействие и на развитие скоростных качеств, выносливости, координации, ловкости, а также на воспитание таких ценных морально-волевых качеств, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Подвижные игры с элементами борьбы в которые мы играем (17 СЛАЙД) «Ринг силачей», (18 СЛАЙД) «Вытолкни соперника», «Бой петухов», «На одной ноге», (19 СЛАЙД) «Борьба на ладонях», «Перитягивание каната» и в дальнейшем я буду обязательно пополнять картотеку игр с элементами борьбы.

(20 СЛАЙД) Подвижные игры, которые я применяю в своей педагогической деятельности для развития скоростно–силового физического качества; «Зайцы в огороде», «Лиса и куры», «Волк во рву», «Удочка», «С кочки на кочку» и многие другие, то есть это игры с прыжками, бегом, метанием.

(21 СЛАЙД) Для развития быстроты «День ночь», «Синий, красный, желтый», «Пятнашки», «Ловишки с лентами», «Кто быстрее», «Быстро возьми», «Догони свою пару» и т. д. т. е игры где основной вид движения это бег.

(22 СЛАЙД) Для развития ловкости «Медведи и пчелы», «Перелет птиц», «Мыши в кладовой», «Мышеловка», «Хитрая лиса», «Два мороза», «Мы веселые ребята» — это игры которые учат детей лазить, быстро ориентироваться в пространстве, подлезать, приседать, увертываться от ловящего, бегать врассыпную не наталкиваясь друг на друга и т. д, в этих играх также развивается скорость бега, сила, выносливость.

Игры направленные на развитие выносливости, как правило, сопряжены с развитием таких физических качеств как сила и быстрота «Смена мест» — для развития прыгучести и прыжковой выносливости, «Северный и южный ветер» — скорость и выносливость, «Зайцы и волк» и т. д.

(23 СЛАЙД) Воспитание координационных способностей у ребенка связано с умением согласованно, последовательно выполнять движение. Координация является необходимым компонентом любого движения — бега, прыжка, метания, лазанья и т. д. поэтому в принципе любая подвижная игра направлена на развитие координации движения.

Я считаю, что для гармоничного физического развития ребенка мало того,чтобы он был ловким и сильным: он должен быть еще и гибким и для этого я провожу такие игры. «Потянулись подросли», «Совушка» и др.

(24 СЛАЙД) И конечно же важную роль в своей образовательной деятельности я отважу играм — эстафетам которые являются разновидностью подвижных игр командного характера с правилами. Эстафета — это не только соревнование, но и игра, которая помогает детям сплотиться в одну команду.

Читайте также:  Влияние развития игрушки на психическое развитие ребенка

Игры-эстафеты эффективно влияют на развитие ловкости, согласованности (координация) движений, точности, быстроты, находчивости, способствуют развитию функции равновесия, воспитывает соревновательный спортивный дух, стремление к победе и взаимовыручку в команде. Особое внимание я уделяю использованию игр-эстафет на свежем воздухе. (25 СЛАЙД) При проведении игр-эстафет на открытом воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Многократное повторение элементов игр-эстафет в условиях большого пространства в теплое и холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств. Проведение игр-эстафет на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка.

(26, 27 СЛАЙД)В играх-эстафетах я использую следующие виды движений:

1) бег с метанием;

2) бег с подлезанием под различные снаряды и с перелезанием через препятствия;

3) бег с перепрыгиванием препятствий;

4) бег с сохранением равновесия на различных снарядах;

5) бег с переноской мячей, обручей и других предметов в сочетании с дополнительными движениями;

6) бег с ползанием и лазанием по гимнастическим скамейке;

8) бег со змейкой между предметами и др.

Я считаю что, результативная сторона игрового метода (кто впереди, кто лучше, кто сильнее) увлекает детей, заставляет их максимально проявлять свои физические и психические силы в состязании за первенство, за достижение победы.

Большую работу виду с родителями по вовлечению их в образовательную деятельность.

Мною проведен спортивный праздник (28 СЛАЙД) «Мой папа самый лучший», проведена малая дошкольная Олимпиада – где родители были активными болельщиками (29 СЛАЙД, применяю одну из инновационных технологий детско-родительские проекты,мною был подготовлен и проведен проект на тему: «Взаимодействие с семьями воспитанников по физической культуре»в рамках данного проекта я провела беседы с родителями воспитанников на темы: «Спорт – это здоровье», «Готовимся к сдаче нормативов», провела анкетирование родителей «О здоровье всерьез», (30 СЛАЙД) выпущена совместно с родителями стенгазета «Папа, мама я – спортивная семья», выставка рисунков на тему «Виды спорта», оформлена газета коллаж «Мой любимый вид спорта, отдыхаем всей семьей». Ежегодно выступаю на родительских собраниях.

(31, 32 СЛАЙД) Мониторинг педагогических воздействий за два года (сдача нормативов)

Прослеживается динамика роста уровня физической подготовленности детей.

Я хочу пожелать всем, кто выбрал путь педагога.

Не жалейте тепла своего сердца,

Света своего разума в работе с детьми

И они смогут сделать наш мир прекраснее, ярче и светлее.

Источник

Марина Вениаминовна Краснова
Подвижные игры и упражнения на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ

Название игры Методические указания Описание игры

«Эстафета с обручами»

Отмечается качество выполнения задания и скорость. Играющие встают в 2 колонны. На расстоянии 5 – 6 метров от колонн кладутся обручи – по 1 против каждой команды.По сигналу воспитателя: «1,2,3 – беги!» первые в колонне бегут к обручам, поднимают их вверх, пролезают в обруч, кладут его на место, бегут к своей колонне, дотрагиваются до руки следующего игрока и встают в конец колонны. Бежит следующий игрок. Выигрывает та группа детей, которая раньше пройдет полосу препятствий.

«Сделай фигуру»

Отмечается выразительность фигуры. Выбирается ведущий. Дети свободно передвигаются по площадке. На сигнал ведущего (удар в бубен или слово: «Стоп!» все останавливаются в какой-либо позе и не двигаются. Ведущий обходит все «фигуры» и выбирает ту, которая ему больше всех нравится. Этот ребенок становится водящим.

«Маленький затейник»

Все упражнения выполнять в медленном темпе. 1.Наклоны вперед и назад:

— вперед сидя;

— назад, стоя на коленях;

— вперед и назад стоя.

2. «Ласточка». Стоя на одной ноге. Тело прогнуто, голова приподнята, руки в стороны. Носок поднятой ноги оттянут. Время удержания можно увеличивать до 10-20 сек.

Эстафета с мячами

Обращается внимание на правильность выполнения упражнений. Играющие делятся на 2 отряда и встают в 2 колонны. Ноги расставлены на ширину плеч. Первым в колонне дается по мячу.По сигналу воспитателя: «Вверх!» — дети поднимают руки вверх и стоящий первым передает мяч через голову стоящему сзади, тот следующему и т. д. Когда последний ребенок получает мяч, он бежит к воспитателю и отдает ему мяч.

1 – 2 раза мяч передается над головой,затем дается команда: «Вниз!» (мяч передается между расставленными ногами).

РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ

«Горячая картошка» Передавать мяч друг другу аккуратно в руки.

Дети встают в круг, руки за спиной. В кругу стоит ведущий. По сигналу воспитателя дети начинают передавать «картошку» (мяч) друг другу. В это время ведущий просит показать игроков руки. Если в руках ребенка оказался мяч, он встает в круг (становится ведущим) и игра начинается сначала.

«Мышеловка»

После того, как мышеловка захлопнулась, мышам нельзя подлезать под руки стоящих в кругу. Играющие делятся на неравные группы. Меньшая группа, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку, идут по кругу,приговаривая:

«Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели.

Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки – переловим всех сейчас!»

Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее.По сигналу воспитателя: «Хлоп!» стоящие в кругу дети опускают руки, приседают – мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они встают в круг, мышеловка увеличивается. Когда большая часть детей поймана, они меняются ролями и игра возобновляется.

Читайте также:  Всякая функция в развитии ребенка появляется на сцену дважды

«Охотники»

Охотникам не разрешается выходить за черту. «Звери» свободно ходят по площадке. Три или четыре «охотника» стоят в разных местах, держа в руках по маленькому мягкому мячику. По сигналу все «звери» останавливаются, и каждый «охотник» легко бросает в них свой мяч. Задетые мячиками заменяют «охотников».разрешается, стоя на месте, увертывается от мячей.

«Хоккей»

Стараться провести мяч к воротам, не мешая другому. Игроки 2-х команд находятся на площадках прямоугольной формы. На противоположных сторонах площадки обозначаются ворота. Игроки с клюшками или гимнастическими палками стремятся забить в ворота соперника маленький мяч. Игра проходит в пределах площадки на время. Вратарей не ставят.

РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ

«Мы веселые ребята»

Если ловишка никого не поймал, то после 2-3 перебежек выбирается новый ловишка. Дети стоят на одной стороне площадки за чертой, На противоположной стороне площадки также проведена черта. Сбоку от детей, примерно в середине между линиями, находится ловишка.Дети:

«Мы веселые ребята, любим бегать и скакать.

Ну попробуй нас догнать. 1,2,3 – лови!»

Дети бегут на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронулся, считается пойманным. Он отходит в сторону. После 2-3-х перебежек производится подсчет пойманных, и выбирается новый ловишка.

«Перелет птиц»

Соблюдать осторожность, стоя на снаряде. Дети бегают врассыпную по площадке, изображая птиц.По сигналу воспитателя: «Ветер, буря!» — поднимаются на гимнастическую стенку или становятся на скамейки.По сигналу: «Хорошая погода!» — дети бегают по площадке.

«Падающая палка»

Поощряется быстрая реакция на сигнал. Играющие рассчитываются по порядку номеров и, запомнив свои номера, становятся в круг. Водящий ставит в центре круга палку, придерживая ее рукой. Выкрикнув чей-либо номер, он отпускает руку и бежит из круга. Игрок, чей номер был назван, должен выбежать и успеть схватить палку до ее падения. Если ему удалось это сделать, он возвращается на свое место, а прежний водящий продолжает водить. Если же игрок не успеет удержать падающую палку, он меняется местами с водящим.

«Пустое место»

Дети, стоящие в кругу, не препятствуют передвижению бегущих. Играющие образуют круг. Водящий бежит за кругом, кого – нибудь пятнает и продолжает бежать в ту же сторону, а запятнанный игрок бежит в противоположную сторону. Каждый старается скорее обежать круг и встать на пустое место. Не успевший занять место становится водящим, и игра продолжается. Пятная игрока, ведущий обязан уступить тому дорогу, отходя на шаг от круга.

РАЗВИТИЕ СИЛЫ

«Кто дальше»

Выполнять только по 1 толчку. Дети разбиваются на несколько команд и выстраиваются параллельными колоннами перед линией, за которую переступать нельзя. Первые номера толкают вперед набивной мяч. В месте остановки мяча проводится новая линия. Следующие участники толкают мяч уже от новой линии. Побеждает команда, у которой мяч окажется на большем расстоянии от начальной линии.

«Не задень мяч» Контролировать силу движения рук. Трое или четверо ребят становятся вокруг мяча, лежащего на полу, и кладут руки на плечи рядом стоящим партнерам. По сигналу они начинают толкать друг друга так, чтобы кто-либо коснулся мяча. Коснувшийся выбывает из игры. Оставшийся последним – побеждает.

«Кто устоит»

Контролировать силу удара. Играющие в парах располагаются лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки. Пятки и носки вместе. Каждый старается ударами одной или обеих рук в ладонь соперника вывести его из равновесия. Можно уклоняться от ударов, убирая ладони. Игрок, оторвавший ступни ног от земли или сдвинувшийся с места, считается побежденным.

«Перетягивание каната» Стараться удержаться на ногах. При падении одного из игроков игра останавливается. Две команды с равным числом игроков берутся за концы каната. На земле проводятся 3 линии на равном расстоянии между ними. На середину каната привязан бант, который совмещен со средней линией. По команде игроки стараются перетянуть канат на свою сторону. Побеждает команда, перетянувшая бант на канате до своей линии.

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ

«Кто дольше» Дети прыгают до тех пор, пока не сделают ошибку. Прыжки через скакалку на месте, с продвижением вперед.

«Веселые эстафеты» Отмечается качество выполнения упражнений и быстрота.Эстафеты с разными вариантами заданий:

— прыжки;

— бег;

— передача мяча;

— подлезание;

— подтягивание по скамейке на животе и др.

«Пятнашки»

Стараться сохранить положение полуприседа во время игры. Игроки располагаются в пределах площадки в положении полуприседа. Один из игроков («салка») ловит, а остальные убегают. Как «салка», так и убегающие должны перемещаться в положении полуприседа. Догнав кого-либо из игроков, «Салка» касается его рукой. Возможен вариант, когда водящий пятнает других игроков не рукой, а мячом. Тот, кто выпрямиться или выбежит за пределы площадки, становится «салкой».

«Прыгуны» Игроки, коснувшиеся линии или остановившиеся, выбывают из игры. Игроки располагаются лицом к стене и поднимают руки кверху. На расстоянии 15-20 см. выше пальцев каждого игрока проводятся линии. Игроки по команде начинают безостановочно прыгать вверх, стремясь коснуться ладонями стены выше соответствующих линий. Побеждает тот, кто выполнил больше всего прыжков.

Источник