Развитие двигательных навыков у ребенка по месяцам
Развитие основных двигательных навыков у ребенка до года
Новорожденный ребенок в состоянии бодрствования находится совсем небольшую часть суток. Но с
3–4 недель жизни над кроваткой ребенка необходимо подвешивать красочные игрушки, чтобы он мог их рассматривать. На высоте около 70 см над грудью ребенка подвешивается яркий шар, крупная игрушка. Движения глаз ребенка становятся координированными, он фиксирует взгляд, появляется улыбка. Он пытается удерживать голову при вертикальном положении тела или когда он на руках у взрослых. Тактильные раздражители через кожный анализатор вызывают положительные эмоции, двигательные реакции. Но движения еще случайные, беспорядочные. Число дыханий в ми-иуту у ребенка от 40–45 раз, а пульс от 130–140 ударов в минуту.
Массажисту необходимо помнить, что именно в этот период жизни ребенка его двигательные рефлексы основаны на безусловных связях (врожденных). Основное в этот период — это стимулирование активных движений, направленных на мышцы-разгибатели, так как в это время их тонус снижен.
Ребенку пошел второй месяц жизни, он отвечает улыбкой на нежный ласковый разговор, следит за движущейся игрушкой, может сосредоточить свой взгляд на зрительном раздражителе, фиксировать звуковой источник. Появляются движения выпрямленных рук, ощупывание рукой понравившейся игрушки. В связи с этим необходимо вывешивать более яркие игрушки на более низком уровне, чтобы ребенок мог их касаться, доставать, захватывать, наталкиваться, изучать, осязать. Если взрослый начинает разговор, ребенок поднимает голову, поворачивает ее в соответствующую сторону, улыбается на приятный для него разговор с ним. Лежа на животе уже хорошо поднимает голову и удерживает ее в течение 1,5 минут в вертикальном положении. Но пассивных движений еще делать нельзя. В это время происходит закрытие малого родничка, если он был открыт. Ребенок начинает гулить, удерживать предметы.
В три месяца ребенок при общении оживленно двигает руками и ногами, улыбается, лежит на животе, опираясь на предплечья, и высоко поднимает голову, фиксируя ее. Свободно удерживает голову в вертикальном положении, поворачивает ее в различных направлениях, находя глазами взрослого, прислушивается к его словам, песне, прибауткам, проявляя при этом положительные эмоции, радостное настроение. Отклоняет голову в корригирующую сторону, исчезает феномен ползания.
У ребенка четвертого месяца жизни постепенно исчезает физиологическая гипертония мышц нижних конечностей. Ребенок опирается уже на ладони в позе лежа на животе, поворачивается со спины на живот, делает «мост», прогибая позвоночник, удерживает в руках предметы. Громко смеется при общении с ним, узнает свою мать, смотрит в сторону источника звука, рассматривает и захватывает висячие предметы. Сам придерживает бутылочку во время еды. Пытается переворачиваться со спины на бок. Число дыханий 35–40 раз в минуту, пульс от 130 до 135 ударов в минуту.
Пятый месяц жизни ребенка отмечается тем, что он отлично узнает свою мать, уверенно хватает предметы и тащит их себе в рот. Протягивает руки к игрушкам уже сознательно, удерживая их по 20–30 секунд. Хорошо сидит, устойчиво стоит при поддержке под руки. Переворачивается со спины на живот, на бок, долго лежит на животе. Различает строгую и ласковую интонацию разговора взрослого. В этом возрасте малыш может уже оценить интересную классическую музыку (5-ю симфонию Бетховена, 2-ю сюиту Баха, концерт Вивальди), но стоит только включить ритмичную, джазовую мелодию — это раздражает ребенка. Некоторые дети в этом возрасте начинают хорошо держаться на воде, плавать. Как мы знаем, к 3 месяцам жизни ребенка исчезает физиологический гипертонус мышц на руках (сгибательный), а к 4 месяцам то же происходит и на ногах ребенка.
Ребенку полгода. Он реагирует на свое имя, начинает лепетать, подолгу занимается любимыми игрушками, свободно переворачивается с живота на спину, ползает, сидит без поддержки, берет предметы одной рукой. Произносит первые слоги «ба», «ма», «дя», восстанавливается ползание, но уже на условном рефлексе, ребенок сам, отталкиваясь в позе сгибания, продвигается вперед по поверхности массажного стола. У него в этом возрасте начинают прорезываться молочные зубы, сначала нижние (средние резцы). Укрепляются мышцы спины и плечевого пояса. Понимает просьбы взрослого: «сядь», «повернись», «ляг», «дай». В этот период меньше массажных манипуляций нужно проводить на нижних конечностях, а больше внимания уделять области спины, животу.
Ребенку семь месяцев жизни. Он хорошо ползает, выполняет различные манипуляции с предметами, игрушкой. Взглядом находит нужное ему, выполняет простейшие задания: «брось», «возьми в другую руку», произносит слоги «ма-ма», «ба-ба-ба», много лопочет сам с собой. Самостоятельно сидит, берет бутылочку с молоком и тянет себе в рот, встает на колени, четвереньки. Прорезываются верхние средние резцы, число дыханий от 30–35 раз в минуту, пульс от 120 до 125 ударов в минуту.
В восемь месяцев ребенок сравнительно хорошо сидит, стоит, длительно и разнообразно занимается с различными игрушками. Выполняет словесные приказания «ладушки», находит взглядом, фиксируя, несколько предметов, «дай игрушку», «ручку». Его интересует отражение в зеркале, он делает попытки ходить. Выполняет много различных манипуляций, таких, как складывание кубиков, пирамидки, сам садится и ложится без посторонней помощи.
На девятом месяце ребенок начинает самостоятельно ходить, слегка придерживаясь за руку родителей, знает свое имя, встает на колени, собирает мелкие предметы. Усваивает смысл многих слов: «вот мишка», «вот киска», пытается стоять без поддержки и опоры. Зубы молочные верхние, но уже выходят резцы и он повторяет много слогов.
Ребенок взрослеет (как говорят «не по дням, а по часам»), ему десять месяцев. Он поднимается и стоит без опоры, хорошо сидит на стуле, делает попытки самостоятельно ходить, при этом держась за одну руку. Много слов: «сделай так», «подай мяч», «сложи кубики», рассматривает картинки в книжке. В это время родителям необходимо обучать его ходить, удерживая его за обе руки одновременно. Поддерживать разговор демонстрацией (показом): «это корова — му», «это автомобиль — би-би», «собака — ав-ав». Начинает понимать слова запрещения: «нельзя», «не трогай», «верни», «отдай» и т. д.
В одиннадцать месяцев он овладевает многими действиями, поднимается из позы сидя, приседает, нагибается, надевает в определенном порядке кольца, ставит кубики. Делает первые самостоятельные шаги. Выполняет многие просьбы взрослого, приносит требуемую игрушку, куклу. При поддержке за одну руку хорошо ходит. Самостоятельно стоит. Правая рука у него начинает преобладать в выполняемых манипуляциях, особенно выделяется второй палец правой кисти. Пытается самостоятельно снимать носки, туфли.
Ребенку год. Мы видим его первые шаги без поддержки, он знает название многих предметов, показывает части своего тела, произносит отдельные слова. Выполняет поручения: «принеси», «дай», «найди». Легко повторяет за взрослым новые слоги, слова. Использует около 5–10 слов, но их произносит по-своему. Пьет самостоятельно из чашки, кружки. Спит уже около 14–16 часов в сутки.
Резюмируя все вышесказанное по применению разновидностей приемов массажа и гимнастических упражнений с познанием основных рефлексов, часто на практике родители, не владея практикой выполнения манипуляций, инстинктивно поглаживая и растирая свое чадо, сопровождают сопутствующими словами, приговорами:
Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы (поглаживание, пиление).
Ехал поезд запоздалый (плоскостное поглаживание одной рукой).
Из последнего вагона сыпался горох (пунктирование кончиками пальцев).
Пришли куры, поклевали, поклевали (щипцеобразное разминание пальцами).
Пришли гуси, пощипали, пощипали (разминание);
Пришел слоненок, потоптал, потоптал (надавливание пальцами).
Пришла слониха, потоптала, потоптала (разминание).
Пришел слон, потоптал, потоптал (надавливание пальцами, основанием ладони).
Пришел дворник, все убрал, все убрал (граблеобразное поглаживание).
Пришел почтальон Печкин, поставил стол, поставил стул и начал печатать (приемы точечного массажа, выполняемые одним или несколькими пальцами).
Или еще один пример:
Дорогие жена и дочки, цзинь-точка, цзинь-точка (пунктирование).
Я купил вам два платочка, цзинь-точка, цзинь-точка (акупрессура локальных точек).
А для маленькой для дочки я купил еще носочки, цзинь-точка, цзинь-точка (последовательное воздействие на биологически активные точки, релаксация или стимуляция).
В некоторых семьях свои каламбуры «сорока-белобока» и прочие проводятся с одновременным выполнением разновидностей массажных манипуляций. Это происходит интуитивно, все движения даны нам от природы-матушки и очень полезны, чтобы передать тепло, с различными наговорами на доброе и ясное для вашего младенца. Ребенок, обласканный на руках родителей становится здоровым, крепким ко всем невзгодам природы, меньше болеет, доставляет огромное удовольствие родителям и окружающему его миру. Он доброжелателен, контактен и с честью выходит из любой ситуации.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
Ребенка до года можно избаловать
Книги особо популярного в нашей, стране Б. Спока изобилуют советами не брать ребенка на руки, не играть с ним слишком долго, когда он бодрствует, ибо это якобы приводит к избалованности и мешает развитию самостоятельности. Увы, эти советы
Ребенка до года можно избаловать
Книги особо популярного в нашей, стране Б. Спока изобилуют советами не брать ребенка на руки, не играть с ним слишком долго, когда он бодрствует, ибо это якобы приводит к избалованности и мешает развитию самостоятельности. Увы, эти советы
Развитие личности ребенка
Занятия оригами являются нетрадиционными для детского сада. При этом развивающий потенциал оригами настолько велик, что его трудно переоценить. Необходимо отметить многоплановость и разносторонность этого потенциала, выходящего за пределы
Улучшает ли массаж развитие ребенка?
Исследования показывают, что массаж стимулирует рост и развитие детей, особенно родившихся недоношенными. По словам доктора Тиффани Филда и двух его коллег, благодаря массажу недоношенные дети быстрее набирают вес и их раньше
Ребенка до года можно избаловать
Книги особо популярного в нашей, стране Б. Спока изобилуют советами не брать ребенка на руки, не играть с ним слишком долго, когда он бодрствует, ибо это якобы приводит к избалованности и мешает развитию самостоятельности. Увы, эти советы
Быть родителями ребёнка в его первые три года жизни
Ребёнок демонстрирует впечатляющие приобретённые навыки и самостоятельность. Он обучится ходить, говорить, играть с другими детьми, проявляя при этом немалую любознательность и жизненную стойкость.Разнообразие
Игры и развитие ребенка
Для ребенка игра сродни естественной деятельности. Во время игры он совершенствует и свое тело, и свой разум. Посредством игрового разнообразия, которое вы ему предлагаете и которое он придумывает сам, происходит становление его личности.Совсем
33. Развитие и размещение основных отраслей рыночной специализации Северо-Западного района
Текстильная промышленность Северо-Западного района Развитию текстильной промышленности в районе способствовали приморское положение, дающее возможность импорта, большая
28. Психическое развитие ребенка младенческого возраста
Ребенок появляется на свет беспомощным, имеющим лишь очень ограниченный набор безусловных рефлексов (сосательный, ориентировочный, оборонительный) и некоторых двигательных – атавистических рефлексов
30. Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Развитие речи
В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметная деятельность, а в результате действий с предметами активно развивается психика ребенка. К концу раннего детства начинают складываться и
33. Развитие и размещение основных отраслей рыночной специализации Северо-Западного района
Текстильная промышленность Северо-Западного районаРазвитию текстильной промышленности в районе способствовали приморское положение, дающее возможность импорта, большая
Развитие ребенка первых месяцев
Сначала грудной ребенок учится поднимать голову, лежа на животе, позже – пытается держать ее, еще позже – поворачиваться самостоятельно, затем – сидеть, ползать, вставать и, наконец, самостоятельно ходить. Овладение двигательными
Развитие ребенка второго полугодия жизни
В пять месяцев некоторые дети уже начинают садиться в кроватке, другие пока еще теряют равновесие и опрокидываются. Когда малыша усаживают в первый раз, он опирается руками, поскольку такое положение для него еще новое. Однако он
Обучение и развитие ребенка, или Необходимый минимум для папы
В этом разделе я попытался кратко, но по существу изложить необходимые к исполнению телодвижения молодых родителей (отца в частности) младенца от рождения и до двух-трехлетнего возраста. Вникаем
Источник
Фото Legion-Media.ru
Для того, чтобы совершать направленные движения, телу нужна согласованная работа костей и мышц, которую координируют структуры головного мозга. И костная, и мышечная системы ребенка в первые месяцы и даже годы жизни имеют свои особенности. К примеру, кисти рук полностью формируются только к 7 годам, а центральная нервная система у новорожденного еще незрелая, так что согласованные направленные движения попросту невозможны.
Обе дочки держали головку по несколько секунд с самого рождения, а в 2 месяца уже держали очень хорошо. У старшей был тонус повышенный, у младшей — тоже, но не так сильно.
В человеческом организме около 600 мышц. В какой последовательности, и как им сокращаться, определяет «руководство» – центральная нервная система. Она включает в себя спинной мозг, подкорковые структуры и, собственно, кору головного мозга. К моменту рождения ребенка зрелыми являются только периферические нервы и спинной мозг. Подкорковые структуры и, тем более, нейроны головного мозга развиваются и совершенствуются в течение многих месяцев и даже лет после рождения.
Недавно растрогала вопросом юная мама новорожденного малыша: «Ну что же он лежит все время? Когда уже сам двигаться начнет?»
Вообще, новорожденный ребенок умеет не так уж мало. Он чихает, моргает, зевает, плачет, кашляет, ищет грудь, сосет, умеет исправно «наполнять» подгузник. Маденец хорошо ощущает прикосновения, способен различать вкус и выплевывать непонравившуюся еду, а криком сообщать о своих потребностях. При перемене положения тела он раскидывает ручки, при прикосновении к стопам – пытается ползти, но двигаться осознанно и самостоятельно новорожденный, действительно, еще не способен. Даже для того, чтобы увидеть склонившегося над ним человека, малышу нужно согласованное движение глазных яблок и напряжение аккомодирующих мышц, а это дается ребенку трудно и не сразу. Малыш способен фиксировать взгляд в течение нескольких секунд лишь на 3 неделе жизни.
За координацию движений в человеческом организме отвечает мозжечок. У новорожденного он тонкий, слаборазвитый. С первых дней жизни идет активное созревание мозжечка, и к 3-4 месяцам исчезает гипертонус мышц, свойственный новорожденному. Усиленный рост мозжечка происходит на протяжении всего первого года жизни. Благодаря этому постепенно становятся возможными плавные и координированные движения ребенка.
Еще менее зрелым к моменту рождения является головной мозг. В нем полностью сформированы только 25% нейронов. Большинство нервных клеток практически не имеют коротких ветвящихся отростков – дендритов, за счет которых осуществляется связь клеток между собой. К 6 месяцам дендриты появляются уже у 66%, а к году – у 90-95% нейронов. За счет роста и разветвления отростков нервных клеток происходит увеличение коры головного мозга. В проекционных областях коры рост, в основном, завершается к 3, в ассоциативных – к 7 годам жизни.
Дети развиваются по-разному. У меня сын пошел осознанно почти в год и месяц. Сел сам в 8 месяцев. Ползать дед научил в 10 месяцев. Это не значит, что у него отклонения по здоровью. До года сделали ребенку 4 курса массажа.
Дифференцировка нервных клеток начинается в первые месяцы после рождения ребенка. Двигательная зона коры головного мозга созревает раньше других отделов. Именно в ее клетках воспринимается и анализируется информация, идущая с периферии – от раздражений кожи и мышц. Именно в ней принимается решение о действии – о том или ином движении. Во втором полугодии жизни формируется система регуляции движений, в которую входит множество структур – от мотонейронов спинного мозга до ассоциативных зон коры головного мозга.
Мышцы ребенка словно «созревают» сверху вниз. Раньше всего малыш овладевает движениями мышц лица и шеи. Фиксация взгляда на неподвижном предмете и первая улыбка должны появиться к 1 месяцу. Примерно с того же возраста ребенок способен несколько секунд удерживать голову, с 2 месяцев может поворачивать ее и следить за движущимся предметом. Позже он осваивает управление мышцами верхних конечностей и туловища (с 3 месяцев поворачивается на бок, с 4-5 месяцев – со спины на живот, с 6 месяцев – с живота на спину, сам берет игрушку). В последнюю очередь становятся возможны управляемые движения нижними конечностями: с 7 месяцев малыш обычно начинает ползать, к 8 месяцам стоит у опоры, обучается самостоятельно присаживаться и ложиться, в 9-12 месяцев овладевает навыком ходьбы.
Приведенные сроки, безусловно, усреднены – кто-то овладевает двигательными навыками чуть раньше, кто-то – попозже. Многое зависит от состояния здоровья малыша, от пола ребенка (девочки обычно развиваются быстрее) и от занятий с ребенком (массаж и гимнастика благотворно сказываются на тонусе мышц).
В течение еще многих лет двигательные умения будут развиваться и совершенствоваться. Дифференцировка нервных клеток активно происходит до 6 лет, а полностью завершается только к 14 годам. Но, в любом случае, со второго полугодия жизни ребенок уже будет двигаться самостоятельно и осознанно.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Источник