Развитие движений ребенка до года
света коростелёва
Консультация «Развитие движения у детей первого года жизни»
Коростелёва Светлана Геннадьевна
Развитие движения у детей первого года жизни.
ГКУ ЦССВ «Центральный» г. Москва
Дети с самой первой минуты появления на свет постоянно двигаются. Хотя и до рождения они двигаются внутриутробно (переворачиваются, шевелят ручками и ножками, плавают). Эти движения у них инстинктивные, заложенные от природы и помогают выжить в окружающем мире. Двигательная активность оказывает положительное влияние на развитие, если малыш не будет достаточно двигается, то его мышцы и опорно-двигательный аппарат не окрепнет. Развитие таких жизненно важных органов, как сердце и лёгких на прямую зависит от его движения. Между общим развитием малыша и развитием движений существует прямая взаимосвязь. Чем лучше развиты движения ребенка, тем больше он знакомится с окружающим миром и познаёт его. Неподвижность и однообразная поза замедляют кровообращение, тем самым только вредит крохе. Поэтому своевременное развитие движения является одним из основных условий и основных показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка любого возраста, особенно ребенка первого года жизни. Границы развития ребенка до года у каждого индивидуальны, так как индивидуальное развитие зависит от различных факторов, например, от окружающей среды или уровня развития восприятия, состояния здоровья. Итак, для того чтобы ребёнок овладел движениями, в той последовательности, которая будет способствовать его благоприятному развитию, рос здоровым необходимо активное воздействие взрослого. Взрослый создаёт условия для самостоятельной деятельности ребёнка направленные на развитие движения (массаж, гимнастика, упражнения, игры).
Какие же движения надо развивать у детей в этот период и какие для этого создавать условия?
В первые месяцы малыш движется хаотично и беспорядочно, а тело его в сильном тонусе, голова тяжёлая и неподъёмная, удерживается им короткое время.
Наша с вами задача заключается в ослаблении тонуса. Необходимо учить ребенка удерживать голову в вертикальном положении, лежа на животе и на руках у взрослого. Это умение является очень важным, так как способствует формированию шейного изгиба позвоночника, укрепляет шейные и спинные мышцы, улучшает кровообращение головного мозга. Без умения удерживать голову в вертикальном положении невозможно формирование более сложных движений.
К концу 3 месяца ребенок должен хорошо приподнимать голову и верхнюю часть туловища, опираясь на предплечья, а затем на кисти рук. В это же время у ребенка должен появляться комплекс оживления при общении с ним взрослого (улыбка, ласковый разговор, показ игрушек). С момента его появления ребенок почти в течение всего времени бодрствования находится в движении и в радостном состоянии (активно двигает ручками, ножками, улыбается, что способствует развитию всей мускулатуры и повышению общего уровня жизнедеятельности.
Позаботьтесь чтобы во время бодрствования малыш находился в удобном для его развития положении. Если голова малыша, лежащего на спине, постоянно повёрнута в одну сторону, это может привести к деформации позвоночника и тазобедренного сустава. Чтобы избежать этого голову ребенка укладывают между параллельно расположенными валиками. Если у малыша в позе на спине наблюдается сильное изгибание туловища, а его голова постоянно запрокидывается назад, необходимо придать сгибательную позу. Для этого голову ребёнка слегка наклоняют, подкладывая под неё подушечку или валик, можно положить малыша на плавательный круг или разместить его на ваших коленях, лицом к лицу. Тогда тело малыша самым естественным образом займёт сгибательную позу, так как голова и туловище ребёнка располагаются посредине ваших бёдер, своими коленями вы будете регулировать положение головы малыша, а грудью и животом положение ножек.
Как только ребенок научится удерживать голову в вертикальном положении, необходимо развивать упор ног. Если трехмесячного ребенка поддерживать под мышки, то он хорошо упирается о твердую поверхность, выпрямляя ноги в коленях. От упора ног зависит впоследствии умение стоять при поддержке взрослого, а потом вставать самостоятельно.
В возрасте от 3 до 6 месяцев важно развивать у ребенка движения рук. В следствии повышенного мышечного тонуса в руках, кулачки у ребенка сильно сжаты, а ручки согнуты в локтях. Научить малыша расслаблять ладошку, разжимая кулачек, и выполнять мелкие движения пальцами, хорошо помогают специальные игры. Такие как игры с мячом (соприкасаясь с круглыми поверхностями происходит расслабление мышц и уменьшение мышечного тонуса, «Сорока-ворона», «Пальчики здороваются», «Ладушки-ладушки». Так же необходимо учить ребенка брать поднесенную к нему игрушку, находящуюся над его грудью, находящуюся сбоку, брать в каждую руку по игрушке и удерживать ее. У детей, умеющих брать и удерживать игрушку, развивается предметная деятельность. Лежа на спине, ребенок размахивает игрушкой, перекладывает ее из рук в руку, рассматривает, извлекает звук, потряхивая погремушкой. Таким образом он познает окружающий мир, свойства предметов. Своевременное развитие хватательных движений способствует возникновению умения изменять положение тела в пространстве, а именно умение переворачиваться на бок, на жи-вот, с живота на спину. Появление таких движений как садиться, вставать, ходить с опорой возможно только при помощи рук.
Когда руки детей хорошо окрепнут, и они начнут упираться ими, начинайте ставить их на четвереньки, придерживая ручки и ножки и покачивать вперед и назад, и вскоре появиться ползание. Целенаправленное обучение ползанию на четвереньках приводит к тому, что дети уже к 5-6 месяцам быстро двигаются во всех направлениях нужных им. Это меняет его поведение, он становится более активным и самостоятельным. Ползание хорошо сказывается на физическом развитие. У ползающего ребёнка укрепляются мышцы ног, рук, спины, брюшного пресса, шеи, формируется правильная осанка. Ползанье помогает лучше ориентироваться в окружающей обстановке, знакомиться с окружающими предметами. Для того, чтобы малышу было интереснее и веселее ползать взрослые организуют следующие игры. Имитируют погоню, со словами «Догоню, догоню (имя ребенка) догоню!». Или тянет перед ребенком яркую игрушку на веревочке. На пике развития этого навыка некоторые дети начинают ползать на столько быстро, что взрослым бывает трудно их догнать.
Примерно к 4-5 месяцам ребенок начинает «присаживаться». Малыш, подтягивая голову и плечи к груди, пытается приподняться. Если ребенка взять за обе руки и медленно подтягивать, то он легко присаживается. А затем он самостоятельно может выполнять это движение, держась за два пальца взрослого. Однако ровно усаживать, можно только кратковременно и при поддержке взрослого. Взрослым надо помнить, что умение сидеть не только не содействует дальнейшему развитию движений ребенка, но и нередко является прямой помехой этому. В тех случаях, когда умение сидеть развито у ребенка значительно лучше других двигательных умений, оно становится настолько доминирующим, что всякая попытка придать малышу другое положение встречает с его стороны бурный протест. Долгое сидение негативно сказывается на физическом состоянии ребенка, так как нередко ведет к искривлению позвоночника, сжатию грудной клетки, вялости мускулатуры и к общей апатичности ребенка. Поэтому, несмотря на то что умение сидеть имеет ряд положительных моментов (полное высвобождение обеих рук, ни в коем случае не надо торопиться с формированием у малыша этого умения. Готовить ребенка к сидению надо, а сажать нужно только тогда, когда ребенок сам будет готов и освоит ползание. Итак, мы должны помнить, что ребенок сначала учится ползать, а потом сидеть!
Если вашему малышу трудно сидеть из-за некоторых особенностей координации движений или излишнего напряжения мышц, посадите его напротив себя, прижав своими ногами колени ребёнка, или посадите его себе на живот так, чтобы его ступни упирались в пол, а ваши колени создавали опору для спины ребенка. Когда пытаясь посадить малыша, вы видите, что его ножки прижимаются друг к другу и поворачиваются внутрь, а плечики опускаются, то усадите его так, чтобы его ноги были раздвинуты в стороны и повёрнуты наружу. Его спина может опираться на вашу грудь, а пропустив свои руки под мышки малыша, вы поднимите его плечи. Возможно, вашей крохе при освоении сидения понадобится подобрать индивидуальную позу, в которой он бы правильно и устойчиво сидел.
Как только ваш малыш научится самостоятельно сидеть, попробуйте потолкать его вперед и в стороны так, чтобы ему пришлось сохранить равновесие. Для этого очень хорошо подходит игра «По кочкам, по кочкам, в ямку бух».
К 8 месяцам происходит скачок в развитии движений, ребёнок приобретает вертикальное положение, пробует стоять. Когда малыш только начинает осваивать положение стоя, ему требуется большое количество усилий для стабилизации тела и ног, поэтому он иногда встает на носочки, что в этом случаи не является патологией. Как только появляется способность удерживать свой вес в положении стоя с опорой ребенок начинает осваивать передвижение в вертикальном положении. Он учится садится, ложится, вставать, сидеть, стоять, переступать, сохранять равновесие сидя, стоя и переступая.
Период 12 месяцев характеризуется двигательной активностью крохи. Он много ползает, самостоятельно садится занимаясь с игрушкой, самостоятельно встает и стоит сначала с поддержкой, а затем самостоятельно, переступает, держась за опору, делает первые самостоятельные шаги. Дети этого возраста в основном осваивают движения во время самостоятельной деятельности, поэтому им надо дать необходимые игрушки и предоставить достаточную площадь для передвижения. В условиях общественного воспитания эта площадь огораживается барьером. Внутри барьера может стоять стол для игры, на котором рас-полагаются яркие игрушки, диванчик, мягкое бревно. В условиях семьи важно также выделить место для движения, оградить ребенка от острых углов. Хорошо, если выделенное пространство заканчивается диваном, мягкими креслами, за которые малыш может держаться передвигаясь, брать лежащие на них игрушки.
Развивая и укрепляя мышцы шеи, туловища, рук и живота детей необходимо помнить и о развитии вестибулярного аппарата, который влияет на развитие интеллекта и очень важен ребенку в дальнейшей жизни. Посмотрите на ребенка, когда он долго лежит один и предоставлен сам себе. Он начинает раскачиваться, из стороны в сторону, мотает головой, таким образом он сам себя тренирует, испытывая двигательный голод. Недаром малышня так любит игры «самолетик», качели, карусели, «подкидывание вверх». Получив достаточное количества движения и информации, ребенок с удовольствием полежит спокойно в кроватке и отдохнет, или позанимается сам с игрушкой, или спокойно заснет.
Очень важно, чтобы ребенок с первых дней жизни получал удовольствие от двигательных нагрузок, а не боялся их. Поэтому в возрасте от трех до четырех месяцев полезно включать с детьми занятия на фитболе. Фитбол самый доступный, веселый, и мудрый тренажер для детей любого возраста. Он помогает:
— Справиться с коликами в животе крохи (мягкие покачивания на мяче и давление на животик вызывает расслабление напряженных мышц живота, налаживая кишечную деятельность).
— Развивает координацию движения (вестибулярный аппарат).
-Снимает гипертонус (с помощью упражнений расслабляются мышцы).
-Уменьшают боль (вибрация имеет легкий обезболивающий эффект).
-Укрепляет опорно-двигательный аппарат (руки, ноги, позвоночник, предупреждает нарушение осанки).
-Успокаивает (напоминает им дородовый период).
-Улучшает дыхание и кровообращение.
-Вызывает радость (эмоциональное развитие).
Так же очень хорошо помогают снять мышечный тонус водные процедуры. Вода-это естественная среда обитания грудничков, физически беспомощные и неспособные двигаться на суше, они удивительно активны и эмоциональны в воде. Систематические занятия плаванием — это одновременное укрепление, как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию ребенка, снижая смертность первого месяца и года жизни у недоношенных детей. Чтобы купание проходило безопасно для детей и взрослых на шею ребенка одевается специальный круг Flipper.
Для того чтобы ребенок овладел всеми перечисленными выше движениями в той последовательности, которая будет способствовать его благоприятному развитию, рос здоровым, необходимо активное взаимодействие ребенка с окружающей средой при целенаправленном воздействии взрослого.
«Движение-это жизнь и пока человек движется он живет.»
Аристотель.
Список литературы:
1. «Ребенок от рождения до года» М. Г. Борисенко. Н. А. Лукина.
2. «Игры с детьми младенческого возраста» Ю. А. Разенкова.
3. «Развитие ребенка первого года жизни» Н. Л. Фигурин. М. П. Денисова.
4. «65 лучших развивающих игр от рождения до года» И. Мальцева.
5. «Воспитание и обучение детей раннего возраста» А. М. Фонарев. С. Л. Новоселова. Л. И. Каплан. и др.
6. «Развитие и воспитание детей в домах ребенка» В. А. Доскина. З. С. Макарова. Р. В. Ямпольская. Л. Г. Голубева. К. Л. Печера. Э. Л. Фрухт. М. В. Лещенко.
7. Журналы с интернет сайтов.
Источник
Двигательное развитие детей играет огромную роль в психическом становлении личности ребенка.
Здоровый малыш любознателен, активен и всегда стремится двигаться. Это стремление сохраняется в ребенке довольно долго, в то время как взрослые, будто сговорившись, стараются всячески ограничить его двигательную активность: «Не вертись!», «Сиди спокойно!», «Хватит крутиться!»… Эти слова ребенок слышит дома, в детском саду, в школе… А как ему сидеть спокойно, если движение – непременное условие для развития, в том числе физического, психического, умственного? Движение заложено в человеке самой природой.
Развитие движений у детей – «Как у всех» или «по-своему»?
Медики нередко встречают у родителей неадекватную оценку двигательных способностей их детей. Например, малыш в 9 месяцев еще не умеет сидеть, а мама совершенно спокойно заявляет: ничего страшного, мол, у соседки тоже сын еще не сидит, хотя такого же возраста. Или наоборот: трехмесячный ребенок уже может стоять, придерживаясь за спинку кроватки, и родители просто тают от восхищения: какой развитой малыш! Попробуем выяснить, насколько это нормально и правильно – запоздалое или слишком раннее двигательное развитие младенца.
И в первом, и во втором описанных случаях ситуация требует немедленного реагирования. Чтобы это понять, давайте рассмотрим этапы развития движения малыша до года.
Медики признают четыре периода:
1-3 месяца – ребенок умеет держать головку.
3-6 месяцев – ребенок может сидеть.
6-9 месяцев – ребенок научился стоять, держась ручками за кроватку или другую опору.
9-12 месяцев – ребенок может ходить без опоры.
Эти цифры не придуманы в кабинетах – они взяты из жизни: именно в такой последовательности развивается каждое здоровое человеческое дитя на протяжении тысячелетий.
Если рассмотреть последовательность освоения новых движений, они будут выглядеть примерно так:
– Ребенок проходит родовые пути.
– Лежит на спинке.
– Учится поворачиваться с боку на бок и на животик.
– Ползает по-пластунски.
– Поднимает ручки, опирается на них.
– Поднимает головку, осматривает пространство вокруг.
– Учится сидеть.
– Ползает уже на четвереньках.
– Самостоятельно встает, придерживаясь за опору.
– Начинает ходить – сначала держась за руку взрослого, чуть позже – самостоятельно.
Если малыш последовательно проходит все перечисленные стадии, значит, двигательное развитие младенца проходит правильно, тем самым запуская важнейшие механизмы и позволяя малышу воспринимать окружающее пространство без искажений. Каждый период предваряется подготовкой группы мышц к этой деятельности, и если ребенок стоит в три месяца – это значит, что он испытывает огромную нагрузку, к которой еще не готов. Здоровью этого ребенка угрожает серьезная опасность, которую не осознают родители, радуясь «раннему развитию» своего чада. Не меньшей опасности подвергается здоровье ребенка, который, достигнув 9 месяцев, еще не научился сидеть – любой врач вам скажет, что, вероятнее всего, такому малышу угрожает ДЦП или другая тяжелая патология.
Так что, уважаемые родители, никогда не смотрите, «как у других», и не успокаивайте себя этим – малейшее отклонение в двигательной активности ребенка в ту или иную сторону должны вас насторожить и лучше обратиться за помощью к специалисту.
Наиболее часто задаваемые вопросы по теме «Двигательное развитие детей»
Что значит выражение «повышенный тонус»?
В первые три месяца жизни ребенку свойственен повышенный тонус, или физиологический гипертонус. Его ручки прижаты к телу, согнуты в локтях, кулачки крепко сжаты, ножки тоже согнуты. Так задумано природой и состояние это необходимо для того, чтобы поддержать форму тела ребенка. Со временем оно пройдет, на смену придут произвольные движения, которые малыш будет постепенно осваивать – удержание головки, перевороты с боку на бок и на живот, опора на руки… Если вы замечаете, что, переодевая малыша, не можете прижать его бедра к столу – значит, мышечный тонус повышен по сравнению с нормой, а это является тревожным сигналом. Повышенный тонус в некоторых случаях может помешать правильному и своевременному развитию головного мозга. Родителям необходимо срочно обратиться к неврологу, а иногда и к ортопеду. У малыша, которому больше 3 месяцев, может наблюдаться как симметрично, так и асимметрично повышенный тонус. В первом случае вы заметите отставание в навыках движения. Об асимметричном гипертонусе расскажут такие симптомы, как скошенный на одну сторону или облысевший с одной стороны затылочек, головку такой ребенок чаще поворачивает в одну сторону, игрушку хватает только одной ручкой и следит за ней лишь с одной стороны – справа или слева. Своевременное обращение к специалистам поможет исправить ситуацию.
Если ребенок начал ходить раньше сверстников – например, в 8 месяцев – это хорошо или плохо?
В том случае, если ребенок перед этим вовремя начал держать голову, период ползания занял 3-4 недели, ножки у него достаточно сильные и он сам встает, а при падении группируется и редко ударяется – это нормально. Если же ребенок, пропустив фазу ползания, сразу начинает ходить или требует, чтобы его водили за ручку, при падении не умеет группироваться и все время ударяется лбом или затылком, ему тяжело самостоятельно вставать с пола – необходима консультация невролога. Есть вероятность, что малыш нуждается в курсе лечебного массажа и специальных физических упражнений. Если вы будете и дальше водить его за ручку и позволять ему самостоятельно ходить – вы добьетесь только нарушения координации движений. Упражнения, рекомендованные специалистом, помогут ребенку укрепить брюшной пресс и научат группироваться.
Нормально ли, если ребенок продолжает ползать и после года, а вставать не хочет?
Не нужно волноваться. Даже если ваш ребенок начнет ходить к полутора годам – это нормально, если он успешно ползает. При этом важно убедиться, что у малыша достаточно сильные ножки, спина, ягодицы, нормальная координация – а определить это может только врач.
Должен ли ребенок сам начать вставать или лучше ему помочь?
Малыш сам решает, когда ему пора вставать. Если у него появляется желание встать – значит, его ножки и спинка достаточно окрепли, чтобы выдержать вес тела. Если вы чувствуете, что ребенок уже должен вставать, но он этого не делает – возможно, вы чрезмерно опекаете его, приносите все «на блюдечке», лишая малыша стимула к движению.
Когда можно сажать ребенка?
Многие родители стремятся как можно раньше посадить ребенка, подперев его подушками или привязав в детском стульчике. Этого делать не следует до тех пор, пока ребенок не научится садиться самостоятельно. В противном случае можно спровоцировать искривление позвоночника.
Развитие движений у детей – сфера очень важная и тонкая, необходимо тщательно наблюдать за ребенком, чтобы убедиться в том, что все этапы проходят последовательно.
Источник