Развитие двигательной сферы ребенка до трех лет

Развитие двигательной сферы ребенка до трех лет thumbnail

Исследование развития двигательной сферы в раннем детстве(1-3 года)

Доступные файлы (1):

n1.docx

  1   2

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3

  1. Особенности развития двигательной сферы ребёнка в раннем детстве (1- 3 года)………………………………………….…………………………………..4


  2. Анализ существующих программ по диагностике развития двигательной сферы детей раннего возраста……………………………………………………9

  3. Методики исследования развития двигательной сферы ребёнка раннего возраста (1-3 года)……………………………………………………………….15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..…………22
ВВЕДЕНИЕ

Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими.

Трудно переоценить роль движений, которую они играют в развитии детей. Как раз посредством движений ребенок уже с самого раннего возраста начинает познавать окружающий его мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему. Развитие движений у ребенка начинается с первых дней его жизни и происходит на протяжении многих лет. Учеными установлено, что многие движения сначала проявляются как врожденные и лишь в ходе развития ребенка становятся результатом научения. Врожденными оказываются не только простые движения, но и некоторые сложные двигательные акты такие, как ходьба, плавание и др.

Чем раньше начата с ребенком работа по формированию у него двигательной сферы, тем меньше вероятность возникновения отклонений в его моторике и тем более благотворно скажется влияние двигательных функций на его психофизическое развитие. Здесь уместно будет, перефразировав известное высказывание, заметить, что предупредить отставание в моторном развитии ребенка легче, чем устранить его.

Поэтому диагностика развития двигательной сферы детей раннего возраста является актуальной проблемой психологии и педагогики, исследованием которой на протяжение длительного времени занимались такие учёные, как А. Анастази, Д. Лешли, Н. Бейли, Н. И. Озерецкий и др.

  1. Особенности развития двигательной сферы ребёнка в раннем детстве (1- 3 года)

Трудно переоценить роль движений, которую они играют в повседневной жизни человека и, особенно, в развитии детей. Как раз посредством движений ребенок уже с самого раннего возраста начинает познавать окружающий его мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему. Движения входят составным компонентом в различные виды человеческой деятельности, являются внешним выразителем и характеристикой поведения человека. Двигательные возможности могут достигать высокого уровня совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные движения (двигательные действия), как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах и многое другое.

От состояния двигательной сферы и соответственно возможностей в овладении теми или иными движениями, моторными актами, двигательной деятельностью в целом очень многое зависит в жизни человека: от развития жизненно необходимых способов передвижения (лазанье, ходьба, бег и др.) и формирования элементарных навыков самообслуживания в раннем и дошкольном детстве до овладения учебно-трудовой деятельностью в школьном возрасте и, наконец, выбора в будущем желаемой профессии, требующей высокого уровня координации движений.

Ребёнок раннего детства имеет свои физические и психические особенности, которые, несомненно, нужно учитывать при исследовании его развития.

Дети в возрасте от одного года до трех лет выглядят еще непропорционально, у них сравнительно большая, по отношению к туловищу, голова и относительно короткие ноги. Особенности развития детского организма определяют особый подход родителей к режиму, выбору подвижных игр и физических упражнений. Костная система маленького ребенка интенсивно формируется.

Двигательная сфера ребёнка в этом возрасте также имеет свои специфические черты.

Ходьба детей второго года жизни имеет ряд характерных особенностей: центр тяжести тела находится выше, чем в более позднем возрасте, поэтому им нелегко удерживать равновесие. Малышам приходится более широко расставлять ноги, чтобы увеличить площадь опоры. Работа мышц еще недостаточно согласована, поэтому ходьба неритмична, шаги неравномерны. Дети то идут быстро, почти бегут, то замедляют шаг, раскачиваются из стороны в сторону, с трудом поднимают ноги от пола, стопы слегка развернуты наружу.

Вначале, когда ребенок только начинает осваивать ходьбу, движения его рук и ног не скоординированы. Только к 2,5-3 годам дети при выносе, например, правой ноги вперед отводят назад левую руку, и наоборот. Уже к трехлетнему возрасту у малыша вырабатывается индивидуальная походка, которая почти всегда остается у него на всю жизнь. Дети 2-3-х лет охотнее бегают, чем ходят, причем движения при беге у них согласованы лучше, чем при ходьбе. Они бегают мелкими, семенящими шагами, отталкиваясь всей ступней, неритмично и тяжеловато, часто теряют равновесие и падают. Это не мешает им быстро вставать и продолжать бег.

Из других движений лучше развито лазание — ребенок легко перелезает через различные предметы, подползает под них. Малыши начинают подниматься в горку и спускаться с нее. При подъеме ребенок слегка клонится вперед, при спуске — назад. Чтобы успешно передвигаться по любой местности, ребенок должен научиться перемещать свой центр тяжести в зависимости от угла наклона той или иной поверхности. Дети двух лет и старше постепенно овладевают бросанием. Вначале они отталкивают предметы кистями рук, затем формируется правильный навык замаха с поворотом туловища в сторону бросающей руки, развивается толчок определенной силы.

В этом возрасте ребенок способен противопоставить большой и указательный пальцы, захватывая предметы, слишком мелкие для того, чтобы брать их всеми пальцами (например, не кусок хлеба, а хлебные крошки). Правда, пока он делает это не очень уверенно. Точные движения рук нужно тренировать, это очень важно для дальнейшего умственного развития ребенка. Можно дать малышу две коробочки, одну — наполненную мелкими предметами, другую — пустую. Пусть перекладывает эти предметы из одной в другую. Кроме того, ребенку надо учиться пользоваться обеими руками одновременно, причем одна из них должна быть главной. Предложите малышу доставать из банки орехи, переливать воду из одной ложки в другую. Все эти занятия нравятся детям, а вы можете понаблюдать и определить, кто ваш малыш: правша или левша? Однако ребенок в этом возрасте еще очень неловкий, поэтому основная задача родителей состоит в том, чтобы усовершенствовать у него общие движения, развить чувство равновесия, координацию и ловкость. Это удается, если правильно подбирать малышу занятия и игры. Играя, дети много бегают, ползают, выполняют всевозможные сложные движения, в том числе с разными предметами. Во время подвижных игр у них развиваются такие ценные качества, как уверенность в себе, смелость, настойчивость. Малыши учатся согласовывать свои действия друг с другом и даже соблюдать простейшие правила. В 2-3 года они сами находят себе занятия и могут долгое время играть одни. От элементарных действий с предметами они постепенно переходят к сюжетным играм, копируют действия взрослых, изображают животных.

Читайте также:  Центр развития ребенка в центральном районе

В нижепредставленной таблице детально рассмотрены различные двигательные навыки, присущие ребёнку в период его психомоторного развития от 1 до 3 лет.

Таблица 1. Психомоторное развитие детей 1-3 лет (помесячно)

Двигательные навыки12141618202224262830323436
Ходьба без поддержки++++
Устойчивая ходьба при перемене направления+++++
Перешагивание через палку++++
Ходьба с переменным ритмом+++++
Ходьба по лестнице приставным шагом с опорой, высота ступеньки 15 20 см++++
Ходьба и спуск по лестнице переменным

шагом без опоры

+++++++++
Подпрыгивание на месте при поддержке за обе руки++
Ходьба по наклонной доске без помощи

взрослого

++++
Ходьба по гимнастической скамейке с помощью взрослого+++
Перепрыгивание через палку++++
Подпрыгивание на одной ножке+++++
Залезание на предмет и слезание с него, высота 15 20 см++++
Залезание па горку++++
Подлезание под предмет++++
Ходьба с переменным ритмом+++++
Перепрыгивание через палку++++
Перелезание через гимнастическую скамейку+++++
Лазанье по стремянке (высота 1,5 м) приставным шагом++++
Лазанье по вертикальной лесенке приставным шагом+++
Быстрая ходьба++++++
Бег «без полета»+++++
Бег «с полетом»+++++++
Ходьба по ограниченной плоскости (ширина 15-20 см) с помощью взрослого++++
Ходьба по наклонной доске (ширина 25 см, длина 2 м, высота 15-20 см) с помощью взрослого++++++
Ходьба по гимнастической скамейке без помощи взрослой)++++
Ходьба по гимнастической скамейке с предметом в руках+++
Лазанье по вертикальной лесенке переменным шагом+++
Бросание мяча (диаметр 15 20 см) двумя руками произвольно++
Ходьба по гимнастической скамейке без помощи взрослого++++
Ходьба с переменным ритмом+++++
Бросание мяча двумя руками в горизонтальную цель, находящуюся на расстоянии 30 40 см (диаметр цели 60 см)++++
Бросание предмета двумя руками в вертикальную цель (диаметр цели 60 см,

расстояние 50-75 см, высота 100 см)

+++
То же попеременно правой и левой рукой++++
То же (расстояние до цели 100 120 см, высота 100— 130 см)+++++
Ловля мяча (диаметр 10- 20 см) двумя руками (расстояние 80-100 см)++++

Таким образом, в период раннего детства двигательная сфера ребёнка имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при исследовании его развития.

Также, хочется отметить, что в первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически.

  1.   1   2

Источник

Êîíêðåòíîìó âîçðàñòó ñîîòâåòñòâóþò îïðåäåëåííûå äâèãàòåëüíûå íàâûêè.

Ñ ðîæäåíèÿ äî äîñòèæåíèÿ ðåá¸íêîì îäíîãî ãîäà ïðîèñõîäèò èíòåíñèâíîå äâèãàòåëüíîå ðàçâèòèå.

Ðîæäåíèå ðåá¸íêà. Ðåá¸íîê ïðîõîäèò ðîäîâûå ïóòè.

Ðåá¸íîê ëåæèò íà ñïèíå.
Ïîâîðà÷èâàåòñÿ íà îäèí áîê, íà äðóãîé, íà æèâîò. Ïîäíèìàåò ðóêè, óïèðàåòñÿ.
Ïîëçàåò ïî-ïëàñòóíñêè. Ïîäíèìàåò ãîëîâó è îõâàòûâàåò ïðîñòðàíñòâî.
Ñàäèòñÿ. Ïîëçàåò íà ÷åòâåðåíüêàõ.
Âñòà¸ò, ñíà÷àëà ñ ïîìîùüþ ðóê, ïîòîì áåç.
Íà÷èíàåò õîäèòü ñíà÷àëà ñ ïîìîùüþ âçðîñëîãî, à çàòåì ñàìîñòîÿòåëüíî.

äâèãàòåëüíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà

Äî ïåðèîäà ïîëçàíèÿ ðåáåíîê äîëæåí ïðîéòè âàæíûé ýòàï ïîäãîòîâêè âñåõ ãðóïï ìûøö ê ýòîé ñëîæíîé äåÿòåëüíîñòè. Îí äîëæåí íàó÷èòüñÿ, íå òîëüêî äåðæàòü ãîëîâó, è óäåðæèâàòü å¸ â ðàâíîâåñèè âî ìíîæåñòâå ðàçíûõ ïîëîæåíèé òåëà, íî è ïåðåâîðà÷èâàòüñÿ ñ æèâîòà íà ñïèíó è îáðàòíî, îïèðàòüñÿ íà ðóêè.

 2–3 ìåñÿöà ðåá¸íîê â íîðìå óäåðæèâàåò ãîëîâó. Ïðè÷åì íå òîëüêî ïîäíèìàåò åå â ïîëîæåíèè ëåæà íà æèâîòå, íî è ïîäòÿãèâàåò åå ê ñâîåé ãðóäè, êîãäà íàõîäèòñÿ íà ðóêàõ ó ìàòåðè. Ýòî îäèí èç ïåðâûõ ïðîèçâîëüíûõ íàâûêîâ, íåîáõîäèìûõ äëÿ íà÷àëà ôîðìèðîâàíèÿ âåðòèêàëüíîé îñè òåëà (èç ëåæàùåãî â ãîðèçîíòàëüíîé ïëîñêîñòè ìàëûø ê êîíöó ïåðâîãî ãîäà æèçíè ïðåâðàòèòñÿ â óâåðåííî ñòîÿùåãî è õîäÿùåãî). Îäíîâðåìåííî íà÷èíàåò ôîðìèðîâàòüñÿ îïîðà íà ðóêè.  ïîëîæåíèè íà æèâîòå ðåá¸íîê äî äâóõ–òð¸õ- ìåñÿ÷íîãî âîçðàñòà äîëæåí îïèðàòüñÿ íà ëîêòè, à ê 3–4 ìåñÿöàì – è íà ðàñêðûòûå ëàäîíè. Ýòîò íàâûê íåîáõîäèì äëÿ îñâîáîæäåíèÿ ðóê – îíè ïîíàäîáÿòñÿ äëÿ äàëüíåéøåãî äâèæåíèÿ, óäåðæàíèÿ âåñà òåëà íà îäíîé ðóêå â ïåðèîä ôîðìèðîâàíèÿ ïåðåâîðîòîâ, ñèäåíèÿ è ïîëçàíèÿ.

Äàëåå ðåá¸íîê ó÷èòñÿ ïåðåâîðà÷èâàòüñÿ ñî ñïèíû íà æèâîò è ñ æèâîòà íà ñïèíó è àêòèâíî êðóòèòüñÿ â ïîëîæåíèè ëåæà. Îáû÷íî ýòî ïðîèñõîäèò â 4–5 ìåñÿöåâ. Òåïåðü îí ìîæåò ïåðåìåùàòüñÿ â ïðîñòðàíñòâå (íà êðîâàòè èëè íà ïîëó) è íàêîíåö–òî äîòÿíóòüñÿ äî èíòåðåñíîé èãðóøêè.

Çàòåì ðåá¸íîê íà÷èíàåò âåðòåòüñÿ â ïîëîæåíèè íà æèâîòå âîêðóã ïóïêà. Íàâûê íóæåí äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ ïîëçàíèÿ ñíà÷àëà ïî-ïëàñòóíñêè, à çàòåì óæå è íà ÷åòâåðåíüêàõ.  ïîëîæåíèè íà ïóïêå ìàëûø ìîæåò îäíîâðåìåííî ïîäíèìàòü ðóêè è íîãè «ñàìîëåòèêîì». Ýòè íàâûêè, ïðèîáðåòàåìûå â 5–6 ìåñÿöåâ, ãîâîðÿò î äàëüíåéøåì ïðàâèëüíîì ôîðìèðîâàíèè âåðòèêàëüíîé îñè òåëà è ïîäãîòîâêå ìûøö ê ïîëçàíèþ, ñèäåíèþ è ïðÿìîõîæäåíèþ.

äâèãàòåëüíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà

Ñëåäóþùèé ýòàï – ðàñêà÷èâàíèå íà ÷åòâåðåíüêàõ. Ðåá¸íîê îïèðàåòñÿ íà êîëåíè è ëàäîíè, ïûòàåòñÿ íà÷àòü äâèæåíèå, íî ìûøöû ïîêà åùå ïëîõî ñëóøàþòñÿ åãî, ïîýòîìó äâèæåíèÿ ïîëó÷àþòñÿ òîëüêî êà÷àòåëüíûå. Ïîëçàíèå íåîáõîäèìî êàê äëÿ îñâîåíèÿ íèæíåãî ïîëÿ çðåíèÿ, òàê è äëÿ ïðàâèëüíûõ ñêîîðäèíèðîâàííûõ äåéñòâèé íèæíåé è âåðõíåé ïîëîâèíû òåëà, äëÿ ïîî÷åðåäíîãî âêëþ÷åíèÿ ïðàâîãî è ëåâîãî ïîëóøàðèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà.  ýòî æå ñàìîå âðåìÿ ìàëûø íà÷èíàåò ïðîèçíîñèòü çâóêè, ãóëèòü, ëåïåòàòü äëÿ òîãî, ÷òîáû îáùàòüñÿ, ïðîáóÿ ñâîè ñïîñîáíîñòè óïðàâëåíèÿ ÿçûêîì. Áëàãîäàðÿ ïîëçàíèþ ñîâåðøåíñòâóåòñÿ çðèòåëüíîå âîñïðèÿòèå, ðàçâèâàåòñÿ òàêòèëüíàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü, ôîðìèðóþòñÿ ïðîñòðàíñòâåííûå ïðåäñòàâëåíèÿ î ñîáñòâåííîì òåëå (ñõåìà òåëà), î ñîîòíîøåíèè âíåøíèõ îáúåêòîâ è òåëà, à çíà÷èò, òàêæå ôîðìèðóåòñÿ âîçìîæíîñòü îáîçíà÷åíèÿ ýòèõ ñîîòíîøåíèé ñëîâàìè, ïîíèìàíèå è óïîòðåáëåíèå ïðåäëîãîâ è ñëîâ, ïðàâèëüíîå âîñïðèÿòèå ñëîæíûõ ðå÷åâûõ êîíñòðóêöèé – ïðîñòðàíñòâåííî–âðåìåííûõ, ïðè÷èííî–ñëåäñòâåííûõ. Îðèåíòàöèÿ â ïðîñòðàíñòâå çàêëàäûâàåòñÿ, ïðåæäå âñåãî, íà ýòàïå ïîëçàíèÿ. Áëàãîäàðÿ ýòîìó ñïîñîáó ïåðåäâèæåíèÿ, ôîðìèðóþòñÿ ïðåäïîñûëêè äëÿ îñâîåíèÿ ãðàììàòèêè ðîäíîãî ÿçûêà.

Читайте также:  Ребенок три месяца нормы развития

Ïîëçàíèå òàêæå ÿâëÿåòñÿ ïðîôèëàêòèêîé ïðîáëåì ñ ÷òåíèåì è ïèñüìîì. Åñëè íåäîñòàòî÷íî ðàçâèòà êîîðäèíàöèÿ äâèæåíèé, ðàáîòà êàæäîãî ïîëóøàðèÿ â îòäåëüíîñòè è ìåæïîëóøàðíîå âçàèìîäåéñòâèå, ó ìëàäøåãî øêîëüíèêà âîçìîæíû ïðîáëåìû ïðè ïèñüìå. Ó íåãî áóäåò ãðÿçü â òåòðàäÿõ, ïëîõîé ïî÷åðê. Ìíîãèå äåòè, èìåþùèå äèñëåêñèþ è äèñãðàôèþ, ïðîïóñòèëè ñòàäèþ ïîëçàíèÿ. Åñëè ðåá¸íîê íå îñâàèâàåò ýòîò âàæíûé ýòàï ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, áóäåò ïðîïóùåí è âàæíûé ýòàï ðàçâèòèÿ ìîçãà. Åñëè ðàçâèòèå ðåá¸íêà ïðîèñõîäèëî ñ èñêàæåíèåì, ïðîñòðàíñòâåííûå ñâÿçè èì áûëè îñâîåíû íå â ïîëíîé ìåðå, òî è âîñïðèÿòèå ïðîñòðàíñòâà áóäåò èñêàæåíî.

Ó ìíîãèõ íûíåøíèõ äåòåé äâèãàòåëüíîå ðàçâèòèå ïðîèñõîäèò ïðèìåðíî ñëåäóþùèì îáðàçîì: ðåá¸íîê äîëãî ëåæèò íà ñïèíå, íå ïîâîðà÷èâàåòñÿ. Çàòåì îí êàê-òî î÷åíü áûñòðî ïîâåðíóëñÿ, ñðàçó ñåë. Íå ïîëçàë âîîáùå èëè ïîëçàë ìàëî íà ÷åòâåðåíüêàõ, èëè ïîëçàë òîëüêî íàçàä. Ïîòîì ÷åðåç î÷åíü êîðîòêîå âðåìÿ âñòàë. Ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî íåêîòîðûå ýòàïû ðåá¸íîê ïðîñòî íå ïðîõîäèò, îí èõ èãíîðèðóåò.

äâèãàòåëüíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà

Ó ðåá¸íêà ïðè ýòîì èìååòñÿ ãèïåðòîíóñ (ïîâûøåííûé òîíóñ) èëè ãèïîòîíóñ (ïîíèæåííûé òîíóñ). Âðà÷è ÷àñòî ñòàâÿò äèàãíîç «ìûøå÷íàÿ äèñòîíèÿ», à ìàìû ìîãóò æàëîâàòüñÿ, ÷òî ðåá¸íîê õîäèò íà ïàëüöàõ íîã, íå îïèðàÿñü íà âñþ ñòîïó.

Ïðîáëåìû ñ òîíóñîì ìîãóò ñîõðàíÿòüñÿ ó ðåá¸íêà äî 5, 8 è äàæå äî 10 ëåò, à â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ è äî áîëåå ïîçäíåãî âîçðàñòà. Òàêîé ðåá¸íîê ìîòîðíî íåëîâîê, íåóêëþæ, î÷åíü òðàâìàòè÷åí.

Ïðè êîïèðîâàíèè ýòàëîíà (ñïåöèàëüíî ðàçðàáîòàííîé ãåîìåòðè÷åñêîé ôèãóðû), ðåá¸íîê òàêæå ñòðàííûì îáðàçîì âñ¸ èñêàæàåò, íàïðèìåð, ðåá¸íîê ìîæåò ïåðåâîðà÷èâàòü ðèñóíîê íà 90◦ ïðè íåèçìåííîì ïîëîæåíèè ýòàëîíà (èçìåíåíèå íàïðàâëåíèÿ âîñïðèÿòèÿ ñ ãîðèçîíòàëüíîé íà âåðòèêàëüíóþ îñü), ÷òî ïðèâîäèò ê òðóäíîñòÿì â îâëàäåíèè ïèñüìîì, óñâîåíèè îáðàçà áóêâ, ôîðìèðîâàíèè ðàçðÿäíîñòè ÷èñëà. Ýòà æå ôèãóðà ìîæåò áûòü ïåðåâ¸ðíóòà è íà 180 ãðàäóñîâ. Íåêîòîðûå ðèñóíêè äàæå íåâîçìîæíî óçíàòü. Ìîãóò áûòü ñëåïêè èç ÷àñòåé ôèãóðû, ôðàãìåíòàðíîñòü, òàê íàçûâàåìàÿ õàîòè÷íîñòü, ìîçàè÷íîñòü âîñïðèÿòèÿ. Ðåáåíêîì ìîæåò èãíîðèðîâàòüñÿ ëåâàÿ èëè ïðàâàÿ ñòîðîíà ëèñòà. È åñëè ðåá¸íîê òàê âîñïðèíèìàåò, òàê ñ÷èòûâàåò îêðóæàþùèé ìèð, òàê åãî «âèäèò», òî îí òàêîé ìèð èñêàæàåò. Ó òàêîãî ðåá¸íêà áóäóò îøèáêè ïðè ïèñüìå.

Äàëåå âîçíèêàåò öåëûé ðÿä ôåíîìåíîâ. Åñëè èñêàæàåòñÿ äâèãàòåëüíàÿ ñôåðà – èñêàæàåòñÿ è ðå÷åâîå ðàçâèòèå. Ðåá¸íîê ìîæåò íå ãîâîðèòü äî 3–4 ëåò, èëè ãîâîðèò îäíîñëîæíûå ñëîâà, ó íåãî íåò ôðàçîâîé ðå÷è, âîçíèêàåò ïðîáëåìà ñ ïðîèçíîøåíèåì çâóêîâ («êàøà âî ðòó»). Òàêèì îáðàçîì, ìîæíî âèäåòü öåëûé ðÿä ïðîáëåì, êîãäà èç îäíîãî ñëåäóåò äðóãîå. Åñëè ó ðåá¸íêà äâèãàòåëüíàÿ ñôåðà äåôèöèòàðíà, ðå÷åâàÿ ñôåðà äåôèöèòàðíà, òî è ýìîöèîíàëüíàÿ ñôåðà òîæå áóäåò ñòðàäàòü. Åñëè ðåá¸íîê ðàñòîðìîæåí – ó íåãî ìîãóò áûòü íåàäåêâàòíûå îòíîøåíèÿ ñ ðîäèòåëÿìè, ó÷èòåëÿìè è ñî ñâåðñòíèêàìè. À åñëè ðåá¸íîê ôèçè÷åñêè ñëàáûé, áûñòðî óñòà¸ò, ÷àñòî áîëååò, òî ýòî ìîæåò âûçâàòü ãèïåðîïåêó ñî ñòîðîíû ðîäèòåëåé, è èíîãäà ðåá¸íîê ìîæåò ñòàòü êàïðèçíûì, íå ñîáëþäàòü ñîöèàëüíûå íîðìû ïîâåäåíèÿ. Ïðîáëåìû áóäóò íàðàñòàòü, è óæå ê 9–10 ãîäàì ýòîò êëóáîê áûâàåò î÷åíü ñëîæíî ðàñïóòàòü.

Ìíîãèå îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ðåá¸íêà ìîæíî ñêîððåêòèðîâàòü ñ ïîìîùüþ êîððåêöèîííî-ðàçâèâàþùèõ è ôîðìèðóþùèõ çàíÿòèé ïî «ìåòîäó çàìåùàþùåãî îíòîãåíåçà», ïðîéäÿ ñ íèì âñå ýòàïû åãî ñåíñîìîòîðíîãî (äâèãàòåëüíîãî) ðàçâèòèÿ çàíîâî, íà÷èíàÿ ñ ðîæäåíèÿ.

äâèãàòåëüíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà

Источник

При нормальном психическом развитии к
концу этого этапа наблюдается выраженная
дифференцированность сенсорных реакций,
которые можно оценить, наблюдая за
игровыми действиями ребенка. Он радостно
играет в прятки, звонит в колокольчик,
привлекая внимание окружающих, играет
со своим изображением в зеркале, ищет
спрятанный предмет, предпочитает
пользоваться звучащими игрушками,
начинает применять предметы по их
назначению — пить из чашки, есть ложкой
и т. п.

Формирование психических функций у
ребенка раннего возраста в значительной
степени зависит от условий среды и
воспитания. При этом ведущая роль
принадлежит общению с матерью. Наши
наблюдения показывают, что развитие
этой «взаиморегулирующей» системы
«мать — ребенок» составляет основу для
формирования всех психомоторных функций
у здорового ребенка и особенно у детей
с отклонениями в развитии.

Роль упражнений анализаторных систем
в созревании коры головного мозга была
экспериментально доказана многочисленными
исследованиями. В частности, еще в 1956
г. Б.Н. Клоссовским и Е.Н.
Космарской было показано, что полное
одномоментное выключение рецепторов
зрительного, слухового и вестибулярного
анализаторов у щенков раннего возраста
приводит к замедлению роста мозга.
Последующие исследования многих авторов
показали, что лишение зрительного,
слухового, двигательно-кинестетического
анализаторов специфических раздражителей
в раннем возрасте, особенно в период их
интенсивного формирования, ведет к
уменьшению величины корковых отделов,
в которых осуществляется анализ и синтез
этих раздражителей. Таким образом,
поскольку созревание мозга после
рождения находится в тесной связи с
функционированием анализаторов, особо
важное значение приобретает ранняя
диагностика сенсорных и двигательных
дефектов и их своевременная коррекция.

Особо важная роль в психическом развитии
ребенка принадлежит речи, причем не
только в развитии высших форм логического
мышления, но и в формировании восприятия.
Речевое недоразвитие обычно сочетается
с отставанием в общем психическом
развитии.

Наиболее серьезные нарушения в развитии
имеют место при сложном дефекте. Так, у
детей с церебральным параличом
двигательные нарушения часто сочетаются
с дефектами зрения, слуха, которые при
отсутствии ранней коррекционной работы
приводят к отставанию в психическом
развитии.

Развитие психики ребенка зависит от
его взаимодействия с внешним миром.
Специфика сложного дефекта при детском
церебральном параличе накладывает
ограничения на это взаимодействие, что
является одной из причин нарушений
психического развития.

У детей с сенсорными и двигательными
дефектами не развивается предметное
восприятие и с трудом формируются
предметные действия.

Для развития восприятия предметов
окружающего мира важное значение имеет
согласованность движений руки и глаза.
У детей с дефектами зрения, детским
церебральным параличом зрительно-моторная
координация развита недостаточно.

Читайте также:  Фгос дошкольного образования о физическом развитии ребенка

При нарушениях слуха также создаются
неблагоприятные условия для психического
развития ребенка. В этих случаях отчетливо
выражено отставание в развитии речи,
затруднено формирование словесно
опосредованных форм памяти,
словесно-логического мышления, навыков
общения.

Ребенок с двигательными и сенсорными
дефектами развивается в условиях
своеобразной сенсорной и двигательной
депривации.

Для многих детей с отклонениями в
развитии характерно задержанное
формирование гностических функций.
Гнозис представляет собой сложный
комплекс аналитико-синтетических
процессов, направленных на распознавание
объекта как целого и отдельных его
характеристик.

Недостаточная сформированность
зрительного гнозиса проявляется в
трудностях узнавания некоторых
изображений, особенно заштрихованных,
перевернутых, недорисованных. Специфическим
проявлением недостаточности зрительного
гнозиса у детей с отклонениями в развитии
является трудность выделения целостного
изображения из фона.

Недостаточность слухового гнозиса
проявляется в основном в несформированности
фонематического восприятия, что
задерживает становление понимания
речи, звукопроизношения, а в дальнейшем
— навыков письма.

У большинства детей с отклонениями в
развитии значительно нарушено формирование
пространственных представлений.
Восприятие пространства — результат
совместной деятельности различных
анализаторов, среди которых особо важная
роль принадлежит двигательно-кинестетическому.
При выраженности пространственных
нарушений дети испытывают затруднения
при выполнении таких заданий, как
сложение разрезных картинок, копирование
фигур из палочек, кубиков.

У многих детей с отклонениями в развитии
наблюдается недостаточность тонких
дифференцированных движений пальцев
рук, что задерживает у них развитие
предметно-практической деятельности.

Формирование зрительно-моторной
координации в младенческом возрасте

Зрительно-моторная координация —
согласованность движений и их элементов
в результате совместной и одновременной
деятельности зрительного и
мышечно-двигательного анализаторов.

Свою работу по формированию
зрительно-моторной координации начинает
с:

Нормализации положения кисти и пальцев
рук.

С первых недель жизни посредством легких
прикосновений и поглаживаний ворсовой
щеткой с наружной поверхности сжатой
в кулак кисти в направлении от кончиков
пальцев к лучезапястному суставу
вызывают раскрытие кисти и веерообразное
разведение пальцев. Пассивно отводят
большие пальцы от ладони и удерживают
их в таком положении некоторое время,
что затем фиксируется с помощью лангет
на занятиях ЛФК. Упражнение проводится
ежедневно по 3 раза.

Развитие хватательной функции руки.

Стимуляция кинестетических ощущений
и развитие их на основе пальцевого
осязания.

Формирование манипулятивной функции
рук и дифференцированных движений
пальцев рук.

Комплексный характер занятий у дефектолога
предусматривает развитие всех сторон
деятельности ребенка. Учитывая это, все
занятия сопровождаются речевыми
инструкциями и комментариями. Кроме
того, в плане намечаются специальные
занятия по развитию понимания речевых
инструкций в конкретной ситуации.

Важной предпосылкой, способствующей
формированию понимания речи у детей,
является развитие кожно-кинестетического
анализатора. Недостаток кинестетических
ощущений тормозит становление правильного
восприятия окружающих предметов, которое
создается благодаря зрительно-моторной
координации. Ребенок запоминает лучше
названия тех предметов, с которыми он
активно манипулирует.

Стимуляция развития сенсорно-моторного
поведения и голосовых реакций

Важным для психического развития ребенка
первого года жизни является накопление
им сенсорно-моторного опыта.

Познание ребенком окружающей
действительности прежде всего основывается
на ощущениях и восприятиях. Ребенок
узнает об окружающих предметах и явлениях
при помощи зрения, слуха, осязания, и
лишь в дальнейшем в процесс познания
включаются речь, память, представления,
мышление.

Таким образом, восприятие составляет
основу всей познавательной деятельности
ребенка. Поэтому воспитание сенсорных
функций на первом году жизни имеет очень
большое значение для всего последующего
развития.

Сенсорные функции развиваются в тесной
взаимосвязи с двигательными навыками,
формируя целостную интегративную
деятельность — сенсорно-моторное
поведение, лежащее в основе развития
интеллектуальной деятельности и речи.
Для детей с задержкой психомоторного
развития важно с первых месяцев жизни
стимулировать накопление чувственного
опыта, сочетая его с моторной активностью.

Ребенка необходимо обучать комплексному
обследованию окружающих предметов с
привлечением зрения, слуха, движений
рук. Это должно осуществляться в процессе
повседневного ухода за ребенком.

Для сенсорного воспитания важное
значение имеет правильная организация
сенсорно-моторного окружения. Ребенок
должен находиться в светлой комнате. В
возрасте 1 ½-2 1/2 мес в кроватке подвешивают
игрушки на расстоянии не ниже 40—50 см
от глаз ребенка. Игрушки должны легко
приходить в движение.

С 3-5 месяцев, когда дети начинают обращать
внимание на форму и цвет предметов,
большое значение приобретает фактор
новизны. Поэтому игрушки должны быть
разнообразными по цвету и форме и
периодически меняться. В этом возрасте
их следует подвешивать на расстоянии
вытянутых рук, чтобы ребенок легко мог
их схватить, ощупать.

Кроме подвешенных игрушек, в комнате,
где находится ребенок, необходимо на
доступном для обзора месте помещать
крупные объемные и плоские игрушки или
картины. Взрослый активирует процесс
зрительного и слухового восприятия,
организует его.

Стимуляция становления двигательных
функций

Своевременное становление двигательных
навыков является одним из основных
показателей хорошего физического и
нервно-психического развития ребенка
первого года жизни.

Движения, развивающиеся в результате
созревания мозга, в свою очередь оказывают
влияние на физиологические процессы,
происходящие в нервной системе, и
способствуют дальнейшему двигательному,
психическому и речевому развитию.

Знание этих этапов является основой
для целенаправленной онтогенетической
стимуляции развития статических и
локомоторных функций. В зависимости от
структуры дефекта стимуляция двигательного
развития предполагает два варианта.

Онтогенетически последовательная
стимуляция двигательных функций при
отсутствии необходимости торможения
патологической постуральной активности.
У таких детей нарушения мышечного тонуса
(гипертония, дистония, гипотония) не
сочетаются с позотоническими рефлексами.

Иногда мышечный тонус нормальный.
Методист последовательно тренирует
развитие цепных симметричных рефлексов
(реакции выпрямления и равновесия) в
различных положениях соответственно
возрасту ребенка, а иногда и несколько
опережая нормальные временные параметры
их становления.

В положении ребенка лежа на животе
тренируют лабиринтный установочный
рефлекс на голову, приподнимание головы
с опорой на предплечья, а затем на
вытянутые руки, повороты с живота на
спину, ползание, вставание на четвереньки,
на колени, вставание на ноги.

В положении ребенка на спине тренируют
приподнимание головы и верхней части
туловища при тракции за руки или плечевой
пояс, повороты со спины на бок и на живот.
Когда ребенок хорошо освоит повороты
на живот, его обучают умению самостоятельно
садиться и сидеть, сохраняя равновесие.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник