Развитие движений ребенка на первом году

Развитие движений ребенка на первом году thumbnail

света коростелёва
Консультация «Развитие движения у детей первого года жизни»

Коростелёва Светлана Геннадьевна

Развитие движения у детей первого года жизни.

ГКУ ЦССВ «Центральный» г. Москва

Дети с самой первой минуты появления на свет постоянно двигаются. Хотя и до рождения они двигаются внутриутробно (переворачиваются, шевелят ручками и ножками, плавают). Эти движения у них инстинктивные, заложенные от природы и помогают выжить в окружающем мире. Двигательная активность оказывает положительное влияние на развитие, если малыш не будет достаточно двигается, то его мышцы и опорно-двигательный аппарат не окрепнет. Развитие таких жизненно важных органов, как сердце и лёгких на прямую зависит от его движения. Между общим развитием малыша и развитием движений существует прямая взаимосвязь. Чем лучше развиты движения ребенка, тем больше он знакомится с окружающим миром и познаёт его. Неподвижность и однообразная поза замедляют кровообращение, тем самым только вредит крохе. Поэтому своевременное развитие движения является одним из основных условий и основных показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка любого возраста, особенно ребенка первого года жизни. Границы развития ребенка до года у каждого индивидуальны, так как индивидуальное развитие зависит от различных факторов, например, от окружающей среды или уровня развития восприятия, состояния здоровья. Итак, для того чтобы ребёнок овладел движениями, в той последовательности, которая будет способствовать его благоприятному развитию, рос здоровым необходимо активное воздействие взрослого. Взрослый создаёт условия для самостоятельной деятельности ребёнка направленные на развитие движения (массаж, гимнастика, упражнения, игры).

Какие же движения надо развивать у детей в этот период и какие для этого создавать условия?

В первые месяцы малыш движется хаотично и беспорядочно, а тело его в сильном тонусе, голова тяжёлая и неподъёмная, удерживается им короткое время.

Наша с вами задача заключается в ослаблении тонуса. Необходимо учить ребенка удерживать голову в вертикальном положении, лежа на животе и на руках у взрослого. Это умение является очень важным, так как способствует формированию шейного изгиба позвоночника, укрепляет шейные и спинные мышцы, улучшает кровообращение головного мозга. Без умения удерживать голову в вертикальном положении невозможно формирование более сложных движений.

К концу 3 месяца ребенок должен хорошо приподнимать голову и верхнюю часть туловища, опираясь на предплечья, а затем на кисти рук. В это же время у ребенка должен появляться комплекс оживления при общении с ним взрослого (улыбка, ласковый разговор, показ игрушек). С момента его появления ребенок почти в течение всего времени бодрствования находится в движении и в радостном состоянии (активно двигает ручками, ножками, улыбается, что способствует развитию всей мускулатуры и повышению общего уровня жизнедеятельности.

Позаботьтесь чтобы во время бодрствования малыш находился в удобном для его развития положении. Если голова малыша, лежащего на спине, постоянно повёрнута в одну сторону, это может привести к деформации позвоночника и тазобедренного сустава. Чтобы избежать этого голову ребенка укладывают между параллельно расположенными валиками. Если у малыша в позе на спине наблюдается сильное изгибание туловища, а его голова постоянно запрокидывается назад, необходимо придать сгибательную позу. Для этого голову ребёнка слегка наклоняют, подкладывая под неё подушечку или валик, можно положить малыша на плавательный круг или разместить его на ваших коленях, лицом к лицу. Тогда тело малыша самым естественным образом займёт сгибательную позу, так как голова и туловище ребёнка располагаются посредине ваших бёдер, своими коленями вы будете регулировать положение головы малыша, а грудью и животом положение ножек.

Как только ребенок научится удерживать голову в вертикальном положении, необходимо развивать упор ног. Если трехмесячного ребенка поддерживать под мышки, то он хорошо упирается о твердую поверхность, выпрямляя ноги в коленях. От упора ног зависит впоследствии умение стоять при поддержке взрослого, а потом вставать самостоятельно.

В возрасте от 3 до 6 месяцев важно развивать у ребенка движения рук. В следствии повышенного мышечного тонуса в руках, кулачки у ребенка сильно сжаты, а ручки согнуты в локтях. Научить малыша расслаблять ладошку, разжимая кулачек, и выполнять мелкие движения пальцами, хорошо помогают специальные игры. Такие как игры с мячом (соприкасаясь с круглыми поверхностями происходит расслабление мышц и уменьшение мышечного тонуса, «Сорока-ворона», «Пальчики здороваются», «Ладушки-ладушки». Так же необходимо учить ребенка брать поднесенную к нему игрушку, находящуюся над его грудью, находящуюся сбоку, брать в каждую руку по игрушке и удерживать ее. У детей, умеющих брать и удерживать игрушку, развивается предметная деятельность. Лежа на спине, ребенок размахивает игрушкой, перекладывает ее из рук в руку, рассматривает, извлекает звук, потряхивая погремушкой. Таким образом он познает окружающий мир, свойства предметов. Своевременное развитие хватательных движений способствует возникновению умения изменять положение тела в пространстве, а именно умение переворачиваться на бок, на жи-вот, с живота на спину. Появление таких движений как садиться, вставать, ходить с опорой возможно только при помощи рук.

Когда руки детей хорошо окрепнут, и они начнут упираться ими, начинайте ставить их на четвереньки, придерживая ручки и ножки и покачивать вперед и назад, и вскоре появиться ползание. Целенаправленное обучение ползанию на четвереньках приводит к тому, что дети уже к 5-6 месяцам быстро двигаются во всех направлениях нужных им. Это меняет его поведение, он становится более активным и самостоятельным. Ползание хорошо сказывается на физическом развитие. У ползающего ребёнка укрепляются мышцы ног, рук, спины, брюшного пресса, шеи, формируется правильная осанка. Ползанье помогает лучше ориентироваться в окружающей обстановке, знакомиться с окружающими предметами. Для того, чтобы малышу было интереснее и веселее ползать взрослые организуют следующие игры. Имитируют погоню, со словами «Догоню, догоню (имя ребенка) догоню!». Или тянет перед ребенком яркую игрушку на веревочке. На пике развития этого навыка некоторые дети начинают ползать на столько быстро, что взрослым бывает трудно их догнать.

Примерно к 4-5 месяцам ребенок начинает «присаживаться». Малыш, подтягивая голову и плечи к груди, пытается приподняться. Если ребенка взять за обе руки и медленно подтягивать, то он легко присаживается. А затем он самостоятельно может выполнять это движение, держась за два пальца взрослого. Однако ровно усаживать, можно только кратковременно и при поддержке взрослого. Взрослым надо помнить, что умение сидеть не только не содействует дальнейшему развитию движений ребенка, но и нередко является прямой помехой этому. В тех случаях, когда умение сидеть развито у ребенка значительно лучше других двигательных умений, оно становится настолько доминирующим, что всякая попытка придать малышу другое положение встречает с его стороны бурный протест. Долгое сидение негативно сказывается на физическом состоянии ребенка, так как нередко ведет к искривлению позвоночника, сжатию грудной клетки, вялости мускулатуры и к общей апатичности ребенка. Поэтому, несмотря на то что умение сидеть имеет ряд положительных моментов (полное высвобождение обеих рук, ни в коем случае не надо торопиться с формированием у малыша этого умения. Готовить ребенка к сидению надо, а сажать нужно только тогда, когда ребенок сам будет готов и освоит ползание. Итак, мы должны помнить, что ребенок сначала учится ползать, а потом сидеть!

Читайте также:  Раннее развитие ребенка до полугода

Если вашему малышу трудно сидеть из-за некоторых особенностей координации движений или излишнего напряжения мышц, посадите его напротив себя, прижав своими ногами колени ребёнка, или посадите его себе на живот так, чтобы его ступни упирались в пол, а ваши колени создавали опору для спины ребенка. Когда пытаясь посадить малыша, вы видите, что его ножки прижимаются друг к другу и поворачиваются внутрь, а плечики опускаются, то усадите его так, чтобы его ноги были раздвинуты в стороны и повёрнуты наружу. Его спина может опираться на вашу грудь, а пропустив свои руки под мышки малыша, вы поднимите его плечи. Возможно, вашей крохе при освоении сидения понадобится подобрать индивидуальную позу, в которой он бы правильно и устойчиво сидел.

Как только ваш малыш научится самостоятельно сидеть, попробуйте потолкать его вперед и в стороны так, чтобы ему пришлось сохранить равновесие. Для этого очень хорошо подходит игра «По кочкам, по кочкам, в ямку бух».

К 8 месяцам происходит скачок в развитии движений, ребёнок приобретает вертикальное положение, пробует стоять. Когда малыш только начинает осваивать положение стоя, ему требуется большое количество усилий для стабилизации тела и ног, поэтому он иногда встает на носочки, что в этом случаи не является патологией. Как только появляется способность удерживать свой вес в положении стоя с опорой ребенок начинает осваивать передвижение в вертикальном положении. Он учится садится, ложится, вставать, сидеть, стоять, переступать, сохранять равновесие сидя, стоя и переступая.

Период 12 месяцев характеризуется двигательной активностью крохи. Он много ползает, самостоятельно садится занимаясь с игрушкой, самостоятельно встает и стоит сначала с поддержкой, а затем самостоятельно, переступает, держась за опору, делает первые самостоятельные шаги. Дети этого возраста в основном осваивают движения во время самостоятельной деятельности, поэтому им надо дать необходимые игрушки и предоставить достаточную площадь для передвижения. В условиях общественного воспитания эта площадь огораживается барьером. Внутри барьера может стоять стол для игры, на котором рас-полагаются яркие игрушки, диванчик, мягкое бревно. В условиях семьи важно также выделить место для движения, оградить ребенка от острых углов. Хорошо, если выделенное пространство заканчивается диваном, мягкими креслами, за которые малыш может держаться передвигаясь, брать лежащие на них игрушки.

Развивая и укрепляя мышцы шеи, туловища, рук и живота детей необходимо помнить и о развитии вестибулярного аппарата, который влияет на развитие интеллекта и очень важен ребенку в дальнейшей жизни. Посмотрите на ребенка, когда он долго лежит один и предоставлен сам себе. Он начинает раскачиваться, из стороны в сторону, мотает головой, таким образом он сам себя тренирует, испытывая двигательный голод. Недаром малышня так любит игры «самолетик», качели, карусели, «подкидывание вверх». Получив достаточное количества движения и информации, ребенок с удовольствием полежит спокойно в кроватке и отдохнет, или позанимается сам с игрушкой, или спокойно заснет.

Очень важно, чтобы ребенок с первых дней жизни получал удовольствие от двигательных нагрузок, а не боялся их. Поэтому в возрасте от трех до четырех месяцев полезно включать с детьми занятия на фитболе. Фитбол самый доступный, веселый, и мудрый тренажер для детей любого возраста. Он помогает:

— Справиться с коликами в животе крохи (мягкие покачивания на мяче и давление на животик вызывает расслабление напряженных мышц живота, налаживая кишечную деятельность).

Развивает координацию движения (вестибулярный аппарат).

-Снимает гипертонус (с помощью упражнений расслабляются мышцы).

-Уменьшают боль (вибрация имеет легкий обезболивающий эффект).

-Укрепляет опорно-двигательный аппарат (руки, ноги, позвоночник, предупреждает нарушение осанки).

-Успокаивает (напоминает им дородовый период).

-Улучшает дыхание и кровообращение.

-Вызывает радость (эмоциональное развитие).

Так же очень хорошо помогают снять мышечный тонус водные процедуры. Вода-это естественная среда обитания грудничков, физически беспомощные и неспособные двигаться на суше, они удивительно активны и эмоциональны в воде. Систематические занятия плаванием — это одновременное укрепление, как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию ребенка, снижая смертность первого месяца и года жизни у недоношенных детей. Чтобы купание проходило безопасно для детей и взрослых на шею ребенка одевается специальный круг Flipper.

Для того чтобы ребенок овладел всеми перечисленными выше движениями в той последовательности, которая будет способствовать его благоприятному развитию, рос здоровым, необходимо активное взаимодействие ребенка с окружающей средой при целенаправленном воздействии взрослого.

«Движение-это жизнь и пока человек движется он живет

Аристотель.

Список литературы:

1. «Ребенок от рождения до года» М. Г. Борисенко. Н. А. Лукина.

2. «Игры с детьми младенческого возраста» Ю. А. Разенкова.

3. «Развитие ребенка первого года жизни» Н. Л. Фигурин. М. П. Денисова.

4. «65 лучших развивающих игр от рождения до года» И. Мальцева.

5. «Воспитание и обучение детей раннего возраста» А. М. Фонарев. С. Л. Новоселова. Л. И. Каплан. и др.

6. «Развитие и воспитание детей в домах ребенка» В. А. Доскина. З. С. Макарова. Р. В. Ямпольская. Л. Г. Голубева. К. Л. Печера. Э. Л. Фрухт. М. В. Лещенко.

7. Журналы с интернет сайтов.

Источник

Как малыш развивается к 2 месяцам

В этом возрасте малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Дневной сон укорачивается. Вырабатывается режим ночного сна: теперь его продолжительность составляет 10 – 12 часов с перерывами для кормления, во время которых малыш может полностью не просыпаться.Физическое развитие:

  • Лежа на животе, некоторое время удерживает головку под углом 45 градусов;
  • Переворачивается с бока на спинку;
  • В вертикальном положении удерживает голову 1 – 2 минуты;
  • Следит глазами за перемещающимися предметами;
  • Поворачивает голову в сторону звука;
  • Исчезает гипертонус рук;
  • Угасают некоторые рефлексы новорожденного (хватательный, рефлекс ходьбы).

Психоэмоциональное развитие:

  • Демонстрирует «комплекс оживления» — активные движения ручек и ножек в ответ на появление мамы, гуление, широкая улыбка;
  • Замирает, прислушиваясь к звукам;
  • Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку;
  • Реагирует на знакомые голоса;
  • Гулит, пропевает некоторые звуки.

Развитие восприятия формы и цвета можно стимулировать, развесив по бортикам кроватки картинки с яркими четкими формами и узорами: черно-белыми, красными, желтыми, синими, зелеными, оранжевыми.

Что умеет ребенок к 3 месяцам

Едва ли не главное достижение этого месяца и радость для родителей — это появление режима, который малыш выстраивает вместе с мамой. Уже есть отчетливое время пробуждения, кормления и засыпания с двух-трехразовым (иногда четырехразовым) дневным сном.

В этом возрасте малыш уже умеет криком и плачем выражать свое недовольство, требует внимания. Наблюдательные родители  могут замечать первые проявления характера ребенка.

Физическое развитие:

  • Уверенно держит голову, лежа на животе и в вертикальном положении;
  • В положении лежа на животе опирается на предплечья;
  • Рассматривает и сосет ручки;
  • Перекатывается со спины на бок;
  • Пытается схватить и удержать в руке игрушку, после чего тянет ее в рот.

 Психоэмоциональное развитие:

  • Держит контакт глазами;
  • Улыбается и смеется;
  • Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным;
  • Узнает лица близких;
  • Долго фиксирует взгляд на неподвижных предметах (до 5 минут).

Устройте семейный совет и составьте список черт характера близких родственников малыша. Особое внимание обратите на нежелательные качества. Это хороший повод начать размышлять над тем, какие методы воспитания могли бы помочь их скорректировать, а какие помогут развить те свойства, которые вы мечтаете видеть в своем наследнике.

Развитие малыша к 4 месяцам

Развитие движений ребенка на первом году

В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.

Читайте также:  Карта развития ребенка в доу по фгос скачать бесплатно

Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.

Физическое развитие

  • Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
  • Тянется за предметами, ощупывает их;
  • Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
  • Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
  • Исчезает гипертонус ног.

Психоэмоциональное развитие

  • В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
  • «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
  • Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
  • Реагирует на звук своего имени;
  • Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
  • Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».

Этапы развития в 5 месяцев

Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.  

Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.

Физическое развитие

  • Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
  • Уверенно переворачивается со спины на живот;
  • Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
  • Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
  • Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.

Психоэмоциональное развитие:

  • Узнает голос матери;
  • Отличает лица близких от чужих;
  • По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
  • Долго и певуче гулит;
  • Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.

В этом возрасте дети часто путают день с ночью (эта особенность может проявиться и раньше, но чаще встречается от 4 до 6 месяцев). Подумайте почему: может, у малыша слишком долгие периоды дневного сна, или ему не хватает движения днем, или воздух в комнате слишком сухой и теплый. 

Как развивается малыш в 6 месяцев

Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.

Развитие движений ребенка на первом году

Физическое развитие

  • Садится из положения на четвереньках;
  • Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
  • Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
  • Долго следит за перемещением игрушки;
  • Может прорезаться первый зуб.

Психоэмоциональное развитие

  • Занимается с одним предметом — перекладывает из руки в руку, тянет в рот, отодвигает, рассматривает;
  • Повторяет за взрослым слоги и звуки, подражая его голосовым интонациям;
  • Пытается подражать движениям взрослого — похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой;
  • Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Малыш по-прежнему тянет в рот все, что попадается под руки, и, если ваш ребенок уже пополз, будьте начеку. Внимательно проверьте квартиру на предмет безопасности передвижения по ней ребенка. Для этого войдите в положение малыша в буквальном смысле: встаньте на колени и проползите на них всю квартиру (или ту ее часть, в которой вы будете выкладывать ребенка на пол), убирая любые предметы (возможно, даже изменив расстановку мебели), представляющие опасность для малыша. Особое внимание уделите проводам, розеткам и тяжелым предметам, которые малыш может на себя опрокинуть.

Что умеет малыш в 7 месяцев

Вы заметили, как изменился ваш ребенок, насколько стало легче с ним общаться? Да, сенсорное развитие малыша набирает обороты: к 7 месяцам его слух и зрение развиты почти как у взрослого. Нервные структуры и связи, которые отвечают за качество ощущений, уже полностью сформированы. Малыш научился связывать звук и визуальный ряд и понимает, что они могут иметь одинаковый источник.  Физическое развитие

  • Хорошо ползает;
  • Уверенно сидит с прямой спиной;
  • Подтягивается и пытается встать в кроватке;
  • При поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками;
  • Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый;
  • Совершенствует мелкую моторику, любит пальчиковые игры «Сорока-ворона», «Ладушки».

Психоэмоциональное развитие

  • На вопрос «Где?» находит взглядом предмет на привычном месте;
  • Подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги — «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па»;
  • С удовольствием разглядывает картинки в книжках;
  • Долго занимается с игрушками;
  • Тянется к своему отражению в зеркале.

В этом возрасте у малыша может появиться потребность в постоянном жевании, так как его зубы и челюсти активно развиваются и им нужна повышенная жевательная нагрузка. Малышу можно давать для жевания кусочки твердого яблока, моркови, сушки, печенья.

Развитие малыша в 8 месяцев

Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.

Развитие движений ребенка на первом году

Физическое развитие

  • Ползает с большой скоростью и на любые расстояния;
  • С опорой встает из положения сидя и опускается;
  • Появляется «пинцетный захват» — может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами;
  • Сам держит в руке и ест кусочки еды;
  • Делает первые попытки передвигаться приставным шагом, держась за опору.

Психоэмоциональное развитие

  • Уверенно чувствует себя в знакомом пространстве;
  • Диапазон эмоций расширяется — можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость;
  • Громко и четко повторяет слоги;
  • Увеличивается словарный запас, появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «баба», «дай»;
  • Начинает проявлять повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность.

Когда ребенку 8 месяцев, он уже способен контролировать громкость своего голоса, и с этого момента вы можете иногда друг с другом перешептываться. Если вы еще не читаете своему малышу перед сном, то сейчас отличный момент начать: и ритуал чтения на ночь будет отрабатываться, и лишний раз потренируетесь в регулировании громкости голоса.

Как растет малыш в 9 месяцев

Время говорить! Некоторые дети предпочитают этот момент несколько отложить. Но для многих это период активного развития речи. Малыш знает собственное имя, имена всех близких, названия самых привычных для него предметов и понятий. Разговаривайте с ним как можно больше, старайтесь обогатить звуковой ряд осмысленными высказываниями в виде просьб, пожеланий, связных рассказов.

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка агрогородка поречье

В этот период важно продолжать учиться говорить ребенку «нет». Обратите внимание, как именно вы произносите запрещающее слово. Лучше всего спокойно и твердо сказать: «Не трогай розетку, это опасно», — а не шутливо погрозив пальцем, проворковать: «Сладкий мой, оставь, пожалуйста, розетку в покое». Иначе малыш не воспримет ваши слова всерьез и, наоборот, будет стараться повторить запретное действие.

Физическое развитие

  • Быстро ползает в разных направлениях, влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку детской горки, пытается открывать ящики;
  • Ходит, держась за опору;
  • Садится из положения лежа и ложится из положения сидя;
  • Повторяет движения за взрослым — поднимает и опускает руки, хлопает в ладоши;
  • Совершенствует действия с мелкими предметами — вынимает их и снова вкладывает в емкость, открывает (снимает) крышечки.

Психоэмоциональное развитие

  • Радуется в ответ на результат удавшегося действия (открыл коробочку);
  • Понимает значение слова «нет»;
  • Находит предмет вне зависимости от его местонахождения;
  • Понимает и выполняет простые инструкции — «ложись», «вставай», «брось», «на», «дай»;
  • Знает название и назначение отдельных предметов — чашки, ложки, бутылочки, расчески.

Помните: если «нет» произносится по любому поводу, малыш скоро привыкнет к этому слову и перестанет обращать на него внимание. В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок не сможет уважать вас и ваши желания.  Поэтому лучше всего пользоваться запретами только в случаях, когда необходимо защитить малыша от опасности.

Как развивается малыш в 10 месяцев

Развитие движений ребенка на первом году

Ваш малыш к этому возрасту, как правило, умеет ходить — к настоящему моменту двигательные навыки ребенка уже вполне развиты. Акцент с моторного развития на нервно-психическое начал смещаться еще в 8 – 9-месячном возрасте, так что продолжайте помогать малышу развиваться. Чтение, слушание музыки, аудиосказок, подходящие для этого возраста развивающие игры, кубики, пирамидки, мячики — любое обогащение сенсорного восприятия сейчас бесценно. Физическое развитие

  • Хорошо ходит вдоль опоры;
  • Идет вперед при поддержке за обе руки;
  • Совершенствует уже знакомые ему движения и действия, развивает координацию и ловкость;
  • Пользуется пинцетным захватом и преимущественно одной рукой.

Психоэмоциональное развитие

  • Активно развивает речь, формируя собственный язык, понятный только близким взрослым;
  • Называет отдельными слогами различные предметы (собака — «ав», корова — «му»);
  • Машет рукой «пока-пока»;
  • Знает, куда класть некоторые предметы, игрушки;
  • Понимает, когда его хвалят, а когда ругают;
  • Помнит любимую игрушку.

Малыш уже может некоторое время занимать себя сам, а у вас появляется минутка для себя. Используйте ее на все сто! Выпейте чашку кофе, позвоните подруге, позанимайтесь фитнесом или йогой. В случае с физическими упражнениями вы ничего не потеряете, если малыш решит к вам присоединиться: займитесь спортом вместе с ним!

Малышу 11 месяцев: что он умеет

Ваш малыш становится гораздо самостоятельнее, а до первого дня рождения остается всего месяц. Скоро вы будете подводить первые итоги. Вы уже придумали, как пройдет первое торжество в жизни вашего ребенка? Начните составлять список гостей и продумывать праздничное меню!Физическое развитие

  • Самостоятельно стоит;
  • Хорошо ходит за одну руку;
  • Делает первые шаги;
  • Нагибается при приподнимании предмета без приседания;
  • Приседает без опоры.

Психоэмоциональное развитие

  • Постепенно осваивает действия с предметами, соответствующие их назначению, — куклу укладывает спать, на машине перевозит грузы, собирает пирамидку, строит башенки из кубиков;
  • Может назвать большинство предметов в доме (на свой манер);
  • Использует разные средства для обозначения своих желаний, помимо плача, — переводит взгляд, показывает пальцем, утвердительно кивает или отрицательно качает головой;
  • Активно реагирует на незнакомую обстановку, людей, новую игрушку;
  • Пытается сам себя кормить с ложки.

Правша или левша? Если ребенок умеет пользоваться ложкой, любит рисовать, собирает пирамидки, вы наверняка уже заметили, какая рука у малыша доминирует. Можете провести тест: положите игрушку перед ребенком и посмотрите, какая ручка первая потянется к ней. Повторяйте тест регулярно, чтобы понять, левша ваш кроха или правша.

Подводим итоги первого года

Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется  с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.

Развитие движений ребенка на первом году

Физическое развитие

  • Самостоятельно встает, садится;
  • Ходит самостоятельно или с поддержкой с одной стороны;
  • Пережевывает твердую пищу;
  • Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками.

Психоэмоциональное развитие

  • Произносит несколько слов (иногда в облегченном варианте), помимо «мама» и «папа»;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Знает имена нескольких взрослых и детей;казывает части тела;
  • Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях;
  • По-разному ведет себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Волнуется при встрече и прощании;
  • Имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия;
  • Пытается участвовать в одевании (поднимает руки вверх, поднимает ногу), умывании.

В возрасте одного года ребенок любит проявлять самостоятельность. Это стоит поддерживать и развивать дальше, например предлагая ему самому выбирать одежду для прогулки, еду на полдник, совместную игру или самостоятельное занятие. Если же самостоятельность начинает проявляться в виде эмоциональных выплесков, лучше дать малышу успокоиться (иногда и в этом ему потребуется ваша помощь), а позже объяснить, что вы от него хотели.

Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир

Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.

Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.

Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!

Источник